Час общения «Путь к себе…»
методическая разработка по психологии (9 класс)

Трапезникова Ольга Владимировна

Час общения «Путь к себе» проводился в 9 классе на этапе реализации воспитательной системы «Город наших «Я»:  «Развитие нравственных и коммуникативных качеств личности, помощь в поиске позитивной перспективы в жизни, в выборе путей получения образования после окончания 9-го класса, воспитание у подростка качеств, необходимых для профессионального самоопределения, создание социально-педагогических условий для профессиональных  проб подростков, формирование российской гражданской идентичности подростка».

Цель: способствовать формированию навыков самопознания и навыков социального взаимодействия.

 

Задачи:

  • содействие оптимизации общения подростков с окружающими;
  • побуждение детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию;
  • развитие ценностного восприятия мира;
  • воспитание милосердия, желания понять другого человека;
  • формирование положительной нравственной оценки таких качеств: как вера в себя, целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой.

 

Методы: дискуссия, проблемная ситуация, анкетирование, интерактивная беседа.

Форма проведения: час общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_klassnyy_chas.docx32.63 КБ
Файл put_k_sebe_2.odp1.04 МБ

Предварительный просмотр:

 Час общения «Путь к себе…»

  1. Организационный момент

-    Добрый день, ребята! Сегодня мне хотелось бы  пригласить вас к разговору, который, на мой взгляд, волнует всех.

 Сядьте поудобнее… Почему бы вам не расслабиться и не успокоиться перед серьезным разговором… Закройте глаза. Почувствуйте, как вы дышите. С каждым вдохом ощущение покоя усиливается… С каждым выдохом все тревоги, заботы дня уходят на задний план. Для того чтобы добиться положительных внутренних изменений, нужно научиться задавать себе самому вопросы. Ответив на них, вы сможете разобраться в самих себе. «Что я чувствую? О чем думаю? Что я за человек? Совершаю ли я ошибки? Что обо мне думают окружающие?» Теперь давайте активизируем наше воображение. Вообразите, что вы – маленькая лодочка в огромном океане… У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы двигаетесь туда, куда несет вас ветер и океанские волны. Большая волна на некоторое время накрывает вас, но вы вновь выныриваете на поверхность… Попытайтесь ощутить эти толчки, эти падения и выныривания… Ощутите движение волны… тепло солнца… брызги воды… эту силу, которая не дает вам пойти ко дну и поддерживает вас. Вот так и в жизни – то вы оказываетесь накрыты волной проблем и тревог, то вдруг – опять на поверхности… Никогда не надо терять самообладания… сворачивать с намеченного пути… нужно идти вперед, узнавая  себя, меняя свое отношение к жизни… Ты сможешь все.. Медленно откройте глаза.  

- Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле,- считал  Публий Сир.

 Ребята, а сейчас я попрошу Вас назвать свое имя и добавить к нему определение, которое охарактеризует вас как личность. (начни с себя, все по кругу называют, на последнем учитель задает вопрос:

Ребята, все согласны с определением (имя)

-  Я надеюсь, что каждый объективно себя оценил, потому что человек, который объективно себя оценивает, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни, свой жизненный путь. Такому человеку легче избежать разочарований и ошибок.

Ребята, я думаю, вы догадались, о чем наш сегодняшний разговор?

(ответы)

Учитель: 

Каждый из вас не только неповторим, но и до конца непознаваем, потому что сложнее человека - природа ничего не создала.

Каждый из нас проходит свой  Путь к себе (на слайде тема). Идет разными дорогами, тропинками, иногда заходит в тупик, возвращается и снова ищет верный путь.  Дорога к себе - это нелегкий, но интересный путь. И в пути бывают остановки, которые помогают разобраться в себе, иногда подсказывают, как правильно поступить, порой даже тормозят нас, предостерегают от неверного шага, заставляют оглянуться вокруг, послушать мнение окружающих и лучше понять себя.

И первая остановка в Пути -  «Познание  себЯ»

  1. Основной этап

- Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?

Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

- Что лучше: переоценить или недооценить себя?(ответы детей)

- Да, ребята, вы абсолютно правы, любая искаженная самооценка (завышенная или заниженная) способна серьезно испортить человеку жизнь.

- Как вы думаете, хорошо ли вы знаете себя? …. А давайте проверим?

Возьмите розовую бумагу.

Постарайтесь быстро и четко ответить на вопросы:

Вопрос №1: загадайте любое животное (кроме кошки и собаки).

Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к нему.

Вопрос № 2: загадайте любимый цвет. Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к этому цвету.

Вопрос № 3: закройте глаза и представьте море или океан. Запишите три определения, которые описывают ваши чувства.

Объяснение теста (спросить детей, прочитать свои ответы!)

Ответ на вопрос №1 описывает отношение окружающих к вам;

Ответ на вопрос №2 описывает ваше собственное отношение к себе;

Ответ на вопрос №3 описывает ваше отношение к жизни.

Скажите, о чем вы узнали, пройдя этот тест? Узнали  о своем отношении к себе, к окружающим, к жизни. Прошу не принимать результаты теста близко к сердцу. Но если вы узнали что-то новое для себя, то я рада за вас.

      Однажды маленький мальчик Саша решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Саша – такой маленький. Тогда Саша решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Саша – такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у Саши такая большая, одних детей десяток. Так Саша добрался до единственного, кого он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.

  • А вы хотели бы вы изменить себя?(ответы)

Каждый человек стремится к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, быть счастливее.

Чтобы изменить себя, нужно научиться себя понимать.

Как вы думаете: Как научиться понимать самого себя? (детям задай вопрос)

- Мы получили разные ответы, и все вы по – своему правы, потому что каждый из вас индивидуален и неповторим.

На столе лежат белые листы. Возьмите их и сделайте что хотите.. (показывают листочки)

Вот так и жизнь человеческая: белый чистый лист, когда он родился. Потом, мы можем ее так прожить, как вы поступили со своими листочками. Как поступить с вашей жизнью вы выбираете сами!

Жизнь человека —  это вообще череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин — запеканку или овощное рагу).                              

В начале  я говорила о том, что путь к себе - нелегкий, но интересный, что вам придется делать остановки и намечать будущий маршрут. А что ждет вас уже в недалеком будущем(Варианты ответов)

Следующая остановка  « Я и мой выбор»

Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Ведь это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать.

Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений.

Поднимите руки, кто уже выбрал профессию?

Кто пока не определился?

Кого этот вопрос пока еще не интересует?

Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, по совету родителей, путем проб и ошибок. 

Тренинг «Рука судьбы»

На отдельных листочках напишите профессии, которые вам интересны. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка, не глядя.

Читаем. Хотели бы вы стать….. Смотрим эмоции. Хотели бы вы работать по этой специальности? И т.д.

Классый руководитель.

Только что мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным.

Должны выполняться три условия:

Хочу---------------мои желания

Могу------способности и возможности

Надо--------востребованность профессии.

Вот, сейчас, в игре, вы можете изменить свой выбор, свое решение, но в настоящей жизни это сделать гораздо труднее.

 И каждый старается вам помочь, дать свой совет.

На Пути к себе всегда будет остановка «Я и окружающие»

(видео-притча, 2 минуты)

- Ребята, о чет эта притча?

-Всегда ли нужно слушать советы окружающих? Нужно ли прислушиваться к их мнению?

Да, ребята, это сложный  выбор: слушать советы других людей или нет. Каждый для себя должен решить сам. Я считаю, что нужно прислушиваться к мнению других, особенно близких тебе людей. Но бывают ситуации, когда вы   должны слушать только свое  сердце… и оно подскажет верный путь…Путь к себе…

     

Поставим здесь многоточие. Путь к самому себе – это дорога в целую жизнь. И помните, что каждый из вас единственен и неповторим,

потому что вы – Человек,

потому что вы можете выбирать,

потому что вы можете помочь кому-то,

потому что вы – это вы со всеми вашими достоинствами, недостатками, надеждами и безграничными возможностями.

Каждый из вас может стать лидером, активным гражданином, раскрыть свои способности и таланты, реализовать свои возможности, «заразить» благой идеей тех, кто рядом, сделав на Пути к себе

остановку «Я и мои ценности». 

Ну а желающих, я приглашаю присоединиться к "Российскому движению школьников», которое появилось в нашей стране 3 года назад.  Главная задача РДШ – показать школьникам, что инициатива в их руках. Сделайте остановку на своем пути и присоединяйтесь, с РДШ Путь к себе будет интереснее.

Ребята, ну а какая же ближайшая  остановка на Пути к себе?.....  – это

 «Я и Экзамены»

Вам ребята пятерки хочу сегодня подарить.
Пятерки эти непростые, их вам надо сохранить.
Рецепт особый мы, магический, достали.
Еще прабабушки такие выпекали.
Перед экзаменом, когда совсем не спится,
И не лежится, и не зубрится,
Ты лбом к пятерке прислонись,
Её лизни и улыбнись.
Кусочек маленький немножко откуси
И тихо-тихо так проси
И приговаривай: “КИМ любименький ты мой,
Ты стань прозрачен предо мной”.
Когда пятерку прожуете и заклинание прочтете
Вы отвернитесь, взгляд свой устремите прямо в стену,
Поспите сладко, укрепите нервную систему.
Хороший сон и заклинанье, да если еще полная луна,
Да плюс еще достаточно ума,
Я заявляю смело и при всех:
Вам гарантирован успех!

Я хочу пожелать вам удачи на предстоящим экзаменах. Я уверена, у вас все получится, все в ваших руках,  мы сами творцы своего счастья, мы сами выстраиваем Путь к себе…   

Я желаю, чтобы ваш Путь к себе был насыщенным и интересным, чтобы было больше взлетов и меньше падений, желаю, чтобы вы выбрали свою правильную дорогу в жизни, а ваша жизнь приносила радость вам и вашим близким.

        Я думаю, что сегодня между нами протянулась нить взаимопонимания, и чтобы эта связь не оборвалась, закрепим ее добрыми пожеланиями друг другу.  Передавая соседу клубок ниток, выразите свое пожелание одним словом.  Последний у кого окажется клубок в руках выражает пожелание всем присутствующим (начинаю с себя).

Посмотрите, как вы все друг другу нужны, поднимите эту нить, посмотрите, она еще хрупка и непрочна. И только от вас зависит, сделаете ли вы основу для прочного ковра взаимопонимания.  И даже наша нить сегодня сложилась в букву П. И это не случайно. Сегодня мы сделали еще один шаг на  Пути к себе.

III. Подведение итогов (рефлексия)

Предлагаю вам, ребята,  высказать своё мнение о сегодняшнем часе общения.

Был ли вам интересен сегодняшний разговор? Почему?

Как вы поняли, что такое Путь к себе?

Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?

Думаете ли вы продолжить наблюдение над собой, чтобы найти верный путь в жизни?

  -   Помните, вы индивидуальны и неповторимы. Спасибо за приятное общение!

ПРИТЧА

Не слушайте мнения окружающих. Восточные притчи.

Как-то раз отец со своим сыном и осликом в полуденную жару путешествовал по пыльным улицам города. Отец сидел верхом на осле, а сын вел его за уздечку.

 

- Бедный мальчик, – сказал прохожий, – его маленькие ножки едва поспевают за ослом. Как ты можешь лениво восседать на осле, когда видишь, что мальчишка совсем выбился из сил?

 

Отец принял его слова близко к сердцу. Когда они завернули за угол, он слез с осла и велел сыну сесть на него.

 

Очень скоро повстречался им другой человек. Громким голосом он сказал:

 

- Как не стыдно! Малый сидит верхом на ослике, как султан, а его бедный старый отец бежит следом.

 

Мальчик очень огорчился от этих слов и попросил отца сесть на ослика позади него.

 

- Люди добрые, видали вы где-либо подобное? – заголосила женщина под чадрой.

 

- Так мучить животное! У бедного ослика уже провис хребет, а старый и молодой бездельники восседают на нем, будто он диван, о несчастное существо! Не говоря ни слова, отец и сын, посрамленные, слезли с осла. Едва они сделали несколько шагов, как встретившийся им человек стал насмехаться над ними:

 

- Чего это ваш осёл ничего не делает, не приносит никакой пользы и даже не везет кого-нибудь из вас на себе?

 

Отец сунул ослику полную пригоршню соломы и положил руку на плечо сына.

 

- Что бы мы ни делали, – сказал он, – обязательно найдется кто-то, кто с нами будет не согласен. Я думаю, мы сами должны решать, как нам путешествовать.

Что нужно для проведения:

  1. 16 листов бумаги
  2. 16 ручек
  3. 16 листов
  4. 16 карандашей
  5. 16 листов (сердечки)
  6. Мешочек
  7. Печенья «Пятёрки»

Нужно ли что то клеить на доску?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле» Публий Сир

Слайд 3

Классный час «Путь к себе»

Слайд 4

«Познание себя»

Слайд 7

« Я и мой выбор»

Слайд 8

«Я и окружающие»

Слайд 10

«Я и мои ценности»

Слайд 12

«Я и экзамены»

Слайд 13

– Был ли вам интересен сегодняшний разговор? Почему? – Как вы поняли, что такое Путь к себе? – Как может верная самооценка помочь человеку в жизни? – Думаете ли вы продолжить наблюдение над собой, чтобы найти верный путь в жизни?

Слайд 15

Спасибо за общение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания и развития "Путь к себе"

Данна программа направлена на духовно-нравственное воспитание и  развитие младших школьников в связи с новыми требованиями ФГОС, основана на сотрудничестве с местным храмом, содержит  формы ...

"Путь к себе" кл-час

Классный час с учащимися "Путь к себе" Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.Публий Сир. Традиционно старший подростковый возраст считают возрастом самоопределения личности. Самоо...

Классный час в 10 классе «Путь к себе»

Способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию....

Час общения «Как вести себя с друзьями» (для воспитанников детского дома)

Уточнить правила и нормы общения, принятые в поведении с друзьями....

Путь к успеху как путь к себе

материал предназначен для учащихся 8 классов...

Час общения "Познай самого себя"

Час общения "Познай самого себя"...

Час общения « Путь к себе».

Целью данного мероприятия является  расширение представления учащихся о самопознании, о саморазвитии, самоопределении; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремл...