«Психологическая помощь детям с девиантным поведением». П/р: Изучение методики заполнения и анализ «Карты риска суицида» по Шнейдер Л.Б.»
презентация к уроку на тему

Сартакова  Анастасия Владимировна

Проблема отклоняющегося поведения детей и подростков в настоящее время приобретает угрожающие размеры. В связи с этим школьные психологи понимают необходимость смещения акцентов работы с борьбы со следствиями нарушений социализации в подростковом возрасте на раннюю профилактику девиантного поведения. Такая работа требует новых профессиональных подходов, разработки конкретных форм ее реализации.

 

Первые проявления девиантного поведения иногда наблюдаются уже в младшем школьном возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития ребенка, «дефектами» процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения. Чем старше ребенок, тем больше причин, способствующих проявлению девиаций в поведении. Это и зависимость подростков от требований групп и принятых в ней ценностных ориентаций, и стойкая школьная неуспеваемость, которая проявляется отсутствием запаса школьных знаний и познавательных интересов. Систематическая школьная неуспеваемость - серьезная причина появления девиантного поведения. Нарастание неуспеваемости ведет к полному отсутствию желания учиться. В результате у подростка появляется много свободного времени, которое нечем заполнить, так как нет ни познавательных устремлений, ни интересующих ребенка дел.

 

В нашей школе создана определенная система сопровождения развития детей с девиантным поведением и помощи семье.

 

Сопровождать – значит следовать вместе, рядом, одной дорогой. Сопровождение занимается тем, что нужно конкретному ребенку или группе. Цель сопровождения – полноценное развитие ребенка.

 

Специалисты службы сопровождения (педагог - психолог, классный руководитель; социальный педагог; медсестра) проводят диагностику, просвещение, консультирование и коррекцию по наиболее важным проблемам развития ребенка: выбору образовательного маршрута, проблемам личностного развития, выступают независимыми экспертами и защитниками ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pedsovet_14.09.15.ppt639 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая помощь детям с девиантным поведением Психолог: Сартакова А.В. 14.09.2015г. (Выступление на педсовете)

Слайд 3

"Необходимо предъявлять к ребенку твердые, непререкаемые требования общества, вооружать нормами поведения, чтобы он знал, что можно и чего нельзя, что похвально и что наказуемо" А.С. Макаренко

Слайд 4

Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали, а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени.

Слайд 5

Проблема отклоняющегося поведения детей и подростков в настоящее время приобретает угрожающие размеры. В связи с этим школьные психологи понимают необходимость смещения акцентов работы с борьбы со следствиями нарушений социализации в подростковом возрасте на раннюю профилактику девиантного поведения. Такая работа требует новых профессиональных подходов, разработки конкретных форм ее реализации. Первые проявления девиантного поведения иногда наблюдаются уже в младшем школьном возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития ребенка, «дефектами» процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения. Чем старше ребенок, тем больше причин, способствующих проявлению девиаций в поведении. Это и зависимость подростков от требований групп и принятых в ней ценностных ориентаций, и стойкая школьная неуспеваемость, которая проявляется отсутствием запаса школьных знаний и познавательных интересов. Систематическая школьная неуспеваемость - серьезная причина появления девиантного поведения. Нарастание неуспеваемости ведет к полному отсутствию желания учиться. В результате у подростка появляется много свободного времени, которое нечем заполнить, так как нет ни познавательных устремлений, ни интересующих ребенка дел. В нашей школе создана определенная система сопровождения развития детей с девиантным поведением и помощи семье. Сопровождать – значит следовать вместе, рядом, одной дорогой. Сопровождение занимается тем, что нужно конкретному ребенку или группе. Цель сопровождения – полноценное развитие ребенка. Специалисты службы сопровождения (педагог - психолог, классный руководитель; социальный педагог; медсестра) проводят диагностику, просвещение, консультирование и коррекцию по наиболее важным проблемам развития ребенка: выбору образовательного маршрута, проблемам личностного развития, выступают независимыми экспертами и защитниками ребенка.

Слайд 6

Основные задачи, которые решают специалисты комплексной группы сопровождения на уровне школы, можно сформулировать следующим образом: Классный руководитель: -является связующим звеном в группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками; -делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке; -организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников. Социальный педагог: -изучает жизнедеятельность ребенка вне школы; -организует профилактическую и коррекционную работу в школе; -поддерживает детей, попавших в экстремальные ситуации; -взаимодействует с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков с девиантным поведением. Психолог: -изучает личность учащегося и коллектива класса; -анализирует адаптацию ребенка в среде; -выявляет дезадаптированных учащихся; -изучает взаимоотношения детей с взрослыми и сверстниками; -подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы; -выявляет и развивает мотивацию, интересы, склонности и способности школьников; -осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей. Школьная медсестра: -исследует физическое и психическое здоровье учащихся; -организует помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем; -разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с детьми, имеющими различные заболевания; -взаимодействует с лечебными учреждениями.

Слайд 7

Формы отклоняющегося поведения: Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих: Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными; Воровство и кражи Мелкое хулиганство Вандализм; Порча чужого имущества; Торговля наркотиками.

Слайд 8

2. Асоциальное поведение – Уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений: Побеги из дому; Систематические пропуски в школе; Агрессивное поведение; Ложь; Вымогательство. Настенные надписи и рисунки непристойного характера Ненормативная лексика

Слайд 9

3. Аутодеструктивное поведение- Поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности: Курение; Токсикомания; Наркомания; Вскрытие вен, Алкоголизм, Суицид.

Слайд 10

Линии нарушений Нарушения в поведении Нарушения в общении Нарушения в обучении Нарушения в самосознаниии

Слайд 11

Высокий уровень стресса Жестокое отношение родителей к детям Злоупотребление родителями алкоголем и наркотиками Асоциальные, психически больные родители Отсутствие родителей Нестабильная семья Очень большая семья Семейные конфликты Неадекватное воспитание и низкий контакт родителей с детьми Низкий уровень нравственности семьи Необразованные родители Семья Причины отклонений

Слайд 12

Диагностика. Алгоритм действий: Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы) Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты Анализ полученных данных и выявление отклонений. Определение основных направлений работы по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении); Работа с детьми всех участников образовательного процесса Работа с детьми, родителями, педагогами Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия. Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.

Слайд 13

Основные приемы психолого-педагогического воздействия Проявления доброты, внимания и заботы; Просьба Поощрение Прощение Поручительство Убеждение Внушение Доверие Вовлечение в интересную деятельность Моральная поддержка

Слайд 14

Основные направления работы с девиантными детьми Нарушения в обучении: Оказание учителями-предметниками индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех

Слайд 15

Основные направления работы с девиантными детьми Нарушения в поведении 1.Индивидуальная работа классного руководителя с родителями и ребенком; 2.Проведение часов общения, бесед, практикумов по проблемам поведения 3.Создание комфортных условий ребенку в коллективе; 4. Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств посредством включение ребенка в КТД класса, школы с последующей положительной оценкой его деятельности. Использование специальных упражнений на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств. 5.Организация групп педпомощи для всесторонней помощи и поддержки ребенку в профилактике нарушений

Слайд 16

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ВОСПИТАНИЯ ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ТРУДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ ОКАЗАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ ПО АДЕКВАТНОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ ЧЕРЕЗ ПРИГЛАШЕНИЕ НА ГРУППЫ ПЕДПОМОЩИ

Слайд 17

Рекомендации по успешному преодолению разного рода девиаций: -прежде всего необходим индивидуальный подход к каждому ученику; -определение форм и методов воспитательного воздействия в зависимости от конкретных условий жизни ученика; -необходимо найти общий язык с ребенком, суметь разобраться с волнующими его проблемами; -признать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира; -владеть методами и приемами коррекционной работы с трудными детьми; -быть развивающейся и совершенствующейся личностью, ибо Личность воспитывается Личностью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационное консультирование как форма социально-психологической помощи учащимся с девиантным поведением

Психологическое профориентационное консультирование помогает не только в выборе профессии благополучным детям, но и способствует социальтно-психологической адаптации учащихся с девиантным поведением....

Психологические особенности детей с девиантным поведением

Документ раскрывает характеристику психологических особенностей детей с девиантным поведением...

Методика «Карта риска суицида»

Данная методика позволяет определить степень выраженности факторов риска суицида у подростков....

Психологическое сопровождения детей с девиантным поведением.

Взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка с девиантным поведением....

Психологическое сопровождения детей с девиантным поведением.

Взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка с девиантным поведением...

"Маленькое одиночество в большом обществе". Психологическая помощь детям с отклоняющимся поведением

Отклоняющееся (девиантное) поведение большинства детей – вызов нашего времени. Число детей с отклонениями в поведении растёт. Основной целью педагога является выявление и преодоление (испра...