Конспект урока по психологии 8 класс
план-конспект занятия по психологии (8 класс)

Асия Дмитриевна

Тема. Конфликт: его сущность и основные характеристики.

Задачи урока:

  1. актуализировать знания обучающихся по изученному учебному материалу;
  2. познакомить обучающихся с основными понятиями темы: «конфликт», «объект конфликта», «стороны конфликта», «конфликтогены», «конфликтная ситуация», «инцидент»;
  3. изучить структуру, динамику, функции и типологию конфликтов;
  4. развивать навыки анализа ситуаций;
  5. формировать общие и профессиональные компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_psihologii_8_klass.docx63.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по психологии 8 класс

Тема. Конфликт: его сущность и основные характеристики.

Педагог-психолог: Полякова Анастасия Дмитриевна.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: изучить сущность конфликта и его основные характеристики.

Задачи урока:

  1. актуализировать знания обучающихся по изученному учебному материалу;
  2. познакомить обучающихся с основными понятиями темы: «конфликт», «объект конфликта», «стороны конфликта», «конфликтогены», «конфликтная ситуация», «инцидент»;
  3. изучить структуру, динамику, функции и типологию конфликтов;
  4. развивать навыки анализа ситуаций;
  5. формировать общие и профессиональные компетенции.

Оборудование: 1) учебная литература: Ефимова Н.С. Психология общения;

                           2) методический материал: учебные элементы (10 шт.);

                           3) раздаточный материал: задание на соответствие (8 шт.), ситуация (8 шт.), карточки для рефлексии (16 шт.), сигнальные карточки (12 шт.), текст теста (16 шт.), листы цветной бумаги (12 шт.), листы учета контроля (12 шт.).

Продолжительность урока: 45 минут.

Ход урока

Этап

Содержание этапа, виды деятельности

Наглядность, способы ее использования

Продолжительность этапа

Действия психолога

Действия учеников

1.Организационно- мотивационный момент.

Упражнение на эмоциональный настрой.

 Психолог: Посмотрите друг на друга, мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра.

Положите руку на сердце и повторяйте за мной:

Я есть любовь,

Я есть воля,

Я есть сила,

Я есть добро,

Я есть все прекрасное,

Я есть Человек.

Все зависит от меня,

Все в моих руках.

Мотивация.

Психолог: Австрийский писатель Карл Краус говорил: «Общение- это то, что способствует человеку на жизненном пути. Но не все могут его осилить». Я рада, что мне сегодня предстоит окунуться в тайны общения вместе с вами.

Ученики приветствуют педагога-психолога.

Староста класса называет отсутствующих.

Ученики смотрят друг на друга, выполнят упражнение вместе с педагогом-психологом.

Ученики слушают педагога-психолога.

1 – 5 мин.

2.Определение темы и цели урока.

Психолог: Для того, чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент из кинофильма «Большая перемена».

Психолог: Итак, пожалуйста, какая ситуация представлена нам в видеофрагменте?

- Что произошло между героями фильма?

- Как называются такие ситуации?

- Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Психолог: Действительно, сегодня мы будем рассматривать проблемы взаимоотношений людей в процессе общения. И тема урока: «Конфликт: его сущность и основные характеристики». Запишите ее в тетрадь.

Психолог: Какую цель вы поставите перед собой на сегодняшнем уроке?

Психолог:  Эта тема рассчитана на четыре  часа, поэтому сегодня мы с вами рассмотрим основные понятия и характеристики конфликта. Определит ход нашей с вами работы учебный элемент, который лежит у вас на столах. Изучив данный элемент, вы освоите:

- основные понятия темы такие, как «конфликт», «конфликтогены», «объект конфликта», «стороны конфликта», «конфликтная ситуация», «инцидент»;

- структуру, динамику, функции и типологию конфликтов.

Психолог: Сегодня на уроке у нас будет осуществляться рейтинговая система оценивания. Рейтинговая система оценивания будет предполагать:

1. оценку работы по проверке домашнего материала, которая будет складываться из нескольких видов деятельности:

- устные ответы,

- выполнение тестового контроля,

- выполнение практико- ориентированных заданий;

2. оценку вашей работы на уроке;

3. активность на уроке.

За каждый правильный ответ вы будете начислять себе по одному баллу. Фиксировать результаты работы по каждому виду  необходимо будет в индивидуальных листах учета контроля, которые лежат у вас на столах. Подпишите свою фамилию. В конце урока вы подсчитаете общее количество баллов. Те, кто наберет за урок

От 45 до 55 баллов-  оценка «5»

От 20 до 44 баллов- оценка «4»

Менее 20 баллов- оценка «3»

Психолог: Работать по достижению поставленной цели мы начнем с повторения учебного материала, тесно связанного с темой сегодняшнего урока.

Ученики смотрят на проекторе видеофрагмент из кинофильма «Большая перемена».

Ученики отвечают на вопросы.

Вербальная наглядность

25 мин.

2.1 Организация учебной деятельности обучающихся по модулям.

УЭ 1.  Входной контроль. Актуализация опорных знаний и навыков.

1. Устный опрос.

Психолог: Итак, пожалуйста, первый вопрос.

Какие структурные элементы выделяют в процессе общения?

Что характеризует перцептивная сторона общения?

Что характеризует коммуникативная сторона общения?

Что характеризует интерактивная сторона общения.

Что побуждает людей взаимодействовать?

Какие типы взаимодействия выделяют в психологии общения?

Что представляет собой тип взаимодействия кооперация?

Как по- другому можно сказать? Кооперация- это есть что?

Сформулируйте определение понятия «конкуренция».

Конкуренция- это есть что?

Психолог: Спасибо. Оцените свою работу. Занесите в графу «Устные ответы» то количество баллов, которое вы набрали.

2. Тестовый контроль.

Психолог: Следующее задание:  я зачитываю определение, вы записываете под номером вопроса ответ, который должен содержать понятие данного определения.

Стратегия поведения во взаимодействии, направленная на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренции). (Сотрудничество)

Стратегия поведения во взаимодействии, предполагающая ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм). (Противодействие)

Стратегия поведения во взаимодействии, реализующаяся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства. (Компромисс)

Стратегия поведения во взаимодействии, предполагающая жертву собственных интересов для достижения целей партнера (альтруизм). (Уступчивость)

Стратегия поведения во взаимодействии, которая представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого. (Избегание)

Психолог: Поменяйтесь тетрадями, осуществите взаимопроверку выполненной работы.

Психолог: Давайте проверим ответы. Оцените работу в соответствии с установленными критериями, т.е. за каждый правильный ответ начислите по одному баллу и общее количество занесите в лист учета контроля в графу «Тестовый контроль».

Психолог: Для выполнения следующего задания нам понадобятся сигнальные карточки, на которых  у вас отмечены позиции взаимодействия, выделяемые Эриком Берном в теории трансактного анализа: «Родитель», «Дитя», «Взрослый».

По физическим признакам и выражениям определите позицию собеседника, поднимая карточку с соответствующим символом.

Похлопывает собеседника по плечу; «хочу»; хмурит брови; «на мой взгляд»; кусает ногти; шмыгает носом; «только попробуй»;  сдержан; «запомни раз и навсегда!»;  смущается; «правильно ли я понял, что»; внимателен; ставит руки на бёдра; надувает губы; «не буду».

Психолог: Спасибо. Оцените свою работу. Занесите результат в лист учета контроля в графу «Сигнальные карточки».

УЭ 2. Изучение теоретического материала по новой теме.

Психолог: Посмотрев в начале урока видеофрагмент из кинофильма «Большая перемена»,  мы убедились в том, что люди не умеют слушать друг друга, не умеют идти на компромисс, тем самым нарушают взаимоотношения, что ведет к внутреннему разладу, т.е. приводит к внешним и внутренним конфликтам.

Конфликты в последние десятилетия стали основной причиной гибели людей. По приближенной оценке, разного рода конфликты, повлекли за собой в завершившемся столетии около 300 млн. человеческих жизней. Поэтому проблема любого общества и социальной общности состоит в том, чтобы не допустить (максимально снизить) негативные последствия конфликта, использовать его для позитивного решения возникших проблем. Следовательно, для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить определенный минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях.

Психолог: И вот на сегодняшнем уроке мы с вами обратимся к данной проблеме, которая возникает в процессе взаимодействия людей.

Психолог: Какие ассоциации возникают у вас со словом конфликт?

Психолог: Действительно, все эти действия и переживания связаны с конфликтами.

Психолог: Как выдумаете, что же такое конфликт?

Психолог: Наиболее известными специалистами в области конфликтов являются Валентин Иванович Андреев, Наталья Владимировна Гришина, Борис Иосифович Хасан. Из зарубежных конфликтологов: Хелена Корнелиус и Шошана Фейр.

Психолог: Обратимся к учебным элементам, которые лежат у вас на столах. На странице 2  учебного элемента даны определения разных авторов. Прочитайте и сравните их. Какие признаки конфликта можно выделить?

Психолог: Какие же признаки конфликта можно выделить? (Противоречие, две стороны)

Психолог: Слово «конфликт» происходит от латинского «столкновение», а с точки зрения психологии Конфликт- явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей.

Психолог: Выпишите определение конфликта в свои тетради из учебного элемента.

Психолог: Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены. Прочитайте определение данного понятия в учебном элементе и объясните его.

Психолог: Что же такое конфликтогены? Как вы это понимаете?

Психолог: Сам по себе «конфликтоген- одиночка» не способен привести к конфликту. Для этого должна возникнуть цепочка конфликтогенов, т.е. получив в свой адрес конфликтоген, «пострадавший» отвечает «обидой на обиду», чтобы компенсировать свой психологический проигрыш. При этом его ответ не должен быть слабее, поэтому для полной уверенности он делается с «запасом». В результате сила конфликтогенов возрастает.

Психолог: Запишите определение понятия «конфликтогены» в тетрадь.

Психолог: В вашей жизни бывают конфликты? Приведите примеры.

Психолог: А сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение «Снежинки». Главное условие- работать молча, не смотря на соседей.

Молча возьмите листок.

Сложите его пополам.

Оторвите правый верхний угол.

Сложите ещё раз пополам.

Ещё раз оторвите правый верхний угол.

Ещё раз сложите пополам.

И ещё раз оторвите верхний правый угол.

Разверните листок и покажите своё “произведение искусства” своим одногруппникам.

Психолог: Почему все снежинки получились разные, не смотря  на то, что был дан четкий алгоритм действий? (Ответы)

Психолог: Каждый из нас- индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления.

Психолог: Назовите возможные причины конфликтов?

Психолог: Все причины, которые могут привести к конфликту, условно разделяют на 4 группы:

Объективные: наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями членов общества или группы;

Организационно- управленческие: присутствие противоборства между различными людьми: официальными и неофициальными руководителями, формальными и неформальными группами;

Социально- психологические: разрыв отношений между определенными группами и внутри них;

Психологические: появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения между членами обществами и группами.

Психолог: Запишите их в тетрадь из учебного элемента.

Психолог: Конфликт оказывает определенное влияние на внешнюю среду и свои подсистемы. Как вы думаете, какое влияние оказывает конфликт?

Психолог: Используя учебный элемент, ответьте на вопрос: какие функции выполняет конфликт?

Психолог: Откройте учебник на стр. 49, запишите в тетрадь, при каких условиях конфликт деструктивен, а при каких конструктивен.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Психолог: Итак, пожалуйста, при каких же условиях конфликт деструктивен, а при каких конструктивен?

Психолог: Психологическая структура конфликта может быть описана с помощью двух важнейших понятий: конфликтной ситуации и инцидента. Прочитайте в учебном элементе определения этих понятий и запишите их в тетрадь.

Психолог: Как вы поняли определение понятия «конфликтная ситуация»?

Психолог: Что такое инцидент?

Психолог: Используя схему  в учебном элементе, изучите структуру конфликтной ситуации и попытайтесь ее описать.

Психолог: Какие структурные элементы выделяют в конфликтной ситуации? (Объект конфликта, стороны конфликта, позиции конфликта).

Психолог: Что является объектом конфликта?

Объект- конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта.

Психолог: Кто принимает участие в конфликте?

Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Психолог: В психологии тех, кто участвует в конфликте, еще называют участниками.

Психолог: Чем отличается внешняя позиция конфликта от внутренней позиции?

Внешняя позиция- это та мотивировка участия в конфликте, которая открыто предъявляется сторонами своим оппонентам.

Внутренняя позиция- набор истинных интересов, мотивов и ценностей, которые принуждают человека или группу включаться в конфликт (скрытая мотивировка).

Психолог: Отразите схему «Структура конфликтной ситуации» у себя в тетради.

Психолог: Итак, конфликт назревает. Как узнать о том, какие стадии проходит конфликт в своем развитии? Для того чтобы найти ответ на данный вопрос, вы будете работать в группах по четыре человека.

ЗАДАНИЕ: В течение 5 минут вам необходимо обсудить ситуацию и попытаться определить стадии протекания конфликта. Укажите, какие внешние проявления могут быть характерны для каждой из них?

СИТУАЦИЯ. Мать и отец много времени проводили на работе, поэтому не замечали когда прихожу я и как это время трачу. Приходя вечером уставшим домой, они видели простую картину – какие-либо домашние дела не выполнены. Таким образом, у родителей сложилось впечатление ленивого неуспевающего ребенка. С моей же стороны все было проще. Выполняя завещание родителей, я проводил все больше времени на учебе, как в школе, так и после нее. Но также нельзя было забывать о друзьях, хоть каком-то отдыхе. Тут же добавилась и личная жизнь, “съедающая” кучу времени. Расставить правильно приоритеты тогда было сложно. Я пробовал объяснить ситуацию, но понимания не нашел.

Описанные выше обстоятельства создали напряженною обстановку в общении, усталость и раздражительность. Отец и мать резко выражают свое недовольство сложившейся ситуацией, что, безусловно, меня сильно задевает. Попытки доказать свою “небесполезность” встречают новую волну “враждебных” доводов о моем бездействии в их отсутствие. Высказываются доводы, каким образом я обязан тратить свое время: столько-то времени за компьютером и учебой, столько по дому, точно по часам спать.

Так продолжалось буквально дня два-три, в течение которых правилам само собой пришлось следовать. За это время скорее всего ситуация обсуждалась внутри группы (между отцом и матерью), и возможно они поняли, что что-то изменилось и сколько мне на тот момент было лет. Суровый контроль постепенно прекратился. Обе стороны пошли на уступки, возврат к нормальному общению прошел на удивление быстро. Ожидания сторон практически полностью воплотились. Проблем в учебе не оказалось, личная жизнь воспринята с положительной стороны. Подобных споров не повторялось.

Психолог: Пожалуйста, какие предположения у вас возникли?

Психолог: Сравните свои ответы с правильным ответом  из учебного элемента и запишите в тетрадь.

Психолог: Какие же стадии развития конфликта вы отметили?

Психолог: Оцените работу. В зависимости от того, сколько стадий вы правильно выделили, поставьте соответствующее количество баллов в графу «Работа в группах».

Психолог: Конфликты представляют собой сложное социально- психологическое явление. Они отличаются большим разнообразием. Анализ и оценка конфликтов предполагают их группировку, систематизацию, деление по существенным признакам, типам и видам. Изучая, конфликт с самых различных точек зрения, исследователи выделяют различные основания для классификации его типов. Мы рассмотрим типы конфликтов, которые выделяются по субъектам взаимодействия.

Психолог: Снова обратимся  к учебному элементу. Какие типы конфликтов выделяют по субъектам взаимодействия? В чем их особенности?

Психолог: Запишите в тетрадь.

Ученики отвечают на вопросы.

3. Закрепление полученных знаний

Психолог: А сейчас я вам предлагаю проанализировать ситуации и определить тип конфликта.

Вопросы для анализа:

Присутствует ли в данной ситуации конфликт?

Что является объектом конфликта?

Выделите стороны конфликта?

Какой тип конфликта реализуется?

АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ

Ты должна подготовиться к контрольной работе по психологии  на завтра, а по телевизору  показывают интересный фильм (внутриличностный конфликт).

Подруга  взяла у тебя тетрадь с конспектами и обещала  вернуть её через два дня. С тех пор прошла  неделя. Эта тетрадь очень  нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонила  ей  и напомнила про тетрадь, она клятвенно обещала  её принести. А сегодня говорит: “Извини, я забыла, куда её положила, и теперь не могу её найти” (межличностный конфликт).

