Программа для 5 классов "Азбука профессий"
рабочая программа по психологии (5 класс)

Борковцева Анастасия Сергеевна

Школьнику непросто разобраться в мире профессий и тем более сложно представить себе потребности рынка труда, реальные возможности трудоустройства, правильно оценить свои возможности. Примерная программа основного общего образования рассматривает в качестве планируемых результатов освоения учебных и междисциплинарных программ в области профессиональной ориентации «…построение вариантов личного профессионального плана и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на рынке труда;… планирование профессиональной карьеры; …рациональный выбор пути продолжения образования или трудоустройства; … ориентация в информации по трудоустройству и продолжению образования; … оценка своих возможностей и возможностей своей семьи для предпринимательской деятельности». Достижению этих результатов и способствует данная программа внеурочной деятельности.

Цель программы – формирование компетенций обучающихся общеобразовательных организаций, связанных с представлениями о мире профессий на основе их классификации. 

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

обучающих:

·        развитие познавательного интереса обучающихся;

·        освоение основ культуры созидательного труда;

·        применение полученных теоретических знаний на практике;

·        включение обучающихся в разнообразные виды игровой деятельности для создания личностно - значимых продуктов труда.

воспитательных:

·        формирование общественной активности личности;

·        формирование гражданской позиции;

·        формирование ответственности за результаты своей деятельности;

·        воспитание уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

развивающих:

·        развитие личностных способностей: технического мышления, пространственного воображения, творческих, интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей;

·        реализация творческого потенциала обучающихся;

·        формирование потребности в самопознании и саморазвитии;

·        укрепление межпредметных связей;

·        развитие аналитических навыков мышления.

профессионально-ориентационных:

·        получение опыта практической деятельности обучающихся для дальнейшего осознанного профессионального самоопределения;

приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей трудовой жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_5_klass_azbuka_professiy.docx160.02 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Актуальность

Школьнику непросто разобраться в мире профессий и тем более сложно представить себе потребности рынка труда, реальные возможности трудоустройства, правильно оценить свои возможности.  

В федеральном государственном образовательном стандарте указано, что Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны отражать формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда. Примерная программа основного общего образования рассматривает в качестве планируемых результатов освоения учебных и междисциплинарных программ в области профессиональной ориентации «…построение вариантов личного профессионального плана и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на рынке труда;… планирование профессиональной карьеры; …рациональный выбор пути продолжения образования или трудоустройства; … ориентация в информации по трудоустройству и продолжению образования; … оценка своих возможностей и возможностей своей семьи для предпринимательской деятельности». Достижению этих результатов и способствует данная программа внеурочной деятельности.

Наиболее актуальным при реализации ФГОС ООО является компетентностный подход, который в школьном образовании понимается как ориентация образовательной практики на развитие такого интегрального качества личности, как способность и готовность ученика решать проблемы, типичные и нетрадиционные задачи, возникающие в актуальных для него жизненных ситуациях, с использованием ценностей, способностей, образовательного и жизненного опыта. И начинать такую деятельность необходимо как можно раньше. В связи с этим программа внеурочной деятельности для учащихся 5 классов способствует интеграции предметных программ и дополнению содержания образовательной области «Технология»  

Цель программы – формирование компетенций обучающихся общеобразовательных организаций, связанных с представлениями о мире профессий на основе их классификации.  

Для достижения цели необходимо решение следующих задач: 

обучающих:

  • развитие познавательного интереса обучающихся;
  • освоение основ культуры созидательного труда;
  • применение полученных теоретических знаний на практике;
  • включение обучающихся в разнообразные виды игровой деятельности для создания личностно - значимых продуктов труда.

воспитательных:

  • формирование общественной активности личности;
  • формирование гражданской позиции;
  • формирование ответственности за результаты своей деятельности;
  • воспитание уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

развивающих:

  • развитие личностных способностей: технического мышления, пространственного воображения, творческих, интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей; 
  • реализация творческого потенциала обучающихся; 
  • формирование потребности в самопознании и саморазвитии; 
  • укрепление межпредметных связей; 
  • развитие аналитических навыков мышления. 

профессионально-ориентационных:

  • получение опыта практической деятельности обучающихся для дальнейшего осознанного профессионального самоопределения;
  • приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей трудовой жизни.

Ожидаемые результаты обучения

Результатом обучения по программе должны стать:  

Личностные результаты освоения программы должны отражать:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах; участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;  
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;  
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности должны отражать: универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Регулятивные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;  
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • овладение навыками смыслового чтения.

Коммуникативные: 

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные результаты изучения данной программы внеурочной деятельности:

  • ориентация в мире профессий;
  • понятие предмета труда и классификация профессий по предмету труда;
  • определение требований, предъявляемых профессиями к человеку с учетом распределения профессий на типы и классы;
  • выявление требований, предъявляемых профессиями к физической форме и состоянию здоровья человека.

Обучающиеся:

  • планировать и выполнять учебные действия, связанные с поиском информации;  
  • выбирать и использовать методы, соответствующие рассматриваемой проблеме;
  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
  • использовать игровые приёмы для решения практико-ориентированных задач.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебные действия, связанные с решением практико-ориентированных задач;
  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности;
  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненных работ;

Личностные качества, развиваемые в результате обучения по программе: самостоятельность, организованность, гибкость, коммуникативность, ответственность, взаимопомощь, толерантность, аккуратность, работоспособность, трудолюбие. 


Формы и режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год) в форме теоретических и практических занятий, игровой форме, форме экскурсий. При проведении экскурсий, соревнований предполагается объединение часов двух (или более) занятий.

В содержании программы приведены возможные варианты экскурсий. Система экскурсий на предприятия и в учебные заведения города разработана с целью ознакомления обучающихся с видами профессиональной деятельности по типам профессий. Каждая экскурсия занимает определенное место программы внеурочной деятельности и подразумевает практическое знакомство с профессиями конкретного типа после его теоретического освящения. Экскурсии в высшие учебные заведения на уровне 5 класса подразумевают специально разработанные маршруты по музеям ВУЗов. На предприятиях города, обучающиеся знакомятся с современным производством в рамках профессиональной деятельности внутри определенного типа профессий. Система экскурсий разработана с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Формы контроля:

Для проверки уровня усвоения учащимися содержания программы предусмотрена организация 5 викторин, проводимых внутри общеобразовательного учреждения на протяжении учебного года по разным разделам программы.

Итоговой формой проверки результативности изучения программы является конкурс - соревнование «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон).

Учебно-тематический план

5 класс

 

Занятия

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма проведения занятия

Теория          Практика         Всего

 

Раздел 1. Мир профессий – 2 часа

1

Введение в мир профессий

0,5

0,5

1

Упражнение

2

Характеристики профессий

0,5

0,5

1

Игры

 

Раздел 2. Классификация профессий по предмету труда – 32 часа

3

Деление профессий по предмету труда

0,5

0,5

1

Презентация, игры

4

Тип профессий «Человек-Человек»

1

 

5

Презентация  

5

 

1

Игры, упражнение

6

 

1

Викторина  

7, 8

Мастер-классы, экскурсия

1

1

Мастер-класс, экскурсия  

9

Тип профессий «Человек-Художественный образ»

1

 

5

Презентация

10

 

1

Игры, упражнение

11

 

1

Викторина  

12, 13

Экскурсия  

1

1

Экскурсия  

14, 15

Внутришкольный этап конкурса «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон)

 

2

2

Игра-соревнование/ конкурс

16

Тип профессий «Человек-Техника»  

1

 

5

Презентация

17

 

1

Игры, упражнение

18

 

1

Викторина  

19, 20

Экскурсия  

1

1

Экскурсия  

21, 22

Районный этап конкурса

«Профессии от А до Я»

