Профилактика ПАВ
классный час по психологии (9, 10, 11 класс)

Семенова Элеонора Геннадьевна

Занятие-игра «Профилактика ПАВ»

Основные идеи:

1.     Иногда ученики получают недостаточную информацию о наркотиках и их разновидностей из ненадежных источников.

2.     Точная, достоверная информация поможет им отказаться от употребления наркотиков.

Цель:  к концу занятия ученики должны:

1.     Перечислить, какие сведения о наркотиках и наркомании они считают истинными.

2.     Обсудить возможные источники информации о наркотиках и наркомании, а также мотивы тех людей, которые навязывают им недостоверную информацию.

3.     Научиться определять степень надежности и достоверности источников информации.

Оборудование:  шкатулка с мышеловкой, сенсорная доска.

Ход урока:

Прежде чем мы начнем работать в группах, я расскажу вам притчу  «Мышеловке» . В этой истории есть один персонаж-мышонок. Вот и поговорим о нем.

Притча о мышеловке.

Как-то мышь заметила поставленную фермером мышеловку. Она взволнованно поделилась новостью с курицей, овцой и коровой. Однако, все они отмахивались: «Мышеловка — это совсем не наши, а  лишь твои проблемы, нас это не касается!» Вскоре в мышеловку попала не мышь, а змея, которая ужалила проходившую мимо жену фермера.  Врач посоветовал сварить для поддержания здоровья несчастной бульон — и тогда зарезали курицу. Чуть позже, для того, чтобы кормить всех, приезжающих навестить тяжелобольную, зарезали овцу. А вскоре, для достойного проведения похорон, закололи и корову. Мышь тихонько поглядывала  из своей норки на всё происходящее и думала: сколько же обитателей фермы пострадало всего лишь из-за какой-то одной мышеловки? 

- Как вы думаете в чем мораль этой притчи? ( ответы участников).

Педагог подводит тоги:  Мораль притчи состоит в том, что если что-то угрожает Вашему ближнему, но Вас напрямую не касается, не обнадёживайтесь, что оно и Вас не постарается ударить по голове.

Задание № 1: Давайте посмотрим, что вы знаете о первой ловушке-наркотиках.

Прочитайте предложения, которые вы видите на экране ( приложение № 1), и в каждом случае самостоятельно постарайтесь определить, правда это или вымысел. У вас 1 минута на выполнения этого задания.

1.     Уже самое первое вдыхание летучего наркотика может привести к необратимому повреждению мозга.

2.     Девушки употребляют наркотики чаще юношей.

3.       Некоторые люди употребляют наркотики, но ничего плохого с ними не происходит.

4.      Употребление наркотиков трудно прекратить.

5.      Принятие ощущения от наркотиков ( кайф) усиливается с каждым приемом.

6.      Средняя продолжительность жизни наркомана составляет 4-4,5 года.

Теперь расскажите друг другу, почему вы так думаете. На эту работу у вас 5 минут. ( Ведущий наблюдает за участниками тренинга). А сейчас я помечу словом « Вымысел» ложные высказывания, а словом « Правда» - истинные высказывания. Вы молча сравнить свои ответы с правильными ответами на доске.

"Правда-вымысел» ( приложение № 2)

1. Уже самое первое вдыхание ингалятора ( летучего наркотика) может привести к необратимому повреждению мозга.

Правда: поражение мозга, потеря слуха, спазмы конечностей.

2. Девушки употребляют наркотики чаще юношей.

Вымысел: Обычно юноши больше склонны к употреблению наркотиков, однако в наши дни наблюдается рост числа наркоманов среди девушек.

3. Некоторые люди употребляют наркотики, но ничего плохого с ними не происходит.

Вымысел: даже если результаты не проявляются сразу, разуму и организму человека все равно наносится ущерб.

4.Употребление наркотиков трудно прекратить.

Правда: большинство наркотиков очень быстро вызывают у человека физическую зависимость.

5. Принятие ощущения от наркотиков ( кайф) усиливается с каждым приемом.

Вымысел: Приятный эффект от употребления наркотиков уменьшается с каждой новой дозой, вызывая потребность в новой дозе.

6. Средняя продолжительность жизни наркомана составляет 4-4,5 года.

Правда: Результаты последних исследований подтверждают этот факт.

