Рабочая программа
консультация по психологии (6 класс)

АООП, рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2021-22_uch._god_bardahanova.docx94.4 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования,  учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, с АООП МБОУ «Баяндаевская СОШ".     Настоящая программа разработана и составлена на основе авторской программы курса коррекционных занятий  по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г

И нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт;

Цель:

 -максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков;

- дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Для достижения поставленных целей изучения «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» необходимо формирование академических и жизненных компетенций и решение следующих практических задач:

- способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника, коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся путем целенаправленного систематического развития у них правильного восприятия цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов;

- выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;

- развивать и корректировать психические функции учащихся;

- развивать способность учащихся к обобщениям; содействовать развитию у воспитанников аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, классифицировать;

- развивать целостную психолого-педагогическую культуру

- научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру; снижать уровень агрессивности;

- снижать эмоциональную напряженность учащихся; создавать ситуацию успеха;

- корректировать поведение учащихся с помощью игротерапии;

- изучать индивидуально-психофизические особенности учащихся;

- способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и речи обучающихся, исправлять недостатки их общей моторики совершенствовать их зрительно-двигательную координацию и ориентацию в пространстве.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ И

СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ»

Основной задачей образовательного процесса коррекционной школы является преодоление психофизических недостатков обучающихся, препятствующих успешному освоению учебных навыков. В данных классах фронтальная коррекционно-развивающая направленность учебного процесса сочетается с проведением специальных коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у учащихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. В свою очередь, оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе. Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия. В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. На занятиях применяются разные формы организации детей: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за одноместными партами или расположившись в разных концах кабинета, либо за круглым столом. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами курса в соответствии с целями стандарта – введение в культуру ребенка.

В программу включены занятия, способствующие овладению представлениями об окружающем мире. Занятия позволяют формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств. В программу включены мероприятия, способствующие формированию способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов). В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др. Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно- перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к проговариванию деятельности обучающихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования.

В каждом занятии предусмотрено программой проведение кинезиологических упражнений для развития межполушарноrо взаимодействия. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана.

Рабочая программа рассчитана и рассчитана:

для 5 класса – 68 часов

для 6 класса – 68 часов

для 8 класса – 68 часов

для 9 класса–68 часов. На каждый класс выделено 2 часа в неделю, 30-40 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ»

Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.

Основным содержанием занятий по программе «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» являются:

Дидактические игры на формирование у воспитанников представлений о цвете, форме, величине и других сенсорных характеристиках окружающих предметов;

Упражнения, развивающие внимание, память, мыслительные операции, творческие способности;

Пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики пальцев рук;

Игры малой и средней подвижности на развитие общей моторики и координации движений учащихся средних классов с нарушением развития.

Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Кинестетическое и кинетическое развитие

Тактильно-двигательное восприятие

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Восприятие пространства

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Восприятие времени

Развитие мыслительных операций

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ»

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов происходит достижение двух видов результатов, личностных и предметных:

Личностные результаты:

Целенаправленно выполнять действия по инструкции;

Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

Опосредовать свою деятельность речью.

Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Развивать у ребёнка любознательность, наблюдательность, способность замечать новое.

Предметные результаты:

Ориентироваться на сенсорные эталоны;

Узнавать предметы по заданным признакам;

Сравнивать предметы по внешним признакам;

Классифицировать предметы по форме, величине, цвету;

Составлять сериационные  ряды предметов и их изображений по разным признакам;

Практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

Давать полное описание объектов и явлений;

Различать противоположно направленные действия и явления;

Определить последовательность событий;

Ориентироваться в пространстве;

Своевременная психолого-педагогическая помощь учащимся является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания в среднем и старшем звене.

Методы:

Диагностика

Ролевое проигрывание

Анализ ситуаций

Дидактическая игра

Беседа

Методы оценки эффективности психокоррекционной работы

Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы проводится качественно и количественно. Количественная оценка предполагает определение количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических) изменений на различных этапах психокоррекционной работы.

Положительная динамика - 1 балл.

Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции:

- полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходе коррекционных занятий;

- применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях;

- применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.

Частично положительная динамика - 0,5 балла.

Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии учащегося:

- частичное усвоение нового опыта;

- частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных ситуациях;

- затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.

Отсутствие динамики - 0 баллов.

Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения психокоррекционных целей и задач.

- нечувствительность учащегося к новому опыту;

- невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;

- невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 5 к 9 классу. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка, развитие зрительной памяти).

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2 час).

Раздел 1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов (16 часов).

Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение двух объёмных геометрических фигур – круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (15 часов).

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трёхзвенной инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застёгивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (2 часа).

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений – имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру…), инсценирование.

Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие (6 часов).

Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие – жёсткие, мелкие – крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая – шершавая; колючая - пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.

Раздел 5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (2 часов).

Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.

Раздел 6. Развитие восприятия пространства (5 часов).

Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Понятия: выше – ниже, левее – правее, рядом и др. Вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.

Раздел 7. Восприятие времени (4 часов).

Определение времени по часам. Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их закономерная смена.

Раздел 8. Развитие мыслительных операций (16 часов)

Формирование умения устанавливать причинно-следственных связей; нахождение элементарных аналогий, формирование понимания скрытого смысла, развитие адекватных реакций на юмор.

Учащиеся должны уметь:

- целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога;

- дорисовывать незаконченные изображения;

- группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом;

- составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;

- конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;

- определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;

- зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;

- классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;

- различать запахи и вкусовые качества, называть их;

- сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;

- действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;

- определять время по часам.

Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого.

Восприятие пространства (8 часов).

Календарно-тематический планирование, с определением основных видов учебной деятельности учащихся

5 класс

Кол-во часов

Тема занятия

Цели занятия

Форма урока

Деятельность учащихся

Дата

1-3

3 ч.

Психологическое обследование на определение уровня интеллектуального развития ребенка.

Обследование детей. Формирование групп для коррекционных занятий.

Диагностика

Выполнение тестовых задач

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов

4

1 ч.

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, синий, чёрный, белый) Смешивание цветов, оттенки

Знакомство с цветом.

Узнавание цвета, сочетания цветов, оттенков цвета.

Дидактическая игра

Работа в группах

5

1 ч.

Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одного цвета из 3-5 предметов двух контрастных цветов.

Закрепление и применение полученных знаний.

Узнавание цвета, оттенков цвета.

