Психологический анализ урока (в таблицах)
учебно-методический материал по психологии

Жирнова Марианна Александровна

Материал содержит 18 таблиц, позволяющих проанализировать урок с различных точек зрения, отслеживая разнообразные критиерии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_analiz_uroka_tabl.docx50.85 КБ

Предварительный просмотр:

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССА (Табл.1).

1.НАЛИЧИЕ ОРИЕНТИРОВКИ

тип ориентировки;

план, в котором она производится;

характер ориентировки;

размер ориентировки;

2.ИСПОЛНЕНИЕ

наличие рациональных приемов и способов деятельности;

тяготение к нерациональным приемам;

интеллектуальная пассивность;  индивидуальная форма, фронтальная, групповая, коллективно-распределенная

З. КОНТРОЛЬ

итоговый /продукта/,

пошаговый /промежуточных стадий получения продукта/,

отсутствует.

4.ОЦЕНКА

рефлексия способа действия или решения; рефлексия отдельных операций;  

рефлексия средств деятельности;

тяготение к непродуктивным, но привычным средствам.

   СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ НА УРОКЕ (Табл.2):

1.МОТИВАЦИЯ

мотивация успехом: /индивидуального характера/,

мотивация общей неудачей,

2.ПРИНЯТИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

правильность, сохранение,

соскальзывание на другую,

утеря задачи,

3.ОТНОШЕНИЕ К ЗАДАЧЕ

как к конкретно-частной,

как к учебной, интерес,

отсутствие интереса;

4.ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ

предварительный анализ текста с целью выделения сущности; ориентировка на внешние, яркие, "сильные" признаки; соотнесение выполняемых действий и операций с условиями; отсутствие соотнесения;

но привычным средствам.

5.КОНТРОЛЬ

пошаговый,

итоговый,

продукта,

способа,

средств;

6.ОТНОШЕНИЕ К ОКАЗЫВАЕМОЙ ПОМОЩИ

запрашивает ее самостоятельно,

не принимает помощь,

на каком уровне принимает помощь;

7.ТЕМП

общий,

отдельных операций;

8.ПЛАН, В КОТОРОМ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

умственный,

словесный,

графический,

материальный;

9.ОЦЕНКА

оценка эффективности способа, поиск других вариантов решения, отсутствие оценки или подгонка решения под "ответ", шаблон.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ (Табл.3).

1.СОЗДАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

ситуативное,

целенаправленное,

внешние мотивы,

внутренние мотивы,

редукция мотивов;

2.ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

цели декларируются учителем,

формулируются учащимися,

определяются в ходе учебного диалога,

цели четкие, достижимые,

цели глобальные,

новые,

учитывающие сдвиг мотива на цель;

3. ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

новый,

частично изученный,

воспроизводимый повторно,

требующий репродуктивной деятельности,

требующий организации исследовательской деятельности,

целостный,

с "размытыми" границами;

4. СРЕДСТВА

задаются декларативно учителем,

но привычным средствам.

формулируются в результате учебного диалога;

самостоятельно выбираются учащимися на основе анализа ситуации задачи; выбираются случайно;

5. УСЛОВИЯ

научные знания,

представления и эмпирические понятия,

систематизированные,

хаотичные,

полноценные общие учебные умения и навыки,

фрагментарные умения и навыки;

6. ПРОДУКТ :

1) прямой - : достижение поставленной цели, отсутствие полноценного полезного продукта;

2) побочный - : стойкий познавательный интерес, отсутствие познавательного интереса.

 

 АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ (Табл.4).

Вид мотивов

Проявление в деятельности учащегося

Педагогическое стимулирование

1.Широкие социальные мотивы

Проявление долга, ответственности, готовность выполнить социально значимую, но не престижную работу; выполнение работы без гарантии поощрения; проявление инициативы в постановке и решении общественно-значимых задач; постановка целей, выходящих за рамки узко групповых.         

Личный пример учителя; использование лучших традиций народа, местных обычаев и традиций школы и семьи; стимулирование общения детей на высоких уровнях (духовном и игровом); подбор дидактических средств и материала с содержанием нравственного характера.

2. Позицион-ные

Желание получить социальное одобрение, повысить свой статус в группе, расширить свои социальные права, получить эмоциональную поддержку, одобрение окружающих, в том числе референтных лиц.

Похвала, одобрение с подчеркиванием реального продвижения, личностного роста; постановка перед учащимся задач, способствующих росту его социальной активности.

3.Личностного роста

Реализация потребности в самовыявлении (самоактуализации); интерес к себе как субъекту деятельности; проявление уровня притязаний в и поиск средств повышения самооценки личности; доброжелательное и уважительное отношение к попыткам делового сотрудничества и личностного взаимодействия со стороны других; принятие помощи и предложение помощи другим; личностная рефлексия и учет позиции другого.         

