«Психологическая помощь детям с девиантным поведением». П/р: Изучение методики заполнения и анализ «Карты риска суицида» по Шнейдер Л.Б.»
методическая разработка на тему

Сартакова  Анастасия Владимировна

Практическая часть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._sovet.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

В 2013-2014 учебном году специалистами, занимающимися проблемами профилактики и анализа суицидального поведения детей и подростков Алтайского края было выявлено, что современные школьники испытывают значительные трудности с преодолением стрессовых и других трудных жизненных ситуаций, не знают, куда адресно обратиться за поддержкой по разрешению их важных проблем. Часто, причинами таких проблем является неблагополучие семьи, «привычное» отношении школы и общества к таким семьям и т.д. Вместе с тем, многие проблемные моменты можно предупредить заранее: сотрудничая педагогическому коллективу с учащимися и их родителями, делая главные акценты на положительных сторонах жизни всех субъектов образовательного процесса и окружающего их социума. Поэтому, одно из важных направлений системы образования должно стать формирование у школьников жизнестойкости, развивая у них навыки совладания с трудными жизненными ситуациями. С этой целью и проводится наш сегодняшний семинар.

Сегодня я хотела бы дать методические рекомендации, которые направлены на понимание классным руководителем феномена жизнестойкости в современном обществе, использование решений конкретных проблемных ситуаций в своей деятельности, а так же порекомендовать темы бесед классного руководителя с учащимися по вопросам формирования жизнестойкости.

Феномен жизнестойкости

Жизнестойкость (hardiness) представляет собой совокупность навыков и установок, которые помогают изменять поведение при преодолении стрессовой ситуации. Жизнестойкие люди в стрессовых ситуациях (в частности, во время серьезных перемен) ищут поддержку и помощь у близких, и сами готовы ответить им тем же, считают, что эффективнее оставаться вовлеченным в ситуацию и в контакте с близкими, знают, когда могут повлиять на исход событий, и делают это, верят, что перемены и стрессы естественны, и что они – скорее возможность для роста, развития, более глубокого понимания жизни, чем риск, угроза благополучию.

Феномен жизнестойкости включает в себя компоненты: вовлеченность, контроль, принятие риска.

Вовлеченность (commitment) – это уверенность в том, что даже в неприятных и трудных ситуациях, отношениях лучше оставаться вовлеченным: быть в курсе событий, в контакте с окружающими людьми, посвящать максимум своих усилий, времени, внимания тому, что происходит, участвовать в происходящем. Человек независимо от обстоятельств должен помнить, что жизнь стоит того, чтобы жить. Противоположностью вовлеченности является отчужденность.

Контроль (control) – это убежденность в том, что всегда возможно и всегда эффективнее стараться повлиять на исход событий. Если же ситуация принципиально не поддается никакому воздействию, то человек с высокой установкой контроля примет ситуацию как есть, то есть изменит свое отношение к ней, переоценит происходящее и т. д. Противоположностью контроля является беспомощность.

Принятие риска (challenge) – вера в то, что стрессы и перемены – это естественная часть жизни, что любая ситуация – это как минимум ценный опыт, который поможет развить себя и углубить свое понимание жизни. Противоположностью принятия риска является ощущение угрозы.

Развитие жизнестойкости младшего школьника в процессе обучения

Для детей младшего школьного возраста типичными трудными жизненными ситуациями становятся неспособность справиться с учебной нагрузкой, невозможность соответствовать ожиданиям семьи, враждебное отношение со стороны родителей, педагогов или сверстников, смена школьного коллектива.

Оптимальное развитие и дальнейшее функционирование психофизиологического уровня младшего школьника связано с психогигиеной, учётом его типологических особенностей в процессе обучения, оптимальным эмоциональным климатом в семье и школе.

Социально-психологические навыки характеризуются организацией собственной деятельности и собственной жизни ребёнка через усвоение социальных навыков, оптимальных моделей поведения, выработку эффективных стилей мышления, способов саморегуляции и оптимального индивидуального стиля деятельности.

Навыки интеллектуальной деятельности характеризуются развитием позитивного анализа трудных ситуаций жизни.

Навыки общения младшего школьника в оптимальном использовании им социальной поддержки. Способность младшего школьника обратиться за помощью к учителю, сверстникам, взаимодействовать в разнообразных ситуациях общения делает его не только более адаптивным к школьным ситуациям, но и более успешным в учёбе.

В жизни ребёнка и подростка значимы коммуникативные навыки: просьбы, отказы, реагирования на справедливую и несправедливую критику. Большое значение имеют навыки, хорошо усвоенные действия и привычки, которые помогают не растеряться в необычной ситуации.

Навыки саморегуляции начинают играть всё большую роль в жизни ребёнка при включении его в учебную деятельность. Дети, как и взрослые, используют разные типы стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями, тем самым стихийно развивая свою жизнестойкость.

Чем больше конструктивных способов поведения освоил ребёнок, проигрывая различные жизненные роли, тем больше возможностей оптимального поведения в сложных ситуациях он может проявить. Задача взрослых – помочь ребёнку приобрести полезные навыки, привычки в игровых, учебных, трудовых ситуациях.

Особое место в формировании личности ребенка занимает его самооценка, личностные особенности, находящиеся в непрерывном развитии – интересы, цели, ценности, мотивы.

Личностные образования в критических условиях жизни проявляются, прежде всего, в «убеждённости в своих силах контролировать происходящее», «вере в себя», «готовности активно действовать и преодолевать трудности», в «системе значимых отношений».

Уверенность в себе нужна школьнику для реалистического, оптимистического и активного отношения к своим недостаткам. Например: «Я этого ещё не умею, но научусь».

Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования волевых качеств – заставлять себя работать систематически, доводить начатое до конца, сдерживать мешающие делу эмоции, внимательно слушать учителя, принимать требования.

Воспитание воли начинается с мысленной постановки цели перед самим собой, сосредоточения умственных сил, осмысливания и самоконтроля.

Условия развития воли у детей со стороны взрослого:

1) наличие достаточно сильного мотива поведения («для чего»);

2) предварительная постановка ограниченной цели и её конкретизация;

3) оптимальная сложность задания;

4) наличие инструкции о способах выполнения задания;

5) демонстрация учащимся их продвижения к цели

Проблема активизации ресурсов личности человека в трудных возрастно-психологических жизненных ситуациях

Основные виды жизненных трудностей: повседневные неприятности; негативные события, связанные с различными возрастными периодами; непредвиденные несчастья и горести.

В подростковом возрасте проблемные ситуации связаны с ситуациями несоответствия желаний личности имеющимся возможностям: физиологической, запускающей физическую и сексуальную активность подростков; потребностях в безопасности, реализующихся через принадлежность к группе; независимости от семьи; привязанности; успехе; развитии собственного Я. Ситуации неудовлетворенности основных жизненных потребностей подростка «запускают» его поведение, направленное на преодоление стресса. В подростковом и юношеском возрасте наиболее типичным является стремление к эмоциональному разрешению жизненных трудностей, которое по мере взросления становится неактуальным и может лишь использоваться лицами с ярко выраженной фемининностью (характерной формой поведения, ожидаемой от женщины в данном обществе). Чаще начинают использоваться когнитивные (рациональные) формы психологического преодоления.

В раннем юношеском возрасте все еще актуальными являются тактики совладающего поведения, связанные с обращением к взрослым за социальной поддержкой, прежде всего эмоциональной. Следовательно, и в этот период перехода к взрослости важнейшим способом преодоления трудностей является совместная деятельность со значимым взрослым.

Список тем для бесед классного руководителя со школьником по вопросам формирования жизнестойкости:

  1. Беседа с учащимся по вопросам взаимоотношений с родителями.
  2. Беседа с учащимся по вопросам взаимодействия со сверстниками.
  3. Беседа с учащимся с целью разрешения конфликта.
  4. Беседа с учащимся по вопросам возникающего стресса.
  5. Беседа с учащимся по вопросам преодоления тревожности.
  6. Беседа с учащимся по вопросам преодоления депрессии.
  7. Позитивные установки для учащихся.

Подробнее о содержании бесед можно узнать у педагога-психолога.

Ознакомление классных руководителей с анкетой  Л Шнейдер «Карта риска суицида».

Дать рекомендации по их заполнению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационное консультирование как форма социально-психологической помощи учащимся с девиантным поведением

Психологическое профориентационное консультирование помогает не только в выборе профессии благополучным детям, но и способствует социальтно-психологической адаптации учащихся с девиантным поведением....

Психологические особенности детей с девиантным поведением

Документ раскрывает характеристику психологических особенностей детей с девиантным поведением...

Методика «Карта риска суицида»

Данная методика позволяет определить степень выраженности факторов риска суицида у подростков....

«Психологическая помощь детям с девиантным поведением». П/р: Изучение методики заполнения и анализ «Карты риска суицида» по Шнейдер Л.Б.»

Проблема отклоняющегося поведения детей и подростков в настоящее время приобретает угрожающие размеры. В связи с этим школьные психологи понимают необходимость смещения акцентов работы с борьбы со сле...

Психологическое сопровождения детей с девиантным поведением.

Взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка с девиантным поведением....

Психологическое сопровождения детей с девиантным поведением.

Взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка с девиантным поведением...

"Маленькое одиночество в большом обществе". Психологическая помощь детям с отклоняющимся поведением

Отклоняющееся (девиантное) поведение большинства детей – вызов нашего времени. Число детей с отклонениями в поведении растёт. Основной целью педагога является выявление и преодоление (испра...