Методическая разработка "Темперамент. Характер"
методическая разработка по психологии

Герш Маргарита Владимировна

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения практического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепления изученного материала.

Тема изучается только на практическом занятии, поэтому в приложениях имеется краткое содержание изучаемого материала. К методической разработке прилагается презентация для визуализации знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon temperament.doc273 КБ

Предварительный просмотр:

Кыштымский филиал ГБПОУ

«Миасский медицинский колледж»

Методическая разработка

практического занятия для преподавателя

по дисциплине: ОП. 02

«Психология»

Тема занятия:

«Темперамент. Характер.»

Специальность: 32.02.01 Лечебное дело

Кыштым

2021

        

Рассмотрено

на заседании ЦМК междисциплинарный курс по специальности «лечебное дело»

Протокол №__от «___»____2021

Председ. ЦМК_______________

                     /                            /

Утверждено

Зам.директора по УВР КФ «ММК»

_____________/И.В. Пасхина/

«____»________2021 г.

Автор:      Екимова Маргарита Владимировна, преподаватель психологии

Рецензенты:    

Леонтьева Ирина Николаевна, педагог-психолог МОУ СОШ №3, г.Кыштым

Павлова О.В.- методист КФ ГБПОУ « ММК»

Содержание

Методическое пояснение

4

Мотивация темы

4

Методическая цель занятия

5

Междисциплинарные связи

6

Внутридисциплинарные связи

7

Формируемые ОК и ПК

7

Внеаудиторная работа

8

Хронологическая карта занятия

9

Приложения

11

Список литературы

Методическое пояснение

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения практического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепления изученного материала.

Тема изучается только на практическом занятии, поэтому в приложениях имеется краткое содержание изучаемого материала. К методической разработке прилагается презентация для визуализации знаний.

Освещены междисциплинарные и внутридисциплинарные связи, что поможет осуществлять интеграцию знаний, будет способствовать формированию общих и профессиональных компетенций.

Подробно описаны цели занятия, формируемые общие и профессиональные компетенции. Исходя из того, что обучающиеся имеют лишь поверхностные психологические знания, изложенный материал должен быть представлен доступно и интересно, способствовать формированию базовых психологических знаний, развить применимые на практике навыки, стимулировать интерес к дальнейшему изучению психологии. Данное занятие является частью раздела "Общая психология». Методическая разработка урока составлена на основе рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС СПО к преподаванию учебной дисциплины «Психология» для специальности «Лечебное дело».

Мотивация темы

Медицинскому работнику необходимо в своей профессиональной деятельности знать и учитывать особенности типов темперамента. От темперамента зависят многие черты характера, такие, как уравновешенность поведения, общительность, легкость или трудность включения в новую деятельность, выражение чувств. Однако тип темперамента не определяет сущности характера. Характер и темперамент не являются тождественными понятиями, но они тесно взаимосвязаны. Темперамент человека предопределен, его нельзя изменить, так как он связан с врожденными особенностями высшей нервной деятельности. Характер же человека формируется по мере его взросления, его проявления связаны с воспитанием, средой, а также во многом зависят от темперамента. Но над характером можно работать, особенно если делать это своевременно.

Занятие ориентировано на активизацию мыслительного процесса и вовлечение каждого студента в учебно-познавательный процесс. При изучении материала преподаватель опирается на опыт студентов, проводит систематизацию и обобщение полученных ранее знаний, устанавливает внутри- и междисциплинарные связи.

Методическая цель занятия: формирование общих компетенций на уроках психологии

Цели занятия:

  • Дидактические:

1 – уровень усвоения: углубление и систематизация знаний о темпераменте, характере, способностях, особенностях их проявлений.  

        2 – уровень усвоения: определять тип темперамента, давать характеристику типам характера; оперировать психологическими терминами.

        3 – уровень усвоения основные понятия, теоретические подходы к изучению темперамента, характера, способностей, их свойства, характеристику типов.

  • Развивающие:

        активизировать развитие творческого профессионального мышления студентов с использованием информационно-коммуникативных технологий, активных форм и методов обучения (ролевые игры, практико-ориентированное обучение).

  • Воспитательные:

        воспитывать культуру речи, чувство ответственности, сдержанности, самостоятельности, эмпатии, соблюдение этики и деонтологии.

Место проведения занятия: кабинет №510 «Психология. Психология общения.»

              Межмодульные и междисциплинарные связи

Связи

ПМ, дисциплина

МДК

Тема занятия, курса

Предшествующие

ОГСЭ. 02 История

ОГСЭ.05 Русский

БД. 02 Литература

Первое упоминание о темпераменте, характере подходы к классификации в Древней Греции, Риме

Словообразовательные объяснения терминов темперамент, сангвиник, меланхолик

Определение типов темперамента, черт характера по пословицам

Сопутствующие

ОП.03 Анатомия и физиология человека

Протекание нервных процессов у представителей разных типов темперамента

Последующие

ПМ.00 Профессиональные модули

ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий

МДК.01.01 Здоровый человек и его окружение

Роль семьи в жизни человека.

