Программа внеурочной деятельности по курсу "Мой выбор". Направление: социальное
рабочая программа по психологии (5 класс)

Будаговская Елена Павловна

Формирование у школьников мотивации к труду, потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии становятся сегодня приоритетными в системе общего образования. Не менее значимо и соответствие выбираемой сферы профессиональной деятельности личностным особенностям (способностям) и потребностям (интересам) выпускников. Именно поэтому одним из концептуальных направлений ФГОС стала профориентационная работа с учащимися общеобразовательных учреждений. И начинать такую деятельность необходимо как можно раньше. 

          В этой связи программа внеурочной деятельности для учащихся 5 классов способствует достижению указанных выше образовательных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_moy_vybor.docx41.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Мценска «Лицей № 5»

 

Рассмотрено                                  

на педагогическом совете          

 Прокол № 1  

от 31.08.2022 года

Согласовано:      

Заместитель директора по ВР    

Абрашина К.В. _____________                                  

31» августа 2022 года

Утверждаю:  

 

Директор МБОУ г. Мценска «Лицея № 5»                                              

Коин О.Н.___________________                    

Приказ № 177 от «31» августа 2022 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

По курсу «Мой выбор»   

Уровень: базовый

Возраст: 11-13 лет

Срок реализации рабочей программы: 2022-2023 учебный год

Количество часов в год 34, в неделю: 1

Составитель: педагог-психолог

Будаговская Елена Павловна

Мценск, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Время требует, чтобы современная школа формировала компетентную личность, способную к саморазвитию и профессиональному самоопределению, готовую к максимальной профессиональной мобильности, а значит, конкурентоспособную на рынке труда.

 В этой связи профориентационная работа в лицеи заключается не только в нацеленности на выбор конкретной профессии каждым школьником, но и на выявление и развитие способностей, интересов, склонностей, формирование универсальных качеств у учащихся, помогающих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор.

 Предлагаемая примерная рабочая программа рассматривается как важный элемент системы профессиональной ориентации в образовательном учреждении. Она учитывает особенности формирования психологических свойств школьников данного возраста.

Структура и содержание программы отражает позицию Г.В. Резапкиной по особенностям профориентационной работы в основной ступени школы. В частности, её взгляд на то, что акцент в содержании профориентационной деятельности с учащимися 5-х классов необходимо делать на выявление и развитие способностей и интересов школьников, на организацию самопознания и развитие личностных качеств.  

В 5-классах к воспитанию и просвещению, которые использовались в начальной школе, добавляется диагностика – изучение личности школьника в целях профориентации.

В процессе психолого-педагогической диагностики школьники смогут изучить свои личностные особенности: ценностные ориентации, интересы, способности, склонности, мотивы, профессиональные предпочтения.

Это позволит школьникам осмыслить и овладеть набором универсальных учебных действий, жизненно и профессионально важных качеств – интеллектуальных, физических, личностных - и попытаться найти ответы на важные вопросы: кем хочу стать?; чего хочу достичь?; каким хочу быть?

 АКТУАЛЬНОСТЬ

 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования указывает, что профориентационная работа является неотъемлемой частью программы воспитания и социализации школьников.

В соответствии с ФГОС ООО выпускник основной школы должен обладать следующими качествами: «…формирование ответственного отношения к учению, способности к самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий». Школа должна выпускать ученика «…ориентирующегося в мире профессий, понимающего значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы».

Формирование у школьников мотивации к труду, потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии становятся сегодня приоритетными в системе общего образования. Не менее значимо и соответствие выбираемой сферы профессиональной деятельности личностным особенностям (способностям) и потребностям (интересам) выпускников. Именно поэтому одним из концептуальных направлений ФГОС стала профориентационная работа с учащимися общеобразовательных учреждений. И начинать такую деятельность необходимо как можно раньше.  

          В этой связи программа внеурочной деятельности для учащихся 5 классов способствует достижению указанных выше образовательных результатов.

Программа внеурочной деятельности «Мой выбор» по социальному направлению развития личности, входит в часть учебного плана, включающую внеурочную деятельность, формируемую участниками образовательного процесса и обеспечивающую реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.

Программа составлена в соответствии со стандартами третьего поколения, примерной программой Резапкиной Г. В. «Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки», пособия Бондарева В. П., Кропивянской С. О. «Успешный выбор профессии. 8-11 классы», пособия Пряжникова Н. С. «Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж».

Цель программы – формирование готовности обучающихся к выбору профиля обучения и к профессиональному самоопределению с учетом личностных особенностей и возможностей рынка труда, формирование профориентационных компетенций ученика, необходимых для решения практико-ориентированных задач, возникающих на протяжении всей его жизни, связанных с профессиональной ориентацией и социализацией.

Задачи:

  •  формирование познавательного интереса учащихся к вопросам выбора профиля обучения и профессии;
  • формирование общественной активности личности;
  • формирование компетенций, связанных с построением профессиональных образовательных маршрутов;
  • применение полученных теоретических знаний на практике;
  • освоение новых направлений и форм профориентации;
  • получение опыта практической деятельности учащихся для осознанного профессионального самоопределения.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу (34 часа в год). Занятия проводятся в форме групповой работы с элементами тренинга. При проведении занятий используются следующие формы и методы работы:

  • профориентационные игры;
  • игровые профессиональные упражнения;
  • самоописание;
  • групповая дискуссия;
  • использование конструктивной обратной связи.

Планируемые результаты обучения

Результатом обучения по программе должны стать:

  1. Личностные:
  • потребность повышать свой культурный уровень, само реализовываться в разных видах деятельности;
  • в качестве личностных результатов освоения обучающимися этой части программы выступают готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
  • принятие моральных норм и правил нравственного поведения с представителями разных поколений (ветераны, инвалиды, дети младшего возраста), носителей разных убеждений и представителей различных социальных групп нашего города;
  • способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков своих сверстников;
  • умение взаимодействовать со сверстниками в коллективе клуба и в школе, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • формирование бережного отношения к традициям своей семьи, школы;
  • об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе;
  • о принятых в обществе нормах поведения и общения;
  • об основах здорового образа жизни;
  • развитие ценностного отношения подростков к труду.

  1. Метапредметные

Регулятивные:

  • умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;
  • умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в конкурсах);
  • формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач;
  • демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.

Познавательные:

  • навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о профессиях
  • анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности;
  • умение находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в тексте, устанавливать взаимосвязи между описываемыми событиями и явлениями;
  • критическое оценивание содержания и форм современных текстов;
  • овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные:

  • умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в клубе;
  • приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи;
  • умение находить общее решение и разрешать конфликты;
  • о правилах конструктивной групповой работы;
  • опыт публичного выступления;
  • опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности;
  • соблюдение норм публичной речи в процессе выступления.

  1. Предметные

Обучающиеся научатся:

  • владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;
  • использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий.
  • об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
  • приобретение опыта исследовательской деятельности; Обучающиеся получат возможность научиться:
  • участвовать в исследовательских работах;
  • знать о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
  • иметь представление о правилах проведения исследования;
  • получение первоначального опыта самореализации.

С целью осуществления более эффективного управления профессиональным развитием учащихся профориентационные задачи ставятся с учетом их условного деления на три уровня:

  1.         Когнитивный (информирование о мире профессий, состоянии рынка труда, содержании той или иной трудовой деятельности, о профессиональных образовательных программах и учреждениях);
  2.         Мотивационно-Ценностный (формирование у школьников всей гаммы   смыслообразующих и профессиональных ценностей);
  3.         Деятельностно-практический (составление, уточнение, коррекция и реализация профессиональных планов).

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о труде и профессиях (знание и уважение трудовых традиций своей семьи, знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека и т.п.).

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями (в урочной, внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями профессионального знания и положительного повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к труду, как базовой ценности общества, ценностного отношения к профессиональной и социально значимой деятельности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественно полезного действия, формирование у подростка социально приемлемых моделей поведения.

Только в самостоятельном общественно полезном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных профессиональных и социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают эффекты профориентации:

  • на первом уровне профориентация приближена к обучению, при этом предметом профориентирования как учения являются не столько теоретические знания, сколько знания о ценностях;
  • на втором уровне профориентация осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных профессионально ориентированных поступков;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в профессионально ориентированной, социально значимой деятельности и приобретения

ими элементов опыта трудового творческого сотрудничества и общественно полезного труда.

Таким образом, знания о труде как о ценности переводятся в реально действующие, осознанные мотивы трудового поведения, его значение присваивается обучающимися и становится их личностным смыслом.

Формы достижения результатов:

познавательные беседы, инструктажи, социальные пробы, экскурсии, трудовые десанты, социально-значимые акции в классе, лицеи. исследовательские работы, социально-значимые акции в социуме (вне ОУ).

Формы контроля:

  1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
  2. По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу – творческое эссе  по теме: «Кем и каким я хочу стать»
  3. В рамках курса предполагается организовать проектную деятельность учащихся.

Диагностика результативности освоения программы

Для проверки уровня усвоения учащимися содержания программы предусмотрена система мероприятий-соревнований, участие в которых дает возможность оценить уровень достижения образовательных результатов.

Формами диагностики результативности являются: портфолио (подробнее в методическом обеспечении программы), тестирование, работы по анализу интересов и склонностей к предметам различных профилей обучения, индивидуальных личностных особенностей, учебных заведений профессионального образования, построению индивидуальных образовательных маршрутов (выбор профиля обучения) и индивидуальных профессиональных маршрутов (определение возможного набора учреждений профессионального образования)

Техническое оснащение образовательного процесса: наглядные материалы (репродукции картин, фоторепродукции), аудиозаписи музыкальных произведений, видеозаписи (классической литературы, живой природы, социальных явлений), аудио/видео аппаратура (музыкальный центр), мультимедийная техника (компьютер, проектор, колонки, интерактивная доска).

Перечень учебно – методического обеспечения

  1. Мой выбор. Учебно – методическое пособие для учителей средней школы. Авторы: И. Ф. Ахметова, Т. Ю. Иванова, А. Н. Иоффе, А. С. Прутченков, Г. К. Смирнова, П.Г.Положевец. М.: ИЖИЦА, 2005.
  2. Мой выбор. Энциклопедия материалов. Авторы: О. В. Кишенкова, А. Н . Иоффе, Е. В. Держицкая, С. Б. Зудов, Г. М. Махина. М. : ИЖИЦА, 2005.
  3. Мой выбор. Методическое пособие по воспитательной работе. Авторы: О. В. Правдина, О. Е. Просвирнова, С. Е. Мишина, Т. В. Коротеева. М: ИЖИЦА, 2005.
  4. Базовый        набор        тематических        тренингов        для        подростков:        Сборник        научно-методических материалов/Сост. Н.А.Бондаренко, И.Н. Рязанова; Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: АСОУ, 2007.
  5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений — М.: Прамбер, 1992.
  6. Вереникина И.М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке // Вопросы психологии. - 1986.
  7. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком.Как?/ Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.:АСТ: Астрель, 2008.
  8. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
  9. Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011.
  10. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально- педагогической деятельности, Ярославль, «Академия развития», 2004 г.
  11. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. Москва — Воронеж, 1999.
  12. Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н. А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.
  13. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. – Рн/Д, 2002.
  14. Кулинич Г.Г. Школьный клуб: Сценарии мероприятий и праздников (5-11 классы). – М.:ВАКО, 2007.
  15. Литвак М.Е. Психологический вампиризм: учебное пособие по конфликтологии / М.Е. Литвак. – Изд. 29-е. – Ростов н/Д: Феникс,2013.
  16. Мир школьных праздников: 5-11 классы. Планирование воспитательной работы, сценарии мероприятия/ Сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко, 2-е изд. – М.:2006.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

 «Мой выбор»

Наименование разделов и тем

Цель.

Вид деятельности обучающихся

Количество часов

Форма проведения

Примечание

Всего

Теория

Практ ика

Раздел 1. Введение в курс

Вводное занятие

«Здравствуйте»

Цель: Знакомство с участниками. Создание доверительной обстановки.

Релаксационные упражнения, развивающие упражнения

1

1

-

Дискуссия

Итого по разделу:

1

1

-

Раздел 2.Мир профессий вокруг нас

О широком мире профессий

Цель: Раскрыть понятие мир профессий.

Поисковая деятельность, активное обсуждение вопроса

1

1

-

Беседа.

Когда я вырасту…

Цель: Познакомиться с начальными профессиональными предпочтениями учащихся.

Упражнения с элементами тренинга

1

1

-

Дискуссия

«В мире профессий»

Цель: Мониторинг знаний учащихся о мире профессий.

Соревнование, интеллектуальный марафон.

1

-

1

Викторина

Профориентационные игры

Цель: Развлекательно-познавательная.

Изготовление карточных профориентационных игр, участие в играх в групповой, микро групповой и индивидуальной

форме.

Просмотр видеороликов, фильмов, мультфильмов.

3

1

2

Игры

На занятиях используются различные профориентационные игры, соответствующие возрасту учащихся.

Итого по разделу:

20

9

11

Раздел 3. Самопознание и саморазвитие

Профессия

«Хочу, могу, надо»

Цель: Сформировать у учащихся понимание основы и зависимости выбора профессии от различных факторов.

Активное обсуждение вопроса, развивающие упражнения

1

1

-

Беседа, занятие с элементами тренинга

Занятие проходит в лекционно-

дискуссионной форме.

Внутренний мир человека

Цель: Раскрыть влияние внутреннего

состояния человека на протекание какой- либо деятельности.

Активное обсуждение вопроса, развивающие упражнения.

1

1

-

Беседа, занятие с элементами тренинга

Занятие проходит в лекционно-

дискуссионной форме.

Изучение особенностей личности учащихся

Цель: Исследование особенностей личности обучающихся.

Диагностические процедуры

3

1

2

Диагностика

Открытие

Цель: Подготовка материалов для участия в конкурсах.

Анализ литературы, подбор материала, проведение исследования

Проект «Профессии моей семьи» и другие. Участие в конкурсах школьного и муниципального уровней.

7

2

5

Исследовательск ая деятельность

Участие детей в

различных конкурсах. Защита проектов

Итого по разделу:

12

5

7

Раздел 4. Заключение

Заключительное занятие

Цель: Подведение итогов.

Занятие построено в виде

интеллектуального марафона, который носит характер практической реализации полученных в течение года знаний и

сформированных умений.

1

-

1

Занятие с элементами тренинга

Рефлексия

Занятие построено в виде интеллектуального марафона, который носит

характер практической реализации

полученных в течение года знаний и

сформированных умений.

Итого по разделу:

1

-

1

Всего

34

15

19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Аэробика» (для младшего, среднего, старшего школьного возраста)

Данная программа является модифицированной и составлена на основе программы по спортивной аэробике. Как и опорная программа, она содержит нормативные требования по физической, специальной, хореографич...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ» 5 КЛАСС

Рабочая программа по курсу «История родного края» разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного ...

Программа внеурочной деятельности "Психология и выбор профессии"

Рабочая программа «Психология и выбор профессии» по внеурочной деятельности учащихся МОАУ «Гимназии имени А.Грина» на 2019-2020 учебный год составлена с соответствии с Федераль...

Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Ментальная математика» (общеинтеллектуальное направление) Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год

Рабочая программа по ментальной математике для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ШКОЛА YouTube - блогера» (направленность - социальная)

Планируемые результаты изучения курса «ШКОЛА ютуб-блогера»В результате изучения курса «ШКОЛА ютуб-блогера» (при условии регулярного посещения занятий)...

Программа внеурочной деятельности, профориентация "Мой выбор"

Помощь обучающимся в профориентационных вопросах...