Рабочая программа подгрупповых занятий "Я - пятиклассник"
рабочая программа по психологии (5 класс)

Ткаченко Светлана Вадимовна

Рабочая программа по адаптации учащихся с ОВЗ "Я-пятиклассник" для учащихся 5-х классов VII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programmy_podgruppovaya_5_klassy.docx.docx48.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №131

Красносельского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДЕНА

Приказ от _______ 2022 г. № _____

Директор ГБОУ школа № 131

Красносельского района

Санкт-Петербурга

 ____________ Л.Н. Ненашева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья

"Я-пятиклассник"

для учащихся 5 классов VII вида

на 2022-2023 учебный год

Составлена

педагогом-психологом

Ткаченко С.В.

Санкт-Петербург

2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

п/п

Содержание

Страницы

Пояснительная записка

2

Календарно – тематическое планирование

6

Планируемые результаты освоения рабочей программы.

9

Условия реализации рабочей программы.

10

Лист корректировки программы

11

Литературно-методическое и информационное обеспечение рабочей программы.

12

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе программы коррекционной работы, составленной психолого-педагогическим коллективом ГБОУ школы №131.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021);
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 года №123-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Этический кодекс педагога-психолога;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
  • "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 года№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (редакция в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", статьи 22 и 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации" от 27 июня 2018 года № 170-ФЗ);
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 (ред. от 11.06.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
  • Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»;
  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 № 453 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 23.07.2019);
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
  • Положение об организации работы по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения, утвержденное Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 15 июля 2019 года № 2081-р;
  • Концепция развития психологической службы в системе образования на период 2018-2025 гг. от 19 декабря 2017 года;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
  • Профессиональный стандарт педагога-психолога, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015 №514н;
  • Правоустанавливающие документы и локальные нормативные акты ГБОУ школы №131.

Актуальность программы

Проблема адаптации учеников (родителей, и учителей) актуальна на всех этапах обучения. Но практика показывает, что снижение успеваемости и рост проблем - учебных, социально-эмоциональных, проблем со здоровьем - особенно заметны при переходе учащихся из начальной школы в пятый класс. Это связано не только с привыканием детей к новым условиям обучения, но и с особенностями предподросткового и раннего подросткового возрастного периода. В период адаптации ученики испытывают трудности различного характера: социально-эмоциональные, учебные затруднения, режимные трудности. Основой для создания данной программы послужил анализ типичных затруднений учеников 5 классов, связанных с прохождением адаптационного периода. Данная программа реализуется в рамках комплексного сопровождения естественного развития ребенка и предполагает взаимодействие педагогов, родителей, учеников. Программа базируется на основных принципах гуманистической психологии и педагогики и ориентирована на тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Успешность процесса адаптации учеников пятых классов во многом зависит от согласованности требований учителей-предметников, осуществления преемственности в работе педагогов начальной школы и средней. 

Адресность программы: учащиеся средней школы с ограниченными возможностями здоровья (5 класс).

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

Для учащихся с задержкой психического развития характерен более затяжной процесс адаптации в силу особенностей развития мотивационной сферы, характеризующейся несформированными мотивами учебной деятельности, внутренней конфликтностью мотивационной сферы (повышенная личностная тревожность). А также незрелостью эмоционально-личностной сферы, проявляющейся в трудности вербализации и понимания собственных эмоций, в неумении конструктивным способом переживать негативные состояния и чувства. Трудности взаимодействия со сверстниками обусловлены неумением выстраивать собственные психологические границы и понимать чужие. Низкий темп деятельности, быстрая утомляемость приводит к снижению адаптационных механизмов и детерминирует особенности познавательной активности.

При разработке рабочей программы учитывались особенности развития эмоционально-волевой, коммуникативной и поведенческой сфер, а также учитывалась специфика развития психики на данном возрастном этапе.

Цель: содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации пятиклассников к школьному обучению.

Задачи:

  1. Развитие навыков адаптивного поведения;
  2. Развитие коммуникативных способностей (развивать навыки взаимодействия со сверстниками в различных социальных ситуациях; развивать навыки взаимодействия с педагогами в учебном процессе; обучать формам конструктивного общения);
  3. Развитие эмоционально-личностных навыков (развивать понимание эмоциональных состояний и личностных навыков; развивать самостоятельность и самоконтроль в учебном процессе);
  4. Коррекция поведения (обучать социально-приемлемым формам поведения; развивать навыки саморегуляции поведения);
  5. Профилактика школьной дезадаптации.

Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Технология психологического тренинга как вид образовательной практики, в которой ведущей деятельностью является тренировка, т.е. закрепление определенной реакции, действия, умения посредством повторения упражнений. Основное содержание групповой работы составляют игры, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность и элементы просветительской деятельности.

Структура занятий

Этапы занятий

Содержание этапа

Цели этапа

Приветствие

Создание положительного эмоционального фона

Разминка

Подготовка к продуктивному взаимодействию

Повторение прошлого занятия

Актуализация полученных знаний и настрой на занятие

Динамическая пауза

Предупреждение и снятие утомление психических процессов, подготовка к основной части занятия

Основное содержание занятия

Формирование представлений об объекте окружающего мира, его свойствах

Подведение итога занятия

Закрепление нового полученного представления

Завершение. Рефлексия.

Окончание занятия, поощрение

При необходимости структура может быть изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены и длительны. В соответствии с задачами каждого конкретного занятия используются разнообразные методы и приемы.


  1. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Содержание и задачи

Кол-во часов

Сроки проведения

5 А

5 Б

5 В

5 Г

Создание группы

Цели и задачи работы в объединении.

1

Здравствуй, пятый класс!

Формирование групповой сплоченности, представление о процессе общения. Помощь

детям в прояснении своих целей на время обучения в пятом классе.

1

Личность

Формирование представление о себе, психической жизни. Формирование адекватного отношения к собственной личности.

1

Находим друзей

Характеристика толерантной личности. Роль самооценки в общении. Осознание необходимости развития качеств, для дружбы.

1

Конфликт или взаимодействие

Представление о конфликте, стилях поведения человека в конфликте. Типы конфликтов. Стратегия и правила поведения в конфликтах. Правила успешного разрешения конфликтной

ситуации и предупреждения конфликтов.

1

Узнай свою школу

Выделение оптимальных вариантов поведения в разных ситуациях. Формирование понятий о разных видах поведения: уверенном, неуверенном, грубом, агрессивном. Представление о

школьных правилах.

1

Что помогает мне учиться

Представление об уверенном и неуверенном поведении и оказании поддержки детям, которым трудно выполнять многие правила. Закономерности установления контакта и нахождения общего языка с любым собеседником. Преодоление стереотипов и

предрассудков. Значение вежливости соблюдения правил этикета для успешного общения.

1

Легко ли быть учеником?

Помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику.

1

Чего я боюсь?

Приобретение навыков избавления от страха. Формирование навыка определения состояния другого человека. Изучение отношения к страху.

1

В мире людей

Коррекция страха оценки. Формирование адекватной реакции на критику. Развитие чувства эмпатии.

1

Трудно ли быть учителем?

Расширение и обогащения навыков общения с учителем.

1

Трудно ли быть учителем (продолжение)

Формирование у детей правильного отношения к оценке, помощь в осознание критериев к оценке.

1

Конфликт или взаимодействие

Представление о конфликте, стилях поведения человека в конфликте. Типы конфликтов. Стратегия и правила поведения в конфликтах. Правила успешного разрешения конфликтной

ситуации и предупреждения конфликтов.

1

Работа с негативными переживаниями

Повышение эмоциональной устойчивости детей.

1

Учимся решать проблемы

Освоение детьми основной технологии решения конкретных проблем. Развитие навыка сотрудничества.

1

Работа с негативными переживаниями

Повышение эмоциональной устойчивости детей.

1

Чувства бывают

разные

Развитие эмоционального интеллекта, формирование представлений о сложных эмоциях.

1

Чек-листы

Формирование поэтапной деятельности. Коррекция внутреннего плана.

1

Ставим цели

Помочь детям в осмыслении промежуточных личных целей на период обучения в пятом классе. Представление о взаимосвязи чувств, эмоций с потребностями человека.

1

В мире людей

Коррекция страха оценки. Формирование адекватной реакции на критику. Развитие чувства эмпатии.

1

Что значит «Я — подросток?»

Представление об ответственности и чувстве взрослости.

1

Конфликт или взаимодействие

Представление о конфликте, стилях поведения человека в конфликте. Типы конфликтов. Стратегия и правила поведения в конфликтах. Правила успешного разрешения конфликтной

ситуации и предупреждения конфликтов.

1

Работа с негативными переживаниями

Повышение эмоциональной устойчивости детей.

1

Учимся решать проблемы

Освоение детьми основной технологии решения конкретных проблем. Развитие навыка сотрудничества.

1

Анализируем цели

Помочь детям в осмыслении достижения личных целей на период обучения в пятом классе. Представление о взаимосвязи чувств, эмоций с потребностями человека.

1

Рефлексия

Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности.

1

Итого: 26 занятий

Объем часов по программе – 26 ч. Количество часов на изучение каждой темы может корректироваться в зависимости от индивидуальных психологических особенностей обучающихся.


  1. Планируемые результаты

Благоприятное течение социально-психологической адаптации обучающихся 5 класса, восполненный дефицит адаптивных навыков.

3.1 Планируемые результаты коррекционной работы по профилактике дезадаптации:

- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

- удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов;

- установление контакта с обучающимися, с учителем;

- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем;

- овладение навыками учебной деятельности;

 - степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.

3.2 Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):

  1. Личностные УУД: принятие социальной роли ученика; сформированность внутренней позиции школьника; принятие и соблюдение норм школьного поведения; осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; овладение начальными навыками адаптации в социуме.

2. Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности; осуществление целеполагания как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; способность осуществлять действия прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных  характеристик; овладение действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществление действия коррекции — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; способность к действию оценки — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; освоение способов решения проблем творческого характера.

3. Познавательные УУД: овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

4. Коммуникативные УУД: способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; возможность постановки вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; способность к разрешению конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; сформированность норм в общении с детьми и взрослыми; сформированность умения задавать вопросы; умения излагать свое мнение и оценку событий; умения знакомиться, присоединяться к группе; умения благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умения слушать и слышать собеседника; умение осознавать свои чувства и выражать их; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.


  1. Условия реализации программы

Срок реализации программы – 7 месяцев. В программу могут быть зачислены все учащиеся 5 классов с задержкой психического развития.

  • посещение учащимся занятий один раз в неделю;
  • продолжительность занятий – 40 минут;
  • комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся;
  • организация специальной предметно-развивающей среды в кабинете педагога-психолога;
  • использование современных педагогических технологий;
  • взаимодействие педагога-психолога с педагогами, специалистами школы и родителями (законными представителями) учащихся.

  1. Лист корректировки программы

Дата проведения

по плану

Тема

Дата проведения

по факту

По программе __________ Дано фактически: _________ Программа  выполнена________________

(подпись специалиста)


  1. Литературно-методическое и информационное обеспечение программы

6.1 Литературные источники:

  1. Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В.: Коррекционные и развивающие игры для школьников. Волгоград, «Перемена», 1993.
  2. Вачков В. И. Основы технологии группового тренинга. — М., 1999.
  3. Грошенко И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. М., Просвещение. 1993.
  4. Зинкевич Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии. — СПб., 1996.
  5. Иванова Л. С. Проблемно-ориентированное сопровождение школьников с проявлениями дезадаптации. Автореферат дис. канд. психол. наук. — М., 2003.
  6. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб., 2008.
  7. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М., 1988.
  8. Кряжева Н.Л.  Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997.
  9. Локалова Н.П.: Как помочь слабоуспевающему ученику. Москва, «Ось - 89», 2001.
  10. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ./ Предисл. А.Я. Варга. – М., 1998.
  11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2000 г.
  12. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб., 2007
  13. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб., 2001.
  14. Матвеева О. А., Львова Е. А. Помощь в адаптации к средней школе: психолого-педагогическое сопровождение 5-6 классов // Психологическая наука и образование. — 2001. — № 3. — С. 57-80.
  15. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М., 2008.
  16. Никольская О.С., Баенская Е. Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд- 3-е, стер. – М., 2005
  17. Практическая психология в образовании / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 2000.
  18. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2. — С. 11-18.
  19. Рогов Е.И.: Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с.
  20. Руководство практического психолога: психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Ред. И. В. Дубровина. — М., 2000.
  21. Самоукина Н.В.: Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. Москва, «Новая школа», 1993.
  22. Смирнов В.Ф., Чирва А.Н.: Путешествие в страну тайн (Познавательные игры в семье), Москва, «Новая школа», 1993.
  23. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: Издательский Центр «Академия», 2001.
  24. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога. – М., 2008
  25. Шипицына Л.М. Специальная психология. Речь. СПб., 2013.
  26. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М., 2007.

6.2 Интернет-источники:

  1. Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru/);
  2. Электронная библиотека (http://www.koob.ru);
  3. Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru/);
  4. Электронная библиотека (http://www.koob.ru);
  5. http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;
  6. http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;
  7. http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;
  8. http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";
  9. www.alleng.ru – сайт информационных ресурсов;
  10. http://www.ug.ru - сайт «Учительской газеты»;
  11. http://www.kinder.ru/default.htm - Интернет для детей;
  12. http://catalog.iot.ru – каталог Интернет-ресурсов по образованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения  определяет  личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными резуль...

Рабочая программа коррекционного (логопедического) курса " Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа"

Данная программа разработана для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ, имеющх нарушения звукопроизношения....

Адаптированная рабочая программа по "Произношению", Индивидуальным и подгрупповым занятиям" , "Развитию речи", "логоритмика" для обучающихся с ТНР. 2 класс

Одной из важных задач программы является овладение правильным произношением звуков речи. Последовательность их усвоения определена в программе в зависимости от артикуляцион­ной сложности. Поэтому ...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2018-2019 учебный год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2019-2020 учебный год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...

Рабочая программа «Индивидуально-подгрупповая и подгрупповая логопедическая работа для обучающихся с детьми-инофонами ТНР» 1-4 классы на 2020-2021г

Пояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ и разработана с учетом нормативных правовых ...

Рабочая программа подгрупповых занятий для 9 классов 7 вида.

Рабочая программа по личностному и профессиональному самоопределению учащихся с ограниченными возможностями здоровья "Ступени" для учащихся 9 классов VII вида....