Психологическое занятие на тему "Духовное и психическое здоровье человека"
план-конспект по психологии

Данное занятие нацелено на способствование формированию у обучающихся  целостного представления о том, что здоровый образ жизни — залог безопасности человека, его успешности в достижении целей;  на развитие знания подростков о ценности не только физического, но и духовного, и психического здоровья;а также направлено на формирование активной жизненной позиции, ответственного отношения к своему здоровью, умения управлять собой; пробуждение желания стремиться к здоровому образу жизни. В процессе занятия школьники знакомятся с факторами, помогающими человеку быть духовно и психически богатым, и факторами, расточающими психическую энергию. Занятие сопровождается просмотром красочной тематической презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovnoe_i_psihicheskoe_zdorove_cheloveka.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Отрадненская СОШ им. Героя России Журавлева Б.Б.

Психологическое занятие

Духовное и психическое здоровье человека (слайд № 1)

Цель:

-  способствовать формированию у обучающихся  целостного представления о том, что здоровый образ жизни — залог безопасности человека, его успешности в достижении целей;

- развивать знания подростков о ценности не только физического, но и духовного, и психического здоровья;

- формировать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью, умение управлять собой; пробуждать желание стремиться к здоровому образу жизни.

      Оборудование занятия: мультимедийный  экран, 2 кафедры, за которыми находятся учащиеся, одетые в мантии и академические шляпы; небольшие отрывки газетного или журнального текста (объёмом примерно в половину машинописной страницы, с мелким шрифтом) по количеству участников.

      Ведущие: педагог-психолог, двое учащихся, исполняющих роль мудрецов, двое учащихся-ведущих.

Педагог-психолог: Замечено, что современный человек, к сожалению, невнимателен к себе. Чаще он думает об удовлетворении своих насущных потребностей, и его более занимают друзья, семья, работа, престиж, мнение других людей о нем. О своём здоровье он вспоминает чаще всего лишь тогда, когда теряет его.

         Возможность приобретения заболеваний совершенно не осознаваема тысячами людей. Между тем в профилактике заболеваний важную роль играет повышение культуры здоровья.

         Многие люди склонны верить в новые препараты, целителей, во что угодно, кроме добрых советов, помогающих им изменить свой собственный образ жизни. А ведь многовековые наблюдения, многочисленные исследования подтверждают, что  именно от образа жизни зависит её продолжительность.

1-й мудрец: Ещё в древности один восточный мудрец мечтал, чтобы в школе каждый день преподавались 4 предмета: урок здоровья, урок любви, урок мудрости и урок труда. (слайд № 2)

Педагог-психолог: Итак, урок здоровья давным-давно на первом месте.

         Здоровье – великое благо. Здоровый человек готов осуществить самые смелые и прекрасные замыслы. А потому здоровье должно стать стилем жизни, традицией, культурой.

1-й учащийся: Что такое здоровье?

Педагог-психолог: Над этим вопросом задумывались во все времена, например, Сократ говорил: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто».(слайд № 3) В подтверждение справедливости слов Сократа хочу рассказать притчу: В давние времена на Востоке жил богатый и счастливый человек. У него было любимое дело, он знал тайну нахождения воды в пустыне. Он был ещё счастлив потому, что жена была красавицей, и Бог дал ему сына.

      Однажды бродячий мудрец предсказал ему, что за то, что он сегодня не ценит, завтра будет готов отдать всё, но будет поздно. Богач рассмеялся и прогнал мудреца.

      Шли годы. Богач трудился днём и ночью, чтобы быть богаче. Но когда вдруг болезнь подступила к нему, никакие богатства не смогли ему помочь.

      “За то, что ты сегодня не ценишь, ты завтра готов будешь заплатить дорогую цену”,- вдруг вспомнились богачу простые слова мудреца. Теперь он понял их смысл: здоровье не купишь ни за какие деньги.

2-й мудрец:  Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней.

