Выявление одаренных учащихся начальной школы
методическая разработка по психологии

Храмова Нелли  Валерьевна

За последние 20-30 лет произошли большие изменения в представлении о том, кто такие одаренные дети. Более 50 лет в науке и сознании людей господствовало представление о том, что одаренный ребенок это тот, кто обладает высоким уровнем интеллектуальных способностей, т.е. фактически уравнивались такие понятия как высокий интеллект и одаренность. Многочисленные исследования в разных странах привели к расширению понятия одаренности.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тен Нелли Валерьевна педагог-психолог МБОУ СОШ № 5 г . Охи Выявление одаренных учащихся начальной школы

Слайд 2

ВЫСОКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ ОДАРЕННОСТЬ

Слайд 3

250000 1470 30

Слайд 4

Современный взгляд на одаренность и талант: признание существования неуспешных в академической сфере одаренных детей; одаренность развивается в течении всей жизни; талант не является стабильной характеристикой; если талант не реализуется, то это не связано с тем что он исчез .

Слайд 5

РАБОЧАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОДАРЕННОСТИ Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями ( или имеет внутренние предпосылки для таких достижений ) в том или ином виде деятельности».

Слайд 6

Актуальная одаренность Потенциальная одаренность психологическая характеристика ребенка с такими наличными показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормам. психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. ОДАРЕННОСТЬ

Слайд 7

Актуальная одаренность отличается: опережением в овладении знаний и их прочным усвоением; любознательностью (они в большом количестве задают необычные, а иногда и сложные для данного возраста вопросы); демонстрацией окружающим независимости, индивидуализма, желанием выполнять самостоятельно сложные задания; стремлением контактировать с более взрослыми сверстниками и взрослыми людьми; ответы и рассуждения отличаются неожиданными, нестандартными, более сложными, чем ожидает учитель, выводами, аргументами, умозаключениями; многие из них имеют прочную, ёмкую память.

Слайд 8

Причины препятствующие развитию потенциала одаренности: трудные семейные обстоятельства; недостаточная мотивация; низкий уровень саморегуляции; отсутствие необходимой образовательной среды и др .

Слайд 9

«Если не верить в себя самого, нельзя быть гением.» Оноре де Бальзак (1799-1850) Всемирно известный французский писатель.

Слайд 10

«Человек есть то, что он читает.» Иосиф Бродский ( 1940-1996 ) русский и американский поэт, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе.

Слайд 11

«Каждое существо должно жить и думать так, как будто, оно всего может добиться рано или поздно.» Константин Эдуардович Циолковский (1857 -1935) русский и советский учёный-самоучка и изобретатель, школьный учитель, основоположник теоретической космонавтики.

Слайд 12

«Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать.» Уинстон Черчилль (1874-1965) английский государственный и политический деятель, оратор, писатель, 61-й премьер-министр Великобритании.

Слайд 13

«Краткость - сестра таланта» Антон Павлович Чехов (1860-1904) прозаик , драматург, врач.

Слайд 14

«Я не терпел поражений. Я просто нашёл 10 000 способов, которые не работают.» Томас Эдисон (1847-1931) великий американский изобретатель, предприниматель, инженер.

Слайд 15

Что поможет педагогу выявить характеристики одаренности: нет необходимости проводить диагностику одарённости в отношении очевидно одарённых школьников; исследовать оставшихся от очевидно одарённых учеников класса на одарённость, так как среди них могут быть потенциально одарённые дети, одарённость которых внешне не проявляется; отмечать нестандартные оригинальные проявления учащихся, показывающих на одарённость (умозаключения, предложения, гипотезы, способы решения, поступки и т.д.); создавать провоцирующие ситуации, предлагать нестандартные задания, анкетировать, беседовать с родителями на предмет выявления потенциальных характеристик одарённости ребёнка; применять диагностические методики для выявления потенциала одарённости в конкретных областях знаний, так как скрытую общую одарённость у потенциально одарённых детей выявить трудно.

Слайд 16

Интеллектуальная одаренность Отличаются: быстро и оригинально решают нестандартные сложные задачи; способны анализировать проблемы, делать самостоятельные умозаключения; то, что для понимания обычных детей трудно, непонятно, преждевременно, для «интеллектуалов» - само собой разумеется; теряют мотивацию при видении только простых решений и заданий; не хотят ничего повторять и всё время стремятся к новому; многие из них не любят аккуратно писать; не всегда хорошо организованы и им легче высказать своё мнение, чем прочитать об этом в книге. От «академиков», «интеллектуалов» отличает значительная умственная самостоятельность.

Слайд 17

Академическая одарённость Отличаются: замотивированы на получение большого количества знаний и легко их усваивают; осведомлены даже в отношении тех вопросов, которые не изучаются по школьной программе; любознательны, и с удовольствием демонстрируют свои знания; стараются выбирать для общения людей, с которыми интересно поговорить способны к самообучению; как правило, именно им педагоги выставляют самые высокие оценки, именно они получают больше всего похвалы. Их одарённость очевидна, специальной диагностики не требуется.

Слайд 18

Художественная одарённость Отличаются : имеют высокие достижения в изобразительном искусстве, танцах, пении, сценической деятельности и подобном; подобная одарённость в отличие от предшествующих типов может долго оставаться потенциалом, если не создавать ситуаций для её проявления ; э ти дети могут не проявлять способностей к обучению и не иметь высокий интеллектуальный коэффициент.

Слайд 19

Творческая одарённость Отличаются : обнаруживается у ребёнка с непохожим взглядом на мир, в умении находить неожиданные решения к задачам, которых, казалось бы, не может быть; независимы в суждениях, отличаются выбором средств для выполнения заданий; стараются никому не подражать. Творческая одарённость выявляется труднее других, так как она всегда очевидна и не всегда проявляет себя, если для этого нет соответствующих условий, считается, что стандартные программы не позволяют этим детям проявить себя.

Слайд 20

Лидерская (социальная) одарённость Отличаются : э ти дети не просто хорошо организованы, они способны без особого труда организовывать вокруг себя других сверстников, иногда детей старше или младше себя; и х лидерство удерживается при помощи используемой ими тактики, личного обаяния; о ни не принуждают с ними дружить, с ними советуются, считаются, а нередко им добровольно подчиняются другие дети; значительно лучше, чем у других детей развита интуиция. Задача учителя не допустить отрицательного лидерства талантливого ребёнка и создать условия, при которых лидеры будут играть позитивные роли. Потому что лидера невозможно превратить в обычного ребёнка он всё равно будет лидировать.

Слайд 21

Спортивная (психомоторная) одарённость Отличаются : наличие достижений ребёнка в области физкультуры и спорта; д анный тип одарённости не всегда заметен внешне; для спортивно одарённых детей характерна целеустремлённость; высокий уровень организации, мотивация на победу ; в обучении эти дети не всегда успешны. Проявляется спортивная одарённость также, как и творческая при наличии соответствующих условий (соревнования, спортивные игры, уроки физкультуры и другое).

Слайд 22

Характеристики одарённых учащихся психическая неустойчивость и стрессы; зависть со стороны других учащихся; самовлюблённость, эгоизм, повышенная потребность во внимании со стороны окружающих; завышенная или заниженная самооценка; трудности в общении с другими детьми .

Слайд 23

Методы выявления одаренных детей: метод наблюдения; методика «Карта интересов для младших школьников» А.И. Савенкова; «Тест-анкета, выявления потенциала одаренности» А. Де Хаана и Г. Каффа для родителей; методика «Карта одаренности» созданная на основе методики А. Де Хаана и Г. Каффа для учителей и родителей; п ортфолио учащегося.

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

  ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Выступление на РМО учителей начальных классов

Тен Н.В., педагог-психолог МБОУ СОШ №5 г. Охи

        За последние 20-30 лет произошли большие изменения в представлении о том, кто такие одаренные дети. Более 50 лет в науке и сознании людей господствовало представление о том, что одаренный ребенок это тот, кто обладает высоким уровнем интеллектуальных способностей, т.е. фактически уравнивались такие понятия как высокий интеллект и одаренность. Многочисленные исследования в разных странах привели к расширению понятия одаренности.

