"Как избежать эмоционального выгорания?"
методическая разработка по психологии

Трубникова Галина Викторовна

Здоровье школьника может воспитать только здоровый учитель. Это  прекрасно понимают у нас в школе.

Духовно и физически здоровый педагог. В научно-педагогической литературе имеется не мало публикаций о специфических особенностях профессии учителя. Учеными выявлены и описаны такие эффекты, как педагогическая усталость, синдром «выгорания» и др., которые характеризуют «нездоровье» учителя.

 

Синдром      выгорания (burnout) представляет собой состояние эмоци­онального, умственного истощения, физического утомления, возникаю­щее в ответ на хронические межлич­ностные эмоциональные стрессоры на работе

Синдром профессионального или эмоционального выгорания  возникает в результате постоянных стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности. Причины стрессов могут быть самые разные, начиная от рабочей нагрузки до сложных отношений с администрацией. По психологическим исследованиям 8 учителей из 10 имеют сформированный синдром эмоционального выгорания. Наиболее высокий уровень выгорания у руководителей учреждений образования и у педагогов, которые работают в интернатных учреждениях, социальных приютах и учреждениях для детей с особенностями развития.

Как известно педагогическая сфера деятельности – это постоянное напряжение в психоэмоциональном плане и повышенная ответственность.

Синдром эмоционального выгорания опасен как для человека, так и для окружающих. Если в коллективе появился человек, переживающий профессиональное выгорание, то возможна цепная реакция. Пессимизм начинает действовать как вирусное заболевание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как избежать синдрома профессионального выгорания?

Занятие для педагогов

Цель: мобилизация внутренних сил педагогического коллектива для плодотворной работы в школе.

Задачи:

  1. Научить педагогов относиться к синдрому профессионального выгорания нормально (адекватно) и не бояться его.
  2. Обучить простым стратегиям преодоления профессионального выгорания.
  3. Формирование умений саморегуляции и саморазвития эмоциональной сферы личности.
  4. Формирование позитивного отношения к себе.

Время проведения: 60 минут

Ход работы:

1 часть

Вряд ли кто станет спорить с тем, что работа в школе - многогранна, необъятна и энергозатратна.

  1. Игра «Согласен, не согласен, может быть»

В разных сторонах помещения прикрепляются таблички с надписями: «Да», «Нет», «Не знаю». Ведущий предлагает участникам выразить свое отношение к той фразе, которую он сейчас произнесет, следующим образом: если участник согласен с произнесеннымым утверждением, он встает рядом с табличкой «Да», если не согласен с данным утверждением, то ему нужно переместиться к табличке «Нет». В случае затруднения с ответом – к табличке «Не знаю»

Далее участникам зачитываются высказывания, пословицы и поговорки, отражающие различные позиции людей в отношении жизни, дела, отношений с другими людьми. Каждый раз им необходимо выслушать утверждение и выразить свое отношение указанным выше способом. Ведущий может задать представителям любой из групп уточняющие вопросы. В зависимости от активности группы может быть предложено от 3 до 6 утверждений. Например:

  • Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней (Марк Аврелий)
  • Чтобы хорошо мыслить — надо хорошо жить (Евгений Богат)
  • Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника (Владимир Даль)
  • Люди различаются на осуждающих и творящих (Николай Рерих)
  • Я никогда не стою, если имею возможность сидеть, и никогда не сижу, если имею возможность лежать (Генри Форд)
  • Кто умеет, делает. Кто не умеет, учит (Бернард Шоу)

Перед началом занятия, пока все усаживаются, по кругу пускается  список. Каждый участник отмечает галочкой ту причину, которая больше всего его травмирует на работе.

 Список причин, травмирующих учителей:

  • Взаимоотношения с руководством.
  • Взаимоотношения с коллегами.
  • Сложный микроклимат в коллективе (конфликты).
  • «Трудные» ученики.
  • Взаимоотношения с родителями.
  • Постоянная нехватка времени.
  • Большое количество документации и ненужной бумажной

          работы.

  • Социометрический статус в коллективе (отверженный и

          непринятый).

  • Неумение сказать «нет», отказаться от дополнительной

          «авральной» работы.

  • Особенности характера, которые вас самих  не устраивают,

          (застенчивость, агрессивность, медлительность и т. д.)

  • Низкая зарплата.

Правила поведения.

Ведущий. Чтобы работа была эффективной, необходимо выработать и принять некоторые правила поведения. Как вы думаете, какие правила нужны? (резюмировать, написать на доске, добавить).

  • Доверительный стиль общения. Обращаться друг другу на «ты».
  • Общение по принципу «здесь и теперь». Следует говорить о том, что волнует вас именно сейчас, обсуждать то, что происходит с нами в группе.
  • Персонификация  высказываний. Отказ от безличных речевых форм, помогающих  людям в повседневном общении скрыть свою собственную позицию и уходить от ответственности. Поэтому заменим высказывания типа «Большинство моих друзей считают…», «Некоторые думают…», на суждения: «Я считаю, что…», «Я думаю…».
  • Искренность и доброжелательность в общении.
  • Конфиденциальность всего происходящего  на занятии.
  • Недопустимость критики окружающих и их мнений. Нельзя говорить: «Ты мне не нравишься». Можно: «Мне не нравится твоя манера общения».

1. Упражнение «Разминка»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Время: 5 минут

Каждый из участников встаёт и говорит: «Здравствуйте, я рад (рада) вас видеть, потому что…». Окончание фразы каждый придумывает своё.

2. Вступление.

Цель: краткое (тезисное) знакомство учителей с проблемой профессионального выгорания. Презентация

Время: 3-5 минут

Здоровье школьника может воспитать только здоровый учитель. Это  прекрасно понимают у нас в школе.

Духовно и физически здоровый педагог. В научно-педагогической литературе имеется не мало публикаций о специфических особенностях профессии учителя. Учеными выявлены и описаны такие эффекты, как педагогическая усталость, синдром «выгорания» и др., которые характеризуют «нездоровье» учителя.

