Программа «Психология личности и общения»
методическая разработка по психологии (7, 8 класс)
В первый год обучения учащиеся знакомятся с наукой психологией, ее различными дисциплинами, историей возникновения, методами. Наибольшее количество часов в программе уделено разделу «Психология общения», теоретическая часть которого проста и понятна для каждого учащегося, соответствует основной потребности подростка – потребности в общении. Особое внимание в этом разделе уделено практическому усвоению полученных знаний путем различных упражнений и игр, которые повышают мотивацию к обучению и помогают сплотить коллектив объединения. В разделе «Профориентация учащихся» подростки знакомятся с миром профессий, их классификацией, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку. Используя результаты профориентационного тестирования, учащиеся пишут эссе «Моя будущая профессия».
Во второй год обучения учащиеся изучают разделы «Психология познания» и «Психология личности», теоретический материал которых более сложный, чем теоретический материал первого года обучения. На практических занятиях с помощью диагностических методик учащиеся познают особенности своих психических процессов: памяти, внимания, мышления, осваивают приемы их развития. Используя предложенные педагогом личностные тесты, изучают особенности своей собственной личности (темперамент, характер и др.) Большое внимание уделяется освоению приемов саморегуляции, методом снятия нервно-психического напряжения. Все учащиеся пишут творческие работы – эссе: «Мои познавательные процессы», «Мой темперамент», «Мой характер».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_psihologiya_lichnosti_i_obshcheniya_2021-2022.docx | 47.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениегимназия 177
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА Педагогическим Советом образовательного учреждения Протокол №1 от 31.08.2021 | УТВЕРЖДАЮ Директор ______________Н. Н. Голованова Приказ № от 02.09.2021 |
Программа
«Психология личности и общения»
Педагог-психолог
Иванова С.В.
РАССМОТРЕНА
на методическом объединении
31.08.2021
2021
Рабочая программа первого года обучения
Пояснительная записка
Задачи
Обучающие:
– приобретение подростками необходимого объема знаний и умений в области психологии общения, в вопросах профориентации, соответствующих потребностям подростков;
– приобретение знаний о психических явлениях, основных отраслях психологии, методах исследования в психологии, истории психологии;
– формирование навыков общения, умения вести диалог, овладение техниками вербализации;
Развивающие:
- формирование адекватной самооценки, уверенности в себе;
- развитие мотивации достижений;
- развитие коммуникативных способностей, невербальных средств общения;
- развитие чувства эмпатии, понимания эмоциональных состояний других людей;
– развитие умений разрешать конфликтные ситуации.
Воспитательные:
– воспитание способности подростка для социального и профессионального самоопределения;
– воспитание культуры общения, чувств, творческого взаимодействия;
- воспитание толерантности (терпимости) к мнению другого.
Ожидаемые результаты:
Закончив обучение по программе первого года обучения, обучающийся должен знать:
– основные понятия, виды психологических дисциплин, классификацию психических явлений, методы исследования и психологического воздействия;
– функции общения, как осуществляется восприятие человека человеком, факторы, влияющие на возникновение симпатии, эффекты восприятия, барьеры в общении;
– значение подтекста, вербальные и невербальные средства общения;
– как происходит организация взаимодействия;
– виды и фазы конфликтов, стратегии управления конфликтом;
– позиции партнёров в контакте, уровни общения;
– взаимоотношения в малых группах, стили лидерства;
– виды личных и деловых отношений;
– причины внутрисемейных конфликтов, способы их разрешения;
– правила общения Дейла Карнеги;
– классификация профессий, мотивы выбора профессий, базу данных профессий востребованных на рынке труда;
Обучающийся должен уметь:
– формировать адекватную самооценку;
– анализировать собственные поступки, мотивы поведения, ситуации межличностного взаимодействия;
– решать вопросы профессионального самоопределения;
– устранять препятствия в общении, разрешать конфликтные ситуации;
– терпимо относиться к мнению другого;
– вести диалог, пользуясь техниками вербализации;
– воздействовать на людей, избегая прямой критики;
– эффективно общаться, совершенствуя средства невербального общения;
– адаптироваться к меняющимся условиям жизни;
Особенности 1 года обучения
В первый год обучения учащиеся знакомятся с наукой психологией, ее различными дисциплинами, историей возникновения, методами.
Наибольшее количество часов в программе уделено разделу «Психология общения», теоретическая часть которого проста и понятна для каждого учащегося, и соответствует основной потребности подростка – потребности в общении. Особое внимание в этом разделе уделено практическому усвоению полученных знаний путем различных упражнений и игр, которые повышают мотивацию к обучению и помогают сплотить коллектив объединения.
В разделе «Профориентация учащихся» подростки знакомятся с миром профессий, их классификацией, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку. Используя результаты профориентационного тестирования, учащиеся пишут эссе «Моя будущая профессия».
Наиболее активные учащиеся пробуют свои силы в районном конкурсе «Личность и коллектив».
Содержание
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с программой обучения. Задачи первого года обучения. Инструктаж по охране труда.
Практика: Упражнения, направленные на знакомство учащихся.
Раздел «Введение в психологию»
Тема 2. Классификация психических явлений. История психологии
Теория: Что изучает психология? Психология как наука о душе. Психология как наука о сознании. Психология как наука о поведении. Понятие психологии, понятие психики. Сознательное и бессознаельное в психике человека. Отличие психики человека от психики животных. Классификация психических явлений: психические процессы, состояния, свойства.
Краткие сведения из истории психологических знаний. Первые исторические знания. Развитие психологии от эпохи Возрождения до конца XVII века. Психология в XVII и XIX столетиях. Психология XX века.
Практика: Выработка правил работы в круге. Упражнения.
Тема 3. Основные отрасли современной психологии
Теория:Основные психологические дисциплины: общая, дифференциальная, возрастная, педагогическая, социальная, медицинская, инженерная, юридическая, военная, политическая психология. Сферы практического применения психологических знаний.
Практика: Упражнения.
Тема 4. Методы исследования в психологии
Теория: Методы исследования в психологии. Разнообразие методов. Собственные методы психологии и методы, заимствованные у других наук. Самонаблюдение и наблюдение. Виды наблюдения. Эксперимент, его особенности, виды психологических экспериментов, примеры. Специальные методы психологического исследования. Тесты. Проективные методы. Анализ документов и продуктов человеческой деятельности.
Практика: Рисуночный тест «Несуществующее животное»
Раздел «Психология общения»
Тема 5. Понятие общения
Теория: Общение. Виды потребностей в общении. Компоненты общительности. Стороны общения: перцептивная, коммуникативная, интерактивная.
Практика: Диагностика уровня общительности. Упражнения.
Тема 6. Перцептивная сторона общения
Теория: Перцептивная сторона общения – процесс восприятия человека человеком. Установки воспринимающего. Механизмы процесса взаимного восприятия: идентификация, эмпатия, рефлексия. Факторы, влияющие на возникновение симпатии к собеседнику. Влияние на восприятие самооценки воспринимающего. Эффекты восприятия – типичные искажения представлений о другом человеке: эффект стереотипизации, ореола, первичности, новизны, снисходительности. Барьеры в общении. Барьер отрицательных эмоций, отвращения и брезгливости, презрения, стыда и вины, страха, гнева, страданий, плохого настроения. Барьеры темперамента и характера. Роль критики в возникновении барьеров.
Практика: Тест на определение эмпатии. Упражнения.
Тема 7. Коммуникативная сторона общения
Теория: Коммуникативная сторона общения – обмен информацией. Текст и подтекст. Средства общения: вербальные и невербальные. Невербальные средства общения. Проявления голоса. Язык взглядов, контакт глаз. Мимика. Улыбка. Движения и жесты. Расположение собеседников в пространстве. Вербальные средства общения. Зоны проблем, возникающих при парном общении. Диалог. Монолог. Лекционное общение. Дискуссия.
Практика:Психогимнастика. Техники вербализации. Работа в группах. Упражнения. Тест: «Умеешь ли ты слушать?». Видеозапись монологов и диалогов обучающихся, их просмотр и обсуждение.
Тема 8: Интерактивная сторона общения
Теория: Организация взаимодействия между общающимися. Виды взаимодействия. Кооперация (согласие, приспособление, ассоциация). Конкуренция (конфликт, оппозиция, диссоциация).
Практика: Упражнения. Диагностическая сюжетно-ролевая игра.
Тема 9: Конфликт
Теория: Виды и фазы конфликта. Предпосылки конфликта. Типы конфликтных личностей: демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный, бесконфликтный, целенаправленно конфликтный. Поведенческие реакции, предрасполагающие к деструктивности конфликта. Стратегии управления конфликтом. Тактики разрешения конфликта. Правила поведения в конфликтных ситуациях.
