Психологическое сопровождение воспитанников в период их адаптации к условиям социально-реабилитационного центра
методическая разработка по психологии

В период адаптации ребенок остро переживает психологическое напряжение, поэтому роль педагога-психолога и воспитателя заключается в том, чтобы научить его элементам саморегуляции эмоционального состояния через систему специальных приемов и упражнений релаксационного и творческого характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение воспитанников в период их адаптации к условиям социально-реабилитационного центра

Угдыжеков Ульян Николаевич, педагог-психолог ГКУ РХ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (отделение в с.Кызлас)

Аннотация

В период адаптации ребенок остро переживает психологическое напряжение, поэтому роль педагога-психолога и воспитателя заключается в том, чтобы научить его элементам саморегуляции эмоционального состояния через систему специальных приемов и упражнений релаксационного и творческого характера.

«Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой, — мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим» (Лукиан)

При поступлении в социально-реабилитационный центр (далее – Центр) ребенок вынужден как можно скорее адаптироваться в обществе, приспособиться к новой среде жизнедеятельности. Главная задача сотрудников Центра, в т.ч. педагога-психолога, – помочь ребенку освоиться в нем. Этот период очень непрост и волнителен для ребенка, ведь приходится располагать ребенка к этому новому «дому», к новым лицам взрослых и детей.

В Центре воспитанникам предлагаются совершенно другие условия жизни, чем в привычной им семье, другая система взаимоотношений с людьми, другие ценностные ориентиры. Ни один ребенок не может мгновенно адаптироваться к «другой» жизни. Дети с неустойчивой психикой, не владеющие социально-бытовыми навыками, с деформированной системой ценностей и опытом общения не в состоянии моментально освоить систему требований и норм, на основе которых строится жизнь в Центре.

Сотрудники отделения Центра в с.Кызлас заботятся о том, чтобы в наибольшей степени удовлетворить интересы впервые или повторно поступивших в центр детей и помочь в развитии у них социально-значимых потребностей. Ведь период адаптации у всех воспитанников протекает по-разному, у каждого индивидуально: у одних детей медленно и тяжело, у других намного быстрее и легче.

Педагоги стараются сделать так, чтобы у поступивших в реабилитационный центр детей как можно скорее появились во временном коллективе друзья или хотя бы просто приятели, которые помогают восполнить образовавшийся пробел в общении с ровесниками. Взрослые всеми способами содействуют установлению доверительных отношений с ребенком, чтобы воспитанник Центра не стал закрываться от общества. Для этого применяются различные методы и приемы, например, педагог и подопечный вместе обсуждают, что хорошее и что плохое произошло в течение дня, и как можно что-то исправить или в следующий раз избежать. Подчеркивая самые незначительные достижения и успехи ребенка в различных видах индивидуальной и коллективной деятельности, педагоги формируют позитивное отношение ребенка к самому себе и в какой-то мере восстанавливают его доверие к окружающему миру, утраченное в жизни «до Центра».

Помимо доверительного общения в жизни Центра преобладает спокойная, ровная, доброжелательная атмосфера, она дает возможность ребенку стать спокойным, ненапряженным, у него исчезают многие страхи. Для ребенка важно почувствовать атмосферу домашней жизни: тон общения всех взрослых с детьми, наличие своих личных вещей (одежды, обуви, книг, игрушек); они очень радуются, когда есть возможность по-своему обустроить свою комнату или уголок у своей постели, а также если возможность найти любимый уголочек в другом месте Центра.

В период адаптации ребенок остро переживает психологическое напряжение, поэтому роль педагога-психолога и воспитателя заключается в том, чтобы научить его элементам саморегуляции эмоционального состояния через систему специальных приемов и упражнений релаксационного и творческого характера.

Таким образом, в условиях отделения социально-реабилитационного центра выполняется важнейшая социально-педагогическая задача – дать ребенку новую среду обитания, другие, новые, положительные впечатления, отличающиеся от тех, которые он испытывал ранее, вероятнее всего – в неблагополучной семье.

Список использованных источников

1. Ю.Г.Волков, В.И.Добреньков, Ф.Г.Кадария. Трудный ребенок. Ростов-на-Дону, 2015 - с.482.

2. Минкова Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи. 2014 - с.20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение к миру социальной действительности детей, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра

Приобщение ребенка к миру социальной действительности – одна из сложных и в то же время важнейших проблем. В 21 веке человек  должен быть уверен  в себе, мобилен, коммуникабелен.  Проце...

Программа психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка в период его адаптации к условиям детского дома (для детей 3 – 12 лет)

Авторы-составители:Гилёва Татьяна Александровна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5», г. НовокузнецкЕфремова Ирина Викторовна, воспитатель, МКОУ «Детский дом № 5», г. НовокузнецкШихова Татья...

Тестопластика как средство всестороннего развития личности воспитанников в условиях социально реабилитационного центра

Тестопластика для детей и взрослых способствует всестороннему развитию личности и является и является здоровьесберегающим компонентом в работе воспитателя...

Развитие творческих способностей воспитанников на занятиях прикладного творчества в процессе освоения разнообразных техник в условиях социально-реабилитационного центра

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те зна...

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних получателей социальных услуг в условиях социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних от 12 до 18 лет временного проживания Центра социальной помощи семье и детям"

В программе описано планирование деятельности, концептуальные подходы, основные цели и задачи социального педагога социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних временного проживания Це...

Программа психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка в период его адаптации к условиям детского дома

Решению проблем, возникающих в адаптационный период, способствует создание системы жизнеобеспечения ребенка, с учетом его индивидуально-личностных и физиологических особенностей. С этой целью необходи...

Технология Плейбек+ как средство социокультурной адаптации и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра

Проблема межличностных коммуникаций особенно остро стоит в подростковом возрасте, не дает гармонично развиваться и усугубляет подростковые проблемы, ее проявления могут вылиться в кризис внутрисемейны...