Рефлексивный отчет педагога-психолога о консультативной деятельности.
статья по психологии

Александрова Анастасия Сергеевна

Консультирование – это один из важнейших видов деятельности по сохранению психологического здоровья детей и обеспечению продуктивной деятельности педагогов в образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksivnyy_otchet_o_konsultatsiyah.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Рефлексивный отчет педагога-психолога о консультативной деятельности.

Консультирование – это один из важнейших видов деятельности по сохранению психологического здоровья детей и обеспечению продуктивной деятельности педагогов в образовательном учреждении.

Цель консультирования:

1) оказание помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии;

2) психологическое просвещение и методическое обеспечение участников образовательного процесса;

Объекты консультирования: обучающиеся и педагоги школы, родители (законные представители).

1. Консультирование детей – это особый вид работы, направленный на оказание психологической помощи и поддержки учащимся, находящимся в состоянии актуального стресса, а также обучение их способам решения сложных ситуаций.

При консультировании детей нецелесообразно применять этапы и технологии классического консультирования. Поэтому в этой работе используется технология краткосрочного позитивного консультирования, ориентированного на решение.

Содержание консультировании детей: проблемы, связанные с адаптацией к учреждению, обучением, общением со взрослыми и сверстниками и выбором профессии.

Результат консультирования детей:

- решение проблем ребенка;

- формирование доверительных отношений с психологом, повышение его авторитета.

2. Консультирование учителей – это особая форма организации их сотрудничества с психологом в решении различных школьных проблем и профессиональных задач самих педагогов.

Содержание консультирования педагогических работников:

- консультирование по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитательного воздействия;

- консультирование по поводу проблем обучения, поведения или межличностного взаимодействия конкретных учащихся или ученических групп; инициатором может выступать как педагог, так и сам психолог.

Наиболее частыми причинами обращения учителей за консультацией являются проблемы, связанные с:

- обучением и воспитанием наиболее «трудных» детей класса;

- определением уровня актуального развития, особенностей личностной и эмоционально-волевой сфер;

- разработкой воспитательных программ и мероприятий.

Результатом консультирования педагогов являются:

- подбор методической литературы и разработка рекомендаций для педагога по обозначенной проблеме;

- выбор педагогом наиболее подходящего варианта решения заявленной проблемы.

Необходимо выделить еще один вид консультирования, характерный для образовательного учреждения – консультативная работа с ребенком в ситуации, когда инициатором в обращении является не он сам, а учителя, которые с ним работают. Наиболее частые причины обращения в таких случаях: нарушение ребенком социальных норм и правил поведения, нежелание учиться или игнорирование требований взрослых.

Это самая сложная работа. Здесь важно руководствоваться принципом соблюдения интересов ребенка. Чаще всего в сложных ситуациях взаимодействия, педагоги считают виновным ребенка, но причиной любой проблемы является не только он, но и его социальное окружение.

Для того чтобы разрешать такие ситуации, необходимо помнить, что многие дети чувствуют себя брошенными и ненужными и чаще всего не имеют опыта позитивного взаимодействия со взрослыми. С одной стороны, они нуждаются в теплых, доверительных отношениях, а, с другой, сами блокируют эту потребность, боясь снова быть отвергнутыми. Проявляться это может по-разному: от тревожности, враждебности, навязчивости, желания любой ценой привлечь к себе внимание взрослого, до открытой агрессии и уходов от контакта.

Консультативная деятельность в таких ситуациях направлена на:

1) развитие у ребенка умения соотносить собственные потребности с требованиями окружающей среды;

2) развитие навыков конструктивного взаимодействия ребенка с взрослыми;

3) налаживание отношений между обучающимся и взрослым, гарантирующее доброжелательное отношение, поддержку и помощь ребенку.

3. Консультирование родителей (законных представителей).

Эта работа предполагает сопровождение семьи. Это сопровождение предполагает организацию взаимодействия с разными специалистами, общение с другими семьями, обмен опытом, а также обсуждение сложных вопросов, возникающих в процессе воспитания детей.

Содержание консультативной работы с родителями (законными представителями):

- выявление особенностей взаимоотношений в семье, анализ имеющихся у них ресурсов, способствующих или препятствующих формированию здоровых детско-родительских отношений и воспитанию ребенка;

Результат консультирования родителей (законных представителей):

- психологическое просвещение родителей (законных представителей) в вопросы физического и психического развития детей на разных возрастных этапах и особенностях их обучения и воспитания, а также в вопросы, связанные с адаптацией ребенка в образовательном учреждении;

Статистический отчет о количестве консультаций,

проведенных в 2021-2022 уч. г.

Общее кол-во консультаций

Консультации детей

Консультации педагогов

Консультации родителей

Кол-во обращений детей

%

Кол-во обращений педагогов

%

Кол-во обращений родителей

%

70

9

13

32

46

29

41

Характер консультативной деятельности за 2021 – 2022 уч. г.

