Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта педагога-психолога МБОУ «Низовская средняя общеобразовательная школа» Республики Мордовия Шунчевой Ольги Валентиновны
методическая разработка по психологии

Шунчева Ольга Валентиновна

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта педагога-психолога

МБОУ «Низовская средняя общеобразовательная школа»

Республики Мордовия

Шунчевой Ольги Валентиновны

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта педагога-психолога

МБОУ «Низовская средняя общеобразовательная школа»

Республики Мордовия

Шунчевой Ольги Валентиновны

на тему:

«ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ   КОМПЕТЕНЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

  1. Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Пoтребность в oбщении - oдна из самых главных в жизни челoвека. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. В своей концепции утверждает, что формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач школы. Степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Это становится наиболее актуальным в условиях внедрения в школу ФГОС, так как в наше время востребована личность, обладающая креативностью, умеющая творчески решать задачи, с которыми сталкивается в жизни. Из школы должен выйти человек, который научится усваивать не только некоторые знания, но, самое главное, усвоит способы добывания этих знаний, сможет быть социально адаптированным.

В современных условиях наиболее актуальными в педагогике и психологии являются проблемы содержания и качества образования. В настоящее время для повышения качества образования одним из востребованных становится компетентностный подход.

Термин «компетенция» был предложен Н. Хомским со ссылкой на Вильгельма фон Гумбольдта, который высказывал идею о необходимости соизучения языка и культуры еще в 1822 г.

В методической литературе описываются различные виды компетенций, по-разному взаимодействующие друг с другом. Ведущей для нашего исследования является коммуникативная компетенция.

По мнению А. Л. Андреева, коммуникативная компетенция – это:

  • овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи;
  • способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;
  • совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

Коммуникативная компетенция, согласно исследованиям
Г. Ф. Кумариной, включает следующие компоненты:

1) когнитивный (предполагает наличие у младших школьников систему представлений о видах коммуникации: устной и письменной, непосредственной и опосредованной, связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);

2) аксиологический (ценностное отношение к коммуникативной деятельности);

3) интерактивный (готовность применять полученные знания на практике)

И. А. Гришанова считает, что именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

  1. Концептуальность.

Коммуникативная компетенция младших школьников понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с окружающими его индивидами. Младший школьный возраст оптимальный период для формирования коммуникативной компетенции, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций:

  1. С поступлением в школу ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений.
  2. У младших школьников уже достаточно развиты рефлексивные способности.
  3. Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития.
  4. В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми.
  5. Осуществление учебной деятельности возможно только в том случае, если ребенок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом.
  6. У детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств.

Дети в этом возрасте не утратили интереса к игре и, что самое важное, игру они используют как полигон для отработки учебных умений
      Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой вмалых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью, соседа по парте или в малой группе, А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

  1. Наличие теоретической базы опыта.

Теоретической базой опыта являются основные положения , научные идеи развивающего обучения и «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование»

  1. Оптимальность и эффективность средств.

Процесс развития коммуникативных навыков представляет собой поэтапное, с учётом возрастных способностей, целенаправленное формирование культуры речи младшего школьника:

-овладение учащимися мыслительными умениями и навыками: анализ и выделение главного; сравнение, обобщение,

-систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержения, умение видеть противоречия, отстаивать свою позицию, а также соглашаться с позицией собеседника ;

• создание ситуации успешности каждого ученика, психологического комфорта, желание высказываться;

• формирование положительной мотивации обучения;

Современные младшие школьники в разной степени испытывают трудности в овладении коммуникативной деятельностью, причинами которых могут быть снижение уровня читательской культуры, словарного запаса, низкий уровень речевого развития, речевые нарушения. Это могут быть особенности и неречевого развития: заниженная самооценка, эмоциональная неустойчивость, замкнутость.

Особенности развития коммуникативной компетенции у младших школьников выявлялись в соответствии с ее компонентами:

– сформированность когнитивного компонента коммуникативной компетенции младших школьников определялась с помощью разработанного нами теста на основе методики, предложенной В. П. Беспалько;

– сформированность аксиологического компонента коммуникативной компетенции младших школьников определялась с помощью методики
Л. А. Головей и разработанной на ее основе «Анкеты коммуникативных отношений»;

– сформированность интерактивного компонента коммуникативной компетенции младшего школьника определялась с помощью теста «Самооценка коммуникативного развития» Т. А.  Фотековой.

  1. Результативность

Согласно полученным данным методики, предложенной В. П. Беспалько, у большинства младших школьников – 48, 2 % из ЭГ и 50 % из КГ был отмечен ниже среднего уровень сформированности когнитивного компонента коммуникативной компетенции. Дети знали и называли различные средства коммуникации, но не всегда правильно определяли средства для достижения той или иной коммуникативной цели.

Низкий уровень сформированности когнитивного компонента был отмечен у 14, 8 % из ЭГ и 16, 7 % из КГ.  Дети не смогли назвать средства коммуникации. Младшие школьники демонстрировали низкий уровень в когнитивном компоненте коммуникативной компетенции в силу недостаточности знаний о деятельности общения и невозможности их продемонстрировать.

Средний уровень сформированности когнитивного компонента коммуникативной компетенции продемонстрировали 25, 9 % из ЭГ и 23, 4 % из КГ. Это те дети, которые не только знали и называли различные средства коммуникации, правильно определяли средства для достижения той или иной цели коммуникации, но и выделяли этапы коммуникации и называли признаки разных способов коммуникации.

Оставшиеся 11, 1 % из ЭГ и 9, 9 % из КГ показали высокий уровень сформированности когнитивного компонента коммуникативной компетенции – младшие школьники устанавливали причины и следствия, прогнозировали изменения направлений коммуникации в зависимости от выбранных средств; применяли знания о способах и средствах коммуникации в различных ситуациях.

Согласно полученным данным «Анкеты коммуникативных отношений»
Л. А. Головей, 7,4 % из ЭГ и 3,3 % из КГ негативно относились к общению, были замкнуты, обидчивы, раздражительны, испытывали серьезные трудности при вхождении в новый коллектив.

Из испытуемых 11, 1 % из ЭГ и 13, 3 % из КГ  не стремились к общению, чувствовали себя скованно в новом коллективе, ограничивали свои знакомства, тяжело переживали обиды и редко проявляли инициативу в общении.

По результатам 14, 8 % из ЭГ и 16, 7 % из КГ стремились к контактам с разными людьми и отстаивали свое мнение, но имели недостаточно устойчивое отношение к коммуникации.

Из испытуемых 51, 9 % из ЭГ и 40 % из КГ испытывали потребность в общении, проявляли инициативу в общении, не терялись в новой обстановке, быстро находили друзей, постоянно стремились к расширению круга знакомств.

По результатам 14, 8 % из ЭГ и 26, 7  % из КГ испытывали потребность в общении, быстро ориентировались в трудных ситуациях, непринужденно вели себя в новом коллективе, инициативны, принимали самостоятельные решения в трудных коммуникативных ситуациях, отстаивали свое мнение и добивались, чтобы оно было принято товарищами.

Рассмотрим результаты изучения интерактивного компонента коммуникативной компетенции младших школьников по методике «Самооценка коммуникативного развития» Т. А.  Фотековой.

Низкий уровень был отмечен у 3, 7 % из ЭГ и 16, 7  из КГ. Дети малоактивны и малоразговорчивы с детьми и педагогами, невнимательны, не умели последовательно излагать свои мысли, точно передавать их.

Ниже среднего – у 59, 3 % из ЭГ и 40 % из КГ – они слушали и понимали собеседника, но сами неохотно вступали в диалог, затруднялись вести его, участвовали в диалоге пассивно (отвечая на вопросы), не всегда ясно и последовательно выражали свои мысли.

Средний уровень был отмечен у 25, 9 % из ЭГ и 40 % из КГ. Они слушали и понимали речь, участвовали в общении чаще по инициативе других.

По данным обследования высокий и очень высокий уровень имели только 11, 1 % из ЭГ и  13, 3 % из КГ. Эти учащиеся были активны в общении, умели слушать и понимать речь, строили общение с учетом ситуации, легко входили в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражали свои мысли.

Таким образом, в результате эксперимента были определены особенности развития коммуникативной компетенции младших школьников: в экспериментальной и контрольной группах преимущественно был отмечен ниже среднего уровень развития когнитивного компонента, высокий уровень развития аксиологического компонента и ниже среднего уровень развития интерактивного компонента коммуникативной компетентности.

  • Коммуникативная компетентность является одним из фундаментальных качеств учащихся, коммуникативные знания, умения, навыки, обеспечивают эффективное протекание коммуникативного процесса в обучении.

    Представление собственного инновационного педагогического опыта представлено на сайте школы: https://shkolanizovskaya-r13.gosweb.gosuslugi.ru/persony/sotrudniki-177_26.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ХИМИИ "МОУ СОШ № 11" г.САРАНСКА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НОРМАЙКИНОЙ ИРИНЫ НИКОЛАЕВНЫ

ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ НА ТЕМУ:«Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью информационных технологий»...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА учителя искусства, МХК МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г.Саранска Долгачевой Елены Николаевны

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТАучителя искусства, МХКМОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г.СаранскаДолгачевой Елены НиколаевныИспользование системно- д...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35» г.о. Саранск Дружевецкой Елены Николаевны

Мой опыт адресован учителям, готовым перестроить взаимодействия с учащимися посредством работы с бросовым материалом для развития творческих способностей, обуславливающих в дальнейшем у участников уро...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики и информатики МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Козыревой Людмилы Анатольевны

Тема инновационного педагогического опыта: «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения математике для развития творческого потенциала учащихся и совершенств...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя немецкого и английского языков МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Чикнайкиной Наталии Васильевны

laquo;Великий ум проявит свою силу не только в умении мыслить, но и в умении говорить»Р. Эмерсон Знание иностранных языков сегодня не только культурная, но и экономическая потребность. Пер...