Программа "Компетенции 21 века"
рабочая программа по психологии (10, 11 класс)

Орлова Наталья Анатольевна

Программа дополнительного образования для развития профессионального самоопределения старших подростков. Может быть реализована с обучающимися старших классов и студентами, получающими среднее профессиональное образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kompetentsii_21_veka.docx34.73 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Компетенции 21 века»

НАПРАВЛЕННОСТЬ: СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ

Уровень: вводный
Возраст обучающихся: 16-18 лет
Срок реализации: 5 месяцев

Составитель: Орлова Наталья Анатольевна,

 педагог-психолог

Москва

 2022

Содержание:                                                                                                          

Раздел 1. Пояснительная записка..............................................................3

Раздел 2. Формы аттестации и оценочные материалы............................5

Раздел 3. Содержательный раздел.............................................................5

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации

 программы………………………………………………………………...8

Список использованных источников

Приложение

  1. Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Компетенции 21 века» направлена на развитие профессионального самоопределения обучающихся с целью обеспечения профессиональной мобильности и профессионального развития будущих кадров.

Направленность программы – социально-гуманитарная.

Уровень освоения программы – вводный.

Программа предназначена для осуществления современной навигации по актуальным и перспективным технологиям, сферам деятельности, профессиям, ознакомления обучающихся с базовыми компетенциями будущего, освоения способов конструирования профессионального будущего у студентов профессиональных образовательных организаций. Это особенно актуально в быстро меняющихся условиях жизни.

При разработке данной программы были использованы программы «Путь в профессию» (автор Хижова Т.С.); «Школа профессий будущего» (автор Белая Г.А. и др.); «Профессиональное ориентирование» (автор Торская Е.А.)

Цели и задачи программы

Цель программы: развитие профессионального самоопределения

Задачи:

  • ознакомление с новыми трендами, рынками, технологиями, перспективными профессиями;
  • ознакомление с базовыми компетенциями специалиста будущего;
  • развитие навыков эффективной коммуникации;
  • развитие умения работать в команде;
  • развитие навыков самопрезентации
  • развитие навыков самопрезентации

Программа учитывает основные тренды экономики и рынка труда, требования ФГОС среднего профессионального образования, разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами:

•        Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020

№ 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);

•        Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.

№ 196»;

•        Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной        деятельности        по        дополнительным общеобразовательным программам»;

•        Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

•        Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11 президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам).

•        Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года».

•        Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298н).

•        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

Основной целевой аудиторией программы обучающиеся профессиональных образовательных организаций.

В основе разработки программы представлена концепция непрерывного сопровождения профессионального развития человека в течение всей жизни. Теоретическими предпосылками программы является понимание субъективной картины жизненного пути как системы, а профессиональных перспектив – как ее части, подсистемы (Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов). В трудах Шадрикова В.Д. планирование рассматривается как элемент психологической функциональной системы деятельности.

Согласно трудов Е.И. Головахи, будущее человека – совокупность жизненных целей и планов, ориентаций и перспектив на каждом этапе его жизни. Отечественные исследователи и практики в области профориентации Н.С. Пряжников, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер и другие в своих работах подчеркивают умение выстраивать собственное профессиональное будущее как важную составляющую профессионального самоопределения.

Методологически в основе разработки программы лежат прогнозирование, определение актуального уровня развития обучающегося и проектирование будущего с учетом «зоны ближайшего развития», что является важным в условиях развития современной профориентации, «работающей на опережение».

Программа рассчитана на студентов среднего профессионального образования 16-18 лет.

Срок реализации программы – 5 месяцев. Программа рассчитана на 10 занятий с периодичностью – 2 раза в месяц. Длительность каждого занятия  - 45 минут.

Занятия проводятся в группах численностью до 15 человек.

Планируемые результаты

В результате освоения программы обучающийся:

  • научится выделять основные тенденции, тренды в экономике будущего;
  • будет иметь представление о технологиях будущего и сферах их применения;
  • будет иметь представление о компетенциях перспективных профессий;
  • узнает о базовых компетенциях специалиста будущего;
  • будет иметь представление о содержании компетенций будущего, их применение в работе и в жизни;
  • научится проводить диагностику и самооценку компетенций будущего;
  • получит практические навыки самопрезентации и составления резюме

Ознакомление с компетенциями будущего в программе реализуется в личностной, деятельностной, образовательной сферах и включает интегративные «базовые компетенции будущего», выделенные на основе анализа «навыков будущего» (П.Лукша, Е. Лошкарева, Д. Судаков др.):

1) умение определять приоритеты на основе ценностных предпочтений -способность осознавать себя в окружающем мире, быть в ладу с собой, способность понимать и/или осуществлять ряд сценариев будущего, умение

находить смысл в работе и в жизни, жизнестойкость, умение строить собственные планы и понимать самого себя. Данная группа навыков помогает

справиться с фундаментальной неопределенностью и неоднозначностью будущего.

