Тренинговое занятие «Рождение сказки»
методическая разработка по психологии

Савенкова Надежда Анатольевна

       Перед современным педагогом стоит нелегкая задача: подготовить ребенка к жизни в динамичном, быстро изменяющемся мире, а значит важно воспитание самостоятельности и развитие творческих способностей. Творческой называют такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое. Такой результат на доступном ребенку уровне можно получить и в речевой деятельности.

        Для того, чтобы связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, события, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями). Наши дети владеют этими навыками, но их рассказы однообразны и лишены оригинальности. Детям не хватает фантазии. Перед нами встала проблема развития детского воображения.

       Сказка – один из самых доступных видов деятельности для ребёнка. Сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребёнок утверждает свои способности, поз-наёт себя, переживает первое чувство гордости от успешности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tren._zanyatie_sozd._skazok.docx21.07 КБ
Файл prilozhenie_k_tren._zanyatiyu.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие «Рождение сказки»

Добрый день, ребята!

Я рада нашей сегодняшней встрече, а вы? Скажите, пожалуйста, вы можете назвать себя счастливыми детьми? Почему вы считаете себя счастливыми? А что вам нужно для счастья? Если бы в вашей жизни не было сказок, которые вам читали родители, когда вы ещё были маленькими и которые вы сейчас читаете сами, можно ли сказать, что чего-то очень важного вам не хватает? А сами вы когда-нибудь пробовали сочинять сказки? Сложное это занятие?

Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в мир сказок, которые мы сами с вами будем создавать!

Я попросила вас нарисовать свои любимые сказки, и вот у нас целая галерея сказочных сюжетов, которая будет отличным дополнением к нашему занятию.

Процесс рождения сказки увлекательный, но непростой, а поэтому нам надо соответствующим образом настроиться. Для  этого встанем в круг, возьмемся за руки. Давайте почувствуем, что мы – одно целое. Мы – одно большое доброе животное. Попробуем подышать все вместе.

Здорово у нас получилось! А теперь давайте изобразим свое настроение. Для этого выберете фломастер нужного цвета (какого цвета у вас настроение) и закрасьте немного сказочный замок. Вот какой у нас получился он красивый!

А теперь сядьте на свои места. Работать мы с вами будем по группам. Для начала давайте разберемся, а что же такое – СКАЗКА? (ответы детей).

 Подведем итог: Сказка- это поэтическое произведение о вымышленных героях и событиях, обычно с участием волшебных сил.

В каждой сказке есть зачин, например: Жили-были… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…

Сказки бываю народные и авторские. Со сказками А.Волкова вы, думаю, все знакомы. «Волшебник Изумрудного города» читали? Помните, там было 4 волшебницы, как их звали?

Добрые: Стелла и Виллина. Злые: Бастинда и Гингема. В этом произведении они помогали или вредили главным героям - Элли, пёсику Тотошке, Страшиле, Железному Дровосеку и Льву. А мы сегодня будем сочинять сказки, в которых эти волшебницы будут главными героинями.

У каждой группы есть матрица – т.е. табличка, на которой обозначены герои вашей будущей сказки и дан код сказки, по которому вы выбираете действующих героев.

Схематично алгоритм (последовательность, скелет) сказки выглядит так:

М - Г - Хс – С – П - Н

М – место

Г – герой

Хс – свойства характера

С – случай

П – жизненное правило (мораль в виде пословицы или поговорки)

Н – название сказки.

В каждой сказке есть зачин, например: Жили-были… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…

Закончить сказку можно присказкой, можно пословицей. « Я сам там был, мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало», « Вот и сказке конец, а кто слушал, тот молодец!» « И зажили они с тех пор долго и счастливо!», « Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка!», « Сказка ложь, а в ней намек, добрым молодцам урок», « Что посеешь, то пожнешь», « Горька работа, да хлеб сладок», «В ком правды нет, в том добра мало»

Чтобы удобнее было развивать сюжет сказки, у нас есть контрольные вопросы:

