МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ.
методическая разработка по психологии

 Проблема профилактики синдрома эмоционального выгорания является сегодня весьма актуальной темой. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. В настоящее время исследователи выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с «психическим выгоранием». Среди них такие симптомы, как агрессивные и упаднические чувства, переживания вины и зависимости, психосоматические недомогания, бессонница, негативное отношение к работе, злоупотребление алкоголем и др. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнёрами. Последствия «выгорания» могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационных) изменениях личности.Проблема профилактики синдрома эмоционального выгорания является сегодня весьма актуальной темой. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. В настоящее время исследователи выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с «психическим выгоранием». Среди них такие симптомы, как агрессивные и упаднические чувства, переживания вины и зависимости, психосоматические недомогания, бессонница, негативное отношение к работе, злоупотребление алкоголем и др. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнёрами. Последствия «выгорания» могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационных) изменениях личности.           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_vygoraniya.docx38.59 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ « СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ « АЛЬМУС»

Методическое пособие.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ.

                                                                         Составитель:

                                                                             Хачатурова Б.М.

                                                                            Педагог-психолог

г. Санкт-Петербург  2023

Содержание.

  1. Введение                                                                                                                 3

  1. Виды профессионального стресса                                                                       4

  1. Виды профилактики стресса                                                                                6

  1. Стадии и   симптомы профессионального выгорания                                       7

  1. Как избежать встречи с синдромом профессионального выгорания              9  

  1. Приемы самоподдержки                                                                                    14  

 

7. Литература и Интернет-источники                                                                  16

                                                                                                                                                                 

                       

Введение

              Проблема профилактики синдрома эмоционального выгорания является сегодня весьма актуальной темой. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. В настоящее время исследователи выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с «психическим выгоранием». Среди них такие симптомы, как агрессивные и упаднические чувства, переживания вины и зависимости, психосоматические недомогания, бессонница, негативное отношение к работе, злоупотребление алкоголем и др. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнёрами. Последствия «выгорания» могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационных) изменениях личности.Проблема профилактики синдрома эмоционального выгорания является сегодня весьма актуальной темой. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. В настоящее время исследователи выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с «психическим выгоранием». Среди них такие симптомы, как агрессивные и упаднические чувства, переживания вины и зависимости, психосоматические недомогания, бессонница, негативное отношение к работе, злоупотребление алкоголем и др. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнёрами. Последствия «выгорания» могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационных) изменениях личности.                          

Виды профессионального стресса.

Стадии развития синдрома эмоционального выгорания рассматриваются по-разному. Х. Фрейденбергер в начале своих исследований различал только две стадии: раннюю, когда чувства еще сохранены и последующую, характеризующуюся полным отсутствием эмоций . Впоследствии он выделил 12 стадий развития синдрома. На начальной стадии присутствует навязчивое стремление проявить себя, включаясь в активную деятельность. На следующих стадиях наблюдается пренебрежение к собственным потребностям, переосмысление ценностей, отрицание возникающих проблем. Наконец, на завершающей стадии мы встречаемся с феноменами отступления (апатия, человек внутренне «сдается»), деперсонализации, внутренней пустоты вплоть до полного эмоционального и физического истощения . По мнению А. Ленгле, «выгорание» начинается с отчуждения работы. Работа утрачивает свою внутреннюю ценность («радость от дела») и становится практической ценностью («средством для достижения каких-то иных целей»). Преобладает ориентация на цель, а не ценность. Готовность так много вкладывать в достижение цели выражает жизненную установку – отчего, как человек думает, что-то зависит в его жизни, при этом он, конечно, хочет, чтобы его жизнь стала ценной, достойной того, чтобы её проживать. Типично то, что синдром выгорания возникает не в чрезвычайно тяжёлые времена, а начинает медленно развиваться во время выполнения повседневной работы. Развитие синдрома выгорания в последней стадии (прекращение активности) понимается А. Ленгле, как последняя защита личности от дальнейшего разрушения, переломный момент, обращающий человека к рефлексии своих жизненных установок, и начинается этот процесс с простоя, обусловленного болезнью. Образно говоря, можно было бы сказать так: человек все, что дается ему жизнью – способности, задачи, людей – «сжигает» (утилизирует) в печи собственного психического дефицита, и в их пепле жизнь начинает остывать. Или ещё короче: «Сначала все сжигается, потом человек и себя сжигает до состояния холодного пепла» .  Эмоциональное сгорание – динамический процесс и возникает поэтапно. В.В. Бойко выделяет три фазы стресса:

  1. нервное (тревожное) напряжение – его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;

2) резистенция, то есть сопротивление, – человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

3) истощение – оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы нарастающего эмоционального выгорания. Так, у индивидуума, подверженного сгоранию первой степени, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки этого процесса. Эти признаки и симптомы проявляются в легкой форме и выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления или организации перерыва в работе. Стадия «напряжение» проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, неудовлетворенностью собой, избранной профессией, ощущением «загнанности в клетку», возникновением тревоги и депрессии. Нервное напряжение создают повышенная ответственность, трудность контингента, хроническая психоэмоциональная атмосфера и т. д. На стадии «резистенции» (сопротивления) возникают симптомы неадекватного избирательного эмоционального реагирования (черствость, неучтивость, равнодушие к коллегам, клиентам), эмоционально-нравственной дезориентации, распространения сферы экономии эмоций на вне профессиональную деятельность – общение с родственниками, знакомыми, а также редукцией и упрощением профессиональных обязанностей. Выделение данной стадии в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения, когда индивид осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. На второй стадии сгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Профессионал может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных.

 

Виды профилактики стресса.

 Побольше общайтесь с коллегами и с друзьями, обмен мнениями, разделение чувств с окружающими – уникальный способ избавления от стресса. Вне работы о работе старайтесь не говорить. Найдите в своем окружении или среди знакомых того, у кого действительно в данный момент очень тяжелая эмоциональная ситуация. Сравните свое положение с его. Найдите в своем положении несколько оптимистических признаков (можно использовать ситуацию из своего прошлого – «бывает и хуже»), необходимо в каждой стрессовой ситуации стараться отыскать что-то позитивное, представлять себе положительные результаты происходящего не зацикливаясь на отрицательных. Способы борьбы со стрессом

 Релаксация – расслабление организма (аутотренинг), снятие мышечного напряжения, а затем и психологического (с помощью мелодий для релаксации и т.д.).

 Правильное питание. На фоне нервных и физических перегрузок недостаток некоторых жизненно важных пищевых компонентов порой становится той самой причиной, которая усугубляет стрессовое состояние, а в некоторых случаях даже является прямым толчком к его возникновению.

 Разрядка по восточным методикам (методика правильного дыхания, некоторые упражнения йоги, массаж и т.д.). Плеск воды и благоухание масел (ванны, бани, контрастный душ, закаливание, ароматерапия – травяные средства для ванн, использование эфирных масел и т.д.). Лекарственные настои.

Окружающая природа как источник положительной и отрицательной энергии (использование биоэнергетики окружающего мира – планет, растений, животных). Цветотерапия (цветовая гамма интерьера может не гармонировать с нашим эмоционально-психическим состоянием).

 Переключение на другие виды деятельности (хобби и т.д.).

 Стадии профессионального выгорания:

 Первая стадия: - начинается приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний; - специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; - исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; - возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; при возвращении домой все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!».

Вторая стадия: - возникают недоразумения с получателями услуг, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; - неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии получателей услуг; – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

Третья стадия: - притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; - такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

 Симптомы профессионального выгорания.

 Психофизические симптомы: - чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); - ощущение эмоционального и физического истощения;

 - снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);                                              

7- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); - частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочнокишечного тракта;

 - резкая потеря или резкое увеличение веса;

- полная или частичная бессонница;

 - постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

 - одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности (ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений).

 Социально-психологические симптомы:

 - безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

 - повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

 - чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что что-то не так, как надо);

 - чувство гиперответственности и постоянное ощущение страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

 - общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

 Поведенческие симптомы:

- ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;

 - заметное изменение рабочего режима (сотрудник сам увеличивает или сокращает время работы, постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает);

 - трудности с принятием решений (у руководителей);

 - чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

 - невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

- дистанцирование от сотрудников и получателей услуг, повышение неадекватной критичности;

- злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

 Как избежать встречи с синдромом профессионального выгорания? 

Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться. Подбирайте дело по себе, сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам? Основные подходы к работе с профессиональным выгоранием.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Здоровый образ жизни. Удовлетворение потребности в общении.                   Удовольствие (релаксация, игра). Умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.  Условия наличия/отсутствия профессионального выгорания Существуют три условия (фактора) наличия либо отсутствия профессионального выгорания: Личностный фактор Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства (А. Пане, 1982). Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он становится достаточно неуязвимым по отношению к эмоциональному сгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствуют также неудовлетворенность профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности. Ролевой фактор Исследования показали, что на развитие выгорания существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность (X. Кюйнарпуу), а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует интеграция усилий, но при этом присутствует конкуренция (К. Кондо). А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет работника от развития синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше. Организационный фактор На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (нечеткость функциональных обязанностей) либо не получающая должной оценки. При этом негативно сказывается не раз подвергавшийся критике стиль руководства, при котором руководитель не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность (по принципу «инициатива наказуема») и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и осознания значимости, важности выполняемой работы.

