УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ СО СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВНУЮ СТУПЕНЬ
методическая разработка (5 класс) по теме

Адаптация – процесс присущий каждому человеку.  На протяжении всей своей жизни человек переживает  его несколько раз.   Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в средний пятый класс, и переход из среднего звена в старший.  Наиболее сложным для пятиклассника является переход от одного привычного учителя к взаимодействию с несколькими учителями- предметниками. Ломаются привычные стереотипы и самооценка ребенка. Ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько.  Поэтому я поставила задачу: познакомить детей со всеми учителями – предметниками, которые будут работать в нашей группе. Изучили имя и отчество преподавателей,  и какой предмет они преподают. Зная с первого класса своих воспитанников, я их настраивала на лучшее, объясняла, что новые учителя вас знают и ко всем относятся положительно. Провела беседы на тему: «Я и другие. Я глазами других», «Мы будущие старшеклассники», «Мир детей в пространстве мира взрослых»(игра-викторина). Также с воспитанниками провела анкетирование «Младший подросток».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «МАМАДЫШСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА»

УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИРЕБЁНКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ СО СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВНУЮ СТУПЕНЬ

(Выступление на педагогическом совете)

Воспитатель I квалификационной

                                                                                                                          категории Петухова Т.С.

Ноябрь, 2012г.

Добрый день дорогие коллеги!

Адаптация – процесс присущий каждому человеку.  На протяжении всей своей жизни человек переживает  его несколько раз.   Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в средний пятый класс, и переход из среднего звена в старший.  Наиболее сложным для пятиклассника является переход от одного привычного учителя к взаимодействию с несколькими учителями- предметниками. Ломаются привычные стереотипы и самооценка ребенка. Ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько.  Поэтому я поставила задачу: познакомить детей со всеми учителями – предметниками, которые будут работать в нашей группе. Изучили имя и отчество преподавателей,  и какой предмет они преподают. Зная с первого класса своих воспитанников, я их настраивала на лучшее, объясняла, что новые учителя вас знают и ко всем относятся положительно. Провела беседы на тему: «Я и другие. Я глазами других», «Мы будущие старшеклассники», «Мир детей в пространстве мира взрослых»(игра-викторина). Также с воспитанниками провела анкетирование «Младший подросток».

Помочь младшему подростку(10-12лет) прожить критический период своей жизни с наименьшими для себя потерями, состояться как личность в этот переходный период задача всего педагогического коллектива и родителей, а особенно помочь родителя. Поэтому  мы в начале учебного года вместе с классными руководителями посещали каждую семью, вели беседу с каждым родителем индивидуально о готовности ребят в пятый класс. Узнавали, чем живет ребенок, чем интересуется. Рассказывали, что в новом учебном году прибавиться другие предметы и будут другие учителя.  Дали рекомендации, направления по каким предметам заниматься дома.  Родители не остались в стороне, а приняли активное участие в жизни своего ребенка. Почти каждый день звонят, интересуются поведением и успеваемостью ребенка.

Для младшего подросткового возраста характерной особенностью является представление или ощущение себя в известной мере взрослым . Именно поэтому адаптационный период пятиклассников предполагает значительную долю их самостоятельной деятельности.  Возраст учащихся пятиклассника можно назвать переходным  от младшего  школьного к младшему подростковому.Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости –главного новообразования младшего подростка.  В  связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в познавательной  сфере младшего подростка : замедляется темп  его деятельности,на выполнение определенной работы. Теперь школьнику требуется больше времени.  Дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают, раздражительны,  капризны, их настроение часто меняется.  Это является причиной замечаний, наказаний,  приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношении.

Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со  стороны взрослых,  поскольку не всегда может сам ориентироваться в новых требованиях школьной жизни. Например, первый раз нам пришлось дежурить по школе. Ребята так ждали этого дежурства (очень хотели стоять на постах и делать замечания сверстникам и старшим ребятам). Первые три  дня дежурили с желанием, на четвертый день желания детей снизилось.  Я собрала всю группу и разъяснила, что начатое дело нужно доводит до конца. К любому поручению нужно относиться ответственно.  

Конечно же, при переходе в пятый класс мы почувствовали снижение интереса к учению и успеваемости: появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания учителей, воспитателей и во взаимоотношениях со сверстниками. Всё это наблюдается в нашей пятой группе. Очень трудно дается русский язык. Незнакомые термины, слова, особенно сложно дается выучить правила Кашапову,  Валееву, Шарифуллину.  С каждым учеником  виду индивидуальную работу во время самоподготовки. Сначала с детьми,  которые уходят домой, а потом занимаюсь дополнительно с детьми, которые остаются в интернате. Так  как дети перешли в пятый класс домашнего задания прибавилось, и детям стало  сложно все это охватить и выполнить .Несмотря на трудности мы очень стараемся .

     Класс очень активный,  дружный, творческий.  Все они  приветливые, ответственные, добрые. Умеют переживать за себя и за  других легко вовлекаются во все виды деятельности. Взаимоотношение детей хорошие, ровные.  К трудовым поручениям относятся ответственно, умеют начатое дело доводить до конца. Навыки самообслуживания сформированы. Класс нельзя назвать замкнутым.  Дети  очень общительны и заинтересованы в общении с другими классами. Учащиеся пятого класса очень хорошо относятся с окружающим : и к  педагогам и к другим детям они всегда приветствуют учителей  и друг –друга  . Культура поведения и общения учащихся  соответствует нормам.

      В классе  имеется структура с распределением и выполнением обязанностей, а так же сформирован актив , который занимается решением проблемных   вопросов  и организационными моментами  вовлекая в эту деятельность остальных членов класса. Практически все ученики задействованы в кружковой деятельности. Посещают с желанием  особенно футбол.

Я считаю, что моя группа прошла адаптацию положительно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования по Стандартам второго поколения

Данная программа является частью общеобразовательной программы начального общего образования ( ООП НОО) разработанная в МБОУ СОШ №3 2010 год в связи с участием школы в эксперименте по внедрению Станда...

Обеспечение успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального общего образования на основную

Адаптация пятиклассников (возрастные особенности, основные проблемы, рекомендации)...

Обеспечение преемственности образования между тремя ступенями:начальной, средней и старшей школой.

Выступление на заседании методического объединения учителей английского языка Зеленоградского округа г.Москвы....

ПРОГРАММА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»)

Личностное результаты и универсальные учебные действия обучающихся в Федеральном государственном образовательном стандарте и Образовательной системе «Школа 2100»...

Проектирование внеурочной деятельности обучающихся на основной ступени общего образования. Программа курса «История страны в истории края»

Данная программа  предполагает знакомство учащихся с историей деревень,  с некоторыми событиями, происходившими на территории нынешнего Масловского сельского поселения  на протяжении не...

Трудности и проблемы перехода учащихся из начальной школы на среднюю ступень обучения

В данной статье мы рассмотрели трудности, с которыми сталкиваются учащиеся 5 класса, сделали аспект на их эмоциональное состояние личности и обратили внимание родителей на неотъемлемую психологическую...

Проблемы преемственности по математике при переходе со ступени начального образования на ступень основного общего образования

 Переход со ступени начального образования на ступень основного общего образования – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из т...