Профилактика суицидального поведения обучающихся
учебно-методический материал по психологии
Одна из острейших проблем современного российского общества – проблема суицидального поведения среди подростков и молодежи. В связи с глобализацией и проникновением информационных технологий во все сферы жизни современного подростка, информация, несущая деструктивное влияние во внутренний мир человека, еще не готового воспринимать эту информацию критически, оказывается не просто доступной, столкновения с ней практически невозможно избежать. Профилактической работой необходимо охватить все уровни формирования суицидального поведения несовершеннолетних, а также сформулировать цели и продумать систему мер по предупреждению суицидального поведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Деструктивное поведение – это поведение, формируемое под влиянием социальной и культурной среды, направленное на разрушение материальных вещей, принятых норм и правил, а также причинение вреда себе и окружающим.
Всемирная организация здравоохранения выделяет первичный, вторичный, третичный уровни профилактики, позволяющие снизить количество суицидов среди подростков и молодежи.
Применительно к системе образования первичная профилактика, или превенция , направлена на укрепление психического здоровья в целом и проводится со всеми субъектами образовательной среды.
Вторичная профилактика , или психологическая интервенция , – это поддержка лиц, находящихся в кризисной ситуации.
Третичная профилактика , или поственция , – это помощь, которая оказывается людям, уцелевшим после самоубийства, и их окружению.
Потенциальные факторы суицидального поведения Предыдущие попытки суицида , Семейные факторы, Психиатрические нарушения у ребёнка, Личностные особенности. Актуальные факторы суицидального поведения ситуации , субъективно переживаемые как обидные, депрессивные состояния с переживаниями безнадёжности, крушение романтических отношений, ссора с друзьями, неприятности в семье, распад семьи проблемы с законом, запугивание, буллинг со стороны сверстников, неспособность справиться с учебной программой . Факторы риска развития суицидального поведения
Создание благоприятного климата в классе, Первичное выявление детей с признаками неблагополучия, Первичное прояснение ситуации в случае подозрения на наличие риска суицидального поведения, Направление обучающегося (в составе семьи) к профильным специалистам, Информирование, беседа с родителями обучающегося. Функции педагога в профилактике суицидального поведения обучающихся
Школьные мероприятия по профилактике суицидального поведения у обучающихся (первичная профилактика ) Мероприятие Цель Исполнители Частота проведения Наблюдение и фиксация факторов возможного риска развития суицидального поведения Первичное выявление детей с признаками неблагополучия в эмоциональной, поведенческой, социальной сферах Классный руководитель Регулярно
Сбор информации об обучающихся с признаками нарушения в эмоциональной, поведенческой, социальной сферах Снижение эмоциональной напряженности, решение о направлении, по необходимости, на консультацию к педагогу-психологу Классный руководитель при методической поддержке педагога-психолога , социального педагога По мере необхоимости . Мероприятие Цель Исполнители Частота проведения
Мероприятие Цель Исполнители Частота проведения Тематические классные часы Информирование о возможностях получения психологической и иной помощи в трудных жизненных ситуациях . Классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог. В течение года Внеклассные мероприятия Сплочение классного коллектива, поддержание психологической безопасности в классе . Классный руководитель учителя -предметники В течение года
Участие в школьной интернет-активности Мониторинг состояний и ситуаций, актуальных для обучающихся. Подержание контакта с обучающимися привычными для них средствами (социальные сети: Вконтакте , Facebook , Instagram и др .) Классный руководитель ; учителя-предметники ; педагог-психолог; социальный педагог В течение года
Поведенческие симптомы наличия суицидальных намерений у подростка - Депрессивная симптоматика, - резкое снижение успеваемости, - ухудшение поведения в школе, - высказывания о нежелании жить, - подготовка к совершению попытки, - символическое прощание с ближайшим окружением, - сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве; - другие резкие изменения в поведении .
