Памятки для педагогов
материал по психологии

Волкова Татьяна Викторовна

Предварительный просмотр:

Как говорить с родителями о плохом поведении ребенка.

Подготовила:

педагог-психолог МКОУ ДО «ДДТ»

Волкова Т.В.

Рекомендации педагогам

В статье рекомендации педагогам, как выстраивать с родителями отношения сотрудничества и описание техник общения.

Педагогам необходимо сообщать родителям не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. Иногда педагог и родитель не в состоянии услышать друг друга из-за тех ролей, которые они занимают в диалоге. Форма общения влияет на коммуникацию и может привести к эмоциональным конфликтам. Расскажите педагогам, как их избежать.

Рекомендация 1. Эмоционально настройтесь на сотрудничество

Перед общением нужно позаботиться о своем эмоциональном состоянии, в котором вы собираетесь сообщать информацию родителям. Если вы недовольны ситуацией от действий ребенка, слова могут звучать как критика и осуждение по отношению и к ребенку, и к родителю. Такое послание родитель воспримет как нападение и начнет защищаться.

Сначала, необходимо осознать, что вы разозлились на возникшее препятствие. Если вы недовольны, то в общении с родителями можете занять позицию осуждения. Значит, к сотрудничеству вы сейчас не готовы. Перед разговором нужно эмоционально отсоединиться от ситуации. Переключить свое внимание, чтобы восстановить психологический баланс.

Необходимо подумать, за что конкретно вы переживаете и задать себе вопросы: «Какое препятствие эта ситуация создает в моей работе как педагога?», «Какую сложность создает для успешной социализации ребенка?». Только после этого нужно настроиться на сотрудничество с родителями. При общении стоит учитывать свои интересы как педагога, и

интересы родителя в заботе о ребенке. Вам нужно аргументировать свою позицию и применить активное слушание. Важно дать понять родителям, что цель у них с воспитателем одна - развивать ребенка.

Рекомендация 2. Применяйте специальные техники общения

Если вы будете знать техники эффективного общения с родителями, то вам будет проще избежать конфликта. Рассмотрим особенности работы четырех техник: «От негатива к позитиву», «Не поиск виноватого, а поиск решения проблем», «Речевые штампы для сотрудничества», «Речевой стиль "адвокат"».

Техника «От негатива к позитиву». По этой технике сообщать родителям важную информацию о детях нужно в позитивном контексте. Это поможет родителям прислушаться к мнению педагога, и настроиться

на сотрудничество. С помощью позитивного восприятия родители смогут понять ситуацию, не испытывая чувства стыда и вины за своего ребенка. Акцент нужно делать на достижениях ребенка, даже если они не значительные.

Вам стоит перефразировать содержание обращения в позитивном ключе. Примеры перефразирования смотрите в таблице.

Пример замены негативного обращения на позитивное:

Негативная форма

Позитивная форма

«Ваш ребенок плохо себя ведет. Он дерется с другими детьми»

«Ваш сын умеет отстаивать свои потребности и защищать себя. Это важно для жизни. Но ему бывает сложно выразить это безопасным способом. Давайте вместе подумаем, как помочь ему сохранить дружеские отношения с

детьми»

«Ваш ребенок гиперактивный, неусидчивый, непослушный»

«Ваш сын очень любознательный и всем интересуется во время занятий, даже успевает увлечься чем-то другим.

Не сомневаюсь, что он будет

эрудированным человеком. Но иногда это мешает ему сосредоточиться, чтобы доделать работу до конца и получить

удовлетворенное состояние»

«У        Вашей        дочери        всегда

«Ваша дочка всегда знает, что хочет и

начинается истерика, когда ей

способна        настаивать        на        своих

что-то не дают!»

желаниях.        Это        говорит        о        ее

целеустремленности.        Но        иногда        ей

бывает        трудно        справиться        с

ограничениями.        Давайте        вместе

подумаем,        как        можем        ей        в        этом

помогать»

Техника «Не поиск виноватого, а поиск решения проблем».

В разговоре с родителями по этой технике нужно делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке что-то хорошее, а затем перейти к неприятным моментам.