Общее количество консультаций

Характер консультаций

Групповые

Индивидуальные

Число

%

Число

%

70

20

28

50

71

В течение 2021 - 2022 учебного года было проведено 70 консультаций. Консультации проводились для обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей).

  • педагогов с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению (нежелание и неумение учиться у некоторых детей, общение со сверстниками и формирование детского коллектива, методы профориентационной и предпрофильной работы со школьниками, проблемы личного характера и др.);
  • родителей (отсутствие интересов у ребенка и нежелание учиться,   агрессивность, уровень развития детей, способы коррекции познавательных  процессов в домашних условиях, конфликты  детей в классе с одноклассниками и педагогами, эмоциональная несдержанность детей и др.);
  • учащихся (по вопросам: самовоспитание, взаимоотношения сосверстниками и взрослыми, профессиональное и личностное самоопределение, сформированность познавательных процессов и способы их развития, профессиональные планы и интересы в 9 и 11 классах, пожеланию учащихся).

В целом все запросы можно разделить на:

  • трудности в общении со сверстниками
  • эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.)
  • проблемы в детско-родительских отношениях
  • трудности в профессиональном самоопределении
  • трудности обучения
  • консультации по результатам групповой диагностики

Процесс консультирования обычно проходил в два этапа:

а) первичное консультирование – во время, которого собираются основные данные, и уточняется запрос;

 б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, родителям давались рекомендации по особенностям взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждалась динамика работы с ребенком, и уточнялись рекомендации.

Для работы с родителями, педагогами и обучающимися есть подборка материалов по разным вопросам:

  • «Введение в школьную жизнь» — для родителей первоклассников;
  • «Аспекты нравственности учащихся» — для классных руководителей по результатам изучения воспитанности учащихся;
  • «Гиперактивный ребенок в школе» — для родителей и педагогов начальной школы;
  • «Роль семьи и школы в формировании личности ребенка»;
  • «Адаптационный период учащихся. Роль семьи в адаптационный период» - для родителей 5-х классов;
  • «Проблемы состояния психической дезадаптации учащихся» - для родителей и педагогов начальных классов;
  • «Психологические и психофизиологические особенности детей разного возраста» - для родителей и педагогов;
  • «Как помочь подготовиться к экзамену» - для родителей 9 – 11классов;
  • «Проблемы межличностных отношений» - для классных руководителей;
  • «Причины отклонений в развитии и способы их коррекции (детская

агрессия)» - для родителей и педагогов;

  • «Особенности развития на разных возрастных этапах» - для педагогов;
  • «Выбор профессии. Перспективы профессии и ориентации учащихся» - для обучающихся 8 – 11 классов.
  • «Формирование зависимостей и профилактика вредных привычек у

подростков и др.» - для обучающихся и родителей 7 – 11 классов.

  • «Азбука взаимодействия родителей и ребенка» - для родителей начальных классов.
  • «Роль компьютерных игр в развитии школьника» - для родителей и педагогов 1 – 11 классов
  • «Влияние родительских установок на развитие детей» - для родителей начальных классов.

В работе с родителями я активно использую и современные информационно-коммуникационные средства: компьютер, мультимедийная аппаратура.

Для каждого возрастного этапа мною оформлены папки «Советы психолога», материалы которых пополняются в течение всего учебного года по мере необходимости, а также запроса родителей об информации на определенные темы.

Выводы. В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако, большинство консультаций носили разовый характер, что может быть связано либо с недостаточной мотивированностью клиентов на дальнейшую работу, либо с недостаточно грамотно проведенной консультативной работой, во время которой не удалось донести до клиентов важность дальнейшей работы. В связи с этим в дальнейшем необходимо проанализировать и определить причины сложившейся ситуации. А также уделять больше внимания мотивированию клиентов на более глубокую работу. Также стоит обратить внимание на низкое количество обращений за консультациями со стороны обучающихся и родителей (законных представителей). В будущем году необходимо по возможности усилить взаимодействие с обучающимися и родителями (законными предствителями).

В результате проделанной работы, с использованием различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая культура родителей, а также повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

Педагог – психолог                                                        Александрова А.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет педагога-психолога

Цель: показать динамику уровня сплоченности классного коллектива....

Аналитический отчет педагога-психолога

Аналитический отчет психолога школы за год....

Аналитический отчет педагога-психолога.

Аналитический отчет педагога-психолога по окончании учебного года....

Аналитический отчет педагога-психолога ГБОУ ЦДТ «Свиблово» Кузнецовой М.В. 2013-2014 уч. г.

Аналитический отчет психологической службы2013-2014 учебного года.В организационно-методическом плане деятельность педагога-психолога строилась в соответствии с утверждённым годовым планом и долж...

Отчет педагога-психолога МБОУ СОШ№69 по организации работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необхо...

Рефлексивный отчет педагога-психолога о консультативной деятельности

Консультирование – это один из важнейших видов деятельности по сохранению психологического здоровья детей и обеспечению продуктивной деятельности педагогов в образовательном учреждении....