(интеллектуальный марафон)

 

2

2

Игра-соревнование/ конкурс

23

Тип профессий «Человек-Знаковая система»

1

 

5

Презентация

24

 

1

Игры, упражнение

25

 

1

Викторина  

26, 27

Экскурсия  

1

1

Экскурсия  

28

Тип профессий «Человек-Природа»

1

 

5

Презентация

29

 

1

Игры, упражнение

30

 

1

Викторина  

31, 32

Экскурсия  

1

1

Экскурсия  

33, 34

Итоговый контроль: городской этап конкурса «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон)

 

2

2

Игра-соревнование/ конкурс

 

Итого  

11,5

22,5

34

 

 

Содержание программы

Раздел 1. Мир профессий

Тема 1. Введение в мир профессий

Ценность труда. Понятие «профессия». Что отличает профессиональную деятельность от хобби?  Чем отличается профессиональная деятельность от трудовой? Многообразие мира профессий.

Рисунок профессии (все учащиеся рисуют какую-либо профессию по собственному выбору, рисунки вывешивают в классе, учащиеся должны определить, что за профессия изображена). Упражнение «Древо профессий» (профессии родителей, прародителей).

Тема 2. Характеристики профессий

Характеристики, признаки, объединяющие разные профессии: условия труда, орудия труда, предметы труда.

Игры: «Алфавит профессий», «Снежный ком» (по профессиям), «Семь нот», «Чем пахнут ремесла?», «Отгадай профессию по действию».

Раздел 2. Классификация профессий по предмету труда

Тема 3. Деление профессий по предмету труда

Типы профессий «Человек-Человек», «Человек-Художественный образ», «Человек-Техника», «Человек-Знаковая система», «Человек-Природа». Игры: «Пасьянс профессий», «Четвертый лишний», «Доскажи словечко».

 

Тема 4. Тип профессий «Человек-Человек»

Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности (образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание).

Тема 5. Тип профессий «Человек-Человек»

Игры: «Словарь профессий – ЧЧ», «Слова-слова – ЧЧ», «Четвертый лишний – ЧЧ»,

«Синонимы – ЧЧ», «Самая-самая – ЧЧ»

Упражнение «Пантомима»

Ребусы – ЧЧ, анаграммы – ЧЧ, загадки – ЧЧ

Кроссворд по профессиям типа ЧЧ

Тема 6. Тип профессий «Человек-Человек»

Викторина «Профессии типа ЧЧ» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра»

(возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Профессии в фильмах и др.).

Темы 7, 8. Мастер-классы по профессиям сферы обслуживания (Экскурсия в «Колледж туризма и гостиничного сервиса» или вызов представителей колледжа в школу).

Тема 9. Тип профессий «Человек-Художественный образ»

Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности (образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание).

Тема 10. Тип профессий «Человек-Художественный образ»

Игры: «Словарь профессий – ЧХ», «Слова-слова – ЧХ», «Четвертый лишний – ЧХ»,

«Синонимы – ЧХ», «Самая-самая – ЧХ»

Упражнение «Пантомима»

Ребусы – ЧХ, анаграммы – ЧХ, загадки – ЧХ

Кроссворд по профессиям типа ЧХ

Тема 11. Тип профессий «Человек-Художественный образ»

Викторина «Профессии типа ЧХ» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Профессии в фильмах и др.).

Темы 12, 13. Варианты экскурсий: Музей, библиотеки, мастерские и т.п.

Темы 14, 15. Внутришкольный этап конкурса «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон). Викторина по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Ребусы, Анаграммы, Синонимы и др.).

Тема 16. Тип профессий «Человек-Техника»

Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности (образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание).

Тема 17. Тип профессий «Человек-Техника»

Игры: «Словарь профессий – ЧТ», «Слова-слова – ЧТ», «Четвертый лишний – ЧТ»,

«Синонимы – ЧТ», «Самая-самая – ЧТ»

Упражнение «Пантомима»

Ребусы – ЧТ, анаграммы – ЧТ, загадки – ЧТ

Кроссворд по профессиям типа ЧТ

Тема 18. Тип профессий «Человек-Техника»

Викторина «Профессии типа ЧТ» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Профессии в фильмах и др.).

Темы 19, 20.  Экскурсий

Темы 21, 22. Районный конкурс «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон). Викторина по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Ребусы, Анаграммы, Синонимы и др.).

Тема 23. Тип профессий «Человек-Знаковая система»

Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности (образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание).

Тема 24. Тип профессий «Человек-Знаковая система»

Игры: «Словарь профессий – ЧЗ», «Слова-слова – ЧЗ», «Четвертый лишний – ЧЗ», «Синонимы – ЧЗ», «Самая-самая – ЧЗ» Упражнение «Пантомима».

Ребусы – ЧЗ, анаграммы – ЧЗ, загадки – ЧЗ

Кроссворд по профессиям типа ЧЗ

Тема 25. Тип профессий «Человек-Знаковая система»

Викторина «Профессии типа ЧЗ» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Профессии в фильмах и др.).  

Темы 26, 27. Варианты экскурсий: Главпочтамт, библиотека Алвара Аалто.

Тема 28. Тип профессий «Человек-Природа»

Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности (образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание).

Тема 29. Тип профессий «Человек-Природа»

Игры: «Словарь профессий – ЧП», «Слова-слова – ЧП», «Четвертый лишний – ЧП»,

«Синонимы – ЧП», «Самая-самая – ЧП»

Упражнение «Пантомима»

Ребусы – ЧП, анаграммы – ЧП, загадки – ЧП

Кроссворд по профессиям типа ЧП  

Тема 30. Тип профессий «Человек-Природа»

Викторина «Профессии типа ЧП» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Профессии в фильмах и др.).

Темы 31, 32. Варианты экскурсий: Судостроительный завод, шоколадная мастерская.

Темы 33, 34. Итоговый контроль: городской конкурс «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон). Викторина по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Ребусы, Анаграммы, Синонимы и др.).

Методическое обеспечение программы

 

Предложенные в программе варианты экскурсий в музеи, на предприятия и заводы города носят рекомендательный характер и выбираются по усмотрению педагога, а также могут быть дополнены.  

Теоретическая часть в рамках экскурсии предполагает подготовку обучающихся (настрой на восприятие материала) и последующее обсуждение экскурсии по заранее сформулированным педагогом вопросам (по содержанию и по эмоциональному отклику на экскурсию).

 

Описание игр и упражнений

 

Упражнение «Древо профессий». Учащиеся составляют (рисуют) генеалогическое древо профессий своих родственников (родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек). Можно устроить выставку-демонстрацию работ, по желанию учащиеся могут рассказать подробнее о своем «древе».  

Игра «Алфавит профессий». Учащиеся на каждую букву алфавита (кроме букв Ё, Й, Ь, Ъ, Ы, Щ) вспоминают названия профессий и записывают на листах. Затем по очереди начинают называть записанные профессии. Побеждает в игре тот, кто назовет большее число профессий.  Пример: А – архитектор, Б – брокер, В – водитель и т.п.  

Игра «Снежный ком». Ведущий называет первую профессию, следующий по очереди участник называет профессию на последнюю букву. Если профессия не названа и ход передастся следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, выбывает из игры и выходит на время из круга).  Пример: Дровосек – корректор – радист и т.п.  

Игра «Семь нот». Учащиеся перечисляют профессии, начинающиеся с названия музыкальных нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛ(ь), ЛЯ (используется внутри слова), СИ. Пример: ДОктор, РЕдактор, МИлиционер и т.п.  

Игра «Чем пахнут ремесла?». Учащимся предлагается назвать профессию, ориентируясь на то, чем она пахнет.

Пример: тестом и мукой – пекарь, рыбой и морем – рыбак, лекарством – врач, фармацевт и т.д.  

Игра «Отгадай профессию по действию».  Учащимся называется действие, которое выполняет представитель какой-либо профессии, их задача – отгадать профессию.

Пример: готовит – повар, продает – продавец, проверяет текст – корректор и пр.

 

Игра «Пасьянс профессий». Учащимся, объединенным в группы, предлагается разложить карточки (25 штук) с профессиями по какому-либо признаку (признак деления учащиеся выбирают самостоятельно в группах). Далее идет обсуждения предложенных вариантов деления профессий. Если деление по предмету труда не было предложено учащимися, то учитель сам вводит этот критерий деления.

Пример: бухгалтер, артист, воспитатель, ветеринар, радист, врач, автослесарь, столяр, лесник, дизайнер интерьера и др.  

Игра «Четвертый лишний». Учитель предлагает определить из 4 названных слов лишнее (по смыслу).

Пример: дети – пациенты – растения – покупатели (лишнее слово – растения, т.к.

основание для определения – предмет труда); программист – бухгалтер – парикмахер – нотариус (лишнее слово – парикмахер, т.к. основание для деления – тип профессий); расческа – ножницы – электропаяльник – фен (лишнее слово – электропаяльник, т.к. основания для деления – орудия труда парикмахера) и т.д.

Примечание: профессии могут подбираться в соответствии с темой занятия (определенным типом профессии).

Игра «Доскажи словечко». Учащимся зачитывается начало предложения (описание действия, осуществляемого специалистом, или описание места работы), они должны завершить его (назвать профессию).

Пример: Стены выкрасил - … маляр. Доску выстругал -… столяр. Вдоме свет провел - … монтер. В шахте трудится - … шахтер.  

Игра «Словарь профессий». Учащимся предлагаются карточки, разделенные на две части, в одной пишутся названия профессий, в другой – их описания. Необходимо соединить названия профессий с их описаниями.  

Примечание: профессии подбираются в соответствии с темой занятия (определенным типом профессии).

Пример: (Тема 10 «Человек-Художественный образ»)

Саунддизайнер

 

специалист, умеющий разбираться в ароматах, строить из них композиции, имеющий память на запахи.

Флорист

дизайнер, который создает звуковые образы.

Парфюмер  

человек, который составляет композиции, картины из цветов и растений.

 

Игра «Слова-слова». Команды учащихся получают карточки, на которых написаны группы слов, обозначающих предметы, средства и результаты труда. По данным группам слов учащиеся должны определить, о каких профессиях идет речь.

Примечание: профессии подбираются в соответствии с темой занятия (определенным типом профессии).

Пример: компьютер, программа, текст – программист (ЧЗ); животные, шприц, лечебница – ветеринар (ЧП); люди, ножницы, салон – парикмахер (ЧЧ) и т.п.

 Игра «Синонимы». Учащимся дается задание назвать синоним предложенной профессии.  

Примечание:         профессии         подбираются         в         соответствии         с         темой         занятия (определенным типом профессии). Примеры (Тема 5 «Человек-Человек»): стоматолог - ... (дантист, зубной врач) экскурсовод - … (гид) стюардесса - ... (бортпроводница)

Игра «Самая-самая». Учащиеся должны назвать профессии, которые больше всего подходят заданной характеристике с учетом типа профессии.  

Примечание: неправильных ответов в данной игре нет, т.к. главное в этой игре – дать аргументацию своего ответа.

Примеры:  

Самая умная профессия

Самая сладкая профессия

Самая нежная профессия

 

Упражнение «Пантомима». Команда получает задание изобразить особенности какой-нибудь профессии. Один из представителей команды изображает действия, которые выполняют люди этой профессии. Члены другой команды отгадывают задуманную профессию.

Примечание:         профессии         подбираются         в         соответствии         с         темой         занятия

(определенным типом профессии).  

Ребусы. Учащимся предлагаются ребусы, разгадав которые они получат название профессии или высказывание о труде.  

Примечание:         профессии         подбираются         в         соответствии         с         темой         занятия (определенным типом профессии).

Пример (Тема 29 «Человек-Природа»):

фермер

 кинолог

         

 Анаграммы. Учащимся предлагается переставить буквы в словах так, чтобы получились названия профессий. В качестве подсказки может быть указана буква, с которой должен начинаться правильный ответ.

Примечание:         профессии         подбираются         в         соответствии         с         темой         занятия (определенным типом профессии).

Пример (Тема 5 «Человек-Человек»):

РВАЧ – врач, АВДОТКА – адвокат, СОПЛО – посол и .т.д.  

Загадки. Учащимся предлагаются загадки о профессиях.

Примечание:         профессии         подбираются         в         соответствии         с         темой         занятия (определенным типом профессии).

Пример (Тема 17 «Человек-Техника»):

Из кирпича мы строим дом, Чтоб смеялось солнце в нем.

Чтобы выше, чтобы шире

                               Были комнаты в квартире.                   (строитель, каменщик)

 

На работе день-деньской Он командует рукой.

Поднимает та рука

              Сто пудов под облака.                           (крановщик)

 

На станке детали точит

Этот кадровый рабочий.

Без его умелых рук

                Не собрать ни танк, ни плуг.                  (токарь)

 

 


Материально - техническое обеспечение программы  

Материально – техническое обеспечение программы зависит от специфики, материальной базы, возможностей и кадрового состава общеобразовательного учреждения.

Информационное обеспечение программы

Нормативные документы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; 
  3. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
  4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников

образования";

  1. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;  
  2. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;
  3. Приказ Министерства образования Российской федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 04.10.1999 № 462/175 «О мерах по эффективному функционированию системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда»; 8. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 03.10.2006 № 1192 «О программе развития рынка труда в Санкт-Петербурге на 2006-2015 годы».

Литература

  1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения)– М.: Просвещение, 2011. – 159с.
  2. Ансимова Н. П., Кузнецова И. В. Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи. – Ярославль, 2000.
  3. Бендюков М., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? – СПб.: «Литера плюс», 1997.
  4. Булычева Н.А. Особенности профессионального выбора выпускников классов коррекционно-развивающего обучения // Коррекционная педагогика–2004–№2(4)–С. 65-69.
  5. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Издательство «Академический проект», 2006.
  6. Климов Е А. Как выбирать профессию: книга для учащихся старших классов средней школы. – М., 1990.
  7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Издательский центр «Академия»- 2004.
  8. Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. – М.: МПСИ: Флинта, 2003.
  9. Овчарова         Р.В.         Справочная         книга         школьного         психолога.         – М.:         Изд-во «Просвещение», 1996. -  С. 276 - 333.
  10. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников/ Чистякова С.Н. – М.: Издательский центр «Академия»- 2005.
  11. Пинский А.А. «Предпрофильная подготовка учащихся выпускных классов основной школы: результаты первого года эксперимента» Доклад. // Всероссийская научно-практическая конференция по предпрофильной подготовке. - Москва. - 30 сент. – 1 окт. 2004.
  12. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., ТЦ «Сфера», 2000. – С.283-427.
  13. Профориентация. – Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений/ Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия»- 2005.
  14. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001.
  15. Психология подростка. Полное руководство / Под ред. А.А. Реана, – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК,2003.  
  16. Степанский В.И. Психологические факторы выбора профессии. Теория. Эксперимент. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.
  17. Степанский         В.И.         Психологические         факторы         выбора профессии.         Теория.  Эксперимент. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. Дополнительная:
  18. Безюлёва Г.В. Психолого-педагогическое обоснование профориентационной работы // Профессиональное образование. – 2004. - № 5. – С.10.
  19. Гейхман         Л.К.         Коммуникативная         компетентность профессионала         //
  20. Профессиональное образование. – 2006. - № 3 – С. 28-29.
  21. Горина И. Хочу, могу и надо // Пчела. – 2005. - № 47.
  22. Киреенко Л.В., Кулагина Н.Н. Профессиональная ориентация – путь снижения безработицы. // Профессионал. – 2006. - № 3. – С. 18-20.
  23. Кострикин А. Занятость в трудоустройстве молодежи: Санкт-Петербург начала XXI века (между теорией и практикой) //Пчела. – 2005. - № 47.
  24. Манушина О. Центр профессиональной ориентации // Директор школы. – 2006. - № – С. 81-83.
  25. Мартина Н. Формирование готовности к профессиональному самоопределению. // Директор школы. – 2006. - № 3. – С. 65 –70.
  26. Нодель Ф.А. О профессиях, или в поисках пути. Этюды словесника //
  27. Профессиональное образование. – 2005. - № 1, 2 – С. 35, С. 28.
  28. Пряжников Н.С. Направления и методы профориентации // Директор школы. – 2006. - № 2. – С. 79 –84.

