Памятка по организации мероприятий по профилактике суицидального поведения обучающихся
методическая разработка

Козлюк Андрей Петрович

Памятка по организации мероприятий по профилактике суицидального поведения обучающихся (для педагогов образовательных организаций)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка по организации мероприятий по профилактике суицидального поведения обучающихся (для педагогов образовательных организаций)

         По данным Всемирной психиатрической ассоциации наиболее уязвимыми в отношении самоубийства являются старшие подростки в возрасте от 15 до 19 лет.  Всемирная организация здравоохранения выделяет первичный, вторичный, третичный уровни профилактики, позволяющие снизить количество суицидов среди подростков и молодежи.

            Применительно к системе образования первичная профилактика или превенция направлена на укрепление психического здоровья в целом и проводится со всеми субъектами образовательной среды (дети, родители, педагоги). Объектом первичной профилактики являются люди, не имеющие суицидальных мыслей и намерений, её цель – минимизация возможного риска возникновения суицидальных намерений в будущем у психологически благополучных субъектов.

            Образовательные организации являются наиболее эффективными площадками для проведения профилактических мероприятий, так как педагоги и классные руководители, как лица, имеющие наиболее частый и тесный контакт с обучающимися, обладают уникальным ресурсом для решения отдельных задач первичной профилактики суицидального поведения детей и подростков.

             Вторичная профилактика или интервенция – это поддержка лиц, находящихся в кризисной ситуации. Основная цель вторичной профилактики - помочь человеку с выявленными суицидальными намерениями найти выход из сложившейся ситуации и стабилизировать его психологическое состояние. Главная роль при интервенции отводится специалистам узкого профиля, имеющими соответствующую квалификацию (психологи, психиатры).

             Третичная профилактика или поственция – это помощь, которая оказывается людям, уцелевшим после самоубийства, и их окружению; она также направлена на социально-психологическое сопровождение близких суицидента, предотвращение подражательных суицидов.

 Функции педагога в профилактике суицидального поведения обучающихся

 - Создание благоприятного климата в классе (укрепление самоуважения и положительной самооценки обучающихся, поощрение выражения чувств и эмоций, предотвращение буллинга, информирование о способах получения помощи в трудных ситуациях);

 - Первичное выявление детей с признаками неблагополучия в эмоциональной, поведенческой, социальной сферах – Приложение;

 - Первичное прояснение ситуации в случае подозрения на наличие риска суицидального поведения (сбор информации; беседа с обучающимся)

 - Направление обучающегося (в составе семьи) к профильным специалистам (педагог-психолог, иные специалисты)

Название

мероприятия

Цель

Исполнители

Частота проведения

Наблюдение и фиксация фактов возможного риска развития суицидального поведения

Первичное выявление детей с признаками неблагополучия в эмоциональной, поведенческой, социальных сферах

Классный руководитель

Регулярно

Сбор информации об обучающихся с признаками нарушения в эмоциональной, поведенческой, социальных сферах.

Снижение эмоциональной напряженности, решение о направлении, по необходимости, на консультацию к педагогу- психологу

Классный руководитель при методической поддержке педагога- психолога, социального педагога

По мере необходимости

Тематический классный час

Информация о возможностях получения психологической и иной помощи трудных жизненных ситуациях (например, «Детский телефон доверия»)

Классный руководитель при методической поддержке педагога- психолога, социального педагога

Раз в год/ и по мере необходимости

Внеклассные мероприятия

Сплочение классного коллектива через совместную деятельность, поддержание психологической безопасности в классе

Классный руководитель; учителя-предметники

В течение года

Участие в школьной интернет- активности

Мониторинг состояний и ситуаций, актуальных для обучающихся. Поддержание контакта с обучающимися привычными для них средствами (социальные сети: Вконтакте, и.т.д.)

Классный руководитель; учителя- предметники, педагог- психолог, социальный педагог.

В течение года

Мероприятия, направленные на профилактику суицидального поведения у обучающихся (первичная профилактика)

Последовательность первичного выявления и сопровождения обучающихся группы риска по суицидальному поведению

 1) Наблюдение за социально-психологическим состоянием обучающихся и выявление подростков, переживающих стресс и/или потенциально подвергающихся риску суицидального поведения

2) При наличии подозрения на возможный риск развития суицидального поведения, дополнительный сбор информации (родители, одноклассники, учителя, разговор с обучающимся)

 3) При подтверждении подозрений о возможном наличии риска развития суицидального поведения необходимо сообщить об этом школьному педагогу-психологу и совместно с ним информировать родителей о наличии возможного риска, а также рекомендовать обратиться к профильным специалистам

4) При необходимости, совместно с педагогом-психологом продолжать отслеживать динамику социально-психологического состояния обучающегося и оказывать ему эмоциональную, психолого-педагогическую поддержку

Основные факторы риска развития суицидального поведения 

Суицидальное поведение чаще всего складывается из двух групп факторов: потенциальных (создающих почву) и актуальных (провоцирующих). Наиболее высокий риск суицидального поведения наблюдается при сочетании наличия факторов риска из обеих групп.

 1) Потенциальные факторы суицидального поведения

 а) Предыдущие попытки суицида – один из основных факторов в предсказании новых суицидальных попыток.

б) Семейные факторы:

 - психические заболевания в семейной истории, история самоубийства или суицидальные попытки в семье;

 - пренебрежение и жестокое обращение, насилие в семье; - низкий социально-экономический статус и образовательный уровень, безработица в семье и, как следствие, недостаточная интеграция ребёнка в социум;

- конфликты в семье, частые ссоры между родителями (опекунами), недостаток внимания и заботы о детях в семье, недостаточное внимание к состоянию ребёнка (например, из-за нехватки времени);

 - алкоголизация, наркомания или другие виды антисоциального поведения родителей; - частые переезды со сменой места жительства; - проживание (по разным причинам) без родителей.

 в) Психиатрические нарушения у ребёнка:

 тревожно-депрессивные расстройства, расстройства личности, нарушения пищевого поведения, психотические расстройства и др.

 г) Личностные особенности: - импульсивность, нестабильность настроения;

 - перфекционизм (желание делать всё идеально, обострённая реакция на критику, совершенные ошибки, недочёты);

 - агрессивное поведение, раздражительность;

 - неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления;

 - нестабильная самооценка, идеи переоценки собственной личности с последующим её обесцениванием;

 -самодовольство, излишняя самоуверенность или чувство неполноценности и неуверенности, которое может скрываться за маской надменности, доминирования, отвержения или провоцирующего поведения;

- склонность к тревоге и подавленности, частое плохое настроение.

- отступление от полоролевых стереотипов в поведении, проблемы, связанные с сексуальной ориентацией, и, как следствие, ситуация отвержения своей социальной группой.

2) Актуальные факторы суицидального поведения - все ситуации, субъективно переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые, глубоко ранящие. Объективная оценка взрослого в данном случае может сильно отличаться;

 - депрессивные состояния с переживаниями безнадёжности, безысходности, брошенности, ненужности, одиночества;

 - крушение романтических отношений, разлука или ссора с друзьями;

 - неприятности в семье; - проблемы с законом; - запугивание, издевательства (буллинг) со стороны сверстников;

- неспособность справиться с учебной программой, разочарование успехами в школе; - нежелательная беременность, аборт, заражение болезнью, передающейся половым путем; - переломные моменты жизни; - внезапное заболевание, ведущее к нарушению привычной жизнедеятельности;

 - распад семьи, развод или уход одного из родителей из семьи, смерть одного из членов семьи;

 - употребление алкоголя, ПАВ. Поведенческие симптомы наличия суицидальных намерений у подростка - Депрессивная симптоматика (ухудшение сна, аппетита; вялость, апатия; потеря интереса к занятиям, раньше доставлявшим удовольствие; нехарактерное снижение активности); - резкое снижение успеваемости;

 - ухудшение поведения в школе, нарушение дисциплины, пропуски занятий, прогулы; - увеличение потребления (или начало потребления) табака, алкоголя или наркотиков; - высказывания о нежелании жить, прямые или косвенные: «Скоро это все закончится», «Хорошо бы заснуть и не проснуться» и т.п. - заинтересованность темой смерти;

- подготовка к совершению попытки (сбор таблеток, изучение информации о способах самоубийства); - символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей);

 - сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве;

 - другие резкие изменения в поведении. Факторы, обеспечивающие защиту от суицидального поведения

 а) Семья: хорошие, сердечные отношения, поддержка со стороны родных.

 б) Личностные факторы: развитые социальные навыки; уверенность в себе; умение обращаться за помощью к окружающим при возникновении трудностей; открытость к мнению и опыту других людей, к получению новых знаний; наличие религиознофилософских убеждений, осуждающих суицид.

 в) Социально-демографические факторы: социальная интеграция (включенность в общественную жизнь), хорошие отношения в школе с учителями и одноклассниками

Как построить разговор с ребёнком, находящимся в кризисном (тяжелом эмоциональном) состоянии.

Основная задача педагога при разговоре с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии, – первичное прояснение ситуации и мотивирование на обращение к специалисту (школьному педагогу-психологу, иным специалистам).

В задачи педагога не входит оказание психологической помощи; однако при возникновении ситуации суицидального риска (в т.ч. при суицидальной попытке) на территории школы педагог может оказаться единственным наиболее близким обучающемуся взрослым человеком и должен будет предпринять действия по снижению суицидального риска. Для таких случаев ниже описаны основные принципы и примеры построения беседы с человеком, находящимся в кризисном (тяжёлом эмоциональном) состоянии.

Основные принципы разговора с человеком, находящимся в кризисном состоянии

 - Постараться нормализовать собственное эмоциональное состояние: исключить у себя панику и другие осложняющие реакции.

 - Уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, расположившись удобно, без напряжения напротив него (не через стол).

 - Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет. В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы, не выполнять какие-либо «попутные» дела.

- Учитывать, что нотации, уговаривания, менторский тон речи не эффективны и вредны (это лишь убедит подростка, что взрослый, который с ним разговаривает, его не понимает).

- Нельзя приглашать на беседу подростка через третьих лиц (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи). При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни продолжался).

 - Дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

Примеры ведения диалога с человеком, находящимся в кризисном состоянии

 

Если подросток говорит:

Рекомендуемые варианты ответа:

Не рекомендуемые варианты ответа:

«Ненавижу учебу, школу, учителей и т.п.»

- «Кто в твоей жизни сейчас наиболее важен и дорог?» - «Что ты хочешь делать, когда это чувствуешь?...»

- «Когда я был в твоем возрасте...» - «Да ты просто лентяй!»

«Все кажется таким безнадежным...»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь»

«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

- «Кому именно?»

- «На кого ты обижен?» - «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит».

«Не говори глупостей. Давай поговорим о чём-нибудь другом»

«Вы не понимаете меня!»

«Что я сейчас должен понять. Я действительно хочу это знать»

- «Кто же может понять молодежь в наши дни?» - «Я очень хорошо тебя понимаю»

«Я совершил ужасный поступок...»

«Давай сядем и поговорим об этом»

«Что посеешь, то и пожнешь!»

«А если у меня не получится?...»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»

«Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!»

Структура разговора и примеры фраз для первичного прояснения намерений и оказания эмоциональной поддержки

 1) Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;

 2) Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что не хотелось жить/хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»

3) Активное слушание. Пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я понял(а), что …?»

 4) Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Чтобы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»

 5) Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

Инфраструктура услуг, оказываемых населению бюджетными организациями (в т.ч. при кризисных и чрезвычайных ситуациях)

Бесплатные анонимные Телефоны доверия

Всероссийский Детский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно) 8-800-2000-122. Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей.

Горячая линия «Дети Онлайн» (бесплатно, с 09-00 до 18-00 по рабочим дням) 8-800- 250-00-15.

Консультирование по вопросам: как оградить детей от негативного контента, преследования, шантажа, домогательства в Интернете. ∙ Горячая линия Центра экстренной психологической помощи МЧС России (бесплатно, круглосуточно): 8 (499) 216-50-50 (при звонке из другого города или страны оплачивается междугородняя связь).

 Психологическое консультирование взрослых по различным вопросам: острые кризисные ситуации, вопросы личностного развития, семейные или профессиональные проблемы.8 (812) 708-40-41 

Работает круглосуточно. Телефон экстренной психологической помощи для детей и взрослых 
Помощь в семейных проблемах, проблемах в отношениях в школе, со сверстниками, с родителями. Телефон работает круглосуточно в режиме двух каналов, его работу обеспечивают консультанты, имеющие специальную подготовку.  8 (812) 322-94-07 
Ежедневно 
с 10.00 до 20.00 

Кризисная Служба, телефон доверия "Душевный разговор" 
Помощь в ситуациях психологических кризисов. Служба предоставляет возможность анонимной телефонной беседы с квалифицированным психологом. 

Психотерапевтический центр Петербурга

С пациентом работают врачи-психотерапевты, медицинские психологи и специалисты по социальной работе. 
Лечение предполагает медикаментозные программы, групповую психотерапию, тренинги. Помощь оказывается совершеннолетним петербуржцам из любого района города.

Адрес: Канонерская ул., 12.
Для записи на первый прием позвонить по телефону 714-34-14

Часы работы: понедельник-пятница с 9.00 до 21.00

МЧС России Единый номер спасения:

 112 ∙ Центр экстренной психологической помощи МЧС России г. Москва, Угловой переулок д. 27 стр. 2, тел: 8 (499) 216-50-53 Оказание экстренной психологической помощи населению, пострадавшему при чрезвычайных ситуациях. Оказание экстренной психологической помощи осуществляется в ходе проведения эвакуации пострадавших, в пунктах временного размещения, сопровождения массовых и траурных мероприятий, в том числе при проведении процедуры опознания.

 Следственный комитет Российской Федерации

 8-800-200-19-10–телефонная линия «Ребенок в опасности» Предназначен для обращений по вопросам защиты прав несовершеннолетних. Является бесплатным для звонков из г. Москвы и регионов Российской Федерации. Режим работы: круглосуточно

Рекомендуемая литература

1. Бебик М.А., Бирюкова И.В., Варга А.Я., Вроно Е.М. и др. Азбука чувств. – М: Луч, Центр развития межличностных коммуникаций, 2015 – 200 с.

2. Бебчук М.А., Басова А.Я., Безменов П.В., Рытик Э.Г., Северина Ю.В., Залманова С.Л. Особенности суицидального поведения подростков: в помощь работнику образовательной организации. Методические рекомендации/ ГБУЗ «НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ». М.: 2019 г. – 55 с.

3. Вихристюк О.В. Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? / под ред. Вихристюк О.В., – М.: МГППУ, 2013 – 67 с.

4. Вроно Е.М. Поймите своего ребенка. — М.: Дрофа, 2002. — 224 с. — (Серия «Дрофа» родителям»).

5. Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства подростков. Руководство для подростков. М., Академический проект, 2001 г., – 40 с.

6. Всемирная организация здравоохранения. Превенция самоубийств: руководство для учителей и других работников школ. Перевод: Одесский национальный институт им. Мечникова. Одесса, 2007 – 25 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для педагогов и родителей. Профилактика суицидального поведения подростков.

Материал включает в себя понятийный апарат по суицидальномцу поведению и методические рекомендации педагогам и родителям по профилактике отклоняющегося поведения....

Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения обучающихся образовательных организаций

Методические рекомендации адресованы педагогам - психологам, социальным педагогам....

Перечень законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих профилактику суицидального поведения обучающихся Конституция Российской Федерации (статьей 20 устанавливается общеконституциональное право любого человека на жизнь).

Переченьзаконодательных и нормативных правовых актов, регулирующих профилактику суицидального поведения обучающихсяКонституция Российской Федерации  (статьей 20 устанавливается общеконституционал...

Информация об организации работы по профилактике суицидального поведения

Опасность суицида велика для подростков: взрослый человек обычно лучше понимает, что делает. В жизни человека есть опасные периоды, когда над ним сгущается тьма. Если человеку удастся вырваться из неё...

Многоуровневая модель суицидальной превенции. План программных мероприятий по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних на 2019-2020 учебный год

В настоящее время проблема противоправного поведения в детской и подростковой среде остается актуальной и насущной. Сменяется вектор девиаций: от злоупотребления алкоголем к уходу от реальности в вирт...

ПАМЯТКА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Памятка для классных руководителей, воспитателей по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних...