План работы педагога-психолога на 2023-2024 учебный год
материал по психологии

Соловьева Надежда Александровна

План работы педагога-психолога по всем направлениям деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_na_2023-2024.doc45.49 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №

к приказу от №-о

ПЛАН РАБОТЫ

педагога-психолога

на 2023-2024 учебный год

        

Целью психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательном процессе является обеспечение оптимальных условий для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей.

Реализация цели предполагает решение задач:

- своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

-помощь (содействие) обучающимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

- формирование у обучающихся зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;

- развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;

- реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и по профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов, оказание им консультативной и методической помощи по психологическим вопросам.

В контексте обозначенных задач психолого-педагогическое сопровождение реализует основные направления

− диагностика (индивидуальная и групповая);

− консультирование (индивидуальное и групповое);

− коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая), которая решает  следующие задачи:

выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

организация индивидуальных и групповых занятий для обучающихся с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);

− психологическое просвещение (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса), оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

Ожидаемый результат – социально - адаптированная личность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)), способная к профессиональному самоопределению и самостоятельному жизнеустройству.

ДИАГНОСТИКА

№п/п

Содержание работы

Используемые методы и диагностический инструментарий

Участники образовательного процесса

Сроки

Контроль

Отметка о выполнении

(сроки)

1

Диагностика школьной мотивации и адаптации обучающихся 1 класса и вновь прибывших в школу.

Наблюдение

Анкетирование

Методика Н.Г.Лускановой «Что мне нравится в школе»;

Схема экспертной оценки адаптации ребёнка к школе (для учителей и родителей) О.Л.Соколова, О.В.Сорокина, В.И.Чиркова.

1 класс

Вновь поступившие обучающиеся.

Сентябрь – октябрь

 и по мере поступления

Составление аналитической справки

Разработка рекомендаций

2

Диагностика адаптации к обучению в 5 классе (уровень школьной мотивации, психологический климат, самооценка, межличностные отношения, уровень агрессивности) (мониторинг)

1. «Социометрия» авт. Морено;

2. Методика изучения учебной мотивации М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина.

3. Анкета «Как определить состояние психологического климата

в классе» Федоренко Л.Г.

.Схема экспертной оценки адаптации ребёнка к школе (для учителей и родителей) О.Л.Соколова, О.В.Сорокина, В.И.Чиркова.

5 классы

Октябрь-ноябрь

Апрель

Составление аналитической справки. Разработка рекомендаций классным руководителям. Выявление детей с дезадаптацией.

3

Диагностика психологического климата в школе и классе (отношения со сверстниками, с педагогами, навыки общения, отношение к школе) (мониторинг)

Наблюдение

Анкета

«Как определить состояние психологического климата

 в классе» Федоренко Л.Г.

1-9 классы

Декабрь

Май

Составление аналитической справки

4

Диагностика выявления жестокого обращения с детьми в школе, дома и на улице

Анкетирование

5-9 классы

Январь

Аналитическая справка.

5

Диагностика риска суицидального поведения у  обучающихся

1.Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков (А.Н. Волкова) 2.Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой) 3.Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер) 4. Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва)

7-9 классы

Февраль

Разработка планов групповой и индивидуальной коррекционной работы

6

Диагностика профессиональных склонностей и профессиональной направленности обучающихся

ДДО Е.С.Климова (тест «Я предпочту»)

8 и 9 классы

Февраль

Аналитическая справка.

7

Диагностика психологической атмосферы в педагогическом коллективе, эмоционального выгорания педагогов (мониторинг)

1. Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко

2.Тест. (М.И. Станкин)

Сформирован ли у Вас педагогический такт?

Педагоги, воспитатели

Март

Индивидуальная работа с педагогами

8

Диагностика эмоционально-волевой и познавательной сфер обучающихся по запросу администрации школы, педагогов, родителей

В соответствии с запросом.

Все классы

В течение года

Составление психологической характеристики. Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса

9

Мониторинг уровня агрессии у подростков «группы риска»

1.Опросник Басса – Дарки, модификация Резапкиной Г.В. 

6 - 9 классы

«группа риска» и ВШУ

Апрель

Разработка планов групповой и индивидуальной коррекционной работы

10

Индивидуальное психологическое обследование обучающихся, вновь поступивших в школу.

В соответствии с запросом

Методика ППД познавательного развития детей Е. Стребелевой.

Тест Д.Векслера а адаптации М.Н.Ильиной

Вновь поступившие обучающиеся.

В течение года

Заключение.

Составление характеристики.

11

Мониторинг школьной мотивации и адаптации обучающихся, вновь прибывших в школу.

Методика Н.Г.Лускановой «Что мне нравится в школе»

Вновь прибывшие в школу.

Май

Аналитическая справка.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

№п/п

Содержание работы

Участники образовательного процесса

Сроки

Контроль

Отметка о выполнении

1.

Психологическое сопровождение обучающихся в рамках ФГОС О УО (ИН)

Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

1- 3 классы

Сентябрь-май

Программа по организации  психологического сопровождения обучающихся 1-4 класса с УО (ИН) в соотв. с треб ФГОС УО (ИН) курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов

 Журнал учета КРЗ

2.

Психологическое сопровождение обучающихся в рамках ФГОС О УО (ИН)

Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

5-8 классы

Сентябрь-май

Программа по организации психологического сопровождения обучающихся 5-8 класса с УО (ИН) в соотв. с треб ФГОС УО (ИН) курс «Психокоррекция» для обучающихся 5-8 классов

Журнал учета КРЗ

3

Разработка плана мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида.

Дети-инвалиды

Сентябрь

План мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации

Журнал учета КРР

4

Коррекция агрессивного поведения обучающихся.

5-9 классы

В течение года

Программа коррекции агрессивных состояний

По результатам диагностики Журнал учета КРР

5

Занятия (групповые и индивидуальные) для обучающихся со школьной дезадаптацией.

1, 5 класс, вновь прибывшие

В течение года

По результатам диагностики Журнал учета КРР

6

Занятия (групповые и индивидуальные) по обучению методам релаксации, коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы с использованием сенсорной комнаты

1-3 классы

5-9 классы

Сентябрь - май

Программа «Волшебный мир сенсорной комнаты»,  курс «Психокоррекция»

Журнал учета КРР

7

Проведение недели «Безопасный Интернет»

(совместно с социальным педагогом)

5-9 классы

Октябрь

План проведения

Конспекты мероприятий

8

Тренинг межличностных отношений

 9 класс

22 ноября

Конспект тренинга

Журнал учета КРР

9

Неделя правовых знаний (в рамках работы уполномоченной по правам ребенка школы) совместно с социальным педагогом

1-9 классы

Ноябрь

План проведения

Конспекты мероприятий

10

Проведение недели психологии и логопедии (совместно с учителем логопедом)

6-9 классы

Декабрь

План проведения недели

Конспекты мероприятий

11

Проведение недели «Детство без страха»

(совместно с социальным педагогом)

1-9 классы

Февраль

План проведения недели

Конспекты мероприятий

12

Тренинг « Мое психоэмоциональное благополучие»

Педагоги, воспитатели

Март

Конспект тренинга

Журнал учета КРР

13

Проведение недели психологии и логопедии (совместно с учителем логопедом)

1-5 классы

Апрель

План проведения недели

Конспекты мероприятий

14

Оказание психологической, методической помощи и поддержки педагогам и воспитателям.

Педагоги, воспитатели

В течение года

Консультации, рекомендации Журнал учета КРР

15

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми, обучающимися на дому (СИПР).

1-9 кл

В течение года

Программы коррекционно-развивающих занятий по сенсорному  и двигательному развитию, альтернативной коммуникации, предметно-практической деятельности.

16

Коррекционная и консультативная работа при исполнении обязанностей уполномоченной по правам ребенка в школе-интернате

Все участники образовательного процесса

В течение года

План работы уполномоченного по правам ребенка

17

Участие в школьных мероприятиях, областных и Всероссийских конкурсах профессионального мастерства и  художественного творчества Подготовка обучающихся.

Педагог-психолог

1-9 классы

В течение года

По мере необходимости

18

Участие в работе Ресурсного центра на базе школы.

Все участники образовательного процесса

В течение года

По плану работы Ресурсного центра

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

№п/п

Содержание работы

Участники образовательного процесса

Сроки

Контроль

Отметка о выполнении

1.

Индивидуальное консультирование обучающихся, педагогов и родителей

По запросу

В течение года

Журнал консультаций

2.

Индивидуальное консультирование по результатам диагностики

«Группа риска»

В течение года

Журнал консультаций

3

Консультации для родителей:

- межличностные отношения в семье;

- возрастные особенности развития детей;

-родительско-детские отношения;

- взаимоотношения с педагогами и воспитателями;

- личностные проблемы родителей;

- проблемы адаптации детей;

 -профессиональное самоопределение ребенка;

- разрешение конфликтных ситуаций в семье;

- взаимодействие с подростками;

-по результатам диагностики;

- поведенческие проблемы ребенка.

- особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Родители

В течение года

Журнал консультаций

4.

Групповые консультации для подростков:

- Как воспитывать в себе доброе отношение к «братьям нашим меньшим»

- Как уберечь себя в сети Интернет и при использовании мобильной связи

- Этика сетевого общения

-Что делать в случае жестокого обращения дома, в школе и на улице

- Как не стать жертвой буллинга в школе

-Стресс и как с ним справиться

- Вредные привычки

- Любовь или влюбленность

5-9 классы

В течение года

 Журнал консультаций

5.

Консультации для педагогов:

- по вопросу снижения уровня агрессивности подростков;

- по вопросам взаимоотношений с обучающимися, родителями, коллегами и администрацией.

- по результатам диагностики;

- написание характеристик;

-проблемы поведения обучающихся;

- подготовка к аттестации;

- неблагоприятные эмоциональные состояния;

- консультации по индивидуальным психологическим особенностям вновь прибывших детей и детей «группы риска»;

- личностные проблемы педагогов.

- как избежать «эмоционального выгорания»

Педагоги

воспитатели

В течение года

Журнал консультаций

6.

Консультации для обучающихся:

- межличностные отношения в семье и школе;

(взаимоотношения с одноклассниками, педагогами, родителями);

- взаимоотношения с противоположным полом;

- неблагоприятное эмоциональное состояние;

- предупреждение проявления девиантного поведения

- способы снятия стрессовых состояний;

- способы взаимодействия в конфликтной ситуации;

- преодоление агрессии во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками;

- по результатам изучения профессиональных предпочтений.

5- 9 классы

Обучающиеся, состоящие на ВШУ

8, 9 классы

В течение года

Журнал консультаций

По результатам диагностики

7

Консультирование по запросу

Администрация, педагоги, родители.

В течение года

Журнал консультаций

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Содержание работы

Участники образовательного процесса

Сроки

Контроль

Отметка о выполнении

1

Участие в работе педагогических советов школы

Педагоги,

воспитатели

По плану работы школы

Темы по плану работы школы

2.

Участие в работе методических объединений:

учителей начальных классов

 учителей-предметников,

воспитателей

Педагоги,

воспитатели

Один раз в четверть

Темы по плану МО

3

Участие в общешкольных и классных родительских собраниях.

Родители

По плану работы школы и классных руководителей

Выступление, проведение анкетирования, разработка, памяток рекомендаций

4.

Подготовка информации для СМИ, электронных ресурсов, школьного сайта,  информационного стенда.

Педагоги

Воспитатели

Родители

Обучающиеся

В течение года

Журнал психологического просвещения

5.

Подготовка печатных материалов (памятки) для родителей, педагогов, касающихся вопросов адаптации, обучения и воспитания детей

Педагоги

Родители

В течение года

Подготовка памяток для родителей

6

День психолога - проведение открытого занятия

Обучающиеся 9 кл

22 ноября

План занятия

7

Продолжить ведение сайта педагога-психолога в образовательной социальной сети «Наша сеть»

Педагог-психолог

В течение года

 Адрес сайта

https://nsportal.ru/soloveva-n-a

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

№ п/п

Содержание работы

Участники образовательного процесса

Сроки

Контроль

Отметка о выполнении

1.

Подготовка кабинета к работе в новом учебному году

Педагог-психолог

Август

Готовность кабинета

2.

Составление циклограммы работы педагога-психолога

Педагог-психолог

Август

Циклограмма

3.

Разработка программ индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий

Педагог-психолог

Август-сентябрь

Программы, расписание занятий.

4.

Приобретение  и изготовление пособий и дидактического материала для диагностического обследования и коррекционно-развивающих занятий

Педагог-психолог

В течение года

Пособия, дидактический материал

5

Продолжить сбор фотоматериала в компьютерном варианте и оформление фотоальбома по психологическому сопровождению обучающихся.

Педагог-психолог

В течение года

Фотоальбом

6

Пополнение картотеки психологических игр по различным психологическим проблемам (агрессивность, тревожность, застенчивость и т.д.).

Педагог-психолог

В течение года

Картотека игр

7

Повышение квалификации, участие в веб-семинарах, областном методическом объединении педагогов – психологов, семинарах и форумах уполномоченных по правам ребенка в Ивановской области.

Педагог-психолог

В течение года

8

Участие в работе ШППк

Педагог-психолог

По плану работы ШППк

Протоколы ШППк

9

Ведение отчетной документации, обработка результатов диагностических обследований, разработка рекомендаций по результатам диагностического обследования.

Педагог-психолог

В течение года

Журналы учета работы

10

Подготовка аналитического отчета (анализа работы) педагога-психолога за текущий учебный год и плана работы на следующий учебный год.

Педагог-психолог

Май

Отчёт, план


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы педагога-психолога на 2012-2013 учебный год

План работы педагога-психолога на 2012-2013 учебный год. Мбоу Маньковская Сош...

Годовой план работы педагога-психолога на 2013-2014 учебный год

В данном разделе представлен план работы педагога-психолога на год по всем направлениям (работа с родителями, учещимися, педагогическим составом)....

Перспективный план работы педагога - психолога на 2014-2015 учебный год

Полный план работы педагога-психолога ОУ на один учебный год...

Годовой план работы педагога-психолога на 2013-2014 учебный год

Годовой план работы педагога-психолога на 2013-2014 учебный год...

План работы педагога – психолога на 2014-2015 учебный год

Вашему вниманию предлагается образец написания годового плана работы педагога - психолога ОУ....

План работы педагога-психолога на 2015-2016 учебный год.

Цель работы педагога-психолога: - психолого-педагогическое сопровождение учащихся в образовательно-воспитательном процессе школы;- сохранение психологического здоровья детей как основа для полноценног...