Арт-терапия в работе с детьми
статья по психологии

Крылова Инна Владимировна

В настоящее время арт-терапия стала очень популярной. При работе с детьми арт-терапия позволяет решить многие проблемы и "вытащить на свет" проблемы и страхи, которые трудно вербализовать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon art-terapiya_deti.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

«Арт-терапия в работе с детьми»

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему на столько насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.

Я в своей работе не берусь описать все многообразие арт-терапевтических

форм работы с детьми. Но на некоторых я остановлюсь более подробно, и

особое внимание я уделю проблеме разрешения, переживания страхов. Страхи являются неотъемлемой частью каждого человека. В определенные моменты страхи могут разрастаться и в какие-то моменты захватывать человеческое существо целиком. Уход от страхов другими словами избегание, на мой взгляд, не является конструктивным выходом из ситуации. Страхи теряют силу, когда мы смотрим им в лицо. Это сложно сделать взрослому человеку, а ребенку почти невозможно в большинстве случаев. Здесь на помощь приходит изо-терапия, которая позволяет наиболее безболезненным способом вынести на физический план страхи, переживания, которые могут лежать глубоко в сознании или даже бессознательном.

Арт-терапия.

Термин "арт-терапия" ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при

описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это

словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий

искусством, которые проводились в больницах и центрах психического

здоровья.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на

искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей З.

Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А. Маслоу.

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности

через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения

представителя классического психоанализа, основным механизмом

коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. По мнению Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арт-терапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я".

Важнейшей техникой арт-терапевтического взаимодействия здесь является

техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.

С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением клиенту

практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего "Я". Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими.

В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению

сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

Арт-терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в

качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой

символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей

изменить действие "аффекта от мучительного к приносящему наслаждение".

В психотерапевтическом контексте можно сказать, что занятия

изобразительным искусством носят спонтанный характер – в отличие от

тщательно организованной деятельности по обучению пациентов рукоделию или рисованию. При проведении арттерапии важен творческий акт как таковой, а также особенности внутреннего мира творца, которые выявляются в результате осуществления этого акта. Руководители поощряют участников выражать свои внутренние переживания как можно более произвольно и спонтанно и совершенно не беспокоиться о художественных достоинствах своих работ.

Обзор литературы по арттерапии свидетельствует о том, что это сборное

понятие, включающее множество разнообразных форм и методов.

Кратохвин [6; ст. 278] разделяет арт-терапию на сублимационную,

деятельную и проективную, однако, это разделение основано на внешнем

характере метода и касается только экспрессивного компонента. В зарубежной психотерапии выделяют 4 основных направления в применении арттерапии:

1.Использование для лечения уже существующего произведения искусства

путем их анализа и интерпретации пациентом (пассивная Арт-терапия).

2.Побуждение пациентов к самостоятельному творчеству, при этом

творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор (активная Арт-терапия).

3.Одновременное использование первого и второго принципов.

4.Акцентирование роли самого психотерапевта, его взаимоотношения с

пациентом в процессе обучения его творчеству, классификация, приводимая в книге Хайкина "Художественное творчество глазами врача", включает в себя роль эстетического компонента и представления о лечебной направленности фактора и уровня адаптации, на которой это действие проявляется:

1.Социально-личностный уровень адаптации: в основе адаптирующегося

действия лежит неосознаваемая созидательная гармонизация, интегрирующая ила, некоего эстетического и творческого начала, заложенного в искусстве.

2.Личностно-ассоциативный уровень адаптации: облегчение и компенсация

достигаются за счет не столько эстетического действия, сколько вследствие

снижения напряжения.

3.Ассоциативно-коммуникативный уровень адаптации: лечебное действие

арттерапии достигается подключением интеллектуальных операций (проекция, обсуждение и осознание конфликта), облегчением психотерапевтических контактов и доступа врача к психопатологическим переживаниям, не требующим кинестетического компонента, ибо результат достигается даже при простейшем проективном изображении проблем.

4. Социально-коммуникативный уровень адаптации: в качестве

адаптирования используются прикладные возможности творчества, арт-терапия рассматривается упрощенно, как один из видов занятости, вариант организации и время провождения, принципиально не отличающегося от других аналогичных методов.

5.Физиологический уровень адаптации: учитывается физическое,

физиологическое и координационно-кинетическое влияние пластического

изображения, творчества на организм и психику.

Каждый из элементов классификации допускает использование искусства и

в экспрессивном творческом варианте, когда творят сами больные, и в

импрессивном, когда используется восприятие уже готового произведения

изобразительного творчества. Согласно взглядам Гольдштейна, творчество-это одно из средств, преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся у человека, поведением которого управляет стремление к реализации личности. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов. По мнению Маслоу, основной источник человеческой деятельности лежит в непрерывном стремлении к самоактуализации и самовыражению, которое имеется, однако, только у здоровых людей. У невротиков эта потребность нарушена, и искусство может быть способом ее восстановления. Говоря о способах, ведущих к самоактуализации, Маслоу указывает на мгновение высшего переживания красоты и экстаза. Задача психотерапевта-помочь людям ощутить эти мгновения, создать условия для их возникновения, научить пациента высвобождать подавленное, познавать собственное Я. Сдерживание творческих сил является причиной неврозов, и смысл психотерапии в ее высвобождении, поэтому стимуляция творчества может служить и психопрофилактическим средством. Широко распространены взгляды на арт-терапию как на особую форму реагирования и сублимации. Художественная сублимация возникает тогда, когда инстинктивный импульс человека заменяется визуальным художественно-образным представлением. Творчество рассматривается как средство максимального самовыражения,

позволяющее пациенту проявлять себя ярче, чем в письме или речи, а врачу

обеспечивает прямой доступ к бессознательному. Некоторые исследователи считают рисование средством снятия напряжения, за счет возврата к примитивным формам функционирования и удовлетворения

бессознательных желаний. Осуществляется это путем сознательной творческой деятельности и происходит в процессе ее сублимации через выражение в символическом виде внутренних конфликтов и неосознанных стремлений. Произведение способствует вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознание и переживание сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для тех, кто не может "выговориться", выразить свои фантазии в творчестве легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате арт-терапии больной правильнее и реальнее оценивает свои нарушения. Рисование, как и сновидение, снимает барьер «эго-цензуры», затрудняющий словесное выражение конфликтных бессознательных элементов. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для пациента и необычной для всех остальных форме. Как один из вариантов

арттерапии используются зарисовки сновидений и возникающих во сне чувств. Физическое и физиологическое влияние арттерапии заключается в том, что изобразительное творчество способствует улучшению координации,

восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Нельзя недооценивать также непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы. В своих работах Де Фере открыл зависимость скорости кровообращения и силы мускульных сокращений от цвета и освещения. Например, в странах, каллиграфического письма (Китай, Япония) с давних времен для лечения нервных потрясений применяется рисование иероглифов. В настоящее время выяснилось, что при этом человек полностью расслабляется и заметно снижается частота его пульса.

Цели арт-терапии.

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим

негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами,

скульптурами является безопасным способом выпустить "пар" и

разрядить напряжение.

2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и

переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных

образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции.

Невербальное общение легче ускользает от "цензуры" сознания.

3. Получить материал для интерпретации и диагностических

заключений. Продукты художественного творчества относительно

долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования.

Содержание и стиль художественных работ дают возможность

получить информацию о клиенте, который может помогать в

интерпретации своих произведений.

4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять.

Иногда невербальные средства являются единственно возможными для

выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное

участие в художественной деятельности может способствовать

созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками,

картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия

изобразительным искусством создают богатые возможности для

экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями

и развития способности к их восприятию.

8. Развить художественные способности и повысить самооценку.

Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения,

которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их

развития.

Список литературы

1. Д. Аллан "Ландшафт детской души"; СПб – Минск, 1997

2. А.И. Захаров "Дневные и ночные страхи у детей"; СПб, 2000

3. А.И. Копытин "Основы арттерапии"; СПб, 1999

4. А.А. Осипова "Общая психокоррекция"; М, 2000

5. В. Оклендер "Окна в мир ребенка"; М, 1997

6. Психотерапия. Под ред. Б.Д. Карвасарского; СПб, 2000

7. Проективная психология.; М, 2000

8. К. Рудестам "Групповая психотерапия"; СПб, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение арт-терапии в работе с детьми

В работе раскрывается понятие арт-терапии, ее задачи, одной из которых является восстановление нарушенных связей между чувствами и разумом, развитие целостной личности, обнаружение личностных смыслов ...

Применение песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ

Игры на песке  одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с использо...

Арт-терапия в работе с детьми

Арт-терапевтический метод в работе с детьми....

Песочная терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка....

ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

"Арт-терапия - это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни"....

Арт-терапия в работе с детьми оставшимися без попечения родителей

В статье представлены различные техники арт-терапии по работе с детьми...