Понятие о здоровье. Факторы, влияющие на здоровье.

МДК.01.02. Основы профилактики

Технологии профилактики заболеваний.

Внутридисциплинарные связи

Связи

МДК и темы курса

Темы занятий

Предшествующие

Урок №1. Введение в психологию. Предмет психологии. Методологические принципы современной психологии

Уроки №2 Познавательные процессы

Урок №3. Личность. Структура, свойства личности

Практические занятия: «Познавательные процессы», «Личность. Структура, свойства личности»

Последующие

Урок №23,24 Психологический уход за умирающим

Урок №25. Психологическая помощь при экстремальных ситуациях

Оснащение занятия: разработка занятия для преподавателя, методическая разработка для студентов, книжный фонд, ТСО.

Методы обучения:

1 уровень: М – объяснительно – иллюстрированный; МП – словесные (рассказ, беседа);

Наглядные (иллюстрация, демонстрация презентации);

2, 3 уровни: М – репродуктивный;

МП – ответы на вопросы, обсуждение ответов товарищей;  

М – проблемное изложение; МП – постановка проблемы.

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.  Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.  

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проведение санитарно-гигиенического воспитания населения.

ПК 1.3. Участие в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

Студент должен:

          уметь: определять тип темперамента, давать характеристику типам характера; оперировать психологическими терминами.

знать: основные понятия, теоретические подходы к изучению темперамента, характера, способностей, их свойства, характеристику типов.

Внеаудиторная работа

Вид задания

Часы

Методические указания

Цель

Изучение основной и дополнительной литературы.

Составление электронных презентаций по заданной теме дисциплины.

Подготовка реферативных сообщений.

1

1

Найдите данные темы в учебных пособиях, интернете; познакомьтесь, подготовьте презентацию или сообщение.

Более глубокое изучение, расширение кругозора.

                                     Литература

1. Батаршев А. Диагностика темперамента и характер Издательство ЛитРеМ.,  2011.- 363 с.

2. Ефимова Н.С. Основы общей психологии. Учебник   М.: Издательство:Форум, Серия: Профессиональное образование, 2015.- 288 с.

3. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования  / Сост. Е.И.Рогов. – М.: Владос, 2004.-448с.

4. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999.- 320 с. (Азбука психологии)

Хронологическая карта занятия 90 мин.

Этапы занятия

Действия преподавателя

Действия студентов

Методический комментарий

Компетенции

Время

  1. Организа-ционный

момент

Приветствует  студентов, отмечает отсутствующих, фиксирует готовность аудитории и ТСО к занятию.

Приветствуют преподавателя, организуют рабочие места, знакомятся с планом занятия.

Организация дисциплинированности студентов, воспитание аккуратности, требовательности к себе и другим, активизация внимания.

ОК

2, 12

2 мин

  1. Мотивация учебной деятельности

Преподаватель знакомит с высказыванием психолога В.Ф. Мерлина, просит сформулировать тему, цель занятия. Направляет мыслительный процесс студентов на данную тему с помощью вопросов, обращает внимание на ее важность для профессиональной деятельности

Осмысливают информацию, отвечают на вопросы, формулируют тему, цель занятия, включаются в активное сотрудничество с преподавателем.

Формирование познавательного интереса к занятию и изучаемой дисциплине, развитие логического мышления.  

ОК

1, 4,

6

3 мин

  1. Актуализа-ция базовых знаний

Задает вопросы по основным понятиям темы,

корректирует ответы.

Поиск ответов на базовые вопросы, исправляют,

дополняют друг друга.

Актуализация необходимых для дальнейшей работы знаний

ОК

5-9,13

15 мин

  1. Проверка домашнего задания

Проверяет правильность, корректность излагаемого материала, дополняет.

Показывают результат работы в мини-группах, защищают презентацию на темы: «Учение Гиппократа о типах темперамента», «Учение К. Галена о темпераменте», «И. кант о темпераменте», «Учение И.П. Павлова о темпераменте»

Повышает качество знаний по предмету

ОК 6,7

15 мин

  1. Углубление и систематизация знаний

Излагает материал

наглядно-демонстрационным методом с использованием технических средств – мульти-

медийный проектор, предлагает определить типы темперамента героев притчи, установить черты характера по пословицам, решить ситуационные задачи. Слушает, дополняет,

оценивает.

Выполняют предложенные задания, аргументируют свой ответ, определяют собственный тип темперамента, анализируют ситуационные задачи, определяют положительные и отрицательные стороны типов темперамента.

Разнообразные задания повышают мотивацию студентов, качество их знаний.

ОК 3, 5-6

ПК 2.1

35 мин

  1. Закрепление материала

Задает вопросы, рекомендует индивидуальные, универсальные методы.

Отвечают на вопросы блиц-опроса.

Способствует

снятию эмоционального напряжения,

Развивать умение смотреть на ситуацию со стороны.

ОК 2,6, 7

15 мин

  1. Рефлексия

Создает условия

для анализа усвоения  пройденного материала по вопросам:

- что нового узнали?

- что чувствовали?

- какие ощущения?

- достигли ли мы целей занятия?

Проводят анализ достижения целей занятия, оценивают усвоение новой информации.

Побуждение интереса к учебной деятельности.

ОК 2,6, 7

2 мин.

  1. Подведение итогов

Подводит итоги.

Оценивает, отмечает, поощряет активность студентов.

Дает домашнее задание.

ОК 1

3 мин

Приложение 1

Методика определения типа темперамента

Вам предложен текст методики по определению типа темперамента Вам необходимо:

а) выбрать высказывания, которые характеризуют ваши особенности и обвести эти порядковые номера кружочком;

б) почему высказывания разделены на 4 блока?

Определите, о каком типе темперамента идет речь в каждом блоке, и название запишите внизу под каждым блоком.

Определение своего темперамента

Итак, если вы:

1. не усидчивы, суетливы;

2. не выдержаны, вспыльчивы;

3. нетерпеливы;

4. резки и прямолинейны в отношениях с людьми, 5. решительны и инициативны,

6. упрямы:

7. находчивы в споре;

8. работаете рывками;

9. склонны к риску;

10. незлопамятны и необидчивы;

11. обладаете быстрой, страстной со сбивчивыми интонациями речью;

12. неуравновешенны и склонны к горячности;

13. агрессивный забияка,

14. нетерпимы к недостаткам;

15. обладаете выразительной мимикой;

16. способны быстро действовать и решать;

17. неустанно стремитесь к новому;

18. обладаете резкими и порывистыми движениями;

19. настойчивы в достижении поставленной цели;

20. склонны к резким; сменам настроения,

то вы чистый….

Если вы:

1. веселы и жизнерадостны;

2. энергичны и деловиты;

3. часто не доводите начатое дело до конца,

4. склонны переоценивать себя,

5. способны быстро схватывать новое; 6. неустойчивы в интересах и склонностях;

7. легко переживаете неудачи и неприятности;

8. легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;

9. с увлечением беретесь за любое дело;

10. быстро остываете, если дело перестает вас интересовать;

11. быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую;

12. тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работой;

13. общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми;

14. выносливы и работоспособны;

15. обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой;

16. сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке;

17. обладаете всегда бодрым настроением;

18. быстро засыпаете и пробуждаетесь;

19. несобранны, проявляете поспешность в решениях;

20. склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться, то вы, конечно, чистый….

Если вы:

1. спокойны и хладнокровны;

2. последовательны и обстоятельны в делах;

3. осторожны и рассудительны;

4. умеете ждать;

5. молчаливы и не любите попусту болтать;

6. обладаете спокойной, размеренной речью, с остановками без резко выраженных эмоций;

7, сдержанны и терпеливы;

8. доводите начатое дело до конца;

9. не растрачиваете попусту сил;

10. строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе;

11. легко сдерживаете порывы;

12, мало восприимчивы к одобрению и порицанию;

13. незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес;

14. постоянны в своих отношениях и интересах;

15. медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое;

16. ровны в отношениях со всеми;

17. любите аккуратность и порядок во всем;

18. с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;

19. обладаете выдержкой;

20. чувствуете скованность в общении с новыми людьми,

то вы, вне сомнения, чистый…..

Если вы:

1. стеснительны и застенчивы;

2. теряетесь в новой обстановке;

3. затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми;

4.не верите в свои силы,

5. легко переносите одиночество,

6. склонны ходить в себя;

7. чувствуете подавленность и растерянность при неудачах;

8. быстро утомляетесь;

9. обладаете слабой, тихой речью;

10. невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника;

11, впечатлительны до слезливости;

12. чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию;

13. предъявляете высокие требования к себе и к окружающим;

14. склонны к подозрительности, мнительности;

15. болезненно чувствительны и легко ранимы;

16. скрытны и необщительны

17 чрезмерно обидчивы;

18. малоактивны и робки.

19, безропотно покорны;

20. стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих,

то вы, конечно, чистый…..

Приложение 2

Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека)

«Акцентуированные личности» - книга Карла Леонгарда, переведенная и изданная в России в 1983 году, изначально была предназначена специалистам – психиатрам. Однако, как полагал сам К. Леонгард: «… человек без намека на акцентуацию не склонен развиваться как в отрицательном, так, видимо, и в социально-позитивном направлении». Таким образом, на данный момент, понятие акцентуации не является определяющим патологические феномены. Акцентуации – это чрезмерно выраженные черты характера и темперамента.

Поскольку, будучи выраженными сверх меры, они могут создать благоприятные условия для развития неврозов и различных психосоматических расстройств, их роль в данной связи активно изучается отечественными и зарубежными специалистами. В частности,  вот некоторые общие положения, в которых мнения ученых совпали:

  1. Во-первых, акцентуации не даются при рождении, личность изменяется в течение жизни и эти изменения влияют на развитие свойств личности.
  2. Во-вторых, результаты тестирования могут дать только очень приблизительное направление развития акцентуации. Причем, существует большая вероятность ошибочного определения, если придерживаться идеи однотипности акцентуации, которые содержат большое количество переходных, смешанных форм, отличающихся чрезвычайным полиморфизмом проявлений и богатством оттенков;
  3. В-третьих, возможно выпячивание некоторых сторон, особенно зависящих от условий, в которых  находится личность, в частности, в момент исследования.
  4. В-четвертых, динамика комбинированной акцентуации личности может развиваться как в сторону психопатии, так и в положительную сторону, не приводящую к явлениям социальной дезадаптации.

Это важно знать специалистам, работающим с людьми, в частности, обеспечивающими благоприятный психологический климат в коллективе, равно как в детском, так и во взрослом.

Сам автор методики, К. Леонгард, наблюдение, внимательность исследователя и клинико-психологическое исследование, оценивал  выше каких бы то ни было опросников и анкет. «Я придаю большое значение исходному определению своей темы: данный труд посвящен личностям не патологическим, а нормальным, хотя и акцентуированным», - писал он в предисловии к русскому изданию своей книги.

Данная методика может быть использована  как в диагностических, так и в коррекционных целях.

 Опросник Шмишека - личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности, опубликован Г. Шмишеком в 1970 г и является модификацией «Методики изучения акцентуаций личности К.Леонгарда». От методики К. Леонгарда отличается только формулировкой вопросов. Ключи, шкалы, обработка и принципы интерпретации результатов совпадают. Если К. Леонгард разделял акцентуации на акцентуации характера и акцентуации темперамента, то Шмишек разделил все черты личности на основные и дополнительные. Основные, по его мнению, определяют личность в целом, ее  адаптационные возможности и характерологические черты. Именно они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Тест Шмишека исследует типы характера и применяется для исследования акцентуаций характера.

К. Леонгардом выделены 10 типов акцентуированных личностей, которые достаточно произвольно разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный). К Леонгард предупреждал исследователей об осторожности в применении методики. «Даже если мы окончательно убедились в наличии данной черты, она должна быть подтверждена не общими фразами обследуемого, не утвердительным «да», а фактами из жизни, поступками. Обследуемый может отрекомендовать себя как человека старательного, целеустремленного, серьезного, живого и т .д., но все эти заявления ничего не стоят, если он не сможет рассказать, в чем именно проявляется его старательность или серьезность. Примеры должны быть выразительными, яркими, ведь речь идет о качествах, которые выделяют данного человека на фоне людей среднего уровня. Примеры должны свидетельствовать, что в аналогичной ситуации поведение обследуемого существенно отличается от поведения других.».

 Нередко в литературе можно встретить двойное название методики:

 Инструкция:

«Вам предлагается ответить на 88 вопросов, касающихся различных сторон вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте знак «+» (да), если согласны, или «-» (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь»

  1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?
  2. Восприимчивы ли вы к обидам?
  3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?
  4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?
  5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?
  6. Может ли ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали?
  7. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?
  8. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?
  9. Серьезный ли вы человек?
  10. Можете ли вы сильно воодушевиться?
  11. Предприимчивы ли вы?
  12. Быстро ли вы забываете, если вас кто-нибудь обидит?
  13. Мягкосердечный ли вы человек?
  14. Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?
  15. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?
  16. Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками?
  17. Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу?
  18. Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и переживаний?
  19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?
  20. Часто ли ваше настроение бывает подавленным?
  21. Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?
  22. Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления?
  23. Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?
  24. Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?
  25. Смогли бы вы убить человека?
  26. Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется немедленно устранить эти недостатки?
  27. Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?
  28. Часто ли у вас без причины меняется настроение?
  29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?
  30. Быстро ли вы можете разгневаться?
  31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?
  32. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?
  33. Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?
  34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?
  35. Влияет ли на вас вид крови?
  36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?
  37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?
  38. Трудно ли вам входить в темный подвал?
  39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое вами дело?
  40. Являетесь ли вы общительным человеком?
  41. Охотно ли вы декламировали в школе стихи?
  42. Убегали ли вы ребенком из дома?
  43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?
  44. Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу?
  45. Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?
  46. Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит?
  47. Любите ли вы животных?
  48. Уйдете ли вы с работы или из дому, если у вас там что-то не в порядке?
  49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье?
  50. Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?
  51. Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?
  52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?
  53. Много ли вы общаетесь?
  54. Если вы будете чем-либо разочарованы, придете ли в отчаяние?
  55. Нравится ли вам работа организаторского характера?
  56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?
  57. Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах?
  58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?
  59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать у товарищей домашнее задание?
  60. Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?
  61. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?
  62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?
  63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?
  64. Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?
  65. Часто ли вы смеетесь?
  66. Можете ли вы быть приветливым с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?
  67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?
  68. Сильно ли вы страдаете из-за несправедливости?
  69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?
  70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?
  71. Пугливы ли вы?
  72. Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных причин для этого нет?
  73. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке?
  74. Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?
  75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?
  76. Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий период времени?
  77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?
  78. Переносите ли вы злость длительное время?
  79. Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?
  80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу?
  81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?
  82. Часто ли вы видите страшные сны?
  83. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийся поезд?
  84. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?
  85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?
  86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?
  87. Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы словоохотливы (нет)?
  88. Могли бы вы, если пришлось бы участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?

Обработка результатов:

При совпадении ответа на вопрос с ключом ответу присваивается один балл.

При истолковании исходят из рассмотрения всего профиля. Предположения об акцентуации черт характера можно делать только тогда, когда сумма больше 12 баллов. Максимальный показатель по каждому типу акцентуации - 24 балла.

Ключ

1.Демонстративность/демонстративный тип:

«+»: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.

«-»: 51.

Сумму ответов умножить на 2.

2.Застревание/застревающий тип:

«+»: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81.

«-»: 12, 46, 59.

Сумму ответов умножить на 2.

3.Педантичность/педантичный тип:

«+»: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.

«-»: 36.

Сумму ответов умножить на 2.

4.Возбудимость/возбудимый тип:

«+»: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.

Сумму ответов умножить на 3.

5.Гипертимность/гипертимный тип:

«+»: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.

Сумму ответов умножить на 3.

6.Дистимность/дистимический тип:

«+»: 9, 21, 43, 75, 87.

«-»: 31, 53, 65.

Сумму ответов умножить на 3.

7.Тревожность/тревожно-боязливый тип:

«+»: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.

«-»: 5.

Сумму ответов умножить на 3.

8.Экзальтированность/аффективно-экзальтированный тип:

«+»: 10, 32, 54, 76.

Сумму ответов умножить на 6.

9.Эмотивность/эмотивный тип:

«+»: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79.

«-»: 25.

Сумму ответов умножить на 3.

10.Циклотимность/циклотимный тип:

«+»: 6, 18,28,40,50,62,72,84.Сумму ответов умножить на 3. 

Интерпретация результата:

Типы акцентуации

1. Демонстративный тип

Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.

2. Застревающий тип

Его характеризует умеренная общительность, занудство, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен легко отходить от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.

3. Педантичный тип

Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжестью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.

4. Возбудимый тип

Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.

5. Гипертимический тип

Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

6. Дистимический тип

Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможенны, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться,располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.

7. Тревожный тип

Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат козлами отпущения, мишенями для шуток,

8. Экзальтированный тип

Яркая черта этого типа — способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивостъ, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.

9. Эмотивный тип

Этот тип родствен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная их черта — гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, они радуются чужим успехам. Впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая их наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.

10. Циклотимический тип

Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.

В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то что раньше давал ось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. Плохие дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.

Основная часть

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности.

- Тема, о которой пойдет речь, занимает человечество уже более 25 столетий. В повседневной жизни мы замечаем, что одни из нас подвижные, веселые, настойчивые, а другие медлительные, застенчивые, неторопливые, что люди, попадая в одни и те же ситуации, ведут себя по-разному. Однако за этим большим разнообразием поведенческих реакций и поступков проступают некоторые общие схемы или типы поведения.

Известный психолог Мерлин писал: «Представьте себе две реки - одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй - полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены…». Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей.

О чем идет речь? С какими понятиям тесно связан термин «темперамент»? Как вы думаете, какой цели мы должны с вами достичь?

  1. Актуализация базовых знаний.

- Что такое темперамент, характер?

- Зачем будущему медработнику необходимо знание типов темперамента? (профессия человек-человек требует учета типов темперамента).

- Назовите типы темперамента, характера.

- Составим схему типов темперамента (работа у доски, выбрать соответствующие характеристики).

  1. Проверка домашнего задания

1 группа: Деление людей на темпераменты возникло еще в античные времена. Первое упоминание о темпераментах мы встретим в Древней Греции. Замечательный древнегреческий врач Гиппократ (5–4 век до нашей эры) говорил, что у людей есть четыре главных сока: кровь, лимфа, желтая и черная желчь. У разных людей они смешаны по-разному: верное сочетание соков приносит здоровье, а неверное — болезнь.

Само понятие темперамент, в переводе с древнего латинского языка, значит «соразмерность», правильная мера. При нормальном, не чрезмерном слияние соков, считали древние, любой темперамент хорош и здоров.

2 группа: Мы расскажем об исследованиях темперамента в Древнем Риме. Гален (2 век нашей эры) выделил девять темпераментов, но в обиход вошли только четыре из них. В каждом главенствовал какой-нибудь из четырех соков. Своим типам темпераментов Гален дал древнеримские имена: «сангвис» — кровь, «флегма» — лимфа, «холе» — желчь и «мехайно холе» — черная желчь. Эти корни сохранены и до наших дней. Так что, можно сказать, что названия темпераментов — это одни из самых древних психологических понятий.

3 группа: Родоначальник немецкой классической философии И. Кант (1724-1804) разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же «можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический». Из этих четырех типов темперамента к темпераментам чувства относятся сангвинический и его противоположность -- меланхолический. Первый характеризуется тем, что при нем ощущения возникают в нервной системе и в сознании человека довольно быстро и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными. При меланхолическом темпераменте внешние проявления ощущений бывают менее яркими, но зато внутренне достаточно глубокими и длительными.

Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.

Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.

Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

4 группа: И.П. Павлов экспериментально подтвердил теорию о физиологической основе темперамента. Классификация И. П. Павлова — наиболее полный и признанный подход к пониманию темпераментов на данном этапе.

Павлов пришел к выводу, что разница в темпераментах зависит от разницы в протекании главных нервных процессов — нервного возбуждения и торможения (мы уже упоминали о них на предыдущем уроке).

Три главных свойства возбуждения и торможения:

  1. Сила или ее антипод слабость;
  2. Уравновешанность — неуравновешанность;
  3. Инертность или подвижность.

Сила зависит от выносливости и работоспособности нервной системы. Уравновешанность — это их сравнительная характеристика, сравнение силы, скорости и чувствительности. Подвижностью возбуждения и торможения Павлов назвал скорость, с которой один нервный процесс переходит в другой.

Сам И. П. Павлов говорил, что сочетание всех этих свойств может дать 24 типа темпераментов, но предпочел ограничиться классической типологией.

Сангвиник — выносливый (сильный), уравновешанный и подвижный тип нервной системы. Поэтому он энергичен, бодр, легко приспосабливается к обстановке, людям, не боится жизненных трудностей.

Флегматик — выносливая (сильная) и уравновешанная нервная система, но процессы возбуждения и торможения замедленны. Такой человек спокоен, основателен, нетороплив. Приспосабливается к обстановке и людям труднее и медленнее, а поэтому не любит менять условия жизни, склонен к постоянству привычек и интересов. Из-за стойкости нервов, он хорошо сопротивляется кризисам и любым трудным условиям.

Холерик — нервная система неуравновешенна: возбуждение бурное и подвижное, а торможение ослаблено. Т.е. сильный в возбуждении и маловыносливый в торможении. Такой человек энергичен, деятелен, энергия из него «бьет ключом». Он быстр на решения, действия, ориентировку. Может быть находчивым и изобретательным. В тоже время холерик вспыльчив, несдержан, ему часто не хватает самообладания. Труднее всего таким людям приспосабливаться к обстановке, к людям (а точнее, к их недостаткам). Это свойство рождает в нем раздражение, которое отравляет жизнь ему и его окружению.

Меланхолик — очень чувствительная и маловыносливая нервная система. Силы возбуждения и торможения ослаблены, подвижность понижена. Такой человек труднее всех приспосабливается к условиям и переносит недостатки близких людей. Но его повышенная чувствительность делает его добрее, мягче, мирным и преданным человеком.

  1. Углубление и систематизация знаний

1. - Послушайте притчу “Четыре усталых странника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты, и стража спит. Первый сел на землю”.

1 странник - “Вот не везет, стоило в кои веки выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать - до утра далеко, помяните меня, еще дождь пойдет”, – приговаривал он сквозь слезы.

2 странник - “Чего тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!” – горячился второй, дубася кулаком в ворота.

3 странник - “Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождем, летняя ночь коротка”, – успокаивал попутчиков третий.

4 странник - “Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим-ка ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в нее пролезем”, – взял в свои руки инициативу четвертый.

Все странники поворачиваются к ведущему с вопросом: “Почему мы всегда на все обстоятельства в жизни реагируем по-разному? И сейчас, стоя у закрытых ворот, и когда работу свою выполняем, и когда веселимся, и когда спорим.

- Назовите основные типы темперамента.

- Кто из путников кто? 1 – меланхолик, 2 – холерик, 3 – флегматик, 4 – сангвиник.

2. - Выполните задание. С опорой на иллюстрации определите тип темперамента и дайте краткую характеристику. Иллюстрация вывешивается на доску и с помощью прилагательных (определений) под ними в таблицу записываются характеристики темперамента.

img1

img2img3

сангвиник

холерик

меланхолик

флегматик

Общительный

Вспыльчивый

Угрюмый

Пассивный

Открытый

Неспокойный

Тревожный

Осторожный

Разговорчивый

Агрессивный

Пессимистичный

Рассудительный

Доступный

Импульсивный

Замкнутый

Мирный

Беспечный

Активный

Тихий

Сдержанный

Живой

Оптимистичный

Робкий

Надежный

Беззаботный

Переменчивый

Ранимый

Ровный

лидирующий

 

 

Спокойный

  1. Заполните таблицу положительные и отрицательные стороны каждого типа темперамента.
  2. Пословицы.

Определите тип темперамента:

Поспешишь – людей насмешишь. (сангвиник)

Не торопись умом, торопись делом. (холерик)

Семеро одного не ждут. (флегматик)

Не робей воробей, дерись с вороной. (меланхолик).

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. (сангвиник)

Не зная броду, не лезь в воду. (холерик)

Тише воды, ниже воды. (меланхолик)

Под лежачий камень и вода не течет. (флегматик)

Определите черты характера:

- Слово сказал, как узлом завязал.

- Каков характер, таковы и поступки.

- С виду тих, да характером лих.

- Человек без твердого характера, что пружина без закалки.

- Человек без характера что хлеб, без соли.

- Характер закаляется в труде.

- Людей не суди, на себя погляди

- Не тот человек, что для себя живет, а тот, кто для народа счастье кует.

5. «Азбука характера»

Задание 1 группе: составить азбуку характера (по алфавиту), характеризующую отношение человека к другим людям.

Задание 2 группе: составить азбуку характера (по алфавиту), характеризующую отношение человека к делу.

Задание 3 группе: составить азбуку характера (по алфавиту), характеризующую отношение человека к самому себе

  1. Нестандартное использование предметов. - В течение 3 минут придумайте как можно больше нестандартных способов использования обычного предмета. Свои варианты нумеруйте и записывайте на листочке. Вслух никто ничего не говорит. Засекаю время. Итак, этот предмет – газета (кирпич, линейка, веревка и т.д.)
  2. - В течение 2 минут придумайте как можно больше синонимов к слову «высокий».

При анализе ответов, который проводится аналогично первому упражнению, взимание учащихся обращается на такой параметр оригинальности, как «гибкость». Обычное слово «высокий» ассоциируется с величиной, размером и типичными будут синоним: длинный, каланча, и т.п. Вырваться из стереотипных ассоциаций позволяет гибкость выражения: кто-то может вспомнить, что «высокий» относится еще к тону голоса и тогда ассоциативный ряд дополняется синонимами «тонкий», «звонкий» и т.д. Понятие «высокий» приложимо к нравственным качествам, устремлениям и тогда возникнут ассоциации «благородный», «целеустремленный» и т.п.

 Самостоятельная работа студентов.

1. Методика определения типа темперамента (приложение 1).

2. Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С. Шмишека) (приложение 2).

– Мы научились определять тип темперамента, характера. Вы сможете в дальнейшем в своей работе определять тип темперамента окружающих вас людей? (с помощью методики и наблюдения)

- А для чего это нужно? Чему нужно научиться? (Учитывать индивидуальные особенности людей в профессиональной деятельности).

 Работа в группах, ситуации по карточкам.

Задания:

Смоделируйте тактику поведения и общения медицинского работника в следующих ситуациях.

1. Учитель жалуется школьной медицинской сестре на  ученика Сашу, который выделяется среди одноклассников своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителем, прерывает его различными восклицаниями. На любой вопрос готов отвечать, недодумав, поэтому часто отвечает невпопад. В досаде или раздражении легко выходит из себя. Говорит громко, пишет размашисто, почерк неровный.

2. К врачу обратилась бабушка: «Моему внуку 5 лет. Гуляя с ним на площадке, смотрю на чужих детей и честно говоря, завидую – они весело играют друг с другом, легко находят общий язык между собой. Вадик напоминает мне маленького старичка: он может часами играть один или просто сидеть  на скамейке. Я с болью думаю, неужели он так всегда будет один? Как мне помочь внуку?».

3.  В коллектив терапевтического отделения пришла новая медсестра. Она отличается спокойствием и серьезностью. При выполнении какого-нибудь задания обстоятельно обдумывает его. Работу выполняет хорошо, но медленно. Из-за этого у нее возникают конфликты.

4. Стремительность и  порывистость пациента сразу обращают на себя внимание. Его сразу можно выделить по выразительной мимике, энергичной жестикуляции. Отвечает торопливо,   захлебываясь   словами, резко  жестикулируя.  Не умеет себя сдерживать, часто срывается, по ничтожным поводам вспыхивает, как порох, говорит дерзости. Когда остынет, осознает, что нельзя так поступать.

Каждая группа зачитывает рекомендации, объясняет.

Задание для остальных студентов: слушать, проверять, быть готовым дополнить, исправить.

- Какой вывод можно сделать? (Не следует ставить задачу изменить тип темперамента. Каждый тип темперамента имеет свои положительные и отрицательные стороны, необходимо это учитывать).

6. Закрепление материала 

1. Кто является родоначальником учения о темпераменте?

2. Темперамент – это врожденное или приобретенное свойство личности?

3. Какой тип высшей нервной деятельности лежит в основе холерического темперамента?

4. Какому типу темперамента соответствует слабый тип нервной системы?

5. Можно и нужно ли изменять тип темперамента?

6. Что такое акцентуации характера?

7. Можно ли изменить характер?

8. Какова роль способностей в процессе обучения человека?

9. Какие необходимы условия, чтобы процесс обучения был успешным?

7. Рефлексия.

Варианты ответов:

Сегодня на уроке я…

  1. Я узнал…...
  2. Я теперь могу……..
  3. Мне было трудно…...
  4. Мне было интересно….

8. Подведение итогов занятия.

- Как вы думаете, достигли мы поставленных целей?

Оценка работы группы и знаний отдельных студентов.

Домашнее задание

1. На практике провести диагностику типа нервной системой одного пациента.

2. Проанализировать результаты диагностики и написать рекомендации учителю на основе полученных сегодня знаний.

Заключение

Методическая разработка занятия составлена на основе рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС СПО к преподаванию учебной дисциплины «Психология». Она посвящена методике организации и проведения практического занятия по  теме: «Темперамент. Характер. Способности». На данную тему  рабочей программой предусмотрено 4 часа, из них 2 часа - практических. Занятие  предназначено для студентов второго курса  специальности «Сестринское дело»,  которые только начали изучать  данную дисциплину, в частности, раздел «Общая психология».

Актуальность разработки заключается в том, что на данном занятии используются активные методы обучения, цель которых создать условия для  глубокого усвоения материала, осуществления самодиагностики эмоциональных состояний,  осуществляется связь  теоретического материала с  практическим, развитие аналитических  и проектировочных умений  при выполнении  разного типа заданий.

Практические занятия по общей психологии  развивают общие компетенции, на базе которых будут формироваться профессиональные компетенции.

                                                                                                                         

Список использованной литературы

1. Батаршев А. Диагностика темперамента и характер Издательство ЛитРеМ.,  2011.- 363 с.

2. Ефимова Н.С. Основы общей психологии. Учебник   М.: Издательство:Форум, Серия: Профессиональное образование, 2015.- 288 с.

3. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования  / Сост. Е.И.Рогов. – М.: Владос, 2004.-448с.

4. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999.- 320 с. (Азбука психологии).

5. Методическая разработка на тему «Темперамент» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pumbaa.ru/soviet/13-vinni-puh.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации курсовых работ исследовательского характера

Рекомендации по написанию курсовых работ исследовательского характера....

Методическая разработка урока английского языка 10 класса по теме "Внешность и характер человека".

Данная разработка урока с использованием презентации, заданий по аудированию и чтению может быть использована на уроках английского языка старшей школы....

Методическая разработка "РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ПИСЬМА ЛИЧНОГО ХАРАКТЕРА ( ЕГЭ)"

1. Рекомендации написания письма личного характера (презентация внизу страницы).2. Видеоурок https://www.youtube.com/watch?v=zzMFHutxccg3. Видеоурок "ВВОДНЫЕ СЛОВА" https://www.you...

Методическая тема по самообразованию:Использование игр и упражнений игрового характера на уроках английского языка на начальной ступени образования.

В данной работе рассматриваются методические и психологические вопросы использования игр и упражнений игрового характера на уроках английского языка на начальной ступени образования....

Методическая разработка классного часа "Становление характеров"

Классный час гражданско - патриотической направленности, можно использовать как с учащимися суворовских училищ, так и с учениками общеобразовательных школ...