2) проактивность - способность активно взаимодействовать с внешним миром

– строить будущее: навыки сохранения здоровья, способность справляться со

стрессом, гибкость, адаптивность. Эта группа навыков помогает справиться с

фундаментальной неопределенностью и неоднозначностью будущего.

3) толерантность к неопределенности - умения быстро принимать решение,

реагировать на изменение условий работы, распределять ресурсы и управлять

своим временем и состоянием. Данная группа навыков помогает справиться с

фундаментальной неопределенностью и неоднозначностью будущего;

4) умение работать с информацией - умение целенаправленно вести поиск и

обрабатывать информацию, аналитические навыки, информационная гигиена и др. Эта группа навыков помогает жить в мире, богатом информационными и

коммуникационными технологиями;

5) социальная компетенция - способность проявлять эмпатию, служение

другим с искренностью и самоотдачей, навыки работы с клиентом, навыки

кросс-культурной коммуникации и т.п. Эта группа навыков позволяет делать

то, что не умеют делать машины;

системное мышление - способность понимать сложность мира: умение

определять сложные системы, видеть ключевые элементы и их взаимосвязи, а

также видеть, как система влияет на элемент или его отсутствие влияет на всю

систему; навыки междисциплинарной коммуникации, навыки работы в

различных моделях мышления. Это группа навыков, которые помогают

справиться с растущей сложностью нашей цивилизации, систематизировать

большие объемы данных.

Результаты обучения

Результаты воспитывающей деятельности

Результаты развивающей деятельности

Раздел 2. Формы аттестации и оценочные материалы

В качестве оценочных материалов прохождения данного курса является тестирование до и после освоения программы (Приложение 1)

Раздел 3. Содержательный раздел

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

1

Вводное занятие.

1

Раздел 1. Профессиональные  компетенции  (7 занятий)

2

Введение в компетенции будущего

1

3

Толерантность к неопределенности

2

4

ПРОактивность

2

5

Умение работать с информацией

1

6

Системное мышление

1

Раздел 2. Социальные компетенции. Техники эффективного общения.

(4 занятия)

7

Социальные компетенции

1

8

Грамматика общения

1

9

Навыки уверенного поведения

1

10

Навыки

самопрезентации

1

ИТОГО

12

Содержание учебно-тематического плана

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

1

Вводное занятие.

Тенденции и тренды.

Знакомство с Атласом профессий Будущего.

Раздел 1. Профессиональные  компетенции  (4 занятия)

2

Компетенции будущего

Информационная часть

Компетенции будущего. Надпрофессиональные

навыки. Виды надпрофессиональных навыков.

Компетенции будущего. Образ будущего.

Практикум

Опросник 

3

ПРОактивность

Информационная часть

ПРОактивное и РЕактивное мышление,

поведение. «Круг влияния», «Круг забот».

Компетенция «ПРОактивность» на работе и в жизни.

Практикум

Практикум. Игра «Остров». Групповая работа

Анализ ситуаций из проактивной позиции.

Решение ситуационной задачи

4

Толерантность к неопределенности

Информационная часть

Основные понятия, значимые для темы:

Неопределенность, толерантность

к неопределённости, способы преодоления

неопределенности.

Вопросы, которым посвящена тема:

Неопределенность в условиях современного

мира. Признаки толерантного и интолерантного

к неопределенности человека. Как работать в

ситуациях с высокой неопределенностью.

Способы преодоления (снижения)

неопределенности.

Практикум

Групповое обсуждение

5

Умение работать с информацией

Информационная часть

Виды информации. Этапы работы с

информацией. Способы, техники и приемы работы с информацией.

Практикум

Мини-тест

«Определение типа восприятия информации».

6

Системное мышление

Информационная часть

Вопросы, которым посвящена тема:

Системное мышление. Понятие системного

мышления. Характеристики системного

мышления

Практикум

Конструирование образа будущего. Создание проекта «Умный город»

Раздел 2. Социальные компетенции. Техники эффективного общения.

(4 занятия)

7

Социальные компетенции

Информация по теме

Практикум. Тест (самодиагностика)

Групповая работа по развитию коммуникативной

компетентности

Творческая работа «Моя визитка»

8

Грамматика общения

Занятие с элементами тренинга

9

Навыки уверенного поведения

Занятие с элементами тренинга

10

Навыки

самопрезентации

Практикум: составление резюме

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации

 программы

Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности. Занятия проводятся в отдельном кабинете.

Программа предусматривает 12 групповых занятий с периодичностью 1 раз в неделю.

Программа состоит из 2 модулей. Первый реализуют педагоги колледжа, второй модуль – педагоги-психологи. Возраст обучающихся: 16-18 лет.

Применяемые методы и технологии работы:

  • Тренинговые упражнения
  • Групповая дискуссия
  • Беседа
  • Самодиагностика
  • Коммуникативные упражнения

Материально-технические условия реализации программы

Доска/флипчарт

Бумага, ватман

Карандаши, фломастеры, цветная бумага, клей, картон

Информационные источники, использованные в программе:

1. Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

2. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В. Тренинг развития

жизненных целей: программа психологического содействия успешной

адаптации / Под ред. Е.Г. Трошихиной. – СПб.: Речь, 2007.

3. Ананьев В.А. Семь шагов позитивного шаблона в психологическом

консультировании [Электронный ресурс]. URL: http://mylektsii.ru/10-

124105.html (дата обращения: 30.09.2018).

4. Ананьева, Т. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020

году. Режим доступа: http://www.tananyeva.com/single-post/ (Дата

обращения: 07.12.2017).

5. Ананьева, Т. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020 году.

Режим доступа: http://www.tananyeva.com/single-post/(Дата обращения:

07.12.2017).

6. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. URL: http://atlas100.ru/

(дата обращения: 15.08.18)

7. Атлас новых профессий https://www.youtube.com/watch?time_

continue=6&v=Q9dpCx3yiPg(дата обращения: 15.08.18)

8. Атлас новых профессий. М.: Сколково, 2014.- 165 с.

9. Бегоян А. Когнитивное конструирование реальности [Электронный

ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/322145131/download

(дата обращения 29.09.2018).

10. Белецкая А.А. Изучение жизненных целей учащихся старших классов в

структуре проблемы жизненной стратегии (кросс-культурный аспект) //

Вестник КРСУ, 2014.- Том 14, No 1.

Дронова Е. Н., Мыльникова А. В. Формирование социальных компетенций

подростков: упражнения для тренинговой работы [Электронный ресурс].

URL: https://open-lesson.net/1327/ (дата обращения: 22.08.18).

Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней

юности: Учеб. Пособие / Э.Ф.Зеер, О.А. Рудей. – М.: издательство МПСИ;

Воронеж: издаьельство НПО «МОДЭК», 2008. – 256 с.

Какие компетенции будут востребованы через 10-15 лет (по материалам

конференции «Graduate-2016» [Электронный ресурс]. URL:

http://intalent.pro/article/kakie-kompetencii-budut-vostrebovany-cherez-10-15-

let.html (дата обращения: 15.08.18)

Профориентационные игры: практикум по профориентационной

работе. Издание 2-е, перераб. и доп. / Составители: З.В. Горбачева,

О.Н. Кащеева, Т.Н. Кузьмина, М.Н. Хахунова /Под ред. И.В. Кузнецовой, канд.

пс. наук. Ярославль: Центр «Ресурс», 2016. 174 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании учебников: В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Литература 19 века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература 20 века» (11 класс)

При переходе к профильному обучению нельзя отрицать актуальность и значимость учебника. На идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта основана ...

Учебный фильм по истории средних веков "Композитор, художник и поэт IX века Туотило (и разные интерпретации его песнопения "Kyrie, Cunctipotens genitor Deus" (около 900 года))"

Туотило из монастыря Святого Галла, в других произношениях Туотилон, Тотило (англ. Tuоtilo of Saint Gall, около 850, Ирландия — около 915, Санкт-Галлен) - средневековый к...

план конспект урока "Католическая церковь в ХI-XII веках", история средних веков, 6 класс

план конспект урока по истории средних веков, 6 класс, с применением элементов технологии проблемного обучения...

Элективный курс "Можно ли было изменить историю XX века? История XX века через призму событий и деятельности реформаторов"

Программа элективного курса предпрофильного обучения "Можно ли было изменить историю XX века? " составлена для углубленного изуче­ния истории Отечества XX века. Курс будет расширять знания, полученные...

Презентация к уроку истории средних веков в 6 классе "Королевство франков в 6-8 веках"

Презентация содержит слайды, содержащие план урока, логические схемы, задания для самостоятельной  практической работы учащихся и для закрепления изученного на уроке. Основано на учебнике  и...

Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»

В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...