Последовательность первичного выявления и сопровождения обучающихся группы риска по суицидальному поведению 1) Наблюдение за социально-психологическим состоянием обучающихся и выявление подростков, переживающих стресс, 2) дополнительный сбор информации, 3) сообщить заместителю директора по ВР, школьному психологу , информировать родителей о наличии возможного риска, 4) дать письменные рекомендации (под роспись) по обращению за специализированной помощью, 5) отслеживать динамику социально-психологического состояния обучающегося, оказывать ему поддержку .
Основные принципы разговора с человеком в кризисном состоянии - Н ормализовать собственное эмоциональное состояние. - Уделять все внимание собеседнику, расположившись удобно напротив (не через стол). - Вести беседу, будто вы обладаете неограниченным запасом времени. В процессе беседы не выполнять какие-либо «попутные» дела. - Учитывать , уговаривания не эффективны и вредны. - Нельзя приглашать на беседу подростка через третьих лиц ( лучше встретиться невзначай, обратиться с просьбой, чтобы был повод для встречи). При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговор). - Дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его , говорить тогда, когда перестанет говорить он .
Структура разговора и примеры фраз для первичного прояснения намерений и оказания эмоциональной поддержки 1) Начало разговора : «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось ?» 2) Прояснение намерений : «Бывало ли тебе так тяжело, что не хотелось жить/хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?» 3) Активное слушание . Пересказать, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного, ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я понял(а), что …?» 4) Расширение перспективы : «Давай подумаем, какие могут быть выходы из ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Чтобы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?» 5) Нормализация, вселение надежды : «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».
Факторы , обеспечивающие защиту от суицидального поведения : а) Семья, б ) Личностные факторы , в) Социально-демографические факторы.
Главное , что может педагог в своей деятельности – постепенное ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ.
Система ПАМЯТОК РОДИТЕЛЯМ , где содержится информация : - О кризисных ситуациях в жизни подростка, их проявлениях, - Что делать, если ребёнок переживает кризисную ситуацию, - Структура разговора, примерные фразы для оказания эмоциональной поддержки, - Признаки депрессивных реакций у подростка, - Организации , их адреса и телефоны, куда следует обращаться в кризисных ситуациях .
Фильмы , рекомендуемые педагогам для просмотра по теме суицидального поведения подростков: «Это очень забавная история» ( 2010). « Тонкая нить» (1965 ).
Инфраструктура услуг, оказываемых населению бюджетными организациями (в т.ч . при кризисных и чрезвычайных ситуациях ) Бесплатные анонимные Телефоны доверия ∙ Всероссийский Детский телефон доверия 8-800-2000-122 . ∙ Горячая линия «Дети Онлайн» (бесплатно, с 09-00 до 18-00 по рабочим дням) 8-800- 250-00-15 . Консультирование по вопросам: как оградить детей от негативного контента, преследования, домогательства в Интернете. ∙ МЧС России Единый номер спасения: 112 ∙ Следственный комитет Российской Федерации 8-800-200-19-10 – телефонная линия «Ребенок в опасности». Предназначен для обращений по вопросам защиты прав несовершеннолетних.
Предварительный просмотр:
Профилактика суицидального поведения обучающихся
Одной из главных задач школы является воспитание всесторонне развитой личности, готовой к жизни в современном конкурентном мире.
Условия становления личности современного человека за последние 10-20 лет изменились кардинально, уже ближе к подростковому возрасту у ребенка формируются своеобразные личностные отношения к себе, к миру, к окружающим людям. В подростковом возрасте ребёнок наиболее подвержен формированию поведения деструктивной направленности.
Что же такое деструктивное поведение?
