Применение здоровьесберегающих технологий в работе с педагогами
статья по психологии

Черкасова Ольга Юрьевна

В статье описан опыт работы по профилактике СЭВ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с педагогами:

примеры семинаров с использованием различных методов

арт-терапии

Психические перегрузки, которые испытывает современный учитель в своей работе ежедневно, могут разрушать его личность, эмоционально истощать. Приходя в класс, переутомленный учитель утрачивает состояние стабильности, необходимое для успешной педагогической деятельности. Он становится перевозбужденным, раздражается, переходит к давлению на ученика, проявляя нетерпение и гнев. По причине хронического переутомления учитель становится не готовым к позитивному принятию нововведений в школе, к повышению собственной профессиональной компетентности. У педагога может возникнуть синдром эмоционального выгорания (СЭВ).

СЭВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. [6]

СЭВ может возникать вследствие:

​ продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности,

​ несоответствия между требованиями, предъявляемыми к педагогу и его реальными возможностями (задачи, временные рамки…)

​ внутреннего накопления отрицательных эмоций без соответствующего освобождения от них

Существуют внешние и внутренние причины возникновения СЭВ.

 К внешним причинам можно отнести:

​ Неэффективный стиль руководства (жесткий - мужской или женский – мягкий)

​ Жесткие временные рамки деятельности педагога

​ Часто отсутствие сплоченного социального окружения

​ Несоответствие результата затраченным силам

​ Снижение статуса профессии педагога в обществе

К внутренним причинам можно отнести:

​ Повышенная ответственность педагогов

​ Высокая эмоциональная включенность в деятельность - эмоциональная перегрузка

​ Перенос личностных проблем педагога в профессиональную сферу - неумение отделить личностные переживания от профессиональных

​ Неумение регулировать собственное эмоциональное состояние

​ Неумение выходить из трудных ситуаций общения с учениками, родителями, коллегами и администрацией

Одной из форм помощи педагогам являются семинары с элементами тренинга. Такие семинары способствуют развитию у них внутренних средств самоконтроля, саморазвития и самовосстановления. Главное, что потребуется от педагога – это иметь желание укрепить свою психику, развить собственную личность и меньше оказывать сопротивление этому процессу.

Нами были разработаны два семинара, направленные на сохранение психоэмоционального здоровья педагога, с использованием различных методов арт-терапии. В этой статье мы приводим варианты проведения семинаров. Целью проведения семинаров является профилактика синдрома эмоционального выгорания.

   Задачи семинаров:

1.​ Знакомство с механизмом возникновения СЭВ

2.​ Обучение способам снятия эмоционального напряжения

3.​ Получение практического опыта снятия эмоционального напряжения «здесь» и «сейчас» методами арт-терапии.

Основная часть каждого семинара – это работа со значимыми для каждого человека понятиями «Дом» и «Дерево».

В упражнении «Посадим сад» идет работа с понятием «Дерево». Дерево в проективной психодиагностике рассматривается как самопортрет, в котором целостно отражаются отношение к себе, самооценка, характер взаимоотношения с окружающими, личностные проблемы человека. [2]

Приводим описание упражнения «Посадим сад».

Необходимые материалы: бумага, клеящие карандаши, цветные карандаши ножницы.

Цель: создание условий для снятия эмоционального напряжения «здесь» и «сейчас».

Содержание упражнения: участники разбиваются на подгруппы не менее трех человек в подгруппе. Ведущий под расслабляющую музыку проводит релаксацию «Дерево» (приложение 1). Участникам предлагается нарисовать дерево, которое они себе представили, вырезать и посадить его в саду - на листе бумаги. Участники рисуют деревья, сажают. Ведущий предлагает участникам оформить дизайн сада: дорисовать водоемы, животных, цветы и все, что захочется еще, чтобы получилась законченная картина. Представление работ. Проговаривание чувств, которые испытывали участники во время работы. [1]

В упражнении «Построим дом» идет работа с понятием «Дом». В изображении дома выражается отношение к себе, безопасности, успеху. Дом — это «мое слово обо мне», это самовыражение, то, что охраняет и защищает. Будучи жилищем человека, в своей пространственной организации дом уподобляется человеческому организму: различные его части отождествляются с членами и органами тела (крыша — голова, окна — глаза, очаг — сердце дома). В нем отражается то, как человек взаимодействует с другими, о чем он мечтает, к чему стремится. Создание безопасного пространства – дома – способствует психоэмоциональной разгрузке и получению положительного эмоционального опыта «здесь» и «сейчас».[4]

Приводим описание упражнения «Построим дом».