Подведение итогов: теперь я предлагаю вам обсудить в группах информацию, которая для вас стала новой или которую вам пришлось исправить. На это у вас 5 минут.

Задание № 3 « Составление списка наркотиков»

Мы снова работаем в группах. Составьте  на заготовленной форме  список наркотиков , которые вы знаете, названия которых вы слышали. На это задание у вас 5 минут. ( приложение № 3)

 

Название наркотиков

 

 

 

 

Я прошла по классу и послушала, как вы работаете в группах. Вы называли различные наркотики. Я прошу группы привести несколько примеров таких названий, а я буду записывать их на доске.

Задание № 4 « Источник информации»

Люди узнают о наркотиках из различных источников, например из газет, ТВ, от других людей. Обсудите в группах, откуда вы и Ваши близкие узнаете название наркотиков? Кто рассказывает вам, как действуют различные наркотики или что чувствует принимающий их человек? Запишите ответы в бланке ( приложение № 3). На это задание у вас 5 минут.

 

Источники информации

 

 

 

 

 

Обсуждение:

Как вы думаете, человек, который употребляет наркотики, - это надежный источник информации? Почему?

Наркоман едва ли вам расскажет правду о наркотиках. Нередко ему важно, чтобы вы попробовали наркотик « всего один раз». Помните о мышеловке и мышонке, которая стала для него « безопасной» кормушкой? Наркотики подобны такой ловушке: пока она не захлопнется, опасность не видна!

Даже если это наркоман – ваш хороший друг или близкий человек, тому,  он говорит о наркотиках, не всегда можно верить, потому что он уже принял в своей жизни ошибочное решение и стал их употреблять. Представьте себе ядовитую змею, которая убеждает жертву, что один маленький укус ей не повредит!

Вот почему важно имеет достоверный источник информации о таком опасном явлении, как наркомания. Есть идеи?

Чтобы определить, насколько правдиво то или иное иное заявление, нужно начать с проверки его источника. Источник нужно тщательно проверить, прежде , прежде чем согласиться с информацией.

 Задание № 5 «Рейтинг»

 Работая в группах, оцените надежность источников информации в левой колонке по шкале от до 0

 

 

Рейтинг

4 – абсолютно надежен,

3 – почти всегда надежен,

1 –редко надежен,

0 – абсолютно надежен

 

Когда вы пытаетесь оценить надежность источника информации, вам необходимо определить мотивы людей, которые вам эту информацию сообщают. Их действительно заботит ваше благополучие, или они хотят убедить вас сделать что-то, что принесет им выгоду, а вам вред? А может быть, они обманывают сами себя? Если вам кажется, что здесь играют роль другие факторы, назовите их.

Когда людям нужна достоверная информация. Они обычно обращаются к экспертам – людям, у которых есть образование и опыт работы в данной сфере.

Например, если вы упадете с дерева и сломаете ногу, то к кому обратитесь за лечением?  К ветеринару?  Что произойдет, если вы пойдете к ветеринару? Почему обычный врач – лучший выбор?

Представьте себе, что швея пытается латать водопроводные трубы тесьмой, нитками, заплатками из ткани. Может быть получиться и красиво, но трубы все равно будут протекать.

Задание №  6 « Анализ мотивов»

Обсудите в группах, какими мотивами руководствуются различные источники информации ( родственники, друзья, наркоторговцы, продюсеры кинофильмов, реклама и т.д.), когда сообщают вам информацию ( истинную или ложную) о наркотиках?  В группах обсудите и запишите. У вас на это выполнение задания отводится 3 минуты.

МОТИВЫ

 

 

Источники информации

Рейтинг

Мотивы

0

1

3

1

1

0

0

0

4

4

4

Наркоманы

Кинофильмы

Телевидение

Журналы

Газеты

Реклама

Интернет

Музыка

Учителя

Родители

Друзья

 

4 – абсолютно надежен,

3 – почти всегда надежен,

1 –редко надежен,

0 – абсолютно надежен

Деньги

Деньги

Забота о детях

информация

 

    

 Мы выяснили, что у некоторых источников есть причины не сообщать нам достоверную информацию о наркотиках и наркомании.

Возможно, эти люди  пытаются манипулировать вами, чтобы вы сделали что-то против свой воли, а они получат выгоду.

Например, торговцу наркотиками выгодно, чтобы вы думали, будто наркотики безвредны, покупали их и обогащали его.