Практическое занятие

Игровые упражнения

Анализ цвета, сравнение

6

1 ч.

Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов («Разложи игрушки в две коробки – подходящие по цвету»)

Закрепление и применение полученных знаний

Практическое занятие

Сравнительный анализ контрастных цветов

7

1 ч.

Выбор по образцу и инструкции предмета нужного цвета из 6 —8 предметов трех-четырех основных цветов.

Закрепление и применение полученных знаний

Практическое занятие

Группировка цветов по заданному признаку

8

1 ч.

Дидактическая игра «Назови цвет»

Закрепление и применение полученных знаний

Дидактическая игра

Работа в группах

9

1 ч.

Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле бант», «Завяжи ниточку шарику», «От какого цветка лепесток?»).

Формирование сенсорных эталонов цвета. Узнавание цвета, сочетания цветов, оттенков цвета. Сравнительный анализ предмета по цвету

Дидактическая игра

Сравнение, соотнесение предметов по цвету. Работа в группах и индивидуально

10-11

2 ч.

Формирование понятий: большой – маленький, больше – меньше, одинаковые.

Восприятие: величины: большой - маленький; высоты: высокий – низкий;

длины: длинный – короткий; ширины: узкий – широкий; толщины: толстый – тонкий.

Практическое занятие

Ролевое проигрывание

Сравнительный анализ по заданному признаку

12

1 ч.

Сравнение 2 предметов по высоте и длине. Нарисуйте предметы

Закрепление знаний по параметрам: высота и длина

Практическое занятие

Сравнительный анализ по заданному признаку

13

1 ч.

Сравнение 2 предметов по ширине и толщине.

Закрепление знаний по параметрам:

ширина и толщина

Практическое занятие

Сравнительный анализ по заданному признаку

14

1 ч.

Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин.

Закрепление знаний по восприятию величины и цвета

Дидактическая игра «Подбери двум куклам одежду»

Группировка предметов парных по величине и цвету (работа в группе)

15

1 ч.

Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одной геометрической формы из 3-5 предметов двух контрастных форм.

Закрепление знаний по восприятию величины и цвета

Практическое занятие

Группировка предметов по величине и цвету (контрастные формы)

16

1 ч.

Группировка по форме предметов двух контрастных форм.

Закрепление знаний по восприятию величины и цвета

Практическое занятие

Работа в группах

17

1 ч.

Выбор предметов одной формы из 6-8 предметов двух-трех контрастных плоскостных форм.

Закрепление знаний по восприятию величины

Практическое занятие

Группировка плоскостных предметов контрастных по величине и цвету

18-19

2 ч.

Определение формы предмета только с помощью тактильного анализатора («Чудесный мешочек»).

Восприятие поверхности: гладкий – шершавый. Тактильный анализ предмета

Дидактическая игра

Анализ предмета, используя тактильный анализатор

20

1 ч.

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало?»

Узнавание предметов и изображений.

Дидактическая игра

Анализ по заданному признаку

21

1 ч.

Составление целого из (2-3 детали) на разрезном материале

Конструирование предметов и изображений.

Практическое занятие

Развитие целостности восприятия

22

1 ч.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Узнавание предметов и изображений.

Дидактическая игра

Работа в группах

23

1 ч.

Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель)

Развитие крупной моторики

Практическое занятие

Работа в группах

24

1 ч.

Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)

Развитие крупной моторики

Практическое занятие

Индивидуальная работа

25-26

2 ч.

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков

Пальчиковая гимнастика.

Индивидуальная работа

27

1 ч.

Пальчиковые игры.

Развитие мелкой моторики пальцев руки

Пальчиковая гимнастика.

Работа в группах

28-29

2 ч.

Конструирование из счетных палочек.

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Практическое занятие

Работа в группах

30-31

2 ч.

Выкладывание узора из семян арбуза, тыквы по контуру.

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Практическое занятие

Работа в группах

32

1 ч.

Выкладывание из мозаики изученных букв, цифр.

Развитие графомоторных навыков

Практическое занятие

Работа в группах

33-34

2 ч.

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка.

Развитие мелкой моторики пальцев руки и графомоторных навыков

Практическое занятие

Индивидуальная работа

35

1 ч.

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание).

Развитие координации движений

Практическое занятие

Индивидуальная работа

36-37

2 ч.

Работа в технике «рваной» аппликации.

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Практическое занятие

Работа в группах

38

1 ч.

Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Практическое занятие

Работа в группах

Кинестетическое и кинетическое развитие

39

1 ч.

Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений.

Кинестетическое и кинетическое развитие

Дидактическая игра «Море волнуется».

Работа в группах

40

1 ч.

Движение и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений. Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей)

Кинестетическое и кинетическое развитие

Практическое занятие

Изображение животных, игрушек, насекомых, техники.

Тактильно-двигательное восприятие

41

1 ч.

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов

Развитие тактильно- двигательного восприятия

Практическое занятие

Индивидуальная работа

42-43

2 ч.

Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький).

Сравнение предметов

Развитие тактильно- двигательного восприятия

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Работа в группах

44

1 ч.

Упражнение в раскатывании пластилина. Лепка «Овощи и фрукты»

Развитие тактильно- двигательного восприятия

Практическое занятие

Работа в группах

45

1 ч.

Упражнение в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение»

Развитие тактильно- двигательного восприятия

Практическое занятие

Работа в группах

46-47

2 ч.

Игры с крупной мозаикой.

Развитие тактильно- двигательного восприятия

Практическое занятие

Работа в группах

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

48

1 ч.

Дидактическая игра «Кто как голос подает?», «Что как звучит?»

Развитие слухового восприятия

Игра

Работа в группах

49

1 ч.

Упражнения на звукоподражание животным, технике (один из детей изображает, остальные угадывают).

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Практическое занятие

Работа в группах

50-51

2 ч.

Дидактические игры «Громко – тихо», «Кто из детей тебя позвал?»

Развитие слухового восприятия учащихся

Практическое занятие. Дидактическая игра «Громко- тихо»

Работа в группах, в парах

Развитие восприятия пространства

52

1 ч.

Ориентация на собственном теле: право – лево, верх – низ, вперед — назад.

Развитие восприятия пространства

Практическое занятие

Выполнение движений по инструкции, за учителем

53

1 ч.

Выполнение действий по показу, по инструкции («Найди игрушку», «Слушай команду», «Не ошибись»).

Выполнение движений по инструкции

Практическое занятие

Работа в группе

54

1 ч.

Ориентация на рабочем столе.

Выкладывание комбинаций из геометрических фигур, счетных палочек по образцу.

Практическое занятие

Индивидуальная работа

55

1 ч.

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона)

Восприятие пространства

Практическое занятие

Индивидуальная работа

56-57

2 ч.

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур.

Восприятие пространства

Практическое занятие

Индивидуальная работа

58

1 ч.

Расположение предметов на листе бумаги.

Восприятие пространства

Дидактическая игра «Расположи верно»

Индивидуальная работа

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

59

1 ч.

Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов.

Развитие зрительного восприятия

Игра «Сравни предметы»

Работа в группах

60

1 ч.

Дидактическая игра «Что изменилось» (3-4 предмета)

Развитие зрительной памяти

Дидактическая игра

Работа в группах

61

1 ч.

Дидактическая игра «Что перепутал художник?», «Что не дорисовал художник?»

Развитие зрительного восприятия и памяти

Дидактическая игра

Работа в группах

62

1 ч.

Упражнение для профилактики и коррекции зрения

Профилактика зрения

Гимнастика для глаз

Работа в группах

Восприятие времени

63

1 ч.

Сутки. Последовательность событий.

Ориентация во времени суток

Практическое занятие

Работа в группах

64

1 ч.

Неделя. Семь суток. Порядок дней недели.

Ориентация во времени – неделя

Практическое занятие

Работа в группах

65-66

2 ч.

Дидактическая игра «Веселая неделя»

Закрепление и обобщение

Дидактическая игра

Работа в группах

68

3

Выполнение действий по показу, по инструкции («Найди игрушку», «Слушай команду», «Не ошибись»).

Развитие зрительного восприятия и памяти

Дидактическая игра

Работа в группах

6 класс

Кол-во часов

Тема урока

Цели урока

Форма урока

Деятельность учащихся

Дата

1-2

2 ч.

Диагностика на определение уровня интеллектуального развития ребенка.

Обследование детей. Формирование групп для коррекционных занятий.

Диагностика

Выполнение тестовых задач

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов

3

1

Формирование эталонов объемов геометрических фигур (шар, куб)

Формирование сенсорных эталонов формы

Практическое занятие

Анализ предметов по параметрам

4

1

Выбор по образцу и инструкции предметов одного цвета из 6-8 предметов двух сходных цветов.

Формирование сенсорных эталонов цвета

Дидактическая игра «Угадай-ка»

Работа в группах

5

1

Группировка предметов, различающихся основным и оттеночным тоном на несколько подгрупп.

Формирование сенсорных эталонов цвета

Практическое занятие

Анализ предметов по оттенкам цвета

6

1

Различие цветов и оттенков.

Формирование сенсорных эталонов цвета

Дидактическая игра «Что бывает такого цвета».

Работа в группах

7

1

Подбор оттенков к основным цветам.

Формирование сенсорных эталонов цвета

Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета».

Работа в группах

8

1

Выбор предметов одной формы из 6-8 предметов сходных форм.

Формирование сенсорных эталонов формы

Практическое занятие

Сравнительный анализ предметов по заданному признаку

9

1

Группировка по форме из 2-4 предметов сходных форм.

Формирование сенсорных эталонов формы

Практическое занятие

Группировка предметов объемных и плоскостных форм.

10-11

2

Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку.

Формирование сенсорных эталонов величины, конструирование предметов

Практическое занятие

Сравнительный анализ предметов по заданному признаку

12

1

Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине. Сравнение 2-3 предметов по длине и ширине.

Формирование сенсорных эталонов величины, конструирование предметов

Практическое занятие

Сравнительный анализ предметов по заданному признаку

13-14

2

Выкладывание геометрических фигур из мозаики по опорным точкам.

Конструирование предметов

Практическое занятие

Решение ситуационных задач

15

1

Выкладывание рядов из двух чередующихся элементов (по цвету, форме, величине) через 1-2 детали.

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Практическое занятие

Решение ситуационных задач

16-17

2

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по цвету, форме, величине)

Закрепление полученных знаний

Игра

Работа в группах

18-19

2

Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы)

Конструирование предметов

Практическое занятие

Работа в группах

20-21

2

Выполнение сложных подражательных движений за учителем с постепенным увеличением темпа; смена видов движения по сигналу; упражнения на сочетание речи с движением

Развитие крупной моторики

«Пилим бревно», «Качели», «Шар – насос».

Работа в группах (парах)

22

1

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм.

Развитие мелкой моторики

Практическое занятие

Индивидуальная работа

23-24

2

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Развитие мелкой моторики

Игра

Работа в группах

25

1

Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус).

Развитие крупной и мелкой моторики

Практическое занятие

Работа в группах

26-27

2

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету.

Развитие графомоторных навыков.

Практическое занятие

Индивидуальная работа

28-29

2

Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур.

Развитие графомоторных навыков.

Практическое занятие

Индивидуальная работа

30-31

2

Графический диктант (по показу).

Выявить отклонения в развитии

Тест, диагностика

Индивидуальная работа

32-34

3

Работа в технике «объёмной» аппликации.

Развитие крупной и мелкой моторики

Практическое занятие

Работа в группах

Кинестетическое и кинетическое развитие

35

1

Движения и позы всего тела.

Кинестетическое и кинетическое развитие

Дидактическая игра «Зеркало»

Работа в группах

36-37

2

Имитация движения и поз (повадки зверей, природные явления).

Кинестетическое и кинетическое развитие

Дидактическая игра «Угадай-ка»

Работа в группах

Тактильно-двигательное восприятие

38-39

2

Определение на ощупь предметов сложной формы.

Развитие тактильного восприятия

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

Работа в группах

40

1

Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние).

Развитие тактильного восприятия

Практическое занятие

Индивидуальная работа

41-42

2

Игры со средней мозаикой.

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Игра

Работа в группах и индивидуально

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

43

1

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Практическое занятие

Работа в группах и индивидуально

44-45

2

Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу)

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Практическое занятие

Работа в группах

46

1

Дидактическая игра «Найди звучащий предмет», «Чей голосок?»

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Практическое занятие

Работа в группах

Развитие восприятия пространства

47

1

Ориентация на собственном теле – уметь показать правые и левые части тела. Ориентация относительно своего тела: справа – слева, сзади – спереди, далеко – близко.

Развитие восприятия пространства

Практическое занятие

Индивидуальная и групповая работа

48

1

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части.

Развитие восприятия пространства

Дидактическая игра «Обставим комнату».

Работа в группах

49

1

Дидактическая игра «Куда пойдешь, то найдешь».

Закрепление навыков

Практическое занятие

Работа в группах

50-51

2

Дидактическая игра «Определи положение предмета»

Вербализация пространственных отношений с использованием предлогов

Практическое занятие

Работа в группах

52-53

2

Выполнение элементарных работ по замыслу, составление комбинаций, узоров из геометрических фигур, счетных палочек, природного материала.

Составление комбинаций, узоров из геометрических фигур, счетных палочек, природного материала.

Практическое занятие

Работа в группах

54

1

Расположение предметов на листе бумаги.

Развитие восприятия пространства

Дидактическая игра «Расположи верно».

Работа в группах

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

55-56

2

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение 2-х картинок)

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Практическое занятие

Сравнительный анализ 2-х картинок

57

1

Упражнение для профилактики и коррекции зрения.

Профилактика зрения

Игра

Работа в группах и индивидуально

58-59

2

Дидактические игры «Кто больше запомнил?», «Кто внимательнее?»

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Практическое занятие

Работа в группах

60

1

Различие «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения)

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Практическое занятие

Сравнительный анализ 2-х картинок

61

1

Поиск «спрятавшихся» на рисунке предметов.

Развитие зрительного восприятия

Практическое занятие

Сравнительный анализ 2-х картинок

62

1

Таблицы Шульте.

Выявление уровня развития

Тест

Индивидуальная работа

63

1

Дидактическая игра «Что изменилось» (4-5 предметов).

Развитие зрительной памяти.

Дидактическая игра

Работа в группах

64

1

Дидактическая игра «Запомни и повтори».

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Дидактическая игра

Работа в группах

Восприятие времени

65-66

2

Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года».

Восприятие времени (месяц, времена года)

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?».

Работа в группах

68

2

Знакомство с часами (циферблат, стрелки). Определение времени по часам.

Восприятие времени

Игры с моделью часов.

Работа в группах

8 класс

Кол-во часов

Тема занятия

Цели занятия

Форма урока

Деятельность учащихся

Дата

1-3

3 ч.

Психологическое обследование на определение уровня интеллектуального развития ребенка.

Обследование детей. Формирование групп для коррекционных занятий.

Диагностика

Выполнение тестовых задач

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов

4

1 ч.

Знакомство с основными геометрическими фигурами

Знакомство с цветом.

Узнавание фигур

Дидактическая игра

Работа в группах

5

1 ч.

Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одного  из 3-5 предметов

Закрепление и применение полученных знаний.

Практическое занятие

Игровые упражнения

Анализ фигур, сравнение

6

1 ч.

Группировка предметов

Закрепление и применение полученных знаний

Практическое занятие

Сравнительный анализ фигур

7

1 ч.

Выбор по образцу и инструкции предмета.

Закрепление и применение полученных знаний

Практическое занятие

Группировка цветов по заданному признаку

8

1 ч.

Дидактическая игра «Назови фигуру»

Закрепление и применение полученных знаний

Дидактическая игра

Работа в группах

9

1 ч.

Соотношение предметов по признаку («Подбери кукле бант», «Завяжи ниточку шарику», «От какого цветка лепесток?»).

Формирование сенсорных эталонов цвета. Узнавание цвета, сочетания цветов, оттенков цвета. Сравнительный анализ предмета.

Дидактическая игра

Сравнение, соотнесение  фигур. Работа в группах и индивидуально

10-11

2 ч.

Формирование понятий: большой – маленький, больше – меньше, одинаковые.

Восприятие: величины: большой - маленький; высоты: высокий – низкий;

длины: длинный – короткий; ширины: узкий – широкий; толщины: толстый – тонкий.

Практическое занятие

Ролевое проигрывание

Сравнительный анализ по заданному признаку

12

1 ч.

Сравнение 2 предметов по высоте и длине.

Закрепление знаний по параметрам: высота и длина

Практическое занятие

Сравнительный анализ по заданному признаку

13

1 ч.

Сравнение 2 предметов по ширине и толщине.

Закрепление знаний по параметрам:

ширина и толщина

Практическое занятие

Сравнительный анализ по заданному признаку

14

1 ч.

Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин.

Закрепление знаний по восприятию величины и цвета

Дидактическая игра

Группировка предметов парных по величине и цвету (работа в группе)

15

1 ч.

Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одной геометрической формы из 3-5 предметов двух контрастных форм.

Закрепление знаний по восприятию величины и цвета

Практическое занятие

Группировка предметов по величине и цвету (контрастные формы)

16

1 ч.

Группировка по форме предметов двух контрастных форм.

Закрепление знаний по восприятию величины и цвета

Практическое занятие

Работа в группах

17

1 ч.

Выбор предметов одной формы из 6-8 предметов двух-трех контрастных плоскостных форм.

Закрепление знаний по восприятию величины

Практическое занятие

Группировка плоскостных предметов контрастных по величине и цвету

18-19

2 ч.

Определение формы предмета только с помощью тактильного анализатора («Чудесный мешочек»).

Восприятие поверхности: гладкий – шершавый. Тактильный анализ предмета

Дидактическая игра

Анализ предмета, используя тактильный анализатор

20

1 ч.

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало?»

Узнавание предметов и изображений.

Дидактическая игра

Анализ по заданному признаку

21

1 ч.

Составление целого из (2-3 детали) на разрезном материале

Конструирование предметов и изображений.

Практическое занятие

Развитие целостности восприятия

22

1 ч.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Узнавание предметов и изображений.

Дидактическая игра

Работа в группах

23

1 ч.

Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога

Развитие крупной моторики

Практическое занятие

Работа в группах

24

1 ч.

Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)

Развитие крупной моторики

Практическое занятие

Индивидуальная работа

25-26

2 ч.

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков

Пальчиковая гимнастика.

Индивидуальная работа

27

1 ч.

Пальчиковые игры.

Развитие мелкой моторики пальцев руки

Пальчиковая гимнастика.

Работа в группах

28-29

2 ч.

Конструирование из геометрических фигур

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Практическое занятие

Работа в группах

30-31

2 ч.

Выкладывание узора из геометрических фигур

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Практическое занятие

Работа в группах

32

1 ч.

Выкладывание из мозаики изученных букв, цифр.

Развитие графомоторных навыков

Практическое занятие

Работа в группах

33-34

2 ч.

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка.

Развитие мелкой моторики пальцев руки и графомоторных навыков

Практическое занятие

Индивидуальная работа

35

1 ч.

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание).

Развитие координации движений

Практическое занятие

Индивидуальная работа

36-37

2 ч.

Работа в технике «рваной» аппликации.

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Практическое занятие

Работа в группах

38

1 ч.

Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Практическое занятие

Работа в группах

Кинестетическое и кинетическое развитие

39

1 ч.

Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений.

Кинестетическое и кинетическое развитие

Дидактическая игра «Море волнуется».

Работа в группах

40

1 ч.

Движение и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений. Выразительность движений. Имитация движений

Кинестетическое и кинетическое развитие

Практическое занятие

Изображение животных, игрушек, насекомых, техники.

Тактильно-двигательное восприятие

41

1 ч.

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов

Развитие тактильно- двигательного восприятия

Практическое занятие

Индивидуальная работа

42-43

2 ч.

Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький).

Сравнение предметов

Развитие тактильно- двигательного восприятия

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Работа в группах

44

1 ч.

Упражнение в раскатывании пластилина. Лепка «Овощи и фрукты»

Развитие тактильно- двигательного восприятия

Практическое занятие

Работа в группах

45

1 ч.

Упражнение в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение»

Развитие тактильно- двигательного восприятия

Практическое занятие

Работа в группах

46-47

2 ч.

Игры с крупной мозаикой.

Развитие тактильно- двигательного восприятия

Практическое занятие

Работа в группах

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

48

1 ч.

Дидактическая игра «Кто как голос подает?», «Что как звучит?»

Развитие слухового восприятия

Игра

Работа в группах

49

1 ч.

Упражнения на звукоподражание животным, технике (один из детей изображает, остальные угадывают).

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Практическое занятие

Работа в группах

50-51

2 ч.

Дидактические игры «Громко – тихо», «Кто из детей тебя позвал?»

Развитие слухового восприятия учащихся

Практическое занятие. Дидактическая игра «Громко- тихо»

Работа в группах, в парах

Развитие восприятия пространства

52

1 ч.

Ориентация на собственном теле: право – лево, верх – низ, вперед — назад.

Развитие восприятия пространства

Практическое занятие

Выполнение движений по инструкции, за учителем

53

1 ч.

Выполнение действий по показу, по инструкции («Найди игрушку», «Слушай команду», «Не ошибись»).

Выполнение движений по инструкции

Практическое занятие

Работа в группе

54

1 ч.

Ориентация на рабочем столе.

Выкладывание комбинаций из геометрических фигур, счетных палочек по образцу.

Практическое занятие

Индивидуальная работа

55

1 ч.

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона)

Восприятие пространства

Практическое занятие

Индивидуальная работа

56-57

2 ч.

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур.

Восприятие пространства

Практическое занятие

Индивидуальная работа

58

1 ч.

Расположение предметов на листе бумаги.

Восприятие пространства

Дидактическая игра «Расположи верно»

Индивидуальная работа

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

59

1 ч.

Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов.

Развитие зрительного восприятия

Игра «Сравни предметы»

Работа в группах

60

1 ч.

Дидактическая игра «Что изменилось» (3-4 предмета)

Развитие зрительной памяти

Дидактическая игра

Работа в группах

61

1 ч.

Дидактическая игра «Что перепутал художник?», «Что не дорисовал художник?»

Развитие зрительного восприятия и памяти

Дидактическая игра

Работа в группах

62

1 ч.

Упражнение для профилактики и коррекции зрения

Профилактика зрения

Гимнастика для глаз

Работа в группах

Восприятие времени

63

1 ч.

Сутки. Последовательность событий.

Ориентация во времени суток

Практическое занятие

Работа в группах

64

1 ч.

Неделя. Семь суток. Порядок дней недели.

Ориентация во времени – неделя

Практическое занятие

Работа в группах

65-66

2 ч.

Дидактическая игра «Веселая неделя»

Закрепление и обобщение

Дидактическая игра

Работа в группах

68

3

Выполнение действий по показу, по инструкции («Найди игрушку», «Слушай команду», «Не ошибись»).

Развитие зрительного восприятия и памяти

Дидактическая игра

Работа в группах

9 класс

Кол-во ч.

Тема занятия

Цели занятия

Форма урока

Деятельность учащихся

Дата

1-2

2

Обследование  детей.

Формирование групп для коррекционных занятий.

Диагностика

Индивидуальная работа

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов

3-4

2

Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. Рисование по шаблону.

Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Практическое занятие

Сравнительный анализ предметов

5

1

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте). Выводы и заключения.

Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Практическое занятие

Работа в группах и индивидуально

6

1

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4 – 5 предметов.

Закрепление сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Практическое занятие

Сравнительный анализ предметов

7-8

2

Группировка предметов сходных цветов различных оттенков

Развитие сенсорных эталонов цвета

Практическое занятие

Сравнительный анализ предметов (индивидуально)

9

1

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки).

Развитие сенсорных эталонов цвета

Практическое занятие

Работа в группах и индивидуально

10

1

Определение постоянных цветов.

Развитие и закрепление сенсорных эталонов цвета

Дидактическая игра «Назови цвет».

Работа в группах

11-12

2

Построение по росту, сравнение величины предметов путем наложения, приложения и зрительного соотнесения.

Развитие сенсорных эталонов величины

Практическое занятие

Работа в группах

13

1

Узнавание предмета по одному элементу.

Развитие сенсорных эталонов величины

Дидактическая игра «Угадай-ка»

Работа в группах

14

1

Узнавание предмета по словесному описанию.  

Закрепление сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Дидактическая игра «Узнай по описанию».

Работа в группах

15-16

2

Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы).

Конструирование предметов

Практическое занятие

Работа в группах

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

17-18

2

Упражнения на координацию и смену движения по команде, сигналу.

Развитие крупной моторики

Практическое занятие

Работа в группах

19

1

Дорисовывание симметричной половины изображения.

Выявление уровня развития графомоторных навыков

Практическое занятие

Индивидуальная работа

20-21

2

Вычерчивание геометрических фигур.

Вертикаль, горизонталь, параллель

Выявление уровня развития графомоторных навыков

Дидактическая игра «Почини коврик».

Работа в группах

22

1

Упражнения «Речь – ритм – движение».

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Практическое занятие

Индивидуальная работа

23-24

2

Графический диктант с усложненными заданиями.

Выявление уровня развития графомоторных навыков

Тестирование

Индивидуальная работа

25-27

3

Совершенствование мелких движений (мелкая мозаика, шнуровка, выкладывание узоров из семян растений)

Развитие графомоторных навыков

Практическое занятие

Работа в группах

28

1

Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции.

Развитие графомоторных навыков

Практическое занятие

Работа в группах

Кинестетическое и кинетическое развитие

29-30

2

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. Релаксация.

Научить расслаблению

Релаксация.

Работа в группах

31

1

Воображаемые действия.

Кинестетическое и кинетическое развитие

Дидактическая игра «Угадай-ка».

Работа в группах

Тактильно-двигательное восприятие

32-33

2

Тонкая дифференциация предметов на ощупь с мелкими предметами.

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Игра «Волшебный мешочек»

Работа в группах

34

1

Закрепление тактильных ощущений при работе с глиной и пластилином.

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Практическое занятие

Работа в группах и индивидуально

35-36

2

Игры с мелкой мозаикой.

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Игра

Работа в группах

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

37-38

2

Профилактика и коррекция зрения.

Профилактика и коррекция зрения

Гимнастика для глаз.

Работа в группах

39-40

2

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3-х предметных /сюжетных/ картинок). Нахождение «нелепиц» на картинках.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Практическое занятие

Работа в группах и индивидуально

41

1

Тренировка зрительной памяти. Нарисуй по образцу, по памяти

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Дидактическая игра «Нарисуй по памяти».

Работа в группах

42

1

Дидактическая игра «Лабиринт с закрытыми глазами»

Развитие слухового восприятия

Дидактическая игра

Работа в группах

Развитие восприятия пространства

43-44

2

Построение комбинаций из плоскостных или объемных геометрических фигур по инструкции учителя.

Развитие восприятия пространства

Практическое занятие

Индивидуальная работа

45

1

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. Моделирование расположения предметов в пространстве

Вербализация пространственных отношений

Практическое занятие

Работа в группах

46

1

Ориентация в помещении с помощью плана-рисунка. Нахождение масштаба.

Развитие восприятия пространства

Практическое занятие

Работа в группах

47-48

2

Дидактическая игра «Лабиринт»

Вербализация пространственных отношений

Практическое занятие с элементами игры

Работа в группах

49

1

Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате).

Развитие восприятия пространства

Практическое занятие с элементами игры

Решение ситуационных задач

50

1

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)

Развитие восприятия пространства

Практическое занятие

Работа в группах и индивидуально

Восприятие времени

51

1

Определение времени по часам.

Развитие восприятия времени

Практическое занятие с элементами игры

Работа в группах

52-53

2

«Расположите по порядку» (времена года, месяцы, дни недели, части суток)

Развитие восприятия времени

Дидактическая игра

Работа в группах

54

1

Последовательность основных жизненных событий.  

Развитие восприятия времени

Игра «Чего не хватает?».

Работа в группах

55

1

Работа с календарем и моделью календарного года.

Развитие восприятия времени

Практическое занятие

Работа в группах

56

1

Длительность временных интервалов.

Развитие восприятия времени

Игра «Береги минутку».

Работа в группах

Развитие мыслительных операций

57

1

Дидактические игры «Парные картинки», «Подбери недостающую картинку».

Развитие мыслительных операций (систематизация)

Дидактическая игра

Работа в группах,

решение ситуационных задач

58

1

Игры на исключение лишнего предмета (картинки, понятия).

Развитие мыслительных операций

Дидактическая игра

Работа в группах

59

1

Обучение систематизации «Что быстрее?», «Кто старше?», «Кто сильнее?». Задачи (Зак)

Развитие мыслительных операций (систематизация)

Практическое занятие с элементами игры

Работа в группах,

решение ситуационных задач

60

1

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.

Практическое занятие

Решение ситуационных задач

61

1

Нахождение в серии сюжетных картинок пропущенного звена.

Развитие мыслительных операций

Практическое занятие

Решение ситуационных задач

62

1

Таблицы Шульте (с буквами, с числами).

Определение уровня развития мыслительных операций

Тестирование

Выполнение тестов (индивидуально)

63

1

Обучение нахождению элементарных аналогий (подбор близких по значению слов). Антонимы, синонимы

Развитие мыслительных операций

Практическое занятие

Решение ситуационных задач

64

1

Формирование понимания скрытого смысла. Пословицы и поговорки. Что запомнили?

Развитие адекватных реакций на юмор.

Практическое занятие

Решение ситуационных задач

65-66

2

Дидактические игры «Летает – не летает», «Съедобное – несъедобное». Дорисовывание образов

Развитие мыслительных операций

Дидактическая игра «Живое – неживое»

Работа в группах

67

1

Игра «Шифровка» (написание письма другу с помощью шифра).

Развитие мыслительных операций

Дидактическая игра

Работа в группах

68

1

Обучение отгадыванию и составлению элементарных загадок.

Развитие мыслительных операций

Практическое занятие

Работа в группах и индивидуально

Тематическое планирование

5 класс

Кол-во часов

Тема занятия

1-3

3 ч.

Психологическое обследование на определение уровня интеллектуального развития ребенка.

4

1 ч.

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, синий, чёрный, белый)

5

1 ч.

Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одного цвета из 3-5 предметов двух контрастных цветов.

6

1 ч.

Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов («Разложи игрушки в две коробки – подходящие по цвету»)

7

1 ч.

Выбор по образцу и инструкции предмета нужного цвета из 6 —8 предметов трех-четырех основных цветов.

8

1 ч.

Дидактическая игра «Назови цвет»

9

1 ч.

Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле бант», «Завяжи ниточку шарику», «От какого цветка лепесток?»).

10-11

2 ч.

Формирование понятий: большой – маленький, больше – меньше, одинаковые.

12

1 ч.

Сравнение 2 предметов по высоте и длине.

13

1 ч.

Сравнение 2 предметов по ширине и толщине.

14

1 ч.

Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин.

15

1 ч.

Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одной геометрической формы из 3-5 предметов двух контрастных форм.

16

1 ч.

Группировка по форме предметов двух контрастных форм.

17

1 ч.

Выбор предметов одной формы из 6-8 предметов двух-трех контрастных плоскостных форм.

18-19

2 ч.

Определение формы предмета только с помощью тактильного анализатора («Чудесный мешочек»).

20

1 ч.

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало?»

21

1 ч.

Составление целого из (2-3 детали) на разрезном материале

22

1 ч.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

23

1 ч.

Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель)

24

1 ч.

Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)

25-26

2 ч.

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

27

1 ч.

Пальчиковые игры.

28-29

2 ч.

Конструирование из счетных палочек.

30-31

2 ч.

Выкладывание узора из семян арбуза, тыквы по контуру.

32

1 ч.

Выкладывание из мозаики изученных букв, цифр.

33-34

2 ч.

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка.

35

1 ч.

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание).

36-37

2 ч.

Работа в технике «рваной» аппликации.

38

1 ч.

Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.

39

1 ч.

Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений.

40

1 ч.

Движение и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений. Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей)

41

1 ч.

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов

42-43

2 ч.

Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький).

Сравнение предметов

44

1 ч.

Упражнение в раскатывании пластилина. Лепка «Овощи и фрукты»

45

1 ч.

Упражнение в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение»

46-47

2 ч.

Игры с крупной мозаикой.

48

1 ч.

Дидактическая игра «Кто как голос подает?», «Что как звучит?»

49

1 ч.

Упражнения на звукоподражание животным, технике (один из детей изображает, остальные угадывают).

50-51

2 ч.

Дидактические игры «Громко – тихо», «Кто из детей тебя позвал?»

52

1 ч.

Ориентация на собственном теле: право – лево, верх – низ, вперед — назад.

53

1 ч.

Выполнение действий по показу, по инструкции («Найди игрушку», «Слушай команду», «Не ошибись»).

54

1 ч.

Ориентация на рабочем столе.

55

1 ч.

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона)

56-57

2 ч.

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур.

58

1 ч.

Расположение предметов на листе бумаги.

59

1 ч.

Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов.

60

1 ч.

Дидактическая игра «Что изменилось» (3-4 предмета)

61

1 ч.

Дидактическая игра «Что перепутал художник?», «Что не дорисовал художник?»

62

1 ч.

Упражнение для профилактики и коррекции зрения

63

1 ч.

Сутки. Последовательность событий.

64

1 ч.

Неделя. Семь суток. Порядок дней недели.

65-66

2 ч.

Дидактическая игра «Веселая неделя»

68

3

Выполнение действий по показу, по инструкции («Найди игрушку», «Слушай команду», «Не ошибись»).

6  класс

Кол-во часов

Тема урока

1-2

2 ч.

Диагностика на определение уровня интеллектуального развития ребенка.

3

1

Формирование эталонов объемов геометрических фигур (шар, куб)

4

1

Выбор по образцу и инструкции предметов одного цвета из 6-8 предметов двух сходных цветов.

5

1

Группировка предметов, различающихся основным и оттеночным тоном на несколько подгрупп.

6

1

Различие цветов и оттенков.

7

1

Подбор оттенков к основным цветам.

8

1

Выбор предметов одной формы из 6-8 предметов сходных форм.

9

1

Группировка по форме из 2-4 предметов сходных форм.

10-11

2

Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку.

12

1

Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине. Сравнение 2-3 предметов по длине и ширине.

13-14

2

Выкладывание геометрических фигур из мозаики по опорным точкам.

15

1

Выкладывание рядов из двух чередующихся элементов (по цвету, форме, величине) через 1-2 детали.

16-17

2

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по цвету, форме, величине)

18-19

2

Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы)

20-21

2

Выполнение сложных подражательных движений за учителем с постепенным увеличением темпа; смена видов движения по сигналу; упражнения на сочетание речи с движением

22

1

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм.

23-24

2

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

25

1

Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус).

26-27

2

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету.

28-29

2

Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур.

30-31

2

Графический диктант (по показу).

32-34

3

Работа в технике «объёмной» аппликации.

35

1

Движения и позы всего тела.

36-37

2

Имитация движения и поз (повадки зверей, природные явления).

38-39

2

Определение на ощупь предметов сложной формы.

40

1

Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние).

41-42

2

Игры со средней мозаикой.

43

1

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)

44-45

2

Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу)

46

1

Дидактическая игра «Найди звучащий предмет», «Чей голосок?»

47

1

Ориентация на собственном теле – уметь показать правые и левые части тела. Ориентация относительно своего тела: справа – слева, сзади – спереди, далеко – близко.

48

1

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части.

49

1

Дидактическая игра «Куда пойдешь, то найдешь».

50-51

2

Дидактическая игра «Определи положение предмета»

52-53

2

Выполнение элементарных работ по замыслу, составление комбинаций, узоров из геометрических фигур, счетных палочек, природного материала.

54

1

Расположение предметов на листе бумаги.

55-56

2

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение 2-х картинок)

57

1

Упражнение для профилактики и коррекции зрения.

58-59

2

Дидактические игры «Кто больше запомнил?», «Кто внимательнее?»

60

1

Различие «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения)

61

1

Поиск «спрятавшихся» на рисунке предметов.

62

1

Таблицы Шульте.

63

1

Дидактическая игра «Что изменилось» (4-5 предметов).

64

1

Дидактическая игра «Запомни и повтори».

65-66

2

Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года».

68

2

Знакомство с часами (циферблат, стрелки). Определение времени по часам.

8 класс

Кол-во ч.

Тема занятия

1-2

2

Определение уровня интеллектуального развития ребенка.

3

1

Соотнесение цвета реального предмета с эталоном; учить дифференцировать желтый – оранжевый – коричневый.

4

1

Использование цвета для обозначения предметов: дети обозначают фишками определенных цветов предметы в сказке или стихотворении, которые читает учитель.

5

1

Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле однотонную одежду»).

6

1

Выбор и группировка предметов на скорость.

7-8

2

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

9

1

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. Д.).

10

1

«Составь геометрическую фигуру» (из ее частей).

11

1

Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов.

12

1

Дидактическая игра «Цветик-семицветик».

13-14

2

Выкладывание рядов из чередующихся трех элементов (по цвету, форме, величине).

15

1

Дидактическая игра «Колумбово яйцо».

16-18

2

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»).

19

1

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).

20-21

2

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

22-23

2

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. Обводка контуров предметных изображений.

24

1

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание).

25

1

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»; «Угадай, кто я?» (по пантомиме).

26

1

Рисование бордюров по образцу.

27-29

3

Графический диктант (зрительный и на слух).

30-31

2

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений – новогодние снежинки.

32-33

2

Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации.

34-35

2

Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий).

36-37

2

Определение на ощупь предметов; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы).

38

1

Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи».

39

1

Дидактическая игра «Что бывает………(пушистое)».

40-41

2

Игры с сюжетной мозаикой.

42

1

Развитие чувства ритма.

43

1

Различение мелодий по темпу.

44

1

Учить ориентироваться на листе бумаги («Рисунок по инструкции», игра «Муха» - ориентация по клеточкам).

45

1

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа.

46-47

2

Дидактическая игра «Лабиринт».

48

1

Построение комбинаций из геометрических фигур, конструктора по словесной инструкции.

49

1

Дидактическая игра «Расположи по порядку» (времена года, части суток).

50

1

Лото «Времена года».

51-52

2

Определение времени по часам.

53

1

Дидактическая игра «Назови одним словом»

54-55

2

«Волшебные картинки» - как геометрические фигуры можно превратить в изображение какого-либо предмета.

56-57

2

Дидактическая игра «Четвертый – лишний».

58-59

2

Коррекция интеллектуального развития (Упражнения «Закончи предложения», «Ленточки»).

60-61

2

Дидактическая игра «Разрезные картинки».

62

1

Задания на формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках («Купание куклы», «Утро Сережи», «Лепка снеговика» и др.).

63-64

2

Коррекция интеллектуального развития (Упражнение «Твердый – мягкий», игра «Буквенная эстафета»)

65

1

Упражнения на решение изображенных на картинке ситуаций; оперируя мысленными образами представлениями: «Как мальчику достать мячик?», «Как Саше помочь адаптироваться?», «Помоги ребятам дружить».

66

1

Формирования умения анализировать сюжеты со скрытым смыслом («В парикмахерской», «У врача», «В школе» и др.).

67

1

«Кто любит на загадки отгадки находить?» - конкурс загадок.

68

1

Дидактическая игра «Найди различие и сходство».

9 класс

Кол-во ч.

Тема занятия

1-2

2

Обследование  детей.

3-4

2

Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. Рисование по шаблону.

5

1

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте). Выводы и заключения.

6

1

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4 – 5 предметов.

7-8

2

Группировка предметов сходных цветов различных оттенков

9

1

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки).

10

1

Определение постоянных цветов.

11-12

2

Построение по росту, сравнение величины предметов путем наложения, приложения и зрительного соотнесения.

13

1

Узнавание предмета по одному элементу.

14

1

Узнавание предмета по словесному описанию.  

15-16

2

Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы).

17-18

2

Упражнения на координацию и смену движения по команде, сигналу.

19

1

Дорисовывание симметричной половины изображения.

20-21

2

Вычерчивание геометрических фигур.

Вертикаль, горизонталь, параллель

22

1

Упражнения «Речь – ритм – движение».

23-24

2

Графический диктант с усложненными заданиями.

25-27

3

Совершенствование мелких движений (мелкая мозаика, шнуровка, выкладывание узоров из семян растений)

28

1

Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции.

29-30

2

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. Релаксация.

31

1

Воображаемые действия.

32-33

2

Тонкая дифференциация предметов на ощупь с мелкими предметами.

34

1

Закрепление тактильных ощущений при работе с глиной и пластилином.

35-36

2

Игры с мелкой мозаикой.

37-38

2

Профилактика и коррекция зрения.

39-40

2

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3-х предметных /сюжетных/ картинок). Нахождение «нелепиц» на картинках.

41

1

Тренировка зрительной памяти. Нарисуй по образцу, по памяти

42

1

Дидактическая игра «Лабиринт с закрытыми глазами»

43-44

2

Построение комбинаций из плоскостных или объемных геометрических фигур по инструкции учителя.

45

1

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. Моделирование расположения предметов в пространстве

46

1

Ориентация в помещении с помощью плана-рисунка. Нахождение масштаба.

47-48

2

Дидактическая игра «Лабиринт»

49

1

Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате).

50

1

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)

51

1

Определение времени по часам.

52-53

2

«Расположите по порядку» (времена года, месяцы, дни недели, части суток)

54

1

Последовательность основных жизненных событий.  

55

1

Работа с календарем и моделью календарного года.

56

1

Длительность временных интервалов.

57

1

Дидактические игры «Парные картинки», «Подбери недостающую картинку».

58

1

Игры на исключение лишнего предмета (картинки, понятия).

59

1

Обучение систематизации «Что быстрее?», «Кто старше?», «Кто сильнее?». Задачи (Зак)

60

1

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.

61

1

Нахождение в серии сюжетных картинок пропущенного звена.

62

1

Таблицы Шульте (с буквами, с числами).

63

1

Обучение нахождению элементарных аналогий (подбор близких по значению слов). Антонимы, синонимы

64

1

Формирование понимания скрытого смысла. Пословицы и поговорки. Что запомнили?

65-66

2

Дидактические игры «Летает – не летает», «Съедобное – несъедобное». Дорисовывание образов

67

1

Игра «Шифровка» (написание письма другу с помощью шифра).

68

1

Обучение отгадыванию и составлению элементарных загадок.

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

 Проектор.

 Компьютер.

Демонстрационные картинки различной тематики.

Наборы мелких предметов разных цветов, величины, фактуры, цвета.

Сыпучий материал.

Рамки с застежками.

Шнуровка.

Доски Сегена.

Плоскостные геометрические фигуры.

Объемные геометрические фигуры.

Трафареты для ободки, штриховки.

«Сенсорная тропа».

Карточки основных цветов.

Презентации различной тематики.

«Вкусовые баночки».

Баночки с различными ароматами.

Набор предметов разного веса.

«Шумовые коробочки».

Аудиозаписи различной тематики. Дидактические игры

Список учебно-методической литературы.

  1. Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : сб. игр и игровых упражнений.– М.: Книголюб, 2007. (Специальная психология).
  2.  Метиева Л.А., .Удалов Э.Я..Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М: Просвещение, 2009г.
  3.  Голубь Т.В. Графические диктанты. Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: ВАКО, 2006.
  4. Узорова О. В.Пальчиковая гимнастика.– М.:АСТ:  Астрель, 2007.
  5.  Мищенкова П.В. Логика, речь, моторика, творческие способности. Игровые обучающие занятия с детьми 8 – 10 лет. – Ярославль: Академия развития, 2009.
  6. Диагностический альбом Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Оценка развития познавательной деятельности ребенка (дошкольный и младший школьный возраст)» С-П., «Триумф», 2007г.
  7. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей  и педагогов./ Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
  8. Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. Дубна. «Феникс». 2002г.
  9. Чистякова М.И.  Психогимнастика./Под ред.М.И. Буянова.- М.: - Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...