Основные принципы работы службы медиации в образовательном учреждении
статья по психологии

Пермякова Анастасия Александровна

Статья для педагогов и родителей, посвященная основным принципам службы медиации  вобразовательном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mediatsiya.docx15.45 КБ

Предварительный просмотр:

Основные принципы работы службы медиации в образовательном учреждении

«Я не хочу учиться в этом классе», «Эти ученики никак не могут перестать ссориться…», «Он плохо себя ведет…» - такие и похожие фразы можно услышать в любой школе. В их основе лежит тот простой факт, что людям из-за сильных эмоций трудно услышать друг друга. В результате разногласий накаливается недопонимание, которое часто переходит в конфликт. А что такое конфликт? Это неизбежное явление социальной жизни, которое заключается в столкновение интересов нескольких или двух лиц, в разногласие точек зрения или мнениях, противостояние в процессе достижения целей. Такое явление возникает практически в любой сфере жизнедеятельности человека, и школа здесь не является исключением.

Очень часто получается, что конфликты кажутся совершенно неразрешимыми, людям трудно найти общий выход из ситуации, трудно услышать друг друга и, как результат, спор затягивается, а в худшем варианте выходит из-под контроля. Жить, находиться, а уж тем более учиться в такой обстановке довольно трудно.

Как же образовательное учреждение может помочь участникам выйти из конфликта?

Конечно, способов огромное множество, но один из наиболее эффективных - это обращение в службу школьной медиации. Медиация – это способ решения конфликтов мирным путем на основе выработки сторонами взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и незаинтересованного лица.

У каждого участника образовательного процесса - будь-то родитель, ученик, педагог  или член администрации - есть возможность обратиться в службу школьной медиации и получить помощь в разрешении спорной ситуации. Целью службы школьной медиации является содействие в  развитии способности к взаимопониманию, движение к мирному разрешению споров и конфликтных ситуаций в школьном сообществе.

Основным и важным принципом процесса медиации является добровольность. Ведь для  успешного решения спора или конфликта важна  активная заинтересованность каждой конфликтующей стороны. В таком случае можно говорить о том, что люди настроены на диалог, сотрудничество и возможность прийти к решению, которое удовлетворит  каждую из сторон.

Не менее важным условием является равноправие сторон. Каждый участник имеет возможность высказать свою точку зрения, поделиться своим мнением, предложить свои варианты выхода из конфликта, а также имеет право быть услышанным как оппонентом, так и медиатором.

В процессе медиации достаточно важную роль занимает сам медиатор. Это нейтральный, незаинтересованный человек, который является посредником между конфликтующими сторонами. Медиатор не может занимать чью-либо сторону конфликта, он в равной степени поддерживает желание каждого из участников найти наилучший вариант выхода из сложившийся ситуации. Он помогает оппонентам наладить конструктивный диалог, создает атмосферу взаимоуважения и доверия для поддержания наиболее благоприятных условий с целью проведения психологически и эмоционально комфортного процесса медиации.

Медиатор не несет ответственности за примирение сторон. Однако он ответственен за безопасность участников во время встречи, за соблюдение правил и принципов самого процесса, а также за неразглашение информации, касающийся процесса медиации, т.к. сама процедура носит конфиденциальный характер. Это означает, что в конце встречи участники процесса и медиатор договариваются о том, какая информация может быть озвучена сторонним лицам. Данный пункт, строго прописывается в договоре и четко соблюдается каждым из участников. Медиатор вправе вести записи и составлять отчеты по ходу и итогам процесса.

Сама по себе процедура медиации не несет в себе цель обязательно примирить стороны. Основная задача - это помочь конфликтующим сторонам самостоятельно найти выход из конфликта, заключить договор, который устроил бы каждую сторону для дальнейшего взаимодействия и нахождения в одном коллективе. Это прекрасная возможность получить навык конструктивного диалога, научиться слушать и слышать оппонента и вместе с ним  найти выход из конфликтной ситуации.

Автор педагог-психолог гимназии №540

Пермяков Анастасия Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по внедрению практики восстановительного подхода в разрешении конфликтных ситуаций и организации деятельности Служб примирения в образовательных учреждениях.

Скажите в ваших ОУ есть  ученики, прогуливающие уроки?Прибегают ли некоторые дети к асоциальным способам поведения  для поддержания своего статуса в коллективе?А бывает, что учащиеся или род...

Методические рекомендации по внедрению практики восстановительного подхода в разрешении конфликтных ситуаций и организации деятельности Служб примирения в образовательных учреждениях.

Скажите в ваших ОУ есть  ученики, прогуливающие уроки?Прибегают ли некоторые дети к асоциальным способам поведения  для поддержания своего статуса в коллективе?А бывает, что учащиеся или род...

План работы службы медиации

Приказ о создании службы. План работы...

Роль взаимодействия служб специального коррекционно-образовательного учреждения при решении задач комплексного сопровождения детей с ТМНР

В соответствии с Федеральными Государственными требованиями и стандартами  образования в настоящее время содержание коррекционной работы в нашей школе  направлено на создание системы комплек...

План работы Службы медиации

План работы Службы медиациимуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №7 г.о. Чехов Московской области на 2020-2021 учебный год....

Кадровое обеспечение государственной службы на примере образовательного учреждения

Важная задача системы профессионального образования - создать условия для успешного функционирования всех звеньев системы кадрового обеспечения, что, в свою очередь, требует по-новому организовать раб...

Организация деятельности служб примирения в образовательных учреждениях

Служба примирения — это новая технология решения конфликтныхситуаций в школе с привлечением детей, модераторов. Когда взрослый человекначинает разрешать школьные конфликты, он прибегает к манипу...