Тренинговое занятие по профориентациидля учащихся с ограниченными возможностями здоровья 11 класса
план-конспект занятия по психологии (11 класс)

Энзель Татьяна Геннадьевна

Я хочу поговорить с вами о выборе профессии. Думаю, каждый из вас согласится, что выбор профессии – очень важный и ответственный процесс. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество в целом.

Конечно, успешное решение проблемы выбора будущей профессии зависит от многих обстоятельств жизни молодого человека. Но ведущую роль здесь играет умение правильно планировать свою жизнь, строить жизненный прогноз, предвидеть возможные последствия собственных решений и поступков. Целью нашей сегодняшней работы является развитие названных умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг для учащихся 11-12 классов «Путь в профессию»

Цели:

• Формировать реальные представления старшеклассников о возможностях своих профессиональных намерений;

Задачи:

• обогащение знаний учащихся о себе посредством участия в проективном упражнении;

• воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии;

• формирование актуального для подростков информационного поля по выбору профессии

Ход тренинга.

Учитель. Я хочу поговорить с вами о выборе профессии. Думаю, каждый из вас согласится, что выбор профессии – очень важный и ответственный процесс. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество в целом.

Конечно, успешное решение проблемы выбора будущей профессии зависит от многих обстоятельств жизни молодого человека. Но ведущую роль здесь играет умение правильно планировать свою жизнь, строить жизненный прогноз, предвидеть возможные последствия собственных решений и поступков. Целью нашей сегодняшней работы является развитие названных умений.

1. Знакомство и принятие правил работы

Учитель. Нам предстоит нелегкая и очень серьезная работа. Она потребует от каждого из нас осмысленности, готовности к сотрудничеству. Именно от этих факторов будет зависеть успешность нашей работы в целом.

Итак, главным принципом утверждается: с одной стороны — ваша личная активность, с другой — активность всей группы в целом, т.е. групповое взаимодействие и взаимопомощь. Если вы принимаете такие условия работы, начнем!

И начнем мы со знакомства.

1.Психогимнастическое упражнение "Знакомство"

 Каждый участник должен представиться и кратко сообщить о себе по схеме:

•​Имя.

•​Увлечения.

•​Выбрал ли для себя будущую профессию?

•​Если "да", то какую, почему?

(Перечень позиций, по которым должен быть составлен рассказ о себе, может быть изменен).

2.Упражнение «Постройтесь по росту!»

Цель: знакомство, образование группы как целого;

Все передвигаются хаотично по комнате с закрытыми глазами. По первому сигналу все замирают на месте, по второму сигналу- играющие должны открыть глаза и, не говоря не слова, выстроиться в шеренгу по росту.

Обсуждение: что получилось?  Что не получилось, почему?

3.Упражнение «Угадай профессию по дополнительным признакам». 

Цель: уточнять и расширять знания о мире профессий, учить угадывать профессию по ассоциациям.

Учитель. Сейчас я буду перечислять вам предметы, которыми пользуются люди той или иной профессии, а вы должны будете назвать эту профессию (сначала предлагается один предмет, затем добавляется каждый раз еще по одному предмету, пока профессия не будет угадана). Затем каждый из вас получит листок с названием профессий и проделает ту же самую работу самостоятельно: называет предметы, используемые в том или ином виде труда, и все остальные учащиеся угадывают профессию.

1) Ценные бумаги, деньги, банк…… банкир

2) Ведомость, отчёты, деньги, зарплата…бухгалтер

3) Трубы, ключи, ванны, раковины…..слесарь- сантехник

4). Метла, лопата, двор……………( дворник)

5). Книги, журналы, полки………….(библиотекарь)

6). Вата, халат, тонометр, шприц……….( врач)

7). Карбюратор, двигатель, ключи, автомобиль… водитель

4.Упражнение «Объявление»

 

В течение 5 минут каждый должен составить объявление о своих услугах (повар, дворник, швея, плотник), которое бы отражало профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой специалист.

 

Затем в течение одной минуты объявление зачитывается перед всеми. Группа может задавать любые вопросы по содержанию объявления, дабы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться услугами данного специалиста.

Например, «Предлагаю услуги повара, имею опыт работы, приготовлю вкусный завтрак, обед и ужин, профессионал своего дела».

5.Упражнение «Профессия на букву»

 

Цель упражнения – расширение знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.

 

Упражнение проводится в круге и носит разминочный характер.

 

   Общая инструкция:

   Учитель. Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача – показать, что мы знаем много профессий, начинающихся на эту букву, т.е. показать, насколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву.

   Ведущий называет первую букву, а участники по очереди называют профессии. Если называется незнакомая большинству участников профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь.

   Ведущему желательно больше 5 – 7 букв не предлагать, иначе игра перестанет быть увлекательной для участников. При проведении данной игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (м, н, о), постепенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я).

   При работе с большой группой можно разбиться на 2-3 команды и выяснять, какая команда является более эрудированной. При этом ведущий должен фиксировать успешность действий каждой команды на доске (например, удачный ответ отмечается плюсом, а неудачный – минусом), тогда игра станет более наглядной и интересной.

 

У ведущего в данном упражнении имеются возможности для ненавязчивой коррекции представлений учащихся о тех или иных профессиях.

 

6. Упражнение. Человек – профессия

 

Цель: на ассоциативном, образном уровне научиться соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить готовность школьников различать профессиональные стереотипы.

 

Условия: Игра проводится в круге, рассчитана на количество игроков от 6-8 до 15-20. Время одного проигрывания – от 7-10 до 15 минут.

 

Процедура:

 

Общая инструкция: Учитель сообщает: «Сейчас мы загадаем любого из сидящих в круге, а кто-то постарается отгадать этого человека. Но отгадывать он будет с помощью одного единственного вопроса: с какой профессией этот человек (загаданный) ассоциируется, т.е. общий облик человека какую профессию больше всего напоминает? Каждый по кругу должен будет называть наиболее подходящую для загаданного профессию. Профессии могут повторяться. После этого у отгадывающего будет возможность подумать немного (примерно 30-40 секунд) и называть свои варианты отгадки. Интересно, какой по счету вариант будет правильным?»

По желанию выбирается доброволец – отгадывающий и отправляется на некоторое время в коридор, а остальные быстро и тихо (!) выбирают любого из присутствующих.

 

При этом загаданным может быть и сам отгадывающий, ведь вернувшись из коридора, он также будет сидеть во время игры в круге.

 

Приглашаете отгадывающего, он садится в круг и начинает всем по очереди задавать вопрос: «С какой профессией ассоциируется загаданный человек?». Каждый должен быстро дать ответ (ответ должен быть правильным и в то же время не являться откровенной подсказкой).

 

После того, как все дали свои варианты ассоциаций, отгадывающий думает недолго и начинает называть тех, кто, по его мнению, в наибольшей степени соответствует названным профессиям.

 

7.Викторина.

-Кем был Печкин – персонаж произведения Э. Успенского «Трое из Простоквашино»? (почтальон)

-Профессия героя сказки Корнея Чуковского, который пришёл на помощь заболевшим жителям Африки. (доктор)

-Кем был старик из сказки о золотой рыбке А.С. Пушкина? (рыбак)

-Какой профессии научились три поросёнка, когда строили свои домики? (строитель).

- Профессия дяди Стёпы из стихотворения С.В. Михалкова. (милиционер)

- Кто спас Красную шапочку? (охотники)

- Кем стали животные из Бремена - осёл, собака, кот и петух? (музыканты)

8. Упражнение: «Ящик профессий»

Из ящика я буду доставать различные предметы. Вы по очереди подходите, опускаете руку в коробочку, ощупываете предмет и выдвигаете вариант, какой профессии он может принадлежать.

9.Упражнение: «Кому это надо?»

Учитель. Итак, я называю предмет, а вы представителя профессии, которому он необходим.
Указка - учитель, экскурсовод.
Ножницы - портной, парикмахер.
Автомобиль – водитель.
Молоток – плотник, столяр.
Кисть, краски – художник.
Компьютер – программист.
Кассовый аппарат – кассир.
Кастрюля – повар.
Скрипка – музыкант.
Подъемный кран – крановщик.
Свисток – тренер, милиционер.

10. Рефлексия

Ответьте на вопросы.

  • Готов ли вы к выбору профессии?
  • Расширились ли ваши знания о профессиях?
  • Какой новый опыт вы приобрели во время прохождения тренинга и что нового узнали?

•​Имя.

•​Увлечения.

•​Выбрал ли для себя будущую профессию?

•​Если "да", то какую, почему?

1) Ценные бумаги, деньги, банк…… (банкир)

2) Ведомость, отчёты, деньги, зарплата…(бухгалтер)

3) Трубы, ключи, ванны, раковины…..(слесарь- сантехник)

4). Метла, лопата, двор……………( дворник)

5). Книги, журналы, полки………….(библиотекарь)

6). Вата, халат, тонометр, шприц……….( врач)

7). Карбюратор, двигатель, ключи, автомобиль… водитель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (3-4 класс)

Рабочая программа по предмету информатика создана на основе авторской программы по информатике и ИКТ для начальной школы (автор Н.В.М...

Развитие творческой активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе проектной деятельности на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества

В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. Большинство исследователей, затрагивающих проблему ...

Развитие творческой деятельности учащихся имеющих ограниченные возможности здоровья на занятиях кружка «Естествознание».

Целью работы являлось – создание программы кружковой работы по направлению «естествознание», которая способствовала развитию творческой деятельности учащихся.Было доказано, что занятия в кружке по ест...

Театрализованная игра как средство формирования социально-эмоционального опыта учащихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Формирование коммуникативных и социальных навыков через создание  атмосферы  радости детского творчества, сотрудничества, доброжелательного  общения со сверстниками....

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ.

Одной из актуальных задач современной специальной педагогики является формирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ. Определенно, что, ребенок в состоянии интереса усваивает материал быст...

Редкие часы методическая разработка занятия, реализация образовательной практики с учащимися с ограниченными возможностями здоровья

В последнее время все большее значение в области социальной политики России имеют проблемы, связанные с активным включением в общественную жизнь такой социальной группы как дети с ограниченными возмож...

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях коррекционно-развивающей направленности, как средство психологической разгрузки учащихся с ограниченными возможностями

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях коррекционно-развивающей направленности, как средство психологической разгрузки учащихся с ограниченными возможностями...