Итог: Сегодня мы коснулись нашей темы лишь кратко. Мы выяснили, что нужно задумываться не только о содержании информации, но и о том, от кого она поступает. Спасибо за внимание

 

 

 

Мифы о наркотиках

Миф первый: «От легких наркотиков зависимости не бывает»

Это миф. Как физическая, так и психологическая зависимость может развиться от употребления конопли. Это было неоднократно подтверждено результатами многих исследований, проводившихся в разных странах мира. Наиболее безобидным наркотическим веществом считается марихуана. Курение марихуаны на первый взгляд совершенно безобидное пристрастие. И в связи с этим среди молодёжи распространяется литература, которую можно назвать одним словом – «гимн марихуане». В данной литературе описываются «целительные» свойства марихуаны, говорится о том, что в мусульманских странах марихуана вполне легальна, что ее курят и употребляют все люди в Индии, что марихуана - это неофициальная часть молодёжного культа. Но, несмотря на это, в нашей стране, как и во многих других странах, марихуана относится к «тяжелым» наркотикам. Есть медицинские доказательства того, что марихуана вызывает развитие ряда тяжелых заболеваний и психические расстройства, а также является прямым путем к употреблению «тяжелых» наркотиков.

Миф второй: «От одного раза никакого вреда не будет»

«Ведь я всего разочек попробую, и все». Но у каждого наркомана был этот «первый и единственный» раз. Недавно в одной и телепередач показывали морг, куда привозят наркоманов. У некоторых все тело исколото, живого места нет. А потом показали труп 17-летнего парня. И на нем только один след от укола. Один.

Из рассказа ученика одной из минских школ: «Мы пришли на дискотеку. Предложили закинуться экстези. Всем нормально пошло, а я потерял сознание, очнулся в больнице. Маме врачи сказали, что, если бы «скорая» приехала чуть позже, то меня бы и не спасли. Месяц я находился в больнице. Никому не пожелаю такое пережить».

Из рассказа матери: «Мой сын уже взрослый, семейный человек, но болен серьезным недугом: запойный пьяница. И болезнь протекает так тяжело, что без «новинок» он из запоя выйти не может. А началось все с употребления ЛСД на дискотеке. Все один раз он с друзьями попробовал и у него «крыша поехала». Сейчас страдаем от этого мы все, вся наша семья, и он сам, и жена, и дочь, и мы, родители. От одной марочки кошмар на всю жизнь».

Миф третий: «Живем один раз - в жизни надо все попробовать»

Сегодня это - жизненное кредо многих молодых людей. Они рассуждают так: «Мы пришли в это мир, чтобы попробовать все». Но надо ли прыгать с небоскреба, надеясь, что не разобьешься? Надо ли ложиться на трамвайные рельсы с мыслью «а вдруг объедет»? Никто из здравомыслящих людей не захочет заразиться СПИДом, надеясь стать первым человеком в мире, который вылечится? Наркоманию можно сравнить с игрой в «русскую рулетку», где в револьвере заряжен полный барабан.

Миф четвертый: «Наркоману может помочь только такой же наркоман»

По моему мнению, это - миф, который снимает ответственность с близких. Только общими усилиями членов семьи, друзей, врачей, учителей может появиться надежда на исцеление. Именно друзья и семья чаще всего подводят наркозависимого к осознанию необходимости выбираться. Но воля наркомана блокирована, и поэтому процесс исцеления начинается именно с его близких. Больному наркомании необходима постоянная помощь в выздоровлении, точно также помощь и взаимная поддержка необходима его близким, людям, которые с ним живут каждый день, ведь они теперь - созависимые. Чаще всего они страдают не меньше самого наркомана. Но они свободны от наркотической зависимости, и поэтому путь к исцелению начинается с них.

Миф пятый: «Раз есть врачи-наркологи, значит наркомания лечится»

По статистике только 1-3% из наркозависимых, находящимся на лечение в наркологических учреждениях, удается выбраться из этой болезни. Помощь врачей совершенно необходима. Но они фактически могут только облегчить страдания: снять последствия абстинентного синдрома, оказать психологическую поддержку. А потом больному наркоманией нужно возвращаться к реальной жизни. А воля его по-прежнему блокирована, по-прежнему остается под контролем наркотиков. Разве могут врачи с помощью таблеток и уколов из безвольного человека сделать волевого? К сожалению, нет. Требуется очень длительный, очень сложный, многоэтапный процесс реабилитации, которая, также, к сожалению оказывается успешной далеко не всегда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pav.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие-игра «Профилактика ПАВ»

Основные идеи:

1.     Иногда ученики получают недостаточную информацию о наркотиках и их разновидностей из ненадежных источников.