  1. Где происходит действие?
  2. Кто главный герой, чем он занимался, какой у него характер? А возраст?
  3. Кто был у него другом? Какой у друга был характер? Как давно они дружили? Почему они были друзьями (что им друг в друге нравилось?)
  4. Кто был врагом у главного героя? Какой он по характеру, где он жил, какие имел привычки? Почему враждовал с главным героем?
  5. Какая волшебная вещь была у главного героя? Где он её взял (откуда она появилась)? Зачем она была ему нужна, когда он ею пользовался?
  6. Какая была мечта у главного героя? Что мешало её осуществлению?
  7. Какое происшествие однажды случилось с главным героем?
  8. Кто помог герою?
  9. Чем все закончилось?
  10. Вывод (мораль)

Выберите в каждой группе спикера, который будет представлять вашу сказку и хранителя времени, который будет следить за временем. Итак, начинаем!

По коду сказки выберите героев и их характеристики, запишите на своем листке и приступайте  созданию сказки. Время – 15 минут. Не забудьте дать вашей сказке название!

По окончании времени - спикер представляет сказку, остальные слушают, советуют, как улучшить её.

- А теперь вам нужно будет изобразить свой сказочный сюжет так, чтобы его можно было не только услышать, но и потрогать, и увидеть. Это может быть книжка или поделка. Материалы на столах – приступайте!

На доске - изображения замков с написанными названиями сказок. Вы можете подойти и отдать свой голос за какую-то сказку, которая понравилась вам больше всех (для этого ярким фломастером сделайте несколько штрихов на этом замке).

А какого цвета настроение у вас сейчас? На барометре настроения отметьте свое настроение фломастером того цвета, какое у вас сейчас настроение.  

 А какого цвета настроение у вас сейчас? Закрасьте немного 2-й замок выбранным вами цветом. Давайте сравним наше настроение в начале и в конце занятия.

А теперь давайте вновь встанем в круг, возьмемся за руки и подышим как одно большое доброе животное. Хорошо. На этом наше путешествие в сказку подошло к концу и мне так и хочется сказать вам «До новых встреч!»



Предварительный просмотр:

Создание сказки.

Схематично алгоритм (последовательность, скелет) сказки выглядит так:

М - Г - Хс – С – П - Н

М – место

Г – герой

Хс – свойства характера

С – случай

П – жизненное правило (мораль в виде пословицы или поговорки)

Н – название сказки.

В каждой сказке есть зачин, например:

Жили-были…

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…

Чтобы удобнее было развивать сюжет сказки, у нас есть контрольные вопросы:

  1. Где происходит действие?
  2. Кто главный герой, чем он занимался, какой у него характер? А возраст?
  3. Кто был у него другом? Какой у друга был характер? Как давно они дружили? Почему они были друзьями (что им друг в друге нравилось?)
  4. Кто был врагом у главного героя? Какой он по характеру, где он жил, какие имел привычки? Почему враждовал с главным героем?
  5. Какая волшебная вещь была у главного героя? Где он её взял (откуда она появилась)? Зачем она была ему нужна, когда он ею пользовался?
  6. Какая была мечта у главного героя? Что мешало её осуществлению?
  7. Какое происшествие однажды случилось с главным героем?
  8. Кто помог герою?
  9. Чем все закончилось?
  10. Вывод (мораль)

    Закончить сказку можно присказкой, можно пословицей.

 « Я сам там был, мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало», « Вот и сказке конец, а кто слушал, тот молодец!» « И зажили они с тех пор долго и счастливо!», « Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка!», « Сказка ложь, а в ней намек, добрым молодцам урок», « Что посеешь, то пожнешь», « Горька работа, да хлеб сладок», «В ком правды нет, в том добра мало»

МАТРИЦА СКАЗКИ

Элементы

сказки

Герои

Вариант А

Вариант Б

Вариант В

Вариант Г

1.

Герой

Стелла

Гингема

Виллина

Бастинда

2.

Характеристика

Героя

добрая

жестокая

красивая

коварная

3.

Друг

Элли

Железный дровосек

Страшила

Лев

4.

Характеристика

Друга

остроумный

доверчивый

щедрый

сильный

5.

Враг

Колдун

Разбойник

Робот

Кот

6.

Характеристика

Врага

нервный

глупый

свирепый

жадный

7.

Волшебная вещь

Сонный порошок

Маковое зернышко

Волшебный свисток

Шелковый платок

МАТРИЦА СКАЗКИ

Элементы

сказки

Герои

Вариант А

Вариант Б

Вариант В

Вариант Г

1.

Герой

Стелла

Гингема

Виллина

Бастинда

2.

Характеристика

Героя

добрая

жестокая

красивая

коварная

3.

Друг

Элли

Железный дровосек

Страшила

Лев

4.

Характеристика

Друга

остроумный

доверчивый

щедрый

сильный

5.

Враг

Колдун

Разбойник

Робот

Кот

6.

Характеристика

Врага

нервный

глупый

свирепый

жадный

7.

Волшебная вещь

Сонный порошок

Маковое зернышко

Волшебный свисток

Шелковый платок

  1.     1А-2Г-3Б-4А-5В-6Б-7Г

  1.     1Б-2А-3В-4А-5Г-6Г-7Г

  1.     1В-2Б-3Б-4Б-5Б-6А-7Г

  1.     1Г-2В-3А-4А-5А-6Б-7Б

  1.     1А-2Г-3А-4В-5В-6Б-7А

  1.     1Г-2В-3Г-4Г-5Б-6А-7Б

  1.     1Б-2Б-3Б-4Б-5В-6Б-7Г

  1.     1В-2Г-3В-4А-5В-6А-7Б

  1.      1г-2Г-3Б-4А-5В-6Г-7В

  1.  1Б-2А-3Г-4А-5В-6В-7Г

  1. 1В-2Б-3Г-4Б-5В-6А-7Г

  1.  1А-2В-3Г-4А-5Б-6Б-7Б

  1.  1А-2Г-3А-4В-5В-6Б-7А

  1.  1Г-2А-3Г-4Б-5Б-6А-7В

  1.   1Б-2Б-3Б-4Б-5В-6Б-7Г

  1.   1В-2А-3В-4Б-5Г-6А-7Б

Создание сказки.

В каждой сказке есть зачин, например:

«Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»,

«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…»

Чтобы удобнее было развивать сюжет сказки, у нас есть контрольные вопросы:

  1. Где происходит действие?
  2. Кто главный герой, чем он занимался, какой у него характер? А возраст?
  3. Кто был у него другом? Какой у друга был характер? Как давно они дружили? Почему они были друзьями (что им друг в друге нравилось?)
  4. Кто был врагом у главного героя? Какой он по характеру, где он жил, какие имел привычки? Почему враждовал с главным героем?
  5. Какая волшебная вещь была у главного героя? Где он её взял (откуда она появилась)? Зачем она была ему нужна, когда он ею пользовался?
  6. Какая была мечта у главного героя? Что мешало её осуществлению?
  7. Какое происшествие однажды случилось с главным героем?
  8. Кто помог герою?
  9. Чем все закончилось?
  10. Вывод (мораль)

    Закончить сказку можно присказкой, можно пословицей.

 « Я сам там был, мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало», « Вот и сказке конец, а кто слушал, тот молодец!» « И зажили они с тех пор долго и счастливо!», « Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка!», « Сказка ложь, а в ней намек, добрым молодцам урок», « Что посеешь, то пожнешь», « Горька работа, да хлеб сладок», «В ком правды нет, в том добра мало»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие "Умей сказать нет"

Данное занятие поможет подросткам научиться правильно отказывать от табачных изделий, спиртных напитков и наркотиков, а так же научиться саморегуляции настроения....

Презентация к тренинговому занятию "Умей сказать нет"

Данная презентация подготовлена к тренинговому занятию "Умей сказать нет"...

Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс

Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...

сценарий открытого занятия "Рождение джаза"

Формирование музыкальной культуры через знакомство со стилевыми особенностями афро-американской музыки  XIX - начала XX столетия...

Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" и творческие работы детей "Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке", исследовательская работа "Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой"

Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: "Сходство и различие сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" с народными ск...