психологическая характеристика рода Кужугет
статья по психологии

Кужугет Сайсуу Кужай-ооловна

    В данной работе  выясняются происхождения родоплеменной группы Кужугет. Подробно анализируется происхождение рода Кужугет, рассматривается современное расселение носителей этнонима Кужугет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_harakteristika_roda_kuzhuget.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГОУ ВПО «Тувинский государственный университет».

«Психологическая характеристика рода Кужугет»

Кызыл 2013

Введение

Каждое дерево имеет свои корни,

а корни человека, - это его предки

К.Шойгу

      С появлением человека на свет в определенной этнической среде его личность формируется в соответствии с установками и нормами социального окружения. Через ближайшее окружение личность по мере развития приобщается к специфике национальной культуры, обычаев, традиций, что выступает как внешний «фактор места» в системе общественных отношений и определяет особенности развития личности. Система ценностей, интересов, социальность человека зависят от той культуры, в рамках которой произошло его становление как личности. Приобщение к культуре своего народа, осознание этнических особенностей своей этнической общности  обусловливают формирование системы этнопсихологических свойств личности, по словам А.Р. Лурия, способной отражать внешнюю действительность, мир социальных отношений и, в конечном счете, свой собственный внутренний мир, сформированный в отношениях к объектам этнического мира и этническим субъектам.

     Каждая этническая культура формирует специфический образ человека как личности. Но в этом образе или, как пишет И.С. Кон, системе образов, которая представляется индивиду в качестве естественной нормы, отражается индивидуальность самой этой культуры, обусловленная ее историей.

    В данной работе попытаемся выяснить происхождения родоплеменной группы Кужугет. Под родоплеменными группами мы понимаем далеких потомков определенных родов и племен, унаследовавших в своих именах и фамилиях соответствующие этнонимы осознающих в той или иной степени свою принадлежность к конкретным этническим общностям. Связующим, объединяющим фактором для членов таких групп является общность их происхождения (подлинная и легендарная).

    Родоплеменные группы тувинского этноса состоят из совокупности семей, родов, которые изначально имели один корень, со сформировавшейся устойчивой культурой и занимающие определенные типы ландшафтов и экосистем, т.е. родовые земли.  Изучение происхождения и расселения родоплеменных групп и возрождение их традиций и обычаев особенно актуально в наши дни, когда происходит процесс демократизации общественной жизни, и связанная с ней рост национального самосознания. Изучение экологии кочевников – родоплеменных групп тувинского этноса дает понятие равновесного сосуществования человека в гармонии с окружающей средой. Это имеет особенно важно, когда на современном этапе назрела необходимость кардинального изменения потребительского отношения людей к природе.

История происхождения рода КУЖУГЕТ

Д.Бузур-оол считает Кужугетов сохранившимся тувинским племенем от союза племен юэчжи, которые были вытеснены из Центра Азии гуннами где-то в III веке до н.э. Юэчжи был в свое время сильным союзом (товариществом племен). Они даже шли войной против Китая, спускаясь с Саянских гор по Халхе к Китаю. Между этническим названием ку-жу-гет и союзом племен юй-эчжи проглядывается следующая связь: юй или улуг = ку, эчжи = жу, ге – сокращение от слова УЛУГ, т – множественное число (по-монгольски). Отсюда юй-эчжи = кужугет.

Прародиной кужугетов была Сексмурген (8-ми речье). 8-ми речьем называлось в свое время пространство, где берет свое начало притоки реки Каа-Хем, Тес-Хем, Онон и Керулен, т.е. западная часть Ханхена. Разгромив чиков запада Тувы, каганы 2-го тюркского каганата в VIII веке на свою землю переселили часть кужугетов с Сексмурена, а при Чингис-Хане непокорное племякужугетов было полностью депортировано подальше от границ центра тогдашней Монголии, т.е. от Сексмурена, в западную Туву.

В русских исторических документах XVII века находим тувинское племя именуемое кучугутами, кученгутами. Это, конечно, ближайшие исторические предки группы современных тувинцев –кужугетов. Сведения о кучугутах появляются в документах с 1615 года. В том году в челобитной томских служилых казаков сообщается, что кучугуты вместе с черными калмыками (джунгарами), белыми калмыками (телеутами) и енисейскими киргизами участвовали в нападении на Кузнецкий острог. Они были в то время зависимы от джунгарскоготайшиКарагулы, организатора этой операции.

