Мотивация профессиональной деятельности
тест по психологии

Новоселов Андрей Михайлович

Методика К. Замфир в модификации А. Реана

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motivatsiya_prof_deyatelnosti.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О.________________________________________________

Школа №____ класс____

Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)

Инструкция: Прочитайте ниже перечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для Вас по пятибалльной шкале.

          Степень

             значимости

Мотив

1. в очень незначительной мере

2. в достаточно незначительной мере

3. в небольшой, но и в немаленькой мере

4. в достаточно большой мере

5. в очень большой мере

1. Денежный заработок

2. Стремление к продвижению по работе

3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег

4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей

5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других

6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы

7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности

Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)

 

Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации.

Напомним, что о внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама

по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.

Обработка:

Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.

 

ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2

ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3

ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4)/2

Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.

К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетания:

ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ. Наихудшим мотивационным комплексом является тип

ВОМ > ВПМ > ВМ _- ^

Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы.

При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.

Например, нельзя два нижеприведенных мотивационных комплекса считать абсолютно одинаковыми.

ВМ

НИМ

ВОМ

1.

1

2

5

^

2

3

4

И первый, и второй мотивационный комплекс относятся к одному и тому же неоптимальному типу

ВОМ > ВПМ > ВМ

Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности значительно негативнее, чем во втором. Во втором случае по сравнению с первым имеет место снижение показателя отрицательной мотивации и повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации.

По нашим данным, удовлетворенность профессией имеет значимые корреляционные связи с оптимальностью мотивационного комплекса педагога (положительная значимая связь, г = + 0,409). Иначе говоря, удовлетворенность педагога избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий —внешней отрицательной.

Кроме того, нами установлена и отрицательная корреляционная зависимость между оптимальностью мотивационного комплекса и уровнем эмоциональной нестабильности личности педагога (связь значимая, г = -0,585).

Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность педагога мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность педагога обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием

«не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой педагогической деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности. -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения

Руководитель как работодатель, заинтересован сегодня в высоком уровне профессионализмасвоих педагогови призван с этой целью совершенствовать все управленческие механизмы на институциональном уро...

Разработка открытого урока Тема урока: Портфолио в профессиональной деятельности человека. Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Мультимедийные технологии.Тема урока:  Портфолио в профессиональной деятельности человека.Цели урока: Учебные – закрепление основных технологий создания слайдовых презентаций с помощью программы ...

Интерес к профессиональной деятельности как фактор повышения учебной мотивации студентов

Статья напечатана в сборнике:Россия в XXI веке: итоги, вызовы, перспективы. Материалы II международной научно-практической конференции. – М.: НОУ «Институт экономики и предпринимательства»; Тюмень: ОО...

Влияние профессий будущего на повышение мотивации изучения и овладение навыками профессиональной деятельности студентами нашего техникума

Исследовательская работа  на тему :"Влияние профессий будущего на  повышение мотивации изучения и овладение навыками  профессиональной деятельности студентами нашего техникума"...