Деструктивное поведение – это поведение, формируемое под влиянием социальной и культурной среды, направленное на разрушение материальных вещей, принятых норм и правил, а также причинение вреда себе и окружающим. Учитывая, что ближе к подростковому возрасту основным критерием нормативного развития личности выступает успешность социализации, важной особенностью деструкции является социально-психологическая дезадаптация, вызванная рядом условий. К таким условиям можно отнести психологическую среду в семье, в учебном заведении, а также складывающиеся взаимоотношения со сверстниками. Игнорирование, несвоевременное выявление признаков деструктивного поведения у ребенка приводит к причинению им физического вреда самому себе, окружающим, суицидальным поступкам, появлению зависимостей (токсикомания, алкоголизм и иные).
***
По данным Всемирной психиатрической ассоциации наиболее уязвимыми в отношении самоубийства являются старшие подростки в возрасте от 15 до 19 лет. Согласно данным Следственного комитета России в последние годы в Московской области наблюдался рост количества суицидов несовершеннолетних младше 15 лет, что делает задачу профилактики суицидального поведения обучающихся актуальнее, чем когда-либо ранее. Всемирная организация здравоохранения выделяет первичный, вторичный, третичный уровни профилактики, позволяющие снизить количество суицидов среди подростков и молодежи.
Применительно к системе образования первичная профилактика, или превенция, направлена на укрепление психического здоровья в целом и проводится со всеми субъектами образовательной среды (дети, родители, педагоги). Объектом первичной профилактики являются люди, не имеющие суицидальных мыслей и намерений, её цель – минимизация возможного риска возникновения суицидальных намерений в будущем у психологически благополучных субъектов. Образовательные организации являются наиболее эффективными площадками для проведения профилактических мероприятий, так как педагоги и классные руководители, как лица, имеющие наиболее частый и тесный контакт с обучающимися, обладают уникальным ресурсом для решения отдельных задач первичной профилактики суицидального поведения детей и подростков.
Вторичная профилактика, или психологическая интервенция, – это поддержка лиц, находящихся в кризисной ситуации. Основная цель вторичной профилактики - помочь человеку с выявленными суицидальными намерениями найти выход из сложившейся ситуации и стабилизировать его состояние. Главная роль отводится специалистам узкого профиля, имеющим соответствующую квалификацию (психологи, психиатры).
Третичная профилактика, или поственция, – это помощь, которая оказывается людям, уцелевшим после самоубийства, и их окружению.
Давайте рассмотрим
Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте
и
Основные факторы риска развития суицидального поведения
Суицидальное поведение чаще всего складывается из двух групп факторов: потенциальных (постепенно создающих почву) и актуальных (провоцирующих). Наиболее высокий риск суицидального поведения наблюдается при сочетании наличия факторов риска из обеих групп.
Итак:
1) Потенциальные факторы суицидального поведения
а) Предыдущие попытки суицида
б) Семейные факторы: - психические заболевания в семейной истории, история самоубийства или суицидальные попытки в семье;
- пренебрежение и жестокое обращение, насилие в семье;
- низкий социально-экономический статус и образовательный уровень, безработица в семье и, как следствие, недостаточная интеграция ребёнка в социум;
- конфликты в семье, частые ссоры между родителями, недостаток внимания и заботы о детях, недостаточное внимание к состоянию ребёнка (например, из-за нехватки времени);
- алкоголизация, наркомания или другие виды антисоциального поведения родителей;
- частые переезды со сменой места жительства;
- проживание (по разным причинам) без родителей.
в) Психиатрические нарушения у ребёнка: тревожно-депрессивные расстройства, расстройства личности, нарушения пищевого поведения, психотические расстройства (это психические заболевания, характеризующиеся нарушением восприятия окружающей действительности, в том числе неправильным представлением о своей личности) и др.
г) Личностные особенности: - импульсивность, нестабильность настроения;
- перфекционизм (желание делать всё идеально, обострённая реакция на критику, совершенные ошибки);
- раздражительность;
- неумение преодолевать проблемы и трудности;
- нестабильная самооценка;
- самодовольство, излишняя самоуверенность или чувство неполноценности, которое может скрываться за маской надменности, доминирования, отвержения или провоцирующего поведения;
- склонность к тревоге и подавленности, частое плохое настроение;
- отступление от полоролевых стереотипов в поведении, проблемы, связанные с сексуальной ориентацией, и, как следствие, ситуация отвержения своей социальной группой.
2) Актуальные факторы суицидального поведения
- все ситуации, субъективно переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые, глубоко ранящие;
- депрессивные состояния с переживаниями безнадёжности, безысходности, брошенности, одиночества;
- крушение романтических отношений, разлука или ссора с друзьями;
- неприятности в семье;
- проблемы с законом;
- запугивание, издевательства (буллинг) со стороны сверстников;
- неспособность справиться с учебной программой, разочарование успехами в школе;
- внезапное заболевание, ведущее к нарушению привычной жизнедеятельности;
- распад семьи, уход одного из родителей из семьи, смерть одного из членов семьи;
- употребление подростком алкоголя, ПАВ.
Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. При этом пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — на 13-15 лет.
Давайте поговорим о:
Функции педагога в профилактике суицидального поведения обучающихся
- Создание благоприятного климата в классе (укрепление самоуважения и положительной самооценки обучающихся, поощрение выражения чувств и эмоций, предотвращение буллинга, информирование о способах получения помощи в трудных ситуациях);
- Первичное выявление детей с признаками неблагополучия в эмоциональной, поведенческой, социальной сферах;
- Первичное прояснение ситуации в случае подозрения на наличие риска суицидального поведения (сбор информации; беседа с обучающимся);
- Направление обучающегося (в составе семьи) к профильным специалистам (педагог-психолог, психиатр);
- Информирование/беседа с родителями обучающегося (совместно с педагогом-психологом, администрацией школы).
Итак:
Школьные мероприятия по профилактике суицидального поведения у обучающихся (первичная профилактика).
Мероприятие | Цель | Исполнители | Частота проведения |
Наблюдение и фиксация факторов возможного риска развития суицидального поведения | Первичное выявление детей с признаками неблагополучия в эмоциональной, поведенческой, социальной сферах | Классный руководитель | Регулярно |
Сбор информации об обучающихся с признаками нарушения в эмоциональной, поведенческой, социальной сферах | Снижение эмоциональной напряженности, решение о направлении, по необходимости, на консультацию к педагогу-психологу | Классный руководитель при методической поддержке педагогапсихолога, социального педагога | По мере необхоимости. |
Тематические классные часы | Информирование о возможностях получения психологической и иной помощи в трудных жизненных ситуациях. | Классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог. | В течение года |
Внеклассные мероприятия | Сплочение классного коллектива через совместную деятельность, поддержание психологической безопасности в классе. | Классный руководитель; учителя предметники. | В течение года. |
Участие в школьной интернет-активности | Мониторинг состояний и ситуаций, актуальных для обучающихся. Подержание контакта с обучающимися привычными для них средствами (социальные сети: Вконтакте, Facebook, Instagram и др.) | Классный руководитель; учителя-предметники; педагог-психолог; социальный педагог. | В течение года. |
Давайте рассмотрим
Поведенческие симптомы наличия
суицидальных намерений у подростка.
- Депрессивная симптоматика (ухудшение сна, аппетита; вялость, апатия; потеря интереса к занятиям, раньше доставлявшим удовольствие; нехарактерное снижение активности);
- резкое снижение успеваемости;
- ухудшение поведения в школе, нарушение дисциплины, пропуски занятий;
- увеличение потребления (или начало потребления) табака, алкоголя или наркотиков;
- высказывания о нежелании жить, прямые или косвенные: «Скоро это все закончится», «Хорошо бы заснуть и не проснуться» и т.п. - заинтересованность темой смерти;
- подготовка к совершению попытки (изучение информации о способах самоубийства);
- символическое прощание с ближайшим окружением (например, раздача личных вещей);
- сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве;
- другие резкие изменения в поведении.
Какова же
Последовательность первичного выявления и сопровождения обучающихся группы риска по суицидальному поведению?
1) Наблюдение за социально-психологическим состоянием обучающихся и выявление подростков, переживающих стресс и потенциально подвергающихся риску суицидального поведения.
2) При наличии подозрения на возможный риск развития суицидального поведения, дополнительный сбор информации (родители, одноклассники, учителя, разговор с обучающимся).
3) При подтверждении подозрений о возможном наличии риска развития суицидального поведения необходимо сообщить об этом заместителю директора по ВР, школьному педагогу-психологу, и совместно с ними информировать родителей о наличии возможного риска, рекомендовать обратиться к профильным специалистам, при этом вести протокол беседы, дать письменные рекомендации (под роспись!) по обращению за специализированной помощью. В рекомендациях должны быть указаны адреса, телефоны организаций, куда семья может обратиться за помощью.
4) При необходимости, совместно с педагогом-психологом продолжать отслеживать динамику социально-психологического состояния обучающегося и оказывать ему эмоциональную, психолого-педагогическую поддержку.
Классному руководителю, учителю целесообразно выполнять функции не только транслятора знаний, но и координатора конструктивного межличностного общения, Эффективно реагировать на факты проявления деструктивного поведения, уметь противостоять, убедительно оппонировать в беседе с подростком в целях изменения его взглядов и линии поведения, в том числе в сети Интернет.
Какими же действиями может помочь педагог?
· Помогать и систематически контролировать, опираясь на актив класса.
· Всесторонне изучать личность ребёнка, знать его дарования, интересы, увлечения, использовать их в воспитательных целях.
· Быть активным по отношению к трудному ребёнку, не обвинять в том, в чём его вина не доказана.
· Критика должна быть конкретной, по существу. Критиковать не вообще, а за совершённый поступок, ничего к нему не прибавляя.
· Необходимо формировать веру в успех, т.е. подчёркивать любые улучшения, отмечайте сильные стороны.
Как построить разговор с ребёнком, находящимся в кризисном
(тяжелом эмоциональном) состоянии
Основная задача педагога при разговоре с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии, – прояснение ситуации и мотивирование на обращение к специалисту (школьному педагогу-психологу, иным специалистам). В задачи педагога не входит оказание психологической помощи; однако при возникновении ситуации суицидального риска (в т.ч. при суицидальной попытке) на территории школы педагог может оказаться единственным наиболее близким обучающемуся взрослым человеком и должен будет предпринять действия по снижению суицидального риска.
Основные принципы разговора с человеком, находящимся в кризисном состоянии
- Постараться нормализовать собственное эмоциональное состояние: исключить у себя панику и другие осложняющие реакции.
- Уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, расположившись удобно, без напряжения напротив него (не через стол).
- Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас ничего нет. В процессе беседы не вести записей, не посматривать на часы, не выполнять какие-либо «попутные» дела.
- Учитывать, что уговаривания не эффективны и вредны (это лишь убедит подростка, что взрослый, который с ним разговаривает, его не понимает).
- Нельзя приглашать на беседу подростка через третьих лиц (лучше сначала встретиться невзначай, обратиться с несложной просьбой, поручением, чтобы был повод для встречи). При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни продолжался).
- Дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить тогда, когда перестанет говорить он.
Структура разговора и примеры фраз для первичного прояснения намерений и оказания эмоциональной поддержки
1) Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;
2) Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что не хотелось жить/хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»
3) Активное слушание. Пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я понял(а), что …?»
4) Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Чтобы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»
5) Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».
Необходимо отметить
Факторы, обеспечивающие защиту от суицидального поведения.
а) Семья: хорошие, сердечные отношения, поддержка со стороны родных.
б) Личностные факторы: развитые социальные навыки; уверенность в себе; умение обращаться за помощью к окружающим при возникновении трудностей; открытость к мнению и опыту других людей, к получению новых знаний; наличие философских убеждений, осуждающих суицид.