 Группы профессионального риска :

Первая группа- сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Это руководители, менеджеры по продажам, медицинские работники, социальные работники, консультанты, преподаватели.

 Вторая группа- особенно быстро «выгорают» сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт.

Третья группа - люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой.

 Четвертая группа- женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей, а также прессинг в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.

 Пятая группа -работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места, а также работники, занимающие на рынке труда позицию внешних консультантов, вынужденных самостоятельно искать себе работу.  Качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания;

 Во-первых: - хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни); - высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых: - опыт успешного преодоления профессионального стресса; - способность конструктивно меняться в напряженных условиях; - высокая мобильность; - открытость; - общительность; - самостоятельность; - стремление опираться на собственные силы.

 В-третьих: - способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

 Саморегуляцией называют контроль собственного психоэмоционального состояния путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Эффекты саморегуляции:

 - эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности); - эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

 - эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности). Общие способы саморегуляции:

 - смех, улыбка, юмор;

 - размышления о хорошем, приятном;

 - различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

 - рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;

- мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); - «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах

; - вдыхание свежего воздуха;

 - чтение стихов;

 - высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так. Способы, связанные с управлением дыханием .Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации.                                                                       Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Словесное воздействие включает сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).  Использование образов обусловлено активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если  пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики. Работа с супервизором   особенно необходима в том случае, если специалист:

 • слишком вовлекается в проблему получателя услуги и теряет профессиональную объективность;

 • может застрять на такой модели помощи получателю услуги, в результате которой у него не появляется мотивация помогать себе самостоятельно;

• эмоционально вовлекается в проблему получателя услуги, особенно когда ситуация вызывает у работника собственные воспоминания;

 • продолжает выполнять свои обязанности, когда их эффективность снижается, в то время как взгляд «со стороны» и обсуждение могли бы оказаться более полезными;

 • берет слишком много работы, постоянно помогает другим и начинает страдать от «сгорания»;

 • испытывает трудности при завершении работы с получателем услуги. Запомните! Эти трудности могут коснуться каждого. Они не указывают на слабость или снижение профессионализма – это особенности деятельности специалистов «помогающих» профессий. Организация супервизии поможет справиться с ними и оценить качество услуг, предоставляемых получателям. Типы супервизии:

: • один на один – это заранее запланированная встреча с повесткой дня, чтобы обсудить и оценить конкретную работу;

 • групповая супервизия – в коллективе сотрудников совместно обсуждают и оценивают работу друг друга, участники поднимают вопросы для обсуждения, группа обсуждает каждый случай и то, как он решался;  происходит обмен опытом и знаниями.

 • неформальная супервизия – незапланированная консультация с супервизором лицом к лицу или по телефону;

 • кризисная супервизия – незапланированное обсуждение случая, который, по ощущениям работника, привел к кризисному состоянию специалиста.  Никогда не бойтесь попросить о помощи.  Не волнуйтесь по поводу «глупых» вопросов.  Никто из специалистов не должен быть в изоляции.

 Приемы самоподдержки.

  1. Прием «Вечерний пересмотр событий» (для тех, кто работает с людьми, самый губительный принцип – «Я подумаю об этом завтра»);

  2. Прием «Визуализация» – мысленное представление, проигрывание, видение себя в ситуации, которая еще не произошла. Это прием, помогающий строить реальность. Человек воображает себя делающим (или имеющим) то, к чему он стремится, и получает желаемое (10 минут перед отходом ко сну и 10 минут утром. Всего 20 минут!). Этапы визуализации: - решите, чего вы хотите добиться: буквально, четко, зримо, в цветах и красках (мысленно создайте точные картины и сцены того, чего вы хотите добиться); - расслабьтесь; - в течение 5-10 минут мысленно представляйте желаемую реальность, как будто создавая видеофильм успешных действий. Важно помнить: при визуализации нужна систематичность. Здесь главное – практика. Не надо ждать быстрых результатов. Недостаточно представить себе что-нибудь один или два раза. Результат появится, если образ отпечатывается в сознании вновь и вновь на протяжении недель и даже месяцев. Так что продолжайте упражняться в визуализации, пока ваша цель  не осуществится. Не пытайтесь оценить результаты после одной-двух попыток визуализации. Если возникнут сомнения, избегайте бороться с ними. То, против чего борешься, только сильнее укрепляется. Надо просто проигнорировать свои сомнения. Отрезать их и отбросить!

  3. Техника «Отрезать, отбросить». Она пригодна для работы с любыми негативными мыслями («у меня опять ничего не выйдет...», «все это без толку» и пр.). Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, — немедленно «отрежьте ее и отбросьте», сделав для этого резкий, «отрезающий» жест левой рукой и зрительно представив, как вы отрезаете и отбрасываете эту мысль. После этого отбрасывающего жеста продолжайте дальше заниматься визуализацией: поместите на место удаленной негативной мысли другую (конечно же, позитивную). Все встанет на свои места.

4. Техника «Лейбл, или Ярлык». Если в голову пришла негативная мысль, надо мысленно отстраниться от нее и наблюдать за ней со стороны, но не позволять этой мысли завладеть собой. Некоторые считают, что действие этой техники усиливается, когда вы представите, что не просто «вытащили» негативную мысль вовне, но произвели в воображении некоторые действия над ней. К примеру, представили, как будто брызнули на нее краской из баллончика, пометили ее (ядовито-зеленая, канареечно-желтая...) и уже теперь наблюдаете со стороны. Негативные мысли имеют силу только над вами и только в том случае, если вы реагируете на них страхом, тревогой. Они получают эту силу от вас. Как только вы перестаете на них реагировать, они теряют власть. Скажите: «Это всего лишь негативная мысль!»

5.Техника «Преувеличение». Как только обнаружится негативная мысль, преувеличьте ее до абсурда, сделайте ее смешной.

6. Техника «Признание своих достоинств». Помогает при излишней самокритичности. Одно из противоядий – осознать, что вы, так же как и другие люди, не можете и не должны быть совершенством. Но вы  достаточно хороши для того, чтобы жить, радоваться и, конечно, быть успешным.

7.Самоподдерживающий прием. Каждый день, когда вы стоите перед зеркалом и собираетесь на работу, уверенно смотрите в зеркало, прямо в глаза самому себе и говорите не менее трех раз: «Я, конечно, не совершенство, но достаточно хорош (хороша)!». При этом неплохо, если вы улыбнетесь себе!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Профилактика эмоционального выгорания у специалистов организаций социального обслуживания: метод. пособие [Электронный ресурс] / сост. Е.В. Суворова; под ред. Л.И. Ачекуловой. – Красноярск, 2017. – 63 с.

 Kondo, K. Burnout syndrome [Текст] / К. Kondo // Asian Medical J. - 1991. - N 34 (11).

 Борисова, М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов [Текст] / М. В. Борисова // Вопросы психологии. – 2005. – № 2.

 Жарикова, А. С. Эмоциональное выгорание у социальных работников [Текст] / А.С. Жарикова // Социальная работа и сестринское дело в системе здравоохранения и социальной защиты населения: проблемы профессиональной деятельности и перспективы подготовки кадров: материалы межрегион. науч.-практ. конф. 22-23 апреля 2008 г. / под ред. К.В. Кузьмина. – Екатеринбург: Урал. гос. мед. акад., 2008. – 459 с.

 Колесин, А. Н. Применение арт-терапии в профилактике профессионального выгорания специалистов Центра восстановительного лечения [Электронный ресурс] /

 А. Н. Колесин // Арт-терапия в практической деятельности: материалы междунар. науч.-практ. конф. 27-28 ноября 2015 года / ред. Ю. П. Платонов. – СПб. : СПбГИПСР, 2015. – 154 с.

Колесин, А. Н. Синдром профессионального выгорания специалистов помогающих профессий. Авторская программа [Электронный ресурс] /

 А. Н. Колесин СПб.: Инновационно-образовательный центр «Северная столица».

 Кюрнарпуу, Х. Синдром сгорания [Текст] /

 Х. Кюрнарпуу // Социально – психологические исследования / под ред. Х. Миккина. – Таллинн, 1984.

 Маслач, К. Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие [Текст] / К. Маслач. – 1982.

 Осухова, Н. Г. Профилактика профессионального выгорания. Практикоориентированный семинар [Текст] / под ред. Н.Г. Осуховой, В.А. Кожевниковой. – М.: МПГУ, 2000.

 Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. – М.: Прогресс, 1982. – 125 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по профилактике детского суицида

Причины суицидов среди подростковТипы суицидального поведенияДиагностика, профилактика и превенция суицида и т.д....

Профилактика суицида несовершеннолетних (методические рекомендации для педагогов)

Суицид – психологическое явление. Чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил совершить самоубийство. ПРОБЛЕМА, ТРЕБУЮЩАЯ РЕШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ «СУИЦИД»; ТИПЫ СУИЦИД...

Методические рекомендации социальному педагогу по профилактике девиантного поведения у подростков из неполных семей

Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейший фактор, вызывающий отклонения в поведении детей и...

Методическая разработка занятия для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Чудесный сад моей души»

Основная задача занятия - актуализировать потребность педагогов заботиться о своем психичесом здоровье с целью профилактики эмоционального выгорания. В ходе занятия педагогов информируют о том, как мо...

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ.

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Оно возникает в...