Умение педагога общаться с родителями
статья по психологии

Гломбинская Екатерина Евгеньевна

Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться.При этом ведущая роль в общении с родителями принадлежит педагогу, так как именно он является официальным представителем образовательного учреждения. Именно поэтому знание и отработка техник эффективного общения является одним из ключевых компонентов педагогического мастерства.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umenie_pedagoga_obshchatsya_s_roditelyami.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении с родителями принадлежит педагогу, так как именно он является официальным представителем образовательного учреждения. Именно поэтому знание и отработка техник эффективного общения является одним из ключевых компонентов педагогического мастерства.

Уже давно в педагогических кругах стало расхожей фразой: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется масса примеров того, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями: кто-то отмахивается от советов учителя со словами «Мы вам их отдали, вы их и воспитывайте», кто-то избегает родительских собраний, кто-то беспомощно жалуется: «Я ничего не могу поделать».

Многие педагоги сами растят детей, и тем не менее, находясь в позиции учителя, забывают о страхах и противоречивых чувствах родителей, пришедших в школу – на родительское собрание или для личной беседы, об эмоциональном состоянии ребёнка. Чтобы обсуждение проблем ребенка стало по-настоящему конструктивным, необходимо учитывать потребности родителей и строить взаимодействие, опираясь на это знание.

Главная цель взаимодействия педагога с  родителями - это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения.

Что есть между нами общего по вопросу образования наших детей?

  • Все мы являемся участниками образовательного процесса.
  • Наши общие цели. Все мы хотим видеть своих детей образованными, воспитанными, культурными, обеспеченными по окончании школы таким багажом знаний и умений, который будет достаточным для получения дальнейшего образования и реализации любых, даже самых смелых профессиональных и карьерных намерений.
  • Все мы заинтересованы в том, чтобы понимать друг друга, так как от этого, в большой степени зависит успех нашего общего дела.
  • Все мы просто люди, наделённые различными достоинствами и недостатками, успехами и неудачами. Все мы, к сожалению, можем болеть,  быть несчастными и т.д.
  • Все мы, к сожалению, склонны искать причины неудач во внешних обстоятельствах или в других людях.
  • Все мы наделены правом иметь своё мнение и открыто высказывать его.
  • Мы с вами наделены правом защищать и отстаивать права ребёнка на любом уровне.
  • Нас объединяет педагогика и психология, в которой учитель – профессионал, и родитель – по своему родительскому предназначению тоже педагог и психолог.

Где же расходятся наши интересы, где начинаются помехи?

  1. Количество детей

Родители

Учитель

1-3 ребёнка

Хроническая «многодетность»: от 30 учеников у учителя начальных

классов до произведения 30 х  количество классов у учителя-предметника.

 

2. Отношение к нормам

Родители

Учитель

Неосведомлённость в нормативно-правовой базе Государственного Образования (программы, учебный план, нормы СанПИНа, Образовательные стандарты и пр.)

Осведомлённость и безусловная необходимость приятия перечисленных норм.

3.Различная социально-психологическая среда

Родители

Учитель

Школа и семья представляют собой разные социально-психологические группы. Представители различных групп начинают взаимодействовать между собой, охраняя в отношении ученика установившиеся и привычные (для своей группы) связи и стереотипы. Родитель ожидает от школы отношения, как в семье, а у школы другие подходы и задачи, просто потому, что школа – это не семья.

Школа не всегда способна учитывать индивидуальный запрос каждого ребёнка и

каждого родителя – это плохо.

В современной педагогике, тем не менее, приоритетом выбран личностно

ориентированный подход это хорошо. Правда запросы семьи и развитие личности в школе – это не одно и то же.

4. Различная  информированность о ребёнке.

Родители

Учитель

Родителям более известна жизнь их ребёнка вне школы, дома, у бабушки, во дворе. В этих ролях он может вполне устраивать родителей.

Учителю же более известна учебная деятельность, школьная успеваемость, поведение на уроках и в школе вообще, т.е. иная социальная роль ребёнка, в которой он может быть совершенно другим, чем в роли сына, внука в семье.

5. Обвинители и обвиняемые

Родители

Учитель

Чрезмерная осведомлённость в деле организации «сарафанного радио» и написании писем, жалоб в определённые инстанции. Чрезмерная осведомлённость в деле организации «сарафанного радио» и написании писем, жалоб в определённые инстанции.

