одаренный ребенок
статья по психологии

Казакова Ольга Васильевна

одаренный ребенок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл одаренный ребенок36.49 КБ

Предварительный просмотр:

Одаренный ребенок

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А.Сухомлинский

    Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы–формирование творческой и активной личности ученика. Главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики, которую начинаем проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучении психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления детей и общения с родителями.

Как показывает многолетняя практика, для успешного интеллектуального развития школьников недостаточно наличия хорошо организованной систематической напряженной общеобразовательной работы в школе. Необходимым условием этого является использование научных представлений и методов к проблеме выявления и развития одаренности. По последним данным примерно пятая часть детей в школьном возрасте, то есть приблизительно около 20% может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей действительно проявляют себя как одаренные.

Следовательно, проблема работы с талантливыми и одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.

Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами:

  • ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий;
  • требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высокообразованной и др.

Главной целью данной методической работы является создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Осознавая значимость данного направления, можно поставить следующие задачи:

  • создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
  • проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
  • максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий.

Глава 1. Теоретические аспекты детской одарённости

Особое место в формировании личности занимает психолого-педагогическая работа с одаренными детьми. Выделяют несколько основных подходов к теории и практике понимания, диагностики и развития одаренности:

1. Одаренность, представляемая как высокий уровень развития системы когнитивных процессов (внимания, памяти, мышления и воображения). Иногда к указанным процессам добавлялись мотивация и воля (Г.Мюнстерберг, Г.И.Россолимо, В.Мёде, Г.Пиорковский; У.Штерн и др.).

2. Одарённость, исследуемая как высокий уровень развития интеллекта, умственных способностей, измеряемых с помощью тестов интеллекта.

3. Одаренность, представляемая как характеристика дифференциальных различий, которые выражаются в общих или специальных способностях (Б.М.Теплов, В.А.Крутецкий, В.Д.Шадриков, В.Н.Дружинин).

4. Одаренность, рассматриваемая как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся в высокой исследовательской активности человека, в его возможностях легкого и творческого учения, к созданию новых творческих «продуктов» в науках, искусствах, технике, социальной жизни (А.М.Матюшкин, Н.Б.Шумакова, В.С.Юркевич, Е.Л.Яковлева, Д.Б.Богоявленская и др.).

Именно это разнообразие привело Министерство образования и науки РФ к необходимости создания «Рабочей концепции одаренности» (1998, 2003), которая была разработана в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети», как своеобразный компромисс основных позиций во взглядах ведущих специалистов.

Согласно данной концепции одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.

Таким образомсудить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности. Развитие деятельности приводит к получению творческого продукта, что, в конечном счете, определяет ценность одаренности.

Если обратиться к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «Одаренный» и «талантливый» употребляются как синонимы. В толковом словаре С.И.Ожегова понятие «одаренность» определяется как талантливость. А понятие «талантливость» определяется, как что-то обладающее талантом. «Талант», в свою очередь – как выдающиеся врожденные качества, особые природные способности, а «способность» - природная одаренность, талантливость.

В словаре В. Даля нет понятия одаренность или одаренный, но есть понятие «талант», которое характеризуется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности.

В словаре иностранных слов подчеркивается, что талант (гр. talant) - выдающиеся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается как состояние таланта.

Большая Советская энциклопедия характеризует одаренность, как высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности.

И так, в основе определения одаренности можно выделить опережающее интеллектуальное развитие и способность к творчеству. Непременная отличительная черта одаренного ребенка – оригинальность его мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения. Одаренные дети обладают обостренной наблюдательностью, как правило, их отличает великолепное чувство юмора. И еще одно выдающееся свойство – это громадное упорство в области их интересов.

Из сказанного можно сделать вывод, что говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем одаренность проявляется в успешности деятельности.

Реальная педагогическая практика научилась различать лишь три категории одаренных детей.

  • Первая категория одаренных, которую принято выделять, как детей с высокими показателями по уровню общей одаренности.
  • Вторая группа одаренных, на существование которых реагирует педагогическая практика, - дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Эту категорию детей чаще называют талантливыми.
  • К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»).

Таким образом, из сказанного выше можно сделать вывод, что однозначного понимания данных терминов нет, Можно лишь принимать мнения каждого из авторов, анализировать их и делать выводы, разделяя точку зрения одного из них. Либо обобщать все и приходить к своему пониманию данных понятий.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Это дает возможность учителю осуществлять более тонкий индивидуальный подход, раскрывать и развивать скрытый личностный потенциал учащихся. Учитель начальных классов в большей степени может самостоятельно определять уровень общей одарённости, так как наблюдает ребенка в разнообразных видах деятельности.

Основной миссией учителя является развитие личности ребенка, то есть стремление к более полной самореализации личностного потенциала.

Учитель «выращивает» способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий, через подготовку к участию в школьных, окружных, городских турах предметных олимпиад, проведении предметных недель.

