Программа «Психология личности и общения»
методическая разработка по психологии (7, 8 класс)

В первый год обучения учащиеся знакомятся с наукой психологией, ее различными дисциплинами, историей возникновения, методами. Наибольшее количество часов в программе уделено разделу «Психология общения», теоретическая часть которого проста и понятна для каждого учащегося, соответствует основной потребности подростка – потребности в общении. Особое внимание в этом разделе уделено практическому усвоению полученных знаний путем различных упражнений и игр, которые повышают мотивацию к обучению и помогают сплотить коллектив объединения. В разделе «Профориентация учащихся» подростки знакомятся с миром профессий, их классификацией, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку.  Используя результаты профориентационного тестирования, учащиеся пишут эссе «Моя будущая профессия».

Во второй год обучения учащиеся изучают разделы «Психология познания» и «Психология личности», теоретический материал которых более сложный, чем теоретический материал первого года обучения. На практических занятиях с помощью диагностических методик учащиеся познают особенности своих психических процессов: памяти, внимания, мышления, осваивают приемы их развития. Используя предложенные педагогом личностные тесты, изучают особенности своей собственной личности (темперамент, характер и др.) Большое внимание уделяется освоению приемов саморегуляции, методом снятия нервно-психического напряжения. Все учащиеся пишут творческие работы – эссе: «Мои познавательные процессы», «Мой темперамент», «Мой характер».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_psihologiya_lichnosti_i_obshcheniya_2021-2022.docx47.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениегимназия 177

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

Педагогическим Советом образовательного учреждения

Протокол №1 от 31.08.2021

УТВЕРЖДАЮ

Директор

______________Н. Н. Голованова

Приказ №   от 02.09.2021

Программа

«Психология личности и общения»

Педагог-психолог

Иванова С.В.

РАССМОТРЕНА

на методическом объединении

31.08.2021

2021


Рабочая программа первого года обучения

Пояснительная записка

Задачи

Обучающие:

– приобретение подростками необходимого объема знаний и умений в области психологии общения, в вопросах профориентации, соответствующих потребностям подростков;

–  приобретение знаний о психических явлениях, основных отраслях психологии, методах исследования в психологии, истории психологии;

– формирование навыков общения, умения вести диалог, овладение техниками вербализации;

Развивающие:

  • формирование адекватной самооценки, уверенности в себе;
  • развитие мотивации достижений;
  • развитие коммуникативных способностей, невербальных средств общения;
  • развитие чувства эмпатии, понимания эмоциональных состояний других людей;

–    развитие умений разрешать конфликтные ситуации.

Воспитательные:

– воспитание способности подростка для социального и профессионального  самоопределения;

–   воспитание культуры общения, чувств, творческого взаимодействия;

  • воспитание толерантности (терпимости) к мнению другого.

Ожидаемые результаты:

Закончив обучение по программе первого года обучения, обучающийся должен знать:

–  основные понятия, виды психологических дисциплин, классификацию психических явлений, методы исследования и психологического воздействия;

–  функции общения, как осуществляется восприятие человека человеком, факторы, влияющие на возникновение симпатии, эффекты восприятия, барьеры в общении;

–      значение подтекста, вербальные и невербальные средства общения;

–      как происходит организация взаимодействия;

–      виды и фазы конфликтов, стратегии управления конфликтом;

–      позиции партнёров в контакте, уровни общения;

–      взаимоотношения в малых группах, стили лидерства;

–      виды личных и деловых отношений;

–      причины внутрисемейных конфликтов, способы их разрешения;

–      правила общения Дейла Карнеги;

–     классификация профессий, мотивы выбора профессий, базу данных профессий востребованных на рынке труда;

Обучающийся должен уметь:

–     формировать адекватную самооценку;

– анализировать собственные поступки, мотивы поведения, ситуации межличностного взаимодействия;

–     решать вопросы профессионального самоопределения;

–     устранять препятствия в общении, разрешать конфликтные ситуации;

–     терпимо относиться к мнению другого;

–     вести диалог, пользуясь техниками вербализации;

–     воздействовать на людей, избегая прямой критики;

–     эффективно общаться, совершенствуя средства невербального общения;

            –     адаптироваться к меняющимся условиям жизни;

Особенности 1 года обучения

В первый год обучения учащиеся знакомятся с наукой психологией, ее различными дисциплинами, историей возникновения, методами.

Наибольшее количество часов в программе уделено разделу «Психология общения», теоретическая часть которого проста и понятна для каждого учащегося, и соответствует основной потребности подростка – потребности в общении. Особое внимание в этом разделе уделено практическому усвоению полученных знаний путем различных упражнений и игр, которые повышают мотивацию к обучению и помогают сплотить коллектив объединения.

В разделе «Профориентация учащихся» подростки знакомятся с миром профессий, их классификацией, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку.  Используя результаты профориентационного тестирования, учащиеся пишут эссе «Моя будущая профессия».

Наиболее активные учащиеся пробуют свои силы в районном конкурсе «Личность и коллектив».

Содержание

Тема 1. Вводное занятие

Теория: Знакомство с программой обучения. Задачи первого года обучения. Инструктаж по охране труда.

Практика: Упражнения, направленные на знакомство учащихся.

Раздел  «Введение в психологию»

Тема 2. Классификация психических явлений. История психологии

Теория: Что изучает психология? Психология как наука о душе. Психология как наука о сознании. Психология как наука о поведении. Понятие психологии, понятие психики. Сознательное и бессознаельное в психике человека. Отличие психики человека от психики животных. Классификация психических явлений: психические процессы, состояния, свойства.

Краткие сведения из истории психологических знаний. Первые исторические знания. Развитие психологии от эпохи Возрождения до конца XVII века. Психология в XVII и XIX столетиях. Психология XX века.

Практика: Выработка правил работы в круге. Упражнения.

Тема 3. Основные отрасли современной психологии

Теория:Основные психологические дисциплины: общая, дифференциальная, возрастная, педагогическая, социальная, медицинская, инженерная, юридическая, военная, политическая психология. Сферы практического применения психологических знаний.

Практика: Упражнения.

Тема 4. Методы исследования в психологии

Теория: Методы исследования в психологии. Разнообразие методов. Собственные методы психологии и методы, заимствованные у других наук. Самонаблюдение и наблюдение. Виды наблюдения. Эксперимент, его особенности, виды психологических экспериментов, примеры. Специальные методы психологического исследования. Тесты. Проективные методы. Анализ документов и продуктов человеческой деятельности.

Практика: Рисуночный тест «Несуществующее животное»

Раздел «Психология общения»

Тема 5. Понятие общения

Теория: Общение. Виды потребностей в общении. Компоненты общительности. Стороны общения: перцептивная, коммуникативная, интерактивная.

Практика: Диагностика уровня общительности. Упражнения.

Тема 6. Перцептивная сторона общения

Теория: Перцептивная сторона общения – процесс восприятия человека человеком. Установки воспринимающего. Механизмы процесса взаимного восприятия: идентификация, эмпатия, рефлексия. Факторы, влияющие на возникновение симпатии к собеседнику. Влияние на восприятие самооценки воспринимающего. Эффекты восприятия – типичные искажения представлений о другом человеке: эффект стереотипизации, ореола, первичности, новизны, снисходительности. Барьеры в общении. Барьер отрицательных эмоций, отвращения и брезгливости, презрения, стыда и вины, страха, гнева, страданий, плохого настроения. Барьеры темперамента и характера. Роль критики в возникновении барьеров.

Практика: Тест на определение эмпатии. Упражнения.

Тема 7. Коммуникативная сторона общения

Теория: Коммуникативная сторона общения – обмен информацией. Текст и подтекст. Средства общения: вербальные и невербальные. Невербальные средства общения. Проявления голоса. Язык взглядов, контакт глаз. Мимика. Улыбка. Движения и жесты. Расположение собеседников в пространстве. Вербальные средства общения. Зоны проблем, возникающих при парном общении. Диалог. Монолог. Лекционное общение. Дискуссия.

Практика:Психогимнастика. Техники вербализации. Работа в группах. Упражнения. Тест: «Умеешь ли ты слушать?». Видеозапись монологов и диалогов обучающихся, их просмотр и обсуждение.

Тема 8: Интерактивная сторона общения

Теория: Организация взаимодействия между общающимися. Виды взаимодействия. Кооперация (согласие, приспособление, ассоциация). Конкуренция (конфликт, оппозиция, диссоциация).

Практика: Упражнения. Диагностическая сюжетно-ролевая игра.

Тема 9: Конфликт

Теория: Виды и фазы конфликта. Предпосылки конфликта. Типы конфликтных личностей: демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный, бесконфликтный, целенаправленно конфликтный. Поведенческие реакции, предрасполагающие к деструктивности конфликта. Стратегии управления конфликтом. Тактики разрешения конфликта. Правила поведения в конфликтных ситуациях.

Практика:  Тест Томаса по определению способов разрешения конфликтов. Сюжетно-ролевые игры. Упражнения. Анкета «Наши отношения»

Тема 10. Взаимоотношения в диалоге

Теория: Позиции партнёров в контакте: Дитя, Взрослый, Родитель (Э.Берн). Уровни общения: конвенциальный, примитивный, манипулятивный, стандартизованный, игровой, деловой, духовный.

Практика: Проигрывание ситуаций. Упражнения.

Тема 11. Взаимоотношения в малых группах

Теория: Разновидности малых групп и их  влияния на человека. Коллектив – высший уровень развития малой группы. Психологическая популярность и изолированность в малой группе. Молодежные субкультуры. Мотивы и последствия вступления подростков в неформальные молодежные организации. Лидерство. Стили лидерства: авторитарный, демократический, либеральный.

Практика: Тест «Я-лидер». Просмотр презентации «Молодежные субкультуры». Выработка умений сказать «нет». Анкета «Диагностика нравственной воспитанности».

Тема 12: Семейные отношения

Теория:Отношения между родителями и детьми. Взаимоотношения братьев и сестёр. Отношения в семье между людьми старшего и молодого поколения. Причины внутрисемейных конфликтов, способы их разрешения.

Практика: Сюжетно – ролевые игры. Дискуссии. Работа в группах.

Тема 13. Личные и деловые отношения

Теория: Виды личных и деловых отношений. Товарищество, дружба любовь. Безразличие, вражда, ненависть. Партнёрство, сотрудничество, конкуренция. Распределение, координация и субординация в человеческой деятельности. Ролевые и деловые отношения.

Практика: Тест «Кто такой настоящий друг?». Дискуссия. Упражнение «4 угла». Работа в группах «Что нам нравиться в девочках?», «Что нам нравиться в мальчиках?», участие в районном конкурсе «Личность и коллектив».

Тема 14. Дейл Карнеги и его правила

Теория: Шесть правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям. Двенадцать правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точки зрения.  Девять правил, соблюдение которых позволяет воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды.

Практика: Упражнения. Анкета для родителей (удовлетворенность обучением, наличие позитивных изменений в личностных качествах подростка). Приведение примеров из жизни, подтверждающие эти правила.

Раздел «Профориентация учащихся»

Тема 15.Классификация профессий.

Теория: Знакомство с банком профессий, востребованных на рынке труда. Классификация профессий: типы профессий (предмет труда), классы профессий (цели труда), группы профессий (условия труда). Знакомство с профессиями типа «Человек-человек», «Человек-техника», «Человек- художественный образ», «Человек- природа», «Человек-знак».

Практика: Тест на профориентацию ДДО Е.А. Климова. Анкета «Цели обучения, степень их удовлетворения».

Тема 16. Мотивация выбора профессий

Теория:Понятие мотивации при выборе профессии. Внутренняя и внешняя мотивация выбора. Понятие ценностных ориентаций. Трудовые потребности человека. Иерархия потребностей А.Маслоу.

Практика: Методика М.Рокича «Ценностные ориентации», тестирование «Мотивы выбора профессии».

Тема 17. Профессиональные типы личности

Теория: Понятие профессиональный тип личности. «ГексагонГолланда»: 6 профессиональных типов личности (реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистический).

Практика: Опросник профессиональных предпочтений Д.Голланда. Диагностическая игра «Кто хочет стать профессионалом?».

Тема 18. Психотипы личности К. Юнга

Теория:16 психотипов личности К. Юнга

Практика:Тест Д. Кейерси. Практическая работа со справочником абитуриента. Написание учащимися творческих эссе «Я и моя будущая профессия»

Тема 19. Итоговое занятие

Теория: Собеседование. Диагностика результативности реализации программы: тест «Оценка социализированности личности воспитанника».

Практика: Рефлексия в круге «Что я узнал и чему научился на занятиях?». Обсуждение творческих работ обучающихся «Я и моя будущая профессия» (портрет-самооценка).

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1-й год обучения

Группа 1.1.

№ п/п

Даты

Тема

Часы

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.

2

2

История психологии. Классификация психических явлений.

2

3

Основные отрасли психологии.

2

4

Методы исследования в психологии.

2

5

Общение. Компоненты общительности.

2

6

Перцептивная сторона общения. Установки воспринимающего.

2

7

Механизмы процесса взаимного восприятия.

2

8

Эффекты восприятия.

2

9

Барьеры в общении.

2

10

Эмпатия. Тест на определение эмпатии.

2

11

Коммуникативная сторона общения. Средства общения.

2

12

Невербальные средства общения.

2

13

Вербальные средства общения: диалог, монолог.

2

14

Зоны проблем, возникающих при парном общении.

2

15

Техники вербализации. Обсуждение диалогов.

2

16

Интерактивная сторона общения. Сюжетно-ролевая игра.

2

17

Виды и фазы конфликта. Тест Томаса

2

18

Типы конфликтных личностей.

2

19

Тактики разрешения конфликта.

2

20

Правила поведения в конфликтных ситуациях.

2

21

Взаимоотношения в диалоге. Позиции партнёров в контакте.

2

22

Уровни общения. Проигрывание ситуаций.

2

23

Взаимоотношения в малых группах, виды малых групп.

2

24

Стили лидерства. Тест «Я-лидер».

2

25

Семейные отношения.

2

26

Способы разрешения внутрисемейных конфликтов.

2

27

Виды личных и деловых отношений.

2

28

Дружба, сотрудничество, конкуренция

2

29

Дискуссия. Работа в группах.

2

30

Шесть правил Дейла Карнеги.

2

31

Девять правил Дейла Карнеги.

2

32

Профориентация обучающихся. Классификация профессий.

2

33

Внутренняя и внешняя мотивация выбора профессии.

2

34

Профессиональные типы личности Д.Голланда.

2

35

Шестнадцать психотипов личности К. Юнга. Тест Кейерси.

2

36

Итоговое занятие

2

Всего часов:

72

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1-й год обучения

Группа 1.2.

№ п/п

Даты

Тема

Часы

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.

2

2

История психологии. Классификация психических явлений.

2

3

Основные отрасли психологии.

2

4

Методы исследования в психологии.

2

5

Общение. Компоненты общительности.

2

6

Перцептивная сторона общения. Установки воспринимающего.

2

7

Механизмы процесса взаимного восприятия.

2

8

Эффекты восприятия.

2

9

Барьеры в общении.

2

10

Эмпатия. Тест на определение эмпатии.

2

11

Коммуникативная сторона общения. Средства общения.

2

12

Невербальные средства общения.

2

13

Вербальные средства общения: диалог, монолог.

2

14

Зоны проблем, возникающих при парном общении.

2

15

Техники вербализации. Обсуждение диалогов.

2

16

Интерактивная сторона общения. Сюжетно-ролевая игра.

2

17

Виды и фазы конфликта. Тест Томаса

2

18

Типы конфликтных личностей.

2

19

Тактики разрешения конфликта.

2

20

Правила поведения в конфликтных ситуациях.

2

21

Взаимоотношения в диалоге. Позиции партнёров в контакте.

2

22

Уровни общения. Проигрывание ситуаций.

2

23

Взаимоотношения в малых группах, виды малых групп.

2

24

Стили лидерства. Тест «Я-лидер».

2

25

Семейные отношения.

2

26

Способы разрешения внутрисемейных конфликтов.

2

27

Виды личных и деловых отношений.

2

28

Дружба, сотрудничество, конкуренция

2

29

Дискуссия. Работа в группах.

2

30

Шесть правил Дейла Карнеги.

2

31

Девять правил Дейла Карнеги.

2

32

Профориентация обучающихся. Классификация профессий.

2

33

Внутренняя и внешняя мотивация выбора профессии.

2

34

Профессиональные типы личности Д.Голланда.

2

35

Шестнадцать психотипов личности К. Юнга. Тест Кейерси.

2

36

Итоговое занятие

2

Всего часов:

72


Рабочая программа второго года обучения

Пояснительная записка

Задачи:

Обучающие:

– приобретение подростками необходимого объема знаний и умений в области психологии личности и познания;

– формирование представления о психологических процессах, состояний и свойств личности, типов личности;

– формирование активной мотивации в познавательной деятельности и практическом использовании полученных знаний.  

Развивающие:

– формирование положительного образа собственного «Я»;

– содействие интеллектуальному и духовному развитию личности, способности к самопознанию и самоопределению, адаптации к общественной жизни;

– формирование устойчивого интереса к изучению психологии;

– развитие способности анализировать свои личностные качества и собственные поступки;

– развитие способности анализировать ситуацию межличностного взаимодействия.

Воспитательные:

– воспитание подростка для социального и профессионального самоопределения;

– воспитание активной жизненной позиции, препятствующей формированию асоциального поведения;

– воспитание эмоционально устойчивой личности, заботящейся о своем психическом и физическом здоровье, владеющей навыками саморегуляции и умениями владеть собой.

Ожидаемые результаты:

Закончив обучение по программе второго года обучения, обучающийся должен знать:

– познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.

–   существующие теории личности, периоды развития личности;

– типы темперамента по различным основаниям, становление характера, его акцентуации;

– проявление воли в поведении, виды потребностей и мотивов, виды и роль эмоций;

–   различия между задатками и способностями;

Обучающийся должны уметь:

– осуществлять самоанализ развития своей личности, выделять свои сильные и слабые стороны;

–  регулировать свои эмоциональные состояния;

–  анализировать собственные поступки, мотивы поведения;

–  владеть методиками развития познавательных процессов.

Особенности 2 года обучения

Во второй год обучения учащиеся изучают разделы «Психология познания» и «Психология личности», теоретический материал которых более сложный, чем теоретический материал первого года обучения.

На практических занятиях с помощью диагностических методик учащиеся познают особенности своих психических процессов: памяти, внимания, мышления, осваивают приемы их развития. Используя предложенные педагогом личностные тесты, изучают особенности своей собственной личности (темперамент, характер и др.)

Большое внимание уделяется освоению приемов саморегуляции, методом снятия нервно-психического напряжения.

Все учащиеся пишут творческие работы – эссе: «Мои познавательные процессы», «Мой темперамент», «Мой характер».

Наиболее активные подростки участвуют в районном конкурсе «Личность и коллектив».

Содержание

Тема 1: Вводное занятие

Теория: Задачи программы второго года обучения. Инструктаж по охране труда.

Практика: Работа в круге «В каких жизненные ситуациях я применил полученные знания?».

Раздел «Психология познания»

Тема 2: Общее представление о познавательных процессах

Теория: Чувственное и рациональное познание. Проблема соответствия ощущений, восприятий и знаний человека объективной реальности. Роль внимания, сознательного и бессознательного в познании.

Практика: Групповая дискуссия. Упражнения.

Тема 3: Ощущения

Теория: Виды ощущений, как они возникают и изменяются. Взаимодействие органов чувств. Влияние одних ощущений на другие.

Практика: Сообщения участников о видах ощущений. Упражнения.

Тема 4: Восприятие.

Теория: Основные характеристики восприятия: константность, предметность, целостность и обобщённость. Восприятие пространства и формы. Становление образа предмета у человека. Психологические механизмы восприятия движений и времени. Иллюзии восприятия. Влияние жизненного опыта на восприятие.

Практика: Упражнения.

Тема 5: Внимание

Теория: Что значит быть внимательным. Виды внимания. Развитие произвольного внимания. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, распределение, объём и переключаемость. Физиологические основы внимания. Методы изучения внимания. Приёмы развития внимания.

Практика: Диагностика внимания. Упражнения на развитие внимания.

Тема 6: Память

Теория: Виды памяти и их особенности. Характеристика кратковременной памяти. Возможности оперативной и долговременной памяти. Непроизвольная и произвольная, непосредственная и опосредованная память. Взаимодействие различных видов памяти. Законы памяти. Развитие памяти в течение жизни. Методы изучения памяти.

Практика: Диагностика различных видов памяти. Приёмы улучшение памяти.

Тема 7: Воображение

Теория: Воображение и его роль в жизни человека. Виды воображения. Воображение и мышление. Воображение и мотивация поведения. Воображение и способности. Воображение и сновидения.

Практика: Диагностика воображения. Дискуссия «Воображение и творчество»

Тема 8: Мышление

Теория: Мышление как особого рода деятельность и реальный процесс решения задач. Виды мышления. Понятие об интеллекте. Участие мышления в функционировании познавательных процессов. Связь мышления и речи. Творческое мышление и его особенности. Методы изучения мышления. Тесты интеллекта.

Практика: Диагностика мышления. Способы развития мышления.

Тема 9: Речь

Теория: Виды человеческой речи. Функции речи. Речь животных и её отличие от речи людей. Внутренняя речь. Речь и общее развитие человека.

Практика: Упражнения. Портрет – самооценка «Мои познавательные процессы»

Раздел «Психология личности»

Тема 10: Личность

Теория: Понятие личности. Индивидуальность и личность человека. Теории личности: биологическая, социологическая, гуманистическая. Психоанализ З.Фрейда. Структура личности. Психологическая защита. Метод толкования сновидений и ошибочных действий в психоанализе. Аналитическая психология К.Юнга. Индивидуальная психология А. Адлера. Бихевиоризм. Когнитивные теории личности.

Практика:Психогеометрия. Тест «Кто я – треугольник, квадрат, круг». Тест Кэттелла. Мини-доклады учащихся.

Тема 11: Развитие личности

Теория: Психосоциальная концепция развития личности Эриксона. Этапы развития личности. Критические периоды. Формирование личности в дошкольном детстве. Характеристика младшего школьного возраста. Психологические особенности подростков. Кризис подросткового возраста. Психология юношеского возраста. Психология зрелого возраста. Психология пожилого возраста.

Практика: Тест Г. Айзенка. Методика экспресс – диагностики характерологических особенностей личностей. Тест «Направленность личности».Работа в группах по выявлению психологических особенностей каждого возраста. Анкета «Психологическая атмосфера в коллективе».

Тема 12: Темперамент

Теория: Темперамент – биологический фундамент личности. История развития науки о темпераменте, описание темперамента Гиппократом. Темперамент и основные свойства нервной системы. Типология И.П. Павлова. Исследования Б.Н. Теплова и В.Д. Небылицина. Типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Соотношение типологий И.П. Павлова и Г. Айзенка. Темперамент как фактор трудовой и учебной деятельности. Темперамент и профориентация учащихся. Темперамент и совместимость людей. Темперамент и телосложение человека. Конституционные типы Э. Кречмера: астенический, атлетический, пикнический. Функциональная асимметрия мозга и различные типы личности.

Практика: Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям (теппинг – тест), по опроснику Стреляу. Тест «Кто я – мыслитель или художник?». Определение доминирующего полушария. Типология и биологические ритмы. Тест «Кто я – “сова”, “жаворонок” или “голубь”». Промежуточный контроль.Портрет – самооценка «Мой темперамент».

Тема 13. Характер

Теория: Понятие характера. Связь темперамента и характера. Становление характера. Общество и характер. Семья и характер. Школа и характер. Изменение характера человека. Измерение характера человека в течение его жизни. Типология характеров людей.

Практика: Акцентуации характеров. Диагностика: опросник К. Леонгарда. Характер и почерк человека. Метод исследования уровня субъективного контроля. Портрет – самооценка «Мой характер».

Тема 14: Воля

Теория: Что такое воля? Основные жизненные проявления воли. Воля и поведение. Воля и сознание человека. Воля и человеческие поступки.

Практика: Тест «Организованный ли вы человек?». Тест «Насколько хорошо вы справляетесь со своим временем?».

Тема 15: Потребности и мотивы

Теория: Научное понимание мотивации поведения. Биологические и социальные потребности и мотивы. Материальные и духовные потребности и мотивы. Осознаваемые и неосознаваемые потребности и мотивы. Развитие мотивов и потребностей. Причины возникновения зависимостей у человека (профилактика курения и употребления пива).

Практика: Выявление уровня мотивации достижения и мотивации одобрения. Определение преобладающих мотивов личности с помощью ориентационной анкеты. Просмотр презентации «Мир вокруг тебя» (профилактика употребления ПАВ). Тест «Самооценка личности подростков».

Тема 16: Эмоции

Теория: Виды и роль эмоций в жизни человека. Биологические основы эмоций. Влияние эмоций на поведение человека. Побудительная роль высших эмоций.

Практика: Самооценка уровня тревожности по методике Ч. Спилбергера – Ю. Ханина. Определение самочувствия, активности настроения по методике САН. Личностная шкала проявлений тревоги. Саморегуляция психических состояний. Методы снятия нервно-психического напряжения. Аутогенная тренировка. Тест «Отношение воспитанника к самому себе».

Тема 17: Способности и задатки

Теория: Что такое способности и задатки. Виды способностей и задатков. Одарённость, талант, гениальность, жизненный успех и способности.

Практика: Выявление коммуникативных и организаторских склонностей. Тест: «Механическая понятливость».Анкеты для учащихся и родителей (удовлетворенность обучением, наличие позитивных изменений у подростка).

Тема 18: Итоговое занятие

Практика: Портрет-самооценка собственной личности. Анкета «Карта самооценки учащимся и оценки педагогом компетентности учащегося».

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2-й год обучения

Группа 2.1

№ п/п

Даты

Тема

Кол-во ч.

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.

2

2

Познавательные процессы. Групповая дискуссия.

2

3

Виды ощущений. Влияние одних ощущений на другие.

2

4

Основные характеристики восприятия.

2

5

Виды и свойства внимания. Диагностика внимания.

2

6

Методы изучения внимания. Развитие внимания.

2

7

Виды памяти и их особенности.

2

8

Развитие памяти. Методы изучения памяти.

2

9

Виды воображения. Диагностика воображения.

2

10

Виды мышления. Понятие об интеллекте.

2

11

Способы развития мышления.

2

12

Виды человеческой речи. Функции речи.

2

13

Понятие личности. Теории личности.

2

14

Структура личности. Психологическая защита.

2

15

Тест Кэттелла

2

16

Этапы развития личности. Тест Г. Айзенка.

2

17

Критические периоды. Характеристика дошкольников.

2

18

Психологические особенности младших школьников и подростков.

2

19

Психология юношеского, зрелого, пожилого возраста.

2

20

Темперамент и основные свойства нервной системы.

2

21

Типы темперамента. Тест Стреляу.

2

22

Темперамент и телосложение человека.

2

23

Функциональная асимметрия мозга и различные типы личности.

2

24

Типология и биологические ритмы.

2

25

Связь темперамента и характера.

2

26

Становление и изменение характера в течение жизни.

2

27

Акцентуации характеров. Тест К. Леонгарда.

2

28

Характер и почерк человека.

2

29

Основные жизненные проявления воли.

2

30

Организация рабочего и свободного времени.

2

31

Биологические и социальные потребности и мотивы.

2

32

Выявление уровня мотивации достижения и мотивации одобрения.

2

33

Виды и роль эмоций в жизни человека.

2

34

Саморегуляция психических состояний.

2

35

Виды способностей и задатков.

2

36

Итоговое занятие

2

Всего часов:

72


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Психология общения"

Настоящая программа предназначена для развития коммуникативных способностей и мотивов, лежащих в основе межличностных отношений подростков.Отличительными особенностями программы является то, что содер...

программа "Психология общения" Дорогая НВ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Психология общения»Уровень программы:  ознакомительный.Возраст обучающихся: 13–15 лет.Срок реализации: 1 год.Составители:Дорогая Натал...

Программа "Психология общения"

Программа ориентирована на подростковый возраст, здоровую личность, имеющую в повседневной жизни проблемы в общении и желающих измениться....

Программа «Психология общения»

    Программа «Психология общения» ориентирована на обучающихся 9 класса. Именно тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничество в классе выходит для ребят э...

"Развитие личности в общении"

Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств....

Рабочая программа «Психология общения»

Цель программы:  способствовать формированию у участников образовательного процесса коммуникативных навыков, умения продуктивно общаться и взаимодействовать, конструктивно и   адекватно...