ДИАЛОГ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ОСВОЕНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
статья по психологии

Шикурова Елена Алексеевна

В статье описывается диалогический характер экзистенциальных ценностей, рассматривается роль диалога в педагогическом общении. Описываются условия освоения ценностей, а также отношение человека к собственному бытию, лежащее в основе любого переживания ценностей. Ключевые слова: диалог, экзистенциальная коммуникация, экзистенциальные ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shikurova.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАЛОГ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ОСВОЕНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Сегодня на образование ложится особая ответственность — воспитание личности, умеющей быть ответственной за свой выбор и жизненный путь, имеющей ценности и ориентиры, позволяющие найти свое место в жизни. 24 Исследовательский интерес к проблеме ценностей, в том числе в образовании, позволяет подойти к более углубленному и целостному рассмотрению аксиологических проблем с позиции экзистенциализма, философии существования — направления в философии XX века, акцентирующей своё внимание на уникальности бытия человека. Система ценностей показывает то, чему мы «посвящаем» свою жизнь, ради чего мы способны использовать все силы, или коренным образом измениться, поэтому неустойчивость ценностной системы, например в подростковом возрасте, нередко приводит к психическим и эмоциональным нарушениям. Жизнь, наполненная смыслом, непременно связана с нахождением и проживанием ценностей. «Мы осуществляем смысл бытия — наполняем наше бытие смыслом — всегда через воплощение ценностей» А.Лэнгле [6.с 202]. Экзистенциальные ценности (жизнь, любовь, знание, творчество, достоинство, свобода и ответственность и др.) являясь фундаментом личности, отражают устремление человека к наполнению своей жизни уникальным смыслом и уникальным отношением к миру. Без осознания ценностей невозможно принятие решений, осуществление выбора. Быть человеком означает «быть решающим» (К. Ясперс), а ценности — это основа принятия решений [6]. По словам А. Маслоу «человеческое бытие нуждается в системе ценностей как точке отсчета», а ее неустойчивость и разрушение способствует душевной и психической деструкции [7]. Опираясь на идеи В. Франкла, можно сказать, что ценности – это то, на что человек проецирует свою «волю к смыслу». В эпоху же массовой культуры неизбежно усиление «экзистенциального вакуума», потеря индивидуальности, сведение личности к внешним атрибутам [9].

      Экзистенциальные ценности, определяющие духовный мир личности, носят диалогический характер. Другие люди - непременное условие самоактуализации индивида. Человек с момента рождения постоянно взаимодействует с окружающим миром и социумом, где находятся потенциальные смыслы существования, которые он должен найти. 25 Переживание ценности происходит только в отношениях с кем-либо или чемлибо, являясь результатом чувственного восприятия, влияния чего-либо или кого-либо на жизнь субъекта. При отсутствии отношений переживание ценности отсутствует.

По мнению А. Лэнгле «чувствовать ценность» значит через разрушение одиночества «молчаливой закрытости в себе» вступить в отношения. «Восприятие ценности» мы понимаем как «переживание ценности», «чувствование ценности» или как «прикосновение к ценности» [5.с 4].

Таким образом, философия диалога в педагогической деятельности может быть рассмотрена, как отношение учителя к учителю, учителя к родителю, учителя к ученику, где каждый из субъектов выступает равноправным участником образовательного процесса. Деятельное участие учителя в жизни воспитанника способствует усилению личностных возможностей ученика, открытию и реализации его потенциальных возможностей. Но и открытость учащегося способствует проявлению потенциала педагога. Общность переживаний учителя и ученика в совместной деятельности, в творчестве является основой «экзистенциальной коммуникации». Немецкий философ К.Ясперс, один из основателей экзистенциализма, рассматривая процесс коммуникации, ввел термин «экзистенциальной коммуникации», означающей внутреннюю свободную связь людей, в которой они открываются как самоценные и неповторимые личности. К.Ясперс рассматривал «экзистенциальную коммуникацию», не как равнодушный «обмен информацией», как у каких-то кибернетических устройств, а как общение, которое затрагивает потаенные глубины человеческой личности, как общение присущее подлинно человеческому существованию. С точки зрения К. Ясперса, коммуникация - это общение, в котором человек не играет «роли», уготованные ему обществом, «существование «я» предполагает выход к другому, к «ты». Существование «я» предполагает вхождение в «мы», в котором и происходит общение «я» и «ты». Экзистенциальная коммуникация К. Ясперса противоположна «массовой 26 коммуникации», в которой личность теряется, растворяясь в толпе. К. Ясперс рассматривает саму истину в связи с коммуникацией: коммуникация - обретение истины, общение «в истине», основанное на «взаимности», «ровности уровней», «становлении открытости», «любящей борьбе», т.е. на глубоких личностных отношениях, в противовес анонимным и утилитарным [11;3].

Возникшее в первой половине 20 века направление в философии – диалогизм, рассматривало диалог в качестве отношения к Другому как к Ты. К диалогизму, прежде всего, относят работы Ф.Розенцвейга, О. М. Ф. Розенштока –Хюсси, Ф.Эбнера, М. Бубера и М. Бахтина. Центральная идея М.Бубера – бытие как диалог между Богом и человеком, человеком и миром («диалогический персонализм»). В диалоге с «Ты» человек обретает свое «Я», свой смысл и судьбу, подлинная жизнь свершается во встрече, встреча с миром в Боге преодолевает отчужденность человека от мира, дарит ему чувство вселенского дома. Ребенок, по мнению М.Бубера, изначально стремится к отношениям, восприятие объекта всегда вторично, отношения «Я-Ты» имеют огромное значения для его развития, только в них ребенок может познать самого себя, в них он ищет встречи с «Ты», в противном случае он выходит из состояния одиночества через потерю себя. У ребенка есть «побуждение» к контакту – изначально тактильному, а затем «оптимальному» контакту с другим существом. Ребенок не знает никакого «Я», он не знает никакого иного состояния бытия, кроме отношений. «Раскрытие души ребенка неразрывно связано с развитием потребности в «Ты», со сбывающимися надеждами и с разочарованиями, с игрой его экспериментов и трагической серьезностью его растерянности» [2, с. 9]. Диалог в педагогическом общении, по мнению М.Бубера, - это прежде всего, диалог «Между» контактирующих личностей и он не может быть целью. Это то, что возникает, когда «Ты» и «Я» идут вместе в аутентичном общении, это то, что происходит, когда обе стороны присутствуют и при этом результат не контролируется. М. Бубер пишет, что отношение учителя к ученику должно основываться на целостном восприятии, 27 осуществлении «наилучших возможностей, присущих ученику». Такие отношения возможны только в том случае, «когда он всякий раз встречает ученика как своего партнера в некой биполярной ситуации». М.Бубер подчеркивал, что «Я-Ты» отношения важны не только со стороны учителя, но и со стороны ученика, «последний относится к воспитателю, как к этой определенной личности, и утверждает ее» [2]. Диалог для М. Бубера не только способ общения, но и способ существования личности, диалог как духовная связь двоих, а не череда монологов двух авторов. Только в диалоге человек может раскрыться, обрести себя, через вчувствование в другого человека, открытия себя и Другого. Отношения, в которые вовлечен человек в течение всей своей жизни, могут быть либо отношениями «с» (Я-Ты), либо отношениями «к» (Я-Оно), то есть либо отношениями вчувствования, либо субъектно-объектными отношениями. Отношения «Я-Ты» - это отношения ради самих отношений.

По мнению А. Лэнгле, развитие самоценности личности является условием для готовности и способности к диалогу. Логотерапия и экзистенциальный анализ исходят из того, что жизнь, наполненная смыслом, непременно связана с нахождением и проживанием ценностей. «Мы осуществляем смысл бытия — наполняем наше бытие смыслом — всегда через воплощение ценностей» [4]. В соответствии с экзистенциально-аналитической теорией развития А.Лэнгле в основе взаимодействия с миром лежит концепция четырех фундаментальных мотиваций:

1. «Могу ли я Быть в этом мире?» Речь идет о самой возможности человека существовать в определенной экзистенциальной ситуации. На данном этапе основная задача - справиться с тревогой и сформировать чувство доверия к миру. Переживание фундаментального отношения к жизни «Да жизни» является основой любого переживания ценности. Подлинное переживание фундаментальной ценности проистекает из соприкосновения духа с физическим бытием. 28

2.«Нравится ли мне жить?» В рамках второй мотивации речь идет об «искусстве наслаждаться жизнью и глубоко страдать по поводу ценности. Глубина переживания радости соразмерна глубине страдания» [4]. Основное новообразование второго уровня мотивации – «переживания фундаментальной ценности жизни». Способность радоваться жизни является важнейшей предпосылкой совершенствования личности.

3.«Имею ли я право быть таким?» Основное новообразование третьего уровня мотивации – «развитие самоценности личности». Следствием приобретенного новообразования является готовность и способность к диалогу. «Только имея в опыте переживание ценности собственного Я, человек способен ценить и уважать Я другого». Переживание ценности собственного «я» является основой для развития у человека способности и готовности к диалогу.

4.«Что я должен делать?» Основное новообразование третьего уровня мотивации - что я должен делать, способность к самоактуализации [4].

Таким образом, экзистенциальное значение ценностей, таких как жизнь, творчество, любовь, достоинство, свобода, ответственность, заключается в том, что они воздействуют на бытие, которое благодаря им, становится другим. По мнению А.Лэнгле ценности — и в этом заключается их глубокое значение — вызывают в человеке изменения: в его жизнь пришла частичка внешнего мира, которая стала реальностью мира внутреннего. «Ценности питают человека духовно, они движут им и согревают его сердце. Без переживания ценностей нет переживания времени, без переживания времени нет биографии» [5, с.5]. Переживание ценностей происходит только в отношениях с кем-либо или чем-либо, являясь результатом чувственного восприятия влияния чего-либо или кого-либо на жизнь субъекта. В связи с этим диалогический характер экзистенциальных ценностей является определяющим. Переживание ценности является отражением того, что мы находимся в «Я-Ты» отношениях. В основе передачи ценностей от человека к человеку, от родителя к ребенку, от учителя к ученику лежит диалог, в основе которого имеются 29 субъект - субъектные, равные, партнерские отношения, построенные на понимании внутреннего мира другого человека, самопонимании, признании индивидуальности и автономности Другого. Только в диалоге человек познает свое истинное «Я» через подлинное аутентичное бытие. Результатом такого диалога является развитие самоценности личности, и как следствие готовность и способность к диалогу. Отношения «Я-Ты» имеют огромное значения для развития ребенка, только в них он может познать самого себя через встречу с «Ты». Систематическое прерывание диалога повреждает процесс образования и преобразования у человека психологических ценностей - индивидуальных, социальных и духовных ориентиров, которые помогают человеку делать тот или иной выбор в жизни. Без уважения ценности другого, чувства собственного достоинства не появляется, с потерей достоинства меняется вся система ценностных координат, нарушается целостность и неприкосновенность внутреннего мира личности. Диалог в педагогическом общении – это, прежде всего, диалог личностей, в основе которого лежит уважение, ценность личности, любовь, ответственность. «Экзистенциальная коммуникация», позволяет увидеть другого человека как абсолютную индивидуальность, во всей его неповторимости, она открывает педагогу, уникальные возможности каждого воспитанника, его ценностную перспективу. Признание в другом человеке личности и проявление к ней уважения – сущностная черта гуманизма. В этом отношении «достоинство» как гуманистическая ценность и понятие «уважение к человеку», также входящее в гуманистическую аксиологию являются синонимами [8].

Литература

1. Баева Л. В. Информационная эпоха: метаморфозы классических ценностей/ Л. В. Баева. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2008. – 217 с.

2. Бубер М. Я и Ты / М. Бубер. – Москва : Высшая школа, 1993.- 175с.

3. Демидов А. Б. Феномены человеческого бытия/ А.Б. Демидов.- Минск: ЗАО Издательский центр "Экономпресс", 1999. – 180с.

4. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Логотерапия как средство оказания помощи в жизни/ А. Лэнгле. –Москва : Генезис, 2018. – 159с.

5. Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности/ А. Лэнгле.- Published in: Waprosi psichologii ijul-avgust, 2004. – С.3-21. 30

6. Längle A. Wende ins Existentielle. Die Methode der Sinnerfassung/ A/ Längle. (Hrsg.) Entschei-dung zum Sein. München: Piper, 1988. S. 40–52.

7. Маслоу А. По направлению к психологии бытия/ А. Маслоу. – Москва : 2002. – 1662с.

8. Ниязбаева Н.Н. Экзистенциальные ценности образования/ Н. Н. Ниязбаева. – Москва : Перо, 2014. – 124с.

9. Франкл В. Человек в поисках смысла/ В. Франкл// Сборник. – Москва: Прогресс, 1990. – 368с.

10. Frankl V.E. Der leidende Mensch. Anthropologische Grundlagen der Psychotherapie/ V.E Frankl.- Bern: Huber, 1984.

11. Jaspers K. Vernunft und Existenz. Groningen, 1935.S.54.– Цит. по: Гайденко П.П. Человек и история в свете "философии коммуникации" К.Ясперса // Человек и его бытие как проблема современной философии. – Москва : Наука, 1978. С. 102. 12. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия/ И. Ялом. – Класс, 2017. – 576


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Школа диалога и культуры общения" для 5-7 лингвистического лагеря

Данная лингвистическая школа предназначена для учащихся среднего звена. В условиях низкой речевой культуры и дефицита общения у современных подростков становится актуальной проблема речевой  и ди...

Диалог в семейном общение

Выступление на родительском лектории в лицее....

методическая разработка по теме Диалог как средство общения.

Урок по теме"Диалог, как средство общения". позволяет дать учащимся общее представление о межличностных  отношениях и их значении в профессиональной деятельности....

Невербальные средства общения как важная часть различных стилей педагогического общения.

Существует несколько стилей общения учителя с учеником, поэтому, при написании работы я хочу указать основные и выделить наиболее распространенные стили, такие как: невербальное педагогическое общение...

Педагогический совет по теме: «Освоение логики ФГОС второго поколения педагогическим сообществом как ресурс развития образовательного пространства школы»

Каковы ключевые особенности ФГОС?Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ.Человек XXI векаОриентированность на знания и использование...

Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."

В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...

Статья на тему: "Диалог – основная форма общения в иностранном языке"

Статья на тему: "Диалог – основная форма общения в иностранном языке"...