Мероприятие для родителей с элементами тренинга «Я и мой ребенок. Как сохранить близкие отношения»
консультация по психологии

Мехнина Татьяна Васильевна

Мероприятие для родителей с элементами тренинга

«Я и мой ребенок. Как сохранить близкие отношения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мероприятие для родителей с элементами тренинга

«Я и мой ребенок. Как сохранить близкие отношения»

Пояснительная записка

1.Проблема подростковых самоубийств (суицидов) в настоящее время приобретает особое значение в связи с их ростом. С точки зрения разных исследователей, суицидальное поведение учащается с возрастом, достигая максимума в 15-19 лет.

2.Подростковый суицид – это форма символического проигрывания: чтобы все осознали, как мало любили, не понимали, не ценили, плохо вели себя по отношению к взрослеющему ребёнку. Подросток воображает, что будет после того, как он сделает этот поступок. Но понимания того, что это его последний поступок – нет. Он представляет, что всё будет так же, как было, только уладятся конфликты.

Как у детей, так и у взрослых обшей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия с ближайшим окружением, семьёй. Считаю, что школьному психологу, соц. педагогу, классному руководителю необходимо прежде всего работать с родителями (лицами их заменяющими), чтобы предотвратить трагедию.

Практика показывает, что групповая форма работы более эффективна, поэтому я решила провести собрание с родителями обучающихся, используя элементы тренинга.

Цель: повысить педагогическую грамотность родителей в области подросткового суицида, а также оказать помощь в профилактике суицидального поведения подростков.

Необходимое оборудование: листы, ручки, изготовленный цветик-семицветик с пожеланиями, проектор, компьютер с выходом в Интернет.

Ход родительского собрания

Упражнение «Цветик-семицветик».

Создание положительной эмоциональной обстановки.

- Приглашаю вас встать в круг, зарядимся хорошим настроением и добрыми пожеланиями на всё время работы. Давайте передавать этот цветок друг другу, отрывая от него по лепесточку разного цвета с пожеланием. Передадим свои чувства, пожелания, настроение. В этом нам помогут пожелания на лепестках цветка. (Участники становятся в круг, либо сидя на месте и передают друг другу цветок, отрывая листок и говорят пожелания, которые написаны на лепестке). У каждого учителя лепесток согласно цвета лепестка участники (объединяются в группы).

Сегодня мы с вами обсудим такую серьезную тему, которая называется «Подростковый суицид». Этот вопрос, о котором многие боятся даже задумываться и отгоняют мысли о самоубийстве детей, настолько страшным и невообразимым такое многим кажется. И такое отношение к нему вполне нормально, потому что смерть сама по себе – это страшно и невообразимо. Человек не хочет умирать. В сути его биологически изначально заложен инстинкт самосохранения, выживания. Как вы думаете, где меньше всего происходят попытки суицида? Именно там, где проходят боевые действия или война. Почему же подростки пытаются покончить собой?

Давайте для начала определимся, что же такое «Суицид»?

3.Суицид – это акт самоубийства, совершаемого человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания, а также осознанный акт устранения из жизни под воздействием стрессов, острых психотравмирующих ситуаций, когда собственная жизнь утрачивает для человека смысл.

4.Согласно последним исследованиям, Россия занимает первое место в мире по числу самоубийств среди несовершеннолетних. Эта тревожная статистика вызывает глубокую озабоченность и требует внимания специалистов, общественности и государственных органов. С целью понять причины такой высокой смертности среди молодых людей, проводятся детальные исследования и разрабатываются соответствующие меры по предотвращению подобных случаев.

Основными причинами, влияющими на рост числа самоубийств среди несовершеннолетних, могут быть социальные проблемы, насилие, депрессия, а также отсутствие поддержки и помощи со стороны взрослых и системы образования. Важно отметить, что самоубийство несовершеннолетних – это серьезная проблема, которая требует комплексных мер, включая предоставление профессиональной психологической и медицинской помощи, а также улучшение среды обитания и социальной поддержки [1]

И семья – это первый социальный институт, закладывающий в воспитание личности ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
       Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему в семье учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Атмосфера напряженности и конфликтных семейных ситуаций действует на ребенка резко отрицательно. Дом перестает быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья, когда в ней царила эмоциональная связь родителей, когда они и мир их ценностей были примером для подражания. Находясь в агрессивном состоянии, взрослые не контролируют свои эмоции, не отдают отчет сказанным словам, тем самым, нанося душевную боль своему ребенку [2]

5.Более восприимчивы к суициду именно в неблагополучии семьи это:

  • Подростки, лишенные родительского внимания и заботы, жестокое обращение;
  • в 75 % их родители разведены или проживают отдельно;
  • дети, проживающие в интернатах;

дети, проживающие с приемными родителями. 

Каковы наиболее типичные причины конфликтов взрослых и их детей? Конечно, их специфика в каждой семье своя, однако, общие тенденции присутствуют. Просмотр видеоролика

https://yandex.ru/video/preview/2965049495283983907

6.Предлагаю разобрать несколько ситуаций:

Группа 1. Подросток обманул родителей: сказал, что идет в библиотеку писать сочинение, а сам отправился в кино. В семье узнали об этом случайно. Типичная реакция на эту ситуацию - конфликт.