Таким образом, перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у каждого ребёнка, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

Глава 2. Приёмы работы с одаренными детьми (из опыта работы)

I этап - увлечь! Выявление одаренных детей

Самый первый шаг в работе с такой категорией детей – это диагностика, выявление одаренных, мотивированных, творческих детей. Наблюдение за школьниками проводила во время урочной и внеурочной деятельности. Тот факт, что данные учащиеся были выделены с первых уроков, помогали мне развивать их в определенном, характерном для каждого направлении и прибавляло шансов достичь максимального уровня их развития.

Таким образом, каждый учащийся в классе выделяется в какой-то одной или даже нескольких областях, что доказывает один из существующих в психологии подходов к природе одаренности: «Все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен».

Для того чтобы реализовать дифференцированный подход в системе образования, изучила индивидуально – личностные особенности учащихся. Это позволило предопределить реакцию детей и дало возможность в выборе нужных методов обучения и воспитания. Поэтому работу в этом направлении начала с диагностики характерологических особенностей личности своих учеников и свойств их нервной системы. Кроме этого, определила уровень развития самоконтроля и самоанализа на старте (в 5 классе). По результатам диагностики составила краткий «портрет» каждого ученика. 

II этап – раскрыть! Направления работы с одаренными детьми на уроке

 Основной прием – индивидуализация заданий. Для эффективной организации работы на этом этапе важно не только иметь богатый инструментарий для формирования у детей базовых предметных знаний. Важно иметь широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности.

 С целью развития информационно коммуникативных компетенций у учащихся, активно работаю с компьютером, тем самым формирую более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Предлагаю учащимся выполнение презентации на уроке: учебно-тренировочные и дома: для сопровождения сообщений, докладов, подготовки к конкурсам, работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует коммуникативные компетенции.

Часто на уроке и при подготовке конкурсных и олимпиадных заданий обращаюсь к виртуальным словарям и энциклопедиям, сайтам с онлайн тестами. Использую средства Интернет и материалы мультимедийной продукции для творческой работы.

Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение одарённых учащихся в особые группы. Эти дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволяет создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и для максимально возможного развития всех учащихся. 

Существует несколько технологий обучения одаренных детей в обычном классе. В своей работе я использую технологию «Труднейший первый шаг». Сущность ее заключается в том, что учащимся предлагаю решить 5-6 сложных задач или упражнений из предложенной темы. Если они успешно справляются, то приобретают уровень «А», что означает отлично, и тогда могут использовать время, оставшееся для занятия на тот вид деятельности, который им интереснее и нужнее.

Этот метод использую на уроках: математики, целью которых является закрепление умений и навыков на практике во время изучения определенного правила, понятия. Причина, по которой этот метод работает, очень простая. Одаренные дети могут усваивать новые понятия быстрее и лучше запоминают то, что учат, следовательно, они и нуждаются в меньшей практике. 

Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными учащимися является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле, что способствует повышению познавательных интересов обучающихся. Позволяет воспринимать больший объем изучаемого материала. Повышает уровень мотивации, вызывает повышение творческой активности учащихся, позволяет формировать технологическую компетенцию.

В целях поддержки интереса к предметам и развития природных задатков учащихся на уроках я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используя логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности.

На уроках математики веду целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приёмов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности.

Использую дифференцированные задания разных уровней сложности. Причём, учащиеся сами выбирают соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Как правило, дифференцированные задания во время урока применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в процессе закрепления знаний. Этап закрепления – преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности. 

III этап – развить! Внеурочная деятельность как средство развития одарённости

Когда способности ребенка становятся очевидными, возникает необходимость их максимального развития. В рамках введения ФГОС второго поколения такая задача решается на внеурочных занятиях.

Самой распространенной формой организации внеурочной деятельности учащихся по интересам являются дополнительные занятия и кружки, система внеурочной проектно-исследовательской деятельности, которой присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества.

Цель этих объединений по интересам – увлечь ребенка в определенной сфере науки, привести в действие программу творческих открытий, расширить спектр деятельности. 

Одним из средств развития способностей является участие в олимпиадах и конкурсах. Подготовку к решению олимпиадных заданий провожу индивидуально. Для этого разработана программа подготовки к олимпиадам. Они ставят своей целью выявление учащихся, отличающихся наиболее глубокими знаниями и способностями по их применению в разных областях.

Олимпиады стимулируют интерес учащихся к приобретению новых знаний, предоставляют возможность самореализовываться. Обучающиеся могут сопоставлять собственные результаты с результатами других участников, совершенствовать навыки работы с тестовыми заданиями.

Так учащиеся моего класса с удовольствием участвуют и побеждают как в школьных, муниципальных конкурсах, так и во всероссийских, международных интеллектуальных конкурсах:  «Кенгуру», «Инфознайка» в дистанционных олимпиадах и конкурсах .У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой деятельности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

При обучении одаренных детей отдельно уделяю внимание научно-исследовательской деятельности учащихся, которая способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых знаний.

Задачи научно-исследовательской работы:

  • актуализация исследовательской потребности учащихся;
  • вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность;
  • помощь в выработке индивидуальной стратегии познания;
  • создание условий, стимулирующих познавательную активность;
  • повышение результативности изучения предмета;
  • развитие личностных, метапредметных и надпредметых умений учащихся через проектно-исследовательскую деятельность.

