"Маленькое одиночество в большом обществе". Психологическая помощь детям с отклоняющимся поведением
статья по психологии
Отклоняющееся (девиантное) поведение большинства детей – вызов нашего времени. Число детей с отклонениями в поведении растёт.
Основной целью педагога является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребёнка, помощь ему в успешном усвоении картины мира и адекватной интеграции в социум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Глобальные перемены, которые происходят сегодня в России, ведут к перестройке психологии человека, его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. Дети подросткового возраста наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам, поэтому именно они чаще отвечают отклоняющимся поведением на вызовы окружающего мира, содержащего немало жестокости, насилия, агрессии, враждебности, индивидуализма и т.д.
Проблема отклоняющегося поведения подростков занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем. Именно в подростковом возрасте наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой детей.
В связи с этим проблема профилактики и коррекции отклоняющегося поведения подростков в условиях образовательного учреждения приобретает в современных реалиях чрезвычайную актуальность. Пространство ненормативного поведения в последнее время существенно расширилось за счет увеличения списка социокультурных девиаций и зависимостей (таких как игромания, интернет–зависимость), а также за счёт расширения спектра асоциальной и противоправной активности подростков. Образ жизни, основу которого составляет девиантная (отклоняющаяся) активность и зависимые формы поведения, неизбежно сопровождается биологической, генетической и социальной деградацией личности, существенно ухудшает «стартовые» условия социализации молодого поколения.
Поэтому основной задачей решения проблемы отклоняющегося поведения подростков становятся превентивные меры по предупреждению девиации, профилактика и, при необходимости, психолого-педагогическая коррекция в рамках образовательных учреждений, где они находятся в зоне социального контроля и влияния педагогического коллектива. Решающим фактором профилактики и коррекции отклоняющегося поведения является педагогически управляемая социально-культурная среда, выступающая для подростка важнейшим условием социализации и пространством личностного развития.
- Профилактика и коррекция девиации в условиях
образовательного учреждения. Теоретические подходы.
Специалисты условно выделяют три вида отклоняющегося поведения:
- девиантное;
- делинквентное (противоправное);
- криминальное (преступное) поведение.
Девиация определяется как поведение, которое противоречит нормам социального поведения в том или ином сообществе, и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или наказание нарушителя. По мнению Э. Дюркгейна, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии (состояния беззакония) Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества.
Существенными признаками девиантного поведения являются:
- Отклонение от социальных стандартов. К таким девиациям относят любые действия, которые не соответствуют действующим правилам, законам и установкам социума. При этом надо знать, что социальные нормы могут со временем меняться.
- Обязательное порицание со стороны общественности. Личность, проявляющая такое поведенческое отклонение, всегда вызывает негативные оценки от других людей.
- Деструктивность. Выражается в возможности наносить ощутимый урон личности либо окружающим людям.
- Регулярно повторяющиеся действия (многократные). К примеру, осознанное регулярное воровство денег ребёнком из кармана родителей является формой девиаций — делинквентным поведением.
- Медицинская норма. Девиации всегда рассматриваются в пределах клинической нормы.
- Социальная дезадаптация. Любое поведение человека, отклоняющееся от нормы, всегда вызывает либо усиливает состояние дезадаптации в социуме.
- Выраженное возрастное и половое разнообразие. Один вид девиаций по- разному проявляет себя у людей разного пола, возраста.
Следует помнить, что термин девиантное поведение может применяться к детям не младше 9 лет.
Девиантность может выражаться в мягких несоответствиях общественным нормам, а именно в форме чрезвычайно индивидуализированного мышления и поведения, в различных формах социальной патологии (пьянство, проституция, наркомания и т.д.). Такого рода отклонения дезорганизуют общественную систему, подрывают ее основы, наносят ущерб самой личности.
Отдельные исследователи девиантным называют и антидисциплинарное поведение и относят к нему ситуационно обусловленные поведенческие реакции: агрессивность, самовольное и систематическое отклонение от учебной деятельности.