Синдром      выгорания (burnout) представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в ответ на хронические межличностные эмоциональные стрессоры на работе

Синдром профессионального или эмоционального выгорания  возникает в результате постоянных стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности. Причины стрессов могут быть самые разные, начиная от рабочей нагрузки до сложных отношений с администрацией. По психологическим исследованиям 8 учителей из 10 имеют сформированный синдром эмоционального выгорания. Наиболее высокий уровень выгорания у руководителей учреждений образования и у педагогов, которые работают в интернатных учреждениях, социальных приютах и учреждениях для детей с особенностями развития.

Как известно педагогическая сфера деятельности – это постоянное напряжение в психоэмоциональном плане и повышенная ответственность.

Синдром эмоционального выгорания опасен как для человека, так и для окружающих. Если в коллективе появился человек, переживающий профессиональное выгорание, то возможна цепная реакция. Пессимизм начинает действовать как вирусное заболевание.

3. Тест «Насколько вы подвержены профессиональной деформации?»

(даётся в устной форме,  выполняется анонимно)

цель: дать возможность педагогам определить у себя уровень профессионального выгорания.

Время: 5 минут

Постарайтесь сравнить себя сегодняшнего и себя «вчерашнего».

Подсчитайте, сколько симптомов характерно для вашего сегодняшнего состояния.

  1. Я думаю, что меня недооценивают.
  2. Я постоянно переживаю за качество своей работы.
  3. Я часто ощущаю раздражение, завожусь с пол-оборота.
  4. В последнее время я плохо сплю, меня мучают тревожные сны или, наоборот, я сплю вообще без сновидений.
  5. У меня почти не хватает времени на отдых.
  6. Мне трудно сохранять самообладание в ситуациях конфликта.
  7. Мне не хватает возможностей для самореализации.
  8. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом.
  9. Мне часто приходится идти на сделку со своими принципами (например, завышать оценки)
  10. Время от времени я забываю обыденные вещи (выключен ли утюг , сделана ли запись в журнал)
  11. В последнее время мне хочется видеть тех, с кем я общаюсь на работе (коллеги, учащиеся, родители)
  12. Часто у меня возникает ощущение, что неделя длится нескончаемо долго.
  13. К концу недели я чувствую, что у меня больше нет сил и энергии.
  14. Меня беспокоит беспричинная тревога и чувство тяжести.

Ключ

До 4 баллов. У вас пока всё сравнительно благополучно. На всякий случай проверьте себя ещё через полгода.

5 – 9 баллов.

У вас имеются некоторые признаки профессиональной деформации. Если не обратите на это внимание теперь, в скором времени ваше здоровье окажется под угрозой.

10 – 14.

У вас сильно выражен синдром профессионального выгорания. Окружающим, в том числе и близким людям, с вами тяжело, даже если они это скрывают. Ваше здоровье под угрозой. Астма, гипертония, диабет, язва желудка – вот некоторые из большого списка заболеваний, которые вас ждут, если вы не измените свою жизнь.

Анкета  для  педагогов.

Предлагаем  Вам  прочитать  включенные  в  тест  утверждения  и  с  помощью  шкалы оценок  выразить  степень  своего  согласия  с  ним.  Для  этого  поставьте,  пожалуйста,  напротив  каждого  утверждения  одну  из  четырех  цифр,   которая  означает  ответ:

3 – совершенно  согласен;

2 – в  общем,  согласен;

1 – трудно   сказать;

3 – не  согласен.

  1. Я  удовлетворен (а)  своей  учебной  нагрузкой.
  2. Меня  устраивает  составленное  расписание  уроков.
  3. Моё  рабочее  время,  благодаря  действиям  администрации,  тратится  рационально.
  4. Меня  устраивает  работа  кафедры  (методического  объединения)  и  моё  участие  в  ней.
  5. У  меня  существует  реальная  возможность  повышать  свое  профессиональное  мастерство,  проявлять  творчество  и  способности.
  6. Я  испытываю  потребность  в  профессиональном  росте  и  личностном  росте  и  стараюсь  её  реализовать.
  7. Мои  достижения  и  успехи  замечаются  администрацией  и  педагогами  школы.
  8. Мне  нравится,  что  в  школе  идет  научно-методический  поиск.
  9. Меня  устраивает  сложившийся  нравственно-психологический  климат  в  школе.
  10. Я  ощущаю  в  работе  поддержку  своих  коллег.
  11. Мне  кажется,  что  администрация  справедливо  оценивает  результаты  моей  работы.
  12. Я  ощущаю  доброжелательное  отношение  к  себе  со  стороны  администрации.
  13. Я  комфортно  чувствую  себя  в  среде  учащихся.
  14. Я  удовлетворен (а)  отношением  учащихся  ко  мне  и  моему  предмету.
  15. В  большинстве  случаев  я  испытываю  чувство  взаимопонимания  в  контактах  с  родителями  учащихся.
  16. Мне  кажется,  что  родители  разделяют  и  поддерживают  мои  педагогические  требования.
  17.  Мне  нравится  мой  кабинет,  оборудование  и  условия  работы  в  нём.
  18.   Я   доволен  размером  заработной  платы  и  своевременностью  её  выплаты.
  19.    Я  доволен  тем,  что  в  школе  установлены  доплаты  сотрудникам.

Анкета  для  педагогов.

Обработка  данных.

Показатель  удовлетворенностью  жизнедеятельностью  школы  равен  частному  от  деления  общей  суммы  баллов  всех  ответов  на  общее  количество  ответов.

Коэффициент  удовлетворенности:

Больше  2 – высокий  уровень.

Больше  1 – средняя  степень  удовлетворенности;

Меньше  1 – низкая  удовлетворенность.

Аспекты  удовлетворенности

Номера  утверждений.

1.  Организация  труда  

1-4

2.  Возможность  проявления  и  реализации  профессиональных  качеств  педагога.

5-8

3.  Отношения  с  администрацией.

9-12

4. Отношения  с  учащимися

13-16

5.  Обеспечение  деятельности  учителя.

17-19

4. Задание «Фазы профессионального выгорания».

Цель: дать возможность участникам отрефлексировать своё состояние за определённый промежуток времени (время определяют сами)

Время: 8-10 минут Презентация

Теоретическая часть: три фазы записываются на доске.

  1. Тревожное напряжение.

Вы недовольны собой и понимаете, что вам некомфортно в своей профессии. В связи с этим развивается тревожность, и как результат – тяжёлое психологическое состояние.

  1. Противостояние.

В этой фазе вы реагируете на партнёров по принципу «хочу – не хочу». Можно сказать, что вы человек настроения.

3. «Опустошение».

Вас уже ничего не беспокоит, вы потеряли интерес к людям, с которыми работаете. Возможны проблемы со здоровьем, в том числе и психологическим.

Практическая часть:

Задание:

Вспомните случалось ли с вами нечто подобное?

 В какой фазе вы находились?

Что вы чувствовали?

Как из этого состояния вышли?

  1. Стратегии преодоления профессионального выгорания.

Цель: обучить педагогов элементарным способам преодоления профессионального выгорания.

Время: 20-25 минут

Оборудование: на доске записаны фундаментальные отрицательные эмоции (Страх (испуг, паника), Гнев (взбешённость, безумие), Горе (уныние, печаль, сломленность), Отвращение (неприязнь, омерзение), Презрение(пренебрежение, надменность), Стыд (застенчивость, робость).

Каждому раздаётся распечатанный список возможный стрессовых состояний.

Алгоритм детализации проблемы:

               проводится для всего коллектива сразу

  1. Выясните общую причину стресса (поможет список причин, травмирующих учителей, который давался перед началом занятия).
  2. Определите, что вы чувствуете:

-  Какая эмоция взяла верх над остальными? (список эмоций прилагается).

-  Какое ваше состояние в данный момент? (список возможных состояний прилагается). Состояния, характерные для коллектива, записываются на доске.

III.  Каким органом вы реагируете на стрессовую ситуацию? (голова, глаза, горло, сердце, желудок, руки, ноги и т. д.) Тоже записывается на доске.

IV.  Смените стереотип поведения. (для этого выясняется, кто виноват: субъект или объект?)

Если в вашем стрессовом состоянии виноват какой-то человек, то

  • Постарайтесь увидеть позитивные намерения другого человека (определите причины, заставившие его так поступить с вами). Даже  если вы уверены в своей правоте, это не значит, что у вашего обидчика нет своей правды.
  • Откажитесь от «зеркальной» реакции и дайте человеку договорить, не перебивая его. Не платите ему той же монетой, не обрушивайте на него те же нотации и критику, что и он на вас.
  • Проявите к нему понимание и эмпатию. Воспринимайте своего партнёра как человека, чьё поведение очень точно иллюстрирует фразу «благими намерениями вымощена дорога в ад». Именно от вас зависит, станет ли всё по-другому, если в ответ на колкости и раздражение вы ответите спокойствием, выдержкой и дружелюбием, а то и вовсе «погладите» его «по душе».

Если ваше стрессовое состояние вызвано какими-то другими причинами, то

  • Постарайтесь адекватно посмотреть на проблему (подойти к ней с разных сторон: критически, творчески, позитивно, философски).

Чтобы это сделать, надо владеть способами воздействия на внутренние состояния.

А давайте поговорим о плохой погоде и нестиранных носках! Презентация

Попробуем перенестись назад – во времена, когда все стирали руками и вывешивали бельё сушиться во дворе.

Представьте, что у вас скопилось много грязного белья и вам необходимо заняться стиркой прямо сейчас. Однако, посмотрев на небо, вы видите большую черную тучу, предвещающую дождь. Какие мысли проносятся в вашей голове?

  1. «О нет, это вероятно, шутка! Это значит, я должен ждать до завтра? Что же мне делать?»
  2. «Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится».
  3. «Ну, хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать».
  4. «Я займусь этой чертовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет».

Выберите свой вариант ответа, который подходит вам больше всего.

Ключ

Это ситуация – прекрасный пример тех мелких стрессов, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни: ежедневная монотонная работа, плохая погода. Ваш ответ по поводу неудачного для стирки дня – это измеритель уровня стресса, который вы чувствуете в своей жизни.

1. «О нет, это вероятно, шутка! Это значит, я должен ждать до завтра? Что же мне делать?»

Уровень стресса: 80. вы позволяете всяким мелочам портить вам жизнь, и теперь стресс накопился до такой степени, что даже малейшее раздражение может испортить вам настроение на весь день. Самое время сделать перерыв и расслабиться, прежде чем это серьёзно повлияет на ваше здоровье.

2. «Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится».

 Уровень стресса: 50. вы не поддаётесь стрессу, вам удаётся сохранять позитивное видение, даже когда всё идет не так, как было запланировано. Продолжайте работать над теми проблемами, которые вы можете решать по мере их возникновения, и все будет в порядке. Помните: не всякий стресс плох. Пусть стресс будет в вашей жизни побуждающим фактором.

(Слайд 16)

3. «Ну, хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать».

Уровень стресса: 0. вы не позволяете маленьким проблемам беспокоить вас и не видите смысла волноваться. Ваша философия очень проста: вы не можете остановить дождь тем, что будете беспокоиться о нем.

4. «Я займусь этой чертовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет».

Уровень стресса:100. Вы чувствуете такой огромный стресс в своей жизни, что игнорируете реальность и пытаетесь достичь невозможного. И, когда вы терпите неудачи, всё заканчивается тем, что проблем и стресса становится больше, чем прежде. Если бы вы только перестали торопиться, расслабились и обдумали всё, то увидели бы, как много ваших усилий уходит в пустоту. Сбавьте обороты и легче относитесь к происходящему. Вы не умрете, если наденете ту же самую пару носков ещё раз или купите новые.

Упражнение «Зоопарк»

Ведущий. Сейчас мы с вами проведем упражнение, смысл которого вы узнаете позже, а пока я попрошу вас взять лист бумаги, карандаш или ручку и нарисовать рядом два абсолютно одинаковых квадрата средней величины.

Представьте себя очень богатым. Настолько богатым, что вы можете позволить себе личный зоопарк. Идея устроить зоопарк пришла к вам недавно, поэтому в нём пока только две клетки для двух самых любимых животных. Вот они перед вами на листе. Подумайте – чьи это жилища? Пожалуйста, остановитесь на двух самых первых образах животных, которые придут к вам в голову, удержитесь от того, чтобы их отвергнуть и искать какие-то якобы более «правильные». Запомните – правильно в данном упражнении то, что пришло в голову сразу и само.

 Напишите в каждом квадрате название животного. А теперь представьте себе первое животное (то, что пришло в голову первым) очень красочно, во всех его проявлениях. Задумайтесь немного, вспомните, какое оно. Напишите под его клеткой несколько определений этого животного, используя прилагательные или словосочетания. Тут достаточно трёх основных выражений, отражающих его качества, но если у вас получится больше – пусть будет. Убедитесь, что данный ряд определений отражает образ первого животного в полной мере. После этого переходите ко второму. Задумайтесь, какое оно. Напишите под его клеткой несколько определений, следуя тем же правилам, что и в первом случае.

 После окончания двух этапов работы подумайте о следующей интерпретации данного материала.

Ваше первое животное, его энергетика, которую вы описали в терминах, относящихся к нему, - это ваше внутреннее состояние, то естественное  в вас, что, к сожалению, очень часто бывает подавленным ради социальных норм. Вы редко можете раскрыть те или иные качества в обществе и тем более презентовать их.

А второе  ваше животное – это маска, которую вы вынуждены надеть на себя ради того же социума и его безжалостных правил. Это всего лишь роль. Ваш потенциал составляет энергетика первого образа, он там, и он в ваших руках.  Если вы его не  развиваете, а развиваете, наоборот, качества, связанные со вторым образом, - вы уходите от себя. Это образует мощный внутренний конфликт, поскольку подавленная ваша настоящая природа хочет быть проявленной, выпущенной на свободу.

Задумайтесь – что вы  делали для того, чтобы она была свободной в течение этой недели? В течение года, нескольких ближайших лет, в течение жизни – как вы осводите её? Что сделаете ради этого прямо сегодня?

Обсуждение

  • Что вы об это думаете?
  • Насколько это похоже на правду о том, что происходит внутри вас?
  • Если это о вас, то как давно, вы полагаете, это началось и как вы намерены изменить это?

Очень часто мы слышим, друг от друга, что мы устали от своей работы, от жизни, от себя. Давайте вместе подумаем и придумаем нехитрые способы, как можно стать успешным и оптимистичным учителем и, соответственно, счастливым человеком в нашей жизни.

Вопрос к участникам. От чего же зависит наше педагогическое долголетие? Презентация .

Предложите ваши варианты ответов. Работа в группах. Защита.

Слагаемые педагогического долголетия

Профессиональное долголетие педагога определяется тремя факторами:

  • собственным поведением и уровнем самооценки,
  • постоянным самообучением и способностью усваивать новую информацию,   и наконец,
  • умением справляться со стрессогенными ситуациями.

Рассмотрим данные факторы подробнее.

Первое слагаемое – поведение самого педагога. 

Мы сами играем активную роль в том, как складывается наше существование в настоящем и каким будет наше будущее.

Анализируя пройденный путь, достижения и провалы, человек обнаруживает, как много времени и сил потрачено впустую, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы, и т.п. и хорошо, если кризисное состояние дает ему импульс к последующему совершенствованию, построению стратегии дальнейшей жизни. Под этим мы понимаем такой способ бытия, систему ценностей и целей, реализация которых позволяет сделать жизнь человека наиболее эффективной. Это искусство ведения собственной жизни, главной целью которой является поиск и осуществления своего уникального смысла.

Мы прошли длинный путь, преодолели много препятствий, и прежде чем отправиться дальше, хотелось бы представить притчу, которая передается из уст в уста уже более тысячи лет.

Она взята из жизни и повторяется даже в наше время, когда мы наблюдаем трудности в семье, когда мы рассматриваем противоборство человека с окружающим миром и противоречия между группами и народами.

«Пророк и длинные ложки»

(Восточная притча)

Один православный человек пришел к Илье–пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь он хотел прожить праведную жизнь.

«Где ад и где рай?» - с этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел через темные переулки в какой-то дворец. Через железный портал вошли они в большой зал.

Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял горшок с бурлящим супом, который на Востоке называют «аш». По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, что могла насытить человека, они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но им это не удалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но, так как они были очень длинные, даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей.

С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: «Это ад».

Они вышли из зала, и адского крика стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались ещё в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и у тех, кого Илья и его спутники видели в аду.

Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен гул только лёгкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий. Илья-пророк сказал спутнику: «Это рай!»

Мораль сей притчи такова:

 «Ад» –это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый только за себя самого и против других. «Рай», напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы – люди в раю и люди в аду – имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где живут – в раю или аду, - зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить.

Рай и ад – в нас самих. Мы имеем возможность выбирать.

Насколько велик этот шанс выбора, определяется большей частью опытом, тем, как мы научились решать свои проблемы, и нашей готовностью использовать свой опыт.

Второе слагаемое – постоянное повышение квалификации 

Вторым слагаемым педагогического долголетия мы назовем постоянное повышение квалификации педагогов, создание системы непрерывного образования. При этом помимо приобретения или усовершенствования профессиональных навыков у педагога активизируется восприятие себя. Появляется способность самостоятельно определять направления самосовершенствования, готовность к дальнейшему обучению, заинтересованность в немедленном применении изучаемого, желание привнести в учебный процесс свой практический опыт.

Успех образования педагогов-профессионалов во многом зависит от умения учиться самостоятельно.

Многим из нас свойственно стремление к самосовершенствованию. Так что же такое совершенство? Давайте назовем ассоциации со словом «Совершенство».

(Участники называют, например: идеал, образец, что-то неживое, застывшее, памятник, что-то прекрасное, но далёкое и др.)

В толковом словаре Ожегова есть определение: совершенство – это «полнота всех достоинств, высшая степень какого-нибудь положительного качества (довести до совершенства, верх совершенства)».

 Защита проектов.

Способы воздействия на внутренние состояния:

I. Изменение физического состояния (дыхания, мимики, жестов)

1. Первым делом расслабьтесь. В этом вам поможет простое упражнение

«Дыхание» (делайте быстрый вдох и медленный выдох. Выдох в два раза длиннее вдоха)

2. Просто улыбнитесь, даже, если не хочется.

Тренировочное упражнение.

Изобразите улыбку грустную, злорадную, блаженную, восторженную.

Если хотите изменить своё внутреннее состояние в лучшую сторону, улыбайтесь восторженно или блаженно.

3. Старайтесь говорить медленно, движения делать плавные.

