Рефлексивный отчет педагога-психолога о консультативной деятельности.
статья по психологии
Консультирование – это один из важнейших видов деятельности по сохранению психологического здоровья детей и обеспечению продуктивной деятельности педагогов в образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksivnyy_otchet_o_konsultatsiyah.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Рефлексивный отчет педагога-психолога о консультативной деятельности.
Консультирование – это один из важнейших видов деятельности по сохранению психологического здоровья детей и обеспечению продуктивной деятельности педагогов в образовательном учреждении.
Цель консультирования:
1) оказание помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии;
2) психологическое просвещение и методическое обеспечение участников образовательного процесса;
Объекты консультирования: обучающиеся и педагоги школы, родители (законные представители).
1. Консультирование детей – это особый вид работы, направленный на оказание психологической помощи и поддержки учащимся, находящимся в состоянии актуального стресса, а также обучение их способам решения сложных ситуаций.
При консультировании детей нецелесообразно применять этапы и технологии классического консультирования. Поэтому в этой работе используется технология краткосрочного позитивного консультирования, ориентированного на решение.
Содержание консультировании детей: проблемы, связанные с адаптацией к учреждению, обучением, общением со взрослыми и сверстниками и выбором профессии.
Результат консультирования детей:
- решение проблем ребенка;
- формирование доверительных отношений с психологом, повышение его авторитета.
2. Консультирование учителей – это особая форма организации их сотрудничества с психологом в решении различных школьных проблем и профессиональных задач самих педагогов.
Содержание консультирования педагогических работников:
- консультирование по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитательного воздействия;
- консультирование по поводу проблем обучения, поведения или межличностного взаимодействия конкретных учащихся или ученических групп; инициатором может выступать как педагог, так и сам психолог.
Наиболее частыми причинами обращения учителей за консультацией являются проблемы, связанные с:
- обучением и воспитанием наиболее «трудных» детей класса;
- определением уровня актуального развития, особенностей личностной и эмоционально-волевой сфер;
- разработкой воспитательных программ и мероприятий.
Результатом консультирования педагогов являются:
- подбор методической литературы и разработка рекомендаций для педагога по обозначенной проблеме;
- выбор педагогом наиболее подходящего варианта решения заявленной проблемы.
Необходимо выделить еще один вид консультирования, характерный для образовательного учреждения – консультативная работа с ребенком в ситуации, когда инициатором в обращении является не он сам, а учителя, которые с ним работают. Наиболее частые причины обращения в таких случаях: нарушение ребенком социальных норм и правил поведения, нежелание учиться или игнорирование требований взрослых.
Это самая сложная работа. Здесь важно руководствоваться принципом соблюдения интересов ребенка. Чаще всего в сложных ситуациях взаимодействия, педагоги считают виновным ребенка, но причиной любой проблемы является не только он, но и его социальное окружение.
Для того чтобы разрешать такие ситуации, необходимо помнить, что многие дети чувствуют себя брошенными и ненужными и чаще всего не имеют опыта позитивного взаимодействия со взрослыми. С одной стороны, они нуждаются в теплых, доверительных отношениях, а, с другой, сами блокируют эту потребность, боясь снова быть отвергнутыми. Проявляться это может по-разному: от тревожности, враждебности, навязчивости, желания любой ценой привлечь к себе внимание взрослого, до открытой агрессии и уходов от контакта.
Консультативная деятельность в таких ситуациях направлена на:
1) развитие у ребенка умения соотносить собственные потребности с требованиями окружающей среды;
2) развитие навыков конструктивного взаимодействия ребенка с взрослыми;
3) налаживание отношений между обучающимся и взрослым, гарантирующее доброжелательное отношение, поддержку и помощь ребенку.
3. Консультирование родителей (законных представителей).
Эта работа предполагает сопровождение семьи. Это сопровождение предполагает организацию взаимодействия с разными специалистами, общение с другими семьями, обмен опытом, а также обсуждение сложных вопросов, возникающих в процессе воспитания детей.
Содержание консультативной работы с родителями (законными представителями):
- выявление особенностей взаимоотношений в семье, анализ имеющихся у них ресурсов, способствующих или препятствующих формированию здоровых детско-родительских отношений и воспитанию ребенка;
Результат консультирования родителей (законных представителей):
- психологическое просвещение родителей (законных представителей) в вопросы физического и психического развития детей на разных возрастных этапах и особенностях их обучения и воспитания, а также в вопросы, связанные с адаптацией ребенка в образовательном учреждении;
Статистический отчет о количестве консультаций,
проведенных в 2021-2022 уч. г.
Общее кол-во консультаций | Консультации детей | Консультации педагогов | Консультации родителей | |||
Кол-во обращений детей | % | Кол-во обращений педагогов | % | Кол-во обращений родителей | % | |
70 | 9 | 13 | 32 | 46 | 29 | 41 |
Характер консультативной деятельности за 2021 – 2022 уч. г.
Общее количество консультаций | Характер консультаций | |||
Групповые | Индивидуальные | |||
Число | % | Число | % | |
70 | 20 | 28 | 50 | 71 |
В течение 2021 - 2022 учебного года было проведено 70 консультаций. Консультации проводились для обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей).
- педагогов с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению (нежелание и неумение учиться у некоторых детей, общение со сверстниками и формирование детского коллектива, методы профориентационной и предпрофильной работы со школьниками, проблемы личного характера и др.);
- родителей (отсутствие интересов у ребенка и нежелание учиться, агрессивность, уровень развития детей, способы коррекции познавательных процессов в домашних условиях, конфликты детей в классе с одноклассниками и педагогами, эмоциональная несдержанность детей и др.);
- учащихся (по вопросам: самовоспитание, взаимоотношения сосверстниками и взрослыми, профессиональное и личностное самоопределение, сформированность познавательных процессов и способы их развития, профессиональные планы и интересы в 9 и 11 классах, пожеланию учащихся).
В целом все запросы можно разделить на:
- трудности в общении со сверстниками
- эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.)
- проблемы в детско-родительских отношениях
- трудности в профессиональном самоопределении
- трудности обучения
- консультации по результатам групповой диагностики
Процесс консультирования обычно проходил в два этапа:
а) первичное консультирование – во время, которого собираются основные данные, и уточняется запрос;
б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, родителям давались рекомендации по особенностям взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждалась динамика работы с ребенком, и уточнялись рекомендации.
Для работы с родителями, педагогами и обучающимися есть подборка материалов по разным вопросам:
- «Введение в школьную жизнь» — для родителей первоклассников;
- «Аспекты нравственности учащихся» — для классных руководителей по результатам изучения воспитанности учащихся;
- «Гиперактивный ребенок в школе» — для родителей и педагогов начальной школы;
- «Роль семьи и школы в формировании личности ребенка»;
- «Адаптационный период учащихся. Роль семьи в адаптационный период» - для родителей 5-х классов;
- «Проблемы состояния психической дезадаптации учащихся» - для родителей и педагогов начальных классов;
- «Психологические и психофизиологические особенности детей разного возраста» - для родителей и педагогов;
- «Как помочь подготовиться к экзамену» - для родителей 9 – 11классов;
- «Проблемы межличностных отношений» - для классных руководителей;
- «Причины отклонений в развитии и способы их коррекции (детская
агрессия)» - для родителей и педагогов;
- «Особенности развития на разных возрастных этапах» - для педагогов;
- «Выбор профессии. Перспективы профессии и ориентации учащихся» - для обучающихся 8 – 11 классов.
- «Формирование зависимостей и профилактика вредных привычек у
подростков и др.» - для обучающихся и родителей 7 – 11 классов.
- «Азбука взаимодействия родителей и ребенка» - для родителей начальных классов.
- «Роль компьютерных игр в развитии школьника» - для родителей и педагогов 1 – 11 классов
- «Влияние родительских установок на развитие детей» - для родителей начальных классов.
В работе с родителями я активно использую и современные информационно-коммуникационные средства: компьютер, мультимедийная аппаратура.
Для каждого возрастного этапа мною оформлены папки «Советы психолога», материалы которых пополняются в течение всего учебного года по мере необходимости, а также запроса родителей об информации на определенные темы.
Выводы. В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако, большинство консультаций носили разовый характер, что может быть связано либо с недостаточной мотивированностью клиентов на дальнейшую работу, либо с недостаточно грамотно проведенной консультативной работой, во время которой не удалось донести до клиентов важность дальнейшей работы. В связи с этим в дальнейшем необходимо проанализировать и определить причины сложившейся ситуации. А также уделять больше внимания мотивированию клиентов на более глубокую работу. Также стоит обратить внимание на низкое количество обращений за консультациями со стороны обучающихся и родителей (законных представителей). В будущем году необходимо по возможности усилить взаимодействие с обучающимися и родителями (законными предствителями).
В результате проделанной работы, с использованием различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая культура родителей, а также повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.
Педагог – психолог Александрова А.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет педагога-психолога
Цель: показать динамику уровня сплоченности классного коллектива....
Аналитический отчет педагога-психолога МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» о проделанной работе за 2011-2012 учебный год
Представлены материалы работы по основным направлениям психологической деятельности...
Аналитический отчет педагога-психолога
Аналитический отчет психолога школы за год....
Аналитический отчет педагога-психолога.
Аналитический отчет педагога-психолога по окончании учебного года....
Аналитический отчет педагога-психолога ГБОУ ЦДТ «Свиблово» Кузнецовой М.В. 2013-2014 уч. г.
Аналитический отчет психологической службы2013-2014 учебного года.В организационно-методическом плане деятельность педагога-психолога строилась в соответствии с утверждённым годовым планом и долж...
Отчет педагога-психолога МБОУ СОШ№69 по организации работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необхо...
Рефлексивный отчет педагога-психолога о консультативной деятельности
Консультирование – это один из важнейших видов деятельности по сохранению психологического здоровья детей и обеспечению продуктивной деятельности педагогов в образовательном учреждении....