Особенности взаимодействия учителя и подростка в конфликте
статья по психологии

Публикация в журнал. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности взаимоотношений учителя и подростка в конфликте

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Для анализа конфликта, как явления действительности в основном используется системный подход, при котором конфликт рассматривается как одно из возможных состояний отношений между объектами социальной системы.

В отношениях между учителем и учеником выделяют несколько слоёв, от которых во многом зависит адекватность взаимоотношений между ними.

Ролевые отношения в школе значительно преобладают над личностными. За несколько лет работы в школе интерес и новизна в работе заменяются опытом, вырабатываются определённые стереотипы в отношениях с учащимися. Эти «ролевые» противоречия являются постоянным источником конфликтов в отношениях учитель-ученик.

Личностные отношения с учителем пробуждают у ученика надежду на внимание, когда он из «учащегося» становится в глазах учителя «индивидуальностью», что в какой-то мере обеспечивает адекватное разрешение конфликтов в образовательном процессе.

Отношения коллективной деятельности. Межличностные отношения влияют на характер отношений учителя с учениками при организации коллективных форм работы с классом.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что конфликт является одним из этапов развития отношений между людьми, и вслед за многими исследователями можно утверждать, что именно он является принципиально человеческим способом разрешения противоречий в межличностных отношениях.

На развитие конфликта значительное влияние оказывают и возрастные особенности участников образовательного процесса. Поэтому, чтобы понять мотивы поведения и глубокие внутренние причины конфликтов необходимо взглянуть на участников конфликта с точки зрения их развития. Так например, в подростковом возрасте расхождение между внешним и внутренним становится глобальным: собственное «Я», каким его представляет ребенок, и весь остальной миp разделены пропастью, которую ему сложно преодолеть. Активное самоутверждение сопровождается ломкой отношений со взрослыми. Прежде безропотно принимаемые суждения учителя могут вызвать протест, сопротивление. Внутренний мир становится для подростка реальностью, которая затмевает настоящую действительность. Потребность в самостоятельности, стремление освободиться от контроля родителей и учителей наиболее велика в этом возрасте. Правила и порядки, установленные для них взрослыми, являются для него неприемлемыми. Подростки устанавливают для себя свои нормы поведения и общения, которые чаще всего не вписываются в общепринятые. Все это делается для собственного самоутверждения среди сверстников и взрослых. Непонимание учителями этого стремления детей приводит к острым конфликтным ситуациям, вызывающим агрессивные реакции и формы поведения с обеих сторон. Для их предупреждения следует учитывать индивидуальные особенности конфликтующих сторон, включая и такое качество личности как агрессивность.

Поле возникновения столкновений, конфликтов, недоразумений расширяется и в связи с тем, что вместо одного-двух учителей в начальной школе подросток вступает в общение с десятком и более учителей, тренеров, кружководов и т. д. О личности педагога дети судят по отдельным поступкам, фразам, эмоциям. У подростков легко завоевать авторитет, но легко его и потерять. Наблюдая за своеобразием стиля и специфики труда различных учителей, подростки безошибочно, за редким исключением, выделяют учителей-мастеров, слабых преподавателей и лиц, лишенных способностей научить своему предмету.

В отличие от младших школьников, способных в конфликте применять в основном лишь тактику избегания или приспособления, а протест проявлять в форме слез и жалоб родителям, подростки уже могут открыто противостоять педагогу. Возможны ситуации, когда конфликтующие стороны доводятся до нервных срывов и в состоянии аффекта могут не давать отчета своим поступкам. Конфликты подростков и преподавателей могут достигать уже стадии организации, когда субъектом конфликта выступает класс, или группа учащихся. Иллюстрациями к данному утверждению могут послужить примеры массовых уходов с уроков, невыполнений заданий учителя, нарушения дисциплины, срывов уроков и т. д.

Среди конфликтно-стрессовых ситуаций в работе с подростками М. Рыбакова выделяет:

1. Конфликты дисциплины (нарушение преимущественно учащимися и редко преподавателями тех или иных правил и порядков, без которых учебный процесс немыслим).

2. Конфликты в сфере дидактического взаимодействия (чаще всего вызванные фактами, как считают подростки несправедливых отметок за письменные и устные ответы).

3. Конфликты в методике обучения (такие, например, методические изъяны в работе учителя на уроке, как непонятное объяснение, бессистемное изложение, усложненный язык, отсутствие повторения, сухость преподнесения материала, неумение связать тему с жизнью, раскрытие темы наспех).

4. Конфликты в тактике взаимодействий учителей с подростками

5. Конфликты этики.

Главным препятствием взаимопониманию учителей и учеников является абсолютизация ролевых отношений – «учебоцентризм». Учитель, озабоченный прежде всего учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащегося.

Не только учащиеся, но и учителя находятся под влиянием возрастных кризисов. Учёные выделяют несколько этапов профессиональной деятельности учителя:

1. Начало профессиональной деятельности.

2. Этап профессиональной зрелости.

3. Этап завершения профессиональной деятельности как правило соответствует возрастной категории людей после 50-ти и старше.

Таким образом, одним из условий конструктивного разрешения конфликтов в отношениях между учителем и учеником является учёт возрастных особенностей участников образовательного процесса, основных противоречий и кризисов в их развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности взаимодействия с подростками

Консультация для родителей о том, как наладить правильное общение с подростками....

«Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья (речевыми нарушениями) выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные...

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ДОМУ.

С каждым годом в России увеличивается количество детей, которым врачи ставят диагноз – аутизм. Методическая работа с такими детьми находится в самой начальной стадии. Специалисты, в основном, ис...

Выступление на педагогическом совете: «Особенности взаимодействия с трудными подростками»

Цель:  Повышение  психолого-педагогической  культуры специалистов  при общении с подростками.Задачи:1. Научиться понимать внутренние мотивы поведения подростка.2. Выявить условия, ...

Статья для журнала "Северная Двина" "Взаимодействие учителя и семьи в обучении детей и подростков здоровому образу жизни"

В статье рассказывается об основных формах работы учителя физической культуры с семьей по формированию у обучающихся потребности вести здоровый образ жизни...

Воспитание личности подростка через позитивное взаимодействие учителя и ученика

Подростковый возраст – это поворотный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивной, эмоциональной и социальной сферах. В рамках этой трансформационной фазы взаимодействие между у...