II.Использование чувственных образов (зрительных, слуховых, тактильных)

  1. Постарайтесь вспомнить что-то очень приятное для вас. Вспомните то состояние радости и удовлетворения, в котором вы находились. Соберите воедино эти минуты своей жизни, найдите время прожить их ещё раз хотя бы мысленно.
  2. Если у вас есть любимый герой из кинофильма или книги, то представьте, как бы на вашем месте поступил он, или чтобы он вам посоветовал в данной ситуации.
  3. Послушайте любимые мелодии и потанцуйте, можно в одиночестве. Рекомендуют слушать классическую музыку или народные мелодии. Из музыкальных инструментов лечебное воздействие  оказывает орган.
  4. Преобразуйте свою эмоцию. Для этого нужно представить, как она выглядит, что из себя представляет, и уничтожить её или договориться с ней жить мирно.
  5. Сделайте какую-нибудь безделушку или слепите, или нарисуйте.
  6. Воспринимайте мир, как мир добра и красоты. Это создаёт гармонию внутри себя.

Стихотворение Блока (зачитывается вслух).

Когда ты загнан и забит

Людьми, заботой иль тоскою;

Когда под гробовой доскою

Всё, что пленяло тебя, спит;

Когда по городской пустыне,

Отчаявшийся и больной,

Ты возвращаешься домой,

И тяжелит ресницы иней,

Тогда – остановись на миг

Послушать тишину ночную:

Постигнешь слухом жизнь иную,

Которой днём ты не постиг;

По-новому окинешь взглядом

Даль снежных улиц, дым костра,

Ночь, тихо ждущую утра

Над белым запушённым садом,

 И небо – книгу между книг;

Найдёшь в душе опустошённой

Вновь образ матери склонённой,

И в этот несравненный миг –

Узоры на стекле фонарном,

Мороз, оледенивший кровь,

Твоя холодная любовь –

Всё вспыхнет в сердце благодарном,

Ты всё благословишь тогда,

Поняв, что жизнь – безмерна боле,

Чем quantum satis* Бранда воли,

А мир – прекрасен, как всегда.

(* «в полную меру» лат. – лозунг Бранда, героя драмы Ибсена.)

III. Проговаривание вслух.

  1. Самовнушение. Фразы должны быть краткими, понятными, простыми. Чтобы это подействовало нужно выполнить одно важное условие – самовнушение должно идти без применения волевых усилий. Вы не должны заставлять себя что-то говорить или приказывать, вы должны искренне этого хотеть. Бессознательное самовнушение бывает очень успешным, т. к. осуществляется без усилий.

Тренировочное упражнение

Скажите фразу «я рад»

- гневно,

- безразлично,

- гордо,

- жалостно

- заманчиво

- ласково

- окрыляюще

Аутогенная тренировка. (требуется продолжительное время, чтобы научиться ) Аутотренинг

Я такая Лапочка!

Я такая Цаца!

На меня, красавицу,

Не налюбоваться!

Я такая Умница!

Я такая Краля!

Вы такой Красавицы

Сроду не видали!

Я себя, любимую,

Холю и лелею!

Ах, какие плечики!

Ах, какая шея!

Талия осиная, бархатная кожа –

С каждым днем красивее, с каждым днем моложе!

Зубки, как жемчужинки – с каждым днем прочнее!

Ножки – загляденье –

С каждым днем стройнее!

Волосы шикарные –

Вам и не мечталось!

На троих готовили –

Мне одной достались!

Никого не слушаю,

Коль стыдят и хают!

ПОТОМУ ЧТО ЛУЧШАЯ!

ПОТОМУ ЧТО ЗНАЮ!

(Повторять 3 раза в день: утром, днем и вечером)

Мини – гимн   «Я – чудо

Я счастливый человек! Я самый счастливый человек на свете! У меня хорошее настроение! У меня всегда хорошее настроение! У меня отличное настроение!

Мои глаза излучают счастье! Моя походка излучает счастье! Я весь излучаю счастье! Я живу – и поэтому я счастлив!

Я оптимист! Солнце для меня всегда самое яркое, а небо самое голубое!

На меня можно всегда положиться. Я не подведу!

Я умею дружить. Благо семьи – приоритет для меня! Я внимательный и заботливый. Меня ценят и уважают мои друзья, близкие и коллеги. Со мной всегда легко и весело.

Я общительный. Ко мне тянутся люди. Со мной интересно и спокойно.

Я постоянно над собой работаю. Я доказываю это своим делом, умением дорожить своим достоинством, семейной честью.

Я благодарю своих родителей за жизнь и радость общения!

  1. Профилактика эмоционального выгорания.

Цель: ознакомить участников группы с профилактическими мерами по предупреждению профессионального выгорания.

Время:  5 минут

  1. Физкультура. Можно просто 2-3 раза в неделю по 20 минут делать пешие прогулки. Этим вы будете накапливать энергию для следующих стрессовых ситуаций.
  2. Водные процедуры. Вода очень хорошо снимает усталость.
  3. Правильное питание.
  4. Сон.
  5. 30-минутное одиночество после тяжёлого рабочего дня.
  6. Любимое занятие, хобби.
  7. Встреча с друзьями.

 

Заключительная часть.

Сегодня после рабочего дня пройдитесь домой пешком. А во время этой пешей прогулки понаблюдайте за другими людьми. Наблюдайте, анализируйте, задавайте себе многочисленные вопросы, ищите ответы.

Пример подобного наблюдения – размышления:

«Вот дворник метёт тротуар. Он постоянно находится на улице. Хотела ли я быть на его месте? А вот идет почтальон с газетами и письмами. Это для меня подходит? А вот водитель автобуса.  Он весь день катается по городу. Я хочу такую работу? А вот менеджер магазина успокаивает скандального покупателя. Продавцы стоят в растерянности рядом. Они стоят за прилавком весь день. Я бы смогла? А вот идет милиционер. Он ходит по своему участку. Драки. Кражи. Угоны. Трудные подростки и неблагополучные семьи. А иногда, о ужас!, и трупы! Бр-р-р! Я хотела этим заниматься? А вот известный артист поёт на экране телевизора в магазинной витрине. Ему надо всё время скакать по сцене, изображая радость бытия, а также проводить многочасовые репетиции, повторяя и отрабатывая сто раз одно и то же, а ещё мотаться по всей стране, давая концерты. Но это – известный и популярный артист, а сколько таких совсем никому не знакомых всю жизнь пытаются пробиться в звезды?! Хотела ли я вот так скакать на сцене, изображая неподдельное счастье?» и так далее и тому подобное.

Существует  выражение - «пусть каждый занимается своим делом». А мы уважаемые коллеги, будем учить детей.

Упражнение «Эмоциональная почта»

Цель: создание положительного эмоционального настроения в группе, проявление эмпатии друг к другу.

Время: 5-10 минут

Все садятся в круг. Каждому участнику раздаётся листик и ручка. Он подписывает свой листик вверху и передаёт соседу. Сосед пишет какое-нибудь доброе пожелание этому человеку и передаёт дальше и так до тех пор, пока листик, исписанный пожеланиями, не вернётся к хозяину. В результате у каждого участника на руках будет целый список пожеланий.

В конце занятия каждому участнику раздаётся тест-памятка.

Приложения

        

Список фундаментальных эмоций:

  1. Страх  (испуг, паника)
  2. Гнев (взбешённость, безумие)
  3. Горе  (уныние, печаль, сломленность)
  4. Отвращение  (неприязнь, омерзение)
  5. Презрение (пренебрежение,   надменность)
  6. Стыд (застенчивость, робость)
  7. Вина  (сожаление, раскаивание)

___________________________________

Список причин, травмирующих учителей:

  • Взаимоотношения с руководством.

  • Сложный микроклимат в коллективе (конфликты).

  • «Трудные» ученики.

  • Взаимоотношения с родителями.

  • Постоянная нехватка времени.

  • Большое количество документации и ненужной бумажной работы.

  • Социометрический статус в коллективе (отверженный и непринятый).

  • Неумение сказать «нет», отказаться от дополнительной «авральной» работы.

  • Особенности характера, которые вас самих  не устраивают, (застенчивость, агрессивность, медлительность и т. д.)

  • Низкая зарплата.

Список   состояний

  • Беспокойство.
  • Беспомощность.
  • Безысходность.
  • Безразличие.
  • Возмущение,
  • Волнение
  • Грусть
  • Досада
  • Давление.
  • Жалость
  • Злоба
  • Зависть
  • Недоумение
  • Напряжение.
  • Ненависть
  • Неуверенность
  • Обида
  • Огорчение
  • Одиночество
  • Отчаяние

Опустошенность

       

  • Печаль
  • Равнодушие
  • Разочарование
  • Раскаяние
  • Скорбь
  • Скука
  • Смятение
  • Сожаление
  • Сомнение
  • Спокойствие
  • Страдание
  • Тоска
  • Унижение
  • Уныние
  • Усталость
  • Хандра
  • Тревожность.

Тест «Насколько вы подвержены

профессиональному выгоранию?»

Подсчитайте, сколько симптомов характерно для вашего сегодняшнего состояния.  Постарайтесь сравнить себя сегодняшнего и себя «вчерашнего».

  • Нарушение сна (как бессонница, так пересыпание).
  • Постоянное чувство усталости.
  • Снижение или повышение аппетита.
  • Снижение или повышение веса.
  • Обострение хронических заболеваний.
  • Злоупотребление лекарственными препаратами.
  • Частое употребление табака, кофе или шоколада.
  • Очень частые походы по магазинам.
  • Почти каждодневные встречи с друзьями (подругами) в ущерб семье.
  • Избегание контактов с коллегами по работе
  • Избегание контактов учениками
  • Избегание контактов с родителями учеников
  • Избегание контактов в собственной семье.
  • Острое желание сменить место работы.
  • Беспричинная тревога или чувство тяжести («камень на душе»)
  • Апатия к работе.
  • Интеллектуальное опустошение (проблемы с запоминанием информации, трудности с систематизацией и классификацией).
  • Избегание своих профессиональных обязанностей.
  • Чувство «загнанности в клетку».
  • Ваши моральные ценности уже не действуют, вы не знаете, какими правилами руководствоваться.

Если вы набрали больше 10 симптомов, то следует срочно принять меры по преодолению профессионального и эмоционального выгорания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тестовая игра «КОКОЛОГИЯ»

Слайд 2

«Кокология» – модная японская игра, представляющая собой серию увлекательных психологических тестов, входит сегодня в число популярнейших бестселлеров.

Слайд 3

Тадахико Нагао и Исаму Сайто. «Кокология. Психологические игры» (Kokology. The Game of Self-Discovery), 2002 Тадахико Нагао, Исаму Сайто. «Кокология-2. Новые игры, стимулирующие процесс самопознания», Kokology. The Game of Self-Discovery, 2004 Хулиа Кото. «Кокология. Японские тесты», 2008 Хулиа Кото. »Японские тесты. 60 способов узнать себя и других», 2009 Книги по кокологии, изданные в России:

Слайд 4

Психологический стресс является одной из главных болезней века, являющихся серьезной угрозой трудоспособности и качеству жизни населения.

Слайд 5

1. Запомните и сконцентрируйтесь на первом образе, что придет вам в голову. Только после этого ознакомьтесь с предлагаемыми вариантами ответов и найдите среди них тот, что максимально приближен к вашему образному ответу. 2. Эти игры рассчитаны на то, что вы не будете подолгу задумываться над предлагаемыми вопросами и не будете формулировать ответы так, как если бы сидели перед экзаменатором. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Любой ответ – это просто ответ. 3. Не старайтесь предугадать ответы. Вполне естественно, что иногда у вас будет возникать желание перехитрить тот или иной тест и попытаться угадать скрытый смысл задаваемых вопросов. Но научитесь ли вы чему-либо при таком подходе? Едва ли. 4 . Будьте предельно честными. Конечно, кокология – это только игра, но, как и любая хорошая игра, она может помочь вам открыть в себе что-то новое. 5. Не забегайте вперед. Выбирайте ответ. Подсказки

Слайд 6

«Стирка» Представьте себе, что вы живете в те времена, когда все стирали белье вручную и развешивали его для просушки на улице. У вас в корзине скопилась гора грязного белья, и вам нужно обязательно сегодня его выстирать. Однако, выглянув в окно, вы видите, что небо покрыто тяжелыми свинцовыми тучами. Какие мысли при этом приходят вам в голову?

Слайд 7

ВАРИАНТЫ "Вот так дела! Может быть, мне стоит отложить стирку до завтра? Но тогда во что же одеться?» "Подожду немного, может быть, погода наладится» 3. "Сегодня по прогнозу не должна быть такая погода» 4. "Не важно, пойдет дождь или нет, я все-таки начну стирку"

Слайд 8

Когда к скучным домашним делам добавляется еще и плохая погода, человек невольно оказывается в стрессовой ситуации. Ваша реакция на неудачу в день намеченной стирки является показателем, отражающим уровень стресса, испытываемого вами в жизни.

Слайд 9

Вариант № 1 Вы выбрали первый вариант, значит по шкале от 0 до 100 уровень стресса у вас достигает отметки 80. Вы позволяете оказывать влияние на свою жизнь всем мелким неприятностям, которые могут с вами случиться. Вы настолько подвержены воздействию стресса, что малейшие препятствия и неудачи могут испортить вам настроение на длительное время. Вам пора взять отпуск и хорошенько отдохнуть, пока это стрессовое состояние не отразилось отрицательно на вашем здоровье.

Слайд 10

Вариант № 2 Вы надеетесь, что погода может улучшиться, значит уровень стресса, ипытываемого вами, составляет 50 по шкале от 0 до 100. Неблагоприятные обстоятельства не сбивают вас с толку, и вы продолжаете сохранять позитивное восприятие жизни даже при возникновении непредвиденных неприятных условий. Вы по-прежнему стараетесь справляться с возникающими проблемами, и в результате все складывается благополучно. Не забывайте, что не всякий стресс является отрицательным. Относитесь к препятствиям и неудачам, происходящим в вашей жизни, как к стимулу, побуждающему преодолевать их.

Слайд 11

Вариант № 3 Вы выбрали третий вариант, значит уровень испытываемого вами стресса близок к 0. Вы не позволяете мелким неприятностям и проблемам испортить вам день и не видите причин тревожиться по поводу их возникновения. Возможно, вы открыли для себя очень хорошую мудрую житейскую философию: мое волнение не станет препятствием для дождя, он все равно пойдет.

Слайд 12

Вариант № 4 Вы ответили, что начнете стирать независимо от того, будет идти дождь или нет, уровень испытываемого вами стресса равен 100 по шкале от 0 до 100. Вы ощущаете гнет такого количества неблагоприятных обстоятельств в своей жизни, что не обращаете внимания на существующие реальные условия и пытаетесь делать невозможное, чтобы их изменить. Когда вам это удается, то вы сталкиваетесь с еще более серьезной проблемой и, следовательно, испытываете еще больший стресс, чем прежде. Успокойтесь и воспринимайте происходящее более хладнокровно, ведь после грозовой погоды обычно наступает прекрасный солнечный день.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Я строю свою работу или работа строит меня»

Слайд 2

«Не многие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления» Н. Боуэви

Слайд 3

«Слагаемые педагогического долголетия» Профессиональное долголетие педагога определяется тремя факторами: собственным поведением и уровнем самооценки, постоянным самообучением и способностью усваивать новую информацию, и наконец, умением справляться со стрессогенными ситуациями.

Слайд 4

Первое слагаемое – поведение самого педагога Это искусство ведения собственной жизни, главной целью которой является поиск и осуществления своего уникального смысла.

Слайд 5

Второе слагаемое – постоянное повышение квалификации Успех образования педагогов-профессионалов во многом зависит от умения учиться самостоятельно. Многим из нас свойственно стремление к самосовершенствованию.

Слайд 6

Третье слагаемое – социальные условия Педагогическое долголетие зависит от множества стрессогенных факторов: динамизма нехватки времени сложности педагогических ситуаций ролевая неопределенность социальные оценки потребности в частых интенсивных контактах взаимодействие с разными социальными группами психологический климат семьи


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добро пожаловать

Слайд 2

Семинар-практикум Как избежать синдрома профессионального выгорания?

Слайд 3

Цель: мобилизация внутренних сил педагогического коллектива для плодотворной работы в школе

Слайд 4

Задачи: Научить педагогов относиться к синдрому профессионального выгорания нормально (адекватно) и не бояться его. Обучить простым стратегиям преодоления профессионального выгорания. Формирование умений саморегуляции и саморазвития эмоциональной сферы личности. Формирование позитивного отношения к себе.

Слайд 5

«Всё, что перестаёт удаваться, перестаёт и привлекать» Франсуа де Ларошфуко

Слайд 6

С индром выгорания ( burnout ) представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в ответ на хронические межлич­ностные эмоциональные стрессоры на работе

Слайд 7

« Фазы профессионального выгорания». Тревожное напряжение. Вы недовольны собой и понимаете, что вам некомфортно в своей профессии. В связи с этим развивается тревожность, и как результат – тяжёлое психологическое состояние.

Слайд 8

Противостояние. В этой фазе вы реагируете на партнёров по принципу «хочу – не хочу». Можно сказать, что вы человек настроения.

Слайд 9

«Опустошение». Вас уже ничего не беспокоит, вы потеряли интерес к людям, с которыми работаете. Возможны проблемы со здоровьем, в том числе и психологическим.

Слайд 10

Стратегии преодоления профессионального выгорания. Цель: обучить педагогов элементарным способам преодоления профессионального выгорания.

Слайд 11

Список фундаментальных эмоций: Страх (испуг, паника) Гнев (взбешённость, безумие) Горе (уныние, печаль, сломленность) Отвращение (неприязнь, омерзение) Презрение (пренебрежение, надменность) Стыд (застенчивость, робость) Вина (сожаление, раскаивание)

Слайд 12

Алгоритм детализации проблемы: I . Выясните общую причину стресса (поможет список причин, травмирующих учителей, который давался перед началом занятия). II . Определите, что вы чувствуете: - Какая эмоция взяла верх над остальными? (список эмоций прилагается). - Какое ваше состояние в данный момент? (список возможных состояний прилагается). Состояния, характерные для коллектива, записываются на доске. III . Каким органом вы реагируете на стрессовую ситуацию? (голова, глаза, горло, сердце, желудок, руки, ноги и т. д.) Тоже записывается на доске. IV . Смените стереотип поведения. (для этого выясняется, кто виноват: субъект или объект?)

