Профессиональное самоопределение подростков с позиции психотипологического подхода
статья по психологии по теме

Рекомендации организаторам профориентационной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ  С ПОЗИЦИИ ПСИХОТИПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА.

        Потребность в знании закономерностей личностного и профессионального карьерного роста все чаще осознается обществом при решении многих вопросов в самых разных сферах жизни и деятельности. Например, эти знания могут помочь не только диагностировать наличие стабильных и кризисных периодов в жизни человека, но и преодолевать трудности, связанные с нормативными кризисами развития. В процессе профессиональной ориентации учет индивидуальных особенностей может способствовать нахождению адекватных этим особенностям способов и средств выражения человеком своей индивидуальности и успешному профессиональному становлению

        Проблема поиска жизненного пути не может не волновать как отдельную личность, так и общество в целом. Конфликты, возникающие на стыке самореализации, самоактуализации функционально-ролевого поведения существуют на протяжении всей жизни человека особенно на профессионально-ориентационном уровне , т.е. в подростковом периоде. И  в этом смысле проблема профессионального самоопределения никогда не будет обдуманной личностью до конца.  Такое положение вещей обусловлено двумя причинами. С одной стороны, само развитие - характеристика жизнедеятельности человека. С другой стороны, мы говорим не только о специфике развития человека , но и о таких общих проблемах как выбор жизненного пути, значимых ценностей и ведущих смыслов жизни. Сейчас не только в российской науке, но и в обыденной жизни появилось представление о профессиональной деятельности как главной характеристике взрослого человека, предопределяющей любые направления его жизнедеятельности.  В связи с этим особую важность приобретает проблема оказания психологической помощи самоопределяющимся субъектам. Поиск путей эффективного профессионального самоопределения человека, помощь ему в выборе профессии в соответствии со склонностями и способностями, потребностями и ценностными установками является одной из важнейших задач практической деятельности психолога.

        Теоретической основой непосредственно концепции профессионального становления личности в отечественной психологии в настоящий момент являются исследования личности и деятельности К.С.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Б.Ф.Ломова, Н.Н.Нечаева, Г.В.Суходольского, В.Д.Шадрикова.

        Однако, не смотря на все многообразие исследований в данной области, вопросы, связанные с профессиональным самоопределением подростков, остаются до конца не решенными. В первую очередь, это положение касается проблемы определения путей профессионального развития личности в зависимости от ее индивидуальных особенностей. Каждому человеку должно быть найдено место, наиболее соответствующее его склонностям».  Сам человек,  выбирая работу, чаще всего соизмеряет предполагаемую заработную плату, степень отдаленности работы от дома и уровень ее престижности со своими запросами и притязаниями. Далеко не все ориентируются на соответствие самого процесса, стиля деятельности собственным индивидуальным характеристикам и, лишь столкнувшись с конкретными требованиями, которые трудовая деятельность предъявляет психике, начинают ощущать – либо «радость созидательного труда» и «счастье человеческого общения», либо чувства тяжести и неудовлетворенности от работы. Эмоциональное отношение к труду, соответствие его процесса динамическим характеристикам  деятельности конкретного человека, требования, предъявляемые процессом труда к индивидуальному  стилю, степень коммуникативной задействованности, обилие стрессов или, напротив, наличие монотонии, выраженный повседневный риск, требующий повышенной осторожности, строгая иерархия соподчиненности и беспрекословного выполнения указаний вышестоящего лица, нагрузки, связанные с необходимостью принятия самостоятельных решений в сложной и постоянно меняющейся обстановке, - все это далеко не полный перечень профессиональной специфики, требующей индивидуально-личностной созвучности

          Каждый человек может овладеть любой профессией, но все дело в том, сколько на это понадобится времени и сил. Период трудовой активности в жизни человека ограничен (особенно это касается артистов балета, цирка, спортсменов), а непродуктивная безрадостная деятельность – не только личное несчастье, она отражается и на всем обществе. Поэтому необходимо подросткам необходимо помочь найти кратчайшие и наиболее эффективные для данного человека пути формирования профессионального мастерства, а в других она должна предотвратить возможные ошибки в выборе профессионального вида деятельности.

        Более того, каждый тип личности, даже при заострении черт характера и недостаточно развитых интеллектуальных возможностях, может быть адаптирован к той или иной профессионально-трудовой деятельности, если при этом будут правильно учтены наиболее сильные, позитивные индивидуальные особенности, а слабые, негативные черты окажутся взятыми под контроль или компенсированными. При этом успешность профориентации при решении столь сложных задач возможна лишь при целостном, разностороннем подходе к личности и исключена при использовании отдельных «профориентационных шкал», которые грубо сортируют людей на годных и негодных.

         В связи с этим интересен подход к проблеме профессионального мастерства с позиций определения понятия «индивидуальный стиль деятельности». Работы в этой области А.Адлера, Г.Оллпорта, Х.Виткина – в зарубежной и В.С.Мерлина, Е.И. Климова – в отечественной психологии позволили исследовать взаимовлияние биологического и социального в процессе профессионального становления человека. В настоящий момент Е.П.Ильин отмечает, что изучение связи типологических особенностей проявления свойств нервной системы со способностями, склонностями, волевыми качествами, устойчивостью к различным неблагоприятным состояниям, стилями деятельности и поведения помогает понять как биологическое, врожденное реализуется в психическом, каким образом образуется сплав биологического и социального в организации человека    

        Таким образом, на первый план профессионального самоопределения личности, а значит и карьерного роста выходит также задача изучения типологически обусловленных различий в самом протекании указанного процесса.

        Однако, сегодня на первый план выдвигаются вопросы о механизмах и условиях формирования важнейших психологических различий в детском возрасте, о динамике изменения индивидуальных особенностей во времени – их устойчивости и изменчивости, стабильном либо преходящем характере. Поэтому особую остроту эти вопросы приобретают в ситуациях психологического консультирования, поскольку любая попытка установить психологический диагноз (тем более, построить прогноз развития) требует учета не только общей логики развития, но и многих специфических особенностей конкретного ребенка или подростка.

       Актуальности этого вопроса карьерного роста объясняется еще и тем, что, с одной стороны,  индивидуальные характеристики человека (установки, потребности, интересы, уровень притязаний, особенности интеллекта и др.) оказывают значительное влияние на выбор профессии и ход профессиональной адаптации. Они могут, как способствовать формированию профессионального мастерства и творческому подходу к трудовой деятельности, так и препятствовать профессиональному становлению (например, в случае отсутствия общих профессиональных способностей – активности, саморегуляции, помехоустойчивости и др.), приводить к более быстрому профессиональному старению и деформации. С другой стороны  профессиональная деятельность может оказывать обратное влияние (позитивное или негативное) на личностное развитие, например, на формирование самооценки, самоотношения и т.д.

        Понятно, что на каждой возрастной стадии профессиональное и личностное становление отличается своим содержанием и динамикой. Я в своей работе решила сделать акцент на изучении закономерностей и индивидуальных различий личностного и профессионального развития  подростков. Данный выбор обусловлен рядом объективных причин.

Во-первых, тем, что,  чем раньше начнется направленное личностное и профессиональное развитие человека, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого ребенка в современном, меняющемся мире

       Во-вторых, тем, что особенности поведения и переживания человека в ситуации широкого социального выбора актуализируются в юношеском возрасте и, следовательно, целенаправленное влияние на процесс профессионального самоопределения, по-моему мнению, целесообразно начинать, ориентируясь на зону ближайшего развития, со старшего подросткового возраста. Именно в подростковом возрасте начинается второе рождение личности, которое выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению.

       Не подлежит сомнению, что указанный процесс затрагивает, в первую очередь, поколение молодых людей старшего школьного возраста. Он существенно влияет на выбор их жизненного и профессионального пути, а затем и карьерного,  и потому требует своевременного и умелого вмешательства в процесс профессионального самоопределения старших подростков со стороны родителей, педагогов, педагогов-психологов и психологов – профконсультантов.

       Подводя итог сказанному выше, могу сказать, что изучение типологических особенностей профессионального самоопределения подростков актуально для решения как теоретических (выявление статистически значимых индивидуальных различий в протекании указанного процесса), так и практических (выявление ориентиров в деятельности по профконсультированию подростков) задач. Решение этих задач поможет в дальнейшем молодым и в карьерном росте.

Литература:

1. Большая советская энциклопедия, 1975

2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.:   П росвещение, 1973

3. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1988

4. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск: Народная   асвета, 1978

5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991

6. Климов Е.А. Школа …а дальше? Лениздат, 1971

7. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982

9. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1999

10. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997

12. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под ред.  В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 1978