Организация исследовательского, творческого обучения позволяет активизировать процесс познания, развивать исследовательские и творческие способности. Возможность участвовать в проектах, научно-исследовательской деятельности может дать учащимся возможность прикоснуться к миру науки, приобрести бесценный опыт творческого и социального взаимодействия.

Принимая участие в школьной и муниципальных научно-практических конференциях, учащиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения. 

Развитию творческих коммуникативных способностей одаренных учащихся способствует проектная деятельность, направленная на интеграцию знаний и умений, полученных в процессе обучения на более высоком уровне. Каждый ученик в течение года становится участником или создателем одного из проектов. Широкое использование гласности, систематическое коллективное обсуждение результатов работы позволяет каждому видеть свои успехи и недостатки, сравнивать с результатами одноклассников, что формирует у ребят адекватную самооценку и способность самоконтролю и самоанализу.

Своим обучающимся, предлагаю разные виды проектов:

  • исследовательские проекты – нацеливают на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез;
  • продуктивные – дают возможность проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газет, видеофильма, плаката, рисунка и т.д.;
  • практико-ориентированные – направляют действия учащихся на решение реальных проблем.

Презентации выполняли все, но выгодно отличаются работы одаренных учеников.

Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе.

Работа с родителями одаренных детей

Важным моментом работы с одаренными детьми является комплекс мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями способных детей.

В семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребенка, поэтому практическая задача педагогов – оказание психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей.

В числе мероприятий по работе с родителями существенное место уделяю родительским собраниям по проблемам развития, обучения и воспитания. Для того, чтобы собрания были эффективными, использую разнообразные формы общения:

  • "круглые столы";
  • информационно-практические беседы;
  • информационные лектории с элементами практикума;
  • обучающие семинары;
  • творческие лаборатории родителей;
  • родительские педагогические тренинги;

С целью определения подходов родителей к одарённым детям провожу анкетирование, индивидуальные консультации, подбираю научной и практическую литературу для родителей. 

Основываясь на своих наблюдениях и работе с очень способными детьми, я понимаю, насколько важно формировать у детей школьного возраста социальные навыки и существенно влиять на становление их социального интеллекта. А высокая эффективность достигается при условии систематической работы с одарёнными детьми на уроках, во внеурочной деятельности и их родителями. Для успеха принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности. Эффект работы: гордость за умных, талантливых, интеллектуально развитых, одаренных детей в которых вложена частичка моего труда. Очень важно, чтобы наши ученики превосходили нас – своих учителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изученная литература и собственный опыт работы позволяет сделать следующие выводы: одаренные дети требуют особого подхода. Главными направлениями по работе с ними является индивидуальный подход и работа в группах, созданных на основе отбора по уровню знаний и способностей.

Предлагаю несколько рекомендаций учителям по работе с одаренными детьми:

  • не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель;
  •  не стоит выделять одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с другими детьми;
  •  не следует возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы;
  • следует помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся занятия.

Несомненно, основное требование к учителям одаренного ребенка – безусловное понимание и уважение к его личности. Учителю всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от учителя больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями и обязательно с родителями, необходим постоянный рост мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Список используемой литературы

  1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. - М., 2015.
  2. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности - М, 2003.
  3. Белова Е.С. Одаренность малыша. Раскрыть, понять, поддержать - М., 2014.
  4. Бине А. Измерение умственных способностей - СПб., 2001.
  5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей - М.: Академия, 2003.
  6. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству - М., 2002.
  7. Волков И.П. Много ли в школе талантов - М., 2007.
  8. Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок - М., 2000.
  9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб.: Питер, 2004.
  10. Матюшкин A.M. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики - М.: Школа-пресс, 2005.
  11. Матюшкин А. М., Сиск Д. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии - 2000- № 4.
  12. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я - М.: Академический проект, 2003.
  13. Мухина B.C. Детская психология - М.: Апрель-пресс, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе: "Одаренному ребенку одаренный педагог"

«Одаренному ребенку---одаренный педагог».     Суюндукова Емысхан Зинадиновна – учитель английского языка  ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1159.САО г.Москва.   Эпиграфом своего педа...

Психолого-педагогический практикум для педагогов по теме: " Одаренный ребенок"

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он выро...

Одаренность. Одаренный ребенок-кто он?

Презентация к выступлению на МО "Работа с одаренными детьми в УДОД"...

«Одаренному ребенку – одаренный педагог».

Презентация использовалась на заседании ШМО по вопросу работы с одаренными детьми...

Международный фестиваль педагогического творчества "Одаренному ребенку - одаренный педагог"

Инновационные технологии работы с одаренными обучающимися и перспективы решения проблем одаренности....

КАРТА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА (рекомендована в работе с одаренными детьми)

Большое количество диагностического материала привело к необходимости создания карты развития одаренного ребенка, в которой структурировалась полученная информация и отслеживалась динамика развития за...