Социально-педагогические параметры девиантного поведения детей и подростков, его структура и содержание в научной литературе оцениваются и характеризуются неоднозначно.
Клейберг Ю.А. определяет девиантное поведение подростков как специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним. Для этого подростки используют собственные приемы самовыражения: слэнг, стиль, манеры и т.д. При этом девиантные действия выступают:
- в качестве средства достижения значимой цели;
- как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;
- как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении. В этом случае девиантное поведение непосредственно связано с «Я-концепцией» личности подростка.
Девиантные подростки зачастую характеризуются значительными эмоциональными нарушениями: импульсивностью, раздражительностью, вспыльчивостью, конфликтами с окружающими, агрессивностью. Для них характерны такие свойства эмоционально-волевой и ценностно-нормативных сфер личности как тревожность, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни.
Формы проявления девиантного поведения
При всей относительности понятия «девиантное поведение» за ним тем не менее скрываются вполне реальные и различные социальные явления, проявляющиеся в различных видах и формах:
- пьянство и алкоголизм;
- токсикомания и наркомания;
- суицидальное поведение;
- проституция;
- девиантное поведение по почве сексуальных отклонений;
- побеги из дома и бродяжничество;
- вандализм.
Как показывает анализ ряда психолого-педагогических источников, распространёнными особенностями, характерными для подростков с девиантным поведением, является состояние психологической изоляции, низкий уровень социализации, отставание в развитии, различного рода нарушения эмоциональной сферы, дефекты самоотношения и отрицательная Я-концепция, недифференцированность образа «Я», рассогласование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Помимо этого, у рассматриваемого контингента подростков учёными выделяются следующие специфические социально-психологические особенности: отсутствие опыта нравственного поведения; извращение или неверное понимание таких социальных ценностей, как дружба, любовь, смелость и пр.; неадекватно завышенная или заниженная самооценка; неправильное отношение к системе нравственных норм (безнравственное поведение – собственное или окружающих лиц – оценивается как нормальное, соответствующее общественным установкам); ситуативность психологического настроя, связанная с недостаточным социальным опытом индивида и выражающаяся в податливости его поведения внешнему воздействию.
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными причинами и факторами.
- Социальные причины. Социальные условия играют определенную роль в происхождении преступного поведения. К ним, прежде всего, относятся:
- малые социальные группы (прежде всего семья, группа сверстников);
- школа;
- многоуровневые общественные процессы (слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклизмы и низкий уровень жизни).
К социальным причинам так же следует отнести социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, нестабильность социально-экономической ситуации, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка, безработицу.
- Морально-этические причины: низкий морально-нравственный уровень современного общества; его бездуховность; утрата моральных ценностей; равнодушие общества ко многим детским проблемам; процветание среди населения алкоголизма и наркомании.
- Социально-педагогические причины: дефекты семейного и школьного воспитания; неуспехи ребенка в школе; падение престижа образования; педагогическая запущенность и т.д.
- Семья как причина девиантного поведения. В семье факторами риска следует рассматривать такие характеристики семьи как: характер взаимоотношений и общения в семье; воспитательный потенциал семьи; структуру семьи; социально-бытовые условия; психологический микроклимат; образовательный и культурный уровень родителей.
Семьи с противоречивыми требованиями к детям, гиперсоциальные, гипосоциальные, педагогически несостоятельные могут стать причиной девиантного поведения детей и подростков. Вместе с тем доказано, что криминальная активность подростков не зависит от материального благополучия семьи.
Формированию девиантного поведения способствует наличие следующих факторов в семье: употребление родителями спиртных напитков; отсутствие контроля над подростком (54%); жестокое обращение одного либо обоих родителей в отношении к подростку, другим членам семьи (48%); трудное материальное положение (20%); нахождение родственников в местах лишения свободы (13%); отсутствие одного из родителей в семье (11%); усиленный контроль и опека над подростком (8%).