Слайд 13

Способы воздействия на внутренние состояния: I . Изменение физического состояния (дыхания, мимики, жестов) II .Использование чувственных образов (зрительных, слуховых, тактильных) III . Проговаривание вслух.

Слайд 14

Профилактика эмоционального выгорания Физкультура. Можно просто 2-3 раза в неделю по 20 минут делать пешие прогулки. Этим вы будете накапливать энергию для следующих стрессовых ситуаций. Водные процедуры. Вода очень хорошо снимает усталость. Правильное питание. Сон. 30-минутное одиночество после тяжёлого рабочего дня. Любимое занятие, хобби. Встреча с друзьями .

Слайд 15

Чтобы сохранить энергию, так необходимую учителю в его трудной, но благородной работе, важно помнить простые правила: Правило первое Не зацикливайтесь на плохом, подводя итоги дня, — считай только удачи. Правило второе: Чаще улыбайтесь. Изумляйтесь всему, как изумляются дети. Правило третье: Каждый день начинайте жизнь с «нового листа». В «реку жизни», как Вашу ближайшую речку, нельзя войти дважды. Всё течет, всё меняется.

Слайд 16

Правило четвёртое :В педагогической деятельности стремитесь к сотрудничеству. Элемент критики не должен быть доминирующим. Постоянно транслируйте дружелюбность.

Слайд 17

Правило пятое: Помните восточную мудрость: «Трудись не перенапрягаясь. В работе не ленись, но и не доводи себя истощения сил». Правило шестое: Осознайте высшую самоценность жизни. В ней суть счастья. Мы счастливы оттого, что живём. Можем любить и быть любимыми, растить и воспитывать детей.

Слайд 18

Если То Вы будете смеяться хотя бы 10 минут в день, Ваш сон станет спокойным, а бодрствование рассудительным и энергичным. Как считают английские психологи риск инфаркта снижается у вас по крайней мере на 50 процентов Вы съедаете всего-навсего 30 граммов рыбы каждый день. Рыба снижает уровень холестерина в крови. Поэтому эскимосы и японцы, ежедневно употребляющие в день около 100 граммов рыбы, меньше всех людей других национальностей страдают заболеваниями сердца и кровеносных сосудов Вы спокойны и невозмутимы как англичанин и добиваетесь этого за счет подавления ваших негативных эмоций, Риск заболеть неврозом или какой-либо соматической болезнью у вас больше, чем у экспансивных личностей, не лезущих в карман за словом. Статистика говорит о том, что жители туманного Альбиона болеют гораздо чаще, чем итальянцы, исландцы и французы, причем самые популярные лекарства в Англии - успокоительные Вы любите ездить на автомобиле даже в магазин за покупками, Риск заболеть гипертонией или диабетом у вас в 2 - 2,5 раза выше, чем у любителя ходить пешком Вы любите петь и делаете это почти каждый день. Это может значительно продлить вашу жизнь. Исследования показывают, что пение не только развивает грудную мускулатуру, но и укрепляет сердечную мышцу Вы любите говорить длинными предложениями, которые насчитывают более 13 слов, и если цепочка произношения этих слов длится более 6 секунд. Существует большая опасность, что вы останетесь непонятыми вашими слушателями. Как полагают немецкие психологи, учителям следует говорить со скоростью не более двух слов в секунду. строить фразы по возможности короче

Слайд 19

Как пережить стресс Учитесь планировать. Дезорганизация может привести к стрессу. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные проекты висят над головой, как дамоклов меч. Уделите планам некоторое время, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, пока не закончите.

Слайд 20

Как пережить стресс Развивайтесь. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься. Найдите занятие, которое было бы увлекательным и приятным для Вас. Будьте положительной личностью. Избегайте критиковать других. Учитесь хвалить других за те вещи, которые Вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих.

Слайд 21

Как пережить стресс Учитесь терпеть и прощать. Нетерпимость к другим приводит к фрустрации и гневу. Попытайтесь действительно понять, что чувствуют другие люди, это поможет Вам принять их. Избегайте ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным.

Слайд 22

Как пережить стресс Признавайте и принимайте ограничения. Многие из нас ставят себе совершеннейшие и недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности или несоответствия вне зависимости оттого, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Ставьте достижимые цели.

Слайд 23

Если мы не можем изменить обстоятельства, то изменим, свое отношение к ним, изменим себя. Поработаем над собой.

Слайд 24

Храни Вас Бог От всех печалей Лукавых глаз От лживых уст От бесполезных обещаний Пустых в неискренности чувств


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синдром эмоционального выгорания, профессиональные навыки поведения в эмоционально напряженных ситуациях.

Выступление для педагогического совета или методической комиссии по проблеме возникновения конфликтов. В работе рассматриваются способы поведения при возникновении конфликтных ситуаций, а так же возмо...

Метод эмоционального погружения на уроках литературы как один из путей постижения учащимися идейно-художественного своеобразия произведения и развития их эмоционального интеллекта.

Статья для участия в межрегиональной научно-практической конференции "Проблемы и перспективы гуманитарного образования в современной России"...

Эмоциональное выгорание педагогов. Рекомендации психолога по профилактике эмоционального выгорания.

Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психо­физиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «вы...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ЕГЭ ИЛИ КАК ИЗБЕЖАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НОКАУТА..

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ГОТОВНОСТЬ К ЕГЭ ИЛИ КАК ИЗБЕЖАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НОКАУТА.САМОЕ НЕПРИЯТНОЕ, ЭТО КОГДА ТЕРПИШЬ НЕУДАЧУ ПРИ СДАЧЕ ЭКЗАМЕНА  НЕ ОТ ТОГО, ЧТО НЕ ЗНАЛ, А ОТ ТОГО, ЧТО НЕ СМОГ СПРА...

Эмоциональная и психическая устойчивость. Профилактика стрессов и эмоционального выгорания педагогов.

В работе представлены упражнения для снятия эмоционального напряжения....

Профилактика профессионального (эмоционального) выгорания. Занятие с элементами тренинга «Эмоциональное выгорание»

Речь пойдет о явлении, которое изрядно портит жизнь многим из нас, - синдроме профессионального выгорании или как его еще называют эмоциональном выгорании. Постараемся остановиться на профилактике и с...