МО с педагогами 1 занятие. Псх гостиная "Сплочение=эффективность"
методическая разработка по психологии

Бельская Олеся Николаевна

«Есть люди, которые связывают профессиональную деятельность с тяжелой работой, с обеспечением своего существования, и не видят радостей. Как следствие страдают и компетентность, и самооценка, и, конечно же, наше отношение к жизни, пропадает желание узнавать что-то новое, создавать, творить».

Вирджиния Сатир.

Знакомство с притчами, упражнения на сплочение и на самопонимание, юмор - те составляющие, которые помогают спасать педагогов от выгорания и нормализовывать коммуникации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 им. А.С. Пушкина» города Калуги

Конспект

Психологической гостиной для педагогов

«Сплочение = эффективность. Профилактика СЭВ.»

                                         

                                 

                                       Составитель:

                                                 педагог-психолог

                                                Бельская О.Н.

                                           

                     

                             

г. Калуга

2022 год

Психологическая гостиная с элементами тренинга

Материалы: листы с кругами, листочки для обид и злости, карандаши или др. канцтовары.

Цель занятия – сплочение группы педагогов, построение эффективного взаимодействия.

- познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание, симптомами его проявления, причинами возникновения, способами профилактики.

Задачи тренинга:

1.        Формировать благоприятный психологический климат в МБОУ;

2.        Познакомить педагогов с понятием СЭВ.

3. Учиться находить сходства у участников для улучшения взаимодействия между членами коллектива;

4.        Развивать умение работать в команде;

5.        Способствовать сплочению группы.

«Есть люди, которые связывают профессиональную деятельность с тяжелой работой, с обеспечением своего существования, и не видят радостей. Как следствие страдают и компетентность, и самооценка, и, конечно же, наше отношение к жизни, пропадает желание узнавать что-то новое, создавать, творить».

Вирджиния Сатир.

 - Послушайте, пожалуйста, притчу:

 «Бунт винтика» Притча от Бруно Ферреро

В корпус огромного корабля был вкручен винтик. Маленький и незаметный, он ничем не отличался от многих других, таких же рядовых винтиков, соединявших две огромные стальные плиты. Во время долгого путешествия через Индийский океан маленький винтик осознал, что ему надоело это серое и незаметное существование (за все годы не нашлось никого, кто хотя бы поблагодарил его за труд). Винтик заявил:

— Всё, с меня хватит! Ухожу!

— Если ты пойдёшь, мы тоже пойдём, — сказали другие винтики.

И действительно, как только он начал раскручиваться, возясь в своей небольшой каморке, к другим тоже пришло желание выкрутиться. Каждая наплывающая на корабль волна помогала им освобождаться. Тогда и гвозди, которые держали вместе корпус корабля, запротестовали:

— Если так, то и мы оставим своё дело…

— Ради Бога, придите в себя! — взывали к винтикам стальные плиты. — Если некому будет удерживать нас вместе, никто из нас не выживет.

Бунт маленького винтика, который отказался выполнять свой долг, мгновенно перекинулся на другие части огромного корабля. Уверенно рассекавший мощные волны океана, теперь он начал жалобно скрипеть и дребезжать. Тогда все панели, узлы, рельсы, винтики и даже самые маленькие гвоздики обратились к мятежному винтику с просьбой отказаться от своего замысла.

— Корабль рассыплется, утонет, и ни один из нас не увидит родной земли.

Только теперь винтик почувствовал себя в центре внимания и вдруг понял, что он намного важнее, чем ему до сих пор казалось. И он сообщил всем, что остаётся на своём месте.
Источник: 
https://pritchi.ru/id_36508683 ».

Или короткая притча:

Правила жизни

Притча от Бруно Ферреро

Парень, склонившись над столом, записывал свои правила жизни. Мать гладила белье.

«Когда увижу кого-то, кто утопает, — писал парень, — сразу брошусь в воду, чтобы помочь ему. Если загорится дом, вынесу из огня детей. Когда случится землетрясение, без всякого страха пойду среди рушащихся домов спасать людей. А потом всю жизнь посвящу бедным всего мира».

Через некоторое время он услышал голос мамы:

— Сынок, будь так добр, спустись в магазин и купи хлеба.

— Мама, разве ты не видишь, что на улице дождь? — с упрёком спросил сын.
Источник: 
https://pritchi.ru/id_68888629

В сегодняшнем тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе и как хорошо вы умеете находить баланс.

Упражнение «Баланс реальный и желательный»

Сейчас я предлагаю вам в первом круге, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения);

- во втором - их идеальное соотношение (как вы хотите, чтобы было).

Обсуждение: есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось? К каким последствиям эти разногласия могут привести?

Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и воспитании, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.

Выгорание возникает поэтапно и включает в себя 3 фазы синдрома эмоционального выгорания:

1. Напряжение – его создают повышенная ответственность, трудный контингент, дестабилизирующая рабочая обстановка.

2. Сопротивление – характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточного переутомления.;

3. Истощение - характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться, развитием психосоматических нарушений.

Упражнение «Ведро мусора»

- У меня в руках ведро для мусора. Скажите, пожалуйста, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх, разочарование, злость. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства, которые у вас периодически накапливаются. А сейчас изорвите свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывайте их в ведро (где они все перемешиваются и убираются).

Упражнение «Фигура» (в прошлом году мы такое уже делали, но обстоятельства и люди изменились).

Часто для достижения цели нам необходимы другие участники. Сейчас посмотрим, как вы умеете договариваться без слов.

Участники стоят в кругу и держатся за руки. Ведущий называет любую фигуру (квадрат, круг, треугольник). Задача участников – не разрывая рук, без слов сделать эту фигуру. После выполнения упражнения обсуждение. Можно усложнить упражнение, выполнив его с закрытыми глазами.

ИЛИ Упражнение «Маленькие зелененькие человечки». 

"Представьте, что вы выехали отдохнуть коллективом на природу. Вы находитесь на лугу. Вокруг зеленая травка, цветочки, летают бабочки. Чуть дальше прозрачное озеро, в котором так и хочется искупаться. Пригревает солнышко. И самое приятное, что здесь весь наш коллектив! Представили? Сейчас, вы пойдете гулять по этому замечательному лугу. А когда я скажу: "Внимание! На вас напали маленькие зелененькие человечки!", ваша задача сбиться в кучку, спрятав в середину самых слабых, а затем хором прокричать: "Дадим отпор маленьким зелененьким человечкам!" В зависимости от того, будет выглядеть группа, как команда в процессе выполнения упражнения, его   можно провести несколько раз, обсуждая после каждого поведение членов группы.

Упражнение «Я хвалю себя за то, что…» (мяч)

- Ну и, конечно, после столь смелого отпора зеленым человечкам, уважаемые педагоги, мы будем хвалить себя. Необходимо продолжить фразу «Я хвалю себя за то, что …»

Упражнение «Подарок»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Описание упражнения:

Психолог: «А, в завершение, давайте подумаем, что мы могли бы подарить группе, нашему коллективу, чтобы взаимодействие в нем стало еще эффективнее, а отношения – более сплоченными? Каждый из вас скажет, что он дарит группе. Я, например, вам дарю взаимное доверие и оптимизм». Далее каждый из участников говорит, что он хотел бы подарить группе.

                                         Список литературы

1.Грецов А.Г. Тренинг уверенного поведения для старшеклассников и студентов / А.Г. Грецов.-СПб.: Питер, 2008.-192с.

2.Грецов А.Г. Узнай себя. Психологические тесты для подростков / А.Г. Грецов, А.А. Азбель.- СПб.: Питер, 2008.-176с.

3.Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: учеб. пособие / Н.С. Ефимова.- М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006.-192с.

4.Кипнис М. Тренинг креативности / М. Кипнис.- М.: Ось-89, 2006.- 128с.- (Действенный тренинг).

5.Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие / Ф.А. Кузин. – М.: Ось-89, 2008.-320с.

6. Павлова Л.Г. Основы делового общения: учеб. пособие /Л.Г. Павлова.- Ростов н/Д: Феникс, 2009.-311с.

7. Рамендик Д.М. Тренинг личностного роста / Д.М. Рамендик.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.-176с. – (Профессиональное образование).

8. Рогов Е.И. Психология группы / Е.И. Рогов.- М.: ВЛАДОС, 2005.-430с.- (Азбука психологии).

9. Селевко Г.К. Управляй собой / Г.К. Селевко.- М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.- 112с.- (Серия «Самосовершенствование личности»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Практическое занятие для педагогов. Имидж педагога . Компоненты, составляющие понятие «имидж».

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставит задачу, чтобы в школе работал учитель, обладающий ключевыми компетенциями. Учитель-консультант, учитель-модератор. Обладающий оп...

Программа тренинговых занятий для педагогов «Формула успеха»( психологическая поддержка стрессоустойчивости педагогов).

Автор-составитель Шрагина Е.Ю.Нормативные документы: Закон об образовании РФ № 273 от 01.09.2013 г.; ФГОС ООН, приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.09 г.; Приказ Минобрнауки РФ № 1008 от 29.08.13 г.Пр...

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».

Сегодня никого не нужно убеждать, что  учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...

Занятие с элементами тренинга с педагогами "Профилактика стресса у педагогов"

Тема : «Профилактика  стресса у педагогов».(Занятие с элементами тренинга для педагогов).Цель: Снижение психоэмоционального напряжение педагогов, актуализация  знаний о прие...