- Как самостоятельную причину следует рассматривать неформальные группы сверстников. Приятельская компания подростков становится благоприятной средой криминогенного поведения подростков, когда потерян авторитет и престиж ведущих субъектов социализации - семьи и школы.
- Особенности подросткового возраста. Подростковый и юношеский возраст входят в группу повышенного риска, так как для него характерны:
- внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая перестройкой «Я- концепции»;
- пограничная неопределенность социального положения: уже не ребенок, но еще и не взрослый;
- стремление к новизне, к оригинальности поведения (в том числе и отклоняющегося), желание понимать, бороться, достигать, утверждаться, попытки изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения).
- Биологические факторы. Они выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию.
Специальных генов, обуславливающих девиантное поведение, не существует. Однако выделяют причины отклоняющегося поведения, связанные не с социально-педагогической коррекцией, а с медицинской. К ним относят:
- Генетические факторы. По наследству передаются некоторые болезни, в частности, такие как шизофрения, дефекты зрения, слуха, повреждения нервной системы; нервно-психические нарушения, обусловленные семейным алкоголизмом, наркоманией.
- Психофизиологические факторы. В последнее время увеличивается влияние на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных и стрессовых ситуаций, экологического фактора, что приводит к различным соматическим, аллергическим и токсическим заболеваниям.
- Физиологические причины. Нарушение речи, дефекты речи, слуха, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада, которые зачастую вызывают негативное отношение окружающих, что приводит к нарушению межличностных отношений ребенка в группе сверстников, в коллективе.
- Психологические факторы связанны с наличием у человека психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера, что сопровождается эмоциональной неустойчивостью, неврастенией, повышенной возбудимостью нервной системы, психопатией. Человек с явно выраженной психопатией или акцентуированными чертами характера нуждается в социально-медицинской реабилитации, психолого- педагогической коррекции.
- Социокультурные причины связаны с расслоением общества, восприимчивостью молодежи и подростков ко всему новому и не критичностью восприятия этих норм поведения, стремлением к замещению режимного поведения.
- Личностный фактор. Наиболее опасным представляется заниженный уровень самоуважения и отсутствие сложившихся механизмов самоконтроля и самокорректировки поведения. Исследования американского психолога Г. Кэплана показали, что понижение самоуважения у юношей связано практически со всеми видами девиантного поведения и, как правило, приводит к росту антинормативного поведения. Наиболее восприимчивыми к различным видам отклоняющегося поведения являются подростки 14-15 лет.
Образовательное учреждение любого типа- одно из центральных звеньев в системе органов общей профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. С одной стороны, оно призвана осуществлять педагогическое сопровождение воспитательно-профилактической деятельности семьи, других социальных институтов, с другой стороны, в школе должны быть в полной мере реализованы собственные воспитательно-профилактические функции по коррекции поведения подростков, осуществляемой непосредственно в процессе образовательного процесса, созданию воспитывающей среды в учреждении образования, по месту жительства, по оздоровлению условий семейного воспитания детей и подростков.
Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в учреждении образования базируется на следующих принципах:
- систематичность и преемственность в пропаганде здорового образа жизни;
- учёт психологических особенностей разных возрастных групп обучающихся;
- единство эмоционального и содержательного аспекта пропаганды здорового образа жизни;
- организация досуга и общественная активность несовершеннолетних.
Современная профилактика девиантного поведения подростков направлена на формирование устойчивости их психики по отношению к вредным привычкам, антисоциальным нормам.
Работа с несовершеннолетними, имеющими отклонения в поведении, как непрерывно действующая система имеет следующие основные этапы:
- Этап ранней профилактики.
- Этап непосредственной профилактики девиантного поведения.
- Этап профилактики предпреступного поведения. На названных этапах решаются следующие задачи:
- На этапе ранней профилактики необходимо оздоровить среду и помочь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях, еще до того, как отрицательное действие этих условий существенно скажется на их поведении.
- Задачи второго этапа состоят в недопущении перехода на предпреступный уровень поведения и создание условий для исправления лиц с уже значительной степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера.
- Главная задача этапа профилактики предпреступного поведения - не допустить переход на преступный путь и создать условия для исправления лиц, систематически совершающих правонарушения, характер и интенсивность которых указывают на вероятность совершения преступления в ближайшем будущем.
Что представляют педагогические условия, способствующие социализации учащихся с девиантным поведением? Под такими педагогическими условиями следует понимать комплекс методов, форм и средств, направленных на процесс социализации обучающихся с девиантным поведением. Основными методами, применяемыми в процессе социализации, являются такие методы воспитания, как:
- методы формирования сознания личности (различные виды бесед, дискуссии, диспуты и метод примера). Данные методы способствуют формированию адекватного отношения к окружающей среде и повышают самооценку личности;
- методы стимулирования мотивации деятельности и поведения (ролевые игры и соревнования). Данные методы вызывают положительные эмоциональные переживания и формируют нравственную культуру личности;
- методы контроля (беседы и психологические опросы). Данные методы позволяют своевременно выявлять и предупреждать возникшие проблемы в процессе социализации обучающихся с девиантным поведением.
Применение данных методов должно быть обусловлено учётом индивидуальных особенностей личности и выбором определённых педагогических ситуаций. Ведущими формами процесса социализации обучающихся с девиантным поведением являются:
- проведение классных часов и внеклассных мероприятий, направленных на формирование ключевых компетенций личности, то есть компетенций в сфере быта, культурно-досуговой, познавательной и гражданско-общественной деятельности;
- организация круглых столов, семинаров, конференций и тренингов с привлечением работников здравоохранения, физической культуры и спорта, успешных людей, передовиков производства с целью самоопределения и всестороннего развития личности;
- организация экскурсий, туристических походов, которые направлены на приобретение новых знаний, умений и навыков.
Именно разноплановое использование данных форм воздействия создаст благоприятные педагогические условия для процесса социализации обучающихся с девиантным поведением.
Основными средствами создания педагогических условий, способствующими социализации учащихся с девиантным поведением, являются:
- окружающие продукты материальной культуры;
- язык и речь ближайшего окружения детей и подростов;
- элементы духовной культуры (произведения искусства и литературы, обычаи, песни);
- различные виды отношений в главных отраслях жизнедеятельности;
- методы поощрения.
С помощью данных средств социализации девиантное поведение нормализуется в соответствии с ценностями и нормами общества.
В результате комплексного применения данных форм, методов и средств процесс социализации учащихся с девиантным поведением будет проходить в три этапа:
- на первом этапе происходит ознакомление с новыми требованиями, предъявляемыми к личности;
- на втором этапе происходит приобщение к окружающему социуму и включение в разнообразные виды деятельности и общения;
- на третьем этапе происходит самоопределение и самореализация личности.
Сам процесс социализации должен строиться на основе учебной деятельности, системы взаимоотношений (педагог – ребёнок – родитель) и психологической помощи. Еще одним важным педагогическим условием является то, что процесс социализации должен быть основан на следующих факторах:
- доверительные отношения;
- позитивный настрой;
- индивидуальный подход;
- системность воздействия;
- убеждение;
- поощрение.
Именно данные слагаемые будут способствовать результативности процесса социализации. А для того чтобы процесс социализации осуществлялся органично, педагогу необходимо руководствоваться следующими принципами:
- принцип поддержки (обучающийся должен видеть в педагоге не угнетателя, а доброжелателя);
- принцип стимулирования (педагог должен постоянно находить новые формы и методы работы, с целью поддержания вовлеченности обучающихся в процесс социализации);
- принцип умеренной требовательности (позволяется всё, не противоречащее законам, учебному укладу, не наносящее вред здоровью и не понижающее самооценку других обучающихся).
Данные формы, методы, средства, условия и принципы работы позволят обучающимся с девиантным поведением найти своё место в жизни, почувствовать себя нужным, быть инициатором и просто ответственным исполнителем.
А.Д. Гонеев отмечает, что сочетание индивидуального и коллективного педагогического и психологического воздействия, применение различных форм, методов и видов внеучебной деятельности в коррекционно- педагогической и психологической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности вполне осуществимыми.
Особая роль в психокоррекционной работе с девиантными подростками отводится семье. Следует отметить, что результативность коррекции общения в семьях, где воспитываются подростки с девиантным поведением, зависит от умелого сочетания как прямого (психологическое просвещение родителей), так и опосредованного (осуществляется через подростков, через организацию совместной деятельности и общения детей и взрослых в семье, в школе, по месту жительства) воздействия на семью.
Лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленное, организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания, воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того, чтобы «срабатывали» правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.
Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны. В воспитании подрастающего поколения главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.
Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами - все это отражается на ребенке. Характер детей - в руках взрослых. Пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливым.
Заключение
Отклоняющееся (девиантное) поведение большинства детей – вызов нашего времени. Число детей с отклонениями в поведении растёт. Отклонения поведения от нормы называют: аномальным, асоциальным, антисоциальным, девиантным, расстроенным, неправильным, искривлённым, испорченным.
Воспитание детей с отклонениями в поведении осуществляется в рамках единого педагогического процесса и направлено на формирование в ребёнке гуманистических, общечеловеческих ценностей, активной гражданской позиции, нравственно-положительных черт и качеств.
Основной целью педагога является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребёнка, помощь ему в успешном усвоении картины мира и адекватной интеграции в социум.
Взвешенное сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных форм и видов внеурочной деятельности в коррекционно-педагогической работе с детьми с отклоняющимся поведением усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по коррекции девиантного поведения и формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.
Список использованной литературы:
Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: Магистр, 1999. – 96 с.
Волков Б.С. Психология подростка. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.
Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением /Под ред. М.И, Рожкова. – М.: Владос, 2001. – 240 с.
Гонеев А.Д. И др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ./ А.Д. Гонеев, Н. Н. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сластелина. – М.: Академия, 1999. – 280 с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М: 1997.
Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). – М.: Академия, 2003. – 288 с.
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304с.
Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь – М: 2000.
Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Социально-психологический и психиатрический аспекты. – Минск, 1988.
Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000.
Немов Р.Н. Общие основы психологии. – М., 1999.
Овчарова Р.В. Технологии практического образования психолога. – М.: 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/21/picture-246164-1366541162.jpg)
Оказание психологической помощи детям, находящимся в социально опасном положении.
Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако в современном обществе при более пристальном рассмотрении оказывается, что это д...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/30/picture-275765-1375187985.jpg)
Профориентационное консультирование как форма социально-психологической помощи учащимся с девиантным поведением
Психологическое профориентационное консультирование помогает не только в выборе профессии благополучным детям, но и способствует социальтно-психологической адаптации учащихся с девиантным поведением....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/31/picture-394506-1391167052.jpg)
Рабочая программа психологической помощи детям с трудностями в поведении в условиях детского дома
Цель данной программы-содействие социально-психологической адаптации детей-сирот с трудностями в поведении,профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков в условиях детского д...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/19/picture-483416-1411085068.jpg)
Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием
Психолого-медико-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями в развитии, консультативно-методическая поддержка их родителей, социальная адаптация ребенка и формирование у него предпосылок к уч...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/25/picture-556127-1419498539.jpg)
Социально-психологическое сопровождение подростков с отклоняющимся поведением.
В настоящее время рост подростков, склонных к проявлению девиантного поведения неуклонно увеличивается. Проблема становится одной из важнейших в образователных организациях. Только совместная работа с...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/12/picture-805607-1470990010.jpg)
«Психологическая помощь детям с девиантным поведением». П/р: Изучение методики заполнения и анализ «Карты риска суицида» по Шнейдер Л.Б.»
Проблема отклоняющегося поведения детей и подростков в настоящее время приобретает угрожающие размеры. В связи с этим школьные психологи понимают необходимость смещения акцентов работы с борьбы со сле...