Дифференцированный и индивидуальный подход к обучению и воспитанию, использование положительного воспитательного потенциала детской группы; ориентировка на систему завтрашних возможностей (“зону ближайшего развития”) в организации учебно-воспитательного процесса; ознакомление учащихся с приемами анализа поведения и деятельности человека; положительный личностный прогноз будущего.

4. Познавательные

Связаны с реализацией познавательной потребности, с проявлением любознательности, “надситуативной активности”; поиск и выявление оснований способов и происхождения знаний; принципов и средств деятельности; заинтересованность в учебном сотрудничестве со сверстниками; готовность выполнять задания повышенной сложности; неудовлетворенность заданиями рутинного характера или требующими формального отношения к выполнению; привлечение внепрограммного по собственной инициативе.

Поощрение познавательной активности, интереса к отдельным предметам и учению в целом; построение обучения по 3 типу; обучения учащихся приемам и методам научного познания; использование механизма “сдвига мотива на цель” (А.Н.Леонтьев), стмулирование на основе принципа “завтрашней радости” (А.С.Макаренко); эмоциональное стимулирование умственных усилий и проявлений творчества учащихся в учении; подбор ценного в дидактическом плане материала развивающего характера; выход за рамки школьной программы без учебной перегрузки; косультирование учащихся по поводу “трудных” ситуаций (использование авторитета и положительного опыта общения).

СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ (Табл.7).          

Проявление свойств внимания

Приемы организации процесса внимания учителем

Непроизвольное

Легкость возникновения переключения и прекращения; частое отвлечение от основного объекта на посторонние дела; быстрая реакция на внешние. Новые, яркие, сильные раздражители.

Яркость, образность, эмоциональность речи, богатое интонирование; обращение к потребностям и интересам учащихся; использование внешних особенностей учебного материала; (яркость, новизна, необычность структуры); использование проблемного способа изложения учебного материала.

Произвольное

Сосредоточенное и продуктивное выполнение учебных заданий; отсутствие отвлечений на посторонние дела; произвольность (подконтрольность сознанию) поведения на уроке; сосредоточенность и некоторая напряженность в невербальных реакциях; тишина или рабочий шум в процессе работы.

Введение учителем приемов и средств рационализации деятельности; положительное эмоциональное подкрепление познавательной активности учащихся; структурирование учебного материала; четкая постановка целей деятельности, обеспечение условий введения средств их достижения; систематическое использование педагогических требований к выполнению учебных действий; подавление отвлекающих факторов (возвращение учащихся к задаче, нормируемая помощь, устранение шума, замечания, указания).

После-произвольное

Проявления надситуативной активности, поиск нового варианта выполнения заданий, “красивого”, оригинального, обобщенного способа действия, отсутствие немедленной реакции на звонок по окончанию урока, более медленное, нежели обычно, переключение внимания в силу высокой концентрации на объекте; Положительно эмоционально окрашенные вербальные и невербальные реакции по ходу выполнения деятельности; сожаление по поводу прекращения деятельности.

Создание соревновательных ситуаций, а также сотрудничество; подбор разнообразных, интересных заданий, допускающих вариативность деятельности; использование задач с “ловушками”, материала проблемного характера, малых творческих задач; уважительное отношение к попыткам учащихся “докопаться до сути”, обеспечение дифференцированного обучения и индивидуального подхода к учащимися; учет их потребностей и интересов.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ НА УРОКЕ /Табл.5/.

Потребности личности

Проявление в поведении

Педагогическое стимулирование

1. Познавательная

Быстрое принятие задачи; доброжелательность; выраженное желание действовать; вступление в диалог с учителем или другими учащимися; использование материала, выходящего за пределы программы.

Поощрение форм активности учащегося (вопросы по поводу предмета исследования, поиск дополнительной информации и новых способов решения, инициатива в организации совместной учебной деятельности); оказание нормируемой помощи.

2.Потребность в общении

Готовность к общению, выражающаяся в умении выслушивать учителя и учащихся; умение прислушиваться к мнению других и отстаивать свою точку зрения; высказывание оценочных суждений с последующей аргументацией; участие в коллективном обсуждении (полилоге) с ориентировкой на общественно-полезные (ценные) цели.

Введение проблемного материала, стимулирующего мотивацию общения учащихся по поводу решения задачи (мотивация неудачей); постановка проблемных вопросов, в том числе создающих когнитивный диссонанс; постановка альтернативных целей; побуждение к доказательствам и вариативности способов деятельности; поощрение к принятию ответственности и к согласованию действий членов учебной группы в процессе деятельности.

