Примерная программа психолого-педагогического сопровождения для 5-7-х классов (1 вид)
методическая разработка по психологии

Глазунова Жанна Ивановна

Пояснительная записка

 

Психокоррекционная работа в школе основана на разрабатываемых в психологии фундаментальных положениях о том,  что личность – это целостная психологическая  структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выгодский, П.Я. Гальперин, В,В. Давыдов, А.В. Запорожец, АН. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,  Д.Б. Эльконин и др.).

Обучение психологии в школе носит развивающий характер.  Повышение  психологической культуры школьников является основной целью преподавания психологии в школе.

При изучении психологии в школе ставятся следующие задачи:

- формирование системы психологически знаний;

- развитие интереса  к взаимодействию с другими;

- развитие  интереса к самопознанию;

- мотивирование на саморазвитие.

 

         При решении этих задач, при выборе методов и приемов обучения психологии используются основные дидактические принципы.

Принцип научности требует, чтобы изучаемый учебный материал соответствовал современным достижениям научной и практической психологии;  его соблюдение при обучении психологии означает, что преподаваемые знания должны научно обоснованы.

Принцип системности требует, чтобы изучаемый учебный материал соответствовал современным достижениям научной и практической психологии; его соблюдение при обучении психологии означает, что преподаваемые знания должны быть научно обоснованы.

Принцип доступности заключается в необходимости соотнесения содержания и методов обучения возрастным особенностям обучающихся, а так же уровню их развития.

Принцип наглядности заключается в использовании образов при обучении. Зрительный анализатор у значительной части учащихся является ведущим, зрительное представление информации более емкое и этому обеспечивает лучшее понимание знаний. Безусловно, использование образов других модальностей (слуховой, тактильной, кинестетической) также может повысить эффективность обучения.

         Принцип активности в обучении заключается в том, что бы эффективное усвоение знаний учащимися происходит только тогда, когда они проявляют самостоятельную активность в учении. Реализация этого принципа может достигаться за счет: а) формирования потребности учащихся в психологических знаниях; б) диалогической формы обучения;  в) проблемного подхода в обучении; г) широкого  использования практических методов обучения.

Принцип связи учебного материала с жизнью в школьном  преподавании психологии  заключатся в том, что психологические понятия и закономерности должны поясняться и иллюстрироваться не только научными исследованиями, но и  примерами из реальной жизни, с которой сталкиваются ученики. Важно, чтобы они видели практическую применимость и пользу психологических знаний в повседневной жизни.

 

 

Результаты освоения программы.

 

Личностные результаты.

 

  1. Развитие способности к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющейся: 
  • в углублении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватной возрасту обучающегося в развитии активной личностной позиции во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности и умении адекватно оценить свои достижения; 
  • в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей, исключая асоциальные проявления; 
  • в адекватности поведения обучающегося с точки зрения опасности или безопасности для себя или для окружающих.

 

  1. Развитие способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющейся: 
  • в умении регулировать свое поведение и эмоциональные реакции в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса; 
  • в освоении необходимых социальных ритуалов в ситуациях необходимости  корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, сочувствие, намерение, опасение и др.; 
  • в соблюдении адекватной социальной дистанции в разных коммуникативных ситуациях; 
  • в умении корректно устанавливать и ограничивать контакт в зависимости от социальной ситуации; 
  • в умении распознавать и противостоять социально неблагоприятному воздействию.

 

  1. Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся: 
  • в обогащении опыта коммуникации подростка, расширении коммуникативного репертуара и гибкости общения в соответствии с контекстом социальнокоммуникативной ситуации; 
  • в умении использовать коммуникацию как средство достижения цели; 
  • в умении критически оценивать полученную от собеседника информацию; 
  • в освоении культурных форм выражения своих чувств, мыслей, потребностей; 
  • в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

 

 

 

 

класс

Предметные результаты

 

5

Предметными результатами в 5 «б» классе являются формирование следующих умений:

Минимальный уровень.

  • отождествлять свои переживания  и чувства с конкретными словами;
  • распознавать  и выражать  свои эмоции и чувств;
  • отличать эмоции и чувства от ощущений;
  • выделять существенные признаки и закономерности предметов;
  • сравнивать предметы, понятия;

Достаточный уровень.

  • распознавать эмоциональное состояние других людей;
  • отражать словесно состояние другого человека;
  • отражать свои потребности, просить помощь и поддержку;
  • регулировать свое поведение, ориентируясь на свое эмоциональное состояние и ситуацию;
  • иметь первоначальное общее представление о мире психологических явлений.

 

6

Предметными результатами в 6 «а» классе являются формирование следующих умений:

Минимальный уровень.

  • отождествлять свои переживания  и чувства с конкретными словами;
  • распознавать эмоциональное состояние других людей;
  • отражать словесно состояние другого человека;
  • отражать свои потребности, просить поддержку;
  • регулировать свое поведение, ориентируясь на свое эмоциональное состояние и ситуацию;
  • анализировать правила, действовать  в соответствии с заданными правилами;
  • иметь первоначальное общее представление о мире психологических явлений.

Достаточный уровень.

  • строить логические рассуждения:
  • выполнять самостоятельно задание;
  • признавать свои ошибки;
  • контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
  • анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
  • высказывать свою позицию и отстаивать свое мнение;
  • работать в паре, сотрудничать;
  • иметь знания элементарных психологических понятий и закономерностей и иметь попытки  их использования для целенаправленного и личностного развития.

 

7

Предметными результатами в 7 «а» классе являются формирование следующих умений:

Минимальный уровень.

  • отождествлять свои переживания  и чувства с конкретными словами;
  • распознавать эмоциональное состояние других людей;
  • отражать словесно состояние другого человека;
  • регулировать свое поведение, ориентируясь на свое эмоциональное состояние и ситуацию;
  • анализировать правила, действовать  в соответствии с заданными правилами.
  • строить логические рассуждения:
  • выполнять самостоятельно задание;
  • признавать свои ошибки;
  • иметь знания элементарных психологических понятий и закономерностей и иметь попытки  их использования для целенаправленного и личностного развития.

Достаточный уровень.

  • ответственно поступать в ситуации нравственного выбора;
  • контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
  • анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
  • аргументировать вою позицию  в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать  критерии для обоснования своего суждения;
  • уметь работать в команде, сотрудничать, действовать согласовано;
  • готовность к самоанализу, реальному уровню притязаний;
  • иметь знания элементарных психологических понятий и закономерностей и  использование их в дальнейшем для целенаправленного интеллектуального и личностного развития.

 

                                                                   

 

 

 

 

Содержание  психолого-педагогического сопровождения учащихся

 

Психолого-педагогическое сопровождение представлено адаптированными для школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) авторскими программами:

  1. Кандрашев А.С., Лисянская  А.С,  Крылова  Т.А. «Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы».
  2. Локалова Н.П.. Уроки психологического развития в средней школе.
  3. Никитина Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.

При формировании занятий и отборе содержания сопровождения были учтены данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции и поведенческих проявлениях детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Теоретическая основа программы представлена: концепцией  Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития – способности ребенка усваивать  новые знания и способы действия,  выходящие за пределы его собственных  возможностей, с помощью взрослых; концепцией самосознания личности  В.С. Мухиной, где в основу структуры личности ложится выделение ребенком себя как персоны; концепцией отношений В.Н. Мясищева, где общественные отношения -  системнообразующий  элемент  личности; теорией личности А.Н. Леонтьева,  где личность рассматривается как совокупность общественных отношений, которые реализуются его деятельностью.

В данной  программе   реализуется  предметно-ориентированный подход, что предполагает  изучение психологии как научно-практической области знаний  и  выступает  как система занятий, направленных  на развитие учащихся.

Основные методы обучения:  рассказ, обсуждение, решение проблемных ситуаций, практические упражнения, игры и др. Развивающий аспект на данных уроках является центральным. Данные занятия ориентированы на решение личностных проблем адаптации и развития учащихся.

 

Структура курса представлена следующими разделами:

  1. Знакомство. Что  такое психология.
  2. Диагностическое обследование.
  3. Изучение ощущений и восприятия.
  4. Изучение вопросов внимания, методов и упражнений для его развития.
  5. Изучение памяти, методов и упражнений для ее развития.
  6. Изучение пространственных и временных представлений, методов и упражнений для их развития.
  7. Изучение воображения, методов и упражнений для его развития.
  8. Изучение образного и абстрактного мышления, методов и упражнений для их развития.
  9. Изучение эмоциональных явлений, упражнений на понимание своих эмоций и чувств, а также чувств и состояний других людей.
  10. Изучение проблем общения, упражнений речевого и неречевого общения.

 

 

  Образовательные технологии: здоровьесберегающие, коммуникационные и  личностно-ориентированные.

 

 

Тематическое планирование

 

Название раздела, темы

Количество часов

Виды учебной деятельности

I

четверть

II

 четверть

III

четверть

IV

четверть

Психолого-педагогическое сопровождение

Знакомство. Что  такое психология.

1

 

-

-

_

  1. Слушание объяснений учителя.
  2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя.
  3. Просмотр учебных фильмов.
  4. Анализ проблемных ситуаций.
  5. Работа с раздаточным материалом.

Изучение ощущений и восприятия.

9

-

-

_

Изучение вопросов внимания, методов и упражнений для его развития.

6

1

-

_

Изучение памяти, методов и упражнений для ее развития.

-

9

-

_

Изучение пространственных и временных представлений, методов и упражнений для их развития.

-

6

8

_

Изучение воображения, методов и упражнений для его развития.

-

-

6

_

Изучение образного и абстрактного мышления, методов и упражнений для их развития.

-

-

8

12

Изучение эмоциональных явлений, упражнений на понимание своих эмоций и чувств, а также чувств и состояний других людей.

-

-

-

1

Изучение проблем общения, упражнений речевого и неречевого общения.

_

-

-

4

Всего:

16

16

22

17

71

 

 

 

Материально - техническое обеспечение

 

Наименование объектов и средств учебно-методического и материально-технического обеспечения

Учебно-методическое обеспечение

 

Учебники

  1.  

нет

 

Методические пособия для учителя

  1.  

Кандрашев В.Н. Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материал.

Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе.

Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.

Технические средства

  1.  

Интерактивная доска.

 

Персональный ноутбук.

Учебно-практическое оборудование

  1.  

Карточки с различным выражением лица и ситуаций, отражающих эмоции и чувства людей, сказочных персонажей.

Карточки с жестами.

Карточки с различными ситуациями, отражающие испытываемые людьми и животными различных ощущений.

Список чувств, карточки с названием чувств.

Оборудование класса

  1.  

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

 

Стол учительский с тумбой.

 

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования  и пр.

 

Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала.

Материалы и инструменты

  1.  

Листы бумаги формата А3 и А4.

Цветная бумага, клеящий карандаш, пластилин, ручка, карандаши (простые и цветные), альбом; стакан для воды, гуашь, кисти, ватман, маркеры.

Бумажные конверты.

Мячи.

 

 

Используемая литература:

  1. Кандрашев В.Н. Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материал / В.Н. Кандрашев, А.С. Лиянскя, Т.А. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 319 с.
  2. Локалова Н.П.. Уроки психологического развития в средней школе. – Москва: Издательство «Ось-89», 2001. – 126 с.
  3. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3 –е изд., доп. – М.: Просвещение, 1990 – 160 с.: ил.
  4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 240 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp-psiholog_zanyatiya.docx65.85 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «Психолого-педагогическое сопровождение»

ДЛЯ 5 – 7  КЛАССОВ


Календарно-тематическое планирование

Четверть – I .Учебный предмет – Психолого-педагогическое сопровождение

п\п

Наименование раздела и темы

Дата проведения

Цель занятия.

Виды деятельности.

Домашнее задание

ИКТ, наглядно-демонстрационный материал

план.

факт.

1

Что изучает психология. Применяете ли вы на практике знания психологии?

Образовательные цели: введение в особенности изучаемого предмета

Ход занятий:

  1. Введение в урок
  2. Исследовательское упражнение «Кто Я»
  3. Задание «Поиск горшочка»  (Восприятие. Мышление).
  4. Задание «Изобрази и запомни» (Восприятие. Память).
  5. Упражнение «Считалка» (Восприятие. Воображение).
  6. Упражнение «Вини пух» (Восприятие. Внимание).

Бланк с вопросами.

2

Что такое восприятие. Как мы воспринимаем окружающий мир. Отличие восприятия от ощущений.

Образовательные цели: раскрыть понятие «восприятие», «ощущение», объяснить отличие их друг от друга.

Ход занятий:

  1. Введение в урок. Чтение отрывка Дж.  Родари «Приключение Чиполино».
  2. Задание «расставь в порядке увеличения» (развитие внимания).
  3. Работа с таблицей «различие» (введение понятий восприятие и ощущение).
  4. Практическая работа (развитие восприятия и ощущения).
  5. Задание «Ответы на вопросы» (развитие внимания).
  6. Задание «Запомни» (развитие памяти).
  7. Упражнение «8 кругов» (развитие воображения, восприятия и мышления).
  8. Общий вывод.

Таблица «признаки, которые можно увидеть, услышать, почувствовать»

3

Восприятие величины, формы, цвета.

Образовательные цели: познакомить с играми на развитие восприятия величины, формы, цвета.

Ход занятий:

  1. Введение в урок. (Рассказ Велтистова Е.С. Гум-Гам: повесть-сказка).
  2. Упражнение «Собери предметы» (развитие памяти).
  3. Задание «Номер» (развитие внимания, восприятия величины и формы).
  4. Задание «Чем отличается» (восприятие величины и формы).
  5. Задание «Причудливые облака» (развитие восприятия формы).
  6. Упражнение «Подбери цвет» (развитие восприятия цвета).
  7. Общий вывод.

Геометрические фигуры, картинки «судов».

4

Восприятие пространства: размер, направление, расстояние.

Образовательные цели: закрепить понятие «пространство», раскрыть приемы восприятия пространства (игры на восприятие направления,  размера, расстояния, размеренность в пространстве).

Ход занятий:

  1. Упражнение «Оглянись вокруг» (развитие пространственного представления).
  2. Упражнение «Жил-был мальчик» (развитие восприятия размера).
  3. Задание «лабиринт по звездам» (развитие восприятия направления).
  4. Упражнение «Парад созвездий» (развитие восприятия объёма).
  5. Задание «Предметы» (развитие памяти).
  6. Общий вывод.

Картина со звездами. Картинки с планетами.

Картинки с предметами «Космонавтика».

5

Восприятия движения.

Образовательные цели: акцентировать внимание на восприятие движения;  развивать умение «читать» позы и движения тела; развивать координацию движений.

Ход занятий:

  1. Задание «Обсерватория» (развитие внимания).
  2. Игра «Поиски девятого» (развитие мышления).
  3. Задание «Появление звезды» (развитие воображения и восприятия движения).
  4. Упражнение «Движение» (развитие восприятия движения и развитие памяти).
  5. Упражнение «Стирка» (развитие восприятия движения).
  6. Общий вывод.

Картинка «Обсерватории».

6

Восприятие времени.

Образовательные цели: повторить понятия «время», «временная последовательность», «длительность времени», «единицы измерения времени», «темп времени», «ритмичность»

Ход занятий:

  1. Введение в урок. «Лунный свет».
  2. Упражнение «Звездопад» (повторение понятия «последовательность времени»).
  3. Упражнение «День рождение планеты» (повторение понятия «длительность времени»).
  4. Задание «Запиши единицы измерения» (повторение понятия «единицы измерения»).
  5. Отдых под музыку (повторение понятия «темп времени»).
  6. Задание «Праздники» (повторение понятия «ритмичность, повторяемость»).
  7. Упражнение «повторение» (развитие внимания, памяти).

Иллюстрации изменения фаз луны.

Таблички с названием праздников.

7

Ощущение и восприятие.

Образовательные цели: закрепить изучение понятий, отличать восприятие от ощущений, определять виды восприятий.

Ход занятий:

  1. Введение в урок. Рассказ «индейцы».
  2. Задание «Тайна Индейца» (развитие слухового восприятия).
  3. Игра «Поиск девятого» (развитие мышления).
  4. Задание «Что окружает индейца» (развитие тактильных ощущений, восприятие предметов на ощупь).
  5. Задание «село индейцев» (развитие восприятия свойств пространств).
  6. Игра «Танец индейца» (развитие восприятия музыки и движений).
  7. Упражнение «Красота земли в руках человека».

Фотография с индейцами.

Аудиозапись голосов диких животных.

8

Иллюзии восприятия.

Образовательные цели: раскрыть понятие «иллюзии восприятия» как ошибка восприятия.

Ход занятий:

  1. Задание «Утро на планете «Забытая».
  2. Задание «Найди предметы» (развитие внимания).
  3. Задание «Совет» (развитие мышления).
  4. Задание «Экология» (расширение кругозора).
  5. Задание «Восстановление» (развитие восприятия).
  6. Задание «Новое решение» (развитие фантазии).
  7. Общий вывод.

Картинки с иллюзиями.

9

Правила восприятия материала.

Образовательные цели: познакомить с правилами восприятия материала.

Ход занятий:

  1. Введение в урок. Упражнение «Межзвездная флотилия».
  2. Задание «Корабль» (развитие мышления).
  3. Задание «Самый-самый 1»  (освоение правил изучаемого материала).
  4. Упражнение «Батискаф» (развитие мышления).
  5. Упражнение «Акулы» (развитие памяти).
  6. Релаксация «Под плеск волны».
  7. Задание «Кто самый сильный» (расширение кругозора).
  8. Задание «Самый-самый 2»  (освоение правил изучаемого материала).
  9. Общий вывод.

Картины животных океана.

10

Восприятие и внимание.

Образовательные цели: раскрыть понятие «внимание», отличие  от восприятия.

Ход занятий:

  1. Введение в урок. Упражнение «Окружающий мир».
  1. Упражнение «Я воспринимаю» (развитие восприятие).
  2. Релаксация.
  3. Упражнение «Как видно?» (развитие внимания).
  4. Здание «Что изменилось» (развитие внимания).
  5. Общий вывод.

Картины природы

11

Что такое внимание. Виды внимания: внешнее и внутреннее.

Образовательные цели: познакомить с внутренним и внешним вниманием.

Ход занятий:

  1. Введение в урок.
  2. Упражнение «Голоса животных» (развитие внимания).
  3. Упражнение «Сравни картинки» (внешнее внимание).
  4. Упражнение «Представь» (внутреннее внимание).
  5. Закрепление.
  6. Общий вывод.

Придумать историю про крокодила.

Катины Африки.

Аудиозапись голосов животных.

12

Виды внимания: произвольное и непроизвольное.

Образовательные цели: познакомиться с видами внимания – произвольным и непроизвольным.

Ход занятий:

  1. Введение в урок. Упражнение «Мир веселых звуков».
  2. Упражнение «Догадайся» (развитие мышления).
  3. Упражнение «Посмотри на картинку» (произвольное внимание).
  4.  Задание «Лабиринт Гномика».
  5. Упражнение «Голоса природы» (непроизвольное внимание).
  6. Игра «Что происходит?».
  7. Упражнение-закрепление «Угадай».
  8. Разбор домашнего задания (воображение).
  9. Общий вывод.

Аудиозапись с голосами природы.

13

Свойства внимания.

Образовательные цели: познакомить со свойствами внимания – концентрацией, распределением, переключением, рассеиванием внимания.

Ход занятий:

  1. Введение в урок. Упражнение «В гостях у сказки».
  2. Игра «Снежный ком» (развитие памяти).
  3. Задание «дорисуй» (развитие концентрации внимания).
  4. Упражнение «Множество голосов» (распределение внимания).
  5. Игра «Лабиринт по типу «Муха»» (рассеивание внимания).
  6. Упражнение «По очереди» (переключение внимания).
  7. Общий вывод.

Придумай историю про зайку.

Картинки с незаконченными деталями.

14

Колебание внимания. Причины рассеивания внимания.

Образовательные цели: выявить причины рассеивания внимания.

Ход занятий:

  1. Введение в урок. Упражнение «Часы».
  2. Игра «Поиск девятого» (развитие мышления).
  3. Задание «Сказочная история» (развитие воображения).
  4. Игра «Эксперимент» (изучение определения «колебание внимания»).
  5. Релаксация «время отдыха».
  6. Игра «Печатная машинка» (развитие внимания).
  7. Игра «Займи место».
  8. Общий вывод.

Картинка часов.

15

Отвлечение внимания, его отличие от переключения.

Образовательные цели: познакомить с понятием «отвлечение внимания», выявить отвлечение его внимания от переключения.

Ход занятий:

  1. Упражнение «Жил – был фермер» (развитие мышления и внимания).
  2. Упражнение «Голоса фермы» (слуховая память).
  3. Упражнение «Помоги найти козе капусту..»
  4. Упражнение «хозяйство Мазая» (отвлечение внимания).
  5. Игра «Лабиринт по типу «Муха»» (переключение внимания).
  6. Упражнение «Лодка» (развитие мышления).
  7. Общий вывод.

Портрет фермера, аудиозапись звуков фермы, лабиринты, игрушка козы и изображение капусты.

16

Правила самоорганизации внимания.

Образовательные цели:  познакомить с правилами самоорганизации внимания.

Ход занятий:

  1. Упражнение «Заяц Коська» (развитие памяти, внимания).
  2. Задание «Что лежало на столе?» (развитие внимания).
  3. Упражнение «Повторяем правила» (развитие  внимания).
  4. Задание «Прочти» (развитие мышления).
  5. Игра «Дорисуй портрет» (развитие внимания и восприятия).
  6. Контрольные задания по теме.

Картинки на развитие внимания.

Четверть – II .Учебный предмет – Психолого-педагогическое сопровождение.

п\п

Наименование раздела и темы

Дата проведения

Цель занятия.

Виды деятельности.

Домашнее задание

ИКТ, наглядно-демонстрационный материал

план.

факт.

17

Обобщающее занятие по теме: «внимание».

Образовательные цели: закрепить понятие «внимание»;  раскрыть свойства внимания – концентрации, распределения, переключения, отвлечения.

Ход занятий:

  1. Упражнение «Мышиный дом» (развитие памяти и внимания).
  2. Упражнение «Он разный» (развитие внимания, эмоциональной сферы).
  3. Задание «Дорисуй портрет» (развитие внимания и восприятия).
  4. Упражнение «Найди шарики» (развитие восприятия, памяти).
  5. Контрольные задания по теме.

Картинки с мышонком.

18

Что такое память. Роль памяти в жизни человека.

Образовательные цели: раскрытие понятия «память» выявить значение памяти в жизни человека.

Ход занятий:

  1. Упражнение «Наблюдательность».
  2. Упражнение «Представьте себе» (фантазия).
  3. Упражнение «Жители страны» (развитие памяти).
  4. Игра «Поиск девятого» (развитие мышления).
  5. Упражнение «Котик под дождем» (развитие эмоциональной сферы).
  6. Релаксация.
  7. Упражнение «Задорный котик» (развитие мышления).
  8. Упражнение – закрепление (развитие памяти).

Аудиозапись голоса животных. Незаконченные рисунки предметов.

19

Зрительная память.

Образовательные цели: закрепить знания о памяти и зрительной памяти.

Ход занятий:

  1. Упражнение «Загадка» (развитие мышления).
  2. Упражнение «составь из фигур щенка» (развитие памяти).
  3. Упражнение «Кто с кем сидел» (развитие мышления).
  4. Игра «скажи по-разному» (Эмоциональное развитие).
  5. Задание «Нарисуй двумя руками» (развитие  моторики).
  6. Игра «Лакомство для щенка»  (развитие памяти).
  7. Общий вывод.

Геометрические фигуры, картинки с продуктами.

20

Оживление картины как прием запоминания.

Образовательные цели: познакомить с приемом запоминания через оживление.

Ход занятий:

  1. Упражнение «Найди одинаковые» (развитие внимания).
  2. Задание «Шло время» (развитие мышления).
  3. Разминка (снятие мышечного напряжения).
  4. Задание «Кто это?» (развитие мышления).
  5. Упражнение «Узнать мир» (развитие памяти, запоминание через прием оживления).
  6. Упражнение «На лугу» (разминка).
  7. Задание «В гостях» (развитие мышления).
  8. Общий вывод.

Картинки  с заданием «Найди отличия».

21

Слуховая память. Слуховые представления при запоминании.

Образовательные цели: закрепить знания о слуховой памяти.

Ход занятий:

  1. Упражнение «На опушке» (развитие мышления).
  2. Упражнение «Заходим в лес» (развитие восприятия).
  3. Работа с таблицей «мишка в лесу»(развитие мышление).
  4. Задание «Квадраты Никитиных» (развитие мышление).
  5. Упражнение «Спит медвежонок» (развитие слуховой памяти).
  6. Игра «Поиск девятого» (развитие мышление).
  7. Рисунок малины (развитие моторики).
  8. Упражнение «голоса животных» (развитие слуховой памяти).
  9. Общий вывод.

Таблица с деревьями и животными,  аудиозапись звуков разных животных.

22

Сравнение предметов с чем-либо знакомым как прием запоминания.

Образовательные цели: познакомить со способом запоминания объектов сравнения.

Ход занятий:

  1. Задание «Кроссворд» (развитие мышления).
  2. Упражнение «Вода» (расширение кругозора).
  3. Упражнение «Капелька» (развитие воображения).
  4. Задание «Квадраты  Никитиных»(развитие мышления).
  5. Игра «Звездочка» (развитие памяти).
  6. Рисунок «Приход весны» (развитие моторики).
  7. Задание «Оживи рассказ» (развитие памяти).
  8. Игра «Поиск девятого» (развитие мышление).
  9. Общий вывод.

Листы с кроссвордом.

23

Двигательная память. Ощущения движения при запоминании.

Образовательные цели: познакомить с двигательной памятью.

Ход занятий:

  1. Введение в урок.
  2. Игра – разминка «Идем по лесу» (развитие слуховой памяти).
  3. Упражнение «Изобрази» (развитие моторики).
  4. Упражнение «Сравни» (развитие внимания).
  5. Игра «Собери из фигур» (развитие мышления).
  6. Упражнение «Двумя руками» (развитие моторики).
  7. Общий вывод.

Карточки с изображением движения, карточки с транспортным средством.

24

Осязательная память. Тактильные представления при запоминании.

Образовательные цели: закрепить знание осязательной памяти.

Ход занятий:

  1. Упражнение «Звуки» (развитие слуховой памяти).
  2. Задание «Квадраты  Никитиных»(развитие мышления).
  3. Упражнение «Разыгрывание рассказа» (развитие эмоциональной сферы).
  4. Задание «Мышкин лабиринт» (развитие внимания).
  5. Игра «Перебежалки» (развитие внимания, моторики).
  6. Упражнение «Накорми мышку» (развитие осязательной памяти).
  7. Задание «Мышкины закрома» (развитие памяти).
  8. Общий вывод.

Аудиозапись  «звуки деревни».

Таблица «Мышкины закрома»

25

Обонятельная и вкусовая память. Обонятельные и вкусовые представление при запоминание.

Образовательные цели: закрепить знания об обонятельной вкусовой памяти.

Ход занятий:

  1. Упражнение «Черепаха» (развитие фантазии).
  2. Задание «Квадраты  Никитиных» (развитие мышления).
  3. Упражнение «Предположи вкус и запах» (развитие памяти).
  4. Задание «Цифрозавр» (развитие мышления).
  5. Упражнение «Аукцион сказочных предметов» (развитие памяти).
  6. Упражнение «Гости черепашки» (развитие обонятельной и слуховой памяти).
  7. Упражнение «Угощения» (развитие памяти).
  8. Общий вывод.

Картинка с изображение «Цифрозавра»

26

Обобщающее занятие по теме: «Память».

Образовательные цели: закрепи знания о видах памяти и способах запоминания.

Ход занятий:

  1. Введение в урок.
  2. Упражнение «Отгадай» (развитие памяти, расширение кругозора).
  3. Упражнение на моторику.
  4. Упражнение «Бежит ослик» (развитие мышления).
  5. Игра «У оленя дом большой» (релаксация).
  6. Упражнение «Вспомни» (развитие памяти).
  7. Общий вывод.

Карточка с изображением ослика.  Аудиозапись «Голоса фермы».

27

Что такое пространство.

Образовательная цель: познакомить с понятием «пространство»

Ход занятий:

  1. Введение в урок.
  2. Загадки.
  3. Упражнение «Ежик посадил цветы» (развитие мышления).
  4. Упражнение «Грибы» (развитие  внимания).
  5. Упражнение «Что встречалось на пути?» (развитие памяти).
  6. Задание «Направление в пространстве».
  7. Общий вывод.

Листок в клеточку для графического диктанта.

28

Что такое пространственное представление.

Образовательная цель: познакомить с понятием «пространственное представление»

Ход занятий:

  1. Введение в урок.
  2. Упражнение «Алиса и время» (развитие мышления).
  3. Упражнение «Что видела Алиса?» (развитие памяти).
  4. Упражнение «Антиподы» (развитие внимания).
  5. Игра «Лабиринт по типу «Муха».
  6. Задание «Пространственное представление».
  7. Общий вывод.

Картинка с ключом и замками.

29

Свойства пространства.

Образовательная цель: познакомить со свойством пространства – направлением, расстоянием, размером.

Ход занятий:

  1. Введение в урок.
  2. Загадка (развитие восприятия).
  3. Упражнение «Гусеничка» (развитие внимания).
  4. Упражнение «Расстояние».
  5. Упражнение «Величина».
  6. Упражнение «Проснулась гусенечка» (развитие памяти).
  7. Упражнение «Направление».
  8. Общий вывод.

Картинки листик и заплатка.

30

Размеренность в пространстве.

Образовательная цель: познакомить с видами размерности в пространстве – линейным, двумерным, трехмерным пространством.

Ход занятий:

  1. Введение в урок.
  2. Упражнение «Геометрия» (развитие внимания).
  3. Игра «Поиск девятого» (развитие мышления).
  4. Упражнение «Размер и расстояние».
  5. Упражнение «Направление».
  6. Упражнение «Линейное пространство».
  7. Упражнение «Двухмерное пространство».
  8. Упражнение «Трехмерное пространство».
  9. Общий вывод.

Картинки с расстояниями.

31

Двухмерное пространство. Плоскость. Мыслительные операции анализа и синтеза на плоскости.

Образовательная цель: раскрыть понятие «двухмерное пространство, плоскость»; повторить ранее изученный материал о пространстве.

Ход занятий:

  1. Введение в урок.
  2. Упражнение «Жила была на свете обезьянка» (развитие мышления и памяти).
  3. Упражнение «Двухмерное пространство».
  4.  Упражнение «Художник» (развитее восприятия).
  5. Игра «Поиск девятого» (развитие мышления).
  6. Упражнение «Направление».
  7. Общий вывод.

Картинки «двухмерное пространство» и «трехмерное пространство».

32

Направление трехмерного пространства. Оббьем.

Образовательные цели: раскрыть понятие  «объем»; повторить ранее изученный материал о пространстве.

Ход занятий:

  1. Упражнение «Соревнование» (развитие мышления).
  2. Упражнение «Объем».
  3. Упражнение «Запомни» (развитие памяти).
  4. Игра «Кузя в кубе» (развитие внимания).
  5. Упражнение «Взаимодействие, ориентирование».
  6. Упражнение «Направление в пространстве».
  7. Общий вывод.

Картинки домиков, картинки куба, листы в клетку для графического диктанта.

Четверть – III. Учебный предмет – Психолого-педагогическое сопровождение

п\п

Наименование раздела и темы

Дата проведения

Цель занятия.

Виды деятельности.

Домашнее задание

ИКТ, наглядно-демонстрационный материал

план.

факт.

33

Схем тела человека и пространства.

Образовательные цели:  повторить ранее изученный материал о пространстве; рассмотреть схему тела человека в пространстве.

Ход занятий:

  1. Упражнение «Ассоциация».
  2. Упражнение «В гостях у Незнайки» (развитие мышления).
  3. Упражнение «Плоскость и объем».
  4. Упражнение «Тело человека».
  5. Игра «Ведомый и ведущий» (ориентирование в пространстве).
  6. Упражнение «Проекции».
  7. Упражнение «Чертежи» (развитие внимания и мышления).
  8. Упражнение «Вспомни» (развитие памяти).

Картинки с героями «Цветочного города».

34

Пространство в жизни человека (обобщающее занятие).

Образовательные цели: через игры и тестовые  задания развивать внимание, память,  умение ориентироваться в пространстве.

Ход занятий:

  1. Введение в урок.
  2. Задание «Разорванная записка» (развитие пространственного представления).
  3. Упражнение «Колобок» (развитие  восприятия и памяти).
  4. Игра «Лабиринт»  (развитие  внимания).
  5. Задание «Фотографии филина» (развитие пространственного представления).
  6. Общий вывод.

Картинки «Ракурсы».

35

Мышление  в трехмерном пространстве. Задание с установлением блоков в определенных соотношениях.

Образовательные цели: развивать восприятие трехмерного пространства.

Ход занятий:

  1. Упражнение  «Противоположности» (изучение отношения между понятиями: противоположность).
  2. Упражнение «Шляпа, палочка, перчатка, ящик, очки, плащ» (изучение отношения между понятиями: общее – частное).
  3. Задание «Фокусник» (развитие памяти).
  4. Задание «Наоборот» (развитие пространственного представления).
  5. Задание «Вывески» (развитие внимания).
  6. Задание «Комната» (развитие памяти).
  7. Общий вывод.

Картинки «набор фокусника», картинки «ракурсы».

36

Временное представление. Установление признаков временной последовательности.

Образовательные цели: раскрыть понятие «временное представление», учить устанавливать признаки временной последовательности.

Ход занятий:

  1. Сказка «Старик-Годовик»В. Даля (изучение понятие время, временная последовательность).
  2. Упражнение «Были птиц» (повторение дней недели, месяцев, развитие памяти).
  3. Задание «Небылицы» (развитие внимания, мышления).
  4. Игра «Правда или нет» (развитие мышления, мотивация на обучение).
  5. Общий вывод.

Карточки с днями недели.

37

Признаки длительности времени. Единицы измерения длительности.

Образовательные цели: познакомить с длительностью времени; повторить единицы измерения времени; работать над отношениями «быстрее - медленнее».

Ход занятий:

  1. Введение в тему «Время».
  2. Упражнение «Переведи одни единицы измерения в другие»  (повторение единиц измерения времени).
  3. Упражнение «Что можно за...» (осознание временных промежутков).
  4. Задание «Часовая мастерская» (развитие мышления).
  5. Игра «Настрой часы» (развитие мышления).
  6. Общий вывод.

Циферблат с часами.

38

Признаки темпа времени. Относительность темпа. Наполненность времени событиями как признак темпа.

Образовательные цели: раскрыть понятие «темп времени»; показать относительность времени; изучить понятие «темп времени».

Ход занятий:

  1. Введение в тему «Медленный темп».
  2. Упражнение «Еж и муравьишка» (развитие мышления).
  3. Упражнение «Бегемотик» (развитие мышления).
  4. Игра «Лабиринт» (развитие внимания в трехмерном пространстве.
  5. Задание «встреча» (закрепление понятия темп времени).
  6. Общий вывод.

Картинки «Силуэты леса», картинки «облаков близнецов».

39

Признак ритмичности и повторяемости времени.

Образовательные цели: познакомить с ритмичностью времени; изучит понятия ритмичность и повторяемость времени.

Ход занятий:

  1. Введение в тему «Повторяемость времени. Ритмичность».
  2. Упражнение «Пульс сердца».
  3. Здание «Угадай мелодию» (развитие памяти).
  4. Задание «Рисунки Тюбика» (развитие мышления).
  5. Упражнение «Счет времени».
  6. Упражнение «Периодичность времени».
  7. Упражнение «Ритм стиха».
  8. Общий вывод.

Картинки «ритмичность».

40

Пространственные представления (обобщающее занятие).

Образовательные цели: обобщить  изученный материал по теме «Пространственные представления».

Ход занятий:

  1. Упражнение «Муми–папа» (развитие слуховой памяти).
  2. Упражнение «Лабиринт по звездам» (развитие внимания).
  3. Игра «Снежный ком» (развитие памяти).
  4. Задание «Фантазия» (развитие воображения).
  5. Упражнение «Дорисуй» (развитие внимания).
  6. Упражнение «Найди отличия» (развитие мышления).
  7. Общий вывод.

Картинки для задания «дорисуй»

41

Что такое воображение или фантазия.

Образовательные цели: повторить изученное ранее; закрепить понятие «воображение и фантазия».

Ход занятий:

  1. Упражнение «Начало» (развитие внимания).
  2. Упражнение «Дорисуй забор» (развитие воображения через ассоциации).
  3. Задание «Царь» (развитие мышления).
  4. Задание «Запомни героев» (развитие памяти).
  5. Задание «Герои сказок» (развитие внимания и памяти).
  6. Упражнение «Закончи предложение».
  7. Общий вывод.

Картинки с забором.

42

Создание нового образа с помощью анализа и синтеза.

Образовательные цели: познакомить со способом создании нового образа через анализ и синтез.

Ход занятий:

  1. Введение в урок «Права - вымысел».
  2. Задание «Найди одинаковые жемчужины» (развитее представления об анализе и синтезе).
  3. Упражнение «Придумай животное» (развитее представления об анализе и синтезе).
  4. Задание «Представление образа» (развитие воображения).
  5. Задание «Расскажи историю по картинкам» (развитие воображения).
  6. Общий вывод.

Карточки со словами: лень, трудолюбие, усердие, близнецы, чудеса,  самостоятельность, все сам, книга.

43

Воображение. Создание нового образа с помощью акцентирования.

Образовательные цели: познакомить с созданием нового образа через акцентирование.

Ход занятий:

  1. Упражнение «Что такое воображение».
  2. Игра «Снежны ком» (развитие памяти).
  3. Упражнение «Ковер-самолет» (развитие внимания).
  4. Упражнение «Стражники» (создание нового образа при помощи акцентирования).
  5. Задание «Царство Кощеево» (воображение).
  6. Игра «Ассоциации» (закрепление материала).
  7. Задание «Шаржи» (развитие  воображения через акцентирование).

Картинки для задания «Почини ковер».

44

Создание нового образа с помощью преувеличения и преуменьшения.

Образовательные цели: познакомить с приемом создания нового образа через преувеличение или приуменьшение; изучить понятия преуменьшение и преувеличение.

Ход занятий:

  1. Упражнение «Догадайся» (развитие восприятия).
  2. Упражнение «Найди» (развитие внимания).
  3. Упражнение «Алфавит для Айболита» (развитие внимания).
  4. Задание «Похожие и разные» (развитие мышления).
  5. Упражнение «Кругозор»(развитие памяти).
  6. Задание «сказочная история» (закрепление пройденного материала).

Картинки «медицинские приборы», «хозяйственные принадлежности».

45

Создание нового образа путем оживления.

Образовательные цели: познакомить с приемом создания нового образа через оживление; изучить понятие оживление.

Ход занятий:

  1. Упражнение «Сказка по цепочке» (развитие воображения).
  2. Упражнение «Волшебный ларец» (развитие внимания).
  3. Задание «Много сладостей на одну букву» (развитие памяти).
  4. Задание «Карточки» (развитие мышления).
  5. Игра «Снежный ком».
  6. Общий вывод.

Таблица с буквами.

46

Роль воображения в жизни человека.

Образовательные цели:  рассмотреть роль воображения в жизни человека.

Ход занятий:

  1. Введение в тему «Роль воображения».
  1. Упражнение «Соедини в образ» (развитие мышления).
  1. Упражнение «Человек-чудо» (развитие воображения).
  2. Упражнение «Создай образ» (развитие воображения).
  3. Задание «Оживление» (развитие воображения).
  4. Задание «Новая сказка про…» (развитие воображения).

Картинки: корабль, лопатка, колпачок, меч, крылышки, Гулливер, гном, домовой, богатырь, эльф).

47

Что такое мышление. Мышление образное и абстрактное.

Образовательные цели: повторить изученный материал о мышлении; изучить понятие мышление.

Ход занятий:

  1. Упражнение «Кораблик» (развитие мышления).
  1. Упражнение «Отгадай» (развитие мышления и памяти).
  2. Упражнение «Закономерность» (развитие мышления).
  3. Задание «Найди отличия» (развитие внимания).
  4. Игра «Лабиринт» (развитие мышления).
  5. Общий вывод.

Листок в клетку для графического диктанта.

48

Логическое мышление.

Образовательные цели: познакомить с особенностями логического мышления; изучить понятие логического мышление.

Ход занятий:

  1. Введение в урок  «Цепочка рождения бабочки».
  2. Упражнение «Кругозор» (развитие мышления).
  3. Игра «Поиск» (развитие мышления).
  4. Упражнение «Расшифруй» (развитие мышления).
  5. Игра «Большая бабочка» (развитие моторики).
  6. Упражнение «Вместе и одновременно» (развитие сенсомоторики).
  7. Задание «Расшифруй» (развитие мышления).
  8. Общий вывод.

Таблица – шифр.

49

Игры на развитие логического мышления.

Образовательные цели: закрепить понятие «логическое мышление»; развивать логическое мышление через решение логических задач.

Ход занятий:

  1. Упражнение «Строительство дома» (развитие пространственного представления».
  2. Упражнение  «Чертеж последнего дома» (развитие мышления).
  3. Игра «Поиск девятого» (развитие мышления).
  4. Задание «Инструменты» (развитие мышления).
  5. Упражнение «Разные конструкции» (развитие воображения, мышления).
  6. Общий вывод.

Листки в клетку для графического диктанта.

50

Творческое мышление.

Образовательные цели: познакомить с особенностями творческого мышления; изучить понятие творческое мышление.

Ход занятий:

  1. Введение в урок «Общее у слов».
  2. Упражнение «Дорисуй снежинку (развитие воображения, мышления).
  3. Игра «Поиск».
  4. Игра «Путаница» (развитие моторики, мышления).
  5. Задание «Отгадай» (развитие мышления).
  6. Задание  «Отличия» (развитие внимания).
  7. Задание «Сказочный образ» (развитие воображения).
  8. Общий вывод.

Рисунки снеговиков.

51

Игра на развитие творческого мышления.

Образовательные цели: закрепить понятие «творческое мышление»

Ход занятий:

  1. Введение в урок «В гостях у сказки».
  2. Упражнение «Волшебные предметы» (развитие внимания).
  3. Задание «Сказка про…» (развитие мышления).
  4. Задание «Предложи свой вариант» (развитие мышления).
  5. Общий вывод.

Иллюстрации к сказкам «Репка», «Теремок», «Заячьи слезы», «Курочка ряба».

52

Что такое понятие. Его взаимосвязь с другими понятиями.

Образовательные цели: познакомить с термином «понятие», объяснить его значение.

Ход занятий:

  1. Введение в урок «Понятие».
  2. Задание «Преврати шляпу в…» (развитие мышления).
  3. Задание «Путаница» (развитие внимания).
  4. Упражнение «Придумай» (развитие мышления).
  5. Игра «Поиск» (развитие мышления).
  6. Общий вывод.

Рисунок шляпы.

53

Понятие общее – частное.

Образовательные цели: познакомить с общими и частными понятиями.

Ход занятий:

  1. Введение в урок.
  2. Упражнение  «Загадки».
  3. Упражнение «Уроки» (развитие мышления).
  4. Упражнение «Четвертый лишний».
  5. Общий вывод.

Картинка с изображением школьных принадлежностей

54

Обобщение и ограничение понятий.

Образовательные цели: познакомить с ограничением и обобщением понятий.

Ход занятий:

  1. Введение в урок.
  2. Упражнение «Сравни» (развитие внимания)
  3. Упражнение «Подбери понятия» (развитие мышления).
  4. Упражнение «Дорисуй» (развитие мышления).
  5. Упражнение «От общего к частному» (развитие мышления).
  6. Общий вывод.

Карточки по группам предметов.

Четверть – IV .Учебный предмет – Психолого-педагогическое сопровождение

п\п

Наименование раздела и темы

Дата проведения

Цель занятия.

Виды деятельности.

Домашнее задание

ИКТ, наглядно-демонстрационный материал

план.

факт.

55

Составление определений.

Образовательные цели: познакомить с правилом построения определения.

Ход занятий:

  1. Введение в тему.
  2. Упражнение «Пчела и Цветок» (развитие мышления).
  3. Упражнение «Путешествие по сотам»(развитие внимания).
  4. Игра «Что такое мед».
  5. Общий вывод.

Карточка с изображением сот.

56

Существенные и несущественные признаки.

Образовательные цели: познакомить с существенными и несущественными признаками.

Ход занятий:

  1. Введение в урок.
  1. Упражнение «Сыщик» (развитие мышления).
  2. Упражнение «Обломок в двери» (развитие внимания).
  3. Упражнение «Чей образ» (развитие внимания).
  4. Игра «Займи место» (развитие моторики).
  5. Упражнение «Признаки» (развитие мышления).
  6. Общий вывод.

Карточка с изображением мыши.

57

Родовидовые отношения.

Образовательные цели: познакомить с родовыми отношениями.

Ход занятий:

  1. Упражнение «Ассоциация» (развитие мышления).
  2. Упражнение «Определение» (развитие мышления).
  3. Упражнение «Кругозор» (развитие мышления).
  4. Игра «Снежный ком» (развитие памяти).
  5. Упражнение «Высказывание» (развитие внимания).
  6. Общий вывод.

Карточки с изображение сказок: «Колобок», «Маленький принц», «Золотой ключик», «Три богатыря».

58

Отношения между понятиями  «часть - целое».

Образовательные цели: познакомить с отношениями между понятиями «целое - часть»

Ход занятий:

  1. Упражнение «Определение» (развитие мышления).
  2. Упражнение «Снежная королева» (развитие мышления).
  3. Упражнение «Осколок» (развитие моторики).
  4. Упражнение «Части целого» (развитие мышления).
  5. Упражнение «Целое – часть» (развитие внимания).
  6. Общий вывод.

Пластмассовые или деревянные палочки.

59

Отношения рядоположенности.

Образовательные цели: познакомить с отношением рядоположенности.

Ход занятий:

  1. Введение в урок.
  2. Упражнение «Колобок» (развитие мышления).
  3. Упражнение «Герои родственники» (развитие внимания).
  4. Упражнение «Четвертый лишний» (развитие мышления).
  5. Упражнение «Прочные конструкции» (развитие мышления).
  6. Общий вывод.

Пластмассовые или деревянные палочки.

60

Отношения противоположности.

Образовательная цель: познакомить с отношениями  между понятиями – отношениями противоположности.

Ход занятий:

  1. Введение в урок.
  2. Упражнение «Докажи ответ» (развитие мышления).
  3. Упражнение «Лишнее понятие» (развитие мышления).
  4. Упражнение «Род - вид» (развитие мышления)
  5. Упражнение «Целое - частное» (развитие мышления).
  6. Упражнение  «Противоположности» (развитие мышления).
  7. Общий вывод.

Иллюстрация домика.

Картинки: чебурашка, зайка, лягушонок, львенок, слоненок, олень.

Аудиозапись звуков: вертолет, смех, корова, стук сердца, сирена, мотоцикл,  вода, птицы.

Деревянные палочки

61

Причинно-следственные отношения.

Образовательная цель: познакомить с причинно-следственными отношениями.

Ход занятий:

  1. Введение в урок.
  2. Упражнение «Весенний базар» (развитие мышления).
  3. Игра «Реклама» (развитие мышления).
  4. Упражнение «Предметы» (развитие мышления).
  5. Упражнение «Шарик» (развитие внимания).
  6. Задание «Запиши всех животных» (развитие внимания).
  7. Общий вывод.

Карточки с надписью: «Лопнувший шарик», «Перегоревшая лампочка», «Пустой стержень от ручки».

62

Отношения последовательности.

Образовательная цель: познакомить  с отношениями последовательности.

Ход занятий:

  1. Введение в тему «Времена года».
  2. Упражнение «Герой Митя» развитие памяти.
  3. Упражнение «Времена года» (развитие мышления).
  4. Упражнение «Целое - часть».
  5. Упражнение «Четвертый - лишний».
  6. Общий вывод.

Картины времен года.

63

Функциональные отношения.

Образовательная цель: познакомить с функциональными отношениями.

Ход занятий:

  1. Введение в тему.
  2. Упражнение «Фразы»(развитие мышления).
  3. Упражнение «Повар» (развитие мышления).
  4. Упражнение «Профессия» (развитие мышления).
  5. Упражнение «Аптекарь» (развитие мышления).
  6. Общий вывод.

Деревянные палочки.

Картинки с профессиями.

64

Понятия. Понятия конкретные и абстрактные.

Образовательные цели: повторить определение «понятие», «понятия конкретное и абстрактное».

Ход занятий:

  1. Введение в урок «Понятия».
  2. Упражнение «Конкретные и абстрактные понятия» (развитие мышления).
  3. Упражнение «Эли и Живуны» (развитие мышления).
  4. Задание «карточки» (развитие внимания).
  5. Упражнение «Добрые Жевуны» (развитие мышления).
  6. Общий вывод.

Карточки с насекомыми

65

Отношения между понятиями.

Образовательные цели: повторить отношения между понятиями: целое – часть, функциональные,  причинно-следственные, порядка,  противоположности, рядоположности, обобщения и ограничения понятий.

Ход занятий:

  1. Упражнение «Определение» (развитие мышления).
  2. Упражнение «Целое- часть» (развитие мышления).
  3. Упражнение «Железный Дровосек» (развитие внимания).
  4. Упражнение «Путь друзей» (развитие мышления).
  5. Упражнение «Противоположности» (развитие мышления).
  6. Упражнение «Порядок» (развитие мышления).
  7. Общий вывод.

Картина  Железного Дровосека

66

Что такое суждение

Образовательная цель: познакомить с понятием «суждение».

Ход занятий:

  1. Введение в урок.
  2. Упражнение «Истинное и ложное суждение» (развитее мышления).
  3. Упражнение «Задача»(развитие мышления).
  4. Упражнение «Отношения» (развитие мышления).
  5. Упражнение «Суждение» (развитие мышления).
  6. Общий вывод.

Фигуры разного размера и цвета

67

Что такое общение. Язык общения, его секреты.

Образовательные цели: раскрыть понятие «общение»; познакомить со способами передачи информации.

Ход занятий:

  1. Введение в урок.
  2. Упражнение «Животный мир в диалоге» (развитие воображения).
  3. Задание «Интонация» (развитие языкового общения).
  4. Игра «Изобрази» (развитие невербального общения).
  5. Общий вывод.

Каточки «Мимика и жесты».

68

Сочувствие, внимание, взаимоуважение.

Образовательная цель: развивать  умение проявлять сочувствие, внимание,  взаимоуважение к окружающим людям.

Ход занятий:

  1. Введение в урок.
  2. Игра «Снежный ком» (развитие коммуникативных навыков).
  3. Задание «Лабиринт» (развитие мышления).
  4. Задание «Секрет общения» (развитие коммуникативных навыков).
  5. Игра «Мячик ласковых слов» (развитие коммуникативных навыков).
  6. Задание «Домик для зайки» (развитие воображения).
  7. Упражнение «Что изменилось?» (развитие внимания).
  8. Общий вывод.

Песня «»Я на дудочке  играю…» (музыка  

А. Филипенко,

 слова Т.Волгиной), два разных рисунка зайчика.

69

Саморегуляция состояния: релаксация.

Образовательные цели: научить детей во время отдыха регулировать свое состояние.

Ход занятий:

  1. Введение в урок.
  2. Упражнение «Зайка на лужайке» (развитие внимания)
  3. Упражнение «Торопливый зайчишка» (развитие мышления)
  4. Задание «Учимся у медведице» (развитие саморегуляции)
  5. Общий вывод.

Песня  «Я  на скрипочки играю» (музыка

А. Филиппенко,

слова Т.Волгиной)

70

Культура общения. Правила вежливости.

Образовательные цели: развивать культуру общения с детьми и взрослыми; рассмотреть правила поведения за столом, в автобусе, при разговоре по телефону, в магазине.

Ход занятий:

  1. Введение в урок.
  2. Упражнение «Вежливые слова» (развитие коммуникативных навыков).
  3. Игра «Мячик вежливых слов» (развитие коммуникативных навыков).
  4. Задание «Ситуации» (развитие коммуникативных навыков).
  5. Общий вывод.

Мяч.

71

Настроение человека. Вежливое обращение к людям, умение задавать вопросы.

Образовательные цели: раскрыть понятие«настроение»; развивать умение определять настроение окружающих людей;  познакомить со способами обращения к знакомым  незнакомым людям.

Ход занятий:

  1. Введение в урок.
  2. Задание «Медвежата» (развитие внимания).
  3. Упражнение «Посчитай» (развитие мышления).
  4. Обсуждение рассказа В.Осеевой «Синие листья».
  5. Игра «Ситуации» (развитие коммуникативных навыков).
  6. Игра «Мячик ласковых слов» (развитие коммуникативных навыков).
  7. Общий вывод.

Мяч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Примерная программа по английскому языку для 1-4 классов

Примерная программа по английскому языку для 1-4 классов вальдорфской школы (ФГОС)...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.

Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...