Зачем подростку читать профессиограммы
консультация по психологии

Пикаревская Александра Игоревна

Зачем подростку читать профессиограммы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_podrostku_chitat_professiogrammy.docx404.49 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем подростку читать профессиограммы?

Работая с подростками на предмет выбора ими профиля обучения и будущей профессии часто сталкиваешься с незнанием ребятами профессий, а также с ориентацией на какого-то конкретного специалиста без оценки того, что стоит за видимой ширмой личности этого специалиста.

В психологии присутствует целое направление, которое занимается изучением профессий - психологическое профессиоведение или психология профессий.

Носкова О.Г. дает следующее понимание этому направлению:

Психологическое профессиоведение (психология профессий) - направление психологии труда, в котором разрабатываются теоретико-методологические подходы, принципы и технологии, методы изучения конкретных профессий, а также проводятся исследования по их классификации.

В психологии труда и психологическом профессиоведении используются следующие термины:

  • «труд» (work) — общественно-необходимая деятельность человека, требующая усилий в достижении определенных целей, результатов;
  • «задача», «задание» (task) — единица труда, которая предполагает выполнение трудовых действий;
  • «трудовой пост», «должность» в организации (position); трудовых постов в организации столько, сколько в ней работает людей, если все должности заняты; должность может быть и вакантной;
  • «работа» (job) или обязанности работника, вид конкретной трудовой деятельности объединяет группы сходных постов, должностей. Виды работ могут быть групповыми или индивидуальными (субъект труда — один человек или команда, группа).

Далее необходимо разобраться с тем: чем же отличаются между собой профессия, специальность и должность.

Профессия – область общественного разделения труда, в которой создаются определенные продукты, имеющие потребительную стоимость: сам процесс трудовой деятельности, его своеобразие; требуемая профессиональная квалификация и уровень компетентности работников; осознание человеком своей принадлежности к профессиональному сообществу (профессиональная идентичность). Есть и другой термин – специальность (как разновидность профессиональной образовательной программы в учебном заведении). Понятие «специальность» по значению близко к «профессия» и соответствует разновидностям областей труда в пределах профессий. Специальность (от лат. Specialis – особый, особенный, species – род, вид), комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии (инженер-строитель, инженер-технолог, инженер-механик, слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, слесарь-наладчик, врач-терапевт, врач-окулист, врач-стоматолог, учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы, учитель математики).

Таким образом, если рассматривать профессию врача, то врач – это будет профессия, врач-терапевт будет специальность (т.к. врача в общем нет), а заведующий отдалением или главный врач – это должности.

В англоязычных странах применяются и такие термины:

  • «occupation» - профессия, занятие, как группа сходных видов работ в разных учреждениях; «vocation» - профессия – главное дело жизни, призвание;
  • «career» - карьера, понимаемая как последовательность постов, работ, профессий, которые человек занимает в течении жизни, характеристика общей схемы трудовой жизни;
  • «профессиональная роль» (role) — специфические обязанности работника, его типичные функции, а также воспринимаемые обязанности человека в организации (со стороны самого работника и других людей).

Так вот, профессиограмма - инструкция, описывающая технологические характеристики профессии, отображающая функциональные обязанности работника. Описывает психологический портрет индивидуального кандидата на данную специальность.

https://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_1639201072_1365_snvdb.jpg

Профессиограмма выглядит следующим образом:

  • Название профессии, специальности. Раздел содержит основную информацию о профессии, её специфические особенности, перспективы развития.
  • Описание трудового процесса. Раскрывает специфику работы, должностные обязанности, рабочее место.
  • Знания и навыки. Инструкция указывает перечень задач, которые работник должен уметь выполнять.
  • Анализ профессиональных и личностных качеств для данной специальности.
  • Квалификация. Минимальный уровень образования, который делает доступной работу по данной профессии. Указываются возможности профессионального роста.
  • Санитарно-гигиенические условия. Указываются условия труда (необходимый уровень освещённости, максимально допустимый уровень шума и пр.). Рассматриваются предпосылки профессиональных рисков (монотонность труда, повышенный уровень травматизации). Описывается ответственность за получение травм на производстве, выплаты в форс-мажорных ситуациях.
  • Физиологические и психологические требования к кандидату на должность. В инструкции указываются требования к физическому и психическому здоровью. Раскрываются требования к личностным качествам: интеллекту, внимательности, конфликтности и т.д.

https://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_1639201089_1365_gf3u7.jpg

Информационные профессиограммы используются психологами для профориентации клиента, информировании об интересующей профессии, специальности. С целью ознакомления с профессией подростку можно использовать прогфессиограммы.

Так, все-таки, зачем подросткам изучать, читать профессиограммы?

Для себя я нашла несколько причин для этого:

1. Понимать подойдет ли данная профессия или специальность и соответствует ли данный человек требованиям, которые предъявляются ею.

2. Расширение знаний о имеющихся на данный момент профессиях.

3. Расширение количества наиболее подходящих профессий и специальностей для данного человека, которое в последующем поможет сделать более осознанный и серьезный выбор.

У подростков возможна сложность с соотнесением собственных качеств (довольно часто по не знанию их) с предъявляемыми качествами, описанными в профессиограммах. В данном случае необходима диагностическая работа с психологом по определению свойств и качеств ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем читать в оригинале

Любое англоязычное дитя подтвердит: доктор Сьюз плохого не посоветует. Если вы любите читать, но боитесь начать с объемного и полновесного английского романа, не стоит волноваться. Специальн...

Статья "Зачем читать на английском языке"

О пользе чтения известно всем. Но почему произведение лучше читать на языке автора?...

Мастер-класс. Зачем нужно читать

Был проведен открытый урок на базе учебного материала на тему "Getting the reading habit"....

Презентация на тему:"Зачем учить читать вслух"

Методические рекомендации по подготовке к экзамену по говорению в формате ЕГЭ....

Зачем читать сказки на английском языке

Внеурочная деятельность на занятиях по английскому языку представляет широкое, а самое главное увлекательное поле деятельности для достижения метапредметных результатов.Сказка Эрика Карла «Очень...

Зачем читать детям сказки?

Зачем читать детям сказки? Наверное, каждый родитель знает, что сказки читать ребенку НАДО, но каждый ли знает ПОЧЕМУ? Именно поэтому, что не все знают ответ на этот вопрос, некоторым родителям не хва...

Самоповреждения - зачем подростки вредят себе

Почему подростку нужно помогать, даже если он не болен психически?...