Группа 2. В семье болезненно относятся к потенциальной опасности возникновения алкоголизма у ребенка (есть печальный опыт у одного членов семьи). И вдруг, встретив подростка с дискотеки, родители замечают, что он «навеселе». Буря эмоций. Конфликт.

Группа 3. Дочь встречается с пареньком из «неблагополучной» (по мнению родителей) семьи. Они всячески ограничивают ее общение с «предметом юношеских грез». Однажды, когда парень, решившись, пришел прямо к ним домой, чтобы увидеть девушку, родители выказали ему все, что думали по поводу «так называемой любви». Результат — море слез, конфликт, отчуждение в семье девочки. (Выступление представителей групп)

Практическое задание. Возьмите листок бумаги. Представьте, что этот лист душа вашего сына или дочери. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомните все то негативное, что было сказано вами в адрес ребенка. А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям. Что произошло с листом бумаги? - родители высказывают свои мнения.

Психолог формулирует вслух вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе детей на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

7.«Уважаемые родители! Предлагаю Вашему вниманию фильм, который был снят Роланом Быковым по заказу ЮНЕСКО в 1990 году и призван привлечь внимание общественности к такой проблеме, как насилие и жестокость по отношению к детям в семье. Предупреждение: фильм может снизить Ваше настроение, вызвать шок.

https://video.sibnet.ru/video128204-YA_syuda_bolshe_nikogda_ne_vernus____Lyuba__/

Работа в группах. Ответы на вопросы:

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы думаете, каков смысл истории, и как она относится к проблеме и тематике нашего занятия?
  2. Какие чувства вы испытывали, когда смотрели фильм? Какие желания, побуждения у вас возникали? Что вам захотелось сделать?
  3. Какой вывод мы можем сделать, видя игру ребенка с куклами? (Через игру с куклами девочка передаёт мельчайшие оттенки атмосферы своей семьи).
  4. Какой вывод Вы сделали для себя после просмотра фильма?

8.Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации.

9.Среди тех, кто намеревается совершить суицид, от 70% до 75% тем или иным образом раскрывает свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что ¾ тех, кто совершает самоубийства, до этого, по какому-либо поводу, в течении ближайших месяцев, посещают врачей, общаются с любимыми друзьями, психологом. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными.

10.Как удержать ребенка от суицида?

  1. Установите заботливые взаимоотношения с ребенком
  2. Будьте внимательным слушателем
  3. Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации
  4. Помогите определить источник психического дискомфорта
  5. Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно
  6. Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы
  7. Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.
  8. Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своем ребенке.
  9. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
  10. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все проблемы вместе с ним.
  11. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
  12. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, на компьютер не заменят ему вас.
  13. Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
  14. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами

И в заключении небольшая притча

Притча «Дети и река»

Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь.

Тот стал помогать тем, кто держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. «Разве тебе безразлична судьба детей?» — спросили спасатели. Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить». 

13.Рефлексия: методика «Неоконченные предложения».

Необходимые материалы: ручки, бумага.

Закончите предложения:

«Вначале мероприятия я чувствовал (а)….»,

«Сейчас я чувствую……»,

«Я уверен (а), что ….»,

«Я понимаю, что…»

«Теперь я знаю…»

«Информация, полученная в ходе мероприятия мне…..»

«Думаю, что…».

14.- Семья и школа – два социальных института, имеющих значительное влияние на детей. Наше воздействие будет тем эффективнее, чем полнее и глубже мы будем использовать свои возможности.

(Вручение брошюр)

- Спасибо всем за внимание! А сейчас, давайте поблагодарим друг друга. Всего вам доброго! Спасибо всем за участие, общение, взаимодействие.


Источники:

  1. https://investim.guru/gaydy-i-sovety/statistika-rossiya-lidiruet-v-mire-po-suitsidam-sredi-nesovershennoletnih
  2. https://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/roditiel_skoie_sobraniie_po_profilaktikie_suitsida_i_pravonarushienii_ia_i_moi_r
  3. https://yandex.ru/video/preview/2965049495283983907
  4. https://www.braslcrb.by/informatsiya/ctati/podrostki-i-suitsid-rekomendatsii-roditelyam
  5. http://v702.ru/pritchi-dlya-profilaktiki-suiczida/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков" У начинающего психолога много пробл...

Внеклассное мероприятие с элементами тренинга совместно с родителями"Я и моя семья"

Основная цель  мероприятия:способствовать  укреплению взаимопонимания в  семье,  повышению социально-психологической  компетентности  родителей ,развитию  комм...

"Статуя ребенка" - элемент тренинга с родителями

гармонизация детско-родительских отношений...

Родительское собрание с элементами тренинга «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам»

Цели: информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду;           развитие педагогической культуры родителей;    ...

Занятие для родителей с элементами тренинга.

Занятие для родителей с элементами тренинга....

Занятие с элементами тренинга «Конфликты в семейных отношениях и их влияние на развитие и воспитание ребёнка»

Цель: осознание родительской роли, определение истинных ценностей в своей жизни и реализация своих возможностей в воспитании ребенка.Задачи: - Научиться разрешать конфликты мирным путем, не ...