Один из примеров эксперимента провел Люьюис Терман, он проанализировал уровень интеллекта 250000 детей в Калифорнии и попытался выявить одаренных детей из данной выборки, в процессе исследования  он отобрал 1470 детей у который уровень интеллекта был значительно выше. На протяжении 35 лет он следил за этими людьми с целью отслеживания их значительных результатов в жизни. Из этих 1470 людей добились среднестатистического результата в жизни добились лишь около 30 человек, но их успех не был таким значимым, какого ожидал ученый, среди них не было ни политиков, ни писателей ни нобелевских лауреатов. Но самое интересное, что среди тех детей, которых ученый отсеял на начальном этапе исследования было два человека, которые получили нобелевскую премию.

Какие же выводы сделал Льюис Терман: он пришел к такому заключению, что помимо уровня интеллекта нельзя упускать из виду и другие показатели, такие как трудолюбие, мотивацию достижения, волевые качества, коммуникативные навыки, творческую составляющую, ораторские способности, организаторские способности и огромное количество личностных особенностей которые очень часто мы не в силах выявить с помощью стандартизированных исследований на этапе детства.  

Подобные исследования позволило расширить понятие одаренность:

  • признание существования неуспешных в академической сфере одаренных детей (это касается тех видов одаренности, которые не носит глобального характера, спортивная, лидерская, художественная, музыкальная);
  • одаренность развивается в течение всей жизни;
  • талант не является стабильной характеристикой, изменения происходят на протяжении всей жизни под влиянием образования, учительского интереса к ребенку, семейной стабильности, социального окружения;
  • если талант не развивается, то это не связано с тем, что он исчез, а с тем, что исчезло стремление к самосовершенствованию, потребность в его развитии.

Согласно Рабочей Концепции одарённости, разработанной группой авторов во главе с Д.Б. Богоявленской, «одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». Авторы, названной выше Концепции, выделяют актуальную и потенциальную одарённость.

Под актуальной одарённостью понимают: «…психологическую характеристику ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной  и  социальной нормам. Такие дети сидят в большинстве случаев с поднятой рукой, быстро и без труда выполняют задания «со звёздочкой», отличаются хорошей речью и нестандартным мышлением. При этом ребёнок не обязательно демонстрирует высокий уровень способностей только при обучении, он может проявлять одарённость в различных других видах деятельности.

Под «потенциальной  одаренностью  — понимается психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.

Не смотря на то, что точных (абсолютных) диагностик по выявлению одарённости на сегодняшний день не существует, учитель начальных классов всегда без труда и без помощи психолога может выявить преуспевающего, хорошо развитого и замотивированного на обучение ребёнка с устойчивыми интересами, так как учащиеся с актуальной одарённостью очевидны и отличаются:

  • опережением в овладении знаний и их прочным усвоением;
  • любознательностью (они в большом количестве задают необычные, а иногда и сложные для данного возраста вопросы);
  • демонстрацией окружающим независимости, индивидуализма, желанием выполнять самостоятельно сложные задания;
  •  стремлением контактировать с более взрослыми сверстниками и взрослыми людьми;
  • ответы и рассуждения отличаются неожиданными, нестандартными, более сложными, чем ожидает учитель, выводами, аргументами, умозаключениями;
  • многие из них имеют прочную, ёмкую память.

Для выявления таких  одарённых детей диагностические  методики педагогу могут не понадобиться, потому что  их одарённость очевидна.

Однако, развитие потенциала одарённости может  сдерживаться рядом неблагоприятных причин, среди которых: трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции, отсутствие необходимой образовательной среды  и другое. Как всем известно дети рождаются с возможностью говорить на любом языке, но для развития этого навыка необходима языковая среда и если эта языковая среда отсутствует, то и навык у ребенка сформирован не будет. Для того, чтобы помочь проявиться и развиться потенциалу ребёнка, педагогу необходимо исследовать на одарённость детей, у которых очевидные характеристики одарённости не проявляются. И здесь лучше не доверять учительскому «чутью», так как  достаточно большое количество всемирно известных гениев не были своевременно замечены своими педагогами.

         Знаменитыми двоечниками уже в начальной школе, как известно, были:

Оноре де Бальзака - всемирно известного писателя, не называли в школе иначе, как «лентяем и тупицей», он постоянно сидел на уроках с отсутствующим взглядом.

Иосиф Бродский. Будущий Нобелевский лауреат по литературе учёбу словно презирал. Ему не нравилась сама система обучения, да и к знаниям особой тяги он не испытывал. На уроках он демонстративно смотрел в окно, да ещё мешал учителям, постоянно придумывая какие-то шалости. При этом отвечать на вопросы педагогов он попросту отказывался, домашние задания делал крайне редко и очень неряшливо.

Константин Циолковский – отец космонавтики, был хроническим двоечником, во втором классе (мальчику было на тот момент уже исполнилось 13 лет) его оставили на второй год, из третьего отчислили за неуспеваемость.

Уинстон Черчилль - британский государственный и политический деятель, 61-й премьер-министр Великобритании испытывал неприязнь к процессу образования с начала обучения, но впоследствии получил Нобелевскую премию по литературе.

Двоечником и «бездарем» в начальной школе также был: Антон Павлович Чехов дважды оставался на второй год: в третьем классе из-за двоек по географии и арифметике, а в пятом – из-за греческого языка. По русской словесности будущий литературный гений чаще всего получал не больше «четверки».

Томас Эдисон – получивший впоследствии более 3000 патентов на свои изобретения в разных странах, положивший начало электронике, стал двоечником уже к концу первого месяца обучения в школе, его матери было сказано, что её сын «совершенно неспособен к обучению по причине умственной отсталости».

В отношении диагностики учащихся младших классов на наличие у них характеристик одарённости, хотелось бы порекомендовать следующее:

  1. нет необходимости проводить диагностику одарённости в отношении очевидно одарённых школьников;
  1. исследовать оставшихся от очевидно одарённых учеников  класса на одарённость, так как среди них могут  быть потенциально одарённые дети, одарённость которых внешне  не проявляется;
  2. завести дневник педагогического наблюдения, в котором отмечать нестандартные оригинальные проявления учащихся, показывающих на одарённость (умозаключения, предложения, гипотезы, способы решения, поступки и т.д.);  
  3. создавать провоцирующие ситуации, предлагать нестандартные задания, анкетировать, беседовать с родителями на предмет выявления потенциальных характеристик одарённости ребёнка;
  4. применять диагностические методики для выявления потенциала одарённости в конкретных областях знаний, так как скрытую общую одарённость у потенциально одарённых детей выявить трудно.

Одарённого ребёнка легче сопровождать в обучении, если соотнести характеристики  успешных младших школьников с типами одарённости.

Единой классификации типов одарённости на сегодня не существует. Однако большинство  педагогов, работающих с одарёнными детьми,  придерживается сегодня ниже приведённой классификации. Для начальной школы она будет выглядеть следующим образом.

  1. Интеллектуальная одарённость проявляется чаще всего в способности быстро и оригинально решать нестандартные сложные задачи, анализировать проблемы, делать самостоятельные умозаключения. То, что для понимания обычных  детей трудно, непонятно, преждевременно, для интеллектуалов - само собой разумеется. Они теряют мотивацию при видении только простых решений и заданий, не хотят ничего повторять и всё время стремятся к новому. При этом, многие  из них не любят аккуратно писать, они не всегда хорошо организованы и им легче высказать своё мнение, чем прочитать об этом в книге. От «академиков», «интеллектуалов» отличает значительная умственная самостоятельность.
  2. Академическая одарённость проявляется чаще всего в способности учащихся  именно к обучению, они замотивированы на получение большого количества знаний и легко их усваивают. Эти дети «ходячая энциклопедия», «эрудиты», они осведомлены даже в отношении тех вопросов, которые не изучаются по  школьной программе. Они любознательны. С удовольствием демонстрируют  свои знания и стараются выбирать для общения людей, с которыми интересно поговорить на интересующие их темы. Это самые большие «почемучки». Они способны к самообучению. Как правило, именно им педагоги выставляют самые высокие оценки, именно они получают больше всего похвалы. Их одарённость очевидна, специальной диагностики не требуется. Этих детей  легко обучать.
  3. Художественная одарённость присуща учащимся, которые  имеют высокие достижения в изобразительном искусстве, танцах, пении, сценической деятельности и подобном. Это не любые дети, увлечённые художественной деятельностью. Здесь очень важно отметить уровень достижений учащегося. Подобная одарённость в отличие от предшествующих типов может долго оставаться потенциалом, если не создавать ситуаций для её проявления. Эти дети могут не проявлять  способностей к обучению и не иметь высокий интеллектуальный коэффициент.
  4. Творческая одарённость (креативность) обнаруживается у ребёнка с непохожим взглядом на мир, в умении находить неожиданные решения к задачам, которых, казалось бы, не может быть, они независимы в суждениях, отличаются выбором  средств для выполнения заданий. Они стараются никому не подражать. Творческая одарённость  выявляется труднее других, так как она всегда очевидна и  не всегда проявляет себя, если для этого нет соответствующих условий, считается, что стандартные программы не позволяют этим детям проявить себя.
  5.  Не сложно наблюдать педагогу и лидерскую или социальную одарённость. Эти дети не просто хорошо организованы, они способны без особого труда организовывать вокруг себя других сверстников, иногда детей старше или младше себя. Их лидерство удерживается при помощи используемой ими тактики, личного обаяния Они не принуждают с ними дружить. С ними советуются, считаются, а нередко им добровольно подчиняются другие дети. У лидеров значительно лучше, чем у других детей развита интуиция. Задача учителя не допустить отрицательного лидерства талантливого ребёнка и создать условия, при которых лидеры  будут играть позитивные роли. Потому что лидера невозможно превратить в обычного ребёнка он всё равно будет лидировать.
  6. Спортивная (психомоторная) одарённость предполагает наличие достижений ребёнка в области физкультуры и спорта. Данный тип одарённости не всегда заметен внешне, как считается, для спортивно одарённых детей   характерна целеустремлённость, высокий уровень организации, мотивация на победу. В обучении эти дети не всегда успешны.  Проявляется спортивная одарённость также, как и творческая при наличии соответствующих условий (соревнования, спортивные игры, уроки физкультуры и другое).

        Одарённый ребёнок может представлять сразу несколько типов одарённости, сочетая например, интеллектуальную, академическую и художественную одарённость.

        Кроме уже названных особенностей одарённых детей педагогу следует учитывать и другие ярко проявляемые характеристики  большинством одарённых учащихся. В основном эти характеристики  на начальном этапе обучения в школе  могут быть следующие:

-психическая неустойчивость и стрессы;

-зависть со стороны других учащихся;

самовлюблённость, эгоизм, повышенная потребность во внимании со стороны окружающих;

-завышенная или заниженная самооценка;

-трудности в общении с другими детьми.

В выявлении одаренных детей можно пользоваться такими методами как:

  • метод наблюдения;
  • методика «Карта интересов для младших школьников» А.И. Савенкова;
  • «Тест-анкета, выявления потенциала одаренности» А. Де Хаана и Г. Каффа для родителей;
  • методика «Карта одаренности» созданная на основе методики А. Де Хаана и Г. Каффа для учителей и родителей.

Так же прекрасным способом идентификации одаренных детей является портфолио. Оно представляет собой целенаправленную коллекцию продуктов деятельности ребенка, учет его достижений, которая демонстрирует его успехи в определенной области, а так же наблюдения педагога за одаренным ребенком. Преимущество применения портфолио в идентификации ребенка заключено в следующем: оно сосредоточено на положительном опыте ребенка и отражает работу ребенка в определенном отрезке времени.



Предварительный просмотр:

Методики диагностики одаренности младших школьников

1. Карта интересов для младших школьников

А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета

Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.

При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.

Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью - с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности - с одной стороны, как отправная точка - с другой.

Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников - это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.

Инструкция для детей

В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак «-»; если нравится - «+», если очень нравится, ставьте «++».

Инструкция для родителей

Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»

1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;

2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

3) петь, музицировать;

4) заниматься физкультурой;

5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

8) играть с техническим конструктором;

9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;

10) самостоятельно рисовать;

11) играть в спортивные, подвижные игры;

12) руководить играми детей;

13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

14) ходить в магазин за продуктами;

15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);

21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

27) ухаживать за домашними растениями;

28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

31) участвовать в постановке спектаклей;

32) заниматься спортом в секциях и кружках;

33) помогать другим людям;

34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).

Дата ___________        Фамилия, имя_________________

Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

математика и техника (1-й столбик в листе ответов);

гуманитарная сфера (2-й столбик);

художественная деятельность;

физкультура и спорт;

коммуникативные интересы;

природа и естествознание;

домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.

        

2. Тест-анкета, выявления  потенциала одарённости

Разработана  Американскими психологами А. де Ханом и Г. Кафом

Ребёнок имеет музыкальный талант, если:

1 - любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

2 - очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

3 - сочиняет свои собственные мелодии;

4 - научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте;

5 - если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также своё настроение.

У  ребёнка незаурядный интеллект, если он:

1 - хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

2 - обладает хорошей памятью;

3 - легко и быстро схватывает новый школьный материал;

4 - задаёт очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

5 - любит читать книги, причём по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную;

6 - обгоняет своих сверстников по учёбе, причём не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;

7 - гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;

8 - обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчётлив;

9 - очень восприимчив, наблюдателен, быстро, и не обязательно остро, реагирует на всё новое и неожиданное в жизни.

У  ребёнка литературное дарование, если:

1 - рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

2 - любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причём придаёт событию что-то новое и необычное;

3 - выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;

4 - изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;

5 - любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Художественные способности ребёнка могут проявиться в том, что он:

1 - не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;

2 - в своих рисунках и картинах отражает всё разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;

3 - серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьёзным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

4 - когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

5 - стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;

6 - не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причём может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

У ребёнка спортивный талант, если:

1 - он энергичен и всё время хочет двигаться;

2 - он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;

3 - он почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

4 - не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

5 - лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

6 - предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;

7 - кажется, что он никогда всерьёз не устаёт;

8 - неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Артистический талант проявится у ребёнка тем, что он: 

1 - часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;

2 - стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём-то рассказывает;

3 - меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

4 - с большим желанием выступает перед аудиторией, причём стремится, чтобы его зрителями были взрослые;

5 - с удивляющей вас лёгкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;

6 - пластичен и открыт всему новому;

7 - любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

У ребёнка технические способности, если он:

1 - интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

2 - любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

3 - сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов и аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;

4 - может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;

5 -  любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;

6 -  интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

        Познакомившись с этими «признаками опознания» таланта, вооружитесь карандашом и бумагой и оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех семи описаниях талантов. Если какая-то характеристика особенно подходит вашему ребёнку, ставьте ему пять баллов, если она выражена только хорошо – четыре балла, ну и так далее.  (Но не ставьте оценку ниже двух баллов!)

        Затем суммируйте баллы внутри каждой из семи анкет на каждый тип таланта. Полученную сумму поделите на число признаков таланта (например, сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих спортивный талант, надо поделить на восемь).

        Таким образом, вы сможете установить наиболее выраженную одарённость вашего ребёнка.

3. Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа (5-10 лет)

Общая характеристика

Эта методика создана на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для обработки результатов было «выброшено» несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен «лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.

Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет.

Инструкция

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) — если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) — оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) — более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму — во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 10-15 минут.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

 

Лист вопросов

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
  3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
  7. Легко входит в роль какого либо персонажа: человека, животного и других.
  8. Интересуется механизмами и машинами.
  9. Инициативен в общении со сверстниками.
  10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
  14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого либо конфликта.
  17. Интересуется актерской игрой.
  18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
  19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
  25. Хорошо поет.
  26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
  29. Легко общается с детьми и взрослыми.
  30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.
  33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
  34. Любит использовать какой либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
  35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
  39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
  40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
  41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
  42. Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.
  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.) в свободное время, без побуждения взрослых.
  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
  50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем то с увлечением рассказывает.
  58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
  63. Умеет делать выводы и обобщения.
  64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
  65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
  66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
  71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
  72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
  73. В свободное время любит читать научно популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки и др.)
  74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
  75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
  77. Любит игры драматизации.
  78. Быстро и легко осваивает компьютер.
  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
  80. Физически выносливее сверстников.

Методика рассчитана на выполнение основных функций:

Первая и основная функция — диагностическая.

С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований.

Вторая функция — развивающая.

Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);

творческая (2-й столбец листа ответов);

академическая (3-й столбец листа ответов);

художественно изобразительная (4-й столбец листа ответов);

музыкальная (5-й столбец листа ответов);

литературная (6-й столбец листа ответов);

артистическая (7-й столбец листа ответов);

техническая (8-й столбец листа ответов);

лидерская (9-й столбец листа ответов);

спортивная (10-й столбец листа ответов).

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80



Предварительный просмотр:

Кроме уже названных особенностей одарённых детей педагогу следует учитывать и другие ярко проявляемые характеристики  большинством одарённых учащихся. В основном эти характеристики  на начальном этапе обучения в школе  могут быть следующие:

  • психическая неустойчивость и стрессы;
  • зависть со стороны других учащихся;
  • самовлюблённость, эгоизм, повышенная потребность во внимании со стороны окружающих;
  • завышенная или заниженная самооценка;
  • трудности в общении с другими детьми.

В выявлении одаренных детей можно пользоваться такими методами как:

  • метод наблюдения;
  • методика «Карта интересов для младших школьников» А.И. Савенкова;
  • «Тест-анкета, выявления потенциала одаренности» А. Де Хаана и Г. Каффа для родителей;
  • методика «Карта одаренности» созданная на основе методики А. Де Хаана и Г. Каффа для учителей и родителей.

        Так же прекрасным способом идентификации одаренных детей является портфолио. Оно представляет собой целенаправленную коллекцию продуктов деятельности ребенка, учет его достижений, которая демонстрирует его успехи в определенной области, а так же наблюдения педагога за одаренным ребенком. Преимущество применения портфолио в идентификации ребенка заключено в следующем: оно сосредоточено на положительном опыте ребенка и отражает работу ребенка в определенном отрезке времени.

../---%207%20-/одаренные%20дети/Новая%20папка/flat-graduation-cap-512.p

Что поможет педагогу выявить характеристики одаренности:

  • нет необходимости проводить диагностику одарённости в отношении очевидно одарённых школьников;
  • исследовать оставшихся от очевидно одарённых учеников  класса на одарённость, так как среди них могут  быть потенциально одарённые дети, одарённость которых внешне  не проявляется;
  • отмечать нестандартные оригинальные проявления учащихся, показывающих на одарённость (умозаключения, предложения, гипотезы, способы решения, поступки и т.д.);  
  • создавать провоцирующие ситуации, предлагать нестандартные задания, анкетировать, беседовать с родителями на предмет выявления потенциальных характеристик одарённости ребёнка;
  • применять диагностические методики для выявления потенциала одарённости в конкретных областях знаний, так как скрытую общую одарённость у потенциально одарённых детей выявить трудно.

Составитель:

Тен Нелли Валерьевна

Педагог-психолог МБОУ СОШ № 5

../---%207%20-/одаренные%20дети/Новая%20папка/Accelerate-Thinking.p

Рекомендации педагога-психолога

 по выявлению одаренных детей


../---%207%20-/одаренные%20дети/Новая%20папка/224x280xThinking.png.pagespeed.ic.2A6DiSM0zN.p

Интеллектуальная одарённость

Отличаются:

  • быстро и оригинально решают нестандартные сложные задачи;
  • способны анализировать проблемы, делать самостоятельные умозаключения;
  • то, что для понимания обычных  детей трудно, непонятно, преждевременно, для «интеллектуалов» - само собой разумеется;
  • теряют мотивацию при видении только простых решений и заданий;
  • не хотят ничего повторять и всё время стремятся к новому;
  • многие  из них не любят аккуратно писать;
  • не всегда хорошо организованы и им легче высказать своё мнение, чем прочитать об этом в книге.

От «академиков», «интеллектуалов» отличает значительная умственная самостоятельность.

Академическая одарённость

Отличаются:

  • замотивированы на получение большого количества знаний и легко их усваивают;
  • осведомлены даже в отношении тех вопросов, которые не изучаются по  школьной программе;
  • любознательны, и с удовольствием демонстрируют  свои знания;
  • стараются выбирать для общения людей, с которыми интересно поговорить
  • способны к самообучению;
  • как правило, именно им педагоги выставляют самые высокие оценки, именно они получают больше всего похвалы.

Их одарённость очевидна, специальной диагностики не требуется.

Художественная одарённость

Отличаются:

  • имеют высокие достижения в изобразительном искусстве, танцах, пении, сценической деятельности и подобном;
  • подобная одарённость в отличие от предшествующих типов может долго оставаться потенциалом, если не создавать ситуаций для её проявления;
  • эти дети могут не проявлять  способностей к обучению и не иметь высокий интеллектуальный коэффициент.

Творческая одарённость (креативность)

Отличаются:

  • обнаруживается у ребёнка с непохожим взглядом на мир, в умении находить неожиданные решения к задачам, которых, казалось бы, не может быть;
  • независимы в суждениях, отличаются выбором  средств для выполнения заданий;
  • стараются никому не подражать.

Творческая одарённость  выявляется труднее других, так как она всегда очевидна и  не всегда проявляет себя, если для этого нет соответствующих условий, считается, что стандартные программы не позволяют этим детям проявить себя.

Лидерская или социальная одарённость

Отличаются:

  • эти дети не просто хорошо организованы, они способны без особого труда организовывать вокруг себя других сверстников, иногда детей старше или младше себя;
  • их лидерство удерживается при помощи используемой ими тактики, личного обаяния;
  • они не принуждают с ними дружить, с ними советуются, считаются, а нередко им добровольно подчиняются другие дети;
  • значительно лучше, чем у других детей развита интуиция.

Задача учителя не допустить отрицательного лидерства талантливого ребёнка и создать условия, при которых лидеры  будут играть позитивные роли. Потому что лидера невозможно превратить в обычного ребёнка он всё равно будет лидировать.

Спортивная (психомоторная) одарённость

Отличаются:

  • наличие достижений ребёнка в области физкультуры и спорта;
  • данный тип одарённости не всегда заметен внешне;
  • для спортивно одарённых детей   характерна целеустремлённость;
  • высокий уровень организации, мотивация на победу;
  • в обучении эти дети не всегда успешны.  

Проявляется спортивная одарённость также, как и творческая при наличии соответствующих условий (соревнования, спортивные игры, уроки физкультуры и другое).

Одарённый ребёнок может представлять сразу несколько типов одарённости, сочетая например, интеллектуальную, академическую и художественную одарённость.                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЛИЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЕЁ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ГИМНАЗИИ №1

Занятиям физической культурой в школе сейчас уделяется большое внимание. Пример тому – введение третьего урока физкультуры во всех классах с 1-го по 11-ый....

Применение системы диагностических методик, направленных на выявление одаренности учащихся (Методические рекомендации)

Методические рекомендации по теме «Применение системы диагностических методик, направленных на выявление одаренности учащихся» раскрывают актуальную и сложную проблему изучение одаренных детей. В соде...

Опросник для выявления одаренных учащихся по Е.Н.Задориной

Опросник для выявления одаренных учащихся по Е.Н.Задориной...

Пути выявления одаренности учащихся

На сегодняшний день большинство педагогов и психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимод...

Выступление на ШМК учителей английского языка по теме: "Пути выявления одаренности учащихся"

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей с...