Электронные ресурсы

  1. http://www.rspb.ru – Комитет по занятости населения СПб
  2. http://www.trudvsem.ru – информационный портал Федеральной службы по труду и занятости РФ
  3. http://www.proforient.ru – профориентирование детей

4.         http://www.obrazovan.ru – уровни образования в СПб

  1. http://www.piterburgvuz.ru – ВУЗы Санкт-Петербурга
  2. http://www.spospb.ru – портал средних профессиональных учебных заведений

7.          http://www.psy.pu.ru – центр профессионально- личностного                           консультирования при факультете психологии СПбГУ  

  1. http://www.proforientator.ru – Центр Тестирования и Развития при МГУ

         «Гуманитарные технологии»

  1. http://www.metodkabi.net.ru – методический кабинет по профориентации
  2. http://www.edunews.ru – портал для абитуриентов
  3. http://www.rabotas.ru – подборка статей о карьере, профессиях, рынке труда
  4. http://www.e-xecutive.ru/professions - справочник профессий на сайте сообщества менеджеров
  1. http://www.zarplata.ru – сайт издания «Работа & зарплата»
  2. http://www.profguide.ru – гид по профессиям
  3. http://www.mado.spb.ru – методическое обеспечение профориентации СПБ межрегиональной ассоциации дополнительного образования
  4. http://www.rhr.ru – человеческие ресурсы России, анализ рынка труда, профориентация
  5. http://vse-professii – справочник профессий
  6. http://www.testov.net/proforient.educom.ru - тестирование по профориентации
  7. http://www.profvibor.ru – помощь в профессиональном самоопределении
  8. http://www.ucheba.ru – информация об учебных заведениях, профориентация

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профориентационного курса: "Профессии специальности "юрист"

Юридическое образование – это огромный и  интересный  мир, таящий  поистине безграничные возможности  в области формирования  карьеры.Юридические  специальности  вес...

программа курса по профессии "Оператор ЭВМ"

Программа соответствует ФГОС по профессии "Оператор ЭВМ", имеет рецензию. В нашей школе применяся с 9-11 класса с вручением свидетельства о присвоении профессии....

программа "Шаг в профессию"

профориентационная программа расчитана на учащихся коррекционной школы 8 вида (7-9 класс)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИЯ: 190631.01 «АВТОМЕХАНИК»

Новая группа, которая поступила к нам в училище в 2011 году , обучается по новым стандартам.Поэтому методическая разработка  Рабочаей программы была сделана с учетом изменений.. Содерж...

Методическая разработка раздела учебной программы «Выбор будущей профессии»

Раздел учебной программы "Выбор будущей профессии" разработан для 9 класса. Данный раздел программы имеет большой образовательный потенциал и позволяет выделить компетентностное, деятельностное и мета...

Конкурсная программа «В мире профессий».

расширение знаний о мире профессий; воспитание уважительного отношения к труду....