Практика: Тест Томаса по определению способов разрешения конфликтов. Сюжетно-ролевые игры. Упражнения. Анкета «Наши отношения»
Тема 10. Взаимоотношения в диалоге
Теория: Позиции партнёров в контакте: Дитя, Взрослый, Родитель (Э.Берн). Уровни общения: конвенциальный, примитивный, манипулятивный, стандартизованный, игровой, деловой, духовный.
Практика: Проигрывание ситуаций. Упражнения.
Тема 11. Взаимоотношения в малых группах
Теория: Разновидности малых групп и их влияния на человека. Коллектив – высший уровень развития малой группы. Психологическая популярность и изолированность в малой группе. Молодежные субкультуры. Мотивы и последствия вступления подростков в неформальные молодежные организации. Лидерство. Стили лидерства: авторитарный, демократический, либеральный.
Практика: Тест «Я-лидер». Просмотр презентации «Молодежные субкультуры». Выработка умений сказать «нет». Анкета «Диагностика нравственной воспитанности».
Тема 12: Семейные отношения
Теория:Отношения между родителями и детьми. Взаимоотношения братьев и сестёр. Отношения в семье между людьми старшего и молодого поколения. Причины внутрисемейных конфликтов, способы их разрешения.
Практика: Сюжетно – ролевые игры. Дискуссии. Работа в группах.
Тема 13. Личные и деловые отношения
Теория: Виды личных и деловых отношений. Товарищество, дружба любовь. Безразличие, вражда, ненависть. Партнёрство, сотрудничество, конкуренция. Распределение, координация и субординация в человеческой деятельности. Ролевые и деловые отношения.
Практика: Тест «Кто такой настоящий друг?». Дискуссия. Упражнение «4 угла». Работа в группах «Что нам нравиться в девочках?», «Что нам нравиться в мальчиках?», участие в районном конкурсе «Личность и коллектив».
Тема 14. Дейл Карнеги и его правила
Теория: Шесть правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям. Двенадцать правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точки зрения. Девять правил, соблюдение которых позволяет воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды.
Практика: Упражнения. Анкета для родителей (удовлетворенность обучением, наличие позитивных изменений в личностных качествах подростка). Приведение примеров из жизни, подтверждающие эти правила.
Раздел «Профориентация учащихся»
Тема 15.Классификация профессий.
Теория: Знакомство с банком профессий, востребованных на рынке труда. Классификация профессий: типы профессий (предмет труда), классы профессий (цели труда), группы профессий (условия труда). Знакомство с профессиями типа «Человек-человек», «Человек-техника», «Человек- художественный образ», «Человек- природа», «Человек-знак».
Практика: Тест на профориентацию ДДО Е.А. Климова. Анкета «Цели обучения, степень их удовлетворения».
Тема 16. Мотивация выбора профессий
Теория:Понятие мотивации при выборе профессии. Внутренняя и внешняя мотивация выбора. Понятие ценностных ориентаций. Трудовые потребности человека. Иерархия потребностей А.Маслоу.
Практика: Методика М.Рокича «Ценностные ориентации», тестирование «Мотивы выбора профессии».
Тема 17. Профессиональные типы личности
Теория: Понятие профессиональный тип личности. «ГексагонГолланда»: 6 профессиональных типов личности (реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистический).
Практика: Опросник профессиональных предпочтений Д.Голланда. Диагностическая игра «Кто хочет стать профессионалом?».
Тема 18. Психотипы личности К. Юнга
Теория:16 психотипов личности К. Юнга
Практика:Тест Д. Кейерси. Практическая работа со справочником абитуриента. Написание учащимися творческих эссе «Я и моя будущая профессия»
Тема 19. Итоговое занятие
Теория: Собеседование. Диагностика результативности реализации программы: тест «Оценка социализированности личности воспитанника».
Практика: Рефлексия в круге «Что я узнал и чему научился на занятиях?». Обсуждение творческих работ обучающихся «Я и моя будущая профессия» (портрет-самооценка).
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1-й год обучения
Группа 1.1.
№ п/п | Даты | Тема | Часы |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. | 2 | |
2 | История психологии. Классификация психических явлений. | 2 | |
3 | Основные отрасли психологии. | 2 | |
4 | Методы исследования в психологии. | 2 | |
5 | Общение. Компоненты общительности. | 2 | |
6 | Перцептивная сторона общения. Установки воспринимающего. | 2 | |
7 | Механизмы процесса взаимного восприятия. | 2 | |
8 | Эффекты восприятия. | 2 | |
9 | Барьеры в общении. | 2 | |
10 | Эмпатия. Тест на определение эмпатии. | 2 | |
11 | Коммуникативная сторона общения. Средства общения. | 2 | |
12 | Невербальные средства общения. | 2 | |
13 | Вербальные средства общения: диалог, монолог. | 2 | |
14 | Зоны проблем, возникающих при парном общении. | 2 | |
15 | Техники вербализации. Обсуждение диалогов. | 2 | |
16 | Интерактивная сторона общения. Сюжетно-ролевая игра. | 2 | |
17 | Виды и фазы конфликта. Тест Томаса | 2 | |
18 | Типы конфликтных личностей. | 2 | |
19 | Тактики разрешения конфликта. | 2 | |
20 | Правила поведения в конфликтных ситуациях. | 2 | |
21 | Взаимоотношения в диалоге. Позиции партнёров в контакте. | 2 | |
22 | Уровни общения. Проигрывание ситуаций. | 2 | |
23 | Взаимоотношения в малых группах, виды малых групп. | 2 | |
24 | Стили лидерства. Тест «Я-лидер». | 2 | |
25 | Семейные отношения. | 2 | |
26 | Способы разрешения внутрисемейных конфликтов. | 2 | |
27 | Виды личных и деловых отношений. | 2 | |
28 | Дружба, сотрудничество, конкуренция | 2 | |
29 | Дискуссия. Работа в группах. | 2 | |
30 | Шесть правил Дейла Карнеги. | 2 | |
31 | Девять правил Дейла Карнеги. | 2 | |
32 | Профориентация обучающихся. Классификация профессий. | 2 | |
33 | Внутренняя и внешняя мотивация выбора профессии. | 2 | |
34 | Профессиональные типы личности Д.Голланда. | 2 | |
35 | Шестнадцать психотипов личности К. Юнга. Тест Кейерси. | 2 | |
36 | Итоговое занятие | 2 | |
Всего часов: | 72 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1-й год обучения | |||
Группа 1.2. | |||
№ п/п | Даты | Тема | Часы |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. | 2 | |
2 | История психологии. Классификация психических явлений. | 2 | |
3 | Основные отрасли психологии. | 2 | |
4 | Методы исследования в психологии. | 2 | |
5 | Общение. Компоненты общительности. | 2 | |
6 | Перцептивная сторона общения. Установки воспринимающего. | 2 | |
7 | Механизмы процесса взаимного восприятия. | 2 | |
8 | Эффекты восприятия. | 2 | |
9 | Барьеры в общении. | 2 | |
10 | Эмпатия. Тест на определение эмпатии. | 2 | |
11 | Коммуникативная сторона общения. Средства общения. | 2 | |
12 | Невербальные средства общения. | 2 | |
13 | Вербальные средства общения: диалог, монолог. | 2 | |
14 | Зоны проблем, возникающих при парном общении. | 2 | |
15 | Техники вербализации. Обсуждение диалогов. | 2 | |
16 | Интерактивная сторона общения. Сюжетно-ролевая игра. | 2 | |
17 | Виды и фазы конфликта. Тест Томаса | 2 | |
18 | Типы конфликтных личностей. | 2 | |
19 | Тактики разрешения конфликта. | 2 | |
20 | Правила поведения в конфликтных ситуациях. | 2 | |
21 | Взаимоотношения в диалоге. Позиции партнёров в контакте. | 2 | |
22 | Уровни общения. Проигрывание ситуаций. | 2 | |
23 | Взаимоотношения в малых группах, виды малых групп. | 2 | |
24 | Стили лидерства. Тест «Я-лидер». | 2 | |
25 | Семейные отношения. | 2 | |
26 | Способы разрешения внутрисемейных конфликтов. | 2 | |
27 | Виды личных и деловых отношений. | 2 | |
28 | Дружба, сотрудничество, конкуренция | 2 | |
29 | Дискуссия. Работа в группах. | 2 | |
30 | Шесть правил Дейла Карнеги. | 2 | |
31 | Девять правил Дейла Карнеги. | 2 | |
32 | Профориентация обучающихся. Классификация профессий. | 2 | |
33 | Внутренняя и внешняя мотивация выбора профессии. | 2 | |
34 | Профессиональные типы личности Д.Голланда. | 2 | |
35 | Шестнадцать психотипов личности К. Юнга. Тест Кейерси. | 2 | |
36 | Итоговое занятие | 2 | |
Всего часов: | 72 |
Рабочая программа второго года обучения
Пояснительная записка
Задачи:
Обучающие:
– приобретение подростками необходимого объема знаний и умений в области психологии личности и познания;
– формирование представления о психологических процессах, состояний и свойств личности, типов личности;
– формирование активной мотивации в познавательной деятельности и практическом использовании полученных знаний.
Развивающие:
– формирование положительного образа собственного «Я»;
– содействие интеллектуальному и духовному развитию личности, способности к самопознанию и самоопределению, адаптации к общественной жизни;
– формирование устойчивого интереса к изучению психологии;
– развитие способности анализировать свои личностные качества и собственные поступки;
– развитие способности анализировать ситуацию межличностного взаимодействия.
Воспитательные:
– воспитание подростка для социального и профессионального самоопределения;
– воспитание активной жизненной позиции, препятствующей формированию асоциального поведения;
– воспитание эмоционально устойчивой личности, заботящейся о своем психическом и физическом здоровье, владеющей навыками саморегуляции и умениями владеть собой.
Ожидаемые результаты:
Закончив обучение по программе второго года обучения, обучающийся должен знать:
– познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.
– существующие теории личности, периоды развития личности;
– типы темперамента по различным основаниям, становление характера, его акцентуации;
– проявление воли в поведении, виды потребностей и мотивов, виды и роль эмоций;
– различия между задатками и способностями;
Обучающийся должны уметь:
– осуществлять самоанализ развития своей личности, выделять свои сильные и слабые стороны;
– регулировать свои эмоциональные состояния;
– анализировать собственные поступки, мотивы поведения;
– владеть методиками развития познавательных процессов.
Особенности 2 года обучения
Во второй год обучения учащиеся изучают разделы «Психология познания» и «Психология личности», теоретический материал которых более сложный, чем теоретический материал первого года обучения.
На практических занятиях с помощью диагностических методик учащиеся познают особенности своих психических процессов: памяти, внимания, мышления, осваивают приемы их развития. Используя предложенные педагогом личностные тесты, изучают особенности своей собственной личности (темперамент, характер и др.)
Большое внимание уделяется освоению приемов саморегуляции, методом снятия нервно-психического напряжения.
Все учащиеся пишут творческие работы – эссе: «Мои познавательные процессы», «Мой темперамент», «Мой характер».
Наиболее активные подростки участвуют в районном конкурсе «Личность и коллектив».
Содержание
Тема 1: Вводное занятие
Теория: Задачи программы второго года обучения. Инструктаж по охране труда.
Практика: Работа в круге «В каких жизненные ситуациях я применил полученные знания?».
Раздел «Психология познания»
Тема 2: Общее представление о познавательных процессах
Теория: Чувственное и рациональное познание. Проблема соответствия ощущений, восприятий и знаний человека объективной реальности. Роль внимания, сознательного и бессознательного в познании.
Практика: Групповая дискуссия. Упражнения.
Тема 3: Ощущения
Теория: Виды ощущений, как они возникают и изменяются. Взаимодействие органов чувств. Влияние одних ощущений на другие.
Практика: Сообщения участников о видах ощущений. Упражнения.
Тема 4: Восприятие.
Теория: Основные характеристики восприятия: константность, предметность, целостность и обобщённость. Восприятие пространства и формы. Становление образа предмета у человека. Психологические механизмы восприятия движений и времени. Иллюзии восприятия. Влияние жизненного опыта на восприятие.
Практика: Упражнения.
Тема 5: Внимание
Теория: Что значит быть внимательным. Виды внимания. Развитие произвольного внимания. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, распределение, объём и переключаемость. Физиологические основы внимания. Методы изучения внимания. Приёмы развития внимания.
Практика: Диагностика внимания. Упражнения на развитие внимания.
Тема 6: Память
Теория: Виды памяти и их особенности. Характеристика кратковременной памяти. Возможности оперативной и долговременной памяти. Непроизвольная и произвольная, непосредственная и опосредованная память. Взаимодействие различных видов памяти. Законы памяти. Развитие памяти в течение жизни. Методы изучения памяти.
Практика: Диагностика различных видов памяти. Приёмы улучшение памяти.
Тема 7: Воображение
Теория: Воображение и его роль в жизни человека. Виды воображения. Воображение и мышление. Воображение и мотивация поведения. Воображение и способности. Воображение и сновидения.
Практика: Диагностика воображения. Дискуссия «Воображение и творчество»
Тема 8: Мышление
Теория: Мышление как особого рода деятельность и реальный процесс решения задач. Виды мышления. Понятие об интеллекте. Участие мышления в функционировании познавательных процессов. Связь мышления и речи. Творческое мышление и его особенности. Методы изучения мышления. Тесты интеллекта.
Практика: Диагностика мышления. Способы развития мышления.
Тема 9: Речь
Теория: Виды человеческой речи. Функции речи. Речь животных и её отличие от речи людей. Внутренняя речь. Речь и общее развитие человека.
Практика: Упражнения. Портрет – самооценка «Мои познавательные процессы»
Раздел «Психология личности»
Тема 10: Личность
Теория: Понятие личности. Индивидуальность и личность человека. Теории личности: биологическая, социологическая, гуманистическая. Психоанализ З.Фрейда. Структура личности. Психологическая защита. Метод толкования сновидений и ошибочных действий в психоанализе. Аналитическая психология К.Юнга. Индивидуальная психология А. Адлера. Бихевиоризм. Когнитивные теории личности.
Практика:Психогеометрия. Тест «Кто я – треугольник, квадрат, круг». Тест Кэттелла. Мини-доклады учащихся.
Тема 11: Развитие личности
Теория: Психосоциальная концепция развития личности Эриксона. Этапы развития личности. Критические периоды. Формирование личности в дошкольном детстве. Характеристика младшего школьного возраста. Психологические особенности подростков. Кризис подросткового возраста. Психология юношеского возраста. Психология зрелого возраста. Психология пожилого возраста.
Практика: Тест Г. Айзенка. Методика экспресс – диагностики характерологических особенностей личностей. Тест «Направленность личности».Работа в группах по выявлению психологических особенностей каждого возраста. Анкета «Психологическая атмосфера в коллективе».
Тема 12: Темперамент
Теория: Темперамент – биологический фундамент личности. История развития науки о темпераменте, описание темперамента Гиппократом. Темперамент и основные свойства нервной системы. Типология И.П. Павлова. Исследования Б.Н. Теплова и В.Д. Небылицина. Типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Соотношение типологий И.П. Павлова и Г. Айзенка. Темперамент как фактор трудовой и учебной деятельности. Темперамент и профориентация учащихся. Темперамент и совместимость людей. Темперамент и телосложение человека. Конституционные типы Э. Кречмера: астенический, атлетический, пикнический. Функциональная асимметрия мозга и различные типы личности.
Практика: Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям (теппинг – тест), по опроснику Стреляу. Тест «Кто я – мыслитель или художник?». Определение доминирующего полушария. Типология и биологические ритмы. Тест «Кто я – “сова”, “жаворонок” или “голубь”». Промежуточный контроль.Портрет – самооценка «Мой темперамент».
Тема 13. Характер
Теория: Понятие характера. Связь темперамента и характера. Становление характера. Общество и характер. Семья и характер. Школа и характер. Изменение характера человека. Измерение характера человека в течение его жизни. Типология характеров людей.
Практика: Акцентуации характеров. Диагностика: опросник К. Леонгарда. Характер и почерк человека. Метод исследования уровня субъективного контроля. Портрет – самооценка «Мой характер».
Тема 14: Воля
Теория: Что такое воля? Основные жизненные проявления воли. Воля и поведение. Воля и сознание человека. Воля и человеческие поступки.
Практика: Тест «Организованный ли вы человек?». Тест «Насколько хорошо вы справляетесь со своим временем?».
Тема 15: Потребности и мотивы
Теория: Научное понимание мотивации поведения. Биологические и социальные потребности и мотивы. Материальные и духовные потребности и мотивы. Осознаваемые и неосознаваемые потребности и мотивы. Развитие мотивов и потребностей. Причины возникновения зависимостей у человека (профилактика курения и употребления пива).
Практика: Выявление уровня мотивации достижения и мотивации одобрения. Определение преобладающих мотивов личности с помощью ориентационной анкеты. Просмотр презентации «Мир вокруг тебя» (профилактика употребления ПАВ). Тест «Самооценка личности подростков».
Тема 16: Эмоции
Теория: Виды и роль эмоций в жизни человека. Биологические основы эмоций. Влияние эмоций на поведение человека. Побудительная роль высших эмоций.
Практика: Самооценка уровня тревожности по методике Ч. Спилбергера – Ю. Ханина. Определение самочувствия, активности настроения по методике САН. Личностная шкала проявлений тревоги. Саморегуляция психических состояний. Методы снятия нервно-психического напряжения. Аутогенная тренировка. Тест «Отношение воспитанника к самому себе».
Тема 17: Способности и задатки
Теория: Что такое способности и задатки. Виды способностей и задатков. Одарённость, талант, гениальность, жизненный успех и способности.
Практика: Выявление коммуникативных и организаторских склонностей. Тест: «Механическая понятливость».Анкеты для учащихся и родителей (удовлетворенность обучением, наличие позитивных изменений у подростка).
Тема 18: Итоговое занятие
Практика: Портрет-самооценка собственной личности. Анкета «Карта самооценки учащимся и оценки педагогом компетентности учащегося».
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2-й год обучения
Группа 2.1
№ п/п | Даты | Тема | Кол-во ч. |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. | 2 | |
2 | Познавательные процессы. Групповая дискуссия. | 2 | |
3 | Виды ощущений. Влияние одних ощущений на другие. | 2 | |
4 | Основные характеристики восприятия. | 2 | |
5 | Виды и свойства внимания. Диагностика внимания. | 2 | |
6 | Методы изучения внимания. Развитие внимания. | 2 | |
7 | Виды памяти и их особенности. | 2 | |
8 | Развитие памяти. Методы изучения памяти. | 2 | |
9 | Виды воображения. Диагностика воображения. | 2 | |
10 | Виды мышления. Понятие об интеллекте. | 2 | |
11 | Способы развития мышления. | 2 | |
12 | Виды человеческой речи. Функции речи. | 2 | |
13 | Понятие личности. Теории личности. | 2 | |
14 | Структура личности. Психологическая защита. | 2 | |
15 | Тест Кэттелла | 2 | |
16 | Этапы развития личности. Тест Г. Айзенка. | 2 | |
17 | Критические периоды. Характеристика дошкольников. | 2 | |
18 | Психологические особенности младших школьников и подростков. | 2 | |
19 | Психология юношеского, зрелого, пожилого возраста. | 2 | |
20 | Темперамент и основные свойства нервной системы. | 2 | |
21 | Типы темперамента. Тест Стреляу. | 2 | |
22 | Темперамент и телосложение человека. | 2 | |
23 | Функциональная асимметрия мозга и различные типы личности. | 2 | |
24 | Типология и биологические ритмы. | 2 | |
25 | Связь темперамента и характера. | 2 | |
26 | Становление и изменение характера в течение жизни. | 2 | |
27 | Акцентуации характеров. Тест К. Леонгарда. | 2 | |
28 | Характер и почерк человека. | 2 | |
29 | Основные жизненные проявления воли. | 2 | |
30 | Организация рабочего и свободного времени. | 2 | |
31 | Биологические и социальные потребности и мотивы. | 2 | |
32 | Выявление уровня мотивации достижения и мотивации одобрения. | 2 | |
33 | Виды и роль эмоций в жизни человека. | 2 | |
34 | Саморегуляция психических состояний. | 2 | |
35 | Виды способностей и задатков. | 2 | |
36 | Итоговое занятие | 2 | |
Всего часов: | 72 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Психология общения"
Настоящая программа предназначена для развития коммуникативных способностей и мотивов, лежащих в основе межличностных отношений подростков.Отличительными особенностями программы является то, что содер...
Урок обществознания 10 класс личность и общение
Личность и общение...
программа "Психология общения" Дорогая НВ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Психология общения»Уровень программы: ознакомительный.Возраст обучающихся: 13–15 лет.Срок реализации: 1 год.Составители:Дорогая Натал...
Программа "Психология общения"
Программа ориентирована на подростковый возраст, здоровую личность, имеющую в повседневной жизни проблемы в общении и желающих измениться....
Программа «Психология общения»
Программа «Психология общения» ориентирована на обучающихся 9 класса. Именно тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничество в классе выходит для ребят э...
"Развитие личности в общении"
Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств....
Рабочая программа «Психология общения»
Цель программы: способствовать формированию у участников образовательного процесса коммуникативных навыков, умения продуктивно общаться и взаимодействовать, конструктивно и адекватно...