          Наши болезни – это последствие наших мыслей, поступков, эмоций.

Согласно определению здоровья по ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), в понятие «здоровье» включается физическое, духовное, социальное благополучие,
а не только отсутствие болезней и повреждений.

1 мудрец: Древние предупреждали: «Нельзя ограничивать себя в познании, иначе утеряем радость бытия».

2-й учащийся: Итак, познавая себя, человек, прежде всего, должен понять, что он есть существо духовное.

1-й мудрец:  Здоровье человека закономерно нарушается при отсутствии гармонии тела и души. При этом страдает как физическое, так и психическое состояние. Не зря психиатры утверждают, что наиболее распространённой душевной болезнью являются неврозы.

1-й учащийся: Отсутствие духовного стержня приводит к ощущению пустоты, скуки, апатии.

         Уделом бездуховных людей являются разочарование и отвращение, а в финале неотвратимая расплата, выражающаяся в болезнях, животном страхе и ужасе от осознания бессмысленности своей жизни, неудовлетворённости ею и безысходности.

2-й учащийся: В основе традиционных неврозов лежат конфликты человека с самим собой или другими людьми. Причинами внутренних и внешних конфликтов являются человеческие страсти, желания, которые вступают в противоречие или между собой, или с желаниями окружающих.

1-й мудрец (комментирует слайды № 4- 10): 

Факторы,

которые расточают психическую энергию

Раздражение

         Известно, что человек за 5 минут крика от раздражения теряет столько энергии, что для её восстановления потребуется неделя.

Страх

         Во время страха биополе человека резко уменьшается и может уменьшиться до такой степени, что человёк умрёт мгновенно. Поэтому надо всю жизнь учиться побеждать страх.

Сожаление и зависть

       Сожаление и зависть притянут к человеку целый рассадник несчастий.

Лень

      Лень, бездействие, неподвижность – убийцы психической энергии. Нужно полюбить движение не только внешне, но и внутренне. Духовная лень более опасна, чем физическая.

Неуравновешенность

      Беспокойство, растерянность, суетливость, нервные движения, чрезмерная жестикуляция, болтливость – всё это ведёт к напрасной растрате психической энергии.

Неумеренность

      Всякая неумеренность, невоздержание доставляют человеку страдания, приводят к болезням, снижают интеллект. Как недостаток, так и излишество обыкновенно приводят к физическим и моральным потрясениям. Ещё Аристотель говорил, что у умных людей страсти согласуются с разумом. Хорошее расположение духа возникает от умеренности в наслаждениях, в правильном выборе их. Сегодня же часть молодёжи стремится получить наслаждение путём пьянства, употребления ПАВ. А между тем, это наносит непоправимый ущерб физическому, психическому, духовному здоровью. Избавиться же от дурных и опасных привычек гораздо труднее, чем их приобрести, а зачастую – невозможно. Не зря говорится: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку».

      Конец для таких людей, как правило, трагичен: загубленная человеческая судьба, сама жизнь!

2-й мудрец (комментирует слайды № 11-15):

Факторы,

помогающие человеку

быть духовно и психически богатым

Труд

         Труд является очень важным фактором в жизни человека. Только движение, только действие порождают энергию. Труд должен быть постоянным, ритмичным, сознательным и радостным. Радостный труд особенно важен для здоровой психической энергии.

Искусство

          Искусство и красота нужны не только для украшения жизни, но и для накопления психической энергии.

Мысль

          Люди, часто не задумываясь о последствиях, говорят друг другу «раскалённые» слова, а в пространство бросают гневные мысли. Мысли неозвученные могут отнимать у людей не только здоровье, но и жизнь.

          Всем известно, что доброе слово лечит, а злое калечит. Но как нам трудно бывает раскрыть рот, чтобы сказать добрые и ласковые слова, которые так необходимы нашим близким. Конечно, человек чувствует не словами, но свои чувства определяет именно с их помощью.

          Почему-то все хорошие дела других людей мы воспринимаем как должное и почти не ценим их. Но необходимо помнить: без ласки и доброго слова человек угасает. Если мы не можем выразить свои положительные эмоции словами, то не получаем их в ответ и от других людей. В результате мы теряем жизненные силы и здоровье.

           Духовный путь наверх начинается с чувства благодарности. Попробуйте благодарить своих близких за любую мелочь, и вы увидите, что обстановка в доме начнёт меняться.

            Любая работа со словами – это отличная профилактика многих заболеваний и хороший способ развивать свои умственные способности.

             Долгожители, как правило, люди весёлые и жизнерадостные. Они не любят обсуждать ничего негативного, что способствует замедлению работы мозга и преждевременному старению.

             В словах скрыта великая сила. И только от нас будет зависеть, сможем ли мы воспользоваться этой силой.

Умение управлять собой

            Жизнь иногда преподносит неприятные сюрпризы. Настроение становится неважным, подавленным, а порой даже охватывает отчаяние. Естественно, это пагубным образом сказывается на здоровье. Что же делать?

1-й мудрец: Каждый человек должен стараться контролировать свои эмоции, уметь властвовать над собой.  Д. Карнеги говорил: «Если ты считаешь себя разбитым, ты действительно разбит. Если ты думаешь, что не посмеешь, значит, не решишься. Если тебе хочется выиграть, но ты думаешь, что не сможешь, то почти наверняка проиграешь. В битвах жизни не всегда побеждает самый сильный или самый быстрый, но рано или поздно тот, кто считал себя на это способным». Главное – верить в свои силы, не зацикливаться на своих неудачах и неприятностях, чаще вспоминать о том хорошем, что уже подарила жизнь, и никогда не отчаиваться.

2-й мудрец: Чтобы научиться управлять собой, необходимо, прежде всего, воспитать в себе силу воли. Что такое воля? Это проявление способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий. Силу воли характеризуют решительность, самостоятельность, целеустремлённость и т.п.

Педагог-психолог: 

- Хотите проверить наличие и уровень развития своих волевых качеств?

          Ход игры-анкеты:

Каждому участнику даётся небольшой отрывок газетного или журнального текста (объёмом примерно в половину машинописной страницы, с мелким шрифтом), где заранее написано слово, которое должен найти ученик. Время выполнения 5-7 мин. (Хитрость заключается в том, что указанного слова в тексте нет.) После того, как ученики выполнят или не выполнят задание, педагог-психолог даёт поясняющую информацию.

  - У вас была разная реакция на это задание: кто-то быстро понял, что оно невыполнимо, кто-то решил, что не может справиться, потому что виноват педагог (ошибся при составлении задания) или он сам. Условно участников можно разделить на три группы:

             1 группа – те, кто, внимательно прочитав текст, понял, что нужного слова нет, и    спокойно сказал об этом педагогу-психологу;

             2 группа – те, кто невозможность выполнить это задание объяснил внешними признаками (текст очень мелкий; тот, кто составлял задание, ошибся и т.п.);

             3 группа – те, кто быстро сдался, решив, что не может выполнить задание, потому что чего-то не понял, не умеет быстро читать, т.е. в неудаче обвинил себя.

- Подумайте, к какой из этих групп относитесь вы. В зависимости от этого можно говорить о разной степени развития ваших волевых качеств. Итак:

           Представители 1 группы имеют высокий уровень развития волевых качеств. Они эмоционально устойчивы, инициативны, настойчивы, активны, самостоятельны.

           Те, кто отнёс себя ко 2 группе, имеют средний уровень развития волевых качеств. Они решительны, импульсивны, эмоционально неустойчивы. У них высокий уровень развития смелости, инициативности, самостоятельности, деловитости, но они не могут использовать данные качества для преодоления трудностей. Как правило, причины своего неуспеха ищут не в себе, а в других.

            Представители 3 группы отличаются слабым развитием волевых качеств. Такие люди не уверены в своих возможностях, требуют поддержки со стороны товарищей, взрослых. Они эмоционально неустойчивы.

- Не расстраивайтесь, если результат вас не устраивает. Задание, которое вы выполняли, было скорее шуточным, чем серьёзным. Но в каждой шутке есть доля истины. Если вы слишком эмоциональны и импульсивны при столкновении с трудностями, старайтесь быть хладнокровнее: немного подумайте, прежде чем приступить к действиям, внимательно перечитайте задание и т.п. Воспитание силы воли полностью зависит от вашего желания. Возьмите на вооружение мудрые изречения: 

1-й мудрец: «Если не можешь сделать сто шагов – сделай хотя бы шаг». (слайд № 16)

2-й мудрец: «Дорогу осилит идущий». (слайд № 16)

1-й мудрец: «Кто счастлив? – Тот, кто здоров телом, одарён спокойствием духа и развивает свои дарования».(слайд № 17) 

2-й мудрец: «Как часто, подчинившись голосу страсти на один час, мы платим за него долгими днями скорби». (слайд № 17)

 (Педагог-психолог предлагает учащимся прокомментировать понравившееся изречение)

Заключение

Педагог-психолог: К сожалению, чаще всего люди, которые стремятся к здоровому образу жизни, озабочены здоровьем тела, при этом не понимают, что сначала надо оздоровить дух.

        Возможно, мы научимся ценить то, «что имеем – не храним, а, потерявши, – плачем», и сделаем себя и окружающих более счастливыми. Разумный человек делает единственно правильный выбор – приоритет здоровья для успешной жизни. Насилием, навязыванием этого не достичь. Каждый должен сознательно сделать свой выбор – образ жизни, ведущий к здоровью. Уверена, ребята, что вы сделаете именно такой выбор!

   (слайд № 18): «Здоровое тело – это прекрасно; здоровый дух – ещё лучше».  

Примечание: при составлении сценария занятия частично использованы материалы из брошюры «Основы безопасности жизнедеятельности» / Поурочные планы/ Автор-составитель Г.Н. Шевченко/ издательство «Учитель», 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие с элементами психологической игры посвященное Всемирному дню психического здоровья «Будь здоров и телом и душой»

Как научиться управлять стрессом, как избавиться от напряжения, как можно быстро успокоиться - ответы на эти вопросы узнали кадеты 1 курса во Всемирный  День психического здоровья.10 октября на...

Авторская разработка урока музыки по теме «Влияние музыкального искусства на психическое здоровье человека»

Ничто так не отличает нынешнее поколение, как его поглощенность музыкой. Огромное число молодых людей сегодня живет исключительно ею. Это их страсть. При этом многие  стали менее отзывчивыми к чу...

презентация психическое здоровье человека

презентация предназначена для учащихся 7 класса, на слайдах определение психического здоровья, его виды,компоненты, уровни,основные показатели психического здоровья,признаки, гигиена психики, тест оце...

Психологическое здоровье педагога залог психического здоровья обучающихся.

Большое значение придается придается фактору здоровья в успешной деятельности представителей различных профессий, психическое и физическое нездоровье которых могут послужить причиной развития професси...

С.Р. Гришина Саткинский район МКОУ «СОШ р.п. Сулея» Формирование профессионально – трудовых приемов и навыков у обучающихся с задержкой психического развития на занятиях элективного курса «Вода в жизнедеятельности человека».

По своему типу стаья является авторским материалом.Ключевой целью данной статьии является формирование профессионально-трудовых приемов и навыков у детей с задержкой психического развития (ЗПР), а так...

Презентация на тему "Духовное и психическое здоровье человека"

Данная презентация подготовлена для просмотра во время психологического занятия на тему "Духовное и психическое здоровье человека". В ней лаконично и красочно изложен материал занятия, что п...