Родительское собрание "Роль родителей в вопросах профессионального самоопределения подростка"
методическая разработка по психологии (9 класс)

Багинская Елена Владимировна

Родительское собрание в рамках реализации программы профессионального сопровождения обучающихся 9-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_professionalnom_samoopredelenii_podrostka.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Роль семьи в вопросах профессионального самоопределения подростка»

Цель: расширение родительской компетентности в вопросах профессионального самоопределения подростка

Целевая аудитория: родители обучающихся 9 классов

Сопроводительные материал: презентация

Время проведения: 40-45 минут

Форма проведения: онлайн, в режиме видеоконференции

Подготовлено: педагог-психолог МОБУ ДО «ЦПМСС «Доверие» Багинская Е.В.

Ход мероприятия:

Вступительная часть

Здравствуйте! Рады вас приветствовать на собрании для родителей. Наша встреча проходит в рамках программы профессионального самоопределения подростка.

Сейчас попросим отметить в чате от 0 до 5 актуальность темы.

Сегодня мы обсудим актуальность темы, возрастные этапы профессиональной ориентации, рассмотрим основные позиции родителей относительно профессионального будущего детей, из чего складывается профессиональный выбор.

Основная часть.

Актуальность профессионального самоопределения

Выбор профессии – один из серьезнейших шагов, стоящих перед каждым молодым человеком. От того, отвечает ли выбранная профессия его интересам и способностям, является ли востребованной на рынке труда, способствует ли статусу в обществе, зависит вся дальнейшая жизнь. Сделать единственно правильный выбор, реализовать себя в изменяющихся социально-экономических условиях весьма сложно. В возрасте 14-17 лет подростки чаще всего имеют смутное представление о себе, о современном положении дел на рынке труда, не владеют информацией о множестве новых профессий. Случайный, необоснованный выбор рода деятельности нередко приводит молодежь в ряды безработных, а впоследствии и в ряды правонарушителей. Помочь решить проблему профессионального выбора призвана профориентация.

Необходимость грамотного участия родителей в формировании профплана подростка переоценить трудно.

В 15-17 – летнем возрасте готовность к профессиональному самоопределению, как правило, отсутствует.

Влияние учителей и сверстников минимально. Информированность о мире профессий, характере и особенностях разных видов деятельности чаще всего скудная.

Недостаточно адекватной можно признать информированность подростка о таких понятиях, как профессионально-значимые качества и возможность из компенсации.

Состояние здоровья, возможные ограничения выбора профессии в

связи с этими факторами подростки обычно просто не учитывают.

Поэтому наиболее эффективной следует признать профконсультацию, в которой принимают участие родители.

2. Этапы профессиональной ориентации

Научно-обоснованное распределение людей по различным видам профессиональной деятельности в связи с потребностями общества в различных профессиях и способностями индивида к соответствующим видам деятельности. 

Первичной профориентацией принято считать этап школьного развития.

Еще на I ступени профориентации следует обращать внимание на интересы и взгляды ребенка. На этапе начальной школы происходит формирование представлений о различных профессиях, понимание роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к профессиям родителей и профессиям ближайшего окружения.

На II ступени профориентации, которая приходится на 5-7 классы, формируется развитие личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях; осознание общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. 

Начиная с этапа Основной школы (8-9 классы, для ребят от 14 лет и старше). В основной школе (8-9 классы) происходит формирование представлений о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

III ступень школьной профориентации- это старшая школа (10-11 классы). Здесь формируются профессионально важные качества в избранном виде деятельности, оценки и коррекции профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовка к избранной профессии.

Следующим этапом идет планирование карьеры.

3. Основные позиции родителей относительно профессионального будущего детей:

1. Позитивная активная позиция. Родители стараются помочь детям выбрать профессию с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей.

2. Жесткая активная позиция. Родители безапелляционно, иногда в ультимативной форме предлагают ребенку свой выбор профессии и учебного заведения. При этом индивидуальные особенности ребенка, его отношение к такой ситуации учитываются минимально или вообще

игнорируются, никаких объяснений ребенку не дается.

3. Пассивная позиция. Родители самоустраняются, предоставляя детям возможность самостоятельно формировать профессиональный план. Иногда такая позиция вызвана негативным опытом со старшим ребенком, когда жесткая позиция вызвала нежелательные последствия.

Наиболее типичные ошибки родителей при формировании профессионального плана ребенка.

1) Предложение родителей по выбору профессии не соответствует индивидуальным особенностям ребенка, потому что родители недостаточно адекватно его (ребенка) оценивают. Прояснить ситуацию помогают объективные независимые результаты тестирования.

2) Родители не учитывают, что выбор профессии – процесс не только рациональный, но и эмоциональный. Поэтому, даже вполне адекватный совет иногда отвергается – ребенок не видит себя в предлагаемой деятельности. Большое значение имеет эмоциональный рассказ родителей о своей работе, о других известных им профессиях.

Очень важно предоставить детям возможность наглядного ознакомления с разными профессиями.

3) Предложение родителей не соответствует мотивации ребенка, потому что родители не принимают ее всерьез («мал еще, ничего не понимает, потом будет благодарен») или хотят, чтобы ребенок реализовал их планы («станешь врачом, будешь нас лечить», «станешь

экономистом – передадим тебе семейный бизнес» и т.п.). Родителям важно помнить, что если ребенок получит профессию, не соответствующую его индивидуальным особенностям, он не станет хорошим специалистом, кроме того, неправильно выбранная профессия может испортить характер и причинить вред здоровью.

4) Родители предлагают ребенку не профессию, а учебное заведение. Такое предложение вообще не воспринимается ребенком в качестве совета, а родители, несмотря на участие, оцениваются как самоустранившиеся. Целесообразно сначала выбрать профессию, а потом – учебное заведение.

5) Родители предлагают ребенку выбрать профессию, которая с их точки зрения, всегда будет востребована. Как правило, именно в этом пункте установка родителей особенно твердая («будешь учиться на экономиста, или не рассчитывай на нашу помощь»). Родителям следует помнить, что ребенок должен выбрать такую профессию, в которой он будет конкурентоспособным, что никакая профессия не является панацеей от безработицы, и ребенок рискует оказаться и невостребованным, и с ненужной ему профессией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология Sandplay в профессиональном самоопределении подростков

Здесь представлен сценарий психологической игры методом песочной терапии на тему "Путь в профессию"....

Обучение по дополнительной образовательной программе по театральному творчеству «Постижение» как ступень к профессиональному самоопределению подростка (из опыта работы педагога ДО Вициной И.И.)

Преимуществом данной программы и ее отличительными чертами от других образовательных программ по театральному творчеству является не только ее духовно-нравственная направленность, н...

Профессиональное самоопределение подростков с позиции психотипологического подхода

Рекомендации организаторам профориентационной деятельности....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Данная программа   направлена на развитие профессиональной ориентации учащихся с нарушением интеллекта, развития творческих способностей и успешной социально – профессиональной адаптации....

«Проблемы профессионального самоопределения подростков, пути их решения через взаимодействие семьи и социальных партнеров».

Актуальность проблем профессионального самоопределения весьма значительна и очевидна, и констатируют, что семья- это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельност...

Родительское собрание «Профессиональное самоопределение подростков».

Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Сделать свой выбор...

Разработка к родительскому собранию в 9 классе "Профессиональное самоопределение подростка "

Разработка к родительскому собранию 9 класс "Профессиональное самоопределение подростка "...