программа "Волевая регуляция" 9 класс
рабочая программа по психологии (9 класс)

Бунтова Людмила Викторовна

формирование волевого компонента

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volya_9_kl.docx215.13 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ              

ОБЛАСТИ «ИСИЛЬКУЛЬСКАЯ АДАПТИВНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

КОУ«Исилькульская школа-интернат»

____________ Ю. Ю. Колбасина

Приказ №  _____ от   ____ 2023г.

Рабочая программа

коррекционного курса

«Волевая регуляция»

для учащихся 9 «б» класса

на 2023-2024  учебный год

                             Составитель:

                                       Педагог – психолог

                                                Л.В. Бунтова__________

                                                                 Рабочая программа рассмотрена на

                                                                                   заседании МО старших классов

                                                                                   «____» августа 2023г. протокол №1

                                                                                   

                                                                                   Руководитель МО старших классов

                                                                                   А. В.Третьякова_________________

                                                                                   

                                                                                    Согласовано:заместитель директора

                                                             Н. Б. Дудко________________                                                                    

1. Пояснительная записка

Программа коррекционного курса «Волевая регуляция» для обучающихся 9 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), (вариант 1).

Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

-   Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрированного в Минюсте РФ 03.02.2015 года;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Исилькульская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год;

- Программа воспитания КОУ «Исилькульская школа - интернат».

- Учебный план казенного общеобразовательного учреждения Омской области  «Исилькульская адаптивная школа-интернат» на 2023-2024 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Волевая регуляция» для обучающихся 5-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составитель: Бунтова Л.В., принята на педагогическом совете №6 от 08.06.2023 года.

 

Актуальность программы заключается в том, что у большинства учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) слабо сформирована произвольная регуляция действий, которая лежит в основе поведения и деятельности. Несформированность данных компонентов может повлечь за собой затруднения в обучении и развитии, что может стать препятствием, для успешной социализации и трудоустройства выпускников школы.

Цель программы: коррекция и развитие волевых усилий школьников, через   саморегуляцию при выполнении алгоритмов действий, взаимодействий, общения, принятия и понимания себя и окружающий социум.

Задачи:

  • Отработка полученных коммуникативных умений, способов выражения эмоций, понимание поступков окружающих людей;
  • формирование личностно конструктивных моделей поведения в жизненных ситуациях;
  • закрепление эмоциональной произвольности, регуляции поведенческих реакций;
  • коррекция и профилактика отклонений в социальном и психологическом здоровье;
  • воспитывать ответственность, дисциплину, внимательное отношение к себе и людям, толерантность.

Развитие саморегуляции управления поведением или деятельностью у обучающихся, создаёт предпосылку для более полноценного участия их в овладении школьной программой и социальной адаптации в целом.

Работа по программе «Волевая регуляция» предусматривает организацию и проведение групповых занятий, которые проводятся во второй половине дня.  

При проведении занятий предполагается использование следующих методов:

  • словесные методы обучения (рассказ, беседа, диалог);
  • наглядные методы обучения (показ, наблюдение, демонстрация);
  • практические методы обучения (работа с книгой, печатными пособиями, упражнения);
  • игровые методы (игровые ситуации; игры, викторины).

Выбор данных методов обусловлен особенностями развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их индивидуальными и возрастными возможностями развития. Программа коррекционного курса имеет безоценочную систему прохождения материала, но проводится сравнительный анализ первичной и повторной диагностики. Результат фиксируется в диагностической карте учащегося. Анализ уровня притязаний и высоту самооценки, количественные показатели основных процессов саморегуляции и регуляторно - личностных свойств, уровня силы воли, уровня волевых усилий, выявленного эмоционального фона.

       Занятия построены с учётом индивидуального и дифференцированного подходов   обучения.  Все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения предложенных заданий, упражнений   по всем разделам программы коррекционного курса с учётом следующих критериев:

  • «Удовлетворительно» (в следующий раз всё получится!) - выполняет задания только с помощью педагога - психолога;
  • «Хорошо» (я старался, но у меня не всё получилось!) - выполняет задания по показу, по образцу (частичная помощь педагога - психолога);
  • «Отлично» (я старался, и у меня всё получилось!) - выполняет задания самостоятельно, в соответствии с образцом, показом, словестным объяснением.

В связи с этим определены показатели, которые позволяют оценить эффективность занятий по развитию волевой регуляции:

  • степень помощи, которую оказывает педагог - психолог учащимся при выполнении заданий: чем помощь педагога - психолога меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
  • результаты выполнения заданий, уже выполнявшиеся учениками, показывающие, что справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение внимательности, улучшение поведения на уроках, контроль эмоций в  школьной и личной жизни школьников.

В сентябре и мае отводится по 4 часа на диагностическое обследование учащихся.  В процессе обследования выявляются уровни уверенности учащихся в себе и взаимоотношений с окружающими.  Апробированные диагностические методики позволяют в создании здоровых отношений с собой и окружающими людьми (Методика «Самооценка Дембо – Рубинштейн» (модификация А. М. Прихожан), опросник «Стиль саморегуляции поведения-98» – ССП-98 (Моросанова В.И), методика по определению силы воли в разработке Р. С. Немова, методика по самооценки силы воли (Н. Н. Обозов), проективная методика «Карта эмоциональных состояний»).  Схема обследования учащихся представлена в контрольно - измерительном материале.   

        В результате коррекционно-развивающей работы у учащихся поддерживается оптимальный уровень активности, они учатся регулировать свое поведение, концентрировать внимание на предложенной деятельности (упражнении, задании). Добиваются положительной динамики в развитии саморегуляции управления поведением или деятельностью. 

В ходе реализации программы коррекционного курса «Волевая регуляция» в 9 классе так же проводится диагностика всех групп БУД, которые будут отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит сделать вывод об эффективности проводимой в этом направлении работы.  Она состоит из трёх этапов (стартовый – сентябрь, промежуточный – декабрь, итоговый – май).        Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен (а) самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен (а) самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Базовые учебные действия отслеживаются в результате наблюдений, опроса, практических действий в игровых ситуациях, в виде различных заданий с элементами тестирования.

II. Общая характеристика коррекционного курса

У детей с легкой степенью умственной отсталостью эмоционально-волевая сфера имеет свои специфические особенности:

- недоразвитие мотивационной сферы (преобладают биологические потребности, нет потребностей в социальном, личностном развитии, неразвита учебная мотивация);

- недостаточная дифференциация чувств и эмоций (бедность чувств, распознают только полярные эмоции, не понимают сложных эмоций, не могут распознать эмоциональное состояние по мимике и жестам);

- неадекватность, неустойчивость эмоций, импульсивные реакции на внешние впечатления;

- недостаточно развита воля и произвольность (отсутствует самоконтроль, не могут противостоять воле другого человека, безынициативны);

- неадекватная самооценка;

- низкий или завышенный уровень притязаний (зависит от уровня доступности той или иной деятельности).

Все эти особенности приводят к незрелости личностной сферы и нуждаются в своевременной коррекции, особенно в подростковом возрасте, когда происходит как становление, так и развитие личности.

Содержание программы коррекционного курса представлено разделами:

  • диагностические занятия;
  • вводное занятие;
  • изменение привычек;
  • напряжение мышц;
  • добрые поступки;
  • переключение внимания;
  • контроль общения;
  • уничтожение лени;
  • форум – театр.

Раздел 1. Диагностика (вводная и итоговая)

Включает в себя тесты, которые направлены на определение уровня притязаний и высоту самооценки, количественные показатели основных процессов саморегуляции и регуляторно - личностных свойств, уровня силы воли, уровня волевых усилий, выявленного эмоционального фона.

Раздел 2. Вводное занятие

Беседа о важности владения своей силы воли, зачем она нужна. Составление схемы работы по программе, через разделы и темы занятий. Раздел направлен на введение учащихся в программу.

Раздел 3. Изменение привычек

Включает практические занятия на выполнение творческих заданий, выполнение которых направлено на пропаганду здорового образа жизни.

Раздел 4. Напряжение мышц

Включает практические занятия на выполнение упражнений и заданий, которые направлены на снятие мышечного напряжения и контроль эмоций.

Раздел 5.  Добрые поступки

Практические занятия и тренинги с использованием дидактических и раздаточных материалов.  Направлены на развитие желания работать над собой.

Раздел 6. Переключение внимания

Включает коррекционные игры и упражнения, которые направленны на коррекцию высших психических функций.

Раздел 7. Контроль общения

Практические задания и упражнения направлены на формирование коммуникативной культуры.

Раздел 8. Уничтожение лени

Сказкотерапия, тренинговые игры и упражнения направлены на развитие произвольности поведения посредством развития внутренней активности.

Раздел 9. Форум – театр

Инсценированное мини-представление о жизни класса. Обсуждение, подбор сюжетов. Проведение итогового представления, которое направлено на демонстрацию умения координировать свои действия с действиями других одноклассников.

В программу также включены упражнения, способствующие закреплению умения общаться, умения работать в группах, так как регуляция деятельности предполагает умение координировать свои действия с действиями других членов коллектива. Многие упражнения, входящие в программный материал, составлены на основе алгоритмов действий. Это вызвано необходимостью формирования произвольной регуляции поведения через отработку навыков контроля за двигательной активностью.

В процессе коррекционно-развивающих занятий возможно постепенное формирование способности осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивать произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими. При условии правильно организованной работы повышается вероятность приобретения черт нравственно – устойчивой и зрелой личности, способной в дальнейшим адаптироваться в социуме.

Реализация воспитательного потенциала предполагает организацию занятия с учетом совокупности методов, приемов, направленных на воспитание обучающихся. Воспитывающее содержание занятия направлено на побуждение школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах. Добиться этого возможно, предъявляя детям на занятии воспитывающую информацию: о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о классической и массовой культуре, рассказывая о судьбах литературных и исторических персонажей; информацию затрагивающую социальные, нравственные, этические вопросы; особенности межличностных, межгрупповых, межнациональных или межконфессиональных отношений; проблемы политической, экономической, культурной жизни людей.  

Использование воспитательных возможностей содержания коррекционных занятий через демонстрацию учащихся примеров осознанного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, анализа  жизненных историй, поступков и ситуаций.

Применение на занятиях «Волевая регуляция» совместных интерактивных форм работы (учитель-ученики, ученик-ученик, ученики-ученики), которые дают учащимся возможность приобретения эстетических и нравственных переживаний, помогают осваивать опыт ведения диалога, излагать личное мнение, искать пути решения поставленных задач, воспитывают умение работать в парах и группах, в команде, распределять роли и добиваться совместного результата.

Реализация вышеизложенных идей, форм и видов воспитания умственно-отсталых учащихся предусматривает использование соответствующих педагогических технологий, которые обеспечивают взаимодействие всех участников, обеспечивая высокий воспитательный результат обучения.

С целью решения вопросов по профориентации обучающихся на коррекционных занятиях «Волевая регуляция»  планируется включать материал, направленный на знакомство учащихся с многообразием мира профессий; на формирование умения осознавать особенности своей личности готовой к самостоятельной жизни с учетом профессионального самоопределения.

На занятиях, где рассматриваются вопросы профориентационного характера, ведется работа, направленная на развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование личного образа).

        При переходе на обучение с применением электронных и дистанционных образовательных технологий в рабочую программу вносится корректировка с учетом технических средств обучения (персональный компьютер ученика или телефон, выход в интернет, электронная почта, мессенджер – Telegram) для определения способов офлайн и онлайн взаимодействия.

        Разрабатываются задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала. Для осуществления контроля качества полученных знаний разрабатывается контрольно – измерительный материал: опросники и задания  для выполнения самостоятельных работ в дистанционном режиме.

        При составлении занятий адаптируется материал основных образовательных порталов:

  • образовательный портал России «Инфоурок.ру»;
  • социальная сеть работников образования nsportal.ru

весь материал по коррекционному курсу размещается на сайте https://nsportal.ru/buntova-lyudmila-viktorovna

При проведении занятий учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания. Занятия проходят на основе групповых взаимоотношений, сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к деятельности.

При выполнении заданий контролируется качество их выполнения, оказывается необходимая индивидуальная поддержка, стимулируется активность ребенка.

Продолжительность занятия составляет 20 – 30 минут. С целью профилактики утомления на каждом занятии используются различные виды деятельности до 5 видов.

В середине занятия организуется проведение динамических пауз в виде, комплексов упражнений для профилактики утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц связок нижних конечностей. На протяжении всего занятия обеспечивается контроль за осанкой.

III. Описание места коррекционного курса в учебном плане

Программа коррекционного курса «Волевая регуляция» входит в коррекционно -  развивающую область вариативной части учебного плана.

Количество часов регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком КОУ «Исилькульская школа – интернат» на 2023 – 2024 учебный год и составляет 66 часов в год (2 часа в неделю).

IV. Результаты освоения программы коррекционного курса:

Программа обеспечивает достижение учащимися личностных результатов:

Личностные результаты:

  • поступки учащихся ориентированы на свои убеждения, знания и представления о том, как надо поступать в соответствующей ситуации;
  • выполнение работы творчески, совершая действия и поступки по собственной инициативе;
  • осознание своей успешности;
  • проявление интереса к занятиям;
  • развитие способности к волевому усилию;
  • приобретен опыт реализации своих возможностей в безопасной обстановке.
  • устойчивость проявлений волевых актов;
  • сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам и установленному порядку;
  • выполнение в срок заданий;
  • работают в группе, парах;
  • умение снижать психоэмоциональное напряжение;
  • умение управлять своим настроением и поведением в определенных ситуациях;
  • умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение других людей;
  • умение взаимодействия;
  • умение работать с информацией;
  • умение отвечать на вопросы, предлагают другие варианты ответов;
  • умение при необходимости извлекать информацию из различных источников.

Предметные результаты:

В результате   освоения программы коррекционного курса «Волевая регуляция» к концу обучения в 9 классе   учащиеся должны уметь:

Минимальный уровень

  • находить место человека в семье и обществе, определять значение        труда в жизни человека;
  • различать        черты         характера, поведение человека;
  • адекватно реагировать в межличностном взаимодействии;
  • участвовать в играх, упражнениях с помощью педагога – психолога;
  • взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками;
  • по возможности выстраивать доверительные отношения с партнером по общению, выполнению заданий;
  • вести диалог, групповое обсуждение, участвовать в процессе принятия решений группой;
  • осознать    свои сильные и слабые стороны.

Достаточный уровень

  • оценивать место человека в семье и обществе,        определять значение        труда        в жизни человека;
  • различать        черты         характера, поведение человека, их влияние на взаимоотношения        с окружающими;
  • пользоваться коммуникативными навыками, владеть особенностями межличностного взаимодействия;
  • участвовать в играх, упражнениях без помощи педагога – психолога;
  • эффективно взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками, с окружающими людьми;
  • выстраивать доверительные отношения с партнером  по общению и выполнению заданий;
  • вести        диалог, групповое обсуждение, активно участвовать в процессе принятия решений группой, при необходимости, брать на себя роль лидера;
  • распознавать свои сильные и слабые стороны, уметь с ними работать.

Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в КОУ «Исилькульская школа – интернат».

Программа коррекционного курса обеспечивает достижение учащимися 9 класса базовых учебных действий:

Личностные:

- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

- осуществлять действия самоконтроля за своими поступками в школе, в обществе, в природе;

- сдерживание неодобряемых самим учащимся и окружающими людьми негативных чувств;

- проявлять самостоятельность при выполнении заданий;

- оказывать помощь сверстникам и взрослым;

- адекватно реагируют на поведение окружающих;

- адекватно эмоционально откликаются на демонстрируемые картины и музыку.

Коммуникативные:

- вступают в диалог с учителем и учениками;

- отвечают и задают вопросы;

- участвуют в беседе;

- слушают собеседника;

- используют доступные источники и средства получения информации;

- толерантно относятся к другому мнению.

Регулятивные:

- подчинение своих действий поставленной задаче в условиях взаимодействия всего класса;

- принятие и сохранение целей и задач практических заданий;

- осуществление коллективного поиска средств, для более качественного выполнения задания;

- осознанное действие на основе разных видов инструкций для решения поставленных задач;

- мобилизация своих возможностей для решения проблем;

- развитие способности к волевому усилию;

- осуществление самоконтроля и взаимного контроля в совместной деятельности;

- адекватно реагируют на внешний контроль и оценку, корректируют свою деятельность.

Познавательные:

- при необходимости извлекают информацию из различных источников, делают логические выводы, участвуют в обсуждениях;

- дифференцированно воспринимают окружающий мир, его временно- пространственную организацию;

- использовать в деятельности межпредметные знания для решения коммуникативно-речевых практических задач;

- используют усвоенные логические операции  в практической деятельности;

- расширено представление о собственных возможностях и  способностях;

- используют в жизни и деятельности, усвоенные межпредметные знания;

-        наблюдают        и осознают        происходящие        в        самом        себе изменения;

- применяют личный жизненный                   опыт.

V. Содержание программы коррекционного курса.

Раздел 1. Диагностика (вводная и итоговая) (8 часов)

Раздел 2. Вводное занятие (1 час)

Вводное занятие.

Раздел 3. Изменение привычек (12 часов)

Полезные – вредные привычки. Искушение. Новым привычкам – ДА! Подарки для… . Время для школы. Творчество. «Могу» и «Делаю». Ответственность. Фламинго. Сила гордости.

Рефлексия раздела: Схема «Мозаика здоровья».

Раздел 4. Напряжение мышц (6 часов)

Напрягаем мышцы. Комплекс упражнений. Знаки пальцами. Руки в дело. Игры с предметами.

Рефлексия раздела: самомассаж.

Раздел 5. Добрые поступки (9 часов)

Возможности мои – возможности группы. По волнам жизни. Самопознание – откровенность. Я и другие. Самообладание. Воспитай себя сам.

Рефлексия раздела: экологическая заправка.

Раздел 6. Переключение внимания (13 часов)

Тренируем память. Слуховая – зрительная память. Восприятие и глазомер. Тренируем внимание. Детектив. По следам…   Польза для ума.

Рефлексия раздела: перерыв на 10 минут.

Раздел 7. Контроль общения (11 часов)

Искатель. Распознавание и регуляция своего поведения. Переключатель эмоций. Дышим до самоконтроля. Самоуправление. Прости себя. Самоуважение. Умение взаимодействовать. Умение успокоить другого.

Рефлексия раздела: мы едем, едем.

Раздел 8. Уничтожение лени (4 часов)

Контроль лени. Фундамент для мечты.

Рефлексия раздела: взгляд в будущее.

Раздел 9. Форум – театр (2 часа)

Мини-представление о жизни класса.

V.1. Тематический план.

Названия раздела

Количество часов

1

Диагностические занятия.

8

2

Вводное занятие.

1

3

Изменение привычек.

12

4

Напряжение мышц.

6

5

Добрые поступки.

9

6

Переключение внимания.

13

7

Контроль общения.

11

8

Уничтожение лени.

4

9

Форум - театр

2

VI. Календарно – тематическое планирование

Волевая регуляция

 9 класс – 68 часов

Тема занятия

Дидактическая цель

Основные виды деятельности

Кол-во часов

Дата

Планируемая

Фактическая

1 четверть (17 часов)

2 часа в неделю

Раздел: диагностика – 4 часа

1

2

3

4

Диагностика

Определить уровень притязаний и высоту самооценки.

Определение количественных показателей основных процессов саморегуляции и регуляторно - личностных свойств.

Определение уровня силы воли.

Определение уровня волевых усилий.

Выявление эмоционального фона.

Методика «Самооценка Дембо – Рубинштейн» (модификация А. М. Прихожан)

Опросник «Стиль саморегуляции поведения-98» – ССП-98 (Моросанова В.И)

Методика по определению силы воли в разработке Р. С. Немова.

Самооценка силы воли (Н. Н. Обозов)

Проективная методика «Карта эмоциональных состояний»

4

01.09

07.09

08.09

14.09

Раздел: вводное занятие – 1 час

5

Вводное занятие

Ознакомить с предстоящим курсом программы.

Игра «Узнай по описанию». Составление схемы работы по программе.

1

15.09

Раздел: изменение привычек - 12 часов

6

Полезные – вредные привычки.

Закрепление понятия вредных и полезных привычек.

Составление плана избавления от вредной привычки.

1

21.09

7

Искушение.

Пропагандировать здоровый образ жизни.

Беседа о умении говорить «НЕТ».

Упражнение «Разожми кулак».

Ролевые ситуации (уговор – отказ об употреблении чего-то вредного).

1

22.09

8

Новым привычкам – ДА!

Учить приобретать новые полезные привычки.

Отработка правила «Пяти «ДА».

1

28.09

9

Подарки для… .

Повышение самооценки учащихся, расширение представлений о самих себе.

Беседа о самом важном человеке, все знающем человеке об учащихся – это сами учащиеся.

рисование вазы с 5 цветами «Наши достоинства».

1

29.09

10

Время для школы.

Учить расставлять приоритеты.

Беседа «Что мы любим, делать на переменах».

Задание «Планирование времени проведенного в школе».

Отработка умения заставлять себя выполнять нелюбимые дела через ситуации.

1

05.10

11

Творчество.

Углубить процессы самораскрытия.

Упражнение «Творческие силы». Упражнение «Коллективная сказка». Упражнение «Нарисуй свой герб». Упражнение «Тихая рефлексия».

1

06.10

12

«Могу» и «Делаю».

Учить работать над саморазвитием.

Упражнение «Могу и делаю». Задание «Роботы». Сказка «Свет волшебной Луны».

1

12.10

13

Ответственность.

Закрепление понятия «Ответственность».

Определение понятия «Ответственность».

1

13.10

14

Фламинго.

Помочь осознать учащимся свои изменения.

Упражнение «Те кто…». Упражнение «Кто Я?» и «Выбери роль». Упражнение «Зачем люди мечтают». Чтение и обсуждение сказки «Фламинго» О. Горьковой.

1

19.10

15

Сила гордости.

Учить различать и понимать позитивные и негативные качества личности.

Определение понятий «Гордость» и «Гордыня».

Разбор ситуаций.

1

20.10

16

17

Рефлексия раздела: схема «Мозаика здоровья».

Дать понятие устойчивого здорового развития личности.

Выделить основные виды здоровья человека (соматическое, физическое,

психическое, нравственное).

Составить схему о здоровье человека, подобрать к ней картинки.

2

26.10

27.10

                                                                                                                                 1 четверть по плану:  17        

                                                                                                                                                     дано:      

2 четверть (15 часов)

2 часа в неделю

Раздел: напряжение мышц - 6 часов

18

Напрягаем мышцы.

Учить снимать мышечное и эмоциональное напряжение.

Упражнение «Поплавок». Упражнение «Снятие мышечного напряжения». Упражнение «Я в лучах солнца».

1

09.11

19

Комплекс упражнений.

Учить снимать мышечное и эмоциональное напряжение.

Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках». Упражнение «Дыхание на счет».

1

10.11

20

Знаки пальцами.

Учить выполнять йогу для пальцев.

Выполнение мудр.

Релаксация.

1

16.11

21

Руки в дело.

Учить снимать мышечное напряжение.

Упражнение «Самомассаж для рук и кистей».

Релаксация.

1

17.11

22

Игры с предметами.

Тренировать в выполнение упражнений для пальцев и ладоней рук.

Упражнение  «Добываем огонь».  Упражнение  «Растираем точки».  Упражнение  «Удерживаем палочку пальцами».

1

23.11

23

Рефлексия раздела: самомассаж.

Учить снимать мышечное напряжение.

Упражнение «Самомассаж» (голова, шея, плечи,  ступни).  

Релаксация.

1

24.11

Раздел: добрые поступки -  9 часов

24

25

Возможности мои – возможности группы.

Приобретение опыта реализации своих возможностей в безопасной обстановке.

Подготовка к игре.

Игра «Твоя жизнь – твои возможности – твой выбор».

2

30.11

01.12

26

По волнам жизни.

Сплочение коллектива через совместное решение задач в комфортных условиях ролевой игры.

Упражнение «Как корабль назовёшь, так он и поплывет».

Упражнение « Работа в порту».

Упражнение «Рифы».

Упражнение «Шторм».

Шторм – медитация.

1

07.12

27

Самопознание – откровенность.

Учить анализировать себя.

Психологический настрой под музыку.

Упражнение «Долг и право»

Упражнение «Закончи предложение».

1

08.12

28

Я и другие.

Ознакомить участников с поведенческими стратегиями поиска и оказания поддержки, с понятиями: толерантность, терпимость, уважение прав другого.

Притча «Ложки». Определение понятия «Толерантность. Принципы развития толерантных отношений».

Упражнение «Угадай, что я чувствую».

1

14.12

29

30

Самообладание.

Расширение представлений о самоконтроле, необходимости выработки и преимущества обладания навыками самоконтроля.

Притча о мешочке с гвоздями.

Беседа о проявлении самоконтроля в повседневной жизни.

Упражнение «Вместо ссоры помирились».

Упражнение «Лед и пламень».

Упражнение «Сядьте так, как…»

2

15.12

21.12

31

Воспитай себя сам.

Способствовать развитию желания работать над собой.

Упражнение «Светлый мяч, темный мяч».

Работа с понятием «Самовоспитание». Составление хронометража 1 дня.

Упражнение «Плохое в корзину».

1

22.12

32

Рефлексия раздела: экологическая заправка.

Коррекция целей взаимодействия личности с природными объектами.

Просмотр фильма о красоте природе.

Упражнение «Человек из коры».

Упражнение «Ателье мод».

Упражнение «Внуки Карла Линнея».

1

28.12

                                                                                                                                      2 четверть по плану: 15          

                                                                                                                                                          дано:      

3 четверть (20 часов)

2 часа в неделю

Раздел: переключение внимания - 13 часов

32

33

Тренируем память.

Способствовать формированию интеллектуальных способностей учащихся.

Беседа о видах памяти и их влиянии на человека.

Игра «Города».

Игра «Украшаем слова». Игра «Логически не связанный текст».

Игра «Запрещенное движение».

2

11.01

12.01

34

35

Слуховая – зрительная память.

Развивать зрительную и слуховую память.

Игра «Логически связанный текст».

Игра «Предметы».

Игра «Запоминаем, рисуя».

Игра «Запрещенное движение».

2

18.01

19.01

36

37

Восприятие и глазомер.

Развивать зрительное восприятие.

Упражнение «Отгадай слова».

Упражнение «Отгадай фигуру».

Упражнение «Геометрические фигуры».

Упражнение «Запретная цифра».

Игра «Что в свертке».

Упражнение  «Дорисуй фигуры». 

Упражнение «Срисовывание по клеточкам».  

2

25.01

26.01

38

39

Тренируем внимание.

Развивать произвольное внимание.

Упражнение «Пальцы».

Упражнение «Цветной лабиринт».

Упражнение «Цвет».

Упражнение «Подсчитай-ка».

Упражнение «Красно – черная таблица».

2

01.02

02.02

40

Детектив.

Развивать логическое мышление.

Упражнение «Детектив».

1

08.02

41

Польза для ума.

Познакомить с фитнесом для мозга.

Беседа о мозге человека.

Упражнение «Назовите  цвет каждого слова, а не  само слово».

Упражнение «Показывать разные жесты правой и левой рукой».

Упражнение «Рисуем разные геометрические фигуры».

Упражнение «Работа с цветной таблицей Шульте».

Упражнение «Ходим задом наперед».

1

09.02

42

По следам преступника.  

Способствовать формированию интеллектуальных способностей учащихся.

Упражнение «Столкновение».

Упражнение «Ограбление банка».

Упражнение «Назови мое имя».

2

15.02

16.02

43

Рефлексия раздела: перерыв на 10 минут.

Научить пользоваться упражнениями самостоятельно по необходимости.

Упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног.

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании.

Упражнения на расслабление мышц лица.

Релаксация с использованием успокаивающей музыки.

1

22.02

Раздел: контроль общения - 7 часов

44

45

Распознавание и регуляция своего поведения.

Развитие навыков контроля эмоциональной ситуации.

Упражнение «Угадай». Упражнение «Спокойные и агрессивные ответы». Упражнение «Стакан». Упражнение «Дыхание».

Упражнение «Сердитые шарики».

2

29.02

01.03

46

Искатель.

Поиск резервов развития класса.

Игра «Искатель».

1

07.03

47

Переключатель эмоций.

Учить переключать  отрицательные эмоции на положительные.

Отработка семи шагов переключения эмоций.

1

14.03

48

Дышим до самоконтроля.

Учить  улучшать свое самочувствие  и снижать напряжение с помощью дыхания.

Упражнения на отработку дыхания животом.

1

15.03

49

Самоуправление.

Развитие положительной самооценки.

Упражнение «Разбуди дух».

Упражнение «Цветочный дождь».

Упражнение «Я сильный – я слабый».

Упражнение «Аплодисменты по кругу».

1

21.03

50

Прости себя.

Учить переживать неприятные моменты.

Техника «Я прощаю себя за…»

Техника «Хоопонопоно»

Упражнение «Письмо прощения»

1

22.03

                                                                                                                                              3 четверть по плану: 20    

                                                                                                                                                                   дано:

4 четверть (14 часов)

2 часа в неделю

Раздел: контроль общения - 4 часа

51

Самоуважение.

Дать понятие основных нравственных категорий «Уважение», «Самоуважение».

Рассказ истории: «Старый дед и внучек» (Л.Н. Толстой). 

Упражнение «Хорошие и плохие поступки». 

Шкала самоуважения Розенберга.

1

04.04

52

Умение взаимодействовать.

Отрабатывать умения взаимодействовать с окружающими людьми.

Игры ходилки для подростков (с заданиями).

1

05.04

53

Умение успокоить другого.

Способствовать формированию коммуникативной культуры.

Упражнение «Ласковое имя»

Упражнение «Ласковые руки — добрый взгляд — приятная улыбка» Упражнение «Тух-тиби-дух!» 

Упражнение «Опишите друг друга»  

1

11.04

54

Рефлексия раздела: мы едем, едем.

Мотивация учащихся на игровое взаимодействие.

Игра «Мы едем, едем, едем»

1

12.04

Раздел: уничтожение лени - 4 часов

55

56

57

Контроль лени.

Развитие произвольности поведения посредством развития внутренней активности.

Работа со сказкой. «О ленивой звёздочке» Хухлаева О.В.

Упражнение «Как выглядит лень». 

Упражнение «Волшебная стена».

Сказка «Ленивец».

Игра «Скалолазы».

1

16.04

58

59

60

Фундамент для мечты.

Формировать представление о мечте, как побудителе воли к действию.

Упражнение: «Найди свою звезду». Игра «Пирамида мечтаний». Упражнение «Солнечная поляна».

Упражнение «Преврати мечту в цель».

Упражнение «Выполни по заданию и сравни».

Упражнение «Лестница целей».  

1

19.04

61

62

Рефлексия раздела: взгляд в будущее.

Развивать устойчивое стремление к позитивному восприятию жизненных трудностей.

Сказка «Про охотника».

Проработка стрессовых ситуаций.

Игра «Удержи равновесие».

Упражнение «Мои цели».  Упражнение «Мои достижения».

Упражнение «Мои ресурсы».

Упражнение - игра «Встреча выпускников». Показ видео «Генрих Шлиман и сокровища».

2

25.04

26.04

Раздел: форум – театр – 2 часа

63

Подготовка к мини - представлению.

Подготовка к итоговому представлению.

Обсуждение, подбор сюжетов.

1

02.05

64

Мини-представление о жизни класса.

Подведение итогов.

Проведение итогового представления.

1

03.05

Раздел: диагностика – 4 часа

65

66

67

68

Диагностика  

Определить уровень притязаний и высоту самооценки.

Определение количественных показателей основных процессов саморегуляции и регуляторно - личностных свойств.

Определение уровня силы воли.

Определение уровня волевых усилий.

Выявление эмоционального фона.

Методика «Самооценка Дембо – Рубинштейн» (модификация А. М. Прихожан)

Опросник «Стиль саморегуляции поведения-98» – ССП-98 (Моросанова В.И)

Методика по определению силы воли в разработке Р. С. Немова.

Самооценка силы воли (Н. Н. Обозов)

Проективная методика «Карта эмоциональных состояний»

4

16.05

17.05

23.05

24.05

                                                                                                                                              4 четверть по плану: 14        

                                                                                                                                                                                      дано:

        

Контрольно-измерительные материалы

Методика «Самооценка Дембо-Рубинштейн»  (модификация А.М. Прихожан)

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.

Методика Дембо-Рубинштейн Простая в... | Интересный контент в группе  Институт Психотерапии и Клинической Психологии

Инструкция: Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная - "здоровье" - не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).

  1. По каждой из шести шкал определить:

а) уровень притязаний - расстояние в мм от нижней точки шкалы ("О") до знака "х";

б) высоту самооценки - от "0" до знака "х";

в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой - расстояние от знака "х" до знака "-", если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

  1. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.

Оценка результатов:https://www.psychologos.ru/images/481dfb8ede13659601e1b44edd3df3c2.png

Интерпретация результатов:

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальный - сравнительно высокий уровень - от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов - обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он - индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 ("средняя" и "высокая" самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности - "закрытости для опыта", нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют "группу риска", их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и "защитная",

когда        декларирование        (самому        себе)        собственного        неумения,        отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.

Опросник «Стиль саморегуляции поведения-98» – ССП-98 (Моросанова В.И)

Цель работы. Определение количественных показателей основных процессов саморегуляции и регуляторно - личностных свойств.

Вводные замечания. Опросник ССП-98 состоит из 46 утверждений, входящих в состав шести шкал, выделяемых в соответствии с основными регуляторными процессами (планирования, моделирования, программирования, оценки результатов) и регуляторно - личностными свойствами (гибкости и самостоятельности). В состав каждой шкалы входят по девять утверждений. Структура опросника такова, что ряд утверждений входят в состав сразу двух шкал в связи с тем, что их можно отнести к характеристике как регуляторного процесса, так и свойства регуляции.

Инструкция. Предлагаем Вам ряд высказываний об особенностях поведения. Последовательно прочитав каждое высказывание, выберите один из четырех возможных ответов: “Верно”, “, Пожалуй, верно”, “, Пожалуй, неверно”, “Неверно” и поставьте крестик в соответствующей графе на листе ответов.

Не пропускайте ни одного высказывания. Помните, что не может быть хороших или плохих ответов, так как это не испытание Ваших способностей, а лишь выявление индивидуальных особенностей Вашего поведения.

Текст опросника

1. Свои планы на будущее люблю разрабатывать в малейших деталях.

2. Люблю всякие приключения, могу идти на риск

3. Стараюсь всегда приходить вовремя, но, тем не менее, часто опаздываю.

4. Придерживаюсь девиза “Выслушай совет, но сделай по-своему”.

5. Часто полагаюсь на свои способности ориентироваться по ходу дела и не стремлюсь заранее представить последовательность своих действий.

6. Окружающие отмечают, что я недостаточно критичен к себе и своим действиям, но сам я это не всегда замечаю.

7. Накануне контрольных или экзаменов у меня обычно появлялось чувство, что не хватило 1–2 дней для подготовки.

8. Чтобы чувствовать себя уверенно, необходимо знать, что ждет тебя завтра.

9. Мне трудно себя заставить что-либо переделывать, даже если качество сделанного меня не устраивает.

10. Не всегда замечаю свои ошибки, чаще это делают окружающие меня люди.

11. Переход на новую систему заданий не причиняет мне особых неудобств.

12. Мне трудно отказаться от принятого решения даже под влиянием близких мне людей.

13. Я не отношу себя к людям, жизненным принципом которых является “Семь раз отмерь, один раз отрежь”.

14. Не выношу, когда меня опекают и за меня что-то решают.

15. Не люблю много раздумывать о своем будущем.

16. В новой одежде часто ощущаю себя неловко.

17. Всегда заранее планирую свои расходы, не люблю делать незапланированных покупок.

18. Избегаю риска, плохо справляюсь с неожиданными ситуациями.

19. Мое отношение к будущему часто меняется: то строю радужные планы, то будущее кажется мне мрачным.

20. Всегда стараюсь продумать способы достижения цели, прежде чем начну действовать.

21. Предпочитаю сохранять независимость даже от близких мне людей.

22. Мои планы на будущее обычно реалистичны, и я не люблю их менять.

23. В первые дни каникул при смене образа жизни всегда появляется чувство дискомфорта.

24. При большом объеме работы неминуемо страдает качество результатов.

25. Люблю перемены в жизни, смену обстановки и образа жизни.

26. Не всегда вовремя замечаю изменения обстоятельств и из-за этого терплю неудачи.

27. Бывает, что настаиваю на своем, даже когда не уверен в своей правоте.

28. Люблю придерживаться заранее намеченного на день плана.

29. Прежде чем выяснять отношения, стараюсь представить себе различные способы преодоления конфликта.

30. В случае неудачи всегда ищу, что же было сделано неправильно

31. Не люблю посвящать кого-либо в свои планы, редко следую чужим советам.

32. Считаю разумным принцип: сначала надо ввязаться в бой, а затем искать средства для победы.

33. Люблю помечтать о будущем, но это скорее фантазии, чем реальность

34. Стараюсь всегда учитывать мнение товарищей о себе и своей работе.

35. Если я занят чем-то важным для себя, то могу учиться в любой обстановке.

36. В ожидании важных событий стремлюсь заранее представить последовательность своих действий при том или ином развитии ситуации.

37. Прежде чем взяться за дело, мне необходимо собрать подробную информацию об условиях его выполнения и сопутствующих обстоятельствах.

38. Редко отступаюсь от начатого дела.

39. Часто допускаю небрежное отношение к своим обязательствам в случае усталости и плохого самочувствия.

40. Если я считаю, что прав, то меня мало волнует мнение окружающих о моих действиях.

41. Про меня говорят, что я “разбрасываюсь”, не умею отделить главное от второстепенного.

42. Не умею и не люблю заранее планировать свой бюджет.

43. Если в работе не удалось добиться устраивающего меня качества, стремлюсь переделать, даже если окружающим это не важно.

44. После разрешения конфликтной ситуации часто мысленно к ней возвращаюсь, перепроверяю предпринятые действия и результаты.

45. Непринужденно чувствую себя в незнакомой компании, новые люди мне обычно интересны.

46. Обычно резко реагирую на возражения, стараюсь думать и делать все по-своему.

верно

пожалуй верно

пожалуй не верно

не верно

верно

пожалуй верно

пожалуй не верно

не верно

1

24

2

25

3

26

4

27

5

28

6

29

7

30

8

31

9

32

10

33

11

34

12

35

13

36

14

37

15

38

16

39

17

40

18

41

19

42

20

43

21

44

22

45

23

46

Обработка и интерпретация результатов

Подсчет показателей опросника производится по ключам, представленным ниже, где “Да” означает положительные ответы, а “Нет” — отрицательные.

Шкала планирования (Пл):

Да 1, 8, 17, 22, 28, 31, 36

Нет 15, 42

Шкала моделирования (М):

Да 11, 37

Нет 3, 7, 19, 23, 26, 33, 41

Шкала программирования (Пр):

Да 12, 20, 25, 29, 38, 4

Нет 5, 9, 32

Шкала оценки результатов (ОР):

Да 30, 44

Нет 6, 10, 13, 16, 24, 34, 39

Шкала гибкости (Г):

Да 2, 11, 25, 35, 36, 45

Нет 16, 18, 23

Шкала самостоятельности (С):

Да 4, 12, 14, 21, 27, 31, 40, 46

Нет 34

Шкала Общего уровня саморегуляции (ОУ):

Да 1, 2, 4, 8, 11, 12, 14, 17, 20, 21,

22, 25, 27, 28, 29, 30, 31, 35, 36,

37, 38, 40, 43, 44, 45, 46

Нет 3, 5, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 19,

23, 24, 26, 32, 33, 34, 39, 41, 42

Интерпретация шкал.

Шкала “Планирование” (Пл) характеризует индивидуальные особенности целеполагания и удержания целей, уровень сформированности у человека осознанного планирования деятельности. При высоких показателях по этой шкале у субъекта сформирована потребность в осознанном планировании деятельности, планы в этом случае реалистичны, детализированы, иерархичны, действенны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются самостоятельно. У испытуемых с низкими показателями по шкале потребность в планировании развита слабо, планы подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование не действенно, малореалистично. Такие испытуемые предпочитают не задумываться о своем будущем, цели выдвигают ситуативно и обычно несамостоятельно.

Шкала “Моделирование” (М) позволяет диагностировать индивидуальную развитость представлений о системе внешних и внутренних значимых условий, степень их осознанности, детализированности и адекватности. Испытуемые с высокими показателями по шкале способны выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в адекватности программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям. В условиях неожиданно меняющихся обстоятельств, при смене образа жизни, переходе на другую систему работы такие испытуемые способны гибко изменять модель значимых условий и, соответственно, программу действий. У испытуемых с низкими показателями по шкале слабая сформированность процессов моделирования приводит к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У таких испытуемых часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что также часто приводит к неудачам.

Шкала “Программирование” (Пр) диагностирует индивидуальную развитость осознанного программирования человеком своих действий. Высокие показатели по этой шкале говорят о сформировавшейся у человека потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, детализированности и развернутости разрабатываемых программ. Программы разрабатываются самостоятельно, они гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуации помех. При несоответствии полученных результатов целям производится коррекция программы действий до получения приемлемой для субъекта успешности. Низкие показатели по шкале программирования говорят о неумении и нежелании субъекта продумывать последовательность своих действий. Такие испытуемые предпочитают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуя путем проб и ошибок.

Шкала “Оценивание результатов” (ОР) характеризует индивидуальную развитость и адекватность оценки испытуемым себя и результатов своей деятельности и поведения. Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о развитости и адекватности самооценки, сформированности и устойчивости субъективных критериев оценки успешности достижения результатов. Субъект адекватно оценивает, как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины, гибко адаптируясь к изменению условий. При низких показателях по этой шкале испытуемый не замечает своих ошибок, некритичен к своим действиям. Субъективные критерии успешности недостаточно устойчивы, что ведет к резкому ухудшению качества результатов при увеличении объема работы, ухудшении состояния или возникновении внешних трудностей.

Шкала “Гибкость” (Г) диагностирует уровень сформированности регуляторной гибкости, т.е. способности перестраивать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий. Испытуемые с высокими показателями по шкале гибкости демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств такие испытуемые легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий. При возникновении рассогласования полученных результатов с принятой целью своевременно оценивают сам факт рассогласования, вносят коррекцию в регуляцию. Гибкость регуляторики позволяет адекватно реагировать на быстрое изменение событий и успешно решать поставленную задачу в ситуации риска. Испытуемые с низкими показателями по шкале гибкости в динамичной, быстро меняющейся обстановке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, смене обстановки и образа жизни. В таких условиях несмотря даже на сформированность процессов регуляции, они не способны адекватно реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение, разрабатывать программу действий, выделять значимые условия, оценивать рассогласование полученных результатов с целью деятельности и вносить коррекции. В результате у таких испытуемых неизбежно возникают регуляторные сбои и, как следствие, неудачи в выполнении деятельности.

Шкала “Самостоятельность” (С) характеризует развитость регуляторной автономности. Наличие высоких показателей по шкале самостоятельности свидетельствует об автономности в организации активности человека, его способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать, как промежуточные, так и конечные результаты деятельности. Испытуемые с низкими показателями по шкале самостоятельности зависимы от мнений и оценок окружающих. Планы и программы действий разрабатываются несамостоятельно, такие испытуемые часто и некритично следуют чужим советам. При отсутствии посторонней помощи у таких испытуемых неизбежно возникают регуляторные сбои.

Опросник в целом работает как единая шкала “Общий уровень саморегуляции” (ОУ), который характеризует общий уровень сформированности индивидуальной системы, осознанной саморегуляции произвольной активности человека. Для испытуемых с высокими показателями общего уровня саморегуляции характерна осознанность и взаимосвязанность в общей структуре индивидуальной регуляции регуляторных звеньев. Такие испытуемые самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в большой степени осознанно. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Чем выше общий уровень осознанной саморегуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности. У испытуемых с низкими показателями по данной шкале потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения не сформирована, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. Возможность компенсации неблагоприятных для достижения поставленной цели личностных особенностей у таких испытуемых снижена по сравнению с испытуемыми с высоким уровнем регуляции. Соответственно успешность овладения новыми видами деятельности в большой степени зависит от соответствия стилевых особенностей регуляции и требований осваиваемого вида активности.

Определение у испытуемых уровней силы воли, методика по определению силы воли в разработке Р. С. Немова.

Инструкция по проведению тестирования

Тест состоит из 20 суждений. На каждое из суждений предусмотрено несколько ответов. Выберите ответ на каждый вопрос.

Тест-опросник

1. Вы задумываетесь, как ваши поступки влияют на окружающих?

а) очень редко;

б) редко;

в) достаточно часто;

г) очень часто.

2. Вы рассказываете людям то, в чем не уверены?

а) да;

б) нет.

3. Что вы цените в людях?

а) настойчивость;

б) ум;

в) умение показать себя.

4. Вы все делаете правильно?

а) да;

б) нет.

5. Быстро забываете о неприятностях, которые случаются с вами?

а) да;

б) нет.

6. Вы думаете о своих поступках?

а) да;

б) нет.

7. Среди хорошо известных вам людей вы:

а) придерживаетесь правил поведения;

б) делаете что хотите.

8. Выполняя задание, думаете о проблемах?

а) да;

б) нет.

9. Что вам подходит?

а) мечтатель;

б) везде свой;

в) старательный в работе;

г) аккуратен;

д) много думаете;

е) нервничаете.

10. При обсуждении вы:

а) высказываете, о чем думаете;

б) промолчите и не скажите ничего;

в) поддерживаете окружающих людей, но остаетесь при своем мнении;

г) своего мнения нет.

11. Вас вызвали к классному руководителю, что испытываете?

а) злость;

б) тревогу;

в) заинтересованность;

г) ничего не испытываю.

12. Вас оскорбили словами:

а) отвечаете тем же;

б) не обращаете на это внимания;

в) оскорбляетесь;

г) успокаиваетесь.

13. Работу выполнили неправильно:

а) испытываете досаду;

б) стыдно;

в) злитесь.

14. Вы сделали глупость, кто виноват?

а) сам виноват;

б) невезение;

в) по-другому сделать не получится.

15. Окружающие вас недооценивают?

а) да;

б) нет.

16. Друзья над вами шутят, то вы:

а) злитесь на них;

б) стараетесь уйти от них;

в) сами подшучиваете над собой;

г) делаете безразличный вид, но в душе злитесь.

17. Вы спешите, а нужная вещь не находится, то:

а) будете искать её;

б) уйдете, оставив вещь дома.

18. Что выведет вас из равновесия?

а) длинная очередь;

б) много людей в помещении;

в) необходимость приходить несколько раз подряд по одному и тому же вопросу.

19. Закончив с кем-то спор, вы хотите поспорить еще с этим человеком?

а) да;

б) нет;

20. Для выполнения работы вам понадобится помощник, кого выберете:

а) исполнительного, будет вам подчиняться;

б) знает свое дело, но будет спорить;

в) человека умного, но ленивого.

Оценка результатов тестирования

В таблице, помещенной ниже, указано, какое количество баллов в этой методике может получить испытуемый за тот или иной избранный ответ

https://www.wikireading.ru/img/240787_35_i_036.png

https://www.wikireading.ru/img/240787_35_i_037.png

Если сумма набранных баллов 14 и менее, то данный человек считается человеком со слабой волей.

При сумме баллов от 15 до 25 характер и воля человека считаются достаточно твердыми, а поступки в основном реалистичными и взвешенными.

При общей сумме баллов от 26 до 38 характер человека и его воля считаются очень твердыми, а его поведение в большинстве случаев – достаточно ответственным. Есть, правда, опасность увлечения силой воли с целью самолюбования.

При сумме баллов выше 38 воля и характер человека считаются близкими к идеальным, но иногда возникает сомнение в том, достаточно ли правильно и объективно человек себя оценил.

Методика по самооценки силы воли (Н. Н. Обозов)

Цель. Определить уровень волевых усилий

Инструкция. На приведенные 15 вопросов можно ответить: «да» — 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» — 1 балл, «нет» — 0 баллов. При ответе необходимо сразу ставить баллы.

Текст опросника

1) В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая Вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и вернуться к ней потом?

2) Преодолевали ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то Вам неприятное?

3) Когда попадаете в конфликтную ситуацию в школе или в быту, в состоянии ли Вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?

4) Если Вам прописана диета, сможете ли Вы преодолеть все кулинарные соблазны?

5) Найдете ли Вы силы встать утром раньше обычного, как было запланировано вечером?

6) Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7) Быстро ли Вы отвечаете на письма, смс сообщения?

8) Если у Вас вызывает страх, предстоящий полет на самолете или посещение зубного врача, сумеете ли Вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9) Будете ли Вы принимать очень неприятное лекарство, которое Вам рекомендовал врач?

10) Сдержите ли Вы данное с горяча обещание, даже если его выполнение принесет Вам немало хлопот; являетесь ли Вы человеком слова?

11) Без колебаний ли Вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?

12) Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и т.д.?

13) Относитесь ли Вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14) Самая интересная телепередача не заставит Вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?

15) Сможете ли Вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались Вам слова противоположной стороны?

Подсчитывается сумма набранных баллов: 0-12 баллов – сила воли слабая; 13-21 – сила воли средняя; 22-30 – сила воли большая.

Проективная методика «Карта эмоциональных состояний»

Цель: выявление эмоционального фона развития учащихся.

Материалы: информационные карты на каждого учащегося, листы бумаги, карандаши.

Методические рекомендации: перед началом диагностического обследования целесообразно поговорить с детьми о том, что такое эмоциональные состояния, как они проявляются у человека. Методика может использоваться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обследовании.

Инструкция. Перед тобой информационная карта, на которой представлены наиболее типичные эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях.

А теперь напиши на листе слово «школа», выбери 2–3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в школе, и нарисуй их.

Напиши слово «дом» и сделай то же самое.

Напиши слово «одноклассники (сверстники)». Как ты думаешь, какие эмоции испытывают чаще всего твои одноклассники (сверстники)? Выбери 2–3 эмоции и нарисуй их.

Напиши слово «учитель», выбери 2–3 эмоции, которые чаще всего испытывают учителя на уроках, и нарисуй их.

А теперь напиши слово «родители» и нарисуй эмоциональные состояния, которые чаще всего испытывают родители.

Вариант использования: можно предложить школьникам выбрать и нарисовать

https://psy.1sept.ru/2008/21/10-1.jpgэмоциональные состояния, которые они испытывают на отдельных уроках.

Анализ диагностического материала: определяется частота выраженности позитивных и негативных состояний.

В результате можно выявить:

  • какие эмоциональные состояния преобладают у ребенка (позитивные или негативные);
  • как он себя чувствует в школе и дома, где ему комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт (отсутствие позитивных состояний);
  • как он воспринимает окружающих людей, какой эмоциональный фон вокруг себя он ощущает.

При групповом обследовании можно определить, какие эмоциональные состояния преобладают у учащихся данного класса, как воспринимаются учениками учителя, родители, одноклассники.

Таблица сводных результатов диагностики

Диагностическая карта ФИО ____________________________________________

Как к себе относитесь

Цените ли вы себя

Взаимоотношения с окружающими

Цветные домики

Люшер

Эмоции (онлайн)

Кактус

Конфликтность

Hand - тест

Оценка уровня общительности

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

5 класс                                                                         6 класс                                                       7 класс

        

                             

                                               8 класс               9 класс                                                                                                                                                                

Импульсивность

Упорство

Терпеливость

Субъективный контроль

Настойчивость

Самооценка

Стиль саморегуляции поведения

Карта эмоциональных состояний

Уровень силы воли

Самооценка силы воли

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

                                                                                     

        

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности

Материально-техническое обеспечение программы:

Освоение занятий по программе предполагает использование игр, пазлов, демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения школьников.

Демонстрационные и печатные пособия:

  • Подборка вырезанных цветных картинок из журналов
  • Развивающие игры
  • Пазлы
  • Игра «Детективчик»
  • Игра «Съедобное – несъедобное»
  • Игра «Воображариум»
  • Игры «Башня»
  • Игра «Обезьянки»
  • Игра «Голодные стаканчики»
  • Игра «Запоминайка»
  • Подборка картинок «Найди отличия»
  • Игра: «Самолет»
  • Игра «Божья коровка»
  • Фотографии учащихся
  • тесты для 9 класса;

Приборы и инструменты демонстрационные:

  • Тканевые мешочки
  • Деревянные палочки
  • Зеркала

Технические средства обучения:

  • персональный ноутбук;
  • ноотбук ICL RA Ybook (nb2946)
  • многофункциональное устройство;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • интерактивный комплекс;
  • документ-камера;
  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программы коррекционного курса.

Список использованной литературы и источников

Учебно – методическая литература:

  1. Баранов П. В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности /П. В. Баранов, Б. В. Сазонов. – М., 1989
  2. Ильин Е. П. Психология воли /Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000
  3. Корнилов К. Н. Воля и её воспитание / К. Н. Корнилов. – М.: Знание 1957
  4. Кривцова С. В., Е. А. Мухаматулина. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками.- «Генезис», 2005
  5. Садовская В. С., Ремизов В. А.. Основы коммуникативной культуры. – Юрайт. 2016
  6. Максимов А. Как разговорить собеседника или ремесло общения. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2004.
  7. Журнал «Школьный психолог» выпускаемый издательским домом "Первое сентября", http://psy.1september.ru/
  8. Журнал «Психология», http://www.psychology.su/
  9. «Психея», http://www.psycheya.ru

Литература для учащихся:

  1. Ваш психологический портрет: популярные тесты. – Киров: Лит.-худ. Изд-во Кировского отд. СФК, 1990
  2. В. Богданович. Стань интересным собеседником. СПб.: Питер, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....