Ваша компания все вечера проводит в беседке во дворе вашего дома. Однажды, выйдя погулять, в вашей беседке вы увидели группу незнакомых вам молодых людей. Попытавшись объяснить им, что это ваше место, вы услышали грубость в свой адрес (межгрупповой конфликт).

Психолог: Оцените работу. Графа «Анализ ситуаций».

УЭ 3. Практическая работа.

Психолог: Возможно в ходе урока некоторые из вас мысленно не раз спросили себя: «А я конфликтный человек или нет? Что окружающие думают обо мне, комфортно ли им рядом со мной?»

- Чтобы развеять ваши сомнения и помочь вам определиться в этом вопросе я предлагаю выполнить тест «Конфликтная ли вы личность?» На выполнение теста вам отводится 10 минут.

Психолог: На основе проделанной работы вы каждый для себя отметили склонность своей личности к конфликтности. Это даст вам возможность контролировать свои действия и поступки.

УЭ 4. Выходной контроль.

Психолог: Итак, сегодня на уроке мы познакомились с такими понятиями как «конфликт», «конфликтогены»,  «объект конфликта», «стороны конфликта», «конфликтная ситуация», «инцидент». Выяснили, что существуют разнообразные типы конфликтов. Обсудили структуру и динамику конфликта. А сейчас, чтобы систематизировать полученные знания по изученной теме, я предлагаю вам выполнить задания для закрепления, предложенные в учебном элементе. На выполнение работы 10 минут.

Психолог: Давайте проверим выполненную вами работу. Оцените свою работу в соответствии с установленными критериями.

Правильные ответы:

1.А) ссора, обида, вражда, драка, агрессия….

Б) страх,  ненависть, сожаление….

В)В.И. Андреев, Н.В. Гришина, Б.И. Хасан, Х.Корнелиус, Ш.Фэйр.

2.1) Инцидент.

2) Объект конфликта.

3. Кластер на слайде.

Беседа по теме с учениками.

Ученики анализируют ситуации, отвечаю на вопросы педагога-психолога.

10 мин.

4. Подведение итогов учебной деятельности.

Рефлексия.

Психолог: Что нового и полезного вы узнали сегодня на уроке?

- Какое значение лично для вас имеет сегодняшний урок?

- Какой вывод вы сделали сегодня для себя?

Психолог: А сейчас я прошу вас оценить себя на уроке. Перед вами лежат карточки, в которых нужно подчеркнуть фразы, характеризующие вашу работу на уроке по трем направлениям.

УРОК

Я НА УРОКЕ

ИТОГ

Интересно

Работала

Поняла материал

Скучно

Отдыхала

Узнала больше, чем знала

Безразлично

Помогала другим

Не поняла

Озвучить работу по карточкам.

Выставление оценок.

Отметить активность обучающихся на уроке по пятибалльной системе.

Психолог: Подсчитайте количество баллов. Соотнесите их с критериями:

Критерии оценивания:

Оценка «5»- от 45 до 55 баллов

Оценка «4»- от 20 до 44 баллов

Оценка «3» - менее 20 баллов

Психолог: Поднимите руку те, кто набрал от 45 до 55 баллов, вы получаете  оценку «5»; кто набрал от 20 до 44 баллов- оценку «4»; кто набрал менее 20 баллов- оценка «3».

Домашнее задание.

- Выучить изученный теоретический материал.

- Написать эссе на тему «Если мира в тебе нет, то мира и вокруг тебя быть не может».

Рефлексия.

5 мин.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока по психологии Игра-путешествие«В поисках времени перемен»

(«Введение в образовательную программу «Время перемен»)Автор:  Немкова Надежда Арсентьевна.Должность: педагог-психолог.Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новотрём...

конспект урока по психологии для 5 класса

Урок по психологии для 5 класса по теме « Что такое драка, причины ее возникновения»....

Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight

Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...

План-конспект урока физкультуры (6 класс) по теме: Урок. Гимнастика с элементами акробатики.(6 класс)

Совершенствование техники кувырков вперёд слитно; закрепление выполнения акробатического элемента «мост» из положения стоя с помощью...