Адаптация ребёнка в 1 классе
статья по психологии

Авдеева Вероника Витальевна

В данной статье раскрывается тема, посвящённая адаптации ребёнка в первом классе. Представлено определение школьной адаптации. Рассматриваются задачи ребёнка при переходе из дошкольного учреждения в школьное. Показаны причины школьной дезадаптации и как её вовремя заметить. Что подстерегает детей в процессе адаптации к школе в первый год обучения. Даны рекомендации  родителям на данный период в жизни ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_rebyonka_v_1_klasse.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация младших школьников

Аннотация

В данной статье раскрывается тема, посвящённая адаптации ребёнка в первом классе. Представлено определение школьной адаптации. Рассматриваются задачи ребёнка при переходе из дошкольного учреждения в школьное. Показаны причины школьной дезадаптации и как её вовремя заметить. Что подстерегает детей в процессе адаптации к школе в первый год обучения. Даны рекомендации  родителям на данный период в жизни ребёнка.

Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. «Благополучное сочетание социальных внешних условий ведёт к адаптированности, неблагополучное – к дезадаптации». [1]

Проходя каждый день мимо школы, все чаще и чаще замечаю отрицательно настроенных первоклассников на новый учебный день.

Предстоящий год для детей, пришедших из дошкольного учреждения в первый класс, является переломным. Меняется  всё привычное , в жизни ребёнка появляются новые знакомства, новые обязанности, а также увеличивается нагрузка, что очень сильно влияет на психику ребёнка

Д. Б. Эльконин выделял стадии возрастной периодизации, обращаясь к этому, мы можем заметить, что в период дошкольного детства (3-7 лет) ведущая деятельность является сюжетно-ролевая игра.[2] Этот возраст является самым беззаботным, дети большую часть своего времени играют. Всё это резко меняется, когда ребёнок пришёл в первый класс, где игры сменяются учебными занятиями.

Придя в школу задачей ребёнка является:

  • Познакомиться с новым детским коллективом, а так же с учителем;
  • Учиться выполнять новые задания и требования.

К сожалению, не все дети справляются с этими изменениями благополучно, организм  младших школьников у всех реагирует по-разному.

Школьная дезадаптация – это нарушение адекватных механизмов адаптации ребенка к школьной среде, влияющее на его учебную продуктивность и взаимоотношения с окружающим миром.[4]

Причин школьной дезадаптации много, к ним относятся: недостаточная готовность к школе, неприспособленность к школьному темпу, ребёнок не может наладить контакт со сверстниками .

Что бы вовремя обнаружить дезадаптацию у младших школьников, в этот период нужно очень внимательно наблюдать за поведением и здоровьем ребёнка.

Признаки школьной дезадаптации:

  • Повышенная утомляемость, боли в животе, головные боли, нарушение сна, нарушение аппетита, слабость и т. п.;
  • Негативное отношение к школе, нежелание дружить со сверстниками, плохая успеваемость;
  • Импульсивность, зажатость, агрессивность, неконтролируемое поведение.

Изучая поведение шести- и семилетних детей, первоклассников, Т. В. Дорожовец обнаружила три дезадаптационных стиля: аккамодационный, ассимиляционный и незрелый.

Аккомодационный стиль отражает стремление ребёнка к полному подчинению своего поведения требованиям среды.

 Для ассимиляционного стиля характерно стремление ребёнка подчинить социальную среду своим потребностям.

Наиболее трудно адаптируемые дети с незрелым стилем, когда он обусловлен недостаточным развитием воли.[3]

В ходе педагогической практики, мы провели наблюдение. Во время анализа было замечено, что сложнее всего было адаптироваться к новой среде, детям с ярко выраженной гиперреактивностью. Им было очень тяжело сидеть за партой, во время урока они постоянно вскакивали и ёрзали на стуле, также дети вставали из-за парты без разрешения учителя, ходили по классу, затем дети очень громко говорили и отвлекали одноклассников.

 Также мы выделили ещё одну категорию детей. Эти дети очень часто отвлекались на посторонние предметы, им было тяжело концентрироваться на учителе, не шумели, старались не отвечать на вопросы, пока их не спросит учитель лично. К сожалению, данная категория детей примерно через 10-15 минут теряла интерес к учебной деятельности.

Как же помочь ребёнку справиться с такой задачей без ущерба для его здоровья, научиться выполнять новые задания и требования учителя, привыкнуть к новым правилам и плавно перейти в новую учебную деятельность. В силу нехватки времени, к сожалению, родители не всегда имеют возможность проводить ребёнка в школу, но ведь это очень важно для ребёнка на данном этапе, постарайтесь провожать ребёнка в школу и забирать, даже если школа находится в двух шагах от дома. Лучше избегать такого вопроса как: «Какую ты получил сегодня оценку?»  Лучше задать вопрос: «Чем тебе запомнился сегодняшний день?», «Что интересного ты для себя сегодня узнал?». Необходимо быть рядом с ребёнком в данный период, начинать разговор про день в школе предельно чутко и сдержанно.

Обязательно в каждой работе найдите, за что можно было бы похвалить школьника. Также можно вместе с ребёнком составить распорядок дня и следить за тем как ребёнок его выполняет.  

Очень важно родителям относиться к детям во время адаптации наиболее внимательно. Все изменения в поведении младшего школьника важно замечать сразу и пытаться понять, с чем связаны изменения в организме или же непосредственно поведения, помочь направить всю энергию в нужное русло и не игнорировать первые признаки школьной дезадаптации.

Самым главным компонентом благополучной адаптации ребёнка является создание благоприятных условий для протекания данного периода, поддержка родителей и конечно же внимание учителя, все это очень хорошо будет отражаться на психосоматике ребёнка и отношении к миру в целом.

Библиография.

  1. Большая книга детского психолога. Часть 1- Широкова Г. А. Стр. 256.
  2. Периодизация психического развития в возрастной психологии - https://bookap.info/genpsy/hilko_vozrastnaya_psihologiya_konspekt_lektsiy/gl6.shtm
  3. Большая книга детского психолога. Часть 1- Широкова Г. А. Стр. 259.
  4. https://japsix.ru/shkolnaya-dezadaptatsiya-prichiny-proyavleniya-korrektsiya-profilaktika/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Адаптация ребёнка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ"

Константинова Ирина Сергеевна"Адаптация ребёнка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ"...

Обеспечение успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального общего образования на основную

Адаптация пятиклассников (возрастные особенности, основные проблемы, рекомендации)...

УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ СО СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВНУЮ СТУПЕНЬ

Адаптация – процесс присущий каждому человеку.  На протяжении всей своей жизни человек переживает  его несколько раз.   Существует три переломных момента, которые ребенок проходит ...

Анкета "Адаптация ребёнка к обучению в пятом классе"

Анкета  "Адаптация ребёнка к обучению в пятом классе". По результатам анкетирования составляются диаграммы, анализируя которые возможно прогнозирование дальнейшей работы с детьми и их родите...

Адаптация ребёнка в 5 классе

Презентация к первому родительскому собранию в 5 классе....

Буклет «Рекомендации учителю по проблеме адаптации ребёнка в 1 классе»

Буклет «Рекомендации учителю по проблеме адаптации ребёнка в 1 классе»...