Необходимые материалы: бумага, клеящие карандаши, цветные карандаши ножницы, журналы

Цель: создание условий для снятия эмоционального напряжения «здесь» и «сейчас».

Содержание упражнения: участники разбиваются на подгруппы не менее трех человек в подгруппе или индивидуально по желанию участников. Ведущий под расслабляющую музыку проводит релаксацию «Дом» (приложение 2). Участникам предлагается с помощью техники «коллаж» построить дом своей мечты, который они себе представили. Участники выполняют коллаж «Дом». Представление работ. Проговаривание чувств, которые испытывали участники во время работы.

В качестве психологической разминки можно использовать упражнения на снятие эмоционального напряжения и на развитие креативности. Лучше эти упражнения проводить под приятную расслабляющую музыку. [1]

Занятие завершается заключительным шерингом. Приводим пример отзывов о занятии:

- Весело.

- Как в детстве. Сто лет не рисовала и не вырезала.

- Чувствовала сопротивление, сразу не получилось посадить дерево. Не хотела продолжать. Но когда участники подгруппы и ведущие дружно стали помогать было очень приятно, почувствовала поддержку.

- Захотелось отдохнуть. Впереди отпуск.

- Улучшилось самочувствие, почувствовала себя защищенной.

Предложенные варианты семинаров способствуют приобретению опыта саморегуляции и эмоциональной разгрузки у педагогов.

Приложение 1.

Упражнение на релаксацию «Дерево»

В далекой стране жил-был один садовник. Садовник боготворил деревья, и каждый год высаживал несколько новых аллей в своем саду. В этом году он решил посадить маленький лесок из семян, подаренных ему друзьями. Семена были от разных деревьев. Это были желуди старого дуба, пушинки серебристого тополя, несколько грецких орехов, блестящие каштаны, и легкие самолетики клена и другие семена.

Садовник очень нежно отнесся к своим семенам. Он регулярно поливал их, подпушивал землю, даже разговаривал с семенами. Вот наступила весна, и с первыми теплыми лучами солнца начали прорастать маленькие ростки. У ростков раскрываются листочки, появляются веточки с бутонами, наконец, бутоны лопаются и маленький росток превращается в крепкое молодое дерево…

Теперь, пожалуйста, нарисуйте то дерево, которое вам представилось, вырежьте его и посадите в саду.

Приложение 2.

Упражнение на релаксацию «Дом»

Представьте себе, что у вас есть надежный дом, в котором вы можете укрыться в любой момент, когда пожелаете. У одного — это средневековый замок, у другого — квартира в многоквартирном доме, у третьего — простой деревенский домик. У кого-то это может быть хижина в горах или коттедж на берегу океана... Или шалаш посреди равнины... Рассмотрите внимательно свой дом, какая обстановка в вашем доме, кто там живет, что вас больше всего привлекает в вашем доме... Кто вас ждет в этом доме... Мысленно опишите себе это безопасное место... Вы можете там отдыхать, слушать музыку. Делать то, о чем всегда мечтаете или беседовать с близкими людьми... Вы можете оставаться там совершенно одни... Побудьте е в этом доме... Теперь пришло время возвращаться...

А сейчас попробуйте эти дома построить при помощи техники «Коллаж».

                       

Список литературы:

  1. Л.Б. Лебедева  Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий – СПб, Речь, 2003
  2. Арт-терапия/сост. и общая редакция А.И. Копытина – СПб, Питер, 2001
  3. Баркер Ф. Использование метафор в психотерапии/пер. с англ. – Воронеж  НПО «Модэк», 1995
  4. Симоненко Т.И. Материалы покровских чтений 2008-2009гг.
  5. К. Рудестам  Групповая психотерапия – СПб, Питер, 2001
  6. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика  – СПб.: Питер, 2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога с детьми раннего и дошкольного возраста и их родителями.

Здоровье  – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым....

Доклад. Применение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми, находящимися на индивидуальном обучении

ДокладПрименение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми, находящимися на индивидуальном обучении.Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому се...

Статья "Применение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ"

В статье освещаются особенности щадящего режима обучения детей с глубокой умственной отсталостью....

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Материал содержит комплексы зрительной гимнастики, снимающие напряжения глаз, позволяющие укрепить и сохранить здоровье детей....

Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда

В данном материале рассматриваются здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе учителя - логопеда....

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни чело...

Доклад "Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога"

Для  Психологическое здоровье – это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Это индикатор физического здоровья.   Поэтом...