Программа коррекционно-развивающая программа
рабочая программа по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Бердникова Елена Викторовна

Коррекционный   курс  «Психокоррекционные  занятия (психологические)» направлен на развитие личности обучающегося с ЗПР, коммуникативных и социальных компетенций, гармонизацию его взаимоотношений с социумом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7.1_5-9.docx93.78 КБ

Предварительный просмотр:

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ:

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)» АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Коррекционный        курс        «Психокоррекционные        занятия (психологические)» адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО) и с учётом Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

Коррекционный        курс        «Психокоррекционные        занятия (психологические)» является обязательной частью коррекционно- развивающей области АООП ООО обучающихся с ЗПР. Курс реализуется в посредством индивидуальных занятий педагога-психолога и обеспечивается системой психолого-педагогического сопровождения обучающихся 5–9 классов, получающих образование в соответствии с АООП ООО обучающихся с ЗПР.

Общая характеристика курса «Психокоррекционные занятия (психологические)»

Коррекционный        курс        «Психокоррекционные        занятия (психологические)» направлен на развитие личности обучающегося с ЗПР, коммуникативных и социальных компетенций, гармонизацию его взаимоотношений с социумом.

У обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования сохраняются трудности и замедленный темп развития отдельных познавательных процессов, навыков саморегуляции поведения и деятельности. Для них характерна общая эмоциональная незрелость, невысокий уровень развития коммуникативных компетенций. Адаптивные ресурсы у таких обучающихся снижены, что затрудняет социализацию в целом, создает трудности в процессе самостоятельного осуществления жизненных выборов.

Педагог-психолог осуществляет психологическую помощь, направленную на преодоление трудностей в развитии познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы, коммуникативной сферы, регуляторной сферы, отклоняющегося поведения обучающихся с ЗПР. В ходе психолого-педагогического сопровождения проводится работа по формированию социально-ориентированной, конкурентоспособной,

творческой личности, способной к самоопределению, саморегуляции, самопознанию, саморазвитию.

Педагог-психолог работает в сотрудничестве с родителями обучающегося, что обеспечивает комплексный подход в решении задач предотвращения/минимизации трудностей обучающегося с ЗПР.

Проведение коррекционно-развивающих занятий обеспечивает реализацию возрастных и индивидуальных возможностей психофизического развития обучающихся с ЗПР посредством индивидуализации содержания курса с учетом их особых образовательных потребностей.

Цель и задачи курса

Цель: «Психокоррекционные занятия» – развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регуляторной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

Задачи курса:

  • формирование учебной мотивации, стимуляция развития познавательных процессов;
  • коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности, эмоций и поведения, формирование навыков самоконтроля;
  • гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;
  • развитие личностного и профессионального самоопределения, формирование целостного «образа Я»;
  • развитие различных коммуникативных умений, приемов конструктивного общения и навыков сотрудничества;
  • стимулирование интереса к себе и социальному окружению;
  • развитие продуктивных видов взаимоотношений с окружающими сверстниками и взрослыми;
  • предупреждение школьной и социальной дезадаптации;
  • становление и расширение сферы жизненной компетенции.

Особенности построения курса

Программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия (психологические)» построена по модульному принципу и предусматривает гибкость содержательного наполнения модулей и конкретных тем.

Каждый модуль представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике с постепенным усложнением и включением новых тем, направленную на развитие дефицитарных психических функций обучающихся с ЗПР в соответствии с направленностью соответствующего модуля.

При этом из общего содержания модулей данного курса возможно выделение конкретных тематических блоков с учетом индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей конкретных обучающихся с ЗПР, зачисленных на психокоррекционные занятия. За счет этого возможно формирование индивидуализированных коррекционно- развивающих программ, направленных на коррекцию и развитие дефицитарных психических функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии, оптимизацию социальной адаптации и развития обучающихся с ЗПР.

В соответствии с целями и задачами коррекционного выделяются следующие модули и разделы программы:

Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» состоит из разделов «Развитие регуляции познавательных процессов» и «Развитие саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний» и направлен на формирование произвольной регуляции поведения, учебной деятельности и собственных эмоциональных состояний у обучающихся.

В процессе коррекционно-развивающих занятий идет развитие способности управлять собственными психологическими состояниями, а также поступками и действиями. Проводится работа над способностью самостоятельно выполнять действия по усвоенной программе, самостоятельно выполнять действия по внутренней программе и переносить ее на новый материал.

Модуль «Формирование личностного самоопределения» состоит из разделов «Развитие личностного самоопределения» и «Развитие профессионального самоопределения» и направлен на осознание и принятие своих индивидуальных личностных особенностей, позитивное реалистичное

отношение к себе, первичное определение своей жизненной стратегии в части профессионального самоопределения и обучения.

Значимым в коррекционно-развивающей работе является развитие осознания и принятия общепринятых жизненные ценностей и нравственных норм, умения анализировать социальные ситуации, принимать обдуманные, взвешенные решения, нести ответственность за свои поступки.

Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» состоит из разделов «Развитие коммуникативных навыков» и «Развитие навыков сотрудничества» и направлен на развитие навыков личностного общения со сверстниками и навыков продуктивной коммуникации в социальном окружении.

Важным в коррекционно-развивающей работе является развитие своевременной и точной ориентировки в ситуации взаимодействия, адекватной включенности в ситуацию общения, способности проявлять гибкость в общении, умения адекватно выстраивать коммуникацию в разных статусноролевых позициях. Для развития эффективного коммуникативного процесса в подростковом возрасте имеет значение развитие чувствительности к вербальной и невербальной экспрессии собеседника, способность проявлять гибкость ролевых позиций в процессе общения, динамично меняя их в соответствии с поведением собеседников и с контекстом ситуации общения. Также на занятиях происходит формирование умения уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя к агрессии или пассивно-зависимому поведению. В ходе коррекционной работы основное внимание уделяется развитию навыков продуктивного взаимодействия с социальным окружением, расширению вариантов эффективных поведенческих стратегий, готовности к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в учебных и внеучебных ситуациях. Также важными являются умения анализировать социальный и эмоциональный контексты коммуникативной ситуации, выбирать адекватную стратегию поведения в условиях конфликта, учитывать позицию и интересы партнера по совместной деятельности, эффективно взаимодействовать с социальным окружением.

Место курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом АООП ООО обучающихся с ЗПР на изучение курса «Психокоррекционные занятия (психологические)» отводится 1 часа в неделю (34 часов в учебном году).

Коррекционно-развивающие занятия проходят во второй половине дня. Расписание занятий составляется с учетом режима работы школы, индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ЗПР и в соответствии с циклограммой специалиста, согласованной с администрацией школы.

В соответствии с учебным планом для изучения курса коррекционно- развивающих занятий предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и

групповые формы работы. Наиболее эффективная и целесообразная организация коррекционно-развивающей работы предполагает проведение занятий продолжительностью 30 – 40 минут и периодичностью 1 раза в неделю.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)» ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

  1. КЛАСС

Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»

Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»

Знакомство со способами ориентировки в задании и способами определения цели. Выполнение анализа образца по заданному плану действий и следование образцу в заданиях на зрительно-моторную координацию. Сличение с образцом, корректировка ошибочных элементов. Отработка навыка следования словесной инструкции. Удержание последовательности действий на основании следования, инструкции. Удержание в умственном плане условий выполнения задания, с сохранением их до конца работы (упражнения на развитие концентрации и переключения внимания: графический диктант с условием).

Определение последовательности своих действий при решении познавательных задач (копирование сложной фигуры). Планирование этапов выполнения задания. Отработка поэлементного выполнения программы. Корректировка своих действий на основании расхождений результата с эталоном с помощью взрослого. Отработка навыков промежуточного контроля. Оценка правильности выполнения задания на основе сличения с конечным результатом. Представление словесного отчета по результатам выполнения задания.

Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний»

Эмоции и эмоциональные состояния, их соотношение с соответствующими внешними проявлениями. Различение мимики, жестов, позы, интонации. Противоречивые эмоции, анализ внешних проявлений при целостном восприятии контекста социальной ситуации. Понимание и словесное обозначение своего эмоционального состояния. Базовые навыки релаксации как способ регуляции эмоций. Знакомство с базовыми навыками контроля эмоциональных состояний, со способами управления проявлением негативных эмоций при неудаче в учебной ситуации. Способность прилагать волевое усилие при выполнении заданий. Моделирование социально приемлемого поведения в эмоционально напряженных коммуникативных ситуациях, простые способы регуляции своего поведения.

Модуль «Формирование личностного самоопределения»

Раздел «Развитие личностного самоопределения»

Знакомство с базовыми навыками самопрезентации. Основные социальные роли, их разнообразие в жизни человека. Личная ответственность и обязанности по отношению к семье и обществу. Отработка навыков

самооценивания в моделируемых ситуациях (учебные ситуации), выделение сильных сторон и положительных качеств личности. Знакомство с навыками критичного оценивания результатов своей деятельности.

Раздел «Развитие профессионального самоопределения»

Значение профессиональной деятельности в жизни человека. Первичные представления о мире профессий. Определение и словесное обозначение собственных желаний и возможностей в сфере профессий. Соотнесение своих желаний и возможностей с направлениями профессиональной деятельности.

Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»

Раздел «Развитие коммуникативных навыков»

Знакомство с базовыми средствами вербального и невербального общения. Отработка использования позитивной лексики, комплиментов, правил этики общения. Психологические помехи в общении: психологические качества личности, особенности поведения. Особенности личности и модели поведения, способствующие продуктивному общению. Отработка навыков установления и поддержания продуктивного коммуникативного контакта в моделируемых ситуациях. Способы передачи информации между собеседниками. Знакомство с навыками активного слушания. Отработка приемов поддержания беседы.

Раздел «Развитие навыков сотрудничества»

Отработка навыков поддержания учебного сотрудничества и совместной деятельности со сверстниками с помощью взрослого. Знакомство с правилами совместной работы в группе. Коллективное обсуждение работы в моделируемых ситуациях.

  1. КЛАСС

Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»

Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»

Отработка способов ориентировки в задании. Оценка условий, необходимых для выполнения задания, с помощью взрослого. Работоспособность и утомление: оценка собственных ресурсов, распределение времени и сил при выполнении заданий. Определение последовательности своих действий при решении познавательных задач (с использованием цифробуквенного материала). Соотнесение своих действий с планом выполнения задания. Корректировка своих действий на основании расхождений результата с эталоном со стимулирующей помощью взрослого. Выполнение заданий по готовой инструкции при индивидуальной и групповой работе. Отработка навыков пошагового и итогового контроля при выполнении задания.

Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний»

Понимание и словесное обозначение своих эмоций в прошлом, настоящем и будущем. Определение физических проявлений различных эмоциональных состояний: телесные ощущения, мышечное напряжение, мимические и пантомимические движения. Соотнесение физических проявлений с конкретными эмоциями в моделируемых ситуациях под контролем взрослого. Позитивные и негативные эмоции, их влияние на эффективность общения и продуктивность деятельности. Отработка различных приемов релаксации. Знакомство с основными техниками и приемами регуляции эмоций. Способность совершать элементарное волевое усилие при трудностях в учебной работе. Отработка навыков снижения волнения и уровня тревоги в эмоционально напряженных ситуациях (самостоятельные и контрольные работы).

Модуль «Формирование личностного самоопределения»

Раздел «Развитие личностного самоопределения»

Индивидуальные особенности человека, психологические качества и черты характера. Различение положительных и отрицательных качеств и черт характера на примере вымышленных и реальных персонажей. Отработка навыков оценивания собственных качеств и черт характера. Общая характеристика задатков и склонностей человека.

Раздел «Развитие профессионального самоопределения»

Разнообразие профессий в современном мире, основные направления профессиональной деятельности. Первичное представление о понятии

«карьера». Значение склонностей и познавательных способностей при определении направления профессиональной деятельности. Определение и первичный анализ своих склонностей и познавательных способностей.

Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» Раздел «Развитие коммуникативных навыков»

Отработка навыков общения в различных моделируемых социальных ситуациях. Соотнесение вербальных и невербальных средств общения с социально-эмоциональным контекстом ситуации. Отработка навыков ведения диалога, поддержания беседы на заданную тему. Альтернативная точка зрения собеседника, способы поддержания разговора, использование речевых клише. Представление собственной позиции социально приемлемыми способами.

Раздел «Развитие навыков сотрудничества»

Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности со сверстниками с помощью взрослого. Отработка навыков поддержания совместной работы и конструктивного взаимодействия. Уточнение недостающей информации в процессе совместной деятельности с помощью вопросов в моделируемых ситуациях. Принятие различных точек зрения в ходе совместной работы в моделируемых ситуациях под контролем взрослого. Знакомство со способами конструктивного отстаивания своих интересов в ходе совместной деятельности.

  1. КЛАСС

Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»

Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»

Самостоятельная оценка условий, необходимых для выполнения задачи. Определение последовательности действий для достижения совокупности поставленных задач (параллельные ряды). Самостоятельное планирование своих действий при выполнении задания с учетом заданного правила. Соотнесение своих результатов с заданным планом выполнения заданий. Самостоятельная корректировка своих действий на основании расхождений результата с эталоном. Отработка навыков выполнения поставленной задачи при индивидуальной работе. Отработка приемов, помогающих сохранить концентрацию при выполнении задания.

Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний»

Отработка навыков соотнесения телесных ощущений и эмоций. Знакомство с приемами снятия психоэмоционального напряжения посредством работы с телесными ощущениями. Отработка различных техник и приемов регуляции эмоций. Использование приемов релаксации в разных моделируемых жизненных ситуациях. Признаки состояний утомления и пресыщения. Способность совершать целенаправленное волевое усилие в ситуации пресыщения, при выполнении однообразной учебной работы. Отработка умения сдерживать непосредственное эмоциональное реагирование при возникновении помех в деятельности в моделируемых ситуациях под контролем взрослого. Отработка способов снижения волнения и уровня тревоги в эмоционально напряженных ситуациях (самостоятельные и контрольные работы), выделение наиболее предпочтительных и эффективных.

Модуль «Формирование личностного самоопределения»

Раздел «Развитие личностного самоопределения»

Определение и вербальная характеристика своих личностных особенностей. Знакомство с понятием «уровень притязаний», связь уровня притязаний с и реальными возможностями. Определение своего уровня притязаний и соотнесение его с собственными способностями и возможностями. Представление об ответственном поведении, выборе способа действий в жизненных ситуациях и последствиях своего поведения. Прогнозирование возможных последствий поведения в моделируемых ситуациях, оценка различных вариантов поведения. Социальные роли в современном обществе, различные модели поведения в соответствии с этими ролями, правила и нормы поведения. Знакомство с понятием жизненного плана и его временной перспективы.

Раздел «Развитие профессионального самоопределения»

Краткая характеристика основных направлений профессиональной деятельности, определение соответствующих им профессий.

Профессиональная направленность личности, определение собственной профессиональной направленности. Выделение собственных интересов и склонностей, соотнесение их с будущей профессиональной деятельностью. Карьера как профессиональный путь в жизни человека. Профессиональная пригодность в основных направлениях профессиональной деятельности. Соотнесение своих способностей и возможностей с профессиональной пригодностью в основных направлениях профессиональной деятельности, построение плана саморазвития на этой основе.

Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»

Раздел «Развитие коммуникативных навыков»

Отработка навыков активного слушания, полного и точного словесного представления своих мыслей с учетом задач и условий коммуникации. Определение коммуникативного намерения (своего и партнера), оценивание его реализации в общении. Условия, способствующие реализации коммуникативных намерений собеседников в ходе общения. Отработка навыков ведения дискуссии, использования различных речевых клише. Использование различных речевых средств для аргументации своей позиции. Определение и словесное обозначение позиции собеседника в моделируемых ситуациях под контролем взрослого. Анализ точки зрения собеседника, выделение аргументов в пользу его позиции.

Раздел «Развитие навыков сотрудничества»

Отработка навыков выстраивания продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Планирование и реализация общих способов работы с партнерами по совместной деятельности для достижения общей цели. Прогнозирование результата коллективных решений в моделируемых ситуациях под руководством взрослого. Отработка навыков согласования своих действий с действиями партнера для достижения общего результата. Организация совместного действия по собственной инициативе в моделируемых ситуациях.

  1. КЛАСС

Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»

Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»

Самостоятельное определение цели и задачи деятельности, последовательность действий в краткосрочной перспективе при выполнении познавательных задач. Организация своей деятельности при индивидуальной и групповой работе с учетом условий, необходимых для выполнения задания (проектные задачи). Самостоятельное планирование этапов своей деятельности. Отработка навыков самостоятельного контроля всех этапов своей деятельности при выполнении задания в рамках индивидуальной и групповой работы. Отработка навыков оценки результатов своей

деятельности, результатов работы группы, результативности своего участия в групповой работе.

Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний»

Отработка специальных приемов регуляции своего эмоционального состояния в различных моделируемых жизненных ситуациях. Отработка приемов релаксации в разных жизненных ситуациях для снижения интенсивности негативных эмоциональных состояний. Регуляция проявлений собственных эмоций (положительных и отрицательных) в соответствии с социальным контекстом коммуникативной ситуации. Знакомство с навыками регуляции негативных эмоций в отношении собеседника в ситуации возникновения разногласий, конфликта. Способность сохранения ровного эмоционального фона при отстаивании своего мнения в ситуации учебного сотрудничества. Ориентация на мнение значимых взрослых при регуляции своего поведения. Отработка умения прикладывать волевые усилия для сконцентрированной кратковременной работы, ориентируясь на продуктивный результат.

Модуль «Формирование личностного самоопределения»

Раздел «Развитие личностного самоопределения»

Соотнесение уровня притязаний со своими возможностями, способностями, индивидуальными особенностями. Способность противостоять негативным воздействиям среды, окружающих людей на собственное поведение. Отработка способов поведения в провокационных ситуациях под контролем взрослого. Оценка себя и своих поступков с учетом общепринятых социальных норм и правил. Временная перспектива жизни, выстраивание событий прошлого, настоящего и будущего в единую линию с учетом связей, последствий и перспектив.

Раздел «Развитие профессионального самоопределения»

Профессии, актуальные для современного рынка труда. Первичные представления о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности. Профессиональная направленности личности и ее структура. Профессиональные склонности и профессиональный потенциал. Профессиональная пригодность, ограничения при выборе профессии. Моделирование образа желаемого профессионального будущего, пути и средства его достижения.

Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»

Раздел «Развитие коммуникативных навыков»

Отработка навыков ведения конструктивного диалога. Отработка навыков ведения групповой дискуссии, способности выделять общую точку зрения в дискуссии, корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, выделять и признавать ошибочность своего мнения (если оно действительно ошибочно). Позиции восприятия и осмысление коммуникативной ситуации. Отработка умения договариваться с партнерами

по общению, имеющими иную точку зрения. Уважительное отношение к партнерам по общению, внимание к личности другого в процессе общения.

Раздел «Развитие навыков сотрудничества»

Конфликт: причины, виды, структура. Стратегии и правила поведения в конфликтной ситуации. Знакомство с различными стратегиями поведения при возникновении конфликтной ситуации в процессе учебного сотрудничества. Компромисс как решение конфликтных ситуаций. Отработка навыков поведения в моделируемых конфликтных ситуациях под руководством взрослого. Отработка навыков самоконтроля эмоциональных проявлений для поддержания конструктивного общения в группе. Отработка умения аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию социально приемлемым способом.

  1. КЛАСС

Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»

Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»

Самостоятельное определение цели и задачи деятельности в среднесрочной перспективе при выполнении познавательных задач. Самостоятельное планирование своих действий при индивидуальной и групповой работе с учетом ресурсов, необходимых для выполнения поставленных задач. Оценка альтернативных ресурсов для выполнения поставленной задачи. Отработка навыков самостоятельного контроля и корректировки своих действий при совместной групповой работе (как в процессе ее реализации, так и после завершения). Объективная оценка результатов своей работы с учетом экспертного мнения взрослого. Отработка навыков оценки результатов работы группы, результативности участия в групповой работе (своего и других участников группы).

Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний»

Закрепление навыков регуляции проявлений своих эмоций в ситуации дискуссии, учебного спора. Состояние стресса, его проявления и влияние на продуктивность общения и деятельности. Стратегии поведения в стрессовых ситуациях. Знакомство со способами профилактики стрессовых состояний на примере ситуации подготовки к государственной итоговой аттестации. Отработка техник контроля своего эмоционального состояния в ситуации экзамена, способствующих минимизации волнения и тревоги. Отработка умения прилагать волевые усилия при возникновении утомления в моделируемой ситуации экзамена.

Модуль «Формирование личностного самоопределения»

Раздел «Развитие личностного самоопределения»

Индивидуальные возможности, склонности, интересы и увлечения, их оценка. Выстраивание с помощью взрослого жизненной перспективы,

жизненных планов. Планирование путей и средств достижения жизненных планов на основе рефлексии смысла реализации поставленных целей. Соотнесение своих поступков с общепринятыми нравственными ценностями, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам. Начальные представления о личном бюджете, личных финансовых расходах, финансовом мошенничестве, махинациях. Отработка навыков противостояния вовлечению в финансовую зависимость в моделируемых ситуациях.

Раздел «Развитие профессионального самоопределения»

Перспективы профессионального образования и будущей профессиональной деятельности, их конкретность и реалистичность по отношению к собственной жизненной перспективе. Индивидуальная стратегия выбора будущей профессии. Выбор и выстраивание с помощью взрослого дальнейшей индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»

Раздел «Развитие коммуникативных навыков»

Закрепление навыков конструктивного общения. Отработка умения выдвигать контраргументы в дискуссии, перефразировать свою мысль. Понимание системы взглядов и интересов другого. Отработка умения при необходимости корректно убедить других в правоте своей позиции, умения критически относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно действительно ошибочно) и корректировать его.

Раздел «Развитие навыков сотрудничества»

Закрепление навыков эффективного сотрудничества в различных учебных и социальных ситуациях. Отработка умения договариваться в процессе сотрудничества, в т. ч. в конфликтных ситуациях. Знакомство со способами оказания помощи и эмоциональной поддержки партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности. Закрепление навыков организации совместной деятельности в продуктивном сотрудничестве (ставить цели, определять задачи, намечать совместный план действий, прогнозировать результат общей деятельности и достигать его).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ

«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)» ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

  1. КЛАСС

Обучающийся научится и будет (сможет):

  • с помощью взрослого планировать пути достижения цели, выбирать наиболее оптимальные способы решения познавательных задач;
  • контролировать время выполнения учебной работы ориентируясь на определенные таймером временные рамки;
  • ориентироваться в задании и условиях, необходимых для его выполнения с помощью взрослого;
  • определять последовательность действий в краткосрочном периоде для достижения поставленной задачи с помощью взрослого;
  • соотносить свои действия с планом, корректировать свои действия на основании расхождений результата с эталоном с развернутой помощью взрослого;
  • оценивать правильность выполнения задания на основе сличения с конечным результатом;
  • уметь давать словесный отчет о выполнении задания;
  • уметь действовать индивидуально и в группе по заданному взрослым алгоритму.

Обучающийся научится и будет (сможет):

  • выделять различные эмоциональные состояния и соотносить их с соответствующими внешними проявлениями (мимика, жесты, пантомимика, поза, интонация);
  • определять широкий спектр эмоциональных состояний по внешним проявлениям (включая противоречивые эмоции);
  • обращать внимание на свое эмоциональное состояние и уметь идентифицировать его и обозначать вербально;
  • владеть базовыми навыками релаксации, как способом регуляции эмоций;
  • сдерживать непосредственные (негативные) эмоциональные реакции в процессе деятельности и при оценке достигнутого результата;
  • управлять проявлением негативных эмоций при неудаче в учебной ситуации;
  • регулировать        свое        поведение        в        эмоционально        напряженной коммуникативной ситуации;
  • соблюдать нормы и правила общественного поведения;
  • осознавать необходимость прилагать усилия для полноценного выполнения заданий;
  • демонстрировать интерес к самопознанию;
  • владеть навыками самопрезентации (рассказывать о своих интересах, увлечениях, личностных качествах);
  • иметь представление об основных социальных ролях, их разнообразии в жизни человека, осознавать собственные социальные роли;
  • иметь представления о своих обязанностях перед семьей, обществом;
  • владеть навыками самооценивания, выделять свои положительные качества;
  • владеть        навыками        учебного        самооценивания,        критично        оценивать результат деятельности, осознавать, что удалось выполнить, что нет;
  • владеть базовыми средствами вербального и невербального общения;
  • использовать в коммуникации со сверстниками позитивную лексику, комплименты, правила этики общения;
  • определять        качества        личности        и        способы        поведения,        которые способствуют или препятствуют продуктивной коммуникации;
  • слушать        и        слышать        информацию,        передаваемую        собеседником, уточнять ее с помощью вопросов, поддерживать тему разговора.
  1. КЛАСС

Обучающийся научится и будет (сможет):

  • ориентироваться в задании и оценивать необходимые для его выполнения условия (временные, пространственные, функциональные и т. д.) с помощью взрослого;
  • распределять время и силы при выполнении нескольких заданий, уметь определять состояние снижения работоспособности и сообщать об этом взрослому;
  • определять последовательность действий для достижения поставленной задачи;
  • соотносить свои действия с планом, корректировать свои действия на основании расхождений результата с эталоном со стимулирующей помощью взрослого;
  • уметь действовать по готовой инструкции при индивидуальной и групповой работе;
  • оценивать правильность выполнения задания в соответствии с образцом, приведенным в инструкции;
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль при выполнении задания;
  • проявлять интерес к мнению окружающих по поводу оценочных суждений результата своей деятельности, в случае ошибки корректировать результат с помощью взрослого.
  • осознавать переживаемые эмоции в прошлом, настоящем и будущем, уметь называть их;
  • уметь сосредотачиваться на телесных ощущениях, мышечных напряжениях, выражении лица при переживании той или иной эмоции, называть их в моделируемых ситуациях под контролем взрослого;
  • выделять позитивные и негативные эмоции, иметь представление об их влиянии на эффективность общения и продуктивность деятельности;
  • владеть разными приемами релаксации;
  • иметь представление об основных техниках и приемах регуляции эмоций;
  • совершать элементарное волевое усилие при трудностях в учебной работе;
  • уметь        минимизировать        волнение        в        эмоционально        напряженных ситуациях (самостоятельные и контрольные работы).

Обучающийся научится и будет (сможет):

  • демонстрировать интерес к самопознанию и саморазвитию;
  • иметь представление о своих индивидуальных особенностях, качествах, чертах характера;
  • различать положительные и отрицательные качества, черты характера;
  • оценивать свои качества, черты характера;
  • иметь представление о своих задатках и склонностях;
  • демонстрировать позитивное самоотношение.
  • выстраивать коммуникацию в различных социальных ситуациях;
  • использовать вербальные и невербальные средства общения адекватные социально-эмоциональному контексту ситуации;
  • уметь вести диалог, поддерживать беседу на заданную тему;
  • понимать наличие другой, альтернативной точки зрения в процессе общения со сверстниками;
  • конструктивно        доносить        свою        позицию        до        других        участников коммуникации.
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками с помощью взрослого;
  • определять цели и функции участников совместной деятельности, способы взаимодействия;
  • поддерживать совместную работу, конструктивно взаимодействовать;
  • с помощью вопросов уточнять недостающую информацию в процессе совместной деятельности;
  • принимать точки зрения, отличные от собственной, конструктивно отстаивать свои интересы.
  1. КЛАСС

Обучающийся научится и будет (сможет):

  • самостоятельно оценивать необходимые для выполнения поставленной задачи условия (временные, пространственные, функциональные и т. д.);
  • определять последовательность действий для достижения совокупности поставленных задач;
  • самостоятельно планировать последовательность своих действий в соответствии с поставленной задачей;
  • соотносить свои действия с планом, корректировать самостоятельно свои действия на основании плана, проводить проверку по результату;
  • оценивать правильность выполнения поставленной задачи при индивидуальной работе;
  • сдерживать непосредственные импульсивные реакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
  • осознавать        телесные        ощущения,        соотносить        их        с        эмоциями        и использовать их для снятия психоэмоционального напряжения;
  • иметь представление о различных техниках и приемах регуляции эмоций;
  • использовать        при        необходимости        приемы        релаксации        в        разных жизненных ситуациях;
  • совершать целенаправленное волевое усилие в ситуации пресыщения, при выполнении однообразной учебной работы;
  • сдерживать        непосредственное        эмоциональное        реагирование        при возникновении помех в деятельности;
  • уметь справляться с волнением в эмоционально напряженных ситуациях (самостоятельные и контрольные работы).
  • демонстрировать        интерес        и        готовность        к        самопознанию        и саморазвитию;
  • демонстрировать адекватно позитивное самоотношение;
  • иметь представление о своих личностных особенностях;
  • иметь уровень притязаний, адекватный своим возможностям;
  • иметь представление об ответственном поведении;
  • самостоятельно оценивать последствия своих действий, выбирать как поступить (в том числе в неоднозначных ситуациях) и отвечать за свой выбор;
  • иметь развернутое представление о социальных ролях в обществе, различных моделях поведения в соответствии с этими ролями, правилах и нормах поведения;
  • строить жизненные планы во временной перспективе.
  • демонстрировать мотивацию к приобретению профессии в определенной области трудовой деятельности;
  • ориентироваться в современном мире профессий, перечислять и давать краткую характеристику основным направлениям профессиональной деятельности;
  • иметь первичное представление о понятии профессиональной направленности личности;
  • иметь представление о карьере как о профессиональном пути в жизни человека;
  • выделять собственные интересы и склонности, соотносить их с будущей профессиональной деятельностью;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владеть приемами активного слушания;
  • уметь ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение свое и партнера, оценивать степень его реализации в общении;
  • уметь спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
  • принимать позицию собеседника, выделяя его точку зрения и аргументы в пользу его позиции;
  • уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
  • уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • планировать совместные действия для достижения общей цели;
  • планировать и реализовывать общие способы работы с партнерами по совместной деятельности;
  • прогнозировать результат коллективной работы;
  • уметь        согласовывать        свои        действия        с        действиями        партнера        для достижения общего результата;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия.

  1. КЛАСС
  • оответствии с ней, последовательность действий в краткосрочной перспективе;
  • организовывать свою деятельность при индивидуальной и групповой работе с учетом условий, необходимых для выполнения поставленных задач;
  • самостоятельно осуществлять контроль своей деятельности;
  • проводить оценку результата своей деятельности;
  • оценивать работу группы сверстников и свой вклад в ее работу.
  • иметь представление о возможности сознательно влиять на свое эмоциональное состояние с помощью специальных приемов при необходимости в различных жизненных ситуациях;
  • использовать приемы релаксации в разных жизненных ситуациях для снижения интенсивности негативных эмоциональных состояний;
  • уметь направить усилия для сконцентрированной кратковременной работы, ориентируясь на продуктивный результат;
  • регулировать проявление собственных эмоций (положительных и отрицательных) в соответствии с социальным контекстом коммуникативной ситуации;
  • сдерживать проявление негативных эмоций в отношении собеседника в ситуации возникновения разногласий, конфликта;
  • сохранять ровный эмоциональный фон при отстаивании своего мнения в ситуации учебного сотрудничества;
  • принимать замечания от значимых взрослых по поводу своих действий и поступков, учитывать их при изменении своего поведения, прогнозировать последствия своего поведения.
  • демонстрировать мотивацию к самопознанию, потребность к саморазвитию;
  • иметь уровень притязаний, адекватный своим возможностям, способностям, индивидуальным особенностям;
  • проявлять ответственность, относительную независимость и устойчивость в отношении негативных воздействий среды, окружающих людей на собственное поведение;
  • оценивать себя и свои поступки с учетом общепринятых социальных норм и правил;
  • представлять временную перспективу жизни, где события прошлого, настоящего и будущего занимают соответствующее место и наделяются соответствующим статусом.
  • ориентироваться в современном мире профессий, перечислять и давать краткую характеристику различным профессиям, актуальным для современного рынка труда;
  • иметь представление о понятии профессиональной направленности личности и ее структуре;
  • иметь первичные представления о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
  • иметь представления о собственных профессиональных склонностях и профессиональном потенциале;
  • знать об ограничениях при выборе профессии, учитывать ограничения профессиональной пригодности при выборе будущей профессии;
  • моделировать образ желаемого профессионального будущего, пути и средства его достижения.
  • уметь вести конструктивный диалог;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения;
  • выделять и признавать ошибочность своего мнения (если оно таково);
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с партнерами по общению, имеющими иную точку зрения;
  • демонстрировать уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого в процессе общения.
  • иметь представление о понятии «конфликт» в ситуации сотрудничества;
  • иметь представление о различных стратегиях и правилах поведения в конфликтной ситуации;
  • уметь выбрать адекватную стратегию поведения при возникновении конфликтной ситуации в процессе учебного сотрудничества;
  • поддерживать        конструктивное        общение        в        группе,        контролируя собственные эмоциональные проявления;
  • иметь        представление        о        компромиссном        решении        конфликтных ситуаций;
  • уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию социально приемлемым способом.

  1. КЛАСС

Обучающийся научится и будет (сможет):

  • самостоятельно определить цели и задачи своих действий в среднесрочной перспективе;
  • планировать действия при индивидуальной и групповой работе с учетом ресурсов, необходимых для выполнения поставленных задач, в том числе с точки зрения альтернативы;
  • контролировать и корректировать выполнение своих действий в ходе совместной групповой работы как по завершению, так и по ходу ее реализации;
  • объективно оценивать результат своей работы;
  • оценивать работу группы сверстников и индивидуальный вклад в ее работу каждого участника.
  • регулировать проявления своих эмоций в ситуации дискуссии, учебного спора;
  • вести себя в соответствии с общим эмоциональным фоном коммуникативной ситуации;
  • иметь представление о состоянии стресса, его проявлениях и влиянии на продуктивность общения и деятельности;
  • иметь представление о стратегиях поведения в стрессовых ситуациях;
  • иметь представление о возможностях профилактики стрессовых состояний на примере ситуации подготовки к государственной итоговой аттестации;
  • владеть техниками контроля своего эмоционального состояния в ситуации экзамена, уметь минимизировать волнение;
  • уметь прилагать волевые усилия при возникновении утомления в моделируемой ситуации экзамена;
  • сохранять устойчивость социально приемлемой позиции в ситуациях негативного воздействия со стороны окружающих.

  • оценивать свои возможности, осознавать собственные склонности, интересы и увлечения;
  • выстраивать с помощью взрослого жизненную перспективу, жизненные планы, включающие последовательность целей и задач в их взаимосвязи;
  • планировать пути и средства достижения жизненных планов на основе рефлексии смысла реализации поставленных целей;
  • соизмерять свои поступки с общепринятыми нравственными ценностями, осознанно и ответственно относиться к собственным поступкам;
  • иметь начальные представления о личном бюджете, личных финансовых расходах, финансовом мошенничестве, махинациях;
  • уметь противостоять вовлечению в финансовую зависимость в моделируемых ситуациях.
  • иметь конкретные реалистичные представления о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
  • иметь реалистичные представления о социальных и финансовых составляющих различных профессий;
  • с помощью взрослого выбирать и выстраивать дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

владеть способами и приемами поиска информации, связанной с

  • профессиональным образованием и профессиональной деятельностью иметь представление об индивидуальной стратегии выбора профессии
  • овладеть навыками конструктивного общения;
  • уметь в дискуссии выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
  • критически относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • уметь при необходимости корректно убедить других в правоте своей позиции;
  • понимать систему взглядов и интересов другого.
  • владеть навыками эффективного сотрудничества в различных учебных и социальных ситуациях;
  • уметь договариваться в процессе сотрудничества, включая конфликтные ситуации;
  • оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
  • самостоятельно организовывать совместную деятельность в продуктивном сотрудничестве (ставить цели, определять задачи, намечать совместный план действий, прогнозировать результат общей деятельности и достигать его);
  • находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации на основе согласования позиций и учета интересов участников группы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Коррекционный        курс        «Психокоррекционные        занятия (психологические)» является частью программы коррекционной работы и обязателен для изучения. Содержание коррекционного курса

«Психокоррекционные занятия (психологические)», представленное в примерной рабочей программе АООП ООО обучающихся с ЗПР, соответствует ФГОС ООО. В соответствии с учебным планом АООП ООО обучающихся с ЗПР на изучение курса «Психокоррекционные занятия (психологические)» отводится 1 часа в неделю (34 часов в учебном году).

При этом Организация вправе сама вносить изменения в содержание и распределение учебного материала по годам обучения, в последовательность изучения модулей и количество часов на освоение каждой темы, определение организационных форм обучения и т.п. Обоснованность данных изменений определяется индивидуальными психофизическими особенностями конкретных обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности ими учебных тем, рекомендациями ППк.

Тематическое планирование представлено по годам обучения, в нём указано рекомендуемое количество часов, отводимое на изучение модулей.

Основные виды деятельности обучающихся с ЗПР перечислены при изучении каждой темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для учащихся 5 класса, обучающихся по адаптированной программе (ЗПР 7.1)

№ п/п

Примерные темы занятий

Кол-во часов

Примерное содержание занятия

Дата проведения

1

Вводное занятие

1

Давайте знакомиться с собой и друг с другом (рассказ о себе или о друге по плану: внешний вид, здоровье, черты характера, мои привычки, что мне интересно, что я не люблю)

2

Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой сферы

3

Исследование восприятия пространства, времени, цвета, формы.

3

4

5

Развитие сенсорной моторики. Развитие мелкой и крупной моторики

5

Развитие сенсорной моторики

Развитие мелкой моторики (развитие пластичности и выразительности движений пальцев рук)

6

7

8

9

10

Развитие восприятия. Формирование пространственных представлений

Развитие и коррекция двигательной сферы

7

Развитие восприятия пространства и формирование пространственных представлений.

Продолжение развития восприятие пространства и формирование пространственных представлений.

Развитие восприятия времени.

Развитие восприятия формы и цвета, величины и веса.

Развитие целостности восприятия.

Развитие восприятия геометрических фигур.

11

12

13

14

15

16

17

Развитие памяти. Развитие мнестических процессов, тренировка памяти

6

Развитие слуховой памяти: упражнения.

Развитие кратковременной памяти.

Развитие зрительной памяти: упражнения.  

Развитие ассоциативной памяти.

Развитие тактильной памяти: упражнения «Узнай предмет», «Волшебный мешочек»,

Развитие мнестических процессов, тренировка памяти: упражнения.

Развитие мыслительных операций.

Развитие понятийного мышления.

Развитие скорости мышления: задание.

18

19

20

21

22

23

Промежуточная диагностика

1

Диагностика ВПФ

24

Коррекция мышления

8

Развитие наглядно-действенного мышления: задания «Лабиринт», «Смысловое соотнесение», «Отрицание».

Развитие наглядно-образного мышления. Занятие 1

Развитие наглядно-образного мышления. Занятие 2

Развитие словесно-логического мышления. Занятие 1

Развитие словесно-логического мышления. Занятие 2

Развитие словесно-логического мышления. Занятие 3

Развитие словесно-логического мышления. Занятие 4

25

26

27

28

29

30

31

32

Развитие воображения

3

Развитие зрительного воображения.

Развитие вербального (зрительного) воображения.

Развитие пространственного воображения.

Развитие образного (воссоздающего) изображения.

33

34

35

Итоговая диагностика

1

Проведение диагностики с целью определения динамики

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для учащихся 6 класса, обучающихся по адаптированной программе (ЗПР 7.1)

№ п/п

Примерные темы занятий

Кол-во часов

Примерное содержание занятия

Дата проведения

1

Вводное занятие

1

Давайте знакомиться с собой и друг с другом (рассказ о себе или о друге по плану: внешний вид, здоровье, черты характера, мои привычки, что мне интересно, что я не люблю)

2

Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой сферы

2

Исследование зрительного и слухового восприятия. Оценка восприятия пространства и времени.

3

4

Развитие восприятия. Формирование пространственных представлений

6

 Развитие восприятие пространства и формирование пространственных представлений. Развитие восприятия величины и веса.

Развитие целостности восприятия.

5

6

7

8

9

10

Развитие внимания

6

Развитие устойчивости и переключения внимания.

Развитие распределения внимания.

Развитие наблюдательности внимания.

Развитие концентрации слухового внимания.

11

12

13

14

15

16

Развитие мнестических процессов, тренировка памяти

6

Развитие способности к воссозданию мыслительных образов. Развитие мнестических процессов, тренировка памяти.

Развитие зрительной памяти. Тренировка зрительной памяти: задания на нахождение отличий .

17

18

19

20

21

22

Формирование интеллектуальных умений

7

Развитие мыслительных процессов: обобщения, выделения существенных признаков. Развитие понятийного мышления,развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Развитие скорости мышления.

23

24

25

26

27

28

29

Промежуточная диагностика

1

Диагностика ВПФ

30

Развитие воображения

5

 Развитие зрительного воображения: задания «Помоги художнику», «Комбинирование», «Точки».

Развитие вербального (зрительного) воображения: упражнения «Угадай-ка», «Придумай рисунок», «Бабочки», «Кляксы», «Дорисуй фигурку», «Геометрические фигуры», «Придумай и дорисуй».

31

32

33

34

35

Итоговая диагностика

1

Проведение диагностики с целью определения динамики

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для учащихся 7 класса, обучающихся по адаптированной программе (ЗПР 7.1)

№ п/п

Примерные темы занятий

Кол-во часов

Примерное содержание занятия

Дата проведения

1

Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой сферы

1

Исследование зрительного и слухового восприятия. Оценка восприятия пространства и времени

2

Развитие восприятия. Формирование пространственных представлений

4

Развитие восприятие пространства и формирование пространственных представлений. Развитие восприятия величины и веса.

Развитие целостности восприятия.

3

4

5

6

Развитие мнестических процессов, тренировка памяти

4

Развитие зрительной памяти. Тренировка зрительной памяти: задания на нахождение отличий .

7

8

9

10

Формирование интеллектуальных умений

5

Развитие мыслительных процессов: обобщения, выделения существенных признаков. Развитие понятийного мышления, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Развитие скорости мышления.

11

12

13

14

15

Промежуточная диагностика

1

Диагностика ВПФ

16

Коррекция мышления

6

Развитие абстрактно-логического мышления: задания на развитие умения владеть и пользоваться понятиями и критериями, не существующими в реально мире. Развитие образно-логического мышления: разгадывание ребусов, аналогии, задания на установление логических связей.

17

18

19

20

21

22

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы  

8

Понятие характер . Формирование позитивного отношения у своему «Я». Игры, развивающие умение сотрудничать: «Найди путь», «Угадай настроение», «Путаница», «Взаимодействие», «Комплимент». Определение понятия положительных эмоций. Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний

23

24

25

26

27

28

29

30

Развитие воображения

5

 Развитие зрительного воображения: задания «Помоги художнику», «Комбинирование», «Точки».

Развитие вербального (зрительного) воображения: упражнения «Угадай-ка», «Придумай рисунок», «Бабочки», «Кляксы», «Дорисуй фигурку», «Геометрические фигуры», «Придумай и дорисуй».

31

32

33

34

35

Итоговая диагностика

1

Проведение диагностики с целью определения динамики

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для учащихся 8 класса, обучающихся по адаптированной программе (ЗПР 7.1)

№ п/п

Примерные темы занятий

Кол-во часов

Примерное содержание занятия

Дата проведения

1

Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой сферы

1

Исследование зрительного и слухового восприятия. Оценка восприятия пространства и времени.

2

Развитие восприятия. Формирование пространственных представлений

2

Развитие восприятие пространства и формирование пространственных представлений. Развитие восприятия величины и веса.

Развитие целостности восприятия.

3

4

Развитие внимания

4

 Развитие устойчивости и переключения внимания.

Развитие распределения внимания.

Развитие наблюдательности внимания.

Развитие концентрации слухового внимания.

5

6

7

8

Развитие мнестических процессов, тренировка памяти

2

Развитие способности к воссозданию мыслительных образов. Развитие мнестических процессов, тренировка памяти.

Развитие зрительной памяти. Тренировка зрительной памяти: задания на нахождение отличий .

9

10

Формирование интеллектуальных умений

5

Развитие мыслительных процессов: обобщения, выделения существенных признаков. Развитие понятийного мышления,развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Развитие скорости мышления.

11

12

13

14

15

Промежуточная диагностика

2

Диагностика ВПФ

16

17

Сенсомоторное развитие

5

Развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;

развитие тонкости и целенаправленности движений; развитие межполушарного взаимодействия;

18

19

20

21

22

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы  

7

Понятие характер . Формирование позитивного отношения у своему «Я». Игры, развивающие умение сотрудничать: «Найди путь», «Угадай настроение», «Путаница», «Взаимодействие», «Комплимент». Определение понятия положительных эмоций. Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний

23

24

25

26

27

28

29

Самоопределение

5

 Понятия: склонности, интересы, возможности, профессия и специальность, профессиональные предпочтения.

30

31

32

33

34

Итоговая диагностика

2

Проведение диагностики с целью определения динамики

35

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для учащихся 9 класса, обучающихся по адаптированной программе (ЗПР 7.1)

№ п/п

Примерные темы занятий

Кол-во часов

Примерное содержание занятия

Дата проведения

1

Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой сферы

1

Исследование зрительного и слухового восприятия. Оценка восприятия пространства и времени.

2

Развитие внимания

5

Развитие устойчивости и переключения внимания.

Развитие распределения внимания.

Развитие наблюдательности внимания.

Развитие концентрации слухового внимания.

3

4

5

6

Формирование интеллектуальных умений

7

Развитие мыслительных процессов: обобщения, выделения существенных признаков. Развитие понятийного мышления, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Развитие скорости мышления.

7

8

9

10

11

12

13

Промежуточная диагностика

1

Диагностика ВПФ

14

Развитие воображения

2

Развитие зрительного воображения

15

16

Развитие мнестических процессов, тренировка памяти

6

Развитие способности к воссозданию мыслительных образов. Развитие мнестических процессов, тренировка памяти.

Развитие зрительной памяти. Тренировка зрительной памяти: задания на нахождение отличий .

17

18

19

20

21

22

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы  

5

Игры, развивающие умение сотрудничать: «Найди путь», «Угадай настроение», «Путаница», «Взаимодействие», «Комплимент». Определение понятия положительных эмоций. Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний

23

24

25

26

27

Самоопределение

5

Понятия: склонности, интересы, возможности, профессия и специальность, профессиональные предпочтения.

 

28

29

30

31

32

Итоговая диагностика

2

Проведение диагностики с целью определения динамики

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающего курса по русскому языку «Развитие коммуникативной деятельности» для 5 класса с адаптированной образовательной программой

Цель программы – Формирование умений школьников с ЗПР правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализ...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по психологии для обучающихся по адаптированным образовательным программам 5-8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ для обучающихся по адаптированным образовательным программам 5-8 классы...

Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа индивидуальной работы с подростком с суицидальным риском"

Авторско-составительская программа (в соавторстве). В программе описан подход к психологическому сопровождению подростка "группы риска". (2018-2019 учебный год)...

Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с ЗПР" (уровень образования - основной общий)

Авторско-составительская рабочая программа (в соавторстве). Психологическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития на уровне основного общего образования (2018-2019 учебный год)...