Статья "Сенсорная комната и её элементы в работе психолога"
презентация к уроку по психологии

Бутова Светлана Владимировна

                                                  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сенсорная комната — это окружающая среда, организованная таким образом, чтобы в нее входили различные стимуляторы, так или иначе воздействующие на органы зрения, обоняния, осязания, слуха и вестибулярные рецепторы. Наличие в такой комнате разнообразных элементов обеспечивает ощущение безопасности, умиротворённости и комфорта. К подобным элементам относится особая цветовая гамма, мягкий приглушенный цвет, спокойная музыка и благоуханные ароматы. Использование элементов сенсорной комнаты дает положительную динамику в развитии детей.

Слайд 3

Содержательные вопросы вебинара : Назначение и оборудование сенсорной комнаты. Функциональные блоки сенсорной комнаты. Показания к занятиям в сенсорной комнате. Методы работы в сенсорной комнате.

Слайд 4

Применение стимуляторов сенсорных систем помогает развивать их функции: Стимуляция зрительного аппарата – помогает структурам глаза быстрее адаптироваться к цветам, освещению разной интенсивности. Стимуляция слуха – помогает различать звуки разной тональности. Стимуляция тактильных ощущений – обогащает опыт, делает индивидуальную "картину мира" ребенка богаче. Стимуляция вестибулярного аппарата – тренирует скорость реакции, ощущение себя в пространстве, равновесие.

Слайд 5

Благодаря процедурам стимуляции различных сенсорных систем, мы можем добиться таких эффектов: Расслабление – снятие мышечного и эмоционального напряжения. Стимуляция сенсорного восприятия и двигательной активности. Развитие концентрации и управления вниманием. Повышение положительных эмоций за счет стимулирования психической и познавательной активности. Развитие правого полушария головного мозга, а значит – творческих способностей, воображения, интуиции. Коррекция и восстановление зрительно-моторной координации. Коррекция и восстановление рецепторной чувствительности. Коррекция психических состояний – снижение агрессии и тревожности. Профилактика умственного и физического переутомления.

Слайд 6

Где применяется сенсорная комната? Комнаты психоэмоциональной разгрузки применяются в различных детских учреждениях. Они стимулируют активность детей с низкой мотивацией к учебе, аутичными или психомоторными расстройствами и расслабляют деток с повышенной агрессией, тревожными расстройствами, гиперактивностью .

Слайд 7

Для садика В детских садах комнаты предназначены для развития детей, формирования "картины мира". Занятия проходят в игровой форме, чередуя активную стимуляцию с расслаблением. Сенсорные комнаты в детских садах обустроены сухими бассейнами с разноцветными шариками, воздушно-пузырьковыми колоннами, интерактивными панелями с сенсорными датчиками, мягкими пазлами , конструкторами, звуковым оборудованием, бескаркасной мебелью.

Слайд 8

Для школы и школы-интерната В школах и интернатах организовывают специальные игровые комнаты, обустроенные мягкой мебелью, развивающими играми, проекторами, музыкальной системой, прочими обучающими устройствами. Занятия нацелены на то, чтобы дети расслаблялись после учебного процесса, не теряли мотивацию к обучению.

Слайд 9

Для больниц Для больниц помещение сенсомоторной стимуляции организовывают в целях реабилитации детей при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, психологических расстройств. Они оснащенные ортопедической мебелью, сухими бассейнами, сенсорными панелями, массажными тренажерами.

Слайд 10

Для кабинета психолога В кабинетах психолога организовывают пассивные, релаксационные комнаты. В них ребенок может почувствовать себя в безопасности, привести эмоциональный фон в порядок. Они эффективны для развития сенсорного восприятия детей с аутичными расстройствами.

Слайд 11

Типы сенсорных комнат Эффект восстановления гармонии с собой и с окружающим миром достигается использованием двух основных видов деятельности: Активной – стимуляция умственной, физической активности в обучении и играх, с использованием тонизирующих стимулов. Пассивной – нахождение в среде, стимулирующей кинестетическое восприятие – чувства, эмоции, тактильность , с использованием расслабляющих стимулов. Зависимо от оборудования, материалов и преобладающего света, комнаты психологической нагрузки делятся на 3 типа: светлая активная, темная пассивная, игровая.

Слайд 12

Светлая (активная, сенсомоторная) комната В такой комнате преобладает дневной свет и свет от осветительных приборов. Светооптические эффекты создают атмосферу праздника и веселья, стимулируют умственную и физическую активность. Для усиления света, в комнате могут установить зеркала, зрительно увеличивающие площадь помещения. В сочетании с яркими деталями, тонизирующими звуками, резковатыми запахами, все органы чувств приходят в состояние возбуждения. Тактильные ощущения часто стимулируют массажными приборами, например акупунктурными ковриками. Покалывания воздействуют на активные точки поверхности кожи и рецепторы, которые посылают нервные импульсы в ЦНС. Светлые активные комнаты устраивают в школах, интернатах, садиках, развлекательных центрах.

Слайд 13

Темная (пассивная, релаксационная) комната В темной сенсорной комнате оснащение способствует расслаблению, восстановлению психоэмоционального состояния, успокоению. Она снабжена световыми приборами, которых нет в светлой комнате – рассеянным светом, фибероптическими изделиями, создающими эффект звездного неба или звездного дождя. Дополнительными стимулами выступают: звуки природы, успокаивающая музыка, приятные запахи, проплывающий свет, нейтральные цвета. Комнаты расслабления являются неотъемлемой частью реабилитации у психологов при: неврозах, гиперактивности , тревожных состояниях, задержках психомоторного развития, проблемах речи, адаптационных расстройств.

Слайд 14

Сенсорная комната игр и приключений Сенсорная комната игр и приключений обустроена мягкой мебелью разной формы, поверхностями различных текстур. Цель такого типа комнаты – ознакомить ребенка с разнообразием окружающей среды, помочь в развитии моторики. Чтобы задействовать все органы чувств в игровой форме применяют: темный и яркий свет, нейтральные и броские цвета, музыку, картинки с всевозможными изображениями, пазлы , массажные коврики, ароматы, развивающие игры. Используют такие комнаты в учебных учреждениях, развлекательных центрах.

Слайд 15

В сенсорной комнате предусмотрено пять видов сред, в которые окунается ребенок: 1. Зрительная Зрительная среда предназначена для снятия нервного и мышечного напряжения. Это основной метод воздействия на человека, поскольку около 90% информации мы получаем именно благодаря зрению. Для воздействия на зрение используется свето- и цветотерапия . Так, светотерапия особенно эффективна в осенне-зимнее время года, когда людям не хватает света и от этого наступает депрессия. Светотерапия призвана улучшить иммунное состояние человека, нормализовать уровень гормонов, а также она ответственна за передачу информации в организме между клетками, тканями и органами.

Слайд 16

2. Тактильная Тактильная среда дает возможность получить новые ощущения и способствует развитию тактильной чувствительности. Благодаря ей ребенок учится не путать свойства предметов и тренирует зрительно-моторную координацию. 3. Мягкая Мягкая среда предназначена для создания ощущения уютного и комфортного пространства. В ней чувствуется безопасность. Идеально подходит для выполнения задачи релаксации.

Слайд 17

4. Звуковая Звуковая среда предусматривает спокойную музыку, которая часто объединена со световыми эффектами. Это совместное влияние придает расслабление и чувство покоя. Осуществляется стимуляция зрительных и слуховых рецепторов, появляется исследовательский интерес. 5. Воздушная Воздушная среда, или ароматерапия, воздействует запахами, преимущественно это влияние запахов природы и натуральных эфирных масел на организм человека в соответствии с имеющимися болезненными состояниями или отклонениями в развитии. Каждый аромат имеет свое влияние на органы или системы человека.

Слайд 18

Оборудование можно разделить на несколько групп: Оптическое – световые панели, системы прожекторов, зеркала и зеркальные шары, фиброоптические изделия, светодиодные ленты. Музыкальное – подойдет музыкальный центр, ноутбук или обычные стерео колонки. Ароматическое – аромалампы , аромасвечи , подвески с сухими травами, ароматизаторы воздуха, соляные лампы. Мягкое игровое – пуфы, подушки, мягкие конструкторы, тоннели. Сухие бассейны – бывают разного размера и формы. Стандартный вариант – бассейн, наполненный мягкими шариками, сложный – с вибро -режимом или музыкальным сопровождением.

Слайд 19

Воздушно-пузырьковое – трубки или колоны, меняющие свой цвет. Тактильное – сенсорные панели, массажные коврики, замки, барабаны с шариками и другие предметы, которые можно крутить, открывать-закрывать, передвигать. Развивающее – модули для рисования песком, мольберты, звуковые, музыкальные и зеркальные панели. Для вестибулярного аппарата – балансировочные диски, балансировочные доски на роликах или с лабиринтом, качели. Реабилитационное – для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата – ортопедические кресла, столы, массажеры .

Слайд 20

Оборудование для светлой сенсорной комнаты В активной сенсорной комнате должно быть много света и ярких игровых элементов. Пример изделий: Прожектора, светодинамические приборы – устройства, которые проектируют узоры на стены. Бизиборды – тактильные панели с набором разных деталей – кнопок, замков, прищепок и прочих. Сенсорные дорожки – дорожки с разными материалами, массирующие стопы, ладони. Сухие бассейны квадратной, круглой или другой формы, наполненные мягкими шариками. Мягкая мебель, наполненная гранулами – пуфы, кресла-мешки. Тактильное игровое панно – игровая панель из мягкого материала. Мягкие пазлы , домики, лабиринты. Столы для рисования песком, мольберты, ширмы.

Слайд 21

Бизиборды

Слайд 22

Сенсорные дорожки

Слайд 23

Сухие бассейны

Слайд 24

Мягкая мебель

Слайд 26

Столы для рисования песком, мольберты, ширмы

Слайд 27

Оборудование для темной сенсорной комнаты Пассивная сенсорная комната должна быть оборудованной световыми приборами, которые рассеивают свет, расслабляющими устройствами. Пример изделий: Зеркальные шары и световые пушки к шарам. Световые шторы, воздушно-пузырьковые трубки, оптоволоконные пучки. Светильники "Звездное небо", "Океан", "Пламя", лава-лампы. Светодинамические приборы. Мягкая мебель, наполненная гранулами. Соляные лампы, ароматизаторы воздуха. Сухие бассейны с подсветкой.

Слайд 28

Световые шторы, воздушно-пузырьковые трубки, оптоволоконные пучки

Слайд 29

Светильники "Звездное небо", "Океан", "Пламя", лава-лампы

Слайд 30

Сухие бассейны с подсветкой

Слайд 31

Оборудование для сенсорной комнаты игр и приключений В игровой сенсорной комнате можно комбинировать оборудование для светлой и темной комнаты. Пример изделий: Бизиборды . Светильники и световые приборы. Игровые панно и панели. Развивающие игры. Музыкальные приборы. Мягкая мебель. Сухой душ. Столы для рисования песком, мольберты, ширмы для кукольного театра.

Слайд 32

Сухой душ

Слайд 33

Как проходит занятие в сенсорной комнате? Занятия в любом типе сенсорной комнаты проходит в три этапа: Вводная часть – приветствие, привыкание к среде и разминка. Основная часть – упражнения, с использованием сенсорного оснащения. Заключительная – подведение итогов и прощание.

Слайд 34

Чтобы пребывания в "волшебной комнате" принесло пользу, нужно придерживаться таких правил: При входе нужно снимать обувь. При наличии симптомов инфекционных заболеваний (насморка, кашля, высыпаний) отправляют ребенка домой. Школьные принадлежности, еда, напитки и прочие предметы остаются за пределами комнаты. Дети не должны мешать друг другу выполнять упражнения.

Слайд 35

Организация и оформление сенсорной комнаты Дизайн сенсорной комнаты зависит от ее типа (светлая, темная или игровая). Главное – органичное взаимодействие оборудования, создание атмосферы "волшебства", "живой сказки".

Слайд 36

Освещение Свет не должен быть ярким и "бить" в глаза. Видеопроекции должны постоянно меняться, быть плавными, без резких вспышек. Используйте преломление света, благодаря стеклянным и зеркальным предметам.

Слайд 37

Музыка Музыкальный фон должен органично дополнять общую атмосферу и не привлекать много внимания. Лучше разместить колонки в разных местах, чтобы нельзя было определить источник музыки. В звуке не должно быть помех – скрипов, шумов, прочих помех.

Слайд 38

Ароматерапия и запахи Поскольку запахи могут оказывать разные эффекты, в темной комнате они должны быть успокаивающими, в светлой – тонизирующими. Для релаксационной комнаты подойдут расслабляющие запахи – мята, мелисса, лаванда, нежные цветочные. Для активной – запахи цитрусовых. Для игровой – запахи, укрепляющие иммунитет – хвойные масла, анис, масло чайного дерева. Дополнительно поставьте соляные лампы.

Слайд 39

Мягкое оборудование Должно подстраиваться под тело. Должно быть мягким и не иметь острых углов. Берите мебель, которую можно использовать в игре.

Слайд 40

Направления использования сенсорной комнаты снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия; активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды; стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.); развитие двигательных функций; создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к проведению других лечебных процедур.

Слайд 41

для педагогической коррекции детей в домах ребёнка; проведения коррекционных занятий с детьми, имеющими различные сенсомоторные нарушения; с детьми с синдромом РДА; коррекции игровой деятельности; для решения школьных проблем (снятие стрессов в период подготовки к экзаменам, коррекция психических процессов и др.) В ППМС центрах для: для коррекции психического развития людей с заболеваниями нервной системы; реабилитации людей с повышенной агрессивностью и аномальным поведением; реабилитации людей, подвергшихся насилию или другим стрессовым ситуациям; развития познавательной деятельности у людей с психоневрологическими отклонениями; психоэмоциональных тренингов для специалистов, работа которых связанна с острыми стрессовыми ситуациями; развития речи и диагностики больных с нарушениями слуха и речи.

Слайд 42

Общие рекомендации по использованию Время сеансов в сенсорной комнате 40 - 45 минут. Для возбудимых детей длительность сеанса должна быть сокращена. При использовании сенсорной комнаты, как помещения для психотерапии, время сеанса определяется психотерапевтом индивидуально. После посещения сенсорной комнаты человек должен ощущать покой и отдых, даже если занятия были направлены на развитие определенных когнитивных процессов, тем более, если была поставлена четко определенная цель: нормализация психоэмоционального состояния.

Слайд 43

Здесь важно задействовать эмоциональный фактор, который обеспечит большую продуктивность за минимальное время. Форма проведения занятий зависит от индивидуальности и творческого подхода пациента и педагога-психолога. Занятия должны проводиться подгруппами по 2-4 человека или индивидуально. Количество человек на занятиях определяется целями работы, возрастом пациентов и размерами помещения. Занятия в сенсорной комнате с детьми проводятся индивидуально, особенно, если необходимо достичь релаксационного эффекта. При использовании сенсорной комнаты для проведения занятий по релаксации взрослых возможно проведение фронтальных занятий (10 - 15 человек). С детьми занятия должны проводиться в форме игры. Длительность игр зависит от индивидуальных особенностей.

Слайд 44

Противопоказаниями для проведения сеансов в Сенсорной комнате Глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания. Частичными противопоказаниями являются наличие у пациента частых эпилептических припадков. В последнем случае используются только релаксационные приёмы. При работе с людьми, имеющими неврологические нарушения, необходимо учитывать специальные рекомендации невропатолога. Так, например, при судорожной готовности и эписиндроме нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмическую музыку, чтобы избежать ухудшения состояния. При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику , исключить элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

Слайд 45

Для работы в сенсорной комнате можно использовать методики свето-, цвето -, звуко - и ароматерапии для воздействия на состояние пациента через соответствующие органы чувств. Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира. Посредством глаз мы получаем до 90% информации. Помимо этого, “красивая пища для глаз” - лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения. Свето- и цветотерапия основаны на воздействии на организм человека через орган зрения - глаза. Светотерапия может помочь тем, кто страдает сезонной депрессией. Чаще всего её симптомы проявляются тогда, когда организму так не хватает солнца (обычно в осенне-зимний период).

Слайд 46

Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние человека. Уже сотни лет назад египтяне строили целительные храмы цвета. Купание пациента в воде, окрашенной различными цветами, давало разные результаты. Вот описанные в литературе примеры воздействия на организм некоторых цветов: КРАСНЫЙ - активизирует, стимулирует; ОРАНЖЕВЫЙ - восстанавливает, согревает, стимулирует; ЖЕЛТЫЙ - укрепляет, тонизирует; ЗЕЛЕНЫЙ - компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает; СИНИЙ - успокаивает, сдерживает, охлаждает эмоции. ФИОЛЕТОВЫЙ - вдохновляет, успокаивает, снимает напряжение.

Слайд 47

Рекомендации по использованию в разных возрастных группах Ранний возраст

Слайд 48

Занятия в Сенсорной комнате являются одним из направлений медико-педагогической коррекции детей первого года жизни с перинатальным поражением ЦНС. Занятия проводятся в основном индивидуально, иногда в малых подгруппах. Поощряется присутствие на занятии близкого ребёнку человека (мамы) - это снижает тревожность малыша. Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики развития. Длительность занятий также подбирается индивидуально и зависит от особенностей адаптации ребёнка, его эмоциональных реакций. Перед началом занятий проводится диагностика, в ходе которой выявляется наиболее отстающая сфера развития, на которую и направляется основное стимулирующее действие.

Слайд 49

I. Корректировка зрительно-моторной координации, ориентировочных реакций. Для этого по очереди используются пузырьковая колонна, зеркальный шар и другие световые стимулы, подвижные конструкции ( мобайлы ).

Слайд 50

II. На коррекцию слуховых ориентировочных реакций. Для этого используются различные музыкальные инструменты, погремушки, колокольчики. Важно, чтобы используемые инструменты имели звуки разной высоты и интенсивности. Для того чтобы ребёнок научился поворачивать голову к источнику звука, в начале используйте яркие звучащие игрушки.

Слайд 51

III. Для развития тактильных ощущений. Применяются предметы различной формы из разного материала. IV. Для развития эмоциональной сферы. На первом году непосредственное эмоциональное общение ребёнка со взрослым является ведущей линией его нервно-психического развития. Сенсорная комната позволяет обогатить ребёнка положительными эмоциями. V. Развитие общей моторики. В Сенсорной комнате удобно проводить работу по стимулированию и развитию общих движений, так как мягкие маты на полу и стенах создают безопасную обстановку, где ребёнок защищён во время падений от ударов. Мягкое пространство обеспечивает простор и свободу для передвижений малыша.

Слайд 52

Дошкольный возраст

Слайд 53

Дошкольный возраст является сензитивным для развития восприятия, на его основе развиваются память, внимание, мышление. В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. “Развитие восприятия различной модальности создаёт ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь” (Л.С. Выготский). Поэтому очень важно при различных нарушениях особое внимание уделить развитию восприятия.

Слайд 54

Можно выделить два направления в данной работе: Развитие рецепторов, содержащихся в коже; Развитие рецепторов, находящихся в мышцах, суставах, сухожилиях.

Слайд 55

Подростковый возраст

Слайд 56

Спектр работы с данной возрастной категорией довольно широк. Подростки часто недоверчиво относятся к взрослым, поэтому необходимо вначале работы над любыми проблемами наладить с ними отношения. Сенсорная комната создаёт безопасную, дружественную обстановку, которая как раз способствует созданию таких доверительных отношений.

Слайд 57

Для этого необходимо решать ряд задач: восстановление эмоционального комфорта, снятие тревоги; создание чувства безопасности, защищённости; достижение релаксирующего эффекта; возвращение способности ощущать своё тело; восстановление тактильной чувствительности; развитие позитивного общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми.

Слайд 58

Сенсорная комната для взрослых Комнаты сенсомоторной разгрузки показали хорошие результаты для психологической коррекции и реабилитации взрослых. Для взрослых их организовывают: В офисах компаний, сотрудники которых постоянно подвергаются стрессу. В лечебных учреждениях, для реабилитации после офтальмологических болезней, психологических расстройств, заболеваний опорно-двигательного аппарата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альбом для работы психолога по коррекции мелкой моторики

МОТОРИКА(лат. motor — приводящий в движение) — вся сфера двигательных функций организма человека, объединяющая их биохимические, физиологические и психологические системы.Мелкая моторика- это со...

Альбом для работы психолога по коррекции внимания

Внимание как познавательный процессПонятие внимания, как и всегда, вызывает живой интерес у психологов, да и у других специалистов, поскольку оно обеспечивает объяснение совершенно разных психол...

Работа психолога по преодолению конфликтных ситуаций в подростковой среде. Занятие с элементами тренинга для подростков «Подросток и конфликты»

В подростковом и юношеском возрасте происходит поиск и становление своего «Я». Подростки стремятся освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками Без конфликтов жизнь невозмо...

Способ организации работы психолога с детьми и коллегами в образовательном учреждении, посредством методов позитивной психологии

Опыт школьного психолога по работе с персоналом школы и учениками в направлении профилактики эмоционального выгорания. Статья была опубликована в мае 2016 года в журнале "Школьный психолог"...

Профориентационные экскурсии и встречи - важный элемент работы по профориентационному самоопределению.(из опыта работы)

Профориентационные экскурсии и встречи-важный элемент  в работе по профориентационному самоопределению школьников. Экскурсий на предриятия и встречи с людьми различных профессий помогают обучающи...

Занятие с элементами тренинга «Психология общения» с педагогами

Расширение представлений об искусстве обшения...