Социальная незащищённость учителя от проверок разных уровней, вплоть до прокурорских.

6. Уровень критики.

Родители

Учитель

Критическая позиция по отношению к школе без конструктивных предложений по ликвидации тех или иных недостатков или совершенствовании критикуемого направления.

Критическая позиция по отношению к родителям, «взвалившим» на школу полную ответственность за обучение и воспитание детей.

7. Как оцениваем?

Родители

Учитель

Часто завышенная или неоправданная оценка ребёнка и действий учителя («он с 4 лет читает, в школе ему скучно», «она будет балериной, ей математика не нужна», «он подвижный, не может усидеть на уроке, а она (учительница) его наказывает» и т.д.)

Жёсткая позиция «без дисциплины нет речи об успешном обучении», «ребёнок должен не только слушать, но и слышать и вести себя адекватно», «нарушая дисциплину, ребёнок тем самым нарушает права других учеников, мешая им спокойно работать на уроке» и т.д.

        

8. Ранжирование образовательных интересов  

Родители

Учитель

Бессистемный подход в ранжировании образовательных интересов:

  • - «учись, а то дворником будешь»;
  • - отметка как показатель качества;
  • - «я в тебя столько вложила…»;
  • - «а в той школе (классе) 3 часа английского, а у наших всего 2» и т.д.

Система в ранжировании образовательных интересов:

  • - социальный запрос к образованию;
  • - развитие умения учиться, а не просто обучение;
  • - воспитание;

- предметное обучение.

Чего же хочет родитель от педагога?

- Родителю хочется получить поддержку. Для одних родителей важно признание того, что они действительно много делают для ребенка, для других – понимание, как нелегко им приходится порой.

- Для родителя важно, чтобы учитель был с ним заодно, был его союзником. Ощущение, что твой ребенок учителю небезразличен, что педагог стремится позаботиться о нем, – важнейший фактор в формировании контакта.

- Родителю необходимо убедиться, что с его ребенком все в порядке, как с точки зрения физиологического, так и психологического состояния. Чтобы родители не слышали от ребёнка: я боюсь идти в школу, я боюсь учителя.

- Родитель хочет получить от учителя конкретную помощь, ясные и четкие рекомендации.

Зададим себе вопрос: от кого или от чего зависят контакт и взаимопонимание между родителями и педагогами?

Конечно, большое значение имеют личностные особенности родителей, их изначальная позиция по отношению к школе, к учителю, к классному руководителю. Однако немаловажную роль в этом играет и поведение самого учителя. Зачастую готовность родителя прислушиваться к словам педагога, стремление выполнить его рекомендации связаны не столько с тем, что говорит учитель, сколько с тем, как он это говорит. И самые замечательные слова могут пропасть втуне, если они звучат осуждающе или оценивающе. Учителя ищут подход к детям, стремятся найти самые понятные слова, привести самые точные примеры. То же самое будет справедливо по отношению к родителю. Поэтому давайте рассмотрим некоторые психолого-педагогические приемы, которые помогают установить контакт с родителем и добиться с ним взаимопонимания.

Приемы конструктивного взаимодействия.

Итак, что учителю важно сделать и на что обращать внимание при обсуждении трудностей ребенка?

Прежде всего, нужно реагировать на эмоциональные переживания родителей, обозначать и понимать их чувства. Конечно, беседа классного руководителя с родителем – не психологическая консультация, однако выражение сочувствия всегда уместно. Оптимальной формой такой поддержки может быть называние чувств и состояний родителей в утвердительной форме. «Да, это действительно непросто», «Конечно, вам было обидно» – такие фразы не занимают много времени, но помогают родителю почувствовать, что учитель его слышит и понимает.

Также необходимо подчеркивать, что имеющиеся у ребенка трудности свойственны многим детям этого возраста, понятны и разрешимы. Когда учитель говорит: «У многих пятиклассников ухудшается успеваемость», – это помогает родителю почувствовать, что не только его ребенок проблемный.

Для создания позитивного настроя можно подчеркивать позитивную мотивацию родителя, отмечать усилия, которые он прилагает для ребенка. «Замечательно, что вы стремитесь создать для ребенка эмоционально комфортную атмосферу», – говорит учитель маме, и она чувствует себя признанной и понятой. Также полезно акцентировать воспитательные задачи, которые родитель успешно решил, обращать внимание на позитивные составляющие детско-родительского взаимодействия, например, можно сказать: «Ваш авторитет для ребенка очень велик», «У вас с ребенком прекрасный контакт, он вам очень доверяет».

Очень важно формулировать общие с родителем цели и ценности, касающиеся ребенка. Когда педагог подчеркивает: «И для нас, и для вас важно, чтобы ребенок получил хорошее образование», – он становится для родителя союзником, а не противником.

Также очень эффективный прием, особенно если педагогу или классному руководителю необходимо повысить активность родителя, – поставить его в позицию «эксперта». Педагог и родитель смотрят на ребенка с разных сторон, и учителю никогда не удастся увидеть ученика таким, каким его знают мама или папа. Когда важно привлечь родителя к решению каких-то образовательных задач, прекрасный аргумент – «Никто не знает вашего ребенка так хорошо, как вы».

При обсуждении стратегии помощи ребенку важно давать конкретные и понятные рекомендации. Общие слова и размытые формулировки ни к чему не приведут. Для того чтобы родитель начал себя вести по-другому, нужно обсудить конкретные поведенческие модели и примеры ситуаций. Например, педагог уверен, что родитель чрезмерно заботится о ребенке, тем самым препятствуя его самостоятельности. Если сказать родителю: «Поймите, что он уже взрослый», «Нельзя же о нем все время так беспокоиться», при всей справедливости подобных рекомендаций выполнить их он не сможет. Лучше сказать: «Вашему сыну очень важно научиться быть более самостоятельным. Давайте обсудим, в каких областях его жизни вы могли бы дать ему больше независимости и как именно эта независимость будет проявляться».

После завершения разговора полезно получить от родителя обратную связь. Вопросы педагога: «Что вы думаете по поводу того, что мы с вами обсуждали?», «Что из этого вы сможете применить?» – помогут родителю сфокусироваться на главном и перенести рекомендации классного руководителя в реальную жизнь.

Типичные ошибки в общении с родителями

Каковы главные помехи в конструктивном общении и чего педагогу лучше не делать в беседе с родителями?

Взаимодействию педагога с родителем мешают оценочные высказывания. «Вы слишком давите на ребенка», «Вы с ним излишне мягки» – подобные высказывания могут быть справедливы по сути, но совершенно не воспринимаются родителями. Если необходимо подчеркнуть неэффективность каких-то воспитательных стратегий, лучше сделать это в описательной форме, например: «Смотрите, что получается: когда ребенок испытывает сомнения, вы быстро подсказываете ему решение, и у него нет необходимости искать это решение самому».

В практической деятельности зачастую принято искать причины трудностей ребенка в поведении родителей. Однако научные исследования далеко не всегда это подтверждают, да и родители часто говорят что-нибудь вроде: «Он таким родился».

Очень большое значение в формировании поведения ребенка принадлежит врожденным особенностям его нервной деятельности. Так, одни дети эмоционально устойчивы, а другие – крайне восприимчивы к различным внешним воздействиям. Американские психологи сейчас часто употребляют формулировку «дети с трудным темпераментом». Поэтому важно искать не столько причины проблем ребенка, сколько оптимальные способы взаимодействия с ним. Можно не оспаривать имеющиеся у родителя воспитательные установки или методы воздействия на ребенка, но подчеркнуть их несоответствие специфике ребенка. В этом случае уместно сказать: «Это замечательный прием, но не для вашего ребенка».

Можно ли сказать, что использование этих приемов поможет найти подход к любому родителю? Конечно, это не совсем так. Особенности характера родителя, его прошлый опыт, в том числе детский, его психологические проблемы – всё это может стать серьезным препятствием на пути построения сотрудничества с учителем. Никакие психологические приемы не гарантируют успешного результата. Однако в большинстве случаев, если педагог постарается действовать осознанно, ему удастся построить контакт, который станет основой продуктивного взаимодействия. Ведь цель у педагогов и родителей действительно общая.

Техники эффективного общения с родителями

Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении с родителями принадлежит педагогу,       так как именно он является официальным представителем образовательного  учреждения.      Именно поэтому знание и отработка техник эффективного общения является одним из ключевых компонентов педагогического мастерства.

Главная цель взаимодействия педагога с  родителями -это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения.

Правила эффективного общения

1)  Необходимо общаться на языке собеседника.

 2)  Избегаем резкостей и категоричностей.  

 3)  НЕ СПОРЬТЕ!

4) Полнота информации.

5) Логичность изложения.

6) Не давайте прямых советов.

7) Во время общения с человеком необходимо приподнимать его значимость

 8)Самый важный закон, который соблюдать труднее всего:  ВЫСЛУШАТЬ ВНИМАТЕЛЬНО

•      В речи должна быть просьба, а не требования:

      «Вера Алексеевна! Не смогли бы вы ...»

      «Вера Алексеевна! Я прошу ...»

•      Необходимо озадачить родителя:

      «Вы не замечали, что в последнее время...»,

      «Как вы думаете, с чем это может быть связано?»

•      Демонстрировать заинтересованность ребенком ,

•      его состоянием:     «Вы знаете, меня очень тревожит, что... . Как вы думаете, что может    быть этому причиной?»

•      Предложить совместное преодоление проблемы, подчеркнуть общность интересов:

        «Давайте вместе попробуем поступить»,   «Давайте вместе подумаем, как ...», «Мы с вами могли бы помочь Саше ...»

•      Предложить  свою помощь, которая нацеливает на совместное решение проблемы:

       «Как мы можем помочь вам в том чтобы ...»

Алгоритм построения «Я – высказывания»:

•      Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего).

•      Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации.

•      Описание причины возникновения чувства.

•      Выражение просьбы.

Позиция адвоката:

1.     Помочь в любой ситуации, даже очень сложной;

2.     Не обвинять;

3.     Не выражать своего одобрения или порицания.

Пример фраз, используемых в этом стиле:

- Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи.

- Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины. Для меня важно  не выявление этих причин (кто прав, кто виноват – решать не мне), не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации. Я педагог, и моя профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.

«Прокурор» - В сложившейся ситуации есть доля вашей вины. Вы должны быть за это в ответе.   - Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию. Я ничем не могу вам помочь.

 Принцип Сендвич   Хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы проходит снова на «хорошей» ноте.

         Первая часть разговора готовит эмоциональный фон  для принятия второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не о личности ребенка, обобщает информацию, не ставит «диагноза».

   Заключительная часть беседы включает выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы.

Передача негативной информации

Ситуация:

    «Ваня беспокойный, неусидчивый мальчик. Не может усидеть на одном месте более 10 минут».                  Как об этом лучше сообщить?

•      «Ваня не может усидеть спокойно больше       10 минут, постоянно отвлекается».

•      «Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательно    выполнять задание и ни разу не отвлекся».

 Основные принципы общения

Доброжелательность, честность, уважение, внимательность, терпимость, точность, искренность, открытость.

Позицию сотрудничества можно сформулировать так: «Мы вместе, каждый со своей стороны и используя свои ресурсы,  помогаем ребенку реализовать его потенциал».

Практика: Вы - школьный учитель. Сейчас к Вам придет на консультацию  мама Вашего ученика – нарушителя общественного порядка (9кл)

Ваша задача проговорить эту фразу разными способами:         «Я-высказывание»,     стиль «Адвокат»,          стиль «Прокурор»,    принцип «Сэндвич».

« В классе ваш сын – неформальный лидер. Очень легко провоцирует большинство одноклассников на конфликт, постоянно срывает         уроки   на всех предметах.»

Вывод: Позицию сотрудничества можно сформулировать так: «Мы вместе, каждый со своей стороны и используя свои ресурсы,  помогаем ребенку реализовать его потенциал».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для диагностирования и анализа педагогических умений педагога

Анкета для диагностирования и анализа педагогических умений педагога...

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

Умения педагога в процессе обучения

Профессиональные умения педагога отражают общепедагогические умения и специфику его профессиональной деятельности.Далее можно рассматривать структуру умений как взаимосвязанные действия в процессе реш...

Консультация педагога-психолога для родителей детей с ОВЗ по теме «Этапы переживания родителями детей с ОВЗ кризисной ситуации, связанной с появлением в семье ребенка с патологией»

Рождение ребенка с нарушениями воспринимается родителями, как величайшая трагедия.  Все надежды и ожидания с будущим ребенка рушатся в один миг, а осмысление этого события и обретение новых ...

Тренинговое занятие на тему: "Профессионально-коммуникативные умения педагога".

Тренинговое занятие направлено на развитие коммуникативных навыков в педагогическом коллективе. занятие состоит из семи разделов: знакомства, пяти тренинговых упражнений и заключительной части, котора...


 

Комментарии

Бондаренко Марина Владимировна

Благодарю, Екатерина Евгеньевна, за столь интересный материал, который пригодится в работе!