Когда вы будете сообщать неприятные моменты, вам нужно говорить только о поступке ребенка, а не о его личности. Завершать такой разговор тоже стоит на хорошей ноте.

Пример. Вероника сегодня хорошо усвоила правила в новой игре. Но с правилами на занятиях пока не справилась – забрала у Кати альбом и краски. Если с ней учиться играть по правилам дома, то она будет лучше их усваивать на занятиях. Это ей позволит быстрее влиться в детский коллектив. Она у Вас очень способная. На данный момент интересуется, как играть в шахматы.

Техника «Речевые штампы для сотрудничества»

Обращайтесь к родителям в виде просьб, а не требований. Например, начинайте разговор с фраз: «Не смогли бы Вы...», «Я прошу...». Также следует проявить внимание, поинтересоваться мнением родителей:

  • «Вы не замечали, что в последнее время...»;
  • «Как Вы думаете, с чем это может быть связано?».

В разговоре с родителями ребенка вы можете поделиться своими чувствами, с помощью техники «Я-высказывание»:

  • «Вы знаете, меня очень тревожит, что...»;
  • «Я начинаю беспокоиться...»;
  • «Мне бы хотелось позаботиться...».

Далее предложите родителям совместный поиск решения проблем, что подчеркнет общность интересов.

Например, скажите:

  • «Давайте вместе попробуем поступить...»;
  • «А если мы будем придерживаться одной стратегии, это поможет ему в...»;
  • «Мы с Вами могли бы помочь Саше в...»;
  • «Как мы можем помочь Вам в том чтобы...».

-

Техника «Речевой стиль "адвокат"»

Речевой стиль «адвокат» покажет ваше уважение и заинтересованность по отношению к родителям. Примеры фраз речевого стиля:

  • «Какой        бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти из нее выход, и я протягиваю Вам руку помощи»;

«Я не обвиняю ни Вас, ни Вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это есть какие-то причины»;

«Для        меня        важно        не        выявление        этих        причин, не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации»;

  • «Я воспитатель (учитель), и моя профессиональная задача - дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни».


Предварительный просмотр:

СИТУАЦИЙ ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ

- это процесс внедрения в учебные занятия интересных и занимательных опытов, жизненных примеров, парадоксальных фактов, необычных аналогий.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ

ПЕРЕЖИВАНИЙ – это переживания, которые создаются путём приведения необычных фактов и проведения опытов во время занятий, а также вызываются масштабностью и уникальностью излагаемого материала.

СИТУАЦИЙ        ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

СПОРА данный приём основывается на том, что спор всегда вызывает повышенный интерес к теме.

СИТУАЦИЙ УСПЕХА В УЧЕНИИ -

этот приём используется, в основном, по отношению к учащимся, которые испытывают определённые затруднения в обучении.

СИТУАЦИЙ СОПОСТАВЛЕНИЕ НАУЧНЫХ        И        ЖИТЕЙСКИХ ТОЛКОВАНИЙ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ

  • это такой приём, в котором приводятся какие-то научные факты и сопоставляются с изменениями в образе жизни людей.

АФФИРМАЦИИ – формулировка небольших позитивных текстов или выражений, оказывающие на человека влияние преимущественно на психологическом уровне.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОГРАФИИ

ИЗВЕСТНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ - знакомство с информацией об усердной учебной или

других видах деятельности, известных людей; использование в качестве мотивации интересных биографических фактов самих педагогов, работающих с конкретным

детским коллективом

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ - красочное подробное представление желаемого, составления карты желаний или выбор визуального символа.

Адрес: 249340

Калужская область,

г. Жиздра,

ул. Никитина, д 4.

(рыночная площадь, красное кирпичное здание, второй этаж.)

Тел. 8 (48445)   2-10-37

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»

Памятка для педагогов

МОТИВАЦИЯ

ШКОЛЬНИКОВ XXI ВЕКА

г. Жиздра

        

КАК

замотивировать школьников XXI века

Учитель XXI века -

! РЕГУЛЯРНО

! ОСОЗНАННО

! ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО

Создаёт условия, способствующие мотивации школьников, применяет мотивационные техники в обучении и воспитании.

Развивает        мотивационные

КОМПЕТЕНЦИИ:

!        знание        теории        мотивации (видов, способов и т.п.)