в) Социально-демографические факторы: социальная интеграция (включенность в общественную жизнь), хорошие отношения в школе с учителями и одноклассниками.
Но главное, что может педагог в своей деятельности – постепенное ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ. Педагог может сотрудничать с психологом, содействуя развитию у подростков устойчивости к трудным жизненным ситуациям. Это может осуществляться за счет обсуждения реальных трудных ситуаций, происходящих с подростками, различных литературных сюжетов и т. п. Акцент ставится на способах поведения в трудных ситуациях, вариантах разрешения проблемы. Могут быть проведены специальные тренинговые внеурочные занятия, направленные на развитие навыков преодоления трудных ситуаций. Наряду с этим педагог должен быть готов в любой момент информировать подростков о способах получения помощи в трудных ситуациях и о специалистах, которые могут оказать такую помощь.
Также хорошо себя зарекомендовала система ПАМЯТОК РОДИТЕЛЯМ, где содержится информация:
- о кризисных ситуациях в жизни подроста, их проявлениях
- Что делать если ребёнок переживает кризисную ситуацию
- Структура разговора и примерные фразы для оказания эмоциональной поддержки
- Признаки депрессивных реакций у подростка
- Организации, их адреса и телефоны, куда следует обращаться в кризисных ситуациях.
Фильмы, рекомендуемые педагогам для просмотра по теме
суицидального поведения подростков
- «Это очень забавная история» (2010), США.
- «Тонкая нить» (1965), США.
Инфраструктура услуг, оказываемых населению бюджетными организациями
(в т.ч. при кризисных и чрезвычайных ситуациях)
Бесплатные анонимные Телефоны доверия
∙ Всероссийский Детский телефон доверия (круглосуточно) 8-800-2000-122. Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей.
∙ Горячая линия «Дети Онлайн» (бесплатно, с 09-00 до 18-00 по рабочим дням) 8-800- 250-00-15. Консультирование по вопросам: как оградить детей от негативного контента, преследования, шантажа, домогательства в Интернете.
∙ Горячая линия Центра экстренной психологической помощи МЧС России (круглосуточно): 8 (499) 216-50-50 (при звонке из другого города или страны оплачивается междугородняя связь). Психологическое консультирование взрослых по различным вопросам: острые кризисные ситуации, вопросы личностного развития, семейные или профессиональные проблемы.
МЧС России Единый номер спасения: 112
∙ Центр экстренной психологической помощи МЧС России г. Москва, тел: 8 (499) 216-50-53. Оказание экстренной психологической помощи населению, пострадавшему при чрезвычайных ситуациях.
Следственный комитет Российской Федерации 8-800-200-19-10 – телефонная линия «Ребенок в опасности». Предназначен для обращений по вопросам защиты прав несовершеннолетних.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/05/picture-101613-1486291066.jpg)
Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения обучающихся образовательных организаций
Методические рекомендации адресованы педагогам - психологам, социальным педагогам....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/20/picture-868959-1482253959.jpg)
Перечень законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих профилактику суицидального поведения обучающихся Конституция Российской Федерации (статьей 20 устанавливается общеконституциональное право любого человека на жизнь).
Переченьзаконодательных и нормативных правовых актов, регулирующих профилактику суицидального поведения обучающихсяКонституция Российской Федерации (статьей 20 устанавливается общеконституционал...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/20/picture-1128622-1553084283.jpg)
Методическая разработка классного часа по профилактике суицидального поведения обучающихся "Я люблю жизнь"
Методическая разработка...
План по профилактике суицидального поведения обучающихся
План по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних обучающихся в МБОУ "СШ №19" на 2019-2020 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/21/picture-1414069-1674309982.jpg)
Памятка по организации мероприятий по профилактике суицидального поведения обучающихся
Памятка по организации мероприятий по профилактике суицидального поведения обучающихся (для педагогов образовательных организаций)...