3.Потребность в самоактуализации

Проявление интереса к средствам и способам самопознания; демонстрация индивидуальных предпочтений, избирательность восприятия объектов познавательной деятельности; стремление опираться на собственные возможности и реализовывать их, не откладывая на будущее; интерес к проблемам самовоспитания.         

Ознакомление учащихся с общественно одобряемыми средствами и способами самоактуализации; проведение дифференцированного обучения и индивидуального подхода к личности учащегося; оказание помощи в организации самовоспитания; стимулирование формирования самообразовательных умений.

4.Цели личности и уровень ее притязаний

Соотнесение целей с реальностью; критическая оценка своих возможностей в достижении целей; выстраивание целей в некоторой последовательности (иерархии); постановка легко достижимых целей, довольствуясь малым и не пытаясь выяснить свои возможности или же начиная действовать без учета ситуации и без ориентировки;; не снижает притязаний в случае неуспеха; склонность винить в своих неудачах других; аффект неадекватности.         

Опора на данные о глубине “зоны ближайшего развития” учащегося; оптимистический прогноз его деятельности; предупреждение возможных срывов, неудач, аффективных состояний; недопущение психического и физического перенапряжения учащегося; поддержка настойчивости в достижении поставленных целей; фиксация реальных успехов, стимулирование интереса к самопознанию и саморегуляции; использование приемов убеждения; личный пример.

5.Самооценка и перспективы личности

Заниженная проявляется в пассивности, конформности, отсутствии выраженной положительной реакции на похвалу учителя; невысокой активности в постановке целей и поиске путей их достижения; завышенная самооценка проявляется в отсутствии коррекции поведения при столкновении с неудачами, которые воспринимаются как случайные; приписывании ответственности за свои ошибки другим; относительно адекватная самооценка связана с проявлением таких личностных черт, как рефлексия и эмпатия, а также в умении встать на позицию другого, увидеть себя глазами других; стремлении исправить допущенные ошибки, не дожидаясь, критики.         

Ознакомление учащихся с эталонами, критериями, способами деятельности; эмоциональная поддержка и другие виды дозируемой помощи; организация деятельности учащихся с учетом принципов развивающего обучения; объективность оценок, педагогический такт и педагогическая этика; позитивный прогноз перспектив развития учащегося; ученики побуждаются к самооценке и само коррекции; оценка действий школьников отличается от личного отношения к нему педагога; избегание прямых указаний и подмены деятельности учащегося своей.

ПРОЯВЛЕНИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ НА УРОКЕ (Табл.8).

Свойства внимания

Основные проявления

1. Устойчивость

Сосредоточенность на объекте, сопротивляемость внешним раздражителям; Темп работы, соответствующий типу нервной системы учащегося.

2.Рассеянность

“Скользящее” внимание, невозможность сосредоточиться на одном каком-то объекте; постоянное возвращение назад в виду незавершенности борьбы мотивов, особой ценности объекта или самой деятельности.

3. Отвлечение

Непроизвольное “сползание” внимания на другие объекты ввиду утраты ценности мотива деятельности, снижение эмоциональной напряженности; Утомляемость, монотония, рутинность деятельности. Недисциплинированность.

4. Переключение

Сознательная и быстрая смена объекта деятельности; Быстрый переход от одного вида деятельности к другому; Сохранение представления о целях деятельности.

5. Распределение

Одновременное удержание в активном поле сознания одновременно нескольких объектов или совмещение нескольких видов деятельности; Успешное выполнение нескольких дел одновременно благодаря автоматизации некоторых из них.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ. /Табл.6/.

Вид взаимодействия

Содержание общения

1. Предъявление учителем нового учебного материала

1). Авторитарный стиль общения с учащимися: декларирование целей введения нового материала без выяснения наличия соответствующей базы для его восприятия и понимания; невнимание к организации ориентировочной деятельности учащихся; отсутствие дифференциации в обучении и индивидуального подхода; отсутствие рефлексии средств и способов взаимодействия с учащимися; тяготение к стандартизованному и низким уровням общения; авторитаризм; отрицательное прогнозирование результатов деятельности учащихся.

2). Неустойчивый (либеральный, попустительствующий) стиль общения с учащимися: непоследовательность в постановке и достижении целей и прочих организационных моментов учебно-воспитательного процесса; принятие внешних проявлений активности учащихся за наличие познавательного интереса и творческого подхода к учебному материалу; перекладывание некоторых ответственных действий на учащихся без предварительной подготовки под предлогом предоставления им самостоятельности; бессистемность, а вследствие этого, ненадежность педагогического руководства детской группой.

3). Демократический стиль в общении: учет возрастных и индивидуальных особенностей психики учащихся при организации ориентировки и введении нового учебного материала; получение “обратной связи” непосредственно в момент введения учебного материала непосредственно в момент введения нового учебного материала благодаря проблемному способу изложения; варьирование методических приемов и средств в зависимости от типа урока и психических состояний учащихся, отношения учащихся к учебном предмету; устранение влияния отвлекающих внимание учащихся факторов.

2. Помощь учащимся в усвоении материала

1). Определение характера затруднений конкретного учащегося и оказание ему “нормируемой помощи” в формах:

- простого переспрашивания,

- одобрения, стимуляции,

- вопросов, помогающих осознать основания своих действий,

- критических замечаний или наводящих вопросов,

- подсказки, совета действовать определенным способом,

- демонстрации действием с просьбой повторить,

- экспериментального обучения (в индивидуальной форме, когда весь класс занят какой-то самостоятельной работой).

2). Организация учебного взаимодействия в парах или микрогруппах; рекомендации использовать те или иные источники получения информации.

3.Взаимодействие с учащимися на этапе контроля и оценки их знаний

1.Эффективность оценочных высказываний учителя (объективность, своевременность, прогностичность).

2.Модальность высказываний учителя:

а) нейтральные, малоэффективные, односложные замечания, не адресованные конкретному учащемуся и не сопровождающиеся другими приемами педагогического стимулирования;

б) отрицательные оценочные высказывания относительно возможностей конкретного учащегося, сбивающие и тормозящие его активность; создание ситуации неопределенности, неуверенности, тревожности; малоэффективная “моральная проповедь”, не подкрепляемая личным примером учителя, не сообразуемая с тяжестью нарушений дисциплины; раздражительный, недоброжелательный тон высказываний; сосредоточение на препирательстве с учащимся и поиске “виноватого” в ущерб рабочему времени урока, нарушение педагогического такта и профессиональной этики;

в) позитивные оценочные высказывания, стимулирующие познавательную активность, вызывающие положительные эмоции у учащихся, свидетельствующие о заинтересованности учителя в учебных успехах каждого; объективные оценки результатов деятельности учащихся с учетом их потенциальных возможностей; снятие напряженности в отношениях между учащимися, преодоление конкурентности, конфликтности; недопущение аффектации; положительный прогноз с рекомендацией перейти к более сложному виду деятельности; эмоциональное заражение положительным личным примером и внушающее воздействие словом; педагогический такт.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ НА УРОКЕ (Табл.9).

Свойства

Проявления в поведении учащегося

Педагогическое стимулирование

1.Осмысленность

Быстрое опознание знакомых предметов, отнесение его к классу или виду; попытки установить черты сходства нового незнакомого объекта с известным, соотнести его с группой или системой, сложившейся ранее; выделение “смысловых опорных пунктов” понимания или “оперативных единиц”.

Четкая постановка целей восприятия; указание специфических способов восприятия; выяснение и учет содержания личного опыта ребенка (наличие личностных смыслов); побуждения к рассмотрению объекта со всех сторон, с разных точек зрения; уточнение содержания понятий; использование приема “подведения под понятие” или “объяснения понятием”.

2. Структурность и целостность

Восприятие объекта как единого целого; выделение фигуры и фона; способность восполнить недостающие детали или компоненты объекта; определение существенных сторон и свойств воспринимаемого объекта; использование рациональных способов восприятия, лежащих в основе наблюдательности; использование оперативных единиц восприятия; кодирование и декодирование информации в соответствии с принципами перевода с одного языка на другой язык

Ознакомление с перцептивными эталонами, введение заданий на их использование; введение заданий, требующих развернутого выполнения перцептивных действий; требование классифицировать рассматриваемые объекты с опорой на инвариантные (неизменяемые) признаки и свойства; сравнение и сопоставление объектов; постановка целей наблюдения; предложение использовать средства, фиксирующие результат восприятия (схемы, графики, таблицы, описания); наводящие вопросы и другие виды дозируемой помощи

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ПАМЯТИ НА УРОКЕ (Табл.10).

Процессы памяти

Проявления на уроке

ЗАПОМИНАНИЕ

осмысленное

Введение логических схем; обучение приемам группировки материала; ознакомление учащихся с видами анализа (семантический анализ текста, эмпирический и содержательный анализ); использование занимательных и игровых элементов; использование механизма ассоциаций; учет преобладающего типа памяти (зрительного или слухового);

механическое

Введение бессмысленных рифмовок или повторений; опора на случайные ассоциации; преувеличенное внимание к пассивной наглядности.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

Полное - неполное; произвольное (на основе припоминания, с использованием мнемических действий, механизма ассоциаций, воссоздания ситуации задачи); эйдетическое (фотографически точное); трансформированное; дефектное (с утерей сущности, обусловленное узнаванием материала по внешнему сходству); редуцированное (когда под правильной формой скрывается иное содержание).

ЗАБЫВАНИЕ

Как результат:

а) перегрузки нервной системы (вытеснение травмирующих психику переживаний;

б) результат усталости;

в) использования нерациональных приемов запоминания;

г) длительного неиспользования в практике;

д) рассеянности внимания.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ (Табл.12).

ПОЗИТИВНЫЕ

НЕГАТИВНЫЕ

КРИТИЧНОСТЬ (самостоятельность)

выражается в активном поиске новых знаний и способов познания действительности и решения задач, а также в

обнаружении, исправлении и последующем учете ошибок;

вариативности способов мыслительной деятельности, “надситуативной активности” в процессе решения задачи;

рефлексии способа и средств деятельности;

запрашивании и принятии дозируемой помощи в случае возникновения тупиковой ситуации.

ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТЬ

проявляется в копировании известных способов и приемов осуществления и также

решении задач в “зоне актуального развития” без проявления “надситуативной активности”;

отсутствии самостоятельного поиска источника затруднений и ошибок;

повторении ошибочных действий и тупиковых вариантов решения;

рефлексии отдельных операций;

накоплении информации на эмпирическом уровне, “рецептурном” подходе к осуществлению деятельности.

ГЛУБИНА

проявляется в

выделении существенных, инвариантных признаков и отношений изучаемых объектов;

способности к содержательному обобщению;

осуществлении “анализа через синтез” - выделении в ходе анализа сущности более высокого порядка.

ПОВЕРХНОСТНОСТЬ

проявляется в

анализе по “элементам”, ориентировке на внешние, случайные признаки объекта;

эмпирическом уровне обобщения;

принятии узнавания материала за знание его; наличии ошибок по невнимательности и связанных с попаданием в лингвистические и др. “ловушки”.

УСТОЙЧИВОСТЬ

ума проявляется в ориентировке на инвариантные, устойчивые признаки и отношения, удержании задачи, настойчивости в достижении поставленных целей.

НЕУСТОЙЧИВОСТЬ

проявляется в затруднениях в осуществлении ориентировки, ее дефектности (неполноты, неосознанности), неоправданном переходе от одного вида действий к другим на основе эмпирического анализа, быстром прекращении деятельности при встрече с трудностями.

ОСОЗНАННОСТЬ

проявляется в способности рассказать о способах и приемах выполнения деятельности; обобщенности (понятийности) знания и способов мышления.

НЕОСОЗНАННОСТЬ

проявляется в отсутствии рефлексии способа и средств осуществления деятельности; повторении ошибок и неумении их выделить и исправить; наличии псевдопонятий, эмпирическом анализе.

ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ (Табл.11).

Свойства и характеристики мыслительной деятельности

Проявления в поведении учащихся

Педагогическое стимулирование

МОТИВАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Разные по степени выраженности проявления мотивационного отношения к началу урока (положительное, отрицательное, безразличное) и к предъявлению задачи, требующей мышления; разный уровень самостоятельности в действиях в ситуациях противоречия, проблемных, тупиковых, требующих нестандартного подхода; продолжение попыток решения задачи, несмотря на затруднения и наличие отвлекающих факторов.         

Поощрение осознанного отношения к возникающим проблемам, стимулирование познавательных потребностей и мотивов; терпимое отношение к несовершенству мыслительных действий учащихся и ознакомление их с научными способами, приемами, принципами мышления; снятие эмоционального напряжения, отрицательных эмоций от неуспеха в предшествующей деятельности; индивидуальный подход к учащимся.

РЕГУЛЯЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Анализ оснований собственной мыслительной деятельности, ее отдельных этапов и операций; использование внешних опор усвоения; материализация деятельности; участие в коллективной мыслительной деятельности; возврат к известным или незавершенным действиям; перебор вариантов с исключением неверных и неэффективных; анализ ошибок; использование приемов, способствующих повышению продуктивности мышления; постановка вопросов к тексту, анализ условий типовой задачи и превращение ее в учебную задачу.

Ориентировка учащихся на выделение сущностных характеристик, инвариантных отношений и знаний в тексте задачи; указание на необходимость использования того или иного приема; организация и поддержание внешних условий для целенаправленной мыслительной деятельности; стимулирование коллективной учебно-познавательной деятельности; снятие отрицательных

эмоциональных состояний учащихся; прекращение деятельности в случае сенсорной перегрузки; учет возрастных и индивидуальных особенностей мышления учащихся (преобладающий тип восприятия, тип памяти, темп психических реакций и др.

ПРОДУКТИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

1) продуктивное (теоретическое) мышление выражается в использовании рациональных приемов и средств мышления, планировании, выполнении операций в “умственном плане”;

2) репродуктивное (эмпирическое) мышление проявляет в стремлении использовать привычные, ранее освоенные способы, признаки и отношения объекта; рефлексия отдельных операций, неглубокое планирование; попытки использования нерациональных приемов деятельности или подмена работы мышления приемами мнемического характера.         

Обращение учащихся к рациональным приемам и способам решения задач; обучение построению ориентировки в новом материале с учетом принципов учебной деятельности; варьирование заданий по степени сложности и трудности при осуществлении индивидуального подхода; обучение с опорой на “зону ближайшего развития” учащегося; поощрение проявления самостоятельности в поиске способов решения задач, творчества в выполнении деятельности; идеи учеников разрабатываются и используются на уроке; Интерес только к конечному результату деятельности без анализа способа его получения; увлечение количественным подходом к решению задач; упование на повторение и широту привлекаемого учебного материала в ущерб глубине его анализа; отсутствие рефлексии своей мыслительной деятельности и в связи с этим отрицательное реагирование на вопросы учащихся по поводу способов и оснований выбора того или иного варианта решения.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА МЫШЛЕНИЯ

Фиксирует промежуточные цели и результаты их достижения (пошаговый контроль) и рефлексирует способ решения и степень достоверности полученного результата (итоговый контроль); демонстрирует произвольное внимание на протяжении всего урока или в процессе решения задачи; стремится найти аналогичные или иные способы решения уже завершенной и проверенной задачи.         

Возвращение учащихся на этап постановки целей, показа важности воссоздания ситуации задачи, правильного анализа ее содержания и использования научных способов оценки ее решения; учет возрастных и индивидуальных особенностей психики учащихся; введение приемов активизации внимания и мышления, разнообразного учебного материала, необычной формы его подачи; проблематизация изложения и специально допускаемые ошибки в решении для того, чтобы учащиеся их нашли; поощрение поиска нестандартных приемов и способов решения.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ (Табл.13).

ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ

ЭТАПЫ УРОКА

1.Знакомит учащихся со средствами решения задач.

2.Приветствует интуицию учащихся.

3.Позитивно высказывается об умственных возможностях учащихся.

4.Опирается на положительные эмоции.

5.Стимулирует стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и принципов решения.

6. Борется против проявления конформного мышления.

7.Развивает склонность к фантазированию.

8.Поощряет чувствительность к противоречиям.

9.Использует разнообразные задачи, в том числе имеющие несколько решений.

10.Применяет проблемный метод изложения.

11. Организует совместную деятельность учащихся.

12.Поощряет познавательную активность учащихся.

13.Приветствует проявление волевых усилий, связанных с преодолением интеллектуальных затруднений.

ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ (Табл. 14)

Вид воображения

Проявления в поведении учащихся

Педагогическое стимулирование

Репродуктивное

Учитывает опыт предшествующей деятельности, использует средства наглядности и материализации; принимает и удерживает задачу представливания.

В целевой установке стимулирует процессы воображения; введение яркого, образного материала; разъяснение основных приемов ориентировки в учебном материале; использование повторения; введение знаний, требующих репродукции, точного воспроизведения описаний свойств, признаков, состояния объекта.

Творческое

Принимает и удерживает задачу создания новых образов; активно анализирует ситуацию задачи, соотнося ее компоненты с целью; использует основные формы построения образов фантазии; актуализирует информацию о способах построения преобразования образа; в ситуации затруднения проявляет настойчивость, варьирует способы решения; изменяет ориентировку, ищет нестандартные ходы, недостающую информацию, лингвистические “ловушки”.

Введение материала проблемного характера на уровне, не допускающем его преобразования в проблемную задачу; создание воображаемых ситуаций в случае, когда деятельность не может превратиться в практическую; подведение учащихся к воссозданию ситуации творческой задачи, не задавая способ ее решения; ознакомление со средствами и способами анализа задачного материала, содействуя пониманию недостаточности известных способов решения; оказание эмоциональной поддержки и других видов дозируемой помощи; выяснение глубины “зоны ближайшего развития” конкретного ребенка с постановкой исследовательских задач, стимулирующих развитие творческого воображения

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАССАХ (Табл.17):

ОЦЕНИВАЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ

Да

Нет

Есть сомнение

1. Основные учебные умения:

1) наличие самостоятельно выделенных способов решения задач;

2) наличие знаний о происхождении и основании способов учебных действий;

3)наличие оценки и самокоррекции.

2. Успешность решения задач:

1) с полным составом необходимых и достаточных условий;

2) с избыточной (“зашумляющей”) информацией;

3) с недостаточной представленностью признаков;

4) нестандартных (малых творческих) задач.

3.Количество ошибок в проверочных (контрольных) работах:

0-2

3-5

6 и более

1) количество ошибок, самостоятельно обнаруженных и исправленных учащимися;

2)количество ошибок, обнаруженных и исправленных при нормируемой помощи со стороны учителя;

3) количество ошибок обнаруженных и исправленных педагогом в работе, сданной на проверку.

4.Сохранность знаний и способов действий с ними:

высокая

средняя

низкая

адекватное

ситуативное

неадекватное

1) определение основных научных понятий;

2) применение изученных правил в ходе выполнения практических заданий

Комплексная оценка обученности класса:

высокая

средняя

ниже среднего

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА (Табл.15).

Рассматриваемые характеристики

Проявления в поведении учащихся

Педагогическое стимулирование

Эмоциональный тон урока

Напряженное переживание положительных или отрицательных переживаний на уроке, связанных с учебной деятельностью или поведением учителя, стимулирующее или тормозящее проявление чувств учащегося.

Демонстрация спокойного, ровного отношения к учащимся, к предстоящему уроку, без аффектации или демонстрации раздражительности и прочих отрицательных эмоций с самого начала урока. Эмоциональное реагирование на учебный материал и правильное оценивание педагогических ситуаций на уроке.

Эмоциональные состояния учащихся

Положительные эмоции, связанные с владением основными компонентами учебной деятельности, интеллектуальные эмоции и положительный эмоциональный отклик со стороны учащихся, подтверждающие наличие обратной связи на уроке; эмоциональный подъем. Чувство тревоги, неуверенности, беззащитности, беспомощности; напряженное ожидание неудачи в деятельности; переживание стресса; импульсивные и аффективные реакции; амбивалентные чувства, безэмоциональность; перегруженность эмоциями, приводящие к дезорганизации деятельности.

Личностно-ориентированное педагогическое воздействие (индивидуальный подход), соответствие содержания учебного материала, формы его подачи и поведения учителя ожиданиям учащихся, использование приемов драматизации, проблемного изложения и дозируемой помощи как средств, стимулирующих положительные эмоции в процессе учебного взаимодействия. Неуверенность, тревожность, агрессивность, следование стереотипам восприятия личности учащегося; подверженность резким колебаниям настроения, раздражительность, педантизм,, нечуткость к личностной позиции ребенка; авторитарный или попустительствующий (либеральный) стиль общения с учащимся; плохое знание содержания учебного предмета и методики его преподавания; отсутствие дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся; эмоциональная холодность, отстраненность от проблем учащихся.

Эмоциональная регуляция деятельности

Жизнерадостность, вера в свои силы и поддержку со стороны близких, взрослых и друзей; доброжелательность в общении с товарищами по группе в ходе учебного взаимодействия; интеллектуальные эмоции в процессе решения задач; сопереживание, эмпатия; эмоциональная открытость, раскованность проявления чувств; принятие дозируемой помощи в форме эмоциональной поддержки со стороны учителя; подавление сильных, дезорганизующих деятельность эмоциональных переживаний.

Использование учебного материала, стимулирующего положительные эмоции; применение технических средств обучения, повышающих результативность учебной деятельности, способствующих пониманию целей деятельности, облегчающих достижение их каждым учащимся; обеспечение оптимального чередования видов знаний (в соответствии с требованиями психогигиены умственного труда); выбора организационных форм, методов и средств, в наибольшей степени воздействующих на эмоциональную сферу школьников, вызывающих у них положительный отклик, сопереживание, эмпатию; поддержание оптимального темпа урока (общего и отдельных этапов); приемы ораторского искусства (вербальные и невербальные средства стимулирования эмоций); чередование эмоционального напряжения с разрядкой (саморегуляция); преодоление последствий предшествующей невротизации, уважение к личности ребенка, увлеченность своим делом; педагогический такт и этика.

ПРОИЗВОЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ (Табл.16).

Этапы регуляции

Проявления в поведении учащихся

Педагогическое стимулирование

1. Выбор целей и мотивов деятельности

Обосновывает (в том числе в вербальном плане) цели; может соотносить цели и мотивы друг с другом (соподчинять); критически оценивает свои действия, выявляя ошибочные и учитывает их в ходе структуризации целей; не склонен немедленно менять свои намерения при усложнении деятельности.         

Обеспечивает построение ориентировочной основы деятельности в соответствии с принципами развивающего обучения (обучение с ориентировкой на “зону ближайшего развития”); стимулирует проявления настойчивости в достижении поставленных целей; оказывает дозируемую помощь в ситуации борьбы мотивов у учащегося; способствует повышению разумности, осознанности, рефлексии ориентировочных действий.

2.Побуждение к деятельности

Использует сформированные ранее психологические механизмы регуляции деятельности для включения в работу; может начать деятельность в условиях не до конца завершенной борьбы мотивов; сдерживает импульсивные и отрицательные эмоциональные реакции; при изменении целей и задач, ставящихся перед классом, принимает их на свой счет.

Стимулирует интеллектуальную активность учащихся, создает положительный эмоциональный фон предстоящей деятельности; учитывает психические состояния учащихся, в том числе дезорганизацию деятельности; корректирует планы с поправкой на время проведения урока; учитывает возрастные и индивидуальные особенности психики учащихся; по возможности не борется с нарушениями дисциплины, а использует их для организации особых форм учебной работы.

3. Осуществление деятельности

Демонстрирует “сдвиг мотива на цель” в процессе выполнения новой деятельности, не отказывается от продолжения деятельности при встрече с трудностями (усложнение условий задачи); сохраняет произвольность психических процессов, в том числе и при снижении внешней мотивации, появление отвлекающих факторов, отдаления результатов деятельности по времени.

Поощряет любые попытки продолжения и завершения работы; комбинирует внешние условия деятельности (используя проблемность, новизну, необычность материала; способствует согласованию новых знаний с усвоенными ранее; оказывает дозируемую помощь требуемого уровня; подчеркивает значимость осуществляемой деятельности; преднамеренно не замечает случайные нарушения, но немедленно и взвешенно реагирует на серьезные нарушения дисциплины.

4. Контроль

Демонстрирует умения контролировать процесс выполнения деятельности, способы ее выполнения и качество полезного продукта.

Стимулирует проявление волевых качеств личности, повышающих продуктивность выполняемой деятельности и ее подконтрольность (осознанность, рефлексивность).

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В КЛАССАХ РО (Табл.18):

ОЦЕНИВАЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Степень выраженности

высокая

средняя

низкая

1.Рефлексия способа приема и переработки информации:

1) выявление и осознание способа действия или решения;

2) рефлексивный контроль и самокоррекция.

2.Характер ориентировочной деятельности:

1) тип ориентировки:

а) эмпирический;

б) теоретический;

2) план, в котором способны осуществлять ориентировочные действия:

а) материализованный,

б) словесный,

в) умственный;

3) вторичные характеристики ориентировочной деятельности:

а) осознанность,

б) развернутость,

в) осмысленность,

г) обобщенность.        

3.Характер исполнительных действий:

1) умения работать с текстом:

а) выделение объективного состава условий задачи,

б) принятие и удержание задачи,

в) использование специальных средств анализа текста (в том числе графических),

г) оперирование условиями задачи,

д) варьирование способов действий,

е) оценочное отношение,

ж) выделение и обобщение способа решения,

з) перенос способа решения на другую реальность.

3. Характер контрольных действий:

1) наличие соотнесения получаемых промежуточных данных с условиями задачи (пошаговый контроль);

2) итоговый контроль:

а) качества полученного продукта,

б) рефлексивный контроль (способа и средств решения или действия).

4. Индивидуальные способы деятельности:

1) умение выделить целостный образ объекта;

2) умение (и предпочтение) использования материализованного, словесного или умственного плана действий;

3) склонность к учебному сотрудничеству с группой; наличие результативных нестандартных, интуитивных действий.         

5. Личностно-смысловое отношение к учебному предмету:

1) непосредственный интерес к учебному предмету в целом;

2) безразличное или нейтральное отношение;

3) эмоциональное (раздражительное) реагирование на трудности;

4) боязнь (страх) ошибок; сверхнормативная активность в учебной работе.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический анализ урока

Психологический анализ урока крайне необходим для обучения молодых учителей умению видеть и понимать класс, изучать учащихся, поддерживать с ними постоянный контакт. Такой анализ очень важен и для опы...

психологический анализ урока

Презентация   "Психологический анализ урока"...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

Психологическая цель урока:1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения т...

Психологический анализ урока Объединение «Жемчужина» Тема урока: «Изготовление поделки из бумаги: квиллинг»

ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»Психологический анализ урокаОбъединение «Жемчужина»Тема урока: «Изготовление поделки из бумаги: квиллинг»Педагог дополнительного образования: Афанасьева Н.В.На уроке присутствовал...

Психологический анализ урока Объединение «Художественная фотография»

ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»Психологический анализ урокаОбъединение «Художественная фотография»Тема урока: «Разбор творческих работ. Обработка и печать фотографий.»Педагог дополнительного образования: Зайцев...

Психологический анализ урока объединения "Ступеньки"

ГБОУ ЦДТ «Свиблово»Психологический анализ урокаОбъединение «Ступеньки»Тема урока: «Графический диктант»Педагог дополнительного образования: Новикова О.В.На уроке присутствовали:педагог-психолог Кузнец...

психологический анализ урока

Данный материал использую при подготовке и анализе урока...