В отписке в Москву томских воевод кучугутыупомянуты в перечне народов живущих в районе Томска и Кузнецка. На следующий год томский воевода ведет повторную отписку с предупреждением о готовящемся нападении (на весну 1621 г.) тайшиКарагулы, в отрядах которых фигурируют и кучугуты. Нет сомнения в том, что джунгарскийтайшиКарагула использовал подвластных ему кучугов-кыштымов (данников) для военных набегов, как это широко практиковалось джунгарскими феодалами.

Необходимо отметить факт весьма длительных и прочных контактов кужугетовс телеутами – основными предками современных алтайцев, и с подразделением последних – тау-телеутами (горными телеутами). Эти сведения, видимо, говорят за тюркское происхождение кучугутов.

Этимологизация этнонима КУЖУГЕТ В. И. Татаринцевым также подтверждает предположение о тюркском происхождениикужугетоа.

В частности, В. И. Татаринцев пишет: «…Происхождение этнонима КУЖУГЕТ связано, на наш взгляд, с тотемистическими представлениями: в нем можно видеть отражение названия обожествляемого животного, считающегося родоначальником племени. Отражение подобных представлений достаточно характерно тюркской этномонимии, мы считаем КУЖУГЕТ производным словом в котором выделяется ( в этимологическом плане) корень кужук. Различные варианты соответствий последнего употребляются в ряде тюркских языков в значении «маленький» или являются названиями юных особей, принадлежащих главным образом к животному миру. Например, кыргкучук щенок, волчонок, тигренок; уйгкучук – щенок, детеныш и т.д., а так же тур кучук – ребенок, малыш.

Для тюркских языков характерны также образования в роде кучуган – маленький орел, белохвостый орел; кушуген – род орла, которые по-видимому представляют собой образование от основы ку-чук при помощи суффикса – (а)н, имевшего уменьшительно-уподобительное значение. К числу таких может быть отнесено тувинское кужуген. Как мы полагаем, этноним КУЖУГЕТ есть отражение тотема типа кужуген (кучуген), а в итоге – название какого-то представителя фауны. Что же касается согласного этнонима, то он, скорее всего, является монгольским суффиксом множественного числа, которое получили многие тюркские этнонимы. Монголизованная форма может свидетельствовать о каком-то участии в этногенезе его носителей монголоязычного компонента, хотя характер этого участия не известен. Мы делаем вывод о том, что в любом случае, т.е. если даже кужугены – это остатки союза племен юэчжи или представители тотема кужугел, они имеют тюркское происхождение.

На формирование этнопсихологических особенностей влияли значимые события в истории народаи межнациональный опыт общения.

С начала XVIII века происходило процесс формирования единой этнической территории тувинцев и связанная с ним стягивание на эту территорию ряда раннее расселенных тувинских родоплеменных групп.

    Этот процесс был связан с освоения русскими Минусинской котловины, Алтая и верховьев Иртыша, присоединением к России населяющих их тюркских народов.

В результате указанных исторических событий в ряде других обстоятельствах некоторые части родоплеменных групп тувинцев – маады, ооржаки, точи ,сояны и в том числе кужугеты и др., кочевавшие в окрестностях Телецкого озера и в степях Обско-Иртышского междуречья, остались жить в этих же местах и вошли в состав современных алтайцев.Значительная их часть мигрировала в Туву. Миграция была и добровольной и насильственной, и к середине XVIII века кочевьякужугетов, оорчаков, маады, соян и др. сосредоточились в основном на территории современной Тувы.

КУЖУГЕТЫ входили в Бээзи-хошун, где числились сумоном, у них было 150 или 186 юрт. Кочевали они в основном по долине реки  Алаш и в окрестностях озера Кара-Холь.

По данным Н. А. Сердобова большинство КУЖУГЕТОВ расселено в Западной Туве (из 446 семей – 187 в Барун-Хемчике, 176 в Бай-Тайге). Незначительное их число отмечается в Дзун-Хемчикском, Улуг-Хемском, Тандынском и др. районах. КУЖУГЕТЫ почти отсутствуют в Монгун-Тайге, Тере-Холе, Тодже, Пий-Хеме и Овюре. В Бай-Тайгинском районе КУЖУГЕТЫ сосредоточены прежде всего в Кара-Холе и в Тээли.

   Собственно родоплеменная группа КУЖУГЕТ подразделяется на несколько подродов. Среди них, можно отметить Хур-Кужугеты, Кул-Кужугеты, Казак-Кужугеты, и Мезил (налим)-Кужугеты. Об их происхождении пишет в своей книге «Клин золотого трона» Ч. Чочагар: «…Озек-Кужугеты (Хур-Кужугеты) ведут свое происхождение от двух братьев: Чекежика и Шоннажыка. Сын ШоннажыкаЧудек-оол был очень богатым и знатным человеком. По богатству своей он был известен и знаменит не меньше чем богач всей Тувы Ажык-хая.Его табуны лошадей Начын-Калдар насчитывался свыше девяти тысяч. В руках Чудек-оола была вся власть, в тех местах. Все исходило от них, и потому их прозвали Озек-Кужугетами (т.е. стержневыми, главными).А когда наступил великий голод в тех местах и народ, подданные Озек-Кужугетов стали вымирать от голода, то они роздали каждой семье по 2 кобылы из своих табунов лошадей. И употребляя молоко этих кобыл люди благополучно прожили эту голодную зиму. С тех пор народ стали называть Озек-КужугетовХур-Кужугетами (от слова «хур» – сытый, благополучный).

Казак-Кужугеты.

     В давние времена жили братья кайгалыАнгал и Кашкал. Как-то раз из Алтая они угнали табун лошадей алтайских казаков, вместе с 7-летним мальчиком, казахом, который был среди табуна.От потомства этого мальчика и ведут свое происхождение род Казак-Кужугетов…

Кул-Кужугеты

Также в давние времена богачи КУЖУГЕТОВ перевалив через Алтай дружили с местными русскими. Они жили очень дружно, постоянно общались, гостили друг к другу и даже роднились. Как-то раз один богач Кужугет собираясь домой испросил у своего друга мальчика-раба по имени Кундусак (что значит выдренок). Из потомства этого мальчика-раба и ведут свое происхождение род Кул-Кужугетов…

Мезил-Кужугеты

По преданиям они произошли от рыбы налим. Говорили, что у них в коже тела имеются повсюду чешуйки и они сдираются. И потому их тело имеет рябой вид…».Из этих подразделений наиболее известными и многочисленными являются Хур-Кужугеты и Кул-Кужугеты.

О кочевьях Кужугетов относительно оз. Кара-Холь и р. Алаш мы говорили выше. В частности, в литературе существует некоторые неточности по этому поводу, т.е. будто Кужугеты кочевали вокруг оз. Кара-Холь. По сведениям наших информаторов значительных кужугетов около озера не жили, и верховья р. Алаш – это территория кочевий в основном хертеков. Кужугеты кочевали к востоку от оз. Кара-Холь – от рек Шивилигов до Кызыл-Тайги, внутри Алаша (Алашшити).При этом Кул-Кужугеты кочевали по левым притокам реки Алаш, в частности по реке Алдыы-Шивилиг.

Из этих мест:

- зимники: Алдыы-Талдыг-Кара-Суг…

- весенники и осенники: Алдыы-Шивилиг-Аксы…

- летники: Уттуг-Даш…

Хур-Кужугеты кочевали с озераНогаан-Холь (верховье р. Дапсы )вниз по Борлуг-Хову до Делег-Холу.

Из этих мест:

- зимники: Алдыы-кыштаг (река Дапсы)…

- весенники и осенники: Биче-Ээр-Каът-Аксы (рекаДапсы)…

- летники: верховье рекаАр-Ой…

    Правителем сумона Кужугет был Чыдыг-оол, которые земляки уважительно называли Бай-Хелином. У него было больше тысячейскакунов-лошадей. Сын его БолатЧейзен был последним правителем Кужугетов перед революцией. Они были из рода Хур-Кужугетов.Родом из Кужугетов также был известный мээренБээзи-хошуна Баян-Тогус.

   Известно также, что некоторые Кужугеты входили в сумонХертеков и кочевали вместе с ними.

Кужугеты территориально были объединены, прежде всего, с хертеками, ооржаками, хомушку, салчак, иргит.

Отличительной чертой в характере тувинцев является уважительное, едва ли не божественное отношение к самой природе, ее почитание. Все это отражение в вековых обрядах, обычаях и традициях, а также в народном фольклоре. Традиции и обычаи складывались веками и прививались они с самого детства, по примеру старших.По представлениям тувинцев все, что их окружает, живет и дышит. Они познавали мир и природу, сравнения с ними самих как реальность и, таким образом, объясняли себя через окружающий мир и окружающий мир через себя. Поэтому тувинец свято верил, что, причинив ущерб природе, он, прежде всего, принимает ущерб самому себе. Исходя из этих соображений, тувинец никогда не рубил деревья без особой необходимости, он никогда не убивал зверя и не ловил рыбы больше, чем ему было надо. И, прежде чем что-то взять у природы, он как бы просил у нее разрешения на это, совершая различные обряды. В религиозных представлениях народа такие природные объекты, как реки, горы, деревья, солнце, огонь, земля, луна, небо, вода  олицетворяли силы реального и мифического космоса, и человек призывал их к себе в союзники, в честь них устраивал различные культовые обряды. Он как бы заручался их поддержкой, чтобы обеспечить благополучие рода. Это мировосприятие народа положило начало развитию целой культовой системы, сущность, которой заключалась в почитании природы.Священные земли тувинского народа существовали с древних времен. Тувинцы, как этнос представляют совокупность родовых групп. Каждая родоплеменная группа обязательно имела свою священную, особо охраняемую территорию, которая играла большую роль в отношении человека к природе. ДляКул-Кужугетов хам-дыг в Талдыг-Кара-Суге,  Кужугеты Кара-Холя также освящали тел-ыяш в Улуг-Арге,Хур-Кужугеты – хам-дыт в Борлуг-Хову, хам-дыт в устье р. Ар-Ой, хам-дыт у р. Дапсы.

Родоплеменные группы, жившие в гармонии с природой, охранявшие свои природные и биологические ресурсы, оставили после себя неписаные, но строго соблюдавшиеся поколениями традиции и обычаи. Эти традиции и обычаи всегда были направлены на формирование природоохранного мировоззрения, ресурсосберегающего, как сейчас принято говорить, образа жизни и на понимание места человека в окружающей среде.

      По сведениям наших информантов в роду Кужугет было очень много шаманов.Шаманизм связывает людей с природой, не дает забыть о том, что они — ее дети, что пастбища, озера, степи, курганы являются «живыми», населены духами и их хозяевами. Это культура людей естественных, бесхитростных, самодостаточных, неприхотливых

Кочевое скотоводство являлось традиционным хозяйственным занятием многих тувинцев, также и рода Кужугет. Способом его ведения являлись сезонные перекочевки, которые зависели от типа и состояния пастбищ.

Система кочевок являлось исключительным примером приспособленности хозяйств к естественно-географическим условиям, которая давала возможность использовать кормовую растительность всех природных зон.Маршруты кочевок в течение многих лет оставались неизменными и путь кочевников повторялся из года в год, являясь свидетельством гармонии экологических факторов и человеческой деятельности.

Такое положение способствовало решению двуединой задачи – сохранению естественного покрова пастбищ (основы кочевого хозяйства) и способности хозяйства к воспроизводству, т.е. обеспечению жизни самого человека.

Кочевники к окружающей природе, родовым землям относились не только как среде для жизни человека, но и как среде обитания растений и животных, она имела духовно-нравственное значение как среда обитания предков, освященные традициями и обычаями поколений.

На формирование этнопсихологических особенностей народа влияют многие факторы. Главным своим долгом для рода Кужугет была достойное воспитание подрастающего поколения.Издревле Кужугеты воспитывали детей на добрых традициях предков. Обучение происходило без слов, на наглядных примерах. Целью такого воспитания было научить ребенка не только что-то делать, но и быть немногословным и сдержанным в работе, осмотрительным в речах, - только так можно избежать неприятностей и не уронить себя в глазах опытных и мудрых сородичей. Поэтому такие качества, как болтливость, хвастовство оценивались отрицательно. Привив ребенку с младенчества добрые качества, черты характера, родители на старости не могут нарадоваться достоинством своего чада. Бездетность в тувинском обществе воспринимается как большое несчастье, поэтому нет ничего предосудительного в том, чтобы взять на воспитание чужого ребенка. Ребенок – это лучшее, что может пожелать себе человек. У тувинцев содержать детей в большом количестве не считается бременем, напротив, многодетность обеспечивает им дальнейшее продолжение рода.

-Детям не положено прямо называть старших по имени, это считалось крайне неприличным.

- Дети не должны воровать чужую вещь.

- Дети не должны обманывать.

- Дети не должны говорить злые слова.

- Дети не должны пить и курить.

- Дети не должны вмешиваться в разговоры взрослых и т. д.

Так повелось, что старшие очень бережно относились к колыбели ребенка,  никогда грубо не клали ее на землю, считая, что такое обращение с колыбелью приведет к тому, что душа ребенка может покинуть тело. Для них колыбель своего ребенка считалось священным предметом.

Ребенок с первых дней своего рождения делил тяготы жизни своих родителей, обусловленные кочевым образом жизни и суровым климатом. Очень важное значение имела,- физическая закалка.Дети приспосабливались к соответствующему рациону питания и специфическому закаливанию организма.Народные традиции требовали, чтобы дети прошли суровую подготовку к жизни. Поэтому все свободное время они проводили в различных физических состязаниях.

В старину у тувинцев не принято было разводиться, как и не существовало запрета на развод. В сознании народа брак был священным. Заключали его в молодожены не для того, чтобы найти свою любовь или создать личное счастье, как модно сейчас, а для того, чтобы дать своему роду достойное продолжение, воспитать детей в тувинских традициях, передавать им самое ценное, что есть у народа. Часто жених и невеста до свадьбы не знали друг друга, любовь к ним приходила во время совместного проживания. Зато это было надежное и проверенное временем чувство, которое служило основой стабильной семьи.

     Мужчины всегда относились к женщине уважительно. Для них женщина – эта хранительница их очага. А мужчина – это добытчик.

Несомненно, условия, в которых происходит становление личности, определяют особенности психики человека. Изоляция, сложные климатические условия, нужда выработали у коренных народов такие качества, как бережливость, упорство, трудолюбие, сметливость и находчивость. Образ жизни людей на Севере заложил основу их психического склада и закрепил необходимые свойства личности: физическую выносливость, свободу в действиях, самостоятельность, немногословность и понимание своей особости.

По мнению наших информантов, род Кужугет славилось своим особым гостеприимством. Они любого человека, проезжающего мимо аала или юрты, обязательно приглашали в жилище отдохнуть с дороги, поднося в первую очередь аяк (чашку) горячего чая с молоком. В народе говорили: «Акты амзадыр, аяк эрнин ызыртыр». Это было еще не угощение, а скорее форма выражения доброго отношения хозяина к гостю, которому подносится многими азиатскими народами «белая пища» - «ак чем», цвет молока. И за чашкой чая обменивались новостями.Они с большим интересом слушают рассказы о жизни тувинцев. Все новое возбуждает и привлекает их, но внимания хватает ненадолго». Перед гостем ставят все виды самого вкусного кушанья.

Еще с давних времен, когда Озек-Кужугет спас своих подданных от голода пришел в народ обычай обязательного наделения мясом всех семей общины. Например, если кто-нибудь в аале колол свою овцу или корову, то, по обычаю, каждый житель этого аала – общины должен был получить хотя бы кусочек кровяной колбасы (хан) или варенных тонких кишок (чореме). В каждую семью – юрту давали хотя бы немного сырого мяса, чтобы сварить один обед или ужин. Охотники в свою очередь наделяли мясом убитых зверей все семьи аала. О таком взаимном распределении продуктов свидетельствует и обычай хап дуптээр( «мешок не пустой»). Обычай этот заключается в том, что мешок, в котором родственники или одноаальцы привозили или приносили друг другу любые продукты ( гостинцы и т. д.), не возвращались  пустым. В него обязательно клали хотя бы маленький кусочек какого – либо продукта ( сыра, лепешки, мясо и т. д.). Когда кололи барана или корову и посылали соседу кусок вареного мяса на  блюде, то блюдо тоже не возвращалисьпустыми, на него обязательно клали что-нибудь из продуктов. Маленьким детям гость привозил гостинцы, а пожилым людям табак или другой подарок, это являлось знаком любви к детям и уважения к старшим.

Современное расселение носителей этнонима Кужугет.

         Общая численность семей в Бай-Тайгинском кожууне-198.Расселение по сельским Советам выглядит следующим образом:

Наименование родоплеменных групп

Территория (села, сумона) расселения

Какая часть группы расселена в данной территории села ,сумона

Кужугет

Кара-Холь

102

Тээли

41

Кызыл-Даг

22

Бай-Тал

19

Хемчик

10

Шуй

9

Ээр-Хавак

8

Основным центром расселения как и прежде, остается район Кара-Холя, Алаша (с.Кара-Холь), где расселена 48,3 % от всей части данной группы.

Заключение

Итак, в заключение хочется сказать, что коренной житель малочисленных этносов Кужугет, в моих описаниях  (описание «изнутри) определяется как «резко-континентальный» (с учетом сильного влияния фактора природы и резко-континентального климата региона). В сочетании черт характера можно назвать: созерцательность, художественность, непунктуальность, любовь к детям. Это человек честный, доброжелательный, легко доверяющий другим, открытый для общения, искренний, дружелюбный, всегдаготовый помочь другим, ему свойственно терпение, он трудолюбив и настойчив в достижении целей, хорошо знает и понимает окружающую природу, наблюдателен и приметлив. Всегда спокоен, уравновешен, скромен,

немногословен, с манерой говорить неторопливо, с особой «тишиной в душе». Характерными свойствами человека        Севера являются гостеприимство, щедрость, любовь к детям, чувствительность к шутке, юмору.

       Для представителей рода Кужугет главными являются;

  1. Любовь и правильное воспитание детей, продолжателей своего рода;
  2. Брак как священное понятие, которое дает своему роду достойное продолжение;
  3. Почитание отца и мать, которые дали тебе жизнь;
  4. Здоровье как основной источник счастливой жизни;
  5. Любовь к труду как основное средство, чтобы прокормить свою семью, свой род;
  6. Деньги как средство достижения своих целей;
  7. Традиции и обычаи как основные нравственные законы;
  8. Гостеприимство как первый признак «открытости души»;
  9. Взаимопомощь – главный признак человечности;

10) Гордость за свою страну, Родину

Перечень вопросов использованная при анкетировании и опросе информаторов.

1. Ф.И.О. (К какой родоплеменной группе относится)

2. Год, место  рождения

3. Родовые территории (земли), места сезонных кочевок этой родоплеменной группы с давних времен. Названия этих мест. Конкретно о местах перекочевок – названия летников, осенников, зимников, весенников.

5. Какие виды домашнего скота содержали?

6. Священные земли этой родоплеменной группы (священная гора, аржаан, исток реки, озеро … и др.). Название священной горы (озера). Почему считали их священной. Каким образом освящали эти земли.

7. Какие природоохранные традиции и обычаи вы знаете, помните  от своего времени. Расскажите об этом.

8. Как вы относитесь к семье, детям?

9. Какие ценности являются главными для вашей семьи? Расставьте, пожалуйста, эти ценности по значимости.

Список информантов (жители Аксы - Барлыка)

1.Кужугет Ондар-оолСактаевич (Ак-Довурак)

2. Кужугет Сергей Сактаевич (р.Алаш)

3. Кужугет БичелдейСактаевна (Ак-Довурак Артаа-Тей)

4. Кужугет Сарыг-оолСактаевич (Кызыл-Даг)

5. Кужугет Любовь Арзылан-ооловна( шаман, Кызыл-Даг)

6. Кужугет Быскан-оолСактаевич (Шекпээр)

7. Кужугет Бай-Шелиг(шаман, Кара-Хая)

8. Кужугет Сергей Борисович (учитель Аксы – Барлык)

9. ЧочагарКесКам (Монгуш Виктор Чотпун-оолович), потомственный тувинский шаман


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая характеристика учащихся классов КО. Практические рекомендации.

В перзентации изложен материал о том, как продуктивно организовать работу с детьми с особыми образовательными потребностями, для лучшего усвоения ими учебного материала....

Психологическая характеристика одаренного ребенка

   Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. Как отмечают многие педагоги, одаренные дети отличаются не только хорошими способностями к каким-либо видам дея...

Урок-мастерская по литературе на тему "Мастерство Л.Н.Толстого в использовании интерьера как средства психологической характеристики героя"

Материалы урока-мастерской позволяют совершенствовать навыки анализа текста, учиться писать сочинение-рассуждение....

Формирование групповой сплоченности команды, обусловленное индивидуальными психологическими характеристиками игроков.

В моем материале рассказано, как влияют психологические характеристики игроков в баскетболе на групповую сплоченность команды. А так же даны методические разработки по повышению групповой сплоченности...

Психологическая характеристика класса

В помощь учителю предлагается вариант характеристики класса...

Возрастные особенности и психологические характеристики поведения учащихся СКК

Семинар-практикум для педагогов работающих в СКК " Возрастные особенности и психологические характеристики поведения учащихся СКК"...

Психологическая характеристика пятиклассников

Психологическая характеристика, особенности и задачи развития учащихся 5 класса....