2.     Точная, достоверная информация поможет им отказаться от употребления наркотиков.

Цель:  к концу занятия ученики должны:

1.     Перечислить, какие сведения о наркотиках и наркомании они считают истинными.

2.     Обсудить возможные источники информации о наркотиках и наркомании, а также мотивы тех людей, которые навязывают им недостоверную информацию.

3.     Научиться определять степень надежности и достоверности источников информации.

Оборудование:  шкатулка с мышеловкой, сенсорная доска.

Ход урока:

Прежде чем мы начнем работать в группах, я расскажу вам притчу  «Мышеловке» . В этой истории есть один персонаж-мышонок. Вот и поговорим о нем.

Притча о мышеловке.

Как-то мышь заметила поставленную фермером мышеловку. Она взволнованно поделилась новостью с курицей, овцой и коровой. Однако, все они отмахивались: «Мышеловка — это совсем не наши, а  лишь твои проблемы, нас это не касается!» Вскоре в мышеловку попала не мышь, а змея, которая ужалила проходившую мимо жену фермера.  Врач посоветовал сварить для поддержания здоровья несчастной бульон — и тогда зарезали курицу. Чуть позже, для того, чтобы кормить всех, приезжающих навестить тяжелобольную, зарезали овцу. А вскоре, для достойного проведения похорон, закололи и корову. Мышь тихонько поглядывала  из своей норки на всё происходящее и думала: сколько же обитателей фермы пострадало всего лишь из-за какой-то одной мышеловки? 

- Как вы думаете в чем мораль этой притчи? ( ответы участников).

Педагог подводит тоги:  Мораль притчи состоит в том, что если что-то угрожает Вашему ближнему, но Вас напрямую не касается, не обнадёживайтесь, что оно и Вас не постарается ударить по голове.

Задание № 1: Давайте посмотрим, что вы знаете о первой ловушке-наркотиках.

Прочитайте предложения, которые вы видите на экране ( приложение № 1), и в каждом случае самостоятельно постарайтесь определить, правда это или вымысел. У вас 1 минута на выполнения этого задания.

1.     Уже самое первое вдыхание летучего наркотика может привести к необратимому повреждению мозга.

2.     Девушки употребляют наркотики чаще юношей.

3.       Некоторые люди употребляют наркотики, но ничего плохого с ними не происходит.

4.      Употребление наркотиков трудно прекратить.

5.      Принятие ощущения от наркотиков ( кайф) усиливается с каждым приемом.

6.      Средняя продолжительность жизни наркомана составляет 4-4,5 года.

Теперь расскажите друг другу, почему вы так думаете. На эту работу у вас 5 минут. ( Ведущий наблюдает за участниками тренинга). А сейчас я помечу словом « Вымысел» ложные высказывания, а словом « Правда» - истинные высказывания. Вы молча сравнить свои ответы с правильными ответами на доске.

"Правда-вымысел» ( приложение № 2)

1. Уже самое первое вдыхание ингалятора ( летучего наркотика) может привести к необратимому повреждению мозга.

Правда: поражение мозга, потеря слуха, спазмы конечностей.

2. Девушки употребляют наркотики чаще юношей.

Вымысел: Обычно юноши больше склонны к употреблению наркотиков, однако в наши дни наблюдается рост числа наркоманов среди девушек.

3. Некоторые люди употребляют наркотики, но ничего плохого с ними не происходит.

Вымысел: даже если результаты не проявляются сразу, разуму и организму человека все равно наносится ущерб.

4.Употребление наркотиков трудно прекратить.

Правда: большинство наркотиков очень быстро вызывают у человека физическую зависимость.

5. Принятие ощущения от наркотиков ( кайф) усиливается с каждым приемом.

Вымысел: Приятный эффект от употребления наркотиков уменьшается с каждой новой дозой, вызывая потребность в новой дозе.

6. Средняя продолжительность жизни наркомана составляет 4-4,5 года.

Правда: Результаты последних исследований подтверждают этот факт.

Подведение итогов: теперь я предлагаю вам обсудить в группах информацию, которая для вас стала новой или которую вам пришлось исправить. На это у вас 5 минут.

Задание № 3 « Составление списка наркотиков»

Мы снова работаем в группах. Составьте  на заготовленной форме  список наркотиков , которые вы знаете, названия которых вы слышали. На это задание у вас 5 минут. ( приложение № 3)

 

Название наркотиков

 

 

 

 

Я прошла по классу и послушала, как вы работаете в группах. Вы называли различные наркотики. Я прошу группы привести несколько примеров таких названий, а я буду записывать их на доске.

Задание № 4 « Источник информации»

Люди узнают о наркотиках из различных источников, например из газет, ТВ, от других людей. Обсудите в группах, откуда вы и Ваши близкие узнаете название наркотиков? Кто рассказывает вам, как действуют различные наркотики или что чувствует принимающий их человек? Запишите ответы в бланке ( приложение № 3). На это задание у вас 5 минут.

 

Источники информации

 

 

 

 

 

Обсуждение:

Как вы думаете, человек, который употребляет наркотики, - это надежный источник информации? Почему?

Наркоман едва ли вам расскажет правду о наркотиках. Нередко ему важно, чтобы вы попробовали наркотик « всего один раз». Помните о мышеловке и мышонке, которая стала для него « безопасной» кормушкой? Наркотики подобны такой ловушке: пока она не захлопнется, опасность не видна!

Даже если это наркоман – ваш хороший друг или близкий человек, тому,  он говорит о наркотиках, не всегда можно верить, потому что он уже принял в своей жизни ошибочное решение и стал их употреблять. Представьте себе ядовитую змею, которая убеждает жертву, что один маленький укус ей не повредит!

Вот почему важно имеет достоверный источник информации о таком опасном явлении, как наркомания. Есть идеи?

Чтобы определить, насколько правдиво то или иное иное заявление, нужно начать с проверки его источника. Источник нужно тщательно проверить, прежде , прежде чем согласиться с информацией.

 Задание № 5 «Рейтинг»

 Работая в группах, оцените надежность источников информации в левой колонке по шкале от до 0

 

 

Рейтинг

4 – абсолютно надежен,

3 – почти всегда надежен,

1 –редко надежен,

0 – абсолютно надежен

 

Когда вы пытаетесь оценить надежность источника информации, вам необходимо определить мотивы людей, которые вам эту информацию сообщают. Их действительно заботит ваше благополучие, или они хотят убедить вас сделать что-то, что принесет им выгоду, а вам вред? А может быть, они обманывают сами себя? Если вам кажется, что здесь играют роль другие факторы, назовите их.

Когда людям нужна достоверная информация. Они обычно обращаются к экспертам – людям, у которых есть образование и опыт работы в данной сфере.

Например, если вы упадете с дерева и сломаете ногу, то к кому обратитесь за лечением?  К ветеринару?  Что произойдет, если вы пойдете к ветеринару? Почему обычный врач – лучший выбор?

Представьте себе, что швея пытается латать водопроводные трубы тесьмой, нитками, заплатками из ткани. Может быть получиться и красиво, но трубы все равно будут протекать.

Задание №  6 « Анализ мотивов»

Обсудите в группах, какими мотивами руководствуются различные источники информации ( родственники, друзья, наркоторговцы, продюсеры кинофильмов, реклама и т.д.), когда сообщают вам информацию ( истинную или ложную) о наркотиках?  В группах обсудите и запишите. У вас на это выполнение задания отводится 3 минуты.

МОТИВЫ

 

 

Источники информации

Рейтинг

Мотивы

0

1

3

1

1

0

0

0

4

4

4

Наркоманы

Кинофильмы

Телевидение

Журналы

Газеты

Реклама

Интернет

Музыка

Учителя

Родители

Друзья

 

4 – абсолютно надежен,

3 – почти всегда надежен,

1 –редко надежен,

0 – абсолютно надежен

Деньги

Деньги

Забота о детях

информация

 

 Мы выяснили, что у некоторых источников есть причины не сообщать нам достоверную информацию о наркотиках и наркомании.

Возможно, эти люди  пытаются манипулировать вами, чтобы вы сделали что-то против свой воли, а они получат выгоду.

Например, торговцу наркотиками выгодно, чтобы вы думали, будто наркотики безвредны, покупали их и обогащали его.

Итог: Сегодня мы коснулись нашей темы лишь кратко. Мы выяснили, что нужно задумываться не только о содержании информации, но и о том, от кого она поступает. Спасибо за внимание

Мифы о наркотиках

Миф первый: «От легких наркотиков зависимости не бывает»

Это миф. Как физическая, так и психологическая зависимость может развиться от употребления конопли. Это было неоднократно подтверждено результатами многих исследований, проводившихся в разных странах мира. Наиболее безобидным наркотическим веществом считается марихуана. Курение марихуаны на первый взгляд совершенно безобидное пристрастие. И в связи с этим среди молодёжи распространяется литература, которую можно назвать одним словом – «гимн марихуане». В данной литературе описываются «целительные» свойства марихуаны, говорится о том, что в мусульманских странах марихуана вполне легальна, что ее курят и употребляют все люди в Индии, что марихуана - это неофициальная часть молодёжного культа. Но, несмотря на это, в нашей стране, как и во многих других странах, марихуана относится к «тяжелым» наркотикам. Есть медицинские доказательства того, что марихуана вызывает развитие ряда тяжелых заболеваний и психические расстройства, а также является прямым путем к употреблению «тяжелых» наркотиков.

Миф второй: «От одного раза никакого вреда не будет»

«Ведь я всего разочек попробую, и все». Но у каждого наркомана был этот «первый и единственный» раз. Недавно в одной и телепередач показывали морг, куда привозят наркоманов. У некоторых все тело исколото, живого места нет. А потом показали труп 17-летнего парня. И на нем только один след от укола. Один.

Из рассказа ученика одной из минских школ: «Мы пришли на дискотеку. Предложили закинуться экстези. Всем нормально пошло, а я потерял сознание, очнулся в больнице. Маме врачи сказали, что, если бы «скорая» приехала чуть позже, то меня бы и не спасли. Месяц я находился в больнице. Никому не пожелаю такое пережить».

Из рассказа матери: «Мой сын уже взрослый, семейный человек, но болен серьезным недугом: запойный пьяница. И болезнь протекает так тяжело, что без «новинок» он из запоя выйти не может. А началось все с употребления ЛСД на дискотеке. Все один раз он с друзьями попробовал и у него «крыша поехала». Сейчас страдаем от этого мы все, вся наша семья, и он сам, и жена, и дочь, и мы, родители. От одной марочки кошмар на всю жизнь».

Миф третий: «Живем один раз - в жизни надо все попробовать»

Сегодня это - жизненное кредо многих молодых людей. Они рассуждают так: «Мы пришли в это мир, чтобы попробовать все». Но надо ли прыгать с небоскреба, надеясь, что не разобьешься? Надо ли ложиться на трамвайные рельсы с мыслью «а вдруг объедет»? Никто из здравомыслящих людей не захочет заразиться СПИДом, надеясь стать первым человеком в мире, который вылечится? Наркоманию можно сравнить с игрой в «русскую рулетку», где в револьвере заряжен полный барабан.

Миф четвертый: «Наркоману может помочь только такой же наркоман»

По моему мнению, это - миф, который снимает ответственность с близких. Только общими усилиями членов семьи, друзей, врачей, учителей может появиться надежда на исцеление. Именно друзья и семья чаще всего подводят наркозависимого к осознанию необходимости выбираться. Но воля наркомана блокирована, и поэтому процесс исцеления начинается именно с его близких. Больному наркомании необходима постоянная помощь в выздоровлении, точно также помощь и взаимная поддержка необходима его близким, людям, которые с ним живут каждый день, ведь они теперь - созависимые. Чаще всего они страдают не меньше самого наркомана. Но они свободны от наркотической зависимости, и поэтому путь к исцелению начинается с них.

Миф пятый: «Раз есть врачи-наркологи, значит наркомания лечится»

По статистике только 1-3% из наркозависимых, находящимся на лечение в наркологических учреждениях, удается выбраться из этой болезни. Помощь врачей совершенно необходима. Но они фактически могут только облегчить страдания: снять последствия абстинентного синдрома, оказать психологическую поддержку. А потом больному наркоманией нужно возвращаться к реальной жизни. А воля его по-прежнему блокирована, по-прежнему остается под контролем наркотиков. Разве могут врачи с помощью таблеток и уколов из безвольного человека сделать волевого? К сожалению, нет. Требуется очень длительный, очень сложный, многоэтапный процесс реабилитации, которая, также, к сожалению оказывается успешной далеко не всегда.

1. Игра «Причины употребления психоактивных веществ»

Ведущий предлагает участникам разбиться на две команды. Каждая из команд методом мозгового штурма разрабатывает плакат «Причины употребления психоактивных веществ» и представляет его группе. Полученные результаты обсуждаются. Ведущий вплетает в контекст игры достоверную информацию о психоактивных веществах,  обращаясь к приглашенным экспертам или используя   приведенные ниже материалы. Ведущий своим примером задает тон открытого, серьезного обсуждения данной проблемы.

В помощь ведущему.

Понятие зависимости от психоактивных веществ (ПАВ)

Наркотик - психоактивное вещество, включенное в официальный государственный список наркотических средств и психоактивных веществ, обнаруженных в незаконном хранении или обороте. Понятие «наркотик» является медицинским, социальным и юридическим.

В их перечень входят социально опасные психоактивные вещества, способные даже при однократном употреблении вызвать измененное состояние сознания или нарушения психического реагирования, быстрое формирование зависимости от них.

По классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) наркомания относится к разряду психических заболеваний. У больного появляются признаки аутодеструктивного поведения (стремления к саморазрушению). Зависимость от психоактивных веществ - это состояние, в котором человек начинает зависеть от каких-либо веществ, влияющих на настроение. Оно возникает как патологическая реакция на принятие психоактивных веществ. Психоактивные вещества изменяют химизм головного мозга и таким образом влияют на чувства и поведение человека.

Причины употребления  подростками наркотиков:

-  из любопытства;

-  солидарность, чтобы не быть «белой вороной»;

-  назло;

-  не хватает понимания близких;

-  неблагополучная семья;

-  желание соответствовать определенному образу жизни;

-  желание, чтобы тебя считали взрослым;

-  желание ослабить самоконтроль;

-  желание расслабиться;

-  для смелости;

-  снять боль и т. д.

Возможность выздоровления

Наркомания - хроническое заболевание, которое характеризуется периодами обострений и ремиссий. При правильном лечении ремиссии могут быть очень длительными - несколько лет и даже всю жизнь. Выздоровление пациента возможно, но для этого необходима длительная работа по программе выздоровления и личностный рост. Пациент должен признать наличие проблемы, обратиться за помощью, программа выздоровления должна касаться всех четырех аспектов заболевания.

3. Мозговой штурм «К чему ведет проба наркотика и токсического вещества»

Подросткам предлагается выстроить логическую цепочку от предложения попробовать наркотик до последнего этапа применения. На каких звеньях можно прервать путь к смерти от наркотика. Важно подвести к пониманию того, что только отказ от предложения попробовать наркотик может предотвратить негативные изменения в жизни, а в конечном итоге - спасти от печального исхода. В процессе мозгового штурма эксперты комментируют предположения высказываемые подростками и дают дополнительную и уточняющую информацию по теме. Материалы в помощь ведущему представлены ниже.

В помощь ведущему.

Этапы развития наркотической зависимости

Наркотическая зависимость - это процесс, содержащий 4 этапа, и как любой процесс имеет начало и конец.

I этап. Первые пробы

На первом этапе происходит знакомство с наркотиками, этот этап, поэтому и называется «первые пробы». Для этого этапа характерны:

-  естественное любопытство, желание «просто попробовать»;

-  активный поиск новых видов «кайфа»;

-  неумение сказать «нет»;

-  трудности с пониманием собственных границ;

-  попадание под влияние различных мифов о наркотиках;

-  страх прослыть «белой вороной» или «маменькиным сынком»;

-  неосознанное желание убежать от сложностей жизни (или осознанное);

-  наплевательское отношение к себе и своей жизни;

-  желание сделать свою жизнь интересной и наполненной;

-  незнание того, как на самом деле действуют наркотики на психику и организм человека.

Есть два пути после первых проб:

1) полностью прекратить употребление;

2) продолжить употребление, что неминуемо ведет к переходу на следующий этап развития зависимости от наркотиков.

II этап. Употреблять наркотики нравится

На второй этап попадают обычно те люди, которым «это состояние» понравилось. И мячик покатился вниз.

Для этого этапа характерно:

-  осознанное желание получать «кайф» при помощи наркотиков;

-  поиск разумных оправданий употребления;

-  поиск «подходящей» компании;

-  наркотики становятся необходимым атрибутом веселья и отдыха;

-  наркотики начинают использоваться как:  средство против «комплексов»,    лекарство от стресса, способ общения, спутник сексуальных отношений;

-  можно заметить рост требуемой для получения нужных ощущений дозы;

-  формируется особая «тусовка» - свои наркотики, своя музыка, стиль одежды, юмор.

Если человек продолжает употреблять наркотики, он переходит с меньших доз на большие, и с менее сильных веществ на более сильные.

Когда человек попадает на 2 этап зависимости он понимает, что то, что он употребляет наркотики, близкие ему люди не одобрят, но ему это состояние нравится, и поэтому он вынужден оправдывать свое поведение, и вот тогда возникают различные мифы, например:

-  От одного раза зависимости не бывает...

-  Я буду контролировать себя...

-  Я сильный, буду держать себя в руках...

-  Те, кто стали наркоманами - слабые и безвольные...

-  Конопля не наркотик, от нее не бывает зависимости...

-  Когда почувствую, что начинается зависимость, - брошу...

Если человек не прекращает употребление, начинается следующая стадия развития зависимости.

III этап. Возникают проблемы

Мячик катится все дальше вниз. Для этого этапа характерны:

-  проблемы со здоровьем (ломка, неприятные ощущения после употребления, инфекционные заболевания);

-  потеря контроля над поведением (травмы, насилие, криминал);

-  неразборчивость в сексе (венерические заболевания, нежелательная беременность, проблемы в отношениях);

-  скандалы в семье;

-  проблемы с учебой, неприятности в школе;

-  финансовые трудности (долги, продажа вещей из дома, постоянный поиск денег);

-  конфликты с друзьями;

-  основной круг общения - те, кто употребляет наркотики;

-  конфликты с законом, приводы в милицию.

На этом этапе возникает физическая зависимость. Наркотик не приносит желаемого удовольствия, а употребляется для приведения организма в нормальное состояние.

Прекратить употребление на этой стадии самостоятельно практически невозможно, необходима помощь специалистов. Продолжение употребления обязательно ведет к переходу на следующий этап развития зависимости.

IV этап. Употребление наркотиков становится целью

На четвертом этапе наш мячик попадает в круговорот, из которого выбраться трудно. Скатиться всегда просто, а вот вернуться назад, как видите, очень сложно.

Для этого этапа характерно:

-  употребление ради употребления;

-  постоянная потребность в наркотиках;

-  использование крайних средств, в поисках дозы;

-  разрушение нравственных ценностей;

-  апатия и нежелание жить, утрата смысла существования;

-  попытки самоубийства;

-  серьезные проблемы со здоровьем, возникновение хронических заболеваний;

-  разрыв с семьей, друзьями, обществом.

На этой стадии, если человек не прекращает употреблять наркотики, он погибает. Статистика говорит о том, что из 100 заболевших наркоманией выздоравливает только 3%, т. е. из 100 заболевших только 3 человека выживает, все остальные просто умирают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА» Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся«Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»Проблема: все ли я знаю о наркотиках?Цель: формировать у учащихся навыки ЗОЖ.Задачи: - позна...

презентация к единому дню профилактики по теме "Профилактика употребления ПАВ"

Наглядный материал для подростков по теме ""Профилактика употребления ПАВ"...

«Программа по профилактике конфликтов в школьной среде» (Профилактика правонарушений несовершеннолетних

Наименование программы Программа по профилактике конфликтов в школьной средеРазработчики программыСоциальный педагогМОУ Лицей г. ИстраЦели программыФормировать нормы и традиции коллектива, в осно...

Профилактическое мероприятие по профилактике ДДТТ. Сценарий внеклассного мероприятия по профилактики ДДТТ Открытие акции «Засветись».

Акция «Засветись» проводится в  целях предотвращения случаев травмирования детей в вечернее время суток на дорогах области, формирования знаний, умений и практических навыков безопасного поведени...

Программа профилактики употребления ПАВ среди учащихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Палатка преимущественно реализуется в рамках первичной профилактики.

Программа профилактики употребления ПАВ среди учащихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Палатка преимущественно реализуется в рамках первичной профилактики.Целью программы ...