Формирование учебной мотивации у обучающихся " группы риска"
презентация к уроку по психологии (5 класс)
Мотив – это побуждение к деятельности, достижению цели
Учебная мотивация - это включение в деятельность учения, учебную деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какова Ваша личная мотивация идти на работу в школу? Какова мотивация обучающихся идти в школу?
Мотив – это побуждение к деятельности, достижению цели Учебная мотивация - это включение в деятельность учения, учебную деятельность
уровни учебной мотивации Высокий уровень школьной мотивации Хорошая школьная мотивация. Положительное отношение к школе Низкая школьная мотивация Негативное отношение к школе
Виды мотивов Познавательный Социальный Позиционный
Познавательный мотив любознательность Жажда открытий, знаний Стремление к самосовершенствованию Трудолюбие, усердие Положительное отношению к процессу обучения
Социальный мотив учения - у таких обучающихся сформирована потребность в социально- значимой деятельности. Эти обучающиеся думают о том, где, когда и как они будут применять знания, получаемые в школе. Мотивация учения у этих школьников высокая и устойчивая.
Позиционный мотив учения - обучающиеся с преобладанием такого мотива стремятся занять новое положение в отношениях с окружающими. Такие обучающиеся обычно не получают удовольствия от учебы, не особо стремятся к знаниям, не знают, как и где эти знания будут применять, часто учатся из-под палки, проявляя несамостоятельность и нерешительность. Мотивация снижена, а процесс обучения становится для них тягостным, неинтересным, трудным.
Несимпатичный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Симпатичный Злой 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Добрый Необязательный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Обязательный Глупый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Умный Равнодушный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Увлеченный Рассеянный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Собранный Податливый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Упрямый Грубый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Нежный Беззаботный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Озабоченный Неуспешный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Успешный
Н аиболее распространенные стереотипы в отношении взрослого к немотивированному ребенку (по А. Леонтьеву) дают немотивированному ученику меньше времени на ответ, чем успешному услышав неправильный ответ, не повторяют вопрос, а сразу же вызывают другого ученика или отвечают сами чаще ругают за неправильный ответ реже хвалят за верный ответ не замечают поднятой руки ученика, вызывают другого реже улыбаются, не смотрят в глаза общение менее эмоционально-личностно окрашено («Правильно, садись, Чернов», тогда как с «хорошим»: «Правильно, молодец, садись, Вероника!»).
Причины низкой учебной мотивации Межличностные проблемы обучающегося с родителями Проблемы эмоционально-личностной и познавательной сферы обучающегося Межличностные проблемы обучающегося с учителем
Ответы детей , получившие плохую отметку за контрольную работу, объясняют свою неудачу, как правило, следующими причинами: трудные задания невезением; отсутствием усилий.
Формирование положительной мотивации учения не стихийный процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки обучающихся было бы опрометчиво. Мотивы учения надо специально воспитывать, развивать, стимулировать. Школьники активнее занимаются если этот процесс интересует взрослых: учителей, родителей, когда их поддерживают при возникающих затруднениях, создают своеобразные “ситуации успеха”.
Эмоциональные методы мотивации: Поощрение/ порицание Создание ситуации успеха Стимулирующее оценивание Удовлетворение потребности быть значимой личностью
Познавательные методы мотивации: Опора на жизненный опыт Развитие познавательного интереса к предмету Побуждение к поиску альтернативных решений, используя метод «Мозгового штурма» Индивидуальный подход при составлении конспекта урока и проведении контрольных, самостоятельных работ, тестов
Социальные методы мотивации: Способствовать поиску контактов и сотрудничества Создавать ситуации взаимопомощи Заинтересовывать в результатах коллективной работы Организовывать взаимопроверку
Волевые методы мотивации: Предъявление учебных требований Формирование ответственного отношения к учению Информирование об обязательных результатах обучения Формирование ответственного отношения к учению Самооценка деятельности и коррекция
1. Поддерживать и формировать интерес к информации 2. Поддерживать и стимулировать интерес к способу действия 3. Использовать детский интерес к людям, организующим процесс обучения 4. Создавать условия для реализации потребности в самовыражении и самопрезентации 5. Помогать детям удовлетворить потребность в самопознании и самовоспитании 6. Актуализировать творческую позицию детей 7. Создавать условия для осознания значимости происходящего для себя и для других 8. Создавать ситуацию успеха и социального признания 9. Использование мотивов избегание наказания, получение материальных выгод и преимуществ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Все наши замыслы, все наши цели превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В.А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебной мотивации обучающихся через самопознание и самореализацию в условиях предпрофильного обучения.
Современное общество нуждается в людях с высоким уровнем общего развития, с высоким уровнем профессионализма, инициативы и предприимчивости, творческих способностей.Основой успешной учебной деятельнос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/19/picture-596865-1424351571.jpg)
Формирование учебной мотивации обучающихся среднего школьного возраста
Формирование учебной мотивации обучающихся среднего школьного возраста...
Использование инновационных технологий обучения для формирования учебной мотивации обучающихся - инвалидов на уроках истории и обществознания
Для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья – инвалидов, образование жизненно важно, поскольку является одним из наиболее эффективных механизмов развити...
Формирование учебной мотивации обучающихся в условиях совершенствования качества образования
Статья посвящена одной из основных внутренних причин нежелания детей учиться - отсутствию стойкой положительной мотивации к учебной деятельности, а также путям решения этой проблемы. Материал мо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/23/picture-268345-1592898118.jpg)
Формирование учебной мотивации обучающихся среднего школьного возраста
Средний школьный возраст характеризуется как этап овладения самостоятельными формами работы, время интеллектуальной, познавательной активности, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной моти...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/15/picture-649021-1436948659.jpg)
Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/15/picture-303912-1676463015.jpg)
презентация к педагогическому совету по теме "Мониторинг работы с обучающимися, имеющими повышенную учебную мотивацию и обучающимися "группы риска"
Обзор внутришкольной системы управления качеством образования. Создание и эффективное функционирование в образовательном процессе внутришкольной системы оценки качества образования....