Как открыть закрытые двери
статья по психологии

Гаврилко Наталья Николаевна

ОРганизация работы с детьми -инвалидами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx464.98 КБ

Предварительный просмотр:


Инклюзивное образование (включающее) 

это образование, при котором все дети,

 несмотря на свои физические,

 интеллектуальные и иные особенности,

 включены в общую систему образования

 и обучаются в общеобразовательных

 школах вместе со своими сверстниками.

( ФЗ «Об образовании»)

Актуальность

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

Инклюзивное образование:

  • работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей;
  • является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех;
  • является динамичным процессом, который постоянно в развитии;
  • признает, что все дети могут учиться.

По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.

           Многие специалисты отмечают, что часто юноши и девушки, получившие общее полное образование в специальных учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья.

                 Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению.

               Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении. Как показывает российская и международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети. Это делает особенно актуальным вопрос развития инклюзивного образования на уровне общеобразовательной школы.       

       Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.

Включающее образование базируется на восьми принципах:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

        Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа, важное значение, имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.

Инклюзивное образование требует поддержки со стороны команды профессионалов

В идеале такая команда состоит из:

Педагога, психолога, логопеда, дефектолога, тьютора, социального работника, врача-педиатра, специалистов по охране и гигиене труда, ассистента педагога (сопровождающего).

Существующие барьеры:

  • дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;
  • большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах;
  • родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;

Очень важно понять:

При создании инклюзивных школ, школ нового типа, дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.

Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным (У. Джеймс).

Цель данной работы :

Проанализировать влияние арт-терапии на развитие творческих способностей детей- инвалидов.

Объект исследования: обучающиеся МОУ Климоуцевской СОШ

Предмет исследования: творческие достижения обучающихся

Гипотеза:

Предполагаю, что использование метода арт-терапии оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Метод может использоваться с целью  психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами.

Песочная терапия (sandplay) – это терапия игрой, увлекательный, творческий и в то же время исцеляющий процесс. Психолог предлагает ребенку поднос с песком, воду и множество различных объектов и материалов для строительства песочного мира (например, домики, деревья, фигурки животных, кукол). На песке можно создавать причудливые картины, ландшафты, бесконечно изменять и перестраивать их согласно своему желанию. Таким образом, в процессе работы с песком малыш с психологической проблемой из «пострадавшего» или пассивного наблюдателя постепенно превращается в творца, строителя своей жизни.

  • С детьми 3–3,5 лет уже можно заниматься песочной терапией, но это будут различные организованные развивающие игры с песком либо работа с группой.
  • Для детей 6–7 лет характерно проигрывание на песке волнующих проблем и самостоятельное их разрешение, с ними можно заниматься воссозданием сказки или любимого сюжета на песке, психокоррекцией.
  • С 11–12 лет возможна глубинная психотерапия с реконструкцией песочных миров.

Диагностика психологических проблем

Анализируем события, сюжет, чувства и высказывания ребенка в процессе постройки песочного мира и наблюдения за ним, диалогов между персонажами.

  • Ведутся беспрестанные баталии, песочный мир на грани разрушения – признак внутренних неразрешимых конфликтов.
  • Агрессия, направленная на конкретный персонаж, – желание саморазрушения и наказания себя, противостояние армий – агрессия, направленная на других.
  • Внутрисемейные конфликты – конфликты между персонажами, отражающими реальных членов семьи.
  • Волшебные предметы, артефакты в песочнице – потенциальные возможности.

Анализируем символическое значение фигур, выбранных ребенком, их расположение в песочнице. Символическое значение строго индивидуально, поэтому надо исходить из ассоциаций ребенка.

Для удобства можно пользоваться словарем значений символов. Например, словарем, приведенным в книге Н. Сакович «Технология игры в песок. Игры на мосту».

  • Первая выбранная фигурка – это символическое «Я» ребенка, второй объект – символ самого важного в жизни (значимый взрослый, желания и чувства);
  • Закапываемая фигурка – символ либо неосознаваемого, либо вытесняемого в бессознательное. Например, ребенок закапывает фигурку собаки. Возможно, присутствует страх перед этим животным.

 

Что дает песочная терапия?

  • Открывает творческий потенциал ребенка, вызывает желание экспериментировать, стимулирует познавательную активность.
  • «Вскрывает» глубинные чувства, помогает пережить травмирующий опыт в безопасности, встретиться со страхами повторно и справиться с ними. Например, мама чрезмерно опекает дочку, не дает ей свободы. Ребенок не проговаривает своих желаний. Но в песочнице свою фигурку помещает в клетку, ограждая ее забором со всех сторон, или в ямку. Это ее чувства в данный момент.
  • Развивает тактильную чувствительность, внимание, память, мышление, речь и моторику.
  • Обучает навыкам общения и сюжетно-ролевой игры.
  • «Заземляет» негативную энергию, снимает напряжение, тревогу, способствует релаксации.
  • Ребенок получает первый опыт в игре, который он потом переносит в свою реальную жизнь.
  • Песочный мир подчиняется воле и желаниям ребенка, снимаются родительские запреты.

Песочная терапия больше всего показана детям со следующими проблемами:

  • глубокие психологические и родовые травмы (например, развод родителей, смерть одного из близких, насилие, внутриутробное кислородное голодание, затяжные роды), неврозы различного происхождения, психосоматика (астма, энурез, заикание, эмоциональные расстройства);
  • агрессия, тревожность, страхи, гиперактивность, поведенческие нарушения (капризы, истерики, необъяснимые реакции);
  • проблемы во взаимоотношениях ребенка и родителей, сверстников

Выбор песочницы

  • Многие специалисты используют разные по цвету и форме песочницы, выбор которых напрямую связан с решением поставленных психологических задач.
  • Например, для работы с агрессией и травмами психотерапевты предлагают пользоваться треугольной песочницей красного цвета. Для сосредоточения на собственной личности («центрирование») используют подносы круглой или квадратной формы. Классической является деревянная прямоугольная песочница 70х50х8 см с крышкой. Внутренняя поверхность имеет светло-голубой цвет, который при работе символизирует воду и небо. Ребенку на выбор предлагаются две песочницы:
  • одна с мокрым, другая с сухим песком, а также цветной песок различной структуры. Песок должен занимать 1/3 объема песочницы.
  • В домашних условиях для игр подойдут пластиковые емкости, контейнер или тазик голубого или светло-синего цвета (желательная высота бортика – 10 см). Лоток из зоомагазина 25х35 см голубого или синего цвета можно использовать для индивидуальных занятий.

В процессе работы:

  • соблюдайте тишину, не мешайте ребенку создавать картину;
  • прислушивайтесь к чувствам малыша, он должен ощущать безопасность пространства;
  • наблюдайте за процессом, не вторгайтесь в мир малыша без его согласия, не торопите его, не задавайте ему вопросов.

Противопоказанием для игр в песке являются ссадины и царапины на руках ребенка, сезонная аллергия, бронхиальная астма.

 

Как играют дети?

  • Если для взрослого важно обдумывание и проговаривание своих построек в песке, то для ребенка гораздо важнее сам процесс игры.
    Сухой песок течет и изменяется, а мокрый удерживает форму. Что предпочитает ребенок, то и является для него самым нужным в данный момент. Одни дети предпочитают только мокрый песок, другие – сухой, работают быстро или медленно, используют много или мало фигур.
  • Категорический отказ от мокрого песка, как и злоупотребление водой в песочнице, создание «чавкающей массы», может говорить о том, что существует сильный запрет родителей «не пачкаться», возможно, ребенок боится быть наказанным. Ему важно побыть грязным, получить на это разрешение.
  • При строительстве в песке нет правильного или неправильного развития событий. Чтобы сделать мир трехмерным, можно закрепить на краю песочницы проволочку с крючком и подвешивать на него «солнце» или «луну», «птицу». Еще больший эффект от песочной терапии достигается, если включить музыку для релаксации.

Песочный психотерапевт Джон Аллан условно выделяет у детей следующие стадии игры с песком.

  • «Хаос» Все возможные фигурки оказываются в песочнице, между ними нет связей – полный хаос. Это отражение эмоционального смятения, тревоги и страхов, переполняющих жизнь ребенка. Стадия может продолжаться несколько занятий.
  • «Борьба» Появляются силы добра и зла, тема противостояния (люди и пришельцы и т. д.). Нельзя опережать события, помогая разрешить ситуацию с помощью доброго помощника. Внутренний конфликт должен быть «отвоеван» в собственном темпе. Как только наступает перемирие, даруется жизнь и свобода, наступает следующая стадия.
  • «Исход» Стадия гармонии и равноправия между фигурами, гармоничные связи между объектами, множество зелени и плодов, животные расставлены по парам. Логическая завершающая стадия – часто в песочнице появляется круг, квадрат или треугольник, составленный из фигур, что знаменует окончание и цельность процесса.

 

Психологические игры на песке (из книги Н. Сакович)

  • Тематический мир
  • Здесь можно проработать актуальную проблему. Например, построй мир «Мой детский сад», «Моя школа» и т. д. Между фигурами можно вести диалоги, проигрывать миниспектакль жизненных событий.
  • Семейная игра
  • Участвуют все члены семьи, они строят общий мир, отражающий их реальную семейную ситуацию. Затем мир «оживает» – в течение 5–10 минут предлагается пожить в этом мире, проанализировать свои чувства. Затем семья строит «идеальный мир», учитывая потребности каждого, затем проводится обсуждение, выбираются те миниатюры, которые могли бы быть помощниками для достижения идеальных отношений в семье. Эта игра помогает найти компромисс для всех членов семьи и способствует гармонизации отношений.
  • «Песочный дождик»
  • Ребенок медленно, а потом быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Затем с закрытыми глазами ребенок кладет ладонь на песок, а взрослый сыплет песок на один из пальчиков. Ребенок должен угадать, на какой именно. Игра способствует регуляции мышечного напряжения.
  • «Необыкновенные следы»
  • Имитируйте вместе с ребенком следы которые оставляют разные животные: змейка, котенок. Игра способствует развитию воображения, стимулирует тактильную чувствительность.
  • Рисование
    Рисуйте палочкой на поверхности влажного песка. Можно использовать цветной песок для рисования на обычном, работайте только руками.
  • Узоры
    Выкладывание с помощью камушков, ракушек, пуговиц. Повторение последовательности самостоятельно. Продолжить узор взрослого, уже нарисованный на песке. Изучение простых геометрических форм и их изображение.
  • Погружение рук в песок
  • Погружение под руководством взрослого всей кисти в песок, а затем осторожное раскапывание каждого пальца взрослым. Просят фиксировать, если копатель дотронулся до руки. Игра на повышение тактильных ощущений и на преодоление страхов.

Тканевая терапия – одно из направлений арт-терапии. Основная задача тканевой арт-терапии - это развитие воображения и творческого мышления с помощью выкладывания разнообразных тканевых картин, расширение эстетического и сенсорного опыта.C:\Users\4D2B~1\AppData\Local\Temp\Rar$DRa3336.5034\IMG_9227.jpg

  • Требования к тканям:
  • - разного размера
  • - разной фактуры
  • - разной цветовой гаммы
  • - геометрической формы
  • - однотонные и цветные
  • - уровня целостности (целое и с дырками или надорванные)
  • - выглаженные и мятые
  • - чистые и с пятнами
  • - прозрачные и плотные
  • - натуральные и синтетические
  • - имеющие выровненные края или оборванные случайным образом
  • - специальные (платочки, шарфы) или простые тканевые отрезки

Надо отметить, что детям и взрослым очень нравится работать с тканью. Каждый раз получается что-то новое! Картины из ткани получаются удивительные, приходится включать воображение, а за счёт вспомогательных материалов получаются просто шедевры!

"Ну что такое тряпочка простая?

Тесёмочка, салфетка и платок?

Картина получается такая:

Завидовал бы даже Васнецов!"

Арт-терапия способствует:

  • раскрытию внутреннего потенциала и гармонизации личности в целом;
  • развитию творческих способностей;
  • формированию творческого подхода к жизни;
  • изучению и выражению своих чувств, мыслей и переживаний;
  • познанию окружающего мира;
  • улучшению коммуникативных навыков;
  • снятию психоэмоционального напряжения.

Список литературы

1. А. И. Копытин Арт-терапия детей и подростков / А. И. Копытин. - М.: Когито-Центр, 2019. - 670 c.

2. Арт-терапия в психологическом консультировании. Психодиагностика в арт-терапии. Искусствотерапия. Практикум по сказкотерапии (комплект из 4 книг) / М.В. Киселева и др. - М.: Речь, 2014. - 737 c.

3. Арт-терапия женских проблем / Коллектив авторов. - М.: Когито-Центр, 2010. - 300 c.
4. Арт-терапия с детьми. - М.: Генезис, 2014. - 756 c.

5. Арт-терапия. Великолепная природа и ее обитатели . 60 рисунков для раскрашивания и снятия стресса. - М.: Попурри, 2015. - 346 c.

6. Арт-терапия. Джунгли Амазонки. 70 рисунков для раскрашивания и снятия стресса. - М.: Попурри, 2015. - 639 c.

7. Будза, А. Арт-терапия / А. Будза. - М.: АСТ, 2016. - 351 c.

8. Воронова, Армине Арт-терапия для детей и их родителей / Армине Воронова. - М.: Феникс, 2013. - 256 c.

9. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми / М.В. Киселева. - М.: Речь, 2014. - 160 c.

10. Киселева, М.В. Арт-терапия в психологическом консультировании / М.В. Киселева. - М.: Речь, 2016. - 612 c.

11. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. - М.: Речь, 2016. - 478 c.

12. Копытин, А. И. Арт-терапия наркоманий / А.И. Копытин, О.В. Богачев. - М.: Психотерапия, 2017. - 176 c.
13. Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков / А.И. Копытин. - М.: Когито-Центр, 2017. - 460 c.
14.  Крамер, Э. Арт-терапия с детьми (+ DVD) / Э. Крамер. - М.: Генезис, 2014. - 507 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Открой дверь в сказку"

Социальный проект, разработанный младшими школьниками совместнос классным руководителем, направленный на создание кукольного таетра...

Прости, поверь и я тебе открою дверь

разработка классного часа в 7 классе...

Мир профессий или какую дверь открыть

Мир профессий или какую дверь открыть...

Сценарий классного часа Мир профессий, или какую дверь открыть?

Как найти себя? На чем остановиться? Какой выбор сделать? Для того, чтобы помочь вам, ребята, вы­брать профессию по душе, не ошибиться в ее выборе, надо расширить кругозор по отно­шению к миру професс...

Презентация к устному журналу "Мир профессий, или Какую дверь открыть?"

Приложение к одноимённой работе по профориентации....

Открытый урок при "закрытой" двери.

О новой системе открытых уроков - открытый день....

Как открыть закрытые двери

ОРганизация работы с детьми -инвалидами...