! умение на практике применять способы мотивации детей

 – побуждение к действию

МОТИВ – идеальный или материальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности


мотив        самоутверждения (престижа) – стремление самоутвердиться в обществе, получить определённый статус, уважение (стремление к достижению и поддержанию более высокого статуса);

мотив        идентификации        – стремление к тому, чтобы походить на кого-то (авторитета, кумира, отца и т.п.);

мотив власти – стремление человека к влиянию на окружающих, руководить ими, направлять их действия;

процессуально-содержательные мотивы        –                побуждение        к        действиям посредством                не        внешних                факторов,а процессом и содержанием деятельности;

внешние мотивы – побуждающие к действиям факторы находятся вне деятельности (престиж, материальные блага и т.п.);

мотив саморазвития - стремление к личностному росту, реализации своего потенциала;

мотив достижения – стремление достигать лучших результатов и овладевать мастерством в чём-либо.

просоциальные        мотивы (общественно значимые) – мотивы, которые связаны с чувством долга, ответственностью перед людьми;

мотив        аффилиации (присоединения) – стремление устанавливать и поддерживать связь с другими людьми, к контакту и приятному общению с ними.


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ

Цель изучения – понять, что побуждает человека к деятельности «изнутри».

Теория Абрахама Маслоу:

«деятельность человека побуждают потребности» (см. пирамиду Маслоу)

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ

Учёт всех влияющих на поведение человека факторов (потребности,

восприятие, ожидания и возможные последствия)

«Теория ожиданий» канадского психолога Виктора Врума:

  1. Уверенность учеников в том, что затраченные усилия приведут к результату.
  2. Осознание того, что достижение результата будет вознаграждено.
  3. Уверенность в том, что вознаграждение будет ценным.



Предварительный просмотр:

  • Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.
  • Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.
  • Музыка – это тоже психотерапия.
  • Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета.
  • Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.
  • Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг нас и мир, несовершенны.

Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе!!!

Муниципальное

казённое образовательное

учреждение

дополнительного

образования

«Дом детского творчества»,

г. Жиздра

Адрес: 249340

Калужская область,

г. Жиздра,

ул. Никитина, д 4.

(рыночная площадь, красное кирпичное здание, второй этаж.)

Тел. 8 (48445)   2-10-37

Душою красивы и очень добры, 
Талантом сильны вы и сердцем щедры. 
Все ваши идеи, мечты о прекрасном, 
Уроки, затеи не будут напрасны! 
Вы к детям дорогу сумели найти, 
Пусть ждут вас успехи на этом пути!

Памятка для педагогов

  Профилактика

эмоционального

выгорания

        

                       

г. Жиздра

Термин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер в 1974 году для описания разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «Человек-человек».

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) -это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности.

Оно считается одной из самых опасных профессиональных «деформаций» тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, - всех, чья деятельность невозможна без общения.

Он проходит три стадии, как три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

Первая стадия начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний. Специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе. Исчезают положительные эмоции.

Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности. Возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Ну, не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

На второй стадии возникают недоразумения с учащимися. Профессионал начинает в кругу своих коллег с пренебрежением говорить о некоторых из них. Постепенно неприязнь проявляется в присутствии учащихся. Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала специалиста – это не осознаваемое им самим проявление самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

На третьей стадии притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «упрощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.

По привычке такой человек может еще сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск, интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

               

                 Рекомендации педагогам по

   профилактике эмоционального выгорания

 

  • Каждое утро, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.
  • Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.
  • Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
  • Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!
  • Руководите своими эмоциями! Закройте глаза.   Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.
  • Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.
  • Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами.
  • Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.
  • Не забывайте хвалить себя! «Я молодец!!!»
  • Улыбайтесь! Даже если не хочется . 
  • Умейте отказывать вежливо, но убедительно!



Предварительный просмотр:

Детей учит то, что их окружает.

Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.

Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.

Если ребенку демонстрируют враждебность - он учится драться.

Если с ребенком честны - он учится справедливости.

Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.

Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.

Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.

Если ребенка часто подбадривают – он приобретает уверенность в себе.

Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым – он учится находить в этом мире любовь.

 

Мария Монтессори.

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»,

г. Жиздра

Адрес: 249340

Калужская область,

г. Жиздра,

ул. Никитина, д 4.

(рыночная площадь, красное кирпичное здание, второй этаж.)

Тел. 8 (48445)   2-10-37

Всегда Вам рады!

Рекомендации

для педагогов

Как действовать педагогу в случае неадекватного поведения ребенка

на уроке?

г. Жиздра

Психика ребенка формируется с раннего возраста. При неблагоприятных условиях становления психической деятельности (например, ребенок не общается со сверстниками, не познает окружающий мир) в центральной нервной системе возникают нарушения, которые потом могут проявляться в неадекватном поведении. Если взрослые игнорируют такое поведение, оно будет закрепляться.

Аффект неадекватности - устойчивое отрицательное эмоциональное состояние, которое возникает в связи с неуспехом в деятельности. При этом учащийся игнорирует сам факт неуспеха или признает себя его виновным.

Неадекватная реакция ребенка-это защитное поведение, которое помогает ему пережить неудачу и не снизить самооценку.

Формы неадекватного поведения –

  • Агрессия
  • Упрямство
  • Обидчивость
  • Беспричинный плач
  • Капризность
  • Повышенная возбудимость
  • Двигательная расторможенность
  • Немотивированный отказ от контактов с окружающими

Причины неадекватного поведения:

  1. Наследственность, органические поражения мозга.
  2. Неблагоприятное социальное окружение дисфункциональные отношения в семье (ссоры между родителями, негативизм и неприятие друг друга, частая критика, тип воспитания.

  1. Стрессовые ситуации (рождение другого ребенка, вынужденная разлука с близкими. Смена места жительства, школы, конфликт со сверстниками или педагогом, болезнь). Если реакция на травмирующую ситуацию закрепляется, то она становится патологической чертой личности.
  2. Общее утомление, физическое и психологическое перенапряжение (у такого учащегося будут заметны повышенная истощаемость и высокий уровень раздражительности, снижение работоспособности).

  1. Личностные особенности учащегося (повышенная чувствительность, тревожность, инфантилизм, демонстративность).

Хотя каждый случай неадекватного поведения требует индивидуального подхода, следуя этим рекомендациям, педагог сможет решить проблему.

  • Выяснить истинную причину неадекватного поведения  (привлечение внимания, избежать ситуации неуспеха, получить власть, «отыграться», почувствовать свою принадлежность к коллективу и внести свой вклад в жизнь коллектива (даже путем нарушения дисциплины).
  • Акцентировать внимание на поступках ученика, а не на личности (педагог обсуждает с учащимся его поведение, но не использует при этом оценок, избегает резких определений (например, «безобразно», «вызывающе», «по-хамски»).Если педагог ведет беседу доброжелательно- у ученика не появится желание защищаться и протестовать.
  • Контролировать отрицательные эмоции (вполне нормально чувствовать злость, беспомощность и возмущение.). В то же время с такими чувствами педагог не может мыслить спокойно и здраво. Если учащийся видит, что педагог теряет контроль, то получает поощрение своим действиям и начинает управлять ситуацией и педагогом).

  • Показать пример доброжелательного поведения (педагог откладывает дисциплинарные меры до тех пор, пока не утихнут эмоции).


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для педагогов

Методы и формы работы с обучающимися и их семьями:  - по профилактике безнадзорности и правонарушений;  - уровня культуры;  - по профилактике употребления психоактивных веществ и табако...

Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)

Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)...

Психологические памятки для педагогов по формированию УУД

В помощь  по формированию регулятивных универсальных учебных действий учащихся предлагаю вам воспользоваться разработанными "памятками":...

Памятка молодому педагогу

- советы молодому педагогу;-  оценка - инструмент в руках учителя;- профессиональные запреты;- волшебные слова одобрения;- проблемы традиционной оценки;- альтернативный вариант;- рейтинг...

памятка для педагога о признаках нахождения ребенка в СОП

признаки нахождения ребенка в социально опасном положении...

Памятка для педагогов дополнительного образования по составлению календарного плана работы объединения

Данная памятка поможет педагогам дополнительного образования в составлении календарного плана работы объединения....

Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Памятка предназначена для педагогов; дано понятие "синдром профессионального авгорания", рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции....