МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ.
методическая разработка по психологии

Людмила Михайловна Угольникова

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Оно возникает в результате накопления отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки».

Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. Напряженной педагогическую деятельность делают:

  • ситуации взаимодействия педагога с детьми (поведенческие, эмоциональные нарушения у детей, психологические особенности детей, непредвиденные конфликтные ситуации, игнорирование требований педагога);
  • ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией (расхождения во мнениях,  контроль за учебно-воспитательной работой,  перегруженность поручениями и др.);
  • ситуации взаимодействия педагога с родителями воспитанников (невнимательность со стороны родителей к воспитанию детей, расхождение в оценке ребенка педагогом и родителями и т.д.);
  • ситуации, связанные с подготовкой и прохождением аттестации.

Поэтому организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические и психологические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Опыт работы  многих исследователей показывает, что эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения профессионального выгорания является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для педагогических работников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  учреждение  

«Ушаковская средняя общеобразовательная школа»

Городского округа Лотошино Московской области

143825, Московская область, Лотошинский район,

д Ушаково, дом 51, тел.: (849628) 79-298, (849628) 79-245

электронная почта: shcool7@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ.

г. о. Лотошино 2023

Содержание.

1.

Введение

3

2.

Виды профессионального стресса

5

3.

Виды профилактики стресса

6

4.

Составляющие позитивного мышления

7

5.

Алгоритм формирования позитивного мышления

8

6.

Методы по профилактике психоэмоционального выгорания

10

7

Литература и Интернет-источники

24


Введение

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Оно возникает в результате накопления отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки».

Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. Напряженной педагогическую деятельность делают:

  • ситуации взаимодействия педагога с детьми (поведенческие, эмоциональные нарушения у детей, психологические особенности детей, непредвиденные конфликтные ситуации, игнорирование требований педагога);
  • ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией (расхождения во мнениях,  контроль за учебно-воспитательной работой,  перегруженность поручениями и др.);
  • ситуации взаимодействия педагога с родителями воспитанников (невнимательность со стороны родителей к воспитанию детей, расхождение в оценке ребенка педагогом и родителями и т.д.);
  • ситуации, связанные с подготовкой и прохождением аттестации.

Поэтому организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические и психологические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Опыт работы  многих исследователей показывает, что эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения профессионального выгорания является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для педагогических работников.

Виды профессионального стресса

Самоукина Наталья Васильевна  Кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник Психологического института Российской Академии образования выделяет  3 вида профессионального стресса информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.

           Информационный стресс связан с информационными перегрузками, когда в короткие сроки от педагога требуется быстрое осмысление и переработка большого объема сложной информации. Учитель вынужден работать без отдыха и переключения на другие виды деятельности. Так же усиливает стрессовое напряжение высокая ответственность за последствия принимаемых решений.  

          Эмоциональные стрессы (острое переживание негативных эмоций: страха, гнева, сильной тревоги, чрезмерной ответственности и др.) являются следствием неудовлетворенности работой, жесткого психологического прессинга, чрезмерного контроля, отсутствия самостоятельности и свободы в принятии решений.

          Коммуникативные стрессы педагог испытывает в различных конфликтных ситуациях в общении с детьми, их родителями, с коллегами и руководством школы.

          Стресс усиливается, если учитель испытывает нехватку профессиональных знаний и ощущает несоответствие своего характера, личностных особенностей требованиям профессии и социальным ожиданиям родителей, коллег, руководства.

Виды профилактики стресса

Стресс, как и болезнь, легче предотвратить, чем лечить. Поэтому важно научиться предотвращать появление стресса, своевременно избавляясь от негативных эмоций, физического и психологического переутомления. Существую различные виды профилактики стресса:

  • Правильное питание. На фоне нервных и физических перегрузок недостаток некоторых жизненно важных пищевых компонентов порой становится той самой причиной, которая усугубляет стрессовое состояние, а в некоторых случаях даже является прямым толчком к его возникновению.
  • Разрядка по восточным методикам (методика правильного дыхания, некоторые упражнения йоги, массаж и т. д.).
  • Плеск воды и благоухание масел (ванны, бани, контрастный душ, закаливание, ароматерапия — травяные средства для ванн, использование эфирных масел и т. д.).
  • Лекарственные настои.
  • Окружающая природа как источник положительной и отрицательной энергии(использование биоэнергетики окружающего мира — планет, растений, животных).
  • Цветотерапия(цветовая гамма интерьера может не гармонировать с нашим эмоционально — психическим состоянием).
  • Переключение на другие виды деятельности (хобби и т. д.).
  • Позитивное мышление - подразумевает собой поиск во всем происходящем положительных моментов.
  • Релаксация — расслабление организма (аутотренинг). Снятие мышечного напряжения, а затем и психологического (с помощью мелодий для релаксации и т. д.).

Составляющие позитивного мышления

Для человечества уже не секрет, что жизнь зависит от мыслей. В голове у человека каждый день проносится около 50-60 тыс. мыслей. Многие из этих мыслей не осознаны и не имеют никакого влияния на нашу жизнь. Но 1-5% мыслей - повторяющиеся. Именно они и являются преобладающими. Когда мысль постоянно повторяется, она становится убеждением и влияет на процесс принятия человеком решения. И часто эти убеждения бывают ограничивающими.

Вот тут на помощь и приходит позитивное мышление, которое состоит из:

  1. Позитивное убеждение (убеждающие высказывания с акцентом на то, что человек желает иметь, вербальная формула). «Я хочу стать психологом. Я буду пожарным. Я буду помогать людям находить конструктивный выход из проблемы. Я стану душевным другом и помощником для людей»
  2. Позитивный настрой – вера в собственный успех. «Я не умею подтягиваться. Значит, мне нужно проконсультироваться с другом, который знает, как укрепить мышцы рук и правильно дозировать количество подходов при выполнении упражнений».
  3. Позитивное восприятие – видение событий или явлений в позитивном ключе. «Идет сильный дождь. Да, я сижу, дома и не могу выйти на улицу, чтобы увидеться с подругой. Приготовлю для нее любимый фруктовый десерт, а когда дождь закончится, она сможет насладиться любимым лакомством».

Алгоритм формирования позитивного мышления

Мысли материальны. Вы получаете от вселенной то, на чем сфокусировано ваше внимание. Если вы имеете негативные мысли и зациклены на дурных событиях, то ваша жизнь наполнится одними проблемами

А при позитивном мышлении вы всегда притягиваете положительные ситуации в вашу жизнь.

Позитивное мышление создает реальность, а не просто направляет ваши мысли в нужное русло. Научившись позитивно мыслить, вы окунетесь в позитивную жизнь, потому как такие мысли способствуют положительным действиям, которые приводят к осуществлению поставленных целей.

Выработав в себе позитивное мышление, вы сможете видеть то, что не способны увидеть остальные, взгляните на ситуацию в другом ракурсе. Это произойдет потому, что вы измените, склад ума и перенаправите фокус.

Алгоритм формирования позитивного мышления очень прост и доступен для понимания каждому человеку.

Он включает в себя:

  • Выявление иррациональных мыслей и убеждений.
  • Проведение самоанализа и устранение из внутреннего диалога деструктивных речевых оборотов, обращенний к себе. Например: «у меня нет никаких сил…», «я ничего не могу изменить», «мне никто не может помочь» и пр.
  • Заменение иррациональных мыслей и убеждений на конструктивные или позитивные, способствующие мобилизации психологических ресурсов и укрепляющие уверенность в собственных силах. Например: «от меня слишком многого требуют мои руководители» заменить на «руководители верят в мои силы и возможности».

Методы по профилактике психоэмоционального выгорания

Наши мысли играют большую роль. Они могут либо угнетать наше состояние, либо поддерживать. «Негативная» мысль «гуляющая на свободе» может «инфицировать» весть организм. Один из самых эффективных способов почувствовать себя лучше – это научиться контролировать собственные мысли.

  1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.

Методика       позволяет        диагностировать        ведущие        симптомы

«эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры

Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.

Фаза стресса

СИМПТОМ

НАПРЯЖЕНИЕ

1

Переживание психотравмирующих обстоятельств

2

Неудовлетворенность собой

3

«Загнанность в клетку»

4

Тревога и депрессия

РЕЗИСТЕНЦИЯ

1

Неадекватное эмоциональное реагирование

2

Эмоционально-нравственная дезориентация

3

Расширение сферы экономии эмоций

4

Редукция профессиональных обязанностей

ИСТОЩЕНИЕ

1

Эмоциональный дефицит

2

Эмоциональная отстраненность

3

Личностная отстраненность (деперсонализация)

4

Психосоматические и психовегетативные нарушения

Инструкция.

Прочтите суждения и, в случае согласия отвечайте «Да», а в случае несогласия «Heт».

Текст опросника

  1. Организационные        недостатки        на        работе        постоянно        заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
  2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
  3. Я        ошибся        в        выборе        профессии        или        профиля        деятельности (занимаю не свое место).
  4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
  5. Теплота        взаимодействия        с        партнерами        очень        зависит        or        моего настроения - хорошего или плохого.
  6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнера.
  7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
  8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
  9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
  10. Моя работа притупляет эмоции.
  11. Я        откровенно        устал        от        человеческих        проблем,        с        которыми приходится иметь дело на работе.
  12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
  13. Взаимодействие        с        партнерами        требует        от        меня        большого напряжения.
  14. Работа с людьми приносит мне все меньше удовлетворения.
  15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
  16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
  17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
  18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
  19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
  20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
  21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
  22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
  23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
  24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
  25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
  26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
  27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной
  28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли я сделать все как надо, не сократят ли и т. д.
  29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
  30. В общении не работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
  31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
  32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
  33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
  34. Я очень переживаю за свою работу
  35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь oт них признательности.
  36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
  37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
  38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
  39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи на работе.
  40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
  41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
  42. Я        разделяю        деловых        партнеров        (субъектов        деятельности)        на приятных и неприятных.
  43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
  44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того) что касается дела.
  45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
  46. Я        иногда        ловлю        себя        на        том,        что        работаю        с        партнерами автоматически, без души.
  47. На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
  48. После        общения        с        неприятными        партнерами        у        меня        бывает ухудшение психического и физического самочувствия.
  49. На работе я испытываю постоянные физические и психические

перегрузки.

  1. Успехи в работе вдохновляют меня.
  2. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной.
  3. Я потерял покой из-за работы.
  4. На протяжении последнего года были жалобы (была жалоба) в мой адрес со стороны партнеров.
  5. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое происходящее с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
  6. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
  7. Я часто работаю через силу.
  8. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
  9. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
  10. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
  11. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
  12. Контингент партеров, с которыми я работаю, очень трудный.
  13. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю
  14. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив
  15. 64 Я в отчаянии оттого, что на работе у меня серьезные проблемы.
  16. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мною.
  17. Я осуждаю партеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
  18. Чаще        всего        после        рабочего        дня        у        меня        нет        сил        заниматься домашними делами.
  19. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
  20. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
  21. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий меня от чужих страданий, и отрицательных эмоций.
  22. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
  23. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
  24. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
  25. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я - достигаю в силу обстоятельств.
  26. Моя карьера сложилась удачно.
  27. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
  28. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
  29. Я        одобряю        коллег,        которые        полностью        посвящают        себя        людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
  30. Моя        усталость        на        работе        обычно        мало        сказывается        (никак        не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
  31. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
  32. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
  33. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
  34. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
  35. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Обработка и интерпретация данных

Определите сумму баллов, раздельно для каждого из 12 симптомов

«выгорания». Для этого выпишите название четырех шкал по каждому из симптомов. Обнаружив совпадение ответов с ключом, оцените тем количеством баллов, которое указано рядом с номером вопроса в графе «Б». Каждая шкала включает семь вопросов и максимальное количество баллов равно 30.

Подсчитайте сумму показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования симптома «выгорания». Для этого сложите результаты по четырем шкалам каждой фазы в отдельности.

Найдите итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания», подсчитав сумму показателей всех 12 симптомов

  1. Опросник выявления эмоционального выгорания MBI К. Маслач, С. Джексон (в адаптации Водопьяновой Н. Е.).

Инструкция: Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – "никогда". Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – "ежедневно". Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

Стимульный материал. Вариант теста "Профессиональное (эмоциональное) выгорание" для учителей и преподавателей высшей школы.

теста

 

Вариант теста "Профессиональное (эмоциональное) выгорание" для руководителей среднего звена

теста

Ключ к тесту "Профессиональное (эмоциональное) выгорание"

C:\Users\Секретарь\Desktop\kluch.jpg

Интерпретация, обработка результатов. В соответствии с общим "ключом" подсчитывается сумма баллов для каждого субфактора. Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю. Для этого складываются шкальные оценки трех показателей ( табл. Уровни показателей выгорания) и соотносятся с тестовыми нормами (табл.Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания). Уровни показателей выгорания.

urovni.jpg

Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания.

normi.jpg

  1. Методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора

Опросник состоит из 50 утверждений. Служит для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха).

Инструкция: прочтите внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и поставьте "+" в случае, если утверждение относится к Вам,  

"-", если вы не согласны.

В случае затруднений возможен ответ "не знаю", тогда поставьте "?".

 1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.

2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей.

3. У меня редко бывают запоры.

 4. У меня редко бывают головные боли.

5. Я редко устаю.

 6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.

7. Я уверен в себе.

8. Практически я никогда не краснею.

9. По сравнению с моими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.

 10. Я краснею не чаще, чем другие.

11. У меня редко бывают сердцебиение и одышка.

12. Обычно мои руки и ноги достаточно теплые.

13. Я застенчив не более, чем другие.

14. Мне не хватает уверенности в себе.

15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.

17. Мой желудок сильно беспокоит меня.

18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.

19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.

 20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.

21. Мне нередко снятся кошмарные сны.

22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.

 23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.

25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничего не угрожает.

26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.

27. Я работаю с большим напряжением.

28. Я легко прихожу в замешательство.

29. Почти все время я испытываю тревогу из-за кого-нибудь или чего-нибудь.

30. Я склонен принимать все слишком всерьез.

31. Я часто плачу, у меня глаза "на мокром месте".

32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.

 33. Раз в месяц у меня бывает расстройство стула (или чаще).

34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.

36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.

 37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.

 38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.

39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость и это чрезвычайно смущает меня.

40. Даже в холодные дни я легко потею.

41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.

 42. Я - человек легко возбудимый.

43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.

44. Порой мне кажется, что моя нервная система расшатана, и я вот-вот выйду из себя.

45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство людей.

47. Я почти все время испытываю чувство голода.

48. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков.

49. Жизнь для меня всегда связана с необычным напряжением.

50. Ожидание всегда нервирует меня.

Обработка результатов Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл, при неопределенном ответе ставится 0,5 балла.

Показатели ранжируются следующим образом: от 0 до 6 баллов - низкая тревожность, от 6 до 20 баллов - средняя, выше 20 баллов - высокая.

 Ключ: вопросы 1-12 ответ нет; 13-50 - ответ да

  1.  Рефрейминг.

Это способ помогает интерпретировать негативные ситуации в позитивном ключе. К примеру, спад занятости на работе дал возможность отдохнуть или заняться самообразованием. Позитивные стороны могут быть менее значимыми и даже абсурдными — главное, вообще найти их. Подробное описание этой техники приводит в книге «Поцелуй лягушку! Научись превращать проблемы в возможности».

  1. Запиши достижение.

Записывайте вечером хотя бы одно маленькое достижение текущего дня. Если его трудно найти или сформулировать, запланируйте небольшое достижение на следующий день (например, прочитать 10 страниц из книги по программированию).

  1. Я в моменте.

Ежедневно находите и записывайте 5 положительных моментов своей жизни, за которые вы испытываете благодарность. Цель: научиться держать фокус на положительных сторонах происходящего.

  1. Упражнение «+5».

Суть этого упражнения очень проста: необходимо сделать ревизию всех негативных событий, который занимают ваш разум. Для каждого негативного события нужно найти 5 выгод, 5 положительных сторон конкретной проблемы, например, вас, уволили с работы (тьфу-тьфу). Выгоды от сложившейся ситуации:

  • появилась прекрасная возможность отдохнуть немного;
  • работа все равно не приносила удовлетворения, поэтому появилась возможность найти что-то более интересное;
  • можно отоспаться;
  • отличный шанс устроится более высокооплачиваемую должность, и добиться успеха на новой работе;
  • отсутствие зарплаты – замечательный повод научиться более рационально вести личный бюджет.

Таким образом, суть позитивного мышления заключается в том, чтобы концентрироваться на положительных мыслях и воспоминаниях. Разбирать негативные ситуации и искать в них положительные моменты.

  1. Пятиминутка.

С закрытыми глазами представьте помещение, в котором вы находитесь. Мысленно, медленно обойдите всю комнату по периметру, огибая все предметы, задерживайте мысль на форме, объеме и цвете предмета, затем переходите к следующему. Сделайте глубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать мышечное напряжение во всём теле. На выдохе полностью расслабьтесь. 

  1. Общеоздоровительный текст.

Этот текст можно использовать как для проведения сеансов релаксации (в т.ч. групповых), когда кто-то (обычно психотерапевт) зачитывает этот текст спокойным (но не монотонным) голосом. Еще лучше, если ведущий занятие будет знать текст наизусть, «чувствовать» его. Можно использовать магнитофонную запись.

Если произносить этот текст про себя от первого лица, можно использовать его для самостоятельной релаксации. Но лучшие результаты, как показала практика, достигаются после нескольких групповых занятий. Несмотря на некоторую необычность, текст этот хорошо выверенный и эффективный (хотя, конечно, как и в случае других методик, есть люди, которым он не подходит).

Автор текста – Юрий Борисович Темпер, в высшей степени замечательный психотерапевт и Человек, любивший людей и стремившийся помогать им, разносторонний ученый, физиолог с широким взглядом на вещи, всегда открытый окружающему миру, познанию нового. К сожалению, сейчас его уже нет в живых.

Данный текст, как и другие тексты, произносится под музыку, по типу мелодекламации. Это способствует более быстрому погружению пациента в гипнотическое состояние.

"Расположитесь удобно. Расслабьтесь. Выберите точку перед глазами и смотрите на нее без напряжения. Не надо стараться заснуть. Принимайте спокойно то состояние организма, которое возникает во время сеанса и принимайте его. Вы погружаетесь, погружаетесь в ровное, спокойное, глубокое состояние, глубокий целебный покой. Уходит усталость, уходит беспокойство, уходит напряженность. Мозг настраивается на мои слова, и каждое мое слово действует так, как я говорю... Глубокий целебный покой ... 1-2- 3... 4-5-6... 7-8-9... Все уравновешивается, успокаивается... 10-11-12... 14-15-16... 17-18- 19... Глубокий целебный покой... Спокойна, уравновешена нервная система. На все вы отвечаете ровно, спокойно, без лишнего волнения, без лишней траты энергии, и тем избавляете себя от болезненного стресса... Никто, ничто не выводит вас из состояния спокойствия и уравновешенности, душевной легкости, радости жизни, веры в себя и свои силы... Напряженность, раздраженность, тревожность уходят, исчезают, пропадают, и на их место приходит спокойствие, уравновешенность и душевная легкость... Ощущение боли, если оно есть, уходит, исчезает, пропадает, и на место боли приходит ощущение тепла, разливающегося тепла... Ваш сон отличный. Вы быстро засыпаете, долго и крепко спите всю ночь, не просыпаясь, без всяких неприятных сновидений, а утром просыпаетесь бодрым и отдохнувшим... Ваше сердце работает спокойно, ритмично и ровно, без всяких болезненных ощущений. Кровь легко и свободно течет по широким, мягким, эластичным сосудам без всякого лишнего давления, под совершенно нормальным давлением... Ваше дыхание спокойное, свободное и легкое. Вы дышите легко и свободно и днем, и ночью, и в покое, и при физической нагрузке. Воздух легко и свободно входит в легкие, выходит из легких через широкие, свободные бронхи... Каждая клеточка вашего тела отлично снабжается кислородом... Все соки организма: желудочный, поджелудочный, желчь текут свободно, нигде не застаиваясь... Ваши защитные целебные силы, защитные целебные вещества действуют мощно, сильно, все исцеляют, восстанавливают, излечивают, очищают и уравновешивают, а что не нужно, вредно организму- рассасывают и удаляют... А сейчас вы побудете немного в состоянии глубокого погружения... Все уравновесится, придет к норме. Каждая клеточка вашего тела накопит силы, энергию, избавится от усталости... И будет происходить то, о чем я вам говорил... Глубокий, целебный покой". (В это время звучит только музыка).

Затем произносится описанный выше текст, но в будущем времени (Ваша нервная система будет спокойна и т. д.).

"А выйдете из погружения, будете отлично себя чувствовать, с ощущением прилива сил и бодрости... 1 — погруженность уходит, тело легкое, веки легкие... 2 — погруженность уходит, тело легкое, веки легкие... 3 — веки открылись, самочувствие отличное... Потянитесь, как после сна, вдохните, выдохните поглубже и полежите (посидите) немного спокойно".


Литература и Интернет-источники

  1. Глазырина Л. Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов «Люби себя» [Электронный ресурс] – 2012 г. Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/profilaktika-sindroma-yemocionalnogo- vygoranija-trening-dlja-pedagogov-lyubi-sebja.html
  2. Горбушина О. П. Психологический тренинг. Секреты проведения. / Практическая психология. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.
  3. Егорова М. В. Тренинг профилактики эмоционального выгорания для педагогов «Гореть или жить». – [Электронный ресурс] – Ресурсы образования. Портал информационной поддержки специалистов дошкольных учреждений. – 2012 г. – Режим доступа: http://www.resobr.ru/materials/46/38491/
  4. Зарубина Н. И. Профилактика эмоционального выгорания педагогов. [Электронный ресурс] – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – 2012 г. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/578061/ Комко Ю. О. Методическая разработка семинарско-практического занятия для преподавателей «Профессиональное «выгорание» преподавателя: причины и профилактика». – [Электронный ресурс] – Ю. О. Комко – 2012 г. – Режим доступа: http://5psy.ru/raznoe/professionalnoe-vigoranie-prepodavatelya-prichini-i-sposobi-profilaktiki.html
  5. Котова Е. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие. [Электронный ресурс] / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – 76 с.
  6. Макарова Г. Статья «Синдром эмоционального выгорания» / Институт консультировния ППЛ.
  7. Никифоров Г.С. Психология профессионального здоровья. – СПб: Питер, 2006. – 607 с.
  8. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002. №7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по профилактике детского суицида

Причины суицидов среди подростковТипы суицидального поведенияДиагностика, профилактика и превенция суицида и т.д....

Профилактика суицида несовершеннолетних (методические рекомендации для педагогов)

Суицид – психологическое явление. Чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил совершить самоубийство. ПРОБЛЕМА, ТРЕБУЮЩАЯ РЕШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ «СУИЦИД»; ТИПЫ СУИЦИД...

Методические рекомендации социальному педагогу по профилактике девиантного поведения у подростков из неполных семей

Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейший фактор, вызывающий отклонения в поведении детей и...

Методическая разработка занятия для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Чудесный сад моей души»

Основная задача занятия - актуализировать потребность педагогов заботиться о своем психичесом здоровье с целью профилактики эмоционального выгорания. В ходе занятия педагогов информируют о том, как мо...

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ.

Проблема профилактики синдрома эмоционального